Что такое система монтессори

Системный комментарий

Ключевое слово Монтессори-педагогики — свобода. Свобода выбора своего пути, начиная с раннего возраста. Свобода образованного, мыслящего человека, который отвечает за свои поступки. Свобода личности, осознающей и уважающей свободу других людей.

Благая и прекрасная цель. Однако мы знаем, что дети рождаются изначально с разными возможностями и способностями, жизненными устремлениями. И понимание, ценность свободы для каждого человека будет различной.

Не для всех свобода в концепции известного педагога, психолога Марии Монтессори будет составлять счастье. Так, например, анальные дети будут впадать в ступор от огромного выбора возможных занятий при отсутствии поддержки, направления со стороны старших. А уретральные будут теми самыми сорвиголовами, которые будут выдергивать всех из «освоения мира» в игры, взаимодействие в группе. Система раннего развития детей по Марии Монтессори не учитывает этого.

С базовой установкой порядка происходит то же самое: разные дети относятся к порядку по-разному. Это для анальных ребятишек важна привычная последовательность событий, как и чистота, незыблемость бытовых ритуалов.

Именно анальный малыш будет артачиться, если его одевать не в привычном порядке или кормить не в привычном режиме. А вот кожный ребенок быстро приспосабливается к переменам, даже рад им. Ему наскучивает одно и то же, день за днем. Его изобретательный, гибкий ум требует новых способов, новых впечатлений.

«Подготовленная среда» для всех — это своеобразная рулетка, игра «угадаем — не угадаем». Кожному малышу, безусловно, понравится заниматься в комнате, разделенной на зоны, самостоятельно — он инициативен, активен, подвижен, любит интересное, новое, практичное. Особенно его привлекают упражнения на логику, физические упражнения.

Обеспечить ребенку наилучшее развитие его природных свойств можно, только если знать эти его свойства, тогда лишь можно создать благоприятную среду развития для конкретного малыша.

Проблемными точками педагогики Монтессори является и разработанная ею периодизация. В возрасте от пяти до шести лет не заканчивается развитие потенциала ребенка — происходит первичное половое созревание, первобытный атавизм, оставшийся нам в наследство от предков. Врожденные свойства ребенка можно и нужно развивать вплоть до окончания пубертата, то есть до 12–15 лет.

Кроме того, в раннем возрасте детей наиболее актуальной задачей является вовсе не интеллектуальное развитие, а социализация, ранжирование ребенка в коллективе сверстников. В разновозрастной группе предоставленный самому себе ребенок этой задачи не решает.

Спонтанные игры детей помогают им в оптимальной для них форме усваивать образцы взрослого поведения.

Из плюсов данной методики можно отметить отсутствие принуждения к конкретному виду игровой деятельности, когда ребенок может заниматься тем, что ему точно нравится. Анальный ребенок будет копаться в горшочке с землей и лепить из пластилина, кожный пересчитывать палочки и конструировать, звуковые и зрительные дети пойдут в космический уголок.

При всех своих плюсах и минусах методика Марии Монтессори работает не для всех детей и не может решить главных возрастных задач, стоящих перед детьми до 5 лет, — активной социализации и адаптации своих свойств в коллективе себе подобных. А потому применять ее можно в дополнение к основным занятиям в садике, но никак не как единственную методику.

Корректор: Веронника Бриггида

Уроки тишины

Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом

И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей

Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.

Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.

Его Величество Ребенок

Единственный и неповторимый в своем роде, имеющий право на индивидуальную программу обучения, ребенок сам выбирает для себя — чем, как и когда ему заниматься в развивающей среде. Педагогика Монтессори предоставляет каждому карапузу безграничную свободу — свободу выбора. Он самостоятельно должен определиться, что хочет делать: завязать шнурки, посадить цветок или заняться счетом. Речь идет о раннем возрасте ребенка. Система Монтессори сосредоточена на свободном развитии основных навыков у малыша.

Считается, что дети сами усваивают принцип: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, поэтому малыши не шумят, не балуются, чтобы не мешать другим, убирают материалы для занятий на место, вытирают грязь.

Ребенок — это центр Вселенной для родителей. Он от природы наделен безграничными возможностями, и задача взрослых — обеспечить ему максимально комфортную среду для их развития.

Мария Монтессори убеждала, что все дети от рождения успешны и талантливы, но не все оказываются в условиях, стимулирующих их развитие, позволяющих раскрыть заложенный природой потенциал.

В возрастной периодизации детского развития, разработанной итальянским педагогом, сенсорное развитие ребенка длится от рождения до пяти с половиной лет. Это период наиболее продуктивный для впитывания малышом разного рода информации. Более того, педагог считала, что «дверцы восприятия» в определенный момент закрываются и шанс развить способности утрачивается.

Как проходят занятия

Мария Монтессори разработала систему обучения детей, при которой в одной группе занимаются ребята разного возраста, как в многодетной семье, причем «старожилы» школы учат новичков. Дети сами обучают друг друга.

Учитель же выступает в роли наблюдателя. Он принимает ребенка таким, каков он есть, позволяя ему проявлять свои индивидуальные особенности и развиваться в собственном ритме. В методике раннего развития детей Монтессори нет понятий возрастных норм, четко прописанных требований к ребенку, что он должен уметь и знать.

Надо отметить, что в классическом варианте Монтессори-обучения не предусматриваются детские игры. Они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие ребенка.

За что ругают Монтессори-педагогику

Методика Марии Монтессори не развивает правое полушарие ребенка, отвечающее за творчество и познание мира в целом. Не уделяется должного внимания детским играм, рисованию — это расценивается в системе Монтессори как уход ребенка в мир фантазий, что вредно для его психики. На воспитание чувств сострадания, сопереживания через чтение литературы не делается никакого акцента.

Главным считается научить ребенка тому, что ему пригодится в реальной жизни, что принесет ему ощутимую пользу.

Оппоненты данной методики замечают, что не всем детям подходит подобное обучение: дети, склонные к аутизму, еще больше замыкаются в себе, а гиперактивные ребята нарушают весь процесс обучения, мешают другим детям, вызывают своим поведением недовольство воспитателей.

Основным недостатком педагогики Монтессори считается то, что дети не научаются работать совместно, не вырабатывают усидчивости, дисциплинированности, послушания, требующихся в традиционной классно-урочной системе.

Для ребенка, посещавшего детский сад, где воспитатели воплощали идеи Марии Монтессори в жизнь, начальная школа оказывается настоящим шоком. Он не привык, чтобы его обучали, воспитывали, чтобы с него требовали, чтобы его оценивали.

Раньше он сам выбирал, чем он хочет заниматься, в какой форме и когда — без четких рамок и ограничений. Он сам оценивал свою деятельность, находил и исправлял ошибки.

Следует отметить, что с внедрением стандартов второго поколения в российские начальные школы ничего в этом смысле не изменилось — роль педагога остается главенствующей, занятия проходят в режиме 45 минут и за партой, а образовательные программы нацелены на конкретные результаты (овладение знаниями, умениями, навыками, выработкой компетенций). Это прямо противоположно тому, к чему привык ребенок в группах по Монтессори. Развитие в них проходит в свободной обстановке, и приноровиться к дисциплине в школе будет непросто.

Гигиена

Большое внимание в Монтессори педагогике уделяется гигиене. Это связано с тем, что «Дома ребенка» (детский сад для жителей многоквартирных домов) открывались хоть и в перестроенных, но в самых бедных районах Рима, где жили низкие слои общества, царила преступность, разврат и насилие, а в квартире могли жить до 20-30 человек и вода была лишь несколько часов в сутки

В своей главной книге — «Мой метод», Монтессори долго описывает данные районы, но ограничимся лишь одной ее фразой:

В таком районе после некой «реновации» и открылся первый «Дом ребенка». При его организации вопрос гигиены становился большой проблемой. Поэтому первое и основное правило данного заведения было:

Так в силу социальных проблем и появилось одно из главных положений Монтессори-педагогики.

Ребенок с первого посещения садика учится самостоятельно мыть руки и чистить ногти, убирать за собой и т.д. Все это приводит к тому, что ребенок всячески следит за своим внешним видом, действиями и старается вести себя аккуратно.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Самостоятельность

Помимо свободы, Монтессори делает большой акцент на самостоятельности и призывает дать детям возможность делать самостоятельно все то, что им по силам:

Когда ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождаются, что дает ему не только автономию от родителей и взрослых, но и возможность самостоятельного познания мира.

Развивающая Монтессори-среда, в том числе направлена на развитие самостоятельности через действия:

  • По самообслуживанию (например, одеться, покушать или принести себе воду для рисования);
  • Личную гигиену и туалет;
  • Поддержание чистоты и порядка и т.д.

Весь Монтессори-материал («игрушки Монтессори») предназначен для самостоятельного использования.

Свобода ребенка и роль воспитателя

Под ролью воспитателя мы будем понимать не только сотрудников детских учреждений, но и родителей ребенка, и других взрослых, которые решили применять данный метод.

Монтессори предлагает воспитателю овладеть сознанием ученого. Принять на себя более специальную роль наблюдателя за ребенком (подобно ученому в лаборатории, который наблюдает за микроорганизмами через микроскоп), нежели просто следить за его безопасностью и раздавать задания.

Задача воспитателя заключается в осмысленном наблюдении за ребенком. Воспитатель не должен навязывать знания или целенаправленно учить ребенка. Он может иногда и только слегка направлять действия ребенка (не давая ему тем не менее почувствовать свое присутствие). А помогать он может только по просьбе самого ребенка.

Самому же ребенку отводиться задача быть свободным и делать что угодно в окружающей среде, при этом, не мешая другим детям. Но даже при этом воспитатель не должен быть пассивным наблюдателем, а должен быть активным ученым:

В такой свободной среде ребенок учится и развивается самостоятельно, через Монтессори-материал (родители называют его «Монтессори-игрушки»), в который заложены функции самообучения.

Классическая Монтессори-группа состоит из детей от 2 лет 8 месяцев до 6 лет. Все дети учатся в одной группе, не разделяясь по возрастам. Это является хорошим решением, так как младшие учатся у более старших, берут с них примеры поведения, действия с предметами и т.д.; а старшие учатся учить младших, проявляя чуткость и заботу, они берут на себя роль лидера и наставника. Такое взаимодействие помогает установить доброжелательную атмосферу в группе.

Ограничения метода Монтессори

В классическом Монтессори-методе мало внимания уделяется общению детей

Они проводят время параллельно друг другу, практически не взаимодействуя, но при этом берут друг друга во внимание. Конечно, дети иногда общаются, помогают друг другу, и даже играют вместе, но все это отходит на второй план

Каждый ребенок занят своим делом/развитием/игрой, но нет командной работы, сотрудничества, активного развития эмоционального интеллекта, разрешения споров и конфликтов в игре, и конечно же ролевой игры. Ребенок учится контролировать себя в коллективе, но не работать с самим коллективом.

Не уделяется достаточного внимания творчеству, так как нет творческой зоны. Есть изучение нот (в классической Монтессори) и звуков колокольчика, но это опять же задачи на различение, но не творчество. Творчество никак не возбраняется, оно также никак и не поощряется и не предусматривает дидактического материала. Существующий материал больше предусматривает заложенные в себя функции и этапы (алгоритм действия), которым ребенок должен следовать. Таким образом этот материал создает ограничения в возможностях своего применения.

Также нет спортивного уголка с различными турниками, горками и т.п., в то время как детям для развития важно двигаться в этот период. Однако изначальный метод Монтессори предусматривает ежедневную зарядку

Можно сказать, что для классической Монтессори приоритетно развитие интеллекта. На него направлены многочисленные дидактические материалы: соотнесение объектов, их классификация, пространственные манипуляции, подсчет и т.д. В современных детских садах-Монтессори стараются это сгладить, добавляя зоны творчества и активности. В целом Монтессори методику нельзя назвать охватывающей все зоны развития ребенка. Она отлично подходит для одних детей, но может совсем не подходить для других.

Ребенок свободно исследует окружающий мир, но в рамках предметной Монтессори-среды, в которой относительно много дидактического материала, но он им часто все и ограниченивается. Ребенок может изучить все это и за несколько месяцев, и за год, но что ему делать дальше, когда пропадет интерес к однообразной запрограммируемой деятельности? На это методика Монтессори не дает ответа.

Перед школой обязательно необходим подготовительный этап, чтобы ребенок мог постепенно адаптироваться от свободной Монтессори-среды к привычной школьной системе с партами, к стандартному учителю, к жесткому расписанию и другим особенностям школы.

В принципах развития Progressio мы во многом опираемся на философию Монтессори, стараясь сгладить все шероховатости ее методики.

Насколько же методика Монтессори отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Чтение и письмо

М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.

Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.

Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:

Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.

История сенсорного воспитания по Монтессори

Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей

Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.

Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.

Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».

Роль взрослого

В системе Монтессори главной задачей воспитателя является создание активной развивающей среды для ребенка, в которой нет места случайным предметам и деталям. Парта оказывается лишним элементом в такой среде, так как, по мнению Марии Монтессори, она ограничивает двигательную активность и познавательные способности малышей. Вместо нее педагог предложила использовать легкие столики и коврики, которые можно легко перемещать в пространстве по желанию ребенка.

Согласно методике Марии Монтессори, комнату разбивают на пять зон, в соответствии с ними там располагают собранный тематический материал: зона практической жизни, где малыш учится самообслуживанию (чистит ботинки, нарезает овощи для салата, моет посуду), зона сенсорного развития (перебирает крупы, мелкие бусины), математическая зона (осваивает понятия количества), языковая зона (обучается чтению и письму) и космическая зона (получает первые представления об окружающем мире, истории и культуре).

Концепция развития по Монтессори заключается в том, что взрослые, прежде всего, должны помочь детям научиться все делать самим, создать комфортные условия для их саморазвития, самообучения, самоконтроля, самовоспитания. Без критики, замечаний, наставлений.

Учителя оказывают помощь и поддержку детям, только если они сами об этом попросят или начинают испытывать серьезные затруднения при выполнении заданий. Также педагоги способствуют тому, чтобы между их воспитанниками сложились теплые, уважительные отношения.

Монтессори-материал

Часть Монтессори-материала вы могли видеть уже выше в разделе Монтессори-среда.

Дидактический материал Монтессори создавался не на пустом месте, частично это наработки уже известного на протяжении 200 лет «Даров Фребеля» (Фребель — немецкий педагог, основатель первого детского сада в 1836 году), частично это методики Сегена и Итара. Монтессори дорабатывает их материал, а также создает свой собственный.

Материал выполняется преимущественно из дерева и других природных материалов. На каждую группу выделяется по одному-два экземпляра каждого вида Монтессори-материала, что может вызывать у детей некое негодование. Детям не разрешается мешать другому ребенку, который уже действует с набором, и поэтому приходиться ждать, когда он освободиться (но ребенок как правило не ждет, а берет другой набор). По завершению действий с набором, ребенок должен самостоятельно сложить его и отнести на полку, лишь после этого набор доступен другим детям. Так Монтессори-среда вырабатывает в детях терпение, дисциплину и чувство личных границ других людей.

Особенность Монтессори-материала — это заложенная функция контроля при действиях с инструментом, когда ребенок сам видит свои ошибки. Это важный элемент в данной системе. Например, Блок с цилиндрами. Если ребенок неправильно расположит цилиндры местами, то некоторые будут слишком глубоко в отверстии, а некоторые будут возвышать над уровнем границы.

Принцип Монтессори-материалов частично можно перенести в домашние условия на многие предметы обихода (но в них не будет функции контроля): банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, различные дары природы (камешки, песок, желуди), продукты (крупы, макароны, бобы) и так далее. Все это доступно ребенку дома, при должном подходе родителей.

Стоит также учитывать, что в Монтессори-среде весь материал располагается на стеллажах и комодах открытого типа, не выше уровня глаз ребенка, чтобы он мог спокойно и в любое время подходить и брать его.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: