Дислалия у детей дошкольного возраста

Дислалия (косноязычие) у детей дошкольного возраста

Диагностика нарушения речи

Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

Функциональная дислалия

Проблемой целиком и полностью занимается логопед. В отдельных случаях требуется посещение невролога и нейропсихолога. Родителям необходимо будет выполнять «домашние задания» — заниматься с ребенком дома, вырабатывая правильное произношение. Программа и интенсивность занятий разрабатывается логопедом-дефектологом индивидуально в зависимости от тяжести нарушений.

Лечение дислалии необходимо — без коррекции в подавляющем большинстве случаев нарушения не проходят (ведь мозг «запоминает» неправильное произношение), а только усугубляются, что может привести к трудностям в социализации ребенка, его заиканию и другим различным психологическим нарушениям. Легче научить правильному произношению, чем переучить.

Своевременно начатая коррекция — лучшее решение проблемы.

Функциональная дислалия

Проблемой целиком и полностью занимается логопед. В отдельных случаях требуется посещение невролога и нейропсихолога. Родителям необходимо будет выполнять «домашние задания» — заниматься с ребенком дома, вырабатывая правильное произношение. Программа и интенсивность занятий разрабатывается логопедом-дефектологом индивидуально в зависимости от тяжести нарушений.

Лечение дислалии необходимо — без коррекции в подавляющем большинстве случаев нарушения не проходят (ведь мозг «запоминает» неправильное произношение), а только усугубляются, что может привести к трудностям в социализации ребенка, его заиканию и другим различным психологическим нарушениям. Легче научить правильному произношению, чем переучить.

Своевременно начатая коррекция — лучшее решение проблемы.

Виды дислалии у ребенка

Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:

  • моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
  • сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
  • особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.

По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.

В зависимости от звуков и характера дефекта

В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:

  • акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
  • артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
  • артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.

По недостатку произношения звуков

В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.

Термин Недостаток произношения
Ротацизм твердый, мягкий «р»
Ламбдацизм твердый, мягкий «л»
Сигматизм свистящие, шипящие
Йотацизм «й»
Гаммацизм твердый, мягкий «г»
Каппацизм твердый, мягкий «к»
Хитизм твердый, мягкий «х»
Отклонения оглушения/озвончения замена звонких согласных глухими и наоборот
Отклонения твердости/смягчения замена мягких согласных твердыми и наоборот

Встречаются и комбинированные дефекты.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ( на , на , на и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, вместо , , ). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Формы косноязычия

Это неприятная болезнь для человека. В медицине существуют такие разновидности косноязычия как:

  1. Болезнь моноформного типа. Проблема говорения слов с шипящими или звенящими звуками.
  2. Полиформного типа. Затруднения с выражением отдельных букв из различных групп.
  3. Физиологическое косноязычие. Встречается у детей, возрастом до пяти лет и характеризуется неразвитостью речевого аппарата ребенка. В 90% случаев заболевание проходит самостоятельно, с возрастом.
  4. Функциональное косноязычие. Проблема вызвана нарушением работы слухового аппарата, центральной нервной системы или артикуляции.
  5. Заболевание органического типа. Врожденные, приобретенные или генетические артикуляционные дефекты.

4 Коррекция

Медикаментозного лечения дислалии не существует. Нарушение звукопроизношения осуществляется с помощью лечения в три этапа:

  • подготовка;
  • формирование первичных навыков произношения;
  • формирование коммуникации пациента.

При механической форме недуга на первом этапе нужно устранить анатомические дефекты в строении речевого аппарата с помощью оперативного вмешательства или стоматологического лечения

Кроме этого, на первых занятиях логопед развивает внимание и слуховую память, что позволяет добиться лучшего эффекта в коррекции дислалии. Это связано с тем, что недостаточный уровень восприятия и понимания чужой речи способствует формированию неправильного произношения. Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики

Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки

Если у ребенка наблюдается моторная функциональная дислалия, то на подготовительном этапе нужно развивать речевую моторику с помощью логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Этот способ позволит выработать правильные движения речевого аппарата и правильно произносить звуки.

При сенсорной функциональной дислалии необходимо уделить внимание работе с фонематическими процессами. Для правильного звукопроизношения нужно развивать мелкую моторику пальцев у ребенка и постоянно отрабатывать произношение опорных (основных) звуков. Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте

Ученые доказали, что двигательные акты напрямую связаны с речевыми функциями в детском возрасте.

Для коррекции этого недуга ребенок может собирать паззлы, конструкторы. Лепка из пластилина также может помочь в лечении дислалии

Важно с ребенком проговаривать действия вслух и контактировать с ним. Если малыш допускает ошибки в произношении слов, то нужно это корректировать. Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

Второй этап заключается в постановке изолированного звука различными методами:

  • способом подражания;
  • механическим (использование логопедических зондов);
  • смешанным.

Необходимо формировать автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и различение звуков.

Заключительный этап характеризуется тем, что проводится формирование безошибочного употребления отработанных звуков в ситуации общения.

Занятия с логопедом проводятся от 3 раз в неделю. Длительность 1 занятия составляет обычно 60 минут. Если логопед дает домашние задания, то их надо выполнять, в противном случае эффекта от коррекции не будет. Все задания делаются под контролем родителей. Курс коррекции составляет 1-3 месяца. Если наблюдается сложная форма дислалии, то 3-6 месяцев. В домашних условиях можно выполнять упражнения на улучшение звукопроизношения. Их может подсказать логопед. После регулярных домашних заданий эффективность коррекции будет более заметна.

Из-за наличия речевых дисфункций у детей отмечается нарушение социальной адаптации. Чтобы ребенок научился принимать себя таким, какой он есть, необходимо обратиться к психологу за помощью. Специалист поможет ребенку наладить контакт с окружающими, несмотря на наличие дефектов.

Способы коррекции дислалии у ребенка

Коррекция дислалии состоит из трех этапов: начального, формирования первичных произносительных навыков и навыков общения.

Подготовительный этап. При органической патологии заключается в устранении причины, то есть дефекта. Показана пластика (иссечение) короткой уздечки, ортодонтическая коррекция (исправление прикуса). Моторная форма функциональной дислалии корректируется разработкой органов речи с помощью упражнений, массажа, при сенсорной — развитием фонематических процессов.

Важной составляющей терапии являются выработка навыков правильного использования дыхания в разговоре, упражнения для мелкой моторики, закрепление произношения основных звуков. Формирование навыков произношения

Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом

Формирование навыков произношения. Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом.

Формирование навыков правильной речи в общении. Закрепляется результат предыдущих этапов и формируются навыки правильного употребления звуков в общении, экспрессивной, монологовой и диалоговой речи.

Коррекционная программа при легкой дислалии может длиться до 3-х месяцев, сложной — до полугода

Важно, чтобы занятия были регулярными, не прерывались. Частоту занятий, их продолжительность подбирает логопед с учетом тяжести патологии и возраста пациента

По возможности родители и дома должны заниматься с дошкольником.

При дислалии, связанной с возрастом, коррекции не требуется. Но нужно наблюдать за развитием речи, и при необходимости начать лечение.

Далее разберем эффективные упражнения, которые родители могут выполнять дома. Проконсультируйтесь с вашим логопедом, подходят ли они в вашем случае.

Упражнения для устранения механической дислалии

Комплекс упражнений составляет логопед с учетом выраженности симптомов и основной причины речевого дефекта. У каждого пациента — индивидуальный набор упражнений. Эффективны пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. У маленьких детей упражнения проводятся в игровой форме, чтобы была заинтересованность. Такие занятия дадут результат, если устранена органическая причина.

Артикуляционные упражнения для губ

Упражнения можно выполнять дома самостоятельно. Но первый сеанс проводится обязательно с логопедом. Он покажет эффективные движения, проконтролирует правильность расположения губ при выполнении упражнений. Такой подход позволит разработать мышцы губ, развить навык их использования в разговоре.

К примеру, нужно высунуть язык, расслабить его, распластав по нижней губе. Затем язык сворачиваем в трубочку и вытягиваем его вперед, насколько это возможно. После этого так же растягиваем губы, сворачиваем их трубочкой. Пусть малыш делает эти упражнения перед зеркалом.

Дислалия: классификация, формы, виды

Неврологи, невропатологи, рефлексотерапевты, психоневрологи, логопеды выделяют 2 основных вида дислалии: функциональная и органическая. 3 основных вида функциональной дислалии: артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая.

По количеству нарушенных видов специалисты выделяют 2 вида дислалии: мономорфная, полиморфная. При мономорфной дислалии нарушено произношение 1 звука или одной группы звуков, при полиморфной дислалии нарушено произношение двух и более звуков, групп звуков.

При дислалии тот или иной звук может не произноситься, один звук заменяться другим, произноситься изолированно, но отсутствовать или искажаться в самостоятельной речи.

Причины дислалии

Возникновение нарушения речи у ребенка может быть обусловлено рядом причин. Соматические причины возникновения включают в себя физическую и неврологическую ослабленность (обусловленную длительными хроническими заболеваниями).

Механическая дислалия, как правило, возникает из-за органических или врожденных дефектов артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы, челюсти).

Социальные причины (при функциональной дислалии) возникновения речевого нарушения следующие:

  • билингвизм (двуязычие в семье — в данном случае ребенок вставляет элементы одного языка в другой);
  • ребенок подражает неправильной речи взрослых (использует диалекты, торопится);
  • взрослые, при общении с ребенком, подражают детскому лепету («сюсюкают»);
  • педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения).

Кроме того, на формирование речевой патологии могут оказывать такие факторы, как:

  • выбор неправильной артикуляции;
  • недоразвитие фонематического слуха (при это физический слух может быть сохранен).

Симптомы дислалии у детей

Наблюдаются различные признаки дислалии. Один из вариантов — пропуски, когда при разговоре из речи выпадают различные звуки. Следующий симптом — замена звуков при дислалии. Пациенты заменяют один звук другим. Происходит это из-за трудностей определения особенностей произношения звуков.

Может быть также смешение, когда ребенок то путает звуки, то произносит их правильно. Причиной нарушения является плохое усвоение системы фонем.

Искажение характеризуется ненормированным произношением при дислалии, когда дети используют звуки, которых нет в языке. Могут деформировать звуки или произносят их с использованием не тех органов: межзубный «с» вместо правильного щелевого.

При функциональной форме патологии нарушено произношение одного или нескольких звуков, механической — множества звуков, которые сходны по произношению. К примеру, при открытом переднем прикусе, когда отсутствует контакт между зубами в передних отделах, кончик языка не может удерживать позицию позади зубов.

Лексико-грамматическая составляющая речи формируется согласно возрасту. Словарный запас достаточный, слоговая структура нормальная, склонение слов правильное. Мышление при дислалии сохранное. Малыш в разговоре проявляет высокий уровень связной речи, понимает обращенную речь.

Кроме патологической, есть еще возрастная дислалия, или физиологическая. Ее причиной является несовершенство речевых навыков, связанное с возрастом. Со временем эти нарушения проходят самостоятельно и не требует специализированной помощи.

Распространенные причины

Для того чтобы эффективно бороться с проблемой косноязычия, важно разобраться с тем, какими причинами она вызвана. Вот наиболее распространенные факторы:

  • длительные хронические заболевания (например, простуда или расстройства пищеварительной системы), которые приводят к неврологическому и физическому ослаблению организма;
  • педагогическая запущенность, когда родители не обращают должного внимания на правильность произношения ребенком отдельных звуков и не пытаются демонстрировать положительный пример;
  • многоязычная семья, когда, например, отец разговаривает на русском, а мать — на итальянском (в этом случае ребенок аккумулирует в своей речи разные фонетические нормы);
  • подражание человеку, который представляет собой образец неправильной речи (это может быть родитель, педагог, старший товарищ или любой другой индивид, с которым ребенок часто контактирует);
  • нарушение фонематического слуха;
  • неправильное строение языка, десен, зубов и прочих элементов речевого аппарата;
  • наследственные факторы, которые передаются из поколения в поколение (кривые или редкие зубы, выдвинутая вперед челюсть и прочие дефекты);
  • врожденные нарушения, которые были сформированы в период внутриутробного развития;
  • приобретенные дефекты, которые могли возникнуть по причине травм, полученных на протяжении жизни.

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Коррекция и устранение дислалии

Методы устранения дислалии зависят от формы и вида нарушения и включают в себя:

  • работу, направленную на устранение анатомических дефектов (при механической дислалии);
  • артикуляционную гимнастику;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальные занятия с логопедом.

Специалисты Первого детского медицинского центра определяют методику лечения индивидуально для каждого маленького пациента. Все занятия с логопедом направлены на развитие речевой моторики малыша, а также на развитие фонематических процессов.

Обращаем Ваше внимание, что логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться на регулярной основе

Кроме того, для достижения положительного результата, важно выполнять задания логопеда дома и заниматься артикуляционной гимнастикой

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!. Записаться к Врачу

Записаться к Врачу

Выбрать врача

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: