Лучшие книги для малышей от 2 до 4 лет

Раннее развитие или как сделать детство ребенка ярким?

Учимся играючи

Игра — это ведущая деятельность для дошкольника, поэтому эффективнее всего вводить игровые элементы во многие повседневные задачи: «кто быстрее уберёт игрушки», «а ты умеешь собирать пирамидку?». Кроме того, полезно отыгрывать ролевые модели: «Давай поиграем в школу: я учитель, а ты ученик» — и меняться ролями. 

Подытожим: подготовка к школе — это непрерывный процесс, и каждая минута, проведённая ребёнком с пользой, пополняет копилку необходимых знаний, умений и навыков. Важны не только целенаправленные занятия, но и общение, совместное времяпрепровождение, а также самостоятельные поиски и занятия ребёнка, игры, рисование и даже просмотр мультфильмов. Всё это помогает подготовиться к школе, а что ещё важнее — к жизни.

Кому точно не стоит ходить на «развивашки»

Есть две причины, когда действительно лучше отказаться от развивающих занятий.

  1. Их нет поблизости. Долгая дорога до развивающего/спортивного центра утомляет ребенка и сводит на нет практически всю пользу от занятий. Комфортный максимум для малыша – не более 20 минут дороги до и после центра.
  2. Мама не в ресурсе. Если каждое занятие превращается в пытку (потому что мама устала, не выспалась или у нее банально нет времени из-за работы или домашних дел), то от кружков ребенка лучше отказаться. Правило то же, что и в самолете: сначала надеть маску на себя, потом на ребенка. Комфорт и ресурсное состояние мамы важнее возможной пользы от занятий, в противном случае, как бы мама ни старалась быть лучшей и правильной, бессознательный негатив все равно будет фонить и перекрывать все успехи ребенка. Малышу же намного важнее счастливая и веселая мама, чем количество посещенных им клубов и центров.

И не забывайте: у ребенка в любом возрасте должно быть время, когда он предоставлен сам себе. Перестройте его режим дня так, чтобы у него была возможность переработать полученные знания: построить башенку, как показывал педагог, попрыгать, покувыркаться. Самостоятельное повторение навыков – показатель гармоничного развития ребенка.

«Школьная зрелость»

Чтобы не навредить ребенку, сделав неверный выбор, следует правильно оценить степень его «школьной зрелости», которая складывается из нескольких компонентов:

уровень подготовки — умеет ли малыш читать и писать, аккуратно ли раскрашивает и рисует, насколько развита мелкая моторика (лепка, обращение с ножницами, нанизывание бусин и пр.);самостоятельность — способен ли он без помощи взрослых аккуратно одеться (пригодится после уроков физкультуры), содержать рабочее место в порядке, отпрашиваться и в одиночку ходить в туалет;здоровье — не слишком ли часто ребенок болеет («часто» — это раз в полтора-два месяца), есть ли хронические болезни, в норме ли состояние «трех китов» организма будущего школьника — зрения, позвоночника и желудка, быстро ли устает, нуждается ли в дневном сне;темперамент — непоседлив малыш или усидчив, способен ли сосредоточиться на одном занятии дольше 15 минут, проносится ли вихрем по детской площадке, расталкивая других детей, или предпочитает спокойно играть со сверстниками;мотивация — хочет ли ребенок поскорее сесть за парту, охотно ли отзывается на предложение почитать или решить простой пример, расстраивается ли при мысли о расставании с детсадом.

4 причины начать раннее обучение английскому

По мнению советского психолога Льва Выготского, слишком поздно начатое обучение будет очень трудным и неэффективным для ребенка. Приблизительно обозначив возраст для изучения английского языка в 4–5 лет, приведем несколько доводов, почему стоит это делать.

1. Прекрасная память

В младенческом возрасте у ребенка в основном срабатывала непроизвольная память: когда падаешь – больно. В среднем дошкольном возрасте мозг воспринимает информацию уже структурированно и систематизированно и включается произвольная память. Для того чтобы запомнить что-либо, ребенку необходимо совершить осознанные усилия и приемы. Именно в этом моменте, когда малыш еще не перегружен дополнительной и порой ненужной информацией, он начинает изучать иностранные слова с интересом, постоянно повторяя и схватывая их на лету. Ребенок начинает ускоренно развиваться, и английский язык является частью этого развития.

2. Нет страха перед ошибками

То, что в более сознательном возрасте трансформируется в языковой барьер, отсутствует у детей 4–5 лет. Школьная система оценок им не знакома, родители хвалят за любые достижения – все это приводит к отсутствию страха совершить ошибку, сказать что-нибудь неправильно. Свобода в общении, в запоминании помогает изучать иностранный язык, к тому же у ребенка пытливый ум и гибкая нервная система (преподаватель поправил ошибку – ребенок запомнил, где ошибся).

Свобода в общении и отсутствие страхов – лучшие союзники ребенка при изучении иностранного языка

3. Правильное запоминание на бессознательном уровне

По-другому это называется коммуникативной методикой. Ее используют в работе большинство языковых школ. В детском возрасте эта методика работает в классическом варианте: преподаватель говорит, как правильно, – ребенок запоминает. Методика срабатывает за счет того, что малышу еще не знакомы альтернативные методы обучения или другие системы, – он воспринимает информацию от учителя как единственно правильную. Во взрослом возрасте людям сложнее перестроиться, отпустить предыдущий опыт или сомнения в эффективности.

4. Фонетическое подражание

Ни для кого не секрет, что дети, как попугайчики, прекрасно копируют интонацию и речь взрослых. То же самое применимо и к изучению английского языка. Слушая и подражая интонации преподавателя, ребенок способен быстрее справиться с произношением, постановка которого в более взрослом возрасте является отдельной частью в изучении языка.

Дети взрослым – не игрушка

Теперь – о самом главном. Родители должны очень взвешенно и ответственно подойти к вопросу раннего обучения своего малыша. Прежде всего, нужно ответить себе на вопрос, какова главная цель такой серьезной перестройки? Нельзя обучать малыша исключительно для того, чтобы похвастаться перед друзьями и знакомыми, «утереть нос», выставить ребенка на каком-нибудь семейном торжестве, словно умилительную игрушку. Это – главное «нельзя», без пояснений!

Теперь – другие возможные варианты дальнейшего развития событий в жизни малыша.

Раннее обучение дается ребенку легко и естественно: он окружен близкими людьми, обучается в игре, на сплошном позитиве, в отличие от школьных уроков, где ему придется усваивать новые правила поведения, привыкать к дисциплине и требованиям, к новому окружению и т.д.
В 3 года начинается формирование личности, и этому способствуют индивидуальные занятия, при которых все внимание взрослых сосредоточено на одном ребенке. Он учится в комфортной среде, под одобрительными взглядами любящих взрослых, что упрощает запоминание, стимулирует к дальнейшему усвоению знаний

В классе личностные качества, в какой-то степени, подавляются, чтобы обеспечить порядок и дисциплину на уроке. На перемене, в общении со сверстниками свобода проявления личностных качеств – тоже относительна, так как малыш учится взаимодействию с коллективом, что значительно увеличивает эмоциональную нагрузку, одновременно отвлекая от учебного процесса.
В первом классе освобождается время на выполнение домашних заданий, поскольку программа начальной школы уже усвоена, и ребенка можно обучать дополнительно в музыкальной, художественной, спортивной школе.

Пожалуй, в современных школьных реалиях, другие «плюсы» отыскать сложно, пока в законе не сказано, что обязательное общее образование начинается, ну, хотя бы, с 6 лет. Можно, конечно, организовать одну из форм домашнего обучения, так как велика вероятность, что в первом классе, куда обязательно пойдет ребенок, вряд ли, все первоклашки будут подготовлены так же.

Это означает, что учитель будет занят работой с классом, готовить задания «на среднего ученика», и малышу, усвоившему дома начальную грамоту в 3 года, будет просто скучно и неинтересно на уроках, со всеми вытекающими последствиями. Если отправить его сразу в 3 класс, то «возрастная пропасть» между ним и третьеклассниками, которая в этот период ощущается остро, может стать для малыша непоправимой психологической травмой.

Наконец, родителям стоит задуматься, чем займется ребенок, усвоивший обязательную программу начальной школы раньше остальных детей. Ведь, ему придется создавать и дальше индивидуальные условия для обучения. А вдруг, он в 18-20 лет начнет сожалеть, что лишен воспоминаний о школе и одноклассниках, что его детство было не таким, как у всех? Ведь, время назад не отмотаешь.

Как физиологически обусловлено развитие

С первого дня в мозге ребенка начинают образовываться нейронные связи. Они способствуют закреплению навыка или запоминанию знания. Для каждого нового действия, даже самого мелкого, формируется своя нейронная связь.

Ребенок протягивает руку, чтобы дотронуться до чего-то – новая связь, замерзает и плачет из-за этого – новая связь; видит маму и улыбается – новая связь. Чем больше нейронных связей в мозге малыша, тем быстрее идет развитие и тем более сложные задачи он может решать.

Родители могут провоцировать развитие нейронной сети, если зададутся целью начать раннее развитие крохи. Для этого достаточно постоянно наполнять жизнь ребенка новыми впечатлениями: картинками, музыкой, звуками, ощущениями, разницей температур.

Когда малыш чуть подрастет, в его развитие нужно добавить побольше необычного и неожиданного. Можно рисовать не красками, а крупой на плоских поверхностях; делать поделки из глины и теста. Чем больше разнообразных применений стандартным предметам и понятиям, тем лучше. Таким образом, развитие малыша можно начинать с первых дней, а вот с обучением придется подождать до образования нужного количества нейронных связей.

Существующие методики

На сегодня существует много методик, которые помогают обучать детей в раннем возрасте:

  • Методика Монтессори

    Система самостоятельного обучения. Ребенок развивает свой интерес, познает мир в форме игр. Создательница методики, Мария Монтессори, предлагает детям играть игрушками, которые создавались ею лично. Они развивают мелкую моторику, внимательность, логику, воображение. В детских садах, что работают по этой методике, к каждому ребенку относятся как к отдельной личности.

  • Методика по карточкам Домана

    Этот метод знаменит и шокирует людей своими результатами. Здесь обучение начинается прямо с рождения. Автор системы считает, что мозг малыша лучше развивается только при постоянной работе. Для этого ребенку стоит все время показывать и рассказывать обо всем, что его окружает. Это удобно делать по специальным карточкам. Карточка представляет собой картинку с яркой подписью. Детки, которые с раннего возраста занимались по этой методике, уже к четырем годам умеют хорошо читать, считать и знают по несколько языков.

  • Методика Зайцева

    Направлена на обучение деток чтению и математики. Дети используют специальные кубики со слогами или цифрами, а также другие игрушки и таблицы. Так играя и видя перед собой буквы, ребенок учится составлять слова, прочитать, писать, считать.

  • Методика Никитина

    Ставит своей главной целью не мешать ребенку самостоятельно познавать всё вокруг. Супруги Никитины даже советуют родителям избавиться от манежей и колясок. Детки должны ползать, бегать, везде все открывать и изучать. Задача отца с матерью — сделать так, чтобы нахождение малыша в доме было безопасным.

  • Вальдорфская методика

    Придерживается принципа природного развития ребенка. Используются игрушки из натуральных материалов. С детьми занимаются играми на развитие мелкой моторики, лепкой, а также обязательно музыкой. Здесь нет акцента на письмо и математику.

Есть и другие методики, которые вам нужно тщательно изучить, рассмотреть все плюсы и минусы. Вы можете выбрать всего лишь одну, а можете понемногу взять с каждой, всесторонне обучая малыша.

Когда начинать подготовку к школе?

Обычно подготовка к школе начинается примерно за год до того, как ребенку предстоит пойти в первый класс. Этого времени обычно хватает, чтобы обнаружить пробелы в знаниях, освоить навыки, которые были не очень хорошо сформированы, и морально подготовиться к изменению статуса с дошколёнка на школьника. 

В некоторых случаях можно пройти подготовку к школе в ускоренном темпе, за несколько месяцев. Например, если родители до последнего не знали, отдать ребенка учиться в этом году или в следующем. 

В любом случае, лучше начать подготовку за 2-3 месяца до школы, чем вовсе обойтись без нее. 

— Когда лучше начинать подготовку к школе? 

— Психологи рекомендуют начинать подготовку к школе не раньше пяти-шести лет. В этот период дети особенно любознательны и проявляют желание учиться. 

— А можно ли считать развивающие занятия для малышей определенной подготовкой к школе? 

— Развивающие занятия для малышей в игровой форме стимулируют мышление, память, внимание, воображение. Таким образом у ребенка складывается наиболее полное представление о мире

Все это так или иначе закладывает основы — способ мышления, способность анализировать, выделять важную информацию и усваивать ее — которые в дальнейшем будут необходимы при обучении ребенка.

Определяемся со школой

Задолго до школы важно выбрать форму обучения ребёнка. Школы бывают очень разными

Кроме общеобразовательных, существуют и более индивидуализированные частные или предоставляющие больше свобод онлайн-школы. От выбора школы зависит то, к чему уже сейчас нужно приучать ребёнка:

Вид школы

К чему готовить ребёнка

Вариант подготовки

Общеобразовательная 

Учиться в большом разношёрстном коллективе в условиях строгой иерархии

Пойти в обычный детский сад во дворе и из него — в школу, к которой он относится. Вполне возможно, что в детском саду ребёнок познакомится с будущими одноклассниками и заведёт друзей ещё до 1-го класса

Частная

Учиться в малой группе и по непривычной для других сверстников системе 

Можно подыскать детский сад по той же системе, по которой преподают в интересной частной школе (например, Монтессори, Вальдорф). Также полезно сосредоточиться на развивающих занятиях в малых группах, особенно онлайн 

Онлайн- или домашнее обучение 

Ориентироваться только на себя и развивать сильную самодисциплину

Полезно заниматься с педагогами онлайн, смотреть видеоуроки и развивать навыки дистанционной учёбы

При любом варианте будут полезны курсы подготовки к школе. Например, «Дошкола» ИнтернетУрока обучает ребёнка и необходимым навыкам (таким как чтение, логика, счёт, письмо), и качествам, которые помогут быстрее и гармоничнее адаптироваться в любом школьном коллективе. 

И вместо художника получается солдат…

Второй опасный эффект кружков раннего развития в их режиме. Крайне удручают всевозможные «творческие» занятия, кружки лепки для годовалых, уроки рисования пальцами для полуторалетних. В таком возрасте эта деятельность должна быть свободной. Недавно в одном популярном интернет-сообществе, посвящённом раннему развитию, родители обсуждали проблему: как заставить ребёнка заканчивать занятия лепкой или рисованием по часам, как сделать так, чтобы он потом не бегал по дому с массой для лепки и не мазал краску на обои.

Детям год-полтора, а из них уже делают солдат с режимом. Но дело в том, что творчества по часам не бывает. Это понимала даже советская власть. Она не могла загнать писателей, поэтов, музыкантов, художников, скульпторов и других на работу от звонка до звонка. Но и оставить их публично неработающими тоже не решалась — это стало бы ударом для всей советской трудовой идеологии. Поэтому в стране придумали разнообразные творческие союзы. Они были созданы не только для контроля интеллигенции, но и с целью маскировки их незанятости. Даже Сталин понимал, что художник не будет работать по часам. А наши молодые мамы не понимают.

Сегодня творческие профессии приобрели огромный престиж, потому что впервые, пожалуй, в истории человечества свободный труд, возможность не иметь начальства, право самому распоряжаться собственным временем были открыто объявлены ценностью. Людям свободных профессий общество всегда завидовало, но только сейчас стало делать это открыто. Российские родители делятся на три равные группы: одни хотят сделать из детей чиновников, другие — успешных учёных, а третьи — творческую элиту.

Знайте же, мамы и папы: большого учёного не вырастет без просиживания за книгами до глубокой ночи. Писателя не получится из того, кто в детстве не сидел за своими стихами и первыми рассказами до утра. И не станет художником ребёнок, которому выдают краски строго по часам.

Хотите развить в ребёнке творческие способности? Не ограничивайте его в порыве рисования. И в любом другом порыве. Вопреки обывательскому мнению, художниками становятся не те, с кем с пелёнок регулярно занимаются, но те, кто имел возможность по полдня складывать в коробочку собранные с пола пылинки, кто месил руками грязь или упоенно ловил в траве кузнечиков. Потому что у этих детей развита моторика, работает воображение и им знакомо чувство увлечённого нетерпения.

Детям, которые вместо свободной прогулки рисуют по команде в компании случайных людей кляксы, не знакомо ничего из этого.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

Ранний спорт: когда, зачем и почему

Главное показание к спортивным занятиям в возрасте 2–3 лет – это рекомендация врача. Но если таковой нет (и противопоказаний тоже), то спорт – в любом случае полезен.

Что нужно учитывать при выборе занятий:

  • Желания ребенка. Если мама видит дочку маленькой фигуристкой, а дочке больше всего нравится плескаться в воде, то выбор должен быть в пользу плавания.
  • Темперамент ребенка. Активному малышу спорт (физкультура, акробатика, танцы) всегда пойдет на пользу, даже если у него пока нет желания заниматься чем-то определенным, в то время как тихоням излишняя активность может быть в тягость. Не стоит забывать и про то, что дети могут быть в принципе «неспортивными», даже если и мама, и папа готовы жить в зале. В таком случае правильнее будет развивать у ребенка другие способности.
  • Тренер должен быть не только профессионалом, но и уметь работать именно с маленькими детьми. Все занятия для малышей требуют простой, повторяющейся структуры, как и в детском клубе.
  • Необязательно заниматься одним и тем же видом спорта. Некоторые дети влюбляются в определенные занятия, а некоторые после освоения ряда навыков начинают скучать и отвлекаться. В таком случае стоит сменить сферу деятельности: например, вместо общей физической подготовки начать ходить на плавание. Смена обстановки поможет малышу не потерять интерес к спорту.

Раннее развитие или раннее обучение: путаница в терминологии

Прежде всего, давайте избавимся от неясности, вносимой термином «раннее развитие» – уж слишком замыленным он стал в наше время. Смысл же этого словосочетания обычно вкладывается разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 3-4 лет.

Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению. На самом деле найти среди родителей противников собственно раннего развития невозможно: все любящие мамы и папы стремятся, чтобы их малыш был заинтересован окружающим миром, был развит как физически, так и интеллектуально. И если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии. Конечно же, сказать, что раннее развитие, в его настоящем смысле, вредно, нельзя: цель родителей в этом случае соответствует потребностям самого ребенка – развить и раскрыть собственный потенциал.

Нешуточные споры и разногласия возникают по поводу раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. Раннее обучение представляет собой целенаправленную деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. К сожалению, довольно часто за ранним обучением стоят личные амбиции родителей, которым нравится – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!».

Как видите, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются. Если вам хочется, чтобы ребенок был не по годам развит, потому что хотите воспитать его уникумом, не таким, как все; мечтаете, чтобы он стал тем, кем не стали вы сами, или просто был «умнее родителей» – скорее всего, вы будете стремиться, прежде всего, к раннему обучению.

Вред «раннего развития» детей, а точнее вред раннего обучения чтению, счету и т.д.

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства, нежелание ребенка заниматься или проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету…

  1. Перегрузка центральной нервной системы. Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
  2. Развитие интеллекта в ущерб другим способностям. Как бы ни доказывали поборники систем раннего обучения их пользу, неопровержимыми являются некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям.
  3. Снижение «пластичности» мозга. При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте  позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
  4. Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
  5. Проблемы с самооценкой могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если мама постоянно сравнивает своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было.
  6. «Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития. Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: