Определяем темперамент ребенка и учитываем его при воспитании

Как определить темперамент ребенка и учитывать особенности в воспитании

Какой темперамент у ребенка? Тесты

 Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка

Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи  4 и более баллов, значит, ребенок  отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты

Оценка результатов

Интроверсия Значительная 1 …7 Умеренная 8…11
Экстраверсия Значительная 19…24 Умеренная 12…18
Эмоциональная стабильность Высокая до 10 Средняя 11….14
Эмоциональная нестабильность Высокая 15…18 Очень высокая 19…24

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то  за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и  отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.

Основные типы темперамента

Поговорим о темпераменте. Ведь именно он составляет основу характера, а также влияет на поведение и коммуникации с другими людьми. Он отвечает за стрессоустойчивость, активность, скорость реакции. Темперамент – не изменен в течение всей жизни, это индивидуальная биологическая особенность человеческой личности. Различия в типах темперамента не имеют ничего общего с развитием способностей.

Итак, выделяют 4 основных вида темперамента:

  1. Меланхолик.
  2. Флегматик.
  3. Сангвиник.
  4. Холерик.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Меланхолик

Эти дети очень ранимы, задумчивы и не отличаются гиперактивностью. Они по большей части застенчивы, задумчивы, в большей степени их волнует собственный внутренний мир. Их нервная система неустойчива и принятие решения у них занимает достаточно много времени. Негативные ситуации откладывают на них большой отпечаток, они долго переживают, уходят в себя.

У детей меланхоликов глаза постоянно на мокром месте. Но при этом, они способны долго высидеть на одном месте, любят заниматься творчеством. Они боятся публики, выступления на сцене – не их конек, им подойдет рисование, вышивка, гончарное искусство, лепка или игра на музыкальном инструменте.

Правильное воспитание меланхолика позволит вырастить из него талантливого, серьезного, уравновешенного человека с богатым внутренним миром, заботливого и чувственного. Если же заставлять его постоянно быть на публике, жить в быстром темпе , то кроме слез и даже истерик вы ничего не добьетесь. Как следствие – сильный стресс, уход в себя, стена от окружающего мира. В воспитании ребенка меланхолика нужно делать упор на адаптацию к реальной жизни, задействовав его творческие задатки.

Флегматик

Его можно охарактеризовать как ребенка тихого, задумчивого, немного медлительного, но при этом он способен прекрасно защищать себя от негативных ситуаций и обстоятельств. Он не такой ранимый, как его брат меланхолик, но также, как и он, не любит быстро принимать решения и не приветствует спешку.

Маленький флегматик вдумчивый, очень аккуратный. Игрушки собирает медленно, но раскладывает по своим местам. Он не любит бывать на публике, ему в меньшей степени присущи лидерские качества. Может выступать на сцене только в составе оркестра, хора, каждый выход на нее дается с трудом.

Воспитывая юного флегматика стоит уделить больше внимания тому, что его интересует. А это будет искусство, наука, компьютеры. Дети, имеющие этот тип темперамента, в будущем становятся учеными, компьютерными гениями, писателями и мыслителями. Взрослые должны научить ребенка флегматика адаптироваться среди других детей и тогда он найдет свое место в жизни.

Сангвиник

Это ребенок сильный, всегда знающий чего он хочет. Он уверен в себе, в меру напорист, с сильной и устойчивой нервной системой. Яркий, харизматичный, целеустремленный – такой сангвиник от рождения. Ему присущи лидерские качества, он любит бывать на виду, его не пугает сцена, она даже его манит. Его темперамент позволяет быстро справляться со стрессами, быстро и легко принимать решения, но при этом он совсем не обращает внимания на мелочи.

Поведению детей сангвиников свойственна активность, а также желание быть лучше всех. Родители должны научить их ответственности, ведь статус лидера это предполагает

Также важно объяснить своему ребенку то, что у окружающих то же есть мнение и его нужно учитывать. Хорошо воспитанный сангвиник – это мудрый, уверенный руководитель, социально-активная личность

Холерик

Яркий, суматошный, очень эмоциональный ребенок – это про вашего маленького холерика? У него очень быстро меняется настроение, он то радостный, игривый, пылающий идеями, то грустный, практически убитый, может даже впасть в отчаяние. В общем эмоции у него через край!

Такой ребенок имеет свое «я», стремится быть на публике, любит, когда им восхищаются, но при этом он болезненно переносит критику и негативные высказывания в свой адрес. Безусловно холерики имеют лидерские качества, любят руководить, но не внимательны к деталям. Своей импульсивностью могут обидеть, поэтому им однозначно необходимо помогать.

Родителям ребенка с таким темпераментом следует воспитывать в нем сдержанность, умение проявлять эмоции в приемлемой форме. Дети холерики, сумевшие справиться с бурей эмоций, становятся яркими публичными личностями, изобретателями, генераторами идей.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

 Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком

Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес к содержанию и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца
Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время
Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Особенности воспитания детей с разным темпераментом

Как теперь понятно, каждый тип темперамента имеет положительную и отрицательную стороны

Для родителей понимание этого имеет неоценимую важность. Становится ясно, где требуется поддержка, где указание верного направления. Психологи дают советы родителям по воспитанию детей каждого типа и уточняют особенности воспитания

Психологи дают советы родителям по воспитанию детей каждого типа и уточняют особенности воспитания.

Ребенок сангвиник

Положительные стороны: общительность, открытость, энергичность, разносторонние способности.

Отрицательные: непостоянство, поверхностность, стремление быть в центре внимания окружающих. Неспособность долго концентрироваться на задаче может стать причиной низкой успеваемости в школе. У сангвиников нередки проблемы с дисциплиной. Это они начинают шалить и баловаться во время урока.

Встает вопрос, как воспитывать ребенка сангвиника с такими качествами. Родителям воспитание ребенка сангвиника рекомендуется строить на таких правилах:

  • Поддерживать творческие и познавательные инициативы детей, не подавляя их.
  • Помогать с организацией времени. Поддерживать четкий режим дня.
  • Стараться сделать увлечения более стабильными, поддерживая к ним интерес.
  • Контролировать, но доброжелательно.
  • Хвалить только заслуженно.

Ребенок холерик

Положительные стороны: энергичность, целеустремленность, способность ярко выражать эмоции.

Отрицательные стороны: истеричность, подъемы и спады настроения, нетерпимость к критике.

Ребенок холерик способен хорошо учиться, он честолюбив и старается добиться хороших оценок. Проблемы возникают в отношениях со сверстниками и даже учителями. Такие ребята не всегда способны контролировать эмоции. Они могут проявлять неоправданную грубость, принимаемую за агрессию. Подобное поведение, конечно, нужно менять. Родителям нужно дать такие рекомендации в работе:

  • Вести себя уверенно.
  • Стараться не повышать голоса.
  • Если малыш перевозбужден, выслушивать его, успокаивая.
  • Избегать жесткой критики. Подчеркивать достоинства, при необходимости упоминая недостатки.

Ребенок флегматик

Положительные стороны: энергичность, постоянство, целеустремленность.

Отрицательные стороны: отсутствие гибкости, упрямство, низкая эмоциональность.

Ребенок флегматик способен демонстрировать неплохие результаты учебы. Если маленькие флегматики не ленятся, спокойное упорство помогает им решать достаточно сложные задачи. Воспитание ребенка флегматика требует прислушаться к таким рекомендациям:

  • Приучать к проявлениям заботы о близких. Давать соответствующие поручения, демонстрируя пример своим поведением.
  • Проявлять собственные чувства. Чаще говорить о своей любви.
  • Учить анализировать ситуацию, формировать собственное мнение.

Ребенок меланхолик

Положительные стороны ребенка меланхолика: способность к сопереживанию, эмоциональность, умение тепло проявлять чувства.

Отрицательные стороны: повышенная нервозность, склонность драматизировать события, неуверенность. Ребята с таким типом могут демонстрировать отличную успеваемость. Но успехи в учебе нестабильны: слишком многое зависит от настроения, связанного с чувством неуверенности в себе. Большое значение придается отношениям с одноклассниками.

Воспитание ребенка меланхолика предполагает, что малыша нужно:

  • Чаще хвалить, повышая самооценку.
  • Пресекать манипуляции сверстников.
  • Применять наказания только при острой необходимости.
  • Не предъявлять повышенных требований, избегать демонстрации разочарования.

Важно! Ни один тип темперамента не является «хорошим», ни один нельзя назвать плохим. Любой малыш способен принести родителям радость. Нужно лишь принять его особенности и помочь в сложных ситуациях

Нужно лишь принять его особенности и помочь в сложных ситуациях.

Ребенок – холерик.

Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Он всегда знает, чего хочет. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Его поведение подобно урагану. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск и приключения.

Чего не любит ребенок – холерик? Когда ограничивают его активность, требуют от него аккуратного выполнения задания, когда на него кричат, дергают за руку, физически наказывают.

Рекомендации родителям. Не запрещайте ребенку быть активным. Не ругайте его за непоседливость и постарайтесь не просить его посидеть тихо или постоять смирно. Ребенку это просто не под силу! Лучше организуйте его жизнь так, чтобы его активность находила разумный выход. Например, играйте с малышом в живые, состязательные игры. Предложите ему спортивные упражнения, плавание, танцы, катание на велосипеде. Постарайтесь чаще выезжать с ним на природу — малышу необходимо большое жизненное пространство. Однако, не переусердствуйте. Как ни странно, ребенок-холерик нуждается в особо щадящем режиме. Если ваш малыш перевозбудится, то остановить его уже потом будет крайне сложно. В общем, все хорошо в меру!

Читайте ребенку книги о героических поступках и подвигах, когда терпение и воля помогли герою победить

Учите его договариваться со сверстниками, когда важно не только самому говорить, но и уметь выслушивать других детей.. Дети – холерики всегда стремятся быть первыми. Это качество можно использовать в игре «учитель-ученик», которая даст малышу возможность научиться быть терпеливым и внимательным

Это качество можно использовать в игре «учитель-ученик», которая даст малышу возможность научиться быть терпеливым и внимательным.

Дети – холерики всегда стремятся быть первыми. Это качество можно использовать в игре «учитель-ученик», которая даст малышу возможность научиться быть терпеливым и внимательным.

И, главное, наберитесь терпения и постарайтесь понять, что холерик и сам был бы рад научиться держать себя в руках, да не всегда получается. Помогите ему в этом!

Если ваш ребенок — сангвиник

На первый взгляд ребенок-сангвиник самый беспроблемный для родителей. Малыш — сангвиник — оптимист и жизнелюб. Он предпочитает находить копромисс в конфликтной ситуации, а не лезть в драку. Сангвиники — общительные дети, которым нравятся шумные игры, новые знакомства, путешествия. Они очень любопытны и любознательны. «Хочу все знать» — это про них.

При правильном воспитании ваш малыш-сангвиник вырастет отзывчивым и добрым человеком. При этом его характер позволит ему добиться профессионального успеха практически в любой области. 

Но неправильное воспитание может закрепить отрицательные качества сангвиника — поверхностность, рассеяность, непостоянство. 

Что можно и нужно делать при воспитании ребенка-сангвиника?

Хвалить, но только за реальные достижения. Приучать доводить дело до конца. Общаться с ребенком без нравоучений и занудства. Вырабатывать привязанность и способность заботиться у ребенка (например, купить ему рыбок, за которыми бы он ухаживал).

 
Как видно, учитывая при общении и воспитании ребенка его характер и темперамент, мы можем помочь малышу развить его лучшие качества и таланты. Родители должны проявлять мудрость, и стараться быть объективными при оценке способностей и характера своего ребенка. Даже если вы ведёте активную жизнь и мечтали о супер активном малыше-холерике, а ваш малыш оказался меланхоликом, то просто примите это как данность. И не пытайтесь его переделать, ни к чему хорошему это не приведет.
 
А как Вы воспитываете своих детей? Учитываете ли Вы их характер?

Почему дети не слушаются или кризис 3 лет

Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же.

В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме.

Понимая, что не все ему позволено, не все он может подчинить своим желаниям, чему-то он должен подчиниться, ребенок взрослеет.

Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее.


Узнать о том, как воспитывать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, вы можете здесь: Консультация логопеда для родителей в детском саду
 

Более подробно узнать о всех возрастных кризисах ребенка, вы можете из нашей статьи: Кризисы детского возраста: что нужно знать родителям
 

Рассмотрим основные причины плохого поведения детей в возрасте 3-4 лет:

Борьба за внимание родителей. Часто причиной непослушания становится желание ребенка привлечь к себе внимание, особенно если родителя заняты своими делами и проблемами и не уделяют малышу должного внимания

Малыш еще не знает, как конструктивно взаимодействовать со взрослыми и как строить с ними диалог и нормальные отношения, а выбирает тот способ, который ему более доступен.
Вторая причина – это самоутверждение малыша, которое идет в разрез с родительской гиперопекой. Уже в 2 года ребенок начинает стремиться к самостоятельности, все мы помним его лепетание «я сам». Родители же из гуманных побуждений пытаются навязать ему свою точку зрения: контролировать во всем, поучать, упрекать и прочее. Ребенок воспринимает эту критику « в штыки» и пытается с ней бороться посредством непослушания.

Желание отомстить. По ряду различных причин, родители, желая того или нет, причиняют ребенку какие-то страдания (например, мама спрятала любимую игрушку, заставила доедать «невкусную» кашу и прочее).

Потеря веры в собственные силы. Если ребенок в чем-то разочаровывается или отчаивается, он начинает вести себя неадекватно. Эта причина чаще всего связана с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой ребенка и выражается в некой манере протеста.

Темперамент ребенка: виды и особенности

Темперамент ребенка, как и темперамент взрослого, подразделяется на 4 типа:

  • сангвиник,
  • холерик,
  • флегматик,
  • меланхолик.

Особенности детей по типу темперамента определяются с раннего возраста:

Сангвинику не составит труда заснуть в шумном помещении и хорошо выспаться. Спросонья ведет себя спокойно и умиротворенно. Легко знакомятся с новыми людьми, играют

Не испытывают проблем при переходе на новое питание.
Холерику требуется повышенное внимание. С ним надо разговаривать, играть, следить за сменой настроения

Холерики привыкают кушать в определенном месте, при смене места питания отказываются от еды, теряют аппетит. Не могут спать, если кто-то разговаривает или шумит рядом. Просыпаются нередко в плохом настроении, капризничают.
Флегматик – медлительный ребенок. Проснувшись, подолгу может лежать в постели, не проявляя активности. У такого малыша поздно развиваются навыки сидения и ходьбы, он долго сидит за столом, медленно кушает. Флегматик – малоэмоциональный ребенок, редко плачет и мало улыбается. 
Меланхоликам свойственно капризничать и плакать. Спят такие дети не спокойно, постоянно просыпаются. Чтобы меланхолики могли спать всю ночь, в комнате должна быть абсолютная тишина. Плохо привыкают ко всему новому и требуют постоянного внимания родителей.  

Характеристика ребенка с типом темперамента «Буратино»

У Буратино часто и быстро меняется настроение, но обычно он весел. Он любит общество и не очень любит играть в одиночку. Ребенку с таким типом темперамента постоянно нужна компания, поэтому он дергает маму за полу халата и пристает к ней с самыми разными вопросами, которые зачастую ставят маму в тупик. На вопросы Буратино не обязательно всегда отвечать. Он их задает вовсе не потому, что он такой любознательный, — он просто хочет быть рядом с кем-то. Включите его в свои взрослые дела! Дайте ему неострый ножичек, пусть он почистит вместе с вами картошку. Но не удивляйтесь, что через тридцать секунд ему надоест. Не ругайте его за это! Он же не нанимался к вам в ассистенты. У Буратино мобильная психика, он способен мгновенно переключаться с одной деятельности на другую. Это хорошая способность, во взрослой жизни она поможет ему быстро решать многие сложные задачи. Но Буратино весел, общителен, он неунывающий оптимист, и это качество будет выручать его в жизни.

Определить тип характера ребенка, как показывает практика, несложно, намного труднее учесть особенности ттемперамента в ходе воспитания.

Научите своего ребенка сосредоточиваться. Пусть он копается со своими игрушками рядом с вами. Ни в коем случае не бросайте свои дела, чтобы развлекать Буратино, — терпеливо направляйте его и подсказывайте, в чем он может вам помочь, но не прерывайте свои дела ради него. Скажите спокойно: «Я сейчас варю супчик, а ты можешь рядом играть с машинками». Не раздражайтесь на его моторность, включите ее в план. Если в раннем детстве вы научите своего малыша извлекать пользу из этой моторности, вы очень поможете ему адаптироваться в будущем.

Будет больше пользы всем, если вы научите ребенка переключаться на близкие виды деятельности. Учитывая характеристику темперамента такого ребенка, развивайте его сообразительность и логичность, приучайте малыша делать разные, но близкие вещи. Например, немного порешал задачи по арифметике, а теперь почитайте с ним книжку из разряда «Занимательная математика». Или сделайте какой-нибудь фокус из физики. Вы не уведете его далеко от точных наук и в то же время не дадите ему скучать.

В старших классах Буратино сам охотно включится в учебу и выберет те предметы, которые ему будут нужны. Но если он решил, что ему что-то не нужно, вы ни за какие коврижки не сможете его переубедить. Вряд ли из Буратино получится золотой медалист, но в парочке олимпиад он поучаствует, чем облегчит себе поступление в вуз.

Ребёнок меланхолик

Ребенок меланхолик: характеристика

Дети-меланхолики застенчивы, робки, ранимы, рассеянны, аккуратны, старательны, ответственны, тревожны, замкнуты, нерешительны, впечатлительны. Они чувствительны к тону собеседника, с трудом привыкают к новому. Всё принимают близко к сердцу. Не понимают, как проявлять свои чувства и эмоции.

Советы родителям

Хвалите с пояснением: «Ты сегодня отлично потрудился — помог мне убраться на кухне».
Используйте пантомимы и театр, например кукольный или теней, чтобы развивать коммуникативные навыки.
Играйте в игры на внимание, например «Что пропало?».
Не переставляйте и не перекладывайте учебные предметы без ведома ребёнка. 

<<Форма аттестации>>

Для чего определяется темперамент детей

Представим картину: несколько малышей играют вместе. Игра стала слишком шумной, грозит обернуться ссорой. Взрослый делает детям замечание, просит успокоиться. Как реагируют ребята? Один немедленно предлагает начать новую игру. Он уже придумал сюжет, полностью готов переключиться. Второй перевозбужден, продолжает кричать, не слушая взрослых. Третий смутился, заметно расстроился случайным нарушением установленных правил. Четвертый молча собирает игрушки. Как видим, ребятки ведут себя по-разному в одной и той же ситуации.

Как говорят психологи, в основе характера каждого человека лежит темперамент — данные, заложенные природой: способность активно действовать, степень чувствительности, сила проявления эмоций. На основе этого в сочетании с результатом воспитания формируется личность.

Специалисты утверждают: каждому родителю надо знать темперамент ребенка, своего сына или дочки. Поняв особенности чада, близкие определят причины возникающих проблем в развитии, воспитании, общении. Например, одному постоянно нужны слова одобрения, другой — излишне резко выражает чувства, третий — замкнется и молчит. Анализируя поведение детей, легче сгладить неприятные и, наоборот, сформировать положительные черты характера.

Обратите внимание! Наибольшее взаимопонимание возникает между людьми со сходным темпераментом. Изучая особенности характера своего чада, полезно проанализировать собственные черты

Возможно, противоречия в общении между близкими вызваны разницей личностного склада.

Рассмотрим как правильно любящим родителям учитывать при воспитынии детей свойства их характера. Знании природных данных человека помогут им лучше понимать реакцию детей на то или иное событие. В конце статьи приведены тесты на определение темперамента ребенка, которые дадут более точную характеристику чаду и возможность скоректировать поведение ребенка, направив силы на развитие положительные качества характера.

Что надо знать о темпераменте

Знания о темпераментах со времен Гиппократа, который первым предложил их классификацию, постоянно пополняются. Психологи давно заявляют об отсутствии четко выраженных типов. Особенности личности редко вписываются в заданные параметры. Поэтому о темпераменте говорят, упоминая и тип характера. Предлагаем познакомитьтся с описанием типов темперамента так, как они рассматриваются в психологии. Тест на определение темперамента для взрослых можно найти на психологических сайтах.

Итак, что важно знать о темпераменте:

Сангвинический

Люди такого типа жизнерадостны, общительны. Отличаются стабильно хорошим расположением духа, приятны в общении. Они легко заводят друзей, свободно начинают новое дело. Энергичны, активны.

Холерический

Холерики легко возбудимы. Их беспокойство не бывает легким. Люди с таким темпераментом не знают, что такое душевный покой. Они испытывают сильные эмоции, которые ярко выражаются. И любовь, и неприязнь холерика заметны всем.

Флегматический

Внутреннее равновесие флегматика трудно нарушить. Его настроение стабильно, эмоции выражаются очень слабо. Флегматики спокойно и уверенно выполняют начатую работу. Им чужды непонятная тревога, необъяснимое волнение. Чувства таких людей ровны и стабильны.

Меланхолический

Меланхолики склонны к сильным переживаниям. Самое обычное событие может рождать бурю волнения, горькие выводы. При этом меланхолики легко понимают чувства других людей, сопереживают им.

Сангвиническому и холерическому типам свойственна экстраверсия (ориентированность вовне, открытость миру). Для флегматического и меланхолического характерна интроверсия (интерес к внутреннему миру, закрытость).

Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка

«Несчастные» младенцы

Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети

 Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он  отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку.  Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони»

Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть,  берет с неохотой.  Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки»

Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир.  Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и  предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: