9 вопросов о том, как генетика влияет на развитие и обучение детей

Наследуется ли интеллект детьми

Как укрепить нервную систему и психику ребенка?

Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:

  • Не решайте никаких проблем в присутствии ребенка – чего бы они не касались.
  • Не разговаривайте громко и не проявляйте агрессию ни к кому. Даже если ваша кошка или собака дома нагадили, не кричите, а ведите себя спокойно и уравновешенно.
  • Показывайте на личном примере своему малышу, каким должен быть у него режим дня и рацион. Ешьте все то же самое, что даете ему, спите с ним в одном режиме, гуляйте, занимайтесь, ведите активный образ жизни, но не в одиночку, а вместе со своим ребенком.
  • Давайте ему народные успокоительные отвары – это валериана, мята, пустырник. Не используйте седативных средств, потому что они, кроме привыкания, ничего хорошего вашему ребенку не принесут.

Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных

Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.

Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:

  • физический облик,
  • цвет волос,
  • физические данные;
  • группу крови и резус-фактор,
  • задатки способностей;
  • программирует также свойства нервной системы,
  • свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.

4 стр., 1603 слов

Психологическая характеристика человеческих способностей

… и специальные. 4 Психологическая характеристика человеческих способностей Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти … который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с …

Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом. Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.

Роль воспитания

Неужели гены гарантируют одаренность? Вернемся к Дарвинам. Независимо от того, какие гены передались от отца к сыновьям, Дарвины имели семейное окружение и образование, которым другие британские подданные могли лишь позавидовать.

Исследования подтверждают: воспитание, образование и специальная подготовка, которую получил Чарльз, типичны для гениев. — Источник

Отец Чарльза, Роберт Дарвин, был известным физиком, а также богатым и прозорливым инвестором с внушительным состоянием. Он начал заниматься медициной в престижном Эдинбургском университете, а потом был отправлен в Нидерланды, в старейший Лейденский университет, получать ученую степень доктора медицины

В возрасте двадцати лет Роберт сделал важное научное открытие. Свое исследование он опубликовал в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society («Философские труды Королевского общества»), а через два года был избран членом этого общества

Заслужив себе репутацию и заработав состояние, Роберт женился на любимой дочери близкого друга своего отца и известного производителя керамики Джозайи Веджвуда, чьи классические вазы, чайники, чашки и тарелки и сейчас выставлены во многих музеях мира. У Роберта и Сюзанны родились шестеро детей, среди которых и сын Чарльз. Нужно ли говорить, что у Роберта хватило средств, чтобы отправить двоих сыновей в лучшие университеты, где они учились у лучших преподавателей?

Факторы психического развития ребенка

Одним из важных теоретических понятий, связанных с нервно-психическим развитием, являются факторы, которые способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития человека.К факторам психического развития относятся:

  • наследственность (биологический фактор);
  • среда (социальный фактор);
  • активность развития;
  • воспитание и обучение.

Отечественные ученые считают, что в наследственности имеют значение два фактора — темперамент и врожденные способности. Естественно, что разные детские организмы развиваются по-разному, им соответствуют различные типы центральной нервной системы. Сильная и мобильная нервная система с преобладанием процессов возбуждения дает холерический темперамент, при равновесии процессов возбуждения и торможения — сангвинический и т. д. Разные способности развиваются в познавательной и конструктивной деятельности.Среда обитания или ареал природной зоны влияет на психическое развитие ребенка не напрямую, а через традиционные в данной природной зоне разновидности трудовой деятельности и культуры, педагогической системы воспитания подрастающего поколения, переходя соответственно в непосредственную сферу влияния — социальную среду, которую составляют общество, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, ближайшее окружение: родители, члены семьи, воспитатели, педагоги, сверстники.Составляющие механизма психического развития ребенкаКризис развития — радикальные изменения в личности ребенка в период его становления как человека, члена окружающего социума. Главное в каждом кризисе — это перестройка внутреннего переживания, осуществляющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и посылов, двигающих его поведением.Противоречия, составляющие суть кризиса, протекают в острой форме, порождая сильные эмоциональные реакции и нарушения в поведении и взаимоотношениях с взрослыми и реже сверстниками.Выделяют кризисы:

  • новорожденности;
  • кризис 1-го года;
  • кризис 3-х лет;
  • кризис 7-ми лет;
  • кризис полового созревания.

Кризисные периоды чередуются с этапами спокойного, стабильного развития. Понятие благоприятной фазы развития: сроки, когда рациональнее всего начинать обучение или проведение тех или иных воспитательных мероприятий, моменты, на протяжении которых наиболее отчетливо воздействуют на формирование нервно-психического развития ребенка как положительные, так и негативные факторы внешней среды. Это связано с созреванием центральной нервной системы, переходом развития поведения на качественно новый уровень и наличием новых побудительных установок.Основные виды ведущей деятельности:

  • непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослым, хватание (от рождения до 1 года);
  • предметно-манипулятивная деятельность (от 1 до 3-х лет);
  • игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра (дошкольный возраст);
  • учебная деятельность (младшие школьники);
  • общение в разных видах деятельности (труд, спорт, отдых, учеба) — подростковый возраст.

Секс

Пол ребенка — еще один важный фактор, влияющий на физический рост и развитие ребенка. Мальчики и девочки растут по-разному, особенно в период полового созревания. Мальчики, как правило, выше и физически сильнее девочек, однако девочки быстрее растут в подростковом возрасте и превосходят мальчиков, которые достигают зрелости в течение более длительного периода времени. Физическая структура их тел также имеет различия, которые делают мальчиков более спортивными и пригодными для физических нагрузок. Их темпераменты также различаются, заставляя их проявлять интерес к разным вещам.

Семейное влияние

Семьи оказывают наибольшее влияние на воспитание ребенка и определяют пути их психологического и социального развития. Будь они воспитаны родителями, бабушкой и дедушкой или приемными семьями, они нуждаются в базовой любви, заботе и вежливости, чтобы развиваться как здоровые люди. Наиболее позитивный рост наблюдается, когда семьи тратят время, энергию и любовь на развитие ребенка, например, на чтение, игру с ними и глубокие содержательные беседы. Семьи, которые жестоко обращаются с детьми или пренебрегают ими, могут отвлечь их от позитивного развития. Эти дети могут в конечном итоге стать людьми, которые имеют плохие социальные навыки и испытывают трудности со связью, будучи взрослыми. Вертолетное воспитание также имеет негативные последствия, так как делает детей зависимыми от родителей даже в юном возрасте и не в состоянии самостоятельно справляться с трудностями в жизни.

Варианты развития дошкольников

Выделяется 5 разновидностей развития дошкольников:

Социально-коммуникативное развитие. Как ребенок общается с другими детьми, со взрослыми, с родителями, воспитателями, незнакомыми людьми. Как он с ними взаимодействует.
Речевое развитие. Очень многие дети имеют несформированную речь. Это может случиться по разным причинам, но такому ребенку точно будет непросто взаимодействовать с другими детьми, а значит, развиваться в социальном плане.
Художественно-эстетическое развитие. На него большое влияние оказывает участие ребенка в театральных представлениях, ролевых играх.
Физическое развитие. Дети сейчас больше сидят, чем двигаются, а это для них очень вредно. В 3-4 года формируется осанка, стопа. И для того, чтобы они сформировались правильно, ребенка необходимо заинтересовать (не заставить, а именно заинтересовать!) двигательной активностью. Одной мелкой моторики недостаточно, нужны также и «большие» движения.
Познавательное развитие

Включает в себя память, внимание, мышление, восприятие, моторику, речь и организацию деятельности.

Произвольная регуляция и организация деятельности – это:

умение воспринимать, понимать и удерживать в рабочей памяти вербальную «инструкцию»;
умение сконцентрировать внимание и не отвлекаться какое-то определенное время;
умение контролировать ход выполнения работы;
умение попросить помощи, если непонятно;
умение завершить работу (сравнить задание с результатом).

Что за «инструкция»? Например, мы просим ребенка сложить пирамидку. Это плохая «инструкция» для пятилетнего. Как ее сложить? По цветам, по размерам? Если по цветам, то по какому принципу? И так далее. Также в «инструкции» не должно быть непонятных ребенку слов. Если ребенку меньше 6 лет, ему стоит не только сказать словами, но и показать на примере, как надо делать. Кому-то будет достаточно одного раза, чтобы потом самому сложить пирамидку, кому-то понадобится несколько раз. Это тоже зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Основные закономерности развития у всех детей одинаковы. Это этапность (все дети проходят через все этапы, и ни один нельзя проскочить) и гетерохромность (все органы и системы организма развиваются неравномерно).

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Биологический фактор: наследственность

Определение 2

Наследственность – биологическое свойство организма передавать от родителей к детям определенные особенности и качества.

Основными носителями наследственности являются гены. Именно наследственность обуславливает то общее, что делает человека человеком, и в тоже время отличает людей между собой.

По наследству могут передаваться:

  1. Видовые признаки человека, как представителя своего рода
  2. Физические особенности свойственные человеку в зависимости от расы, пола, национальности и т.д.
  3. Физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, резус-фактор и т.д.)
  4. Строение нервной системы и ее особенности
  5. Аномалии организма
  6. Предрасположенность к ряду заболеваний, имеющих наследственный характер

Наследственность необходимо отличать от врожденных особенностей человека, которые связаны с изменениями генотипа, произошедшего в результате неблагоприятных жизненных условий.

Одним из важнейших вопросов, касающихся развития личности является вопрос наследственности готовых способностей к определенному виду деятельности или же наследуются только задатки. То есть, что наследуется способности или задатки? В настоящее время установлено, что наследуются только задатки.

Определение 3

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма человека, которые являются предпосылками развития у него способностей.

По своей сути, задатки обеспечивают предрасположенность к занятию той или иной деятельностью.

Принято различать два вида задатков:

  1. Общечеловеческие – присущи конкретно человеческому виду (строение мозга, нервной системы и т.д.).
  2. Индивидуальные – присущи определенному человеку (умственная работоспособность, строение анализаторов, коры головного мозга, отдельных органов и т.д.)

Определение 4

Способности – это индивидуальные особенности личности человека, которые являются субъективными условиями успешности осуществления различных видов деятельности

Способности отражаются быстротой, глубиной и прочностью овладения определенными приемами и способами деятельности.

Замечание 1

Высший уровень развития способностей – это гениальность и талант

Способности являются прижизненными образованиями, которые формируются на протяжении всей жизнедеятельности человека. Необходимо понимать, что наследуются только задатки, которые человек уже в процессе воспитания и обучения развивает или нет.

Таким образом, задатки являются индивидуально-природной основной способностей. Однако они недостаточны для полноценного развития способностей. Необходимо присутствие соответствующих внешних условий и адекватной самостоятельной деятельности.

Неразвитость определенных способностей, не говорит о том, что у личности нет для этого задатков, это может говорить о том, что не достаточно было направлено сил и стараний на их развитие.

В настоящее время основное внимание со стороны современной педагогики, направлено на выявление у человека, в первую очередь, специальных задатков. Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности

Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности.

В качестве специальных задатков можно назвать музыкальные, художественные, лингвистические, спортивные и т.д.

В процессе исследования специальных задатков, было установлено, что люди, которые ими обладают, достигают высоких результатов и продвигаются быстрыми темпами в определенных видах деятельности.

Специальные задатки могут проявляться у человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте, важным фактором их проявления является создание необходимых условий.

Таким образом, специальные задатки наследуются из поколения в поколение. Примером тому могут быть семьи музыкантов, актеров, художников и т.п.

Мифы о развитии дошкольника

И в конце следует немного сказать о трех очень популярных мифах развития современного дошкольника и развенчать их.

Миф первый: «окно развития» ребенка закрывается в дошкольном возраста (в 4-6 лет). В 60-е так действительно думали, хотя даже тогда ни один специалист прямым текстом этого не говорил. На самом деле, все наоборот: ресурс мозга увеличивается, причем постоянно, на протяжении всей жизни. Если человек в 80 лет получает новую нестандартную задачу, в его мозгу появляются новые нейронные связи. На сегодняшний день даже в первый час после инсульта опытные логопеды могут помочь человеку полностью восстановить речь.
Миф второй: современные дети развиваются быстрее, у них более высокий интеллект. Дети развиваются точно так же, как и раньше, приблизительно с той же скоростью. Все зависит только от того, как с ними работают. Если взаимодействовать с ребенком, разговаривать с ним, заинтересованно слушать его, процесс развития идет несколько быстрее. Но так было всегда.
Миф третий: читать и писать дети должны научиться как можно раньше

Самый эффективный этап обучения письму и чтению – 6-8 лет, когда формируется избирательное внимание. Кроме того, только к 6-7 годам ребенок начинает дифференцировать зрительные стимулы

Подготовку можно начать и раньше: в 5 лет ребенок вполне способен научиться писать печатные буквы, правильно держать ручку, тетрадь, правильно сидеть.

В итоге, все сводится к тому, что если ребенок готов чему-то учиться, если его этим увлекли, если его хвалят, и он чувствует, что преуспевает, смело учите его этому. Если не давить, развитие будет проходить плавно и естественно.

Ребенок в 3 месяца: физическое развитие и психология

Мифы детей и родителей

Правильное развитие ребенка в 5 месяцев

Мне нравитсяНе нравится

Детально о книге

Предположим, что вы родитель малыша от 0 до 5 лет. Или же вы на стадии планирования ребёнка. Или, возможно, вы как раз сейчас находитесь в ожидании рождения вашего сына или дочери. В любой из трёх этих ситуаций данная книга подходит для вас. 

Преимуществом этой книги является то, что она строго научная: выводы автора основаны на новейших достижениях нейрофизиологии и биологии и раскрывают то, как происходит внутриутробное развитие малыша, а также формирование его мозга в первые 5 лет жизни. Однако не спешите пугаться: такая высокая научность вовсе не значит, что вам нужно быть академиком, чтобы прочитать её. Медина умеет подать информацию таким образом, что она будет интересна даже самым далёким от науки людям.

Давайте рассмотрим несколько советов, которые приводит в «Правилах развития мозга вашего ребёнка» Джон Медина.

Дайте имена чувствамИз книг о семейной педагогике многие родители знают, как важно развивать эмпатию, эмоциональный интеллект ребёнка, говорить с ним о переживаемых чувствах. Говорит об этом и Джон Медина

Однако он акцентирует внимание на том, что важно именно давать имена каждому чувству ребёнка, называть их ему, чтобы каждое из них он знал в лицо

Почему необходимо это делать? Автор ссылается на исследование Кэррола Изарда — оно показало, что в семьях, где с детьми никто не занимается такой практикой, их вербальные и невербальные системы остаются несколько обособленными друг от друга или же развиваются неправильно. Проще говоря, жизнь ребёнка просто-напросто превращается в постоянную какофонию из неопределённых эмоций, которые он не умеет распознавать.

Как правильно ссориться?Порой между взрослыми людьми случаются конфликты. Родители знают, что если ребёнок стал свидетелем ссоры, это может плохо сказаться на его психике. Но мало кто из взрослых понимает, что совсем крошечные дети, не достигшие даже полугода, способны осознавать, что атмосфера в их семье накалилась. Такие результаты дало одно из последних нейропсихологических исследований.

Как же правильно ссориться, чтобы для ребёнка это был меньший стресс? Если у вас с супругом случился конфликт, важно, чтобы примирение состоялось на глазах у вашего чада. В таком методе есть существенный положительный момент: благодаря ему дети усваивают, как правильно мириться и честно, не манипулятивно выходить из конфликтов

Скажи мне, кто твой другКонечно, все родители стремятся вложить в головы своих детей самые правильные знания, навыки, идеи и ценности, особенно в ранние годы. Но так ли это эффективно? Не так давно исследователи сделали официальное заявление о том, что сильнейшее влияние на формирование детей дошкольного возраста оказывают их сверстники, особенно того же пола, что и они сами. Это влияние может быть даже сильнее, чем родительское. 

Данная теория вызвала вполне объяснимый резонанс, но в то же время к ней имеет смысл прислушаться: окружение действительно очень сильно влияет на наших детей. Иногда даже сильнее, чем мы привыкли думать. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос счастливым — расскажите ему, как важны люди в его жизни, как завести друзей и успешно с ними общаться.

Преимущество данной книги в том, что она будет одинаково интересна и полезна как мамам, так и папам, а ещё бабушкам, дедушкам, тётям, дядям, воспитателям и всем, кто постоянно контактирует с маленькими детьми. Несмотря на научность, фактическую доказанность доводов и отсутствие воды, книга написана мягким и понятным языком, а текст иногда разбавляется уместными шутками автора. Это отличное пособие для тех, кто хочет самого лучшего для своего малыша и желает узнать побольше о том, как вырастить его благополучным и гармоничным человеком.

Проблема движущих сил психического развития в отечественной психологии

Определение 2

Движущие силы – это факторы, определяющие поступательное развитие ребенка и являющиеся его причинами.

К ним, прежде всего, относятся потребности ребенка, его мотивация, внешние стимулы общения и деятельности, а также те цели и задачи, которые ставят взрослые в воспитании и обучении.

Каждый ребенок развивается в определенных условиях, его окружают те или иные предметы материальной и духовной культуры, конкретные люди с их взаимоотношениями – всё это составляющие условия психического развития.

Рисунок 1. Движущие силы психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, к условиям развития относятся внешние и внутренние постоянно действующие факторы. Они направляют ход развития, формируют динамику и определяют конечные результаты.

Условия оказывают влияние на психическое развитие ребенка и на его индивидуальные особенности.

Психологическое пространство с элементами определенного качества является областью психического развития – это психофизическая область, психосоциальная, когнитивная.

К биологическим факторам относятся наследственные и врожденные свойства организма. Организм человека обладает свойством в ряду поколений повторять сходные типы обмена веществ и в целом индивидуального развития – это наследственность. Ребенок, прежде всего, по наследству получает человеческие особенности строения нервной системы, органов чувств, головного мозга. Врожденность – это тоже биологический фактор. Однако не всё то, с чем ребенок рождается, является наследственным.

Таким образом, рождение ребенка с присущими ему человеческими особенностями строения, определяет биологический фактор, хотя при рождении люди имеют биологические различия. Однако нормальный ребенок способен обучиться всему, его биологические особенности являются природной основой.

Сущностью являются социально-значимые факторы – это социальная среда, обучение, воспитание, социализация. Социальная среда – это общественная ситуация, окружающая человека, материальные и духовные условия, необходимые для его существования.

На развитие психики ребенка свое влияние оказывает и природная среда – это климатические и природные условия, хотя их влияние косвенное.

Для психического развития ребенка важна его жизнь в обществе людей. Что касается воспитания и обучения, то они рассматриваются как целенаправленный процесс, при котором социальные институты оказывают свое влияние и через них ребенок усваивает нормы и правила общества.

Если рассматривать воспитание и обучение как спонтанный процесс, тогда ребенок усваивает эти нормы через наблюдение за межличностными отношениями окружающих его людей. Оба эти понятия нельзя отделить от понятия «социализация», через которую происходит усвоение всех установок, обычаев, мнений, жизненных ценностей, ролей и ожиданий, принятых в конкретной социальной группе.

Психологи сегодня ищут ответ о соотношении биологического и социального в развитии, что предопределяет процесс развития ребенка наследственность или окружающая среда.Поиск ответа привел к теории конвергенции этих факторов. Основоположником данной теории стал В. Штерн, который считал, что оба фактора в равной мере отвечают за психическое развитие.

Замечание 2

Таким образом, психическое развитие по В. Штерну, является результатом конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни ребенка.

Движущие силы развития личности

Движущей силой развития личности являются противоречия и другие формы психологических феноменов, провоцирующих индивида к самосовершенствованию, к работе над собой. Таким феноменом может служить конфликт между вновь образовавшимися у человека потребностями и отсутствием у него возможности их удовлетворения.

Противоречия могут возникать между:

  • имеющимися способностями и потребностями более высокого порядка;
  • поведением и сознанием;
  • старыми формами взаимоотношений и новыми духовными потребностями;
  • возрастными изменениями физических способностей и их несоответствием привычному образу жизни.

Противоречия подталкивают индивида к деятельности, позволяющей выработать нужные ему свойства и качества личности. Человек активно стремится поменять что-то в своем характере, поведении, образе жизни. Наличие желаний стимулирует постановку и достижение целей. Ради этого человек может поменять социальное окружение, географическое положение, работу, получить дополнительное образование, сменить социальный статус (создать семью, подняться по карьерной лестнице), заняться спортом, избавиться от вредных привычек и приобрести полезные привычки, навыки и умения.

В случае, когда возрастные изменения меняют физические способности не в лучшую сторону, человек вынужден пересмотреть свой привычный образ жизни и найти новые способы самореализации (например, сменить активные занятия спортом на развитие духовного начала или повышение уровня интеллекта и образованности).

Понятие и виды факторов, оказывающих влияние на развитие личности

Определение 1

Фактор – причина, движущая сила процесса или явления.

Факторы, оказывающие влияние на развитие личности человека принято подразделять на:

  1. Биологические — наследственность
  2. Социальные – среда и воспитание
  3. Внутренние – личная активность человека, которая порождается интересами, противоречиями и иными мотивами, направленным на самовоспитание и деятельность в обществе.
  4. Внешние – к ним относятся социальная и природная среда, то есть понимается как воспитание в широком смысле.

Таким образом, на развитие личности оказывает влияние совокупность разнообразных факторов, каждый из которых индивидуален по своему содержанию.

Факторы развития личности

Современной науке личность представляется неделимой совокупностью ее биологической и социальной сущностей. Процесс развития личности завязан на единстве физических и психических особенностей человека, условий его социального окружения и стремления к саморазвитию и совершенствованию. Факторы развития личности — это движущие силы, которые способствуют развитию индивида во всех жизненных сферах.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Опираясь на эти определения, выделяют три основных фактора, от согласованности воздействия которых зависит итоговый результат развития личности:

  • наследственность;
  • воздействие среды;
  • обучение и воспитание.

Наследственность

Наследственность — это передача на генетическом уровне от предков потомству определенных признаков и особенностей вида.

Это могут быть как отличительные черты сложения и внешнего вида, так и психические особенности, генетические заболевания. Также на генном уровне может передаваться предрасположенность к развитию тех или иных способностей. Природные данные человека предопределяют лишь общее направление вектора его развития.

Пример

Хороший музыкальный слух дает человеку возможность стать композитором, музыкальным исполнителем или певцом любого жанра, но не гарантирует, что он будет заниматься музыкой на профессиональном уровне. Выберет ли этот человек музыкальную карьеру, зависит от наличия равноценных способностей в другой области, личного примера близкого окружения (дети музыкантов чаще выбирают тот же путь самореализации), создание оптимальных условий для развития данной способности.

Воздействие среды

Следует учитывать характер воздействия среды, как сложной системы сложившихся извне обстоятельств, и активность реакции личности в ответ на это воздействие. Личность сама по себе играет важнейшую роль в характере проявления как внутренних, так и внешних воздействий на человека со стороны среды.

Существенные социальные обстоятельства:

  • макросоциальная среда (характеризуется уровнем развития общества, его социальным строем, воздействием на индивида общественных институтов);
  • микросоциальная среда (социальная группа, коллектив, обеспечивающие взаимодействие и общение субъекта с другими индивидами);
  • искусственная среда обитания (современные технологии, техника, информационная среда — телевидение, интернет).

Обучение и воспитание

Воспитание — мощнейший фактор развития личности, способный корректировать в нужную сторону негативное влияние наследственности и среды. В отличие от последних, воспитание воздействует на человека на сознательном уровне и требует его осознанного участия в процессе формирования личности.

Обучение способствует интеллектуальному и творческому развитию, овладению знаниями и полезными навыками, формированию определенного мировоззрения, тяги к познанию.

Роль генов

Доказано, что у людей есть 15 млн. парных нуклеиновых оснований ДНК, которые отличают одного человека от другого. Они очень важны.

По мнению ученых, генетика играет важную роль в формировании интеллекта – наследование происходит более, чем в 50% случаев. Этот вывод подтверждается различными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, сосредоточенными, в основном, на близнецах. Ученые выяснили, что дети, не жившие с биологическими родителями с рождения, в плане интеллекта очень на них похожи. В этих ситуациях воздействие окружающей среды – вторичное, усыновленные дети интеллектуально не похожи на своих приемных родителей.

Но все еще речь идет о 50% случаев. Что, если за разум у других 50% людей отвечают не гены? Как тогда передается интеллект от родителей к детям? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые ищут конкретные гены, ответственные за наследственность интеллекта. Они обнаружили, что в этом процессе участвуют сотни, возможно, тысячи генов. Каждый из них вовлекается определенным, иногда минимальным способом, но, несмотря на это, он крайне важен. В ходе недавних исследований из огромной группы удалось идентифицировать гены, объясняющие еще 5% различий, проявившихся в тестировании интеллекта. Осталось еще 45%.

Продвигаясь вперед, исследователи приходят к другим интересным выводам. Например, было показано, что влияние генетического фактора на интеллект увеличивается с возрастом. В то время, как у малышей наследование проявляется примерно в 20%, в возрасте около 10 лет это количество составляет уже 40%, во взрослом возрасте – до 60%. Следовательно, наследование интеллекта от родителей происходит одновременно со способностью получать знания и опыт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: