Невнимательный, неорганизованный ребенок в школе и дома

Развиваем у ребенка усидчивость

Что такое усидчивость и зачем ее развивать?

Усидчивость – это способность сосредотачиваться на определенном виде деятельности в течении нужного времени

Это очень важное качество для любого человека, и оно отнюдь не дается при рождении. Усидчивость нужно развивать

Без нее воспитать ответственную и дисциплинированную личность невозможно.

Первые проблемы начинают проявляться уже в начале учебы в школе – неусидчивый ребенок не в состоянии сконцентрировать свое внимание на протяжении всего урока, и естественно учиться ему трудно. По этой причине развитием усидчивости надо начинать заниматься в раннем дошкольном возрасте, тем более, что привить данные качества быстро не получится ни у кого – это процесс длительный и постепенный

Таким образом, собираясь развивать усидчивость у ребенка, нужно отталкиваться от его возраста, а также темперамента и скорости реакции. Дети-меланхолики могут более продолжительное время оставаться на месте и выполнять монотонные действия, а вот холерикам это делать сложнее, поэтому развивать у них усидчивость нужно по-другому.

Если родители замечают, что их ребенок не может длительное время заниматься одним и тем же, он часто бросает незаконченными начатые дела, все время отвлекается и переключается на другие занятия – его стоит показать неврологу или психологу

Данное поведение зачастую наблюдается при СДВГ, а гиперактивные дети практически всегда имеют проблемы с вниманием и усидчивостью

Причины неусидчивости:

  1. Незрелость нервной системы — кара головного мозга, стволовые клетки, нервные волокна находятся в той стадии своего развития, когда длительные занятия невозможны.
  2. Аномалии развития — синдром гиперактивности и дефицита внимания, аутизм, дислексия, задержка речевого развития, дисграфия.
  3. Депрессия — это состояние ребенка можно распознать по страхам, повышенной тревожности, капризам.
  4. Неправильное питание — для нормальной работы мозга ребенку банально не хватает витаминов и микроэлементов.
  5. Отсутствие познавательной мотивации — ребенку просто неинтересно выполнять какие-либо задания.
  6. Педагогическая запущенность – если родители не занимаются со своим ребенком с первого года жизни, его мозг не сможет развиться для учебы к школьному возрасту. Телевизор и мультики не могут развивать мозг, напротив, это негативно отражается на нервной системе ребенка.

Старшая школа

Чем старше ребенок – тем меньше родительской помощи с повседневными делами ему нужно. И тем больше ему нужно родительского понимания, тепла и поддержки. 

Ребенку с СДВГ очень тяжело в старшей школе

Нагрузка на его волю, самоконтроль, внимание – огромная. Плюс неуклюжие подростковые бунты

Родители испытывают огромное желание сказать: все, дорогой, с меня хватит, делай что хочешь, учись как знаешь. Подростковые психологи тоже советуют: отпустите ситуацию с учебой, дайте подросткам почувствовать последствия их поступков. Это, вероятно, хороший вариант, когда речь идет об обыкновенных подростках. Но подростки с СДВГ – с их отношением ко времени (живут сейчас и не умеют просчитывать последствия), их неорганизованностью и хаотичностью, — могут так запустить свои дела, что потом без посторонней помощи уже будет не справиться. Родительская помощь вроде той, что описана в предыдущей главе, им будет нужна еще долго – и хорошо бы, чтобы эта помощь была не дидактически назойливая, а доброжелательная; не «раз ты такой, придется маме за тебя опять делать», а «в чем тебе помочь?».

Общество требует, чтобы дети уже определялись с будущей профессией. В 9-10 классе обязательно стоит поискать хорошего консультанта по профориентации и подумать о выборе дальнейшего пути – вуза, колледжа, техникума. 

Мы по-прежнему помним о правиле 30% и понимаем, что причины, по которым наши дети выбирают специальность и учебное заведение, могут оказаться фантастически инфантильными. Это просто надо знать и учитывать. Сердиться на них за это – все равно что сердиться на раннюю весну, мокрую и хмурую: она такая и другой не будет. Не рассчитывайте, что первый выбранный вашим ребенком вариант будет окончательным: весьма вероятно, что он разочаруется в специальности, вылетит из техникума, бросит вуз… И все это – тоже ошибки, на которых он учится

Сейчас важно помочь ему проанализировать, в чем причина ошибки, чего он на самом деле хочет и как этого добиться. Все это легко сказать, но трудно сделать: тут и сопротивление материала, и огромные денежные потери, и невозможная усталость от своего многолетнего экстремального материнства… Тем не менее: 

  • Изучаем возможности рынка образования.
  • Заранее обдумываем бюджет на образование.
  • Продумываем запасные варианты.
  • Вырабатываем разумное отношение к провалам.

Помним о том, что это время экспериментов. Не устраиваем маленький домашний апокалипсис, если ребенок пришел домой пьяным, не вступаем с ним в долгие нравоучительные беседы по этому поводу – но поговорить спокойно о том, как определить, когда надо сказать себе «стоп, мне хватит, сегодня больше не пью» — надо. Внимательно следим за его душевным состоянием, вовремя замечаем моральное истощение, выгорание, депрессию. 

Самая сложная  родительская задача в это время – понять, когда ребенка уже можно отпустить, а когда еще надо контролировать и опекать. Никто ее за нас не решит и ничего умного здесь не подскажет: движемся методом проб и ошибок, отпускаем, смотрим, опять подхватываем. Заботимся, поддерживаем, разговариваем. Стараемся не терять человеческий контакт, не заменять его опекой, контролем, заботой о формальном образовании. 

Любим. 

Разберем типичные примеры

Оля, 7 лет. В школе девочка прилично учится. Но, вернувшись домой из школы, она подолгу плачет без всякой видимой причины. В классе Оля реагирует на все, что ей не по нраву, слезами, и это отталкивает одноклассников. Девочка переживает, но совладать с собой не может.

Мама Оли принесла с собой результаты ее школьного рисуночного теста. Когда девочка изображала словосочетание «тяжелая работа», она рисовала школьное здание. Школьный психолог абсолютно правильно определил: девочка испытывает сильные перегрузки.

Но мы же не можем каждому школьнику индивидуально подобрать учебную программу. Как быть?

Артем, 8 лет. Жалобы мамы на отсутствие интереса к учебе, многочисленные ошибки на письме, неудовлетворительные оценки, возбудимость, конфликтность, неудовлетворительное поведение в школе.

Артем не сидит спокойно на уроке, его прилежного поведения хватает минут на 10. Оценки в его дневнике многообразны – от двойки до четверки. Уроки он учит часов пять, поминутно отвлекаясь на любые мелочи. Хотя иногда, если впереди что- то интересное, мальчик может выполнить задания по всем предметам быстро и неплохо. «Умный, но ленится», – считает учительница.

С друзьями в классе у него неважно, поскольку часто он абсолютно неосознанно совершает поступки, принимаемые детьми как намеренно вредные. Поведение его становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость. Как наладить школьную жизнь Артема?

Как наладить школьную жизнь Артема?

Юля, 11 лет.  Жалобы родителей на абсолютную безграмотность, рассеянность, «глупые» ошибки в тетрадях, отсутствие интереса к учебе. Несмотря на эти недостатки, девочка очень умна, рассуждает как взрослая, на любые темы, адекватно себя оценивает. У меня сохранился отрывок из ее сочинения на свободную тему: « Жила – была Пуговка, их было четыре сестры на одной рубашке, а когда она оторвалась, ее пришили назад почему – то черными нитками. Она обиделась и решила оторваться навсегда. Она повертелась, покрутилась на тоненькой ножке, ниточка перетерлась, пуговка упала и потерялась… Сначала она закатилась в темную щель и пола и испугалась, что не выберется никогда, а потом, когда это ей удалось, она вытерла слезы и пошла путешествовать по свету…». Далее описаны приключения Пуговки в водопроводном люке, на куртке пожарника и так далее. Оценка учителя: «5» – за содержание и «2» – за грамотность, что вполне справедливо: ошибок в нем не счесть…

Откуда у умной девочки такие ошибки? Как поступать с Юлей?

Невнимательность учеников: причины

1. Отсутствие мотивации

Первоначально стоит отметить одну из самых частых причин отсутствия внимания и концентрации – это скука. Когда ребенок не видит смысла в изучаемом (такое может быть в любом возрасте, но чаще в старших классах), или ребенку банально не интересно.

2. Неправильно выстроенные отношения с учителем или плохо выстроенный учебный процесс

Вторым камнем преткновения служит плохо выстроенный учебный процесс и плохие или неправильно выстроенные взаимоотношения с учителем. К примеру, абсолютно не понятная монотонная лекционная форма проведения занятия, стандартный разбор скучной задачи, отсутствие совместной деятельности.

3. Слабость физического здоровья

Также не стоит исключать банальную усталость детей. Возможно и процесс выстроен правильно, и учитель рассказывает интересно, но просто на просто нет сил держать глаза открытыми и концентрироваться ввиду болезни, например, или недосыпа.

4. Психологические патологии

Ну и, конечно, причиной могут быть различные психологические и неврологические патологии: СДВГ, нарушения центральной нервной системе, депрессии, и соматические болезни.

Причины неусидчивости

Среди главных факторов, из-за которых ребенок не обладает усидчивостью, следует выделить следующие:

Ребенок не в состоянии справиться с урегулированием своих моторных функций. В этом случае его активность и неутомимость вызвана не тем, что он хочет досадить взрослому и из-за этого не перестает бегать по комнате, а потому что он просто не может этого сделать самостоятельно. Ваш малыш не может долго концентрироваться на одном и том же действии. Практически все дети не способны подолгу делать что-то одно, это ни для кого не секрет

Но если ваше чадо не в состоянии усидеть даже пяти минут за одним и тем же занятием, а хватается за все подряд без разбору, то в этом случае родителям стоит обратить на это особое внимание. И, наконец, ваш ребенок просто может быть слишком подвижным из-за того, что ему действительно некуда девать энергию, которая плещет через край

Невнимательность ученика: решение проблемы

За исключением последней причины, где необходима помощь специалиста и где причина проблемы заключается в здоровье ученика, с двумя первыми проблемами учитель может вполне справиться. Конечно потребуется время, но оно того стоит.

В принципе все методы направлены на захват или удержание внимание ребенка. То есть все, что необходимо сделать учителю, — это вызвать интерес и подогревать его

На словах звучит все просто, но на деле не так-то это и легко. 

Также стоит обратить внимание, на возраст учеников. В данной ситуации, конечно, сначала нужно провести анализ и понять, что хотят дети, что им интересно и какой метод им подойдет

Что способствует развитию усидчивости

Дети любят все яркое и привлекательное, поэтому игрушки нужно выбирать, руководствуясь этим принципом

Яркие, цветные игрушки с интересным содержанием, увлекательные игры привлекут внимание малыша и помогут сосредоточиться на игре или выполняемом задании

Во время занятий ребенка ничто не должно отвлекать. Телевизор, компьютер или радио нужно выключить. Спокойная атмосфера способствует большей сосредоточенности

Не следует давать ребенку сразу много игрушек, чтобы его внимание не рассеивалось. Во время занятий лучше убрать все посторонние предметы из поля зрения малыша, потому что лежащие вокруг игрушки будут отвлекать его

Если ребенок старается, его обязательно нужно хвалить, поощрять. Похвала взрослых является отличным стимулом для малыша. Если предложенное занятие или игра не увлекает ребенка, не стоит ругать его. Лучше отложить занятие на некоторое время, а позже попробовать снова вернуться к нему. Возможно, новая игра или вид деятельности пока еще не знакомы малышу, поэтому не вызывают интереса.

Дети дошкольного возраста могут концентрировать внимание на одном занятии не более 15 – 20 минут. Необходимо учитывать эту особенность и не заставлять малыша слишком долго заниматься одним делом. Чем интереснее занятие, тем дольше ребенок сможет концентрироваться на нем

Подбирая игры или занятия для малыша, нужно учитывать его интересы и пожелания

Чем интереснее занятие, тем дольше ребенок сможет концентрироваться на нем. Подбирая игры или занятия для малыша, нужно учитывать его интересы и пожелания.

Труд хорошо помогает воспитывать у детей усидчивость. Дети, как правило, любят помогать взрослым по хозяйству. Не нужно запрещать ребенку делать это, наоборот, необходимо поощрять его стремление к труду. Можно просить его оказать посильную помощь: подмести пол, вынести мусор, убрать со стола посуду. Даже если у малыша плохо получается, ни в коем случае не нужно его ругать, иначе можно легко отбить у него желание трудиться. Нужно хвалить ребенка даже за самые маленькие достижения, тем самым стимулируя его к труду.

Личный пример родителей влияет на поведение малыша. Родители должны показывать на деле, что такое усидчивость, внимательность, объяснять малышу, почему каждое дело нужно доводить до конца.

Уход и режим

Для нормального развития четырехлетнего ребенка важно поддерживать его здоровье, поэтому родителям следует уделять внимание режиму дня карапуза и уходу за малышом:

  • Ребенку следует обеспечить полноценный отдых. В сутки 4-летние дети спят в среднем 11-12 часов. Многие четырехлетки протестуют против дневного сна, но медики делают акцент на том, что деткам этого возраста отдых днем еще необходим.
  • Ежедневно утром в режиме 4-летнего ребенка присутствуют уже привычные гигиенические процедуры. Малыш самостоятельно умывается, чистит зубы, посещает туалет, причесывается. Мыть руки после прогулки и перед едой четырехлеткам еще часто приходится напоминать.
  • У ребенка должны быть ежедневные прогулки, на которых четырехлетний малыш будет достаточно двигаться. К тому же, гулять можно вместе с друзьями, придумывая подвижные и захватывающие игры.
  • Если родители занимаются закаливанием ребенка с раннего возраста, но такие процедуры продолжают и проводят систематично.
  • С 4-летними детьми гуляют дважды в день, подбирая одежду по погоде.
  • Питание деток этого возраста предусматривает четыре приема пищи с паузами между ними 3-4 часа. Питательность рациона 4-летнего ребенка в день составляет около 1700 ккал. Подробнее об этом читайте в статье про .

Неврологические причины

Неврологические причины обычно дают о себе знать еще до школы. Воспитатели жалуются родителям на неусидчивость ребенка в саду, его невнимательность, расторможенность. Если это еще сочетается с задержкой речи, нужно обследоваться у детского невропатолога.

Какие поведенческие сложности указывают на неврологические проблемы:

  • трудное засыпание, расторможенность – гиперактивность;
  • капризность, слезливость, тревожность – депрессия, неврозы;
  • расторможенность, проблемы речи, гиперчувствительность к разным стимулам, проявляющиеся в период – подозрение на аутизм или аутоподобные расстройства.

Как вернуть интерес к учебе?

Уговоры, наказания, беседы с учителями и директором школы – все это вряд ли поможет вернуть интерес ребенка к учебе

Важно верно определить причину, почему ребенок не успевает в школе и наметить стратегически правильный путь пробуждения интереса

Определите верную цель

Ошибкой многих родителей является априори неверная постановка цели перед ребенком. Учеба – не главное в жизни. Успешное обучение в школе является действием, которое ведет к достижению таких высоких результатов, как успешная карьера, высокий заработок, а также хороший социальный статус.

Помогите ребенку определиться с тем, что он хочет в будущем и учеба перестанет быть такой тяжелой ношей.

Важность участия

Школа – это коллектив, где каждый ученик является неотъемлемой частью процесса. Взаимодействие детей и преподавателей является своего рода механизмом, где каждый играет важную роль. Если где-то случается поломка – нарушается работа всего механизма, в частности, от того, что ребенок плохо учится – падает успеваемость всего класса.

Ответственность за результат обучения не только перед собой, но еще и перед коллективом может помочь справиться с проблемами обучения.

Материальная составляющая

Каждому нужна мотивация. Отличным фактором для подрастающего школьника могут стать денежные средства.

Поощрение хороших отметок деньгами может исходить не только от родителей, но еще и от других близких людей или даже специализированных фондах, которые спонсируют стипендиальные выплаты школьникам.

Дисциплина

Случается так, что ребенок плохо учится в школе из-за сильных личных увлечений. Вовсе не обязательно, что это будут компьютерные игры или социальные сети.

Важно донести ценность умения рационально использовать собственное время. Время для отдыха

Время для отдыха

Поход в школу – такая же работа для ребенка, как смена на рабочем месте для взрослого. Запросто может случиться так, что ребенок «выгорит» на учебе, что проявляется такими симптомами, как:

  • апатия;

  • замыкание внутри себя;

  • потеря интереса к учебе.

Чтобы предотвратить это, следует разнообразить времяпровождение, включая в планы не только полезные домашние дела, но еще и занятия спортом, семейные прогулки и, конечно, хобби.

Как развить усидчивость у ребенка 9 лет. Консультация «Как развить усидчивость у ребенка»

Мария Ивановна Синицына Консультация «Как развить усидчивость у ребенка»

Спокойно сидеть на месте и не отвлекаться могут далеко не все малыши. Обычно в возрасте 3-6 лет они настолько активны, что сосредоточиться на чем-то одном им крайне сложно.

Усидчивость во многом определяет способность ребенка к обучению.

Развитие усидчивости у ребенка возможно при следующих условиях:

1. Занятия соответствуют возрасту и интересам ребенка. Не стоит от трехлетнего малыша ожидать вовлеченность в процессе изучения, например, математики. Ему больше хочется бегать, играть в конструктор или рисовать. Сохранять усидчивость во время мало интересующих занятий и взрослый человек с трудом, не говоря уже об активных детках.

2. В семье принято завершать все начатые действия до конца

Чтобы ребенок понял важность завершения процессов, взрослым необходимо подать правильный пример. Не бросайте уборку, если уже выполнили ее наполовину, не увлекайтесь перекусами- готовьте полноценные обеды, дочитывайте сказки и т

д.

3. Спокойствие и терпение. Дети дошкольного возраста не понимают, почему родители ругают их за проявления интереса к вещам, не имеющим отношения к текущему занятию. Соответственно, попытки воспитать усидчивость упреками не дают ожидаемых результатов, а лишь приводят к развитию стресса у ребенка и усугублению ситуации. Только сохраняя спокойствие, можно увлечь малыша.

4. Отсутствие жестких ограничений в возрасте 3-4 лет. В этом возрасте малыши наиболее любопытны- их интересует все окружающее. Отрезав или ограничив доступ к новому, ребенка лишают детей возможности познать мир.

Упражнения и занятия для развития усидчивости.

1. Пазлы, конструкторы, мозаики. Что бы собрать красивую картинку нужно потрудиться- внимательно рассматривать детали, соединять их друг с другом.

2. «Найди отличия»

Сравнивать две, на первый взгляд, одинаковые картинки и пытаться найти в них отличия- отличный способ научить ребенка концентрировать внимание. Главное- подбирать задания по возрасту, иначе задача окажется просто невыполнимой и отобьет у ребенка желание ее решать

3. Творчество . Рисованием можно увлечь не каждого малыша, поэтому нужно искать альтернативные варианты. Лепка, аппликации, плетение, фрески и прочее рукоделие еще и развивают моторику пальцев.

Запрещенные приемы

Невозможно насильно научить человека какому-то навыку, взрослого или кроху. Будут скандалы, недовольство. Если родитель хочет чему-то научить свое чадо, это необходимо делать через игру. Начните с простого в соответствии с возрастом, так малыш доведет начатое до конца.

  1. Нельзя ругать, занятия будут ассоциироваться у ребенка с негативом. Ему не захочется заниматься с мамой или папой, будет бояться, что начнется конфликт.
  2. Не критикуйте, не сравнивайте с другими учениками. Каждый человек проходит через ошибки, это нормально. Не стоит сразу ожидать идеального результата.
  3. Нельзя заниматься с уставшим или больным ребенком. Он не сможет сконцентрироваться, толку не будет.

Если что-то не получилось с первого раза, можно вернуться к этому потом.

Как можно развивать усидчивость и внимательность самостоятельно?

Профессиональные психологи рекомендуют начинать заниматься с малышом с самого раннего детства. Причем делать это нужно только в игровой форме, так как это оптимальный вариант для всестороннего развития и выработки внимания и усидчивости.

Если возникают сомнения в отношении ребенка, то стоит посетить невролога, который при помощи специальных тестов может определить степень развития малыша

Кроме того, очень важно соблюдать следующие рекомендации:

Соблюдайте режим дня, так как именно он является основой всего. Составьте расписание, которое будет включать в себя время, отведенное на сон, прием пищи и прогулку. Причем такой график нужно составить, когда ребенок начнет учиться ползать и придерживаться его в дальнейшем

В результате, высыпающийся школьник более спокоен и усидчив, его внимание не рассеивается на уроках, и он готов принимать и усваивать новые знания. Большое значение имеет не только сон, но и правильное питание, прогулки на свежем воздухе, активные игры

На сон специалисты рекомендуют отводить не менее восьми – десяти часов в течение суток. Причем за два часа перед сном убирайте все гаджеты и не позволяйте играть на компьютере, не включайте телевизор. Лучше всего совершить небольшую прогулку на свежем воздухе. Питание должно быть гармоничным и включать в себя завтрак, обед, ужин. Правда для соблюдения режима дня, родителям придется взять волю в кулак и перестроить свой жизненный цикл, подстроиться под своего ребенка, только в этом случае можно добиться успеха.
Приучите ребенка, что у него есть не только права, но и обязанности. Привлекайте малыша к себе в помощь, когда занимаетесь домашними делами, такими как уборка помещения, мытье посуды, готовка пищи или стирка. Все это является великолепным тренажёром, позволяющим повысить внимание у детей разного возраста. Начиная с двухлетнего возраста, малыш способен подметать пол и протирать пыль. Можно приучить его аккуратно складывать снятую одежду, участвовать в развешивании постиранного белья и многим другим полезным действиям. Уникальность такого метода позволяет улучшить его сосредоточенность и внимательность. А участие в семейных делах позволит почувствовать себя нужным и улучшит усидчивость.
Используйте игровой процесс, как способ тренировки внимания и усидчивости. Это естественный процесс, который сопровождает малыша на протяжении практически всей его жизни. Вы не только можете использовать игрушки, но и задействовать свою фантазию для организации ролевых игр. Через игровые сюжеты малыш сможет справляться со стрессовыми переживаниями, познавать мир и отдыхать. Пусть в вашей коллекции будут настольные игры и занятия с карточками, которые потребуют наличия сосредоточенности и навыков для соблюдения правил.
Изучайте с ребенком различные практики осознанности. Психологами были разработаны специальные техники, позволяющие быстро снимать такие неприятные ощущения, как беспокойство, напряжение, страх. Более подробно о техниках моно прочесть в книгах Тхить Нят Ханя «Семена внимательности. Практики осознанности для детей» и «Пригоршня тишины», где подробно описано, что и как нужно делать. Да и самостоятельно можно научить малыша, что нужно делать, когда он начинает чего-то бояться или испытывает огорчение, как научиться чувствовать свое тело. Эти же практики будут полезны и взрослым.
Не забывайте о физической активности. Она помогает развивать не только тело, но и усидчивость, так как дает возможность выплеснуть накопленную энергию во время подвижных игр и физических упражнений, а значит у него потом больше будет возможности некоторое время посидеть спокойно.
Занимайтесь творчеством, развивая способности создавать. Увлечение рисованием дает вам некоторое время на занятия своими делами, в то время как ребенок будет занят и при этом развивать усидчивость и спокойствие.

Все это даст вам возможность не чувствовать себя неуютно на собраниях, когда учитель выговаривает за отсутствие у дошкольника или школьника таких важных для обучающего процесса качествах, как усидчивость и внимание. А вот как научить ребенка усидчивости и внимательности в 7 лет, мы рассмотрели в этой статье

Причины гиперактивности у детей

Синдром неусидчивости обусловлен недостаточной секрецией гормонов дофамина и норадреналина, из-за чего нарушается передача нервных импульсов в лобных зонах коры головного мозга, отвечающих за концентрацию внимания, самоконтроль, способность принимать решения

В результате поведение ребенка становится неконтролируемым, иногда — агрессивным и асоциальным, он не может сконцентрировать внимание на каком-либо деле. Чаще этому расстройству подвержены мальчики

Точные причины неусидчивости науке не известны, но ученые называют несколько факторов, которые могут способствовать появлению СДВГ у детей:

  • злоупотребление алкоголем, никотином, психоактивными веществами матерью в период беременности;
  • слишком поздняя беременность;
  • недоношенность, дефицит веса новорожденного;
  • органические поражения ЦНС в период внутриутробного развития и при тяжелых родах;
  • тяжелые инфекционные заболевания;
  • наличие психотравмирующих факторов в семье (алкоголизм родителей, драки, скандалы, крики и т. п.)

Если оставить проблему импульсивности и неусидчивости без внимания и не обращаться к специалистам, то ребенок будет плохо учиться, отставать от сверстников в интеллектуальном развитии, приобретет репутацию хулигана и двоечника. Это может негативно сказаться на всей его дальнейшей жизни.

Внешний порядок способствует внутреннему порядку

Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».

Обратите  внимание на следующие моменты:

Каждому ребенку  нужно свое постоянное рабочее место  для занятий с подходящим для  него стулом.
Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света!
Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома

Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи.
О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал.
Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой.
Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи.
Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.

Развитие мышления в возрасте 7-11 лет

Мышление — высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности —развивается у человека с самого рождения.

Младенец познает мир через восприятие и действие. Подрастая, обнаруживает связь слов и предметов. В раннем детстве преобладает наглядно-образное мышление.

В начальной школе у детей стремительно развивается мышление понятийное.

  • В первом классе оно еще тесно связано с конкретными предметами и явлениями. Семилетки с трудом понимают абстрактные понятия.
  • К 8 годам они уже способны к обобщениям и логическим выводам.
  • У третьеклассников вполне развито абстрактное мышление.

Чем шире кругозор ребенка, чем больше его словарный запас, тем быстрее совершенствуются мыслительные процессы

Чтобы развить мышление ребенка, важно учить его не просто усваивать знания, но самостоятельно оценивать свою работу, искать ответы на вопросы, мыслить логически

Профилактика

  • Создайте малышу свободное пространство, необходимое для того, чтобы полностью сосредоточиться на одном деле.
  • Не нужно таскать ребенка из одного кружка в другой, даже если предложения кажутся вам очень интересными.
  • Не следует недооценивать время, необходимое ребенку для переработки своих впечатлений. Поведение детей при этом бывает очень разным: некоторые проговаривают ситуации, другие обдумывают их про себя, так что кажется, будто они целый день только тем и занимаются, что мечтают.
  • У детей свое отношение ко времени. Если вы будете учитывать это при планировании своего дня, вы поможете ребенку избежать стрессовых ситуаций.
  • Не прерывайте то занятие, в которое погрузился ребенок. Предупредите его о необходимости смены занятия заранее, чтобы он мог свыкнуться с этой мыслью.

Поделки

Дети младшего возраста очень любят мастерить и для этого можно использовать любые подручные материалы

Важно соблюдать основные правила:

  • изделие должно получиться красочным;
  • желательно, чтобы процесс содержал «изюминку», которая заинтересует ребенка;
  • не следует предлагать поделку, создание которой будет представлять трудность для малыша.

На первом место, конечно же, поделки из бумаги и пластилина. Это очень удобные материалы для занятий с детьми. С ними можно выполнять много разных действий и создавать плоские, объемные и движущиеся изображения. Не менее интересно ребенку мастерить из ватных палочек или дисков, клубков ниток, ткани, различных круп и т.д. 

Чередование видов деятельности

Учитель должен планировать свой урок так, чтобы в ходе занятия виды деятельности постоянно чередовались друг с другом. Нельзя на уроке чтения только читать или на уроке обучения грамоте только писать на протяжении всего занятия.

Например, при изучении новой буквы с детьми нужно проводить такие упражнения:

  • звуковое восприятие и выделение звука: разучить чистоговорку, отгадать загадку и установить первый звук в отгадке и т.д.;
  • знакомство с буквой: рассмотреть на образце, придумать, на что она похожа, вылепить ее из пластилина или вырезать из бумаги, написать в тетради;
  • чтение слогов: в таблице, по лучикам;
  • поиск нужного звука в слове и т.д.

Таким образом, после слушания дети перейдут к практической деятельности, потом к чтению и снова к фонетическим упражнениям. Аналогично нужно строить работу и на других уроках. Кроме того, нужно помнить, что выполнение каждого отдельного упражнения должно занимать 2 – 5 мин.

Также можно чередовать и формы работы. Как правило, в 1 классе дети еще не отождествляют себя с коллективом класса. Поэтому фронтальная работа должна сменяться групповой или парной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: