Почему дети не слушаются или кризис 3 лет
Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же.
В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме.
Понимая, что не все ему позволено, не все он может подчинить своим желаниям, чему-то он должен подчиниться, ребенок взрослеет.
Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее.
Узнать о том, как воспитывать у ребенка навыки правильного звукопроизношения, вы можете здесь: Консультация логопеда для родителей в детском саду
Более подробно узнать о всех возрастных кризисах ребенка, вы можете из нашей статьи: Кризисы детского возраста: что нужно знать родителям
Рассмотрим основные причины плохого поведения детей в возрасте 3-4 лет:
Борьба за внимание родителей. Часто причиной непослушания становится желание ребенка привлечь к себе внимание, особенно если родителя заняты своими делами и проблемами и не уделяют малышу должного внимания
Малыш еще не знает, как конструктивно взаимодействовать со взрослыми и как строить с ними диалог и нормальные отношения, а выбирает тот способ, который ему более доступен.
Вторая причина – это самоутверждение малыша, которое идет в разрез с родительской гиперопекой. Уже в 2 года ребенок начинает стремиться к самостоятельности, все мы помним его лепетание «я сам». Родители же из гуманных побуждений пытаются навязать ему свою точку зрения: контролировать во всем, поучать, упрекать и прочее. Ребенок воспринимает эту критику « в штыки» и пытается с ней бороться посредством непослушания.
Желание отомстить. По ряду различных причин, родители, желая того или нет, причиняют ребенку какие-то страдания (например, мама спрятала любимую игрушку, заставила доедать «невкусную» кашу и прочее).
Потеря веры в собственные силы. Если ребенок в чем-то разочаровывается или отчаивается, он начинает вести себя неадекватно. Эта причина чаще всего связана с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой ребенка и выражается в некой манере протеста.
Причины дисграфии
Как и у каких детей может возникнуть дисграфия? Каковы её причины? Дисграфия у детей начинает проявляться в период обучения письму. Говорить о наличии дисграфии можно не ранее возраста 8-9 лет(т.е. примерно второй класс общеобразовательной школы)
К этому возрасту дети уже овладевают навыками устойчивого письма и постоянные однотипные ошибки должны привлечь внимание взрослых
Процесс письма – довольно сложный процесс для нашей нервной системы. Здесь необходимо задействовать множество высших нервных функций: узнавание символа, вызывание его образа в памяти, соотношение образа и звука, тонкая моторика руки при написании, оценка схожести изображения с образом в памяти. Так как при письме задействовано множество высших нервных функций, то и причин нарушений письма может быть множество. Различают следующие основные причины:
- Органические нарушения: это нарушение развития в пренатальный и постнатальный периоды, травмы при родах, асфиксии, менингиты, частые тяжёлые болезни ребенка, которые вызывают истощение его нервной системы, позднее созревание систем мозга, переученная леворукость.
- Психолого-социальными причинами дисграфии может быть задержка психического развития (ЗПР), билингвизм, нечёткая речь окружающих, слишком раннее обучение ребёнка письму при его неготовности к этому, невнимательность взрослых к особенностям речи у ребёнка (непроговаривание некоторых букв, замена слогов и другие нарушения речи и пр).
Чаще всего дисграфия проявляется у детей с нарушениями речи (особенно если дефекты речи не были устранены до момента начала обучения грамоте), имеющих в анамнезе органические поражения мозга(минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии и пр), получивших травму мозга, с истощенной нервной системой и незрелыми зонами мозга.
Дисграфия также может быть выявлена и у взрослого человека. Причиной дисграфии у взрослых является нарушение работы высших психических функций вследствие перенесённого инфекционного заболевания или травмы головного мозга. Дисграфия у взрослых проявляется примерно в 10 % случаев от общего количества пациентов с выявленной дисграфией.
Дисграфию не рассматривают как независимое нарушение. Она часто сопровождает различные неврологические дисфункции и расстройства, а также слуховые, двигательные, речевые и зрительные патологии.
Бытовые навыки
- Одеваться и раздеваться;
- Кушать при помощи столовых приборов (ложка, вилка);
- Пить из чашки;
- Убирать игрушки по местам;
- Следить за своим внешним видом, соблюдать опрятность;
- Пользоваться горшком;
- Мыть руки, лицо;
- Поливать цветы;
- Вытирать пыль.
Личная гигиена ребенка 3-4 лет
- Правильное использование туалета. После 3-х лет можно постепенно приучать ребенка к использованию взрослого унитаза. Для этого необходимо приобрести специальную накладку на унитаз, чтобы малыш мог удобно сидеть, и стульчик или подставку, если рост малыша не позволяет самостоятельно забраться. Расскажите и покажите, как пользоваться туалетной бумагой или салфетками, объясните, зачем это нужно делать;
- Мытье рук. Малыш должен запомнить, что обязательно нужно быть руки после посещения туалета, улицы, перед едой и по мере их загрязнения. Помогите научиться правильно использовать мыло, тщательно мыть руки со всех сторон и между пальцами;
- Умываться. Покажите, как правильно мыть лицо, использовать полотенце;
- Чистить зубы. Малыш уже может очищать свои зубы самостоятельно с использованием детской щетки и специальной зубной пасты;
- Контроль опрятности своего внешнего вида. В 3-4 года ребенок может сам следить за состоянием своей одежды, не одевать грязные, мятые предметы гардероба, своевременно производить замену испачканных вещей.
Запрещать надо в меру
В процессе истерики очень часто все упирается в родительские запреты. Малыш хочет что-то сделать или пойти куда-то, а родители запрещают. Да, это может быть нелегко, но внедрять психологически запреты в воспитание ребенка необходимо
Важно понимать, что родители запрещают что-то, потому что хотят уберечь ребенка. Они позволяют малышу ощутить заботу о себе, успокоиться и развивать дисциплину
Правда, сегодня очень часто происходит следующее — родители, которые росли в строгости, и у них в детстве была масса запретов, отказываются от этой практики. Ребенку разрешается абсолютно все. Дескать, таким образом можно воспитать личность свободную и ни от кого не зависящую. Такие взрослые просто не понимают, что так детская психика травмируется, и в будущем им придется перевоспитывать избалованное чадо.
Детям важны четкие рамки и правила в этом возрасте — так они чувствуют себя в безопасности. А воспитание без запретов может сделать детей дошкольного возраста капризными и инфантильными: они будут прибегать к манипуляциям и провокациям и вряд ли смогут адекватно общаться с другими детьми в детском саду или школе.
Есть и другая крайность — родные перегибают палку и запрещают ребенку очень многое. Гулять ходить только за руку, бегать нельзя — упадешь, прыгать нельзя — ногу сломаешь, на песке не сиди — простудишься, игрушки не будем брать — чужие дети заберут и так далее. Такие детки растут скромными, нерешительными, тихими; им будет сложно постоять за себя и они будут нуждаться в постоянном одобрении родителей перед каждым поступком.
Необходимо все-таки стремиться к золотой середине. Прежде чем что-то запрещать, четко объясните малышу, почему вы так делаете, и к каким последствиям может привести его непослушание. Если с ребенком разговаривать в этом возрасте, то в 5 лет он уже будет сам знать, что ему следует делать в той или иной ситуации. А в 6 лет он даже будет учить одноклассников поступать так, как ему объяснили родители. Ребенок перенимает вашу модель поведения, поэтому учитесь быть идеальным примером для подражания.
Логическое мышление и математические способности
- счет до 10. Уметь считать до 5 и обратно на пальцах, карточках, игрушках, откладывать названное количество предметов, отсчитывая по одному;
- понятия: много -мало, больше -меньше, высоко- низко, широко — узко и т. д.;
- основные цвета спектра и до 15 оттенков;
- основные геометрические фигуры. Уметь выделить очертания названой фигуры в окружающих предметах.
- сравнивать предметы между собой по 1-2 признакам;
- подбирать пары из игрушек с 1-2 схожими признаками;
- складывать разрезные картинки, пазлы;
- находить и объяснять несоответствия двух похожих картинок;
- запоминать последовательность 3-5 картинок;
- находить изменения, запоминать движения, детали, признаки по заданию взрослого.
Темперамент малыша
Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.
Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.
Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.
В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение
Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента
Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.
Сангвиник
Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:
- отсутствие перепадов настроения;
- подвижность, стремление к общению;
- хорошая нервная система, высокая самооценка;
- хороший сон, быстрое пробуждение.
Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.
Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».
Меланхолик
Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:
- чувствительностью;
- быстрой утомляемостью;
- сложной адаптацией к новым условиям.
Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.
Флегматик
Такой ребенок отличается:
- безэмоциональностью;
- медлительностью;
- способностью спать больше 9 часов.
На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.
Холерик
Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.
На фоне других холерик выделяется:
- эмоциональностью;
- подвижностью и шумностью;
- тревожным сном.
Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.
В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.
Коррекция по методу Рональда Дейвиса
Учитывая, что данное расстройство сопутствует и часто является следствием дислексии, картина становится менее радужной. Впоследствии, когда чтение и письмо из предмета изучения перейдут в категорию инструмента обучения, у детей возникают проблемы, ведь пока их сверстники усваивают предмет, они будут «бороться с собой».
Дислексия и дисграфия – не следствие недостаточного словарного запаса или отсутствия элементарных навыков. Дети с этими нарушениями думают иначе, чем большинство людей, которые мыслят и образами и словами. А они опираются в основном на образное мышление, поэтому слова, для которых не могут найти образа в воображении, просто не читаются ими.
Рональд Дейвис разработал уникальную программу для учеников: она рассматривает дислексию не как болезнь, а как особое мышление и предоставляет людям, обладающим им, способы, позволяющие справиться со спутанностью сознания, читать, писать, жить, не беспокоясь о трудностях с письменной речью и координацией, добиваясь успеха во многих областях.
Прохождение курса, который длится пять дней, позволит избавиться от проблем, связанных с оптической дисграфией
Важно, чтобы родители не оставляли всю работу на методистов: по окончании курса, дома нужно делать упражнения для закрепления и улучшения результата. Благодаря этому ваш ребёнок преодолеет все свои сложности
На что важно обратить внимание
О том, что у трехлетнего малыша есть задержка в развитии, свидетельствуют следующие признаки:
связь с матерью настолько сильна, что ребенок буквально не может оторваться от нее даже на очень короткое время. Он боится упустить ее из виду, даже если она находится рядом;
ребенок быстро устает, не может концентрироваться на одном занятии или предмете дольше несколько минут, он постоянно вскакивает с места, совершенно не может ждать своей очереди. Из-за этого ему трудно играть и общаться с другими ребятами, даже несмотря на имеющийся интерес;
есть нарушения крупной и мелкой моторики – ребенок с трудом удерживает равновесие, часто падает, очень неуклюжий, постоянно врезается в людей, мебель, стены, путает ноги, когда их переставляет (например, при спуске по лестнице). Его движения либо очень медлительны, либо выглядят хаотичными
Ему трудно брать и удерживать мелкие предметы;
ребенок панически боится потерпеть неудачу в любом деле, будь то помощь по дому или игра, он очень эмоционально реагирует на критику;
слово «надо» для него пустой звук, он постоянно стремится избежать какой-либо неинтересной (с его точки зрения), но важной деятельности, в том числе развивающих занятий;
он постоянно все забывает, часто теряет игрушки, повторяет одни и те же ошибки, несмотря на уговоры и объяснения;
использует отдельные слова, понятные только близким, или не говорит вообще, не понимает обращенную к нему речь, инструкции;
действия ребенка носят, как правило, разрушительный характер – он часто кричит, бросает вещи, мучает животных, может даже снять одежду в общественном месте, упасть на пол и закатить истерику без видимой причины. В отличие от кризисных истерик, в этой ситуации ребенка трудно успокоить, на это уходит довольно много времени;
специально игнорирует правила поведения, задирает других детей, даже несмотря на многократные объяснения родителей, что так вести себя нельзя;
ребенка часто можно застать за повторяющимися однотипными движениями, его мысли могут приобрести настораживающую навязчивость;
для малыша может быть характерна повышенная тревожность и пугливость, ему кажется опасным буквально все вокруг – животные, незнакомые люди и новые места.
В некоторых случаях родители застают своих трехлеток за мастурбацией. Это проявляется как ерзание на стуле, трение об углы или руки интимными местами. Отстающий в развитии ребенок может делать это, не стесняясь вас и посторонних взрослых.
Перечисленные признаки задержки в развитии необязательно проявляются все сразу. Серьезно беспокоиться нужно, если с вашими наблюдениями совпало хотя бы три-четыре пункта. Особую опасность представляют отсутствие речи и вспышки агрессии.
Родительские запреты и что за ними кроется
Запреты несут важную воспитательную функцию: они помогают формировать в ребенке восприятие действительности. Малышу необходимо научиться понимать, когда следует остановиться в выражении своих капризов, что можно делать, чего нельзя и как правильно вести себя в обществе.
Узнать о том, как формировать навыки этикета у ребенка, вы можете здесь: Правила этикета для детей
Безусловно, все родительские запреты воспринимаются детьми без особого энтузиазма, ребенок зачастую реагирует на них протестом, раздражением, злостью или обидой, но следует понимать, что психологически запреты важны для правильного воспитания ребенка. Они позволяет малышу ощутить заботу родителей о себе, успокоиться и развивать дисциплину.
К сожалению, в современном обществе существует одна из проблем, когда родители, росшие сами в большом количестве запретов, теперь считают, что ребенку нужно разрешать абсолютно все. Постепенно, с взрослением малыша, у него начинает формироваться стойкая зависимость к манипуляциям, ребенок прибегает к различного рода провокациям, растет инфантильным и капризным. Второй распространенной ошибкой родителей является чрезмерное количество запретов, когда детям запрещается абсолютно все или практически все. В этом случае ребенок растет несмелым, робким, нерешительным, так как у него формируется другая поведенческая проблема: перед принятием какого-либо своего решения он будет искать одобрения родителей.
Чтобы избежать подобных проблем в воспитании ребенка, родители должны понимать, что все запреты должны иметь причину и объяснение. Ребенок должен четко понимать, почему нельзя вести себя тем или иным образом, и какие последствия может иметь тот или иной его поступок.
Все запреты по своим первопричинам делятся на две категории: осознанные и неосознанные.
- Осознанный запрет – это такой, при котором родитель стремиться защитить ребенка от чего-либо. Например, запретив мороженное, он защитит его от появления ангины, запретив переходить улицу в неположенном месте, он защитит ребенка от попадания в ДТП и прочее.
- Также в эту категорию входят такие запреты, которые, по мнению родителей, развивают дисциплину, так как без запретов воспитание не принимает нужной формы (формируется вседозволенность, баловство, капризы и прочее).
- Третьей первопричиной осознанных запретов, как ни странно, является привычка. Родители словно перенимают опыт в воспитании от своих родителей: если в свое время многое запрещалось им самим, то теперь, став родителями, они все запрещают своим детям.
Первопричины неосознанных запретов несколько сложнее.
- Прежде всего, за ними родители могут скрывать какие-то свои чувства и переживания, обиды и раздражения. В этом случае запрет выглядит как наказание: «ты не сделал(а) то-то, а я тебе говорил(а), значит это не получишь, нельзя».
-
Второй первопричиной родительских неосознанных запретов является банальная зависть. Запрещая что-то ребенку, родитель может сам мысленно возвращаться в свое детство и сравнивать ту свою жизнь с нынешней жизнью сына или дочки. Отсутствие достаточного количества игрушек, множества красивых платьев и прочего, может неосознанно вызывать подобное чувство, результатом которого будет запрет.
Здесь следует понимать, что в этом случае никакой защитной функции он не несет, а, следовательно, и воспитательной составляющей.
- Тревога родителей является следующей первопричиной родительских запретов. В этом случае проявляется излишняя забота о детях, чтобы с ними не случилось ничего опасного.
Например, ребенок хочет завести собаку, и в этом нет ничего плохого. Забота о четвероногом друге будет воспитывать в малыше чувство ответственности, долга, развивать дисциплину. Но мама может чрезмерно волноваться, что от домашнего питомца у ребенка появится масса неприятностей (вдруг укусит, мало времени на занятия и прочее) и о покупке щенка не может стоять и речи.
Более подробно узнать о роли родителей в воспитании сына, вы можете из нашей статьи: Как правильно воспитывать мальчика
Узнать о типичных ошибках родителей в воспитании дочери, а также о советах по воспитанию, вы можете здесь: Как правильно воспитать девочку
Запрещая что-либо трех-четырех летнему малышу, родители допускают серьезную ошибку, если делают это осуждающим тоном. Стыд, досада, чувство вины – вот то, что чувствует ребенок в это время
Очень важно, занимаясь воспитанием, не переусердствовать с запретами
Нельзя делать запретным предметом какое-либо увлечение ребенка, будь-то любимая игрушка или компьютерная игра
Воспитывая малыша даже в таком раннем возрасте, важно достигать с ним диалога.
Коррекция развития пространственных ориентировок
Коррекционные мероприятия по формированию пространственных ориентировок в условиях логопедической группы реализуются в процессе организации жизнедеятельности детей. Их выполнению служит бытовая деятельность, наблюдения за природой, собственные действия с предметами, игрушками, различные виды занятий и игр и т.д. То есть, речь идет о комплексном подходе который подразумевает наличие взаимосвязи в работе между логопедом, неврологом, психологом, инструктором ЛФК, музыкальным руководителем и воспитателем.
Главным видом пространственных представлений является пространство нашего тела. Схема тела задана человеку генетически, и онтогенез соматогнозиса происходит за счет:
- болевых состояний;
- взаимодействий с окружающим миром (горячая – холодная вода, сладкая груша – кислый лимон, запах травы или ягоды и т.д.);
- собственной двигательной активности ребёнка.
Поэтому для формирования пространственных представлений большое значение имеют различные виды массажа, ванны с морской солью, травами, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура под музыкальное сопровождение и логоритмические занятия, процедуры закаливающего характера.
Зачастую у детей с недостатками речи есть в анамнезе остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы или же функциональную незрелость отдельных областей коры головного мозга. Это оказывает влияние на особенности формирования пространственно-аналитической деятельности. Применение медикаментозного лечения способствует успешной коррекции речевых недостатков и различных нарушений психологической деятельности. Основными лекарственными препаратами, назначаемыми невропатологом, являются психостимуляторы. Эти препараты оказывают стимулирующие действия на мозговые структуры. Среди них особое значение имеют ноотропы и нейролетики, действие которых направлено на улучшение энергетического обмена в клетках головного мозга.
Важное значение в обучении дошкольников с дефектами речи имеет система общегигиенических мер, включающих организацию правильного режима дня, рациональное питание, чередование различных видов нагрузки и отдыха на занятиях.
Формированию пространственных отношений способствуют занятия по плаванию и физической культуре, утренняя гимнастика, тренинги, проводимые психологом. Ориентировка в пространстве развивается и на воспитательских занятиях по рисованию, лепке, конструированию, математике, аппликации.
А.В.Семенович в своей книге «Введение в нейропсихологию детского возраста» писала, что не следует «ни в коем случае… пытаться абстрагировать внешнее пространство, объясняя что-либо ребенку. Он все должен пощупать, прочувствовать своим телом, руками».
Наукой выделено как минимум три вида пространственных представлений. Главным является внутреннее пространство, обозначаемое в нейропсихологии как саматогнозис, схема тела. Над внутренним, через зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обаятельное восприятия надстраивается взаимодействие с внешним пространством. Вершиной развития пространственных представлений является абстрагированное от наглядных чувственных образцов речевое квазипространство, или логико-грамматические конструкции.
Коррекция
Логопед учитывает формы и механизмы нарушения в работе. Общий подход — восполнить пробелы в звукопроизношении, фонематических процессах, обогащении словаря, формировании грамматической стороны речи и развития связной речи.
Если нарушения органические, врачи могут добавить медикаментозную терапию в сочетании с ЛФК, физио- и гидротерапией, массажем.
<<Форма бесплатного курса>>
Упражнения для работы дома
Решить проблему дисграфии дома и без специалистов невозможно. Но если родители будут следовать советам логопеда и врачей, ребёнок сможет добиться хороших результатов. Один из ключевых факторов ускоренного устранения дисграфии — домашняя работа. Например, по упражнениям, которые предложены ниже.
Лабиринт
Для тренировки моторики используйте все формы лабиринта: нарисованные и объёмные, для пальца и всего тела, с одним выходом и несколькими.
Графический диктант
Подходит для детей, которые хорошо ориентируются в клеточках. Задача ребёнка — делать задание по инструкции. Например, клетка вверх, две вправо, одна вниз. В результате должен получиться рисунок. Упражнение направлено на ориентацию в пространстве.
Хлопушка
Задание на слухоречевое восприятие. Вы называете звук, а затем разные слова. Задача ребёнка хлопнуть, когда в слове услышит загаданный вами звук. Например, «а»: рыба, уголь, свет, икра, загар.
Ищи
Загадайте звук, а ребёнок пускай ищет все предметы, которые начинаются на этот звук. Например, С: стол, стул, сервиз. Это задача подходит только внимательным ученикам.
Вывод
Воспитание ребенка – это особый труд. Особенно в период 3-4 лет
Очень важно самим родителям не перейти грань и в моменты истерик и эмоциональных всплесков у ребенка не быть с ним на одной волне. Когда две стороны не слышат друг друга, пытаясь перекричать, переспорить, задавить авторитетом, ничего хорошего не произойдет
А вот уважительное отношение родителей к ребенку – это ключ к взаимопониманию, налаживанию позитивного настроя в жизни.
Если вы чувствуете, что вам необходимы поддержка и советы в воспитании — обратитесь в развивающие центры и сады «Бэби-клуб». Профессиональные специалисты сети занимаются не только развитием детей, но и помогают родителям лучше разбираться в детской психологии. Вместе с Бэби-клубом ваш ребёнок станет всесторонне развитой личностью, а вы — счастливым родителем.