Педагогика монтессори: что это и кому подойдёт

Практическое применение системы монтессори в домашних условиях для развития детей от 0 до 6 лет

Онлайн-школа «Монтессори.Дети»

«Монтессори.Дети» — онлайн-школа для родителей о воспитании счастливых и самостоятельных детей. Здесь Монтессори-педагоги, психологи и другие эксперты активно делятся своим многолетним опытом работы с детьми в формате марафонов, вебинаров и онлайн-курсов. 

На основе экспертных знаний школа разработала специальные обучающие программы для родителей, где вы можете научиться применять Монтессори-метод для развития и воспитания своего ребенка в домашних условиях. Так школа старается сделать Монтессори-развитие доступным для всех.

В школе «Монтессори.Дети» есть, доступные каждому: марафоны о детях 1–3 лет и о детях 3–6 лет. 

Основные обучающие программы школы «Монтессори.Дети» — это курсы с обратной связью от экспертов, поддержкой кураторов-наставников и эфирами в режиме реального времени. За 2 месяца обучения участники меняют жизнь всей семьи к лучшему, налаживают отношения с детьми и находят к ним подход. 

Курс о развитии детей с рождения до 1 года

Первый модуль «Пространство для развития» познакомит вас с особенностями развития детей до года. Учитывая потребности ребенка этого возраста, вы сможете подготовить развивающее пространство в своём доме и обеспечить безопасность малыша в нём. 

Второй модуль «Наполняем пространство» поможет вам наполнить зону игр полезными игрушками. Вы научитесь выбирать подходящие игрушки в магазинах и мастерить полезные развивающие материалы своими руками. 

Третий модуль «Понимать малыша» научит вас общаться и взаимодействовать с ребенком. Вы научитесь наблюдать за малышом и делать выводы из наблюдений, чтобы выбирать самые подходящие занятия для его развития в первый и самый важный год жизни. 

Четвёртый модуль «Как наладить сон ребенка» поможет наладить режим сна и бодрствования малыша. В результате малыш во время бодрствования будет радовать вас хорошим настроением и проявлять свою познавательную активность на 100%. 

Курс о развитии детей от 1 до 3 лет

Первый модуль «Мышление мамы» познакомит вас с базовыми понятиями педагогической системы Марии Монтессори: впитывающий разум, сензитивные периоды, человеческие тенденции. Эти знания позволят вам хорошо понимать своего малыша на каждом этапе развития и избежать ошибок в его воспитании. Ваша практика начнётся с осознанного наблюдения за ребенком, а кураторы курса помогут сделать правильные выводы для дальнейшей работы над пространством.

Второй модуль «Развиваем дома» поможет вам избавиться от вредных игрушек и создать или приобрести самые необходимые и интересные материалы для игровой зоны малыша 1-3 лет. Вместе мы продумаем и адаптируем пространство для одевания и ухода за собой, чтобы ребенок со временем без труда смог самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить на горшок и переодеваться. 

Третий модуль «Жить с ребенком в удовольствие» расскажет вам, как можно привлечь малыша ко всем бытовым делам, чтобы вы больше не откладывали их на дневной или ночной сон ребенка. После обучения вы сможете вместе с маленьким помощником готовить обед, стирать, убираться и даже ухаживать за домашними растениями. 

Четвёртый модуль «Общение без истерик и наказаний» научит вас правильно и эффективно выстраивать границы, которые ребенок будет соблюдать. Вы узнаете, как беречь и пополнять свой ресурс, чтобы не срываться и не кричать на ребенка. Подробный алгоритм, который даст вам психолог, поможет предотвратить детские истерики и правильно выходить из тех, что всё-таки случаются.

Курс о развитии детей от 3 до 6 лет

Первый модуль «Потребности развития» поможет вам заметить таланты и склонности вашего ребенка через наблюдение

Важно поддержать именно те занятия, которые интересны ребенку в детстве. Возможно, что именно они являются ключом к реализации его бескрайнего личностного потенциала

Второй модуль «Счастье в деятельности» расскажет, как научить ребенка быть опрятным и аккуратным во всём: поддерживать опрятный внешний вид, порядок в своих вещах, помогать дома с уборкой и получать от этого удовольствие. Малышу необходимо принимать активное участие в бытовых делах и следить за собой, чтобы стать самостоятельным, ответственным и уверенным в себе человеком. 

Третий модуль «Играю и развиваюсь сам» посвящён особенностям домашней развивающей среды для ребенка 3-6 лет. В такой среде малыш с удовольствием и интересом будет осваивать чтение, письмо, математику, окружающий мир, иностранные языки, заниматься творчеством. 

Четвёртый модуль «Позитивное общение» научит вас устанавливать правила так, чтобы ребенок не игнорировал их и соблюдал. Вам не нужно будет кричать, наказывать малыша, что сохранит ваш родительский ресурс. Через позитивное общение вы придёте к полному взаимопониманию и гармонии в семье.

Распространенные ошибки и заблуждения

На сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно  прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори».

К сожалению, сегодня  легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов.

Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие.

О системе Монтессори ходят многочисленные мифы:

  • Методика создана только для умственно отсталых детей. Это заблуждение. Она была впоследствии адаптирована для абсолютно нормального ребенка.
  • Цель методики – раннее образование. Это не так. Действительно, детки, занимающиеся по этой системе, рано читают и пишут. Но, только благодаря развитию способностей ребенка, самостоятельности, уверенности в себе.
  • Методика может заменить программное образование. Это не так. Воспитанники системы Монтессори легко и успешно обучаются, рано начинают писать, читать и выполнять в уме сложные арифметические действия. Но эта система на сегодняшний день не заменяет общеобразовательные программы.
  • Система создана искусственно, поэтому ребенок не сможет применить навыки вне ее. Это не так, малыш в ходе обучения приобретает главный навык – способность мыслить и действовать самостоятельно, который будет востребован в любых условиях.
  • Речь детей, занимающихся по системе Монтессори, ограниченна, поскольку воспитатель на занятиях мало говорит. Это миф. Занятия подразумевают развитие речи, педагог достаточное время говорит с малышом.

Независимо от того, являются ли родители поклонниками методики Монтессори или нет, в воспитании ребенка немаловажным будет правило: если взрослые уважают и поощряют действия малыша, он обязательно вырастет самостоятельным и инициативным.

Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Мария Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет).

То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет).

Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет).

Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).

Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет).

Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет).

Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла. Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)

Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

В семье два ребенка разного возраста

Комнату по Монтессори можно оборудовать и в случае, когда в семье два ребенка разного возраста. В этой ситуации удобнее всего не делить детскую на две половины, а продублировать оборудование каждой зоны для старшего мебелью маленького размера и соответствующим набором принадлежностей. Такой вариант поможет старшему научиться помогать братику или сестричке, а младшему – всегда видеть перед собой пример. Родителям придется позаботиться о комплектах развивающих игр, книг и игрушек нескольких возрастных категорий и вовремя обеспечивать смену принадлежностей, которые уже освоены малышами, новыми и еще не познанными.

Плюсы и минусы Монтессори-педагогики

  1. Методику можно адаптировать под разные культуры, ведь она опирается на базовые потребности ребёнка.
  2. Ребята учатся всему с удовольствием, ведь они сами выбирают, чем им заняться. Нет скуки, страха перед трудным заданием, которое навязывает взрослый.
  3. Дети, которых обучали по Монтессори, лучше других справляются с бытовыми обязанностями, более ответственные, могут правильно распределять своё время, умеют занять себя, при этом уважая потребности окружающих.
  4. Дидактические пособия и упражнения с ними способствуют ускоренному развитию мыслительной деятельности, логики и моторики.

Методика Монтессори способствует ускоренному развитию интеллекта, логического мышления

Однако же у методики есть и свои противники. И их критические замечания можно изложить в следующих тезисах:

Отсутствуют спонтанные творческие игры, например, сюжетно-ролевые

А это очень важно для развития воображения ребёнка, его эмоциональной сферы. Система не уделяет достаточного внимания творческим видам деятельности (изобразительному искусству).
Преимущественное интеллектуальное развитие искажает нормальную психологию, лишает малыша беззаботной радости детства

Монтессори недооценивает роль игры в развитии ребёнка, заменяет её полезными занятиями с обучающими пособиями.
В педагогическом процессе игнорируется чтение сказок. Мария Монтессори считала их уходом от реальности и заменяла реалистическим описанием предметов. Отсюда у ребёнка не формируется умение сопереживать, фантазировать, вести внутренний диалог с героями произведения.
Ребёнку, который дома занимался по этой системе (а также посещавшему такой детский сад) будет довольно сложно в обычной школе, где все ученики сидят за партами, выполняя конкретное задание учителя. К тому же у такого школьника уже сформировано отношение к взрослому как к помощнику, а не как к авторитету.
Многие дети воспитываются в семьях с авторитарным порядком и поэтому не каждая мама способна выступать в роли старшего товарища, помощника (что предполагает система Монтессори).

Методика подходит не всем детям. Это неудачный вариант для слишком подвижных, активных ребят, имеющих проблемы с усидчивостью, концентрацией внимания. Кроме того, если у малыша выражены творческие способности, то они будут невостребованными, поскольку методика опирается на рациональный способ познания мира.

Методика Монтессори не подойдёт для слишком активного, подвижного ребёнка, поскольку она нацелена на спокойные занятия, предполагающие концентрацию внимания

Занимаемся с бумагой по методике Монтессори

Это упражнение с бумагой по системе Монтессори проводится с детьми 3-4 лет.

Цель урока — улучшить контроль ребенка за мышцами пальцев рук, дать знания о формах и размерах, помочь в освоении терминологии и расширении словарного запаса.

Для такого занятия с детьми по системе Монтессори понадобятся:

  • папиросная бумага,
  • старые журналы и газеты,
  • детские ножницы с закругленными концами.

Как заниматься:

  1. Покажите ребенку, как надо складывать газеты или отдельные страницы старых журналов двумя руками, затем — как надо потянуть и оторвать (используя «рабочую» руку— т. е. ту, которой он привык работать). Позвольте ему рвать газеты на кусочки столько, сколько ему хо-чется.
  2. Когда он освоит это занятие, покажите ему, как отрезать полоски и квадраты ножницами.

Зрительный контроль — аккуратные края у оторванной или отрезанной полоски бумаги.

Во время подобного развивающего обучения по методу Монтессори будьте уверены, что детские ножницы действительно могут резать бумагу (а не только мять и рвать, как это нередко случается!).

  • Ребенок должен знать — ножницы острые.
  • Газеты и старые журналы удобнее использовать, так как их бумага обычно очень тонкая и ребенок может с ней легко справиться.
  • Ребенок должен уметь переносить ножницы, аккуратно подавать их другому человеку.

Расширение деятельности:

  • Понадобится клей и более плотная бумага для наклеивания рисунков.
  • После того как приготовлена внушительная стопка нарезанной бумаги, предложите ребенку нарисовать контур дома или дерева, а затем покажите, как наклеивать заранее заготовленные клочки оторванной или отрезанной бумаги. По мере тренировки картинки могут становиться более сложными по рисунку и форме.

Как обеспечить безопасность и экологичность?

Родители стремятся создать все условия для того, чтобы маленький человек активно развивался, при этом хотят, чтобы ничего не угрожало его здоровью и безопасности. Поэтому Монтессори-комната для детей не должна содержать никаких опасностей: тяжелых, острых, хрупких или бьющихся предметов, открытых электрических розеток, неисправных выключателей. Напольное покрытие должно быть ровным и гладким, но не скользким. Так как очень часто дети располагаются для своих занятий на полу, необходимы удобные легкие коврики, в которых не скапливается пыль и которые легко перенести с места на место. Материалы, которые окружают детей, должны быть натуральными, поэтому предпочтительны дерево, хлопок, лен, шерсть. В комнате Монтессори не нужны и даже вредны нарядные шторы из синтетических тканей, дорогие обои и потолочные покрытия, а также краски и лаки, содержащие токсичные вещества.

Детская комната по Монтессори для ребенка отличается широкими окнами, которые являются источником естественного освещения. Поэтому на окнах вообще не нужны никакие занавески, а также громоздкие горшки с цветами или элементы декора.

Самая модная педагогическая идея XX века

Врач по профессии, Мария Монтессори длительное время имела дело с юными пациентами специализированных учреждений. Условия в таких учреждениях не пестрят возможностями для игр и познания. Созданная по задумке неравнодушного доктора игровая комната помогла быстро вовлечь незанятых воспитанников в деятельность и обучение и достичь скачка в их интеллектуальном развитии.

Ряд ученых сходятся во мнении, что для растущего ребенка необязательно создавать именно такую среду, а нужно лишь быть рядом в нужный момент и направлять деятельность малыша. Автор долгое время оттачивала свою методику, и до сих пор не утихли споры о том, насколько эта система подходит здоровым, ничем не обделенным с рождения детишкам.

Но шум вокруг методики все же поднялся не только на родине автора. Выйдя за границы Европы в прошлых десятилетиях, Монтессори-педагогика буквально захватила частное дошкольное образование, в частности в России. Следует отметить также, что раннее развитие по Монтессори не требует глубокого знания педагогики – с ролью воспитателя справится любая внимательная мамочка.

Принцип

Занятия по системе Монтессори предполагают взаимодействие ребенка с предметами, окружающими его ежедневно в обычной жизни. В качестве физминуток используются музыкальные приветствия. Но вот присутствию взрослого и его участию в познании отводится роль второго плана. На первом – интерес малыша.

Один из ведущих принципов – опора на сензитивность, то есть восприимчивость малыша к тем или иным стимулам на разных возрастных этапах. Впрочем, задолго до Монтессори было доказано, что сенситивные периоды попеременно сменяются кризисными вплоть до старости.

Кто такой воспитатель

В этой системе воспитатель – лишь наблюдатель, задача которого вовремя подкинуть идею маленькому мозгу. Никаких навязанных программ обучения, нормативов освоения навыков. Только своевременная поддержка и поощрение. Причем в довольно конкретных формулировках: «Очень здорово у тебя получается поливать цветы!», «Ты так быстро справился с пазлом!»

Размытые «молодец» и «умница», а также оценки из уст Монтессори-воспитателя звучать не должны. Гиперактивный, невнимательный или незаинтересованный ребенок не должен получать порицания – ему нужно терпеливо помочь найти себя и увлечься игрой. Каждое действие воспитателя должно способствовать большему раскрытию потенциала подопечного.

Условия успеха

Полная реализация методики Монтессори возможна разве что в условиях тематического детского учреждения, где каждая деталь задумывается и шлифуется в соответствии с педагогическими целями.

В домашних условиях мама и папа могут использовать элементы методики более гибко, в сочетании с другими средствами и дидактическими приемами.

Это позволяет создать собственную уникальную развивающую среду, максимально адаптированную именно для вашего ребенка. В этом и будет заключаться основное преимущество домашнего Монтессори-клуба.

В этом небольшом видео вы узнаете историю создания методики и ее основные принципы:

Занятия в практической зоне

В этой зоне малыш должен научиться всему, что касается повседневной жизни.

  1. Уборка, помощь маме в быту: мытье посуды, давайте ребенку мыть пластмассовую, если не доверяете настоящую или детскую посудку.  Вытирать пыль, подметать, собирать мусор на совок, мыть пол тряпкой или шваброй.
  2. Поливать цветы. Если вы боитесь, что малыш может залить или повредить ваши растения, заведите в таком случае для него собственный мини — садик или огородик. В маленький горшок посадите вместе с ребенком неприхотливое растение (хорошо подойдет головка лука или голова-трава, растет быстро и малыш увидит свои труды), и пусть он его поливает из своей маленькой леечки, грабелькой рыхлит землю, протирает листики.
  3. Умывается сам, чистит зубки. Оборудуйте для него небольшой уголок в ванной, где будут стоять его принадлежности: своя мыльница и мыло, зубная паста и щетка. Пусть ребенок вешает на место свое полотенце, разместите крючок с детским полотенцем на соответствующей высоте, чтобы он сам мог подойти и вытереть руки. Это касается и верхней одежды.
  4. Пусть помогает вам готовить: мешает тесто ложкой, катает скалкой, стряпает пирожки, печенье, булочки, моет овощи, фрукты, зелень. Накрывает на стол, если не достает до стола, пусть приносит вам и подает предметы для сервировки. Даем ребенку резать детским ножом отварные овощи, чистить их.
  5. Стираем носочки, штанишки и прочие свои вещи или кукольные. Вешает на веревочку, прищепляет прищепками.
  6. Переливание воды в различные емкости с разными горлышками, на которых фломастером нарисованы отметки по которые нужно наполнять. Подойдут различные бутыли и баночки. Можно использовать пипетки, ситечко, воронки, мельнички, детскую лейку, дуршлаг, формы для льда или из-под шоколадных конфет, губки, резиновые спринцовки, шприцы без иголок, поварешки. Если ребенок поиграл и расплескал воду, дайте ему тряпку, пусть сам протрет пол.
  7. Дайте ребенку свою кофту с пуговицами, молниями, кнопками, липучками — пусть учится расстегивать и застегивать.
  8. Здесь так же подойдут любые игрушки типа домиков с замочками, рамки — вкладыши.
  9. Соберите коллекцию различных бутылочек с отвинчивающимися крышечками. Пусть это будут бутылочки или упаковки от детского питания, молока, кефира, йогурта, актимеле, тюбики от использованной зубной пасты, или маминого крема, использованная туба от губной помады, бутылочка из-под витаминов. Поставьте перед ребенком все бутылочки в ряд, горлышками вверх, а крышечки разложите перед ним, ребенок должен подобрать нужные крышечки. Для начала не нужно много, 2-3 достаточно, если ребенок справляется, добавляйте.
  10. Подобное задание, только с коробочками. Соберите коллекцию коробочек разного размера, соберите их оду в другую по принципу матрешки. Преимуществом будет, если коробочки будут открываться каждая по- разному. В последнюю можете положить сюрприз.
  11. Шнуровки, нанизывание на нить бусин, макаронин.

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: