Причины развития аутизма
Теориями развития аутизма являются:
- биологическая;
- генетическая;
- поствакцинальная;
- теория обмена веществ;
- опиоидная;
- нейрохимическая.
Биологическая теория аутизма
головного мозгаФункциональные особенности головного мозгаэлектроэнцефалограммыОсобенностями электрической активности головного мозга у детей-аутистов являются:
- снижение судорожного порога, а иногда фокусы эпилептиформной активности в ассоциативных отделах мозга;
- усиление медленно-волновых форм активности (преимущественно тета-ритма), что является характеристикой истощения корковых системы;
- повышение функциональной активности нижележащих структур;
- задержка созревания ЭЭГ-паттерна;
- слабая выраженность альфа-ритма;
- наличие резидуально-органических центров, чаще всего в правом полушарии.
Структурные особенности головного мозгаМРТ (магнитно-резонансной томографии)миелинаМорфофункциональными изменениями головного мозга при аутизме являются:
- снижение метаболизма в височных и теменных долях мозга;
- усиление метаболизма в левой лобной доле и левом гиппокампе (структурах головного мозга).
Развитие аутизма
Вариантами развития аутизма являются:
- Злокачественное развитие аутизма – характеризуется тем, что симптомы появляются еще в раннем детском возрасте. Клиническая картина характеризуется быстрым и ранним распадом психических функций. Степень социальной дезинтеграции с возрастом возрастает, и некоторые расстройства аутистического спектра могут переходить в шизофрению.
- Волнообразное течение аутизма – характеризуются периодическими обострениями, которые нередко носят сезонный характер. Выраженность этих обострений может быть каждый раз различной.
- Регредиентное течение аутизма – характеризуется постепенным улучшением симптомов. Несмотря на бурное начало заболевания, симптомы аутизма постепенно регрессируют. Тем не менее, признаки психического дизонтогенеза сохраняются.
Факторами, влияющими на течение аутизма, являются:
- развитие речи до 6 лет является признаком благоприятного течения аутизма;
- посещение специальных образовательных учреждений является благоприятным фактором и играет важную роль в адаптации ребенка;
- освоение «ремесла» позволяет в будущем реализовать себя в профессиональном плане — по данным исследований каждый пятый ребенок-аутист способен освоить профессию, но не делает этого;
- посещение логопедических занятий или детсадов с логопедическим профилем положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, ведь по статистике половина взрослых с аутизмом не говорят.
Развитие зрительного вектора у аутичного ребенка
Аутист — ребенок, получивший травму в звуковом векторе. В результате этого он отгораживается от внешнего мира, перестает воспринимать информацию, приходящую извне. При этом развитие остальных векторов ребенка тоже неизбежно нарушается, поскольку звуковой вектор является доминантным и его плохие состояния влияют на развитие всех остальных векторов.
Аутичный ребенок со зрительным вектором словно находится в плену неких иллюзий, воспринимая внешний мир как источник удовлетворения первичных потребностей в зрительном векторе. Он подолгу рассматривает в руках разные предметы, завороженно наблюдая за игрой света и тени, цветами и переливами оттенков. При этом сам предмет и его функциональное назначение ребенка мало интересуют.
Порой он подносит предметы слишком близко к глазам, часами наблюдает вращение колес машинки (особенно на просвет), но вовсе не использует игрушку по назначению. Особую завороженность у таких детей может вызывать зеркало, в которое они подолгу смотрят, интересуясь не собственным отражением, а зрелищем зазеркальных коридоров.
Родители такого ребенка отмечают, что в младенческом возрасте улыбка его была словно «неземная», «лучезарная». И это действительно так. Беда лишь в том, что адресована она вовсе не человеку, а направлена к неодушевленному предмету и возникает как реакция на базовые зрительные впечатления (свет, тень, переливы оттенков). А вот реакции эмоционального заражения от улыбки или смеха взрослого не возникает.
Взгляд такого ребенка нередко бывает сосредоточен и на световом пятне, узоре обоев или ковра, участке блестящей поверхности, мелькании теней. Дитя завороженно созерцает мелькание страниц книги, получает наслаждение от смены зрительных ощущений (открывание и закрывание двери, включение и выключение света).
Отдельный интерес для них представляют руки. Такой ребенок испытывает задержку на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцами у лица, позже он начинает рассматривать и перебирать пальцы матери.
В силу особых способностей, заданных зрительным вектором, такой ребенок начинает довольно рано различать цвета, рисовать стереотипные орнаменты. Несмотря на аутизацию, он тоже имеет необычную, особую зрительную память: запоминает маршруты, расположение символов на листе или диске, рано ориентируется в географических картах. Легко группирует игрушки по цвету, размеру и форме. Основная беда в том, что у ребенка продолжает преобладать интерес именно к форме, размеру и цвету предмета, а вовсе не к образу в целом и не к функциональному назначению вещи, которую он берет в руки.
Эмоциональные связи у аутичного ребенка со зрительным вектором также развиваются ущербно. Часто он имеет множественные страхи (птиц, животных, насекомых, даже снега или тополиного пуха). Часто наблюдаются ночные страхи с криком и плачем при пробуждении, вообще такие дети в течение длительного периода испытывают страх темноты. В раннем возрасте такие явления нормальны и для здорового малыша со зрительным вектором, но у ребенка с аутизмом эта реакция может закрепляться на долгие годы. Иногда ребенок испытывает также боязнь изменения интенсивности света или предметов определенного цвета или формы.
В эмоциях таких детей обычно преобладает напряженность, плаксивость, быстрая эмоциональная пресыщаемость. Наблюдаются истерические реакции на неудачу и неодобрение близких. Качественные эмоциональные связи с членами семьи и другими людьми не складываются.
Глазной контакт с родителями и другими людьми бывает нарушен у подавляющего большинства детей с аутизмом. Но если аутичный ребенок — обладатель зрительного вектора, у него, напротив, может появляться навязчивое стремление заглядывать в глаза по собственной инициативе. Тем не менее, когда такой контакт инициирует не он сам, а другой человек, аутичный ребенок все же стремится уклониться от этого.
Методы коррекции
Согласно системному опыту, в работе с таким ребенком первично базовое понимание психологических причин проблемы и обеспечение чувства защищенности и безопасности, комфортных условий существования, в первую очередь комфортных для звукового вектора, во вторую очередь — для других векторов ребенка.
Ребенка со зрительным вектором нельзя полностью лишать тех занятий, которые доставляют ему такое удовольствие. На самом деле, игры со светом, цветом, размером и формой действительно помогают такому ребенку наполнить базовые потребности зрительного вектора. Но можно и нужно помочь ребенку придать осмысленность таким занятиям.
Возможно, его увлечет театр теней. Можно разучить несколько упражнений из пальчиковой гимнастики и предоставить ребенку возможность наблюдать тени от собственных рук в различной конфигурации. Наверняка такому ребенку доставит радость калейдоскоп, мозаика, различного рода сортеры. Можно вместе пускать солнечных зайчиков или придумать любую другую забавную игру со светом и тенью. Возможно, его увлечет пересыпание песка или переливание воды из емкости в емкость. Таким образом, необходимо предоставить ребенку достаточное количество зрительных ощущений именно в игровом процессе.
Однако при соприкосновении с функциональным миром не стоит предоставлять ребенку возможность исследовать его подобным же образом, фрагментарно
Как можно раньше обращайте внимание ребенка на функциональное назначение предмета, учите его использовать руки не для манипулятивной игры, а для осмысленных действий. Взять в руки чашку, чтобы попить
Самостоятельно обуться, держать ложку.
Развитие эмоциональных связей
Нередко можно слышать об эффективности дельфинотерапии, кинезитерапии и других видов терапии с животными при коррекции аутизма. Это понятно и объяснимо. Как уже было сказано раньше, ребенок сначала устанавливает эмоциональную связь с неживой игрушкой (у аутичного ребенка этот период может замещаться манипулятивными действиями с целью извлечения приятных ощущений). Дальше он учится устанавливать связь с животными и лишь затем — с другими людьми. С этой точки зрения, действительно, такой промежуточный этап, как общение с животными, может стать некой связующей ниточкой для последующего более успешного развития коммуникативных навыков среди людей.
Однако редко упоминается и осмысливается самая первая и важная веха в развитии эмоциональных связей — связь с родителями, особенно с матерью. А без нее создать остальные эмоциональные связи здоровыми не представляется возможным.
Чаще всего именно эта связь и нарушена у детей с аутизмом. А уж особенно актуально это для ребенка со зрительным вектором, ведь создание эмоциональных связей — ключевой момент в его развитии.
Чтобы помочь восстановить прерванную эмоциональную связь с мамой, можно в раннем возрасте порекомендовать к применению различные игры и потешки на эмоциональное заражение. Текстов таких потешек существует множество, особенно богато ими русское народное творчество. Цель занятий — добиться возникновения эмоционального отклика на улыбку и действия взрослого.
Еще одна с виду простая, но очень важная рекомендация — добиваться внимания и глазного контакта с ребенком
Лучше всего делать это, взяв ребенка за обе руки и найдя своим взглядом его взгляд — привлечь внимание к необходимому действию
Когда дитя уже демонстрирует хотя бы небольшой отклик на эмоции — можно вместе покривляться, изображая каких-то животных, чтобы опять-таки добиться ответной улыбки.
Для звуко-зрительного аутичного ребенка более старшего возраста хорошим подспорьем станут книги (люди со зрительным вектором вообще одни из самых читающих). Совместное чтение или рисование с родителями позволят ребенку не только ощутить удовольствие от самих этих занятий, но и укрепить эмоциональные связи с близкими. Понимая особенности каждого вектора ребенка, несложно будет подобрать занятия, способные пробудить его интерес и задействовать его сильные стороны (врожденные свойства). Так знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, помогут максимально развить те возможности, которыми обладает ваш ребенок. Узнайте больше на вступительных лекциях онлайн. Пройти регистрацию и получить приглашение можно по этой по этой ссылке.
Корректор: Наталья Коновалова
Синдром аутизма
Различия аутизма и шизофрении
|
|
Расстройства мышления – разорванное, непоследовательное и бессвязное мышление. |
Нарушение коммуникации – не использование речи, неспособность играть с другими. |
Расстройства эмоциональной сферы – в виде депрессивных эпизодов и приступов эйфории. |
Стремление к изолированности – отсутствие интереса к окружающему миру, агрессивное поведение на изменения. |
Расстройства восприятия – галлюцинации (слуховые и редко зрительные), бред. |
Стереотипное поведение. |
Интеллект, как правило, сохранен. |
Задержка речевого и интеллектуального развития. |
Аутизм у взрослых
Личная жизньПрофессиональная деятельностьЖизненные условияСоциальные сообщества
https://youtube.com/watch?v=_uiDzrchNrM
Симптомы аутизма
Симптомами при аутизме являются:
- патология речи;
- особенности развития интеллекта;
- патология поведения;
- гиперактивный синдром;
- нарушения в эмоциональной сфере.
Речь при аутизме
Характеристиками речи у детей-аутистов являются:
- эхолалии – повторения;
- шепотная или, наоборот, громкая речь;
- метафорический язык;
- игра слов;
- неологизмы;
- необычная интонация;
- перестановка местоимений;
- нарушение мимической экспрессии;
- отсутствие реакции на речь других.
Поведение при аутизме
Характеристиками поведения детей с аутизмом являются:
- аутоагрессия и гетероагрессия;
- приверженность к постоянству;
- стереотипии – двигательные, сенсорные, вокальные;
- ритуалы.
Аутоагрессия в поведении
Ритуалы в поведении детей-аутистовСтереотипии в поведении детей аутистов
Инвалидность при аутизме
Льготами для детей с аутизмом, оформившими инвалидность, являются:
- бесплатное посещение специализированных образовательных учреждений;
- оформление в логопедический сад или в логопедическую группу;
- налоговые вычеты на лечение;
- льготы на санаторно-курортное лечение;
- возможность обучаться по индивидуальной программе;
- помощь в психологической, социальной и профессиональной реабилитации.
невропатологаокулистаоториноларингологаанализ мочианализ крови
Что такое зрительный вектор
Видовая роль человека — носителя зрительного вектора — дневной охранник стаи. Именно поэтому от природы ему задано особое зрение, способное различать тончайшие оттенки цвета и нюансы формы. Людям со зрительным вектором доставляет радость любоваться шедеврами живописи, огромное значение для них имеет обстановка, свет, игра тонов.
В первобытном обществе дневной охранник стаи предупреждал остальных об опасности. Только его зрению было доступно различить крадущегося хищника на большом расстоянии и своей яркой эмоцией страха дать сигнал о необходимости бегства. Это заложило основу для возникновения у людей первой корневой эмоции — страха смерти. С этого момента человеческий вид становится не только думающим, но и чувствующим. В результате эволюционного процесса именно у людей со зрительным вектором этот страх, вынесенный наружу, развился в свою противоположность — любовь и сопереживание к другому.
Здоровый человек с развитым зрительным вектором способен к сопереживанию и безусловной любви. Ребенок, развиваясь без нарушений, учится устанавливать такие эмоциональные связи постепенно. Сначала с любимой игрушкой (неживое), потом с животными, а позже — с людьми. Но первичная и основная эмоциональная связь закладывается у ребенка с матерью, позже с отцом. Без эмоциональной связи с родителями и недостаточном ощущении защищенности и безопасности нормальное развитие ребенка нарушается.