Введение
Наука является важнейшим элементом духовной культуры человека. Традиционно принято делить всю доступную научную информацию на две большие области — естественные науки, обобщающие знания об окружающей природе, и гуманитарные науки (от лат. humanitas — человеческая природа), включающие знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук объектом исследования являются предметы, вещи природы; в области гуманитарных наук объектом исследования являются события, субъекты.
Разница между научным и гуманитарным знанием заключается в том, что научное знание основано на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человеческий субъект), а гуманитарное знание касается прежде всего самого субъекта. В природе существуют объективные, спонтанные процессы, не зависящие от человека, а в обществе ничто не достигается без осознанных целей, интересов и мотиваций.
Методы исследования исторически возникли раньше в естественных науках, чем в гуманитарных. На протяжении всей истории развития научного знания предпринимались попытки перенести методы естественных наук в гуманитарные науки во всей их полноте и без учета соответствующей специфики. Такие попытки могли встретить лишь сопротивление и критику со стороны гуманистов, изучавших социальную жизнь и интеллектуальную культуру. Часто это сопротивление сопровождалось полным отказом от научных методов познания для изучения социокультурных и гуманитарных процессов.
Появление новых общенаучных и междисциплинарных областей исследований и значительное влияние научно-технической революции способствовали упразднению в современной науке былого противостояния между естествоиспытателями и гуманистами, применению гуманистами естественнонаучных методов и наоборот. В настоящее время социологи, юристы, педагоги и другие ученые гуманитарных наук часто используют в своих исследованиях такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования, теории самоорганизации и другие методы.
Таким образом, изучение основных концепций современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических дисциплин представляется необходимым как для применения студентами-гуманитариями научных методов в своей деятельности, так и для четкого представления о научной картине мира, разработанной современным естествознанием.
Ледовые мыльные пузыри
Как вы думаете, что будет, если простые
пузыри, которые кроха в 4 года
так любит надувать, бегать за ними и лопать их, надуть на морозе. А вернее, прямо в снежный сугроб.
Даю подсказку:
- они сразу лопнут!
- взлетят и улетят!
- замерзнут!
Чтобы вы ни выбрали, говорю сразу, это вас удивит! А представляете, что будет с маленьким?!
А вот в замедленной съемке – это прямо сказка!
Усложняю вопрос. А можно ли повторить опыт летом, с тем, чтобы получить аналогичный вариант?
Выбирайте ответы:
Да. Но нужен лед из холодильника.
Знаете, хоть мне так хочется вам рассказать все, но именно про это я и не сделаю! Пусть и для ваc будет хоть один сюрприз!
Методы научного исследования
Наука — это способ познания мира и получения новых знаний. Чтобы научное исследование было качественным, ученые используют определенные методы, которые помогают им получить достоверные результаты.
Метод наблюдения — это один из основных методов научного исследования. Ученые наблюдают за явлениями и процессами, изучают поведение объектов и событий. Наблюдение позволяет получить первичные данные, которые послужат основой для дальнейшего изучения.
Эксперимент — это метод научного исследования, при котором ученые специально создают определенные условия, чтобы изучить явления и процессы. В экспериментах ученые изменяют отдельные параметры и изучают, как это влияет на результат. Таким образом, они могут выявить причинно-следственные связи и определить закономерности.
Анализ — это метод научного исследования, при котором ученые изучают уже существующую информацию и делают выводы на ее основе. Они анализируют данные, проводят сравнения и исследуют противоречия. Анализ помогает ученым обобщить и систематизировать знания, а также выявить новые связи и закономерности.
Моделирование — это метод научного исследования, при котором ученые создают модели, чтобы изучить сложные явления или предсказать результаты. Моделирование позволяет ученым провести эксперименты в условиях, которые не всегда возможны в реальности. Они используют компьютерные модели, математические алгоритмы или физические модели.
Интервью и опросы — это методы научного исследования, при которых ученые общаются с людьми и задают им вопросы. Интервью позволяет узнать мнения и опыт людей, а опросы помогают собрать большое количество информации и установить тенденции. Эти методы широко используются в социальных науках.
Таким образом, научное исследование включает в себя различные методы, которые помогают ученым получить новые знания и расширить наши познания о мире. Каждый метод имеет свои преимущества и ограничения, и ученые часто сочетают несколько методов для достижения наилучших результатов.
Роль науки в формировании мировоззрения
К концу двадцатого века стало очевидно, что человечество находится в кризисе. «Человек стоит перед необходимостью определить для себя характер своих отношений с природой и друг с другом. Ранее разработанные эталоны больше не пригодятся. Постепенно возникла и усилилась чрезвычайно важная тенденция: массовый поиск смысла жизни в творческой свободной деятельности личности». (Г. Г. Дилигинский).
Если воспользоваться метким выражением Ю.А. Гайдара, то можно сказать, что в этом случае мы имеем дело с тем, что, по словам Ю.А. Гайдара М. Лотман и Б. А. Успенский определяет культуру как «ненаследуемую память коллектива». Тогда, конечно, науку можно рассматривать как ее часть, а точнее — подсистему, обладающую определенной автономией. Но если рассматривать науку в контексте культуры, то не стоит забывать, что, несмотря на свой солидный возраст во временной шкале цивилизации, она появилась не так давно, а ее значительное влияние на общество является достижением последних полутора веков. Кроме того, не склонны ли мы преувеличивать значение науки в восприятии мира?
Наука — это многоуровневый социальный феномен; это система знаний о мире. Любое знание, в том числе и научное, следует рассматривать как представление о природе и общественном бытии. Объектом научного познания может быть развитие природы и общественной жизни без исключения. В этом отличие науки от таких форм общественного сознания, как политическая, моральная, правовая идеология, где представлены только социальные условия.
Независимое эмпирическое знание, возникающее из практики, может существовать без науки и вне ее. Наука дает не только знания об отдельных сторонах объектов и внешних отношениях между ними, но и раскрывает законы природы и общества. Особенность науки состоит в том, что она является высшим общением практики, способным охватить все явления действительности, дает истинные знания о сущности явлений и процессов, законах природы и общества, в абстрактно — логической форме.
Наука, как составляющая духовной жизни, воплощается и в материальной сфере. Это сфера, которая включает в себя как теоретическую, так и практическую деятельность.
Познавательную роль по отношению к явлениям общественной жизни выполняет не только наука, но и искусство. Но последняя показывает общее через индивидуальное, конкретное, а наука передает его в абстрактно-логической форме, через понятия, категории.
Невозможно заставить природу говорить то, что мы хотели бы услышать. Научное исследование — это не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру такой увлекательной. Наука — это игра с риском. Но все же науке удалось найти вопросы, на которые природа дает последовательные ответы. И как бы бессвязно ни говорила природа в ходе своих экспериментов, сказав, она не возьмет свои слова обратно: природа никогда не лжет.
Наука возникает только на определенном этапе зрелости человечества, и ее состояние может служить одним из важнейших показателей развития общества.
История поиска рационального объяснения мира драматична. Временами казалось, что столь амбициозная программа находится на грани завершения: перед глазами ученых открылась фундаментальная плоскость, из которой можно вывести все остальные свойства материи.
Условия для возникновения науки появились на землях Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Достижения восточной цивилизации были зафиксированы и обработаны в гармонической теоретической системе Древней Греции.
Опыты в домашних условиях: дождевое облако в банке
Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе и начнут падать на землю — так появляется дождь.
Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.
Вам понадобится:
Пена для бритья
Пищевой краситель.
1.
Наполните банку водой.
2.
Сверху нанесите пену для бритья — это будет облако.
3.
Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на «облако», пока не начнется «дождь» — капли красителя начнут падать на дно банки.
Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.
Вам понадобится:
Теплая вода
Подсолнечное масло
4 пищевых красителя
1.
Наполните банку на 3/4 теплой водой.
2.
Возьмите миску и размешайте в ней 3-4 ложки масла и несколько капель пищевых красителей. В данном примере было использовано по 1 капле каждого их 4-х красителей — красный, желтый, синий и зеленый.
3.
Вилкой размешайте красители и масло.
4.
Аккуратно налейте смесь в банку с теплой водой.
5.
Посмотрите, что произойдет — пищевой краситель начнет медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.
* Пищевой краситель растворяется в воде, но не в масле, т.к. плотность масла меньше воды (поэтому оно и «плавает» на воде). Капля красителя тяжелее масла, поэтому она начнет погружаться, пока не дойдет до воды, где начнет рассеиваться и походить на небольшой фейерверк.
6. Интересные опыты: в олчок, в котором сливаются цвета
Вам понадобится:
— распечатка колеса (или можете вырезать свое колесо и нарисовать на нем все цвета радуги)
Резинка или толстая нить
Клей-карандаш
Ножницы
Шпажка или отвертка (чтобы сделать отверстия в бумажном колесе).
1.
Выберите и распечатайте два шаблона, которые вы хотите использовать.
2.
Возьмите кусок картона и с помощью клея-карандаша приклейте один шаблон к картону.
3.
Вырежьте приклеенный круг из картона.
4.
К обратной стороне картонного круга приклейте второй шаблон.
5.
Шпажкой или отверткой сделайте два отверстия в круге.
6.
Просуньте нить через отверстия и завяжите концы в узел.
Теперь можете крутить ваш волчок и смотреть, как сливаются цвета на кругах.
Как самостоятельно проводить простые научные эксперименты
Научные эксперименты помогают нам понять мир вокруг нас. Они позволяют нам задавать вопросы, искать ответы и открывать новые знания. Вот несколько простых шагов, которые помогут вам проводить научные эксперименты самостоятельно:
1. Выберите интересующую вас тему
Можете выбрать тему, которая вам уже знакома, или же что-то новое, что вызывает ваше любопытство. Например, вы можете исследовать, как растения реагируют на разные условия или как разные материалы ведут себя под действием воды.
2. Задайте вопрос
Начните с постановки вопроса, на который вы хотите найти ответ. Например, если вы изучаете реакцию растений на разные условия, ваш вопрос может быть: «Какое количество света достаточно для роста растений?»
3. Проведите эксперимент
- Составьте список материалов, которые вам понадобятся. Например, для исследования света для растений, вам понадобятся разные источники света, растения и грунт.
- Создайте план эксперимента, включающий шаги, которые вам нужно выполнить. Например, если вы исследуете свет для растений, вы можете разместить растения под разными лампами и записать результаты.
- Выполните план эксперимента и запишите свои наблюдения и результаты.
4. Анализируйте данные
После проведения эксперимента проанализируйте свои данные. Сравните результаты, выявите закономерности или различия. Возможно, в результате анализа у вас появятся новые вопросы или идеи для дальнейшего исследования.
5. Поделитесь результатами
Расскажите о своем эксперименте и полученных результатах своим друзьям, семье или учителю. Вы можете создать презентацию или доклад, чтобы лучше объяснить свои исследования и выводы.
Помните, что самые важные вещи в науке — это любопытство, наблюдение и вопросы. Не бойтесь экспериментировать и искать свои ответы на интересующие вас вопросы!
Дети и наука
Учитель: Наука — это род деятельности человека, так же, как и строитель, учитель, Учитель. Наука предполагает исследование живой и неживой природы. Какие вы знаете живые и неживые предметы? Ответы детей: живые — цветы, трава, человек, животные, птицы, рыбы; неживые — камни, земля, облака, солнце, воздух. Учитель: Правильно, живое — это все, что растет и развивается, а неживые предметы — это те предметы, которым не нужно солнышко для тепла , вода и еда для роста. Научные открытия мы видим во всем, что окружает человека. Каждый раз человек облегчает себе труд и придумывает различные приспособления для этого.
Она помогает нам понять, почему некоторые вещества соединяются, а другие разлетаются на части, а также как работают разные химические реакции и превращения. Биология изучает живых организмов — растений, животных и людей. Она помогает нам узнать, как работает наше тело, как живут и размножаются животные, как растут растения и многое другое. Геология изучает Землю и ее строение.
Она помогает нам понять, как образовались горы, реки и озера, а также как меняется наша планета со временем. Каждая из этих наук важна и помогает нам лучше понять мир вокруг нас. Знакомство с естественными науками помогает развить наше логическое мышление, а также дает нам возможность открыть много интересных и необычных фактов о природе и ее явлениях. Социальные науки Социология занимается изучением социальных взаимодействий и структур общества. Она исследует, как люди взаимодействуют друг с другом, как формируются группы и организации, а также как меняются общественные институты в различные временные периоды. Экономика изучает процессы производства, распределения и потребления товаров и услуг. Она помогает понять, как работают рынки, как формируется цена на товары, а также как взаимосвязаны экономические факторы и общество в целом. Политология изучает политическую систему и процессы, связанные с управлением государством. Она изучает политические институты, выборы, политические партии и роль граждан в политической жизни общества. Антропология изучает человека как культурное существо.
Она исследует различные аспекты культуры, обычаи, верования, образ жизни и социальные отношения разных народов и народностей. Социальные науки помогают нам понять, как функционирует наше общество, какие силы влияют на его развитие и как улучшить качество жизни людей. Изучение социальных наук помогает нам стать более толерантными, понимать друг друга и решать социальные проблемы нашего времени. Точные науки Одна из самых известных точных наук — это математика. Математика помогает нам решать различные задачи, считать, измерять и предсказывать. В ней используются такие понятия, как числа, геометрия, алгебра, статистика и теория вероятностей. Физика — это наука о природе и ее законах. Физики исследуют различные явления, такие как движение, сила, энергия и электромагнетизм. Они используют математические модели и эксперименты, чтобы понять, как работает наш мир. Химия — наука о веществах, их составе и свойствах.
Химики изучают атомы, молекулы и реакции между веществами.
Люди узнают что-то новое, развиваются, становятся лучше, умнеют. Как вы думаете, что означает слово «наука»? Как вы понимаете это слово?
Ответы детей: Наука — это изучение чего-то нового. Учитель: Наука — это род деятельности человека, так же, как и строитель, учитель, Учитель. Наука предполагает исследование живой и неживой природы. Какие вы знаете живые и неживые предметы?
Познавательные новинки
Ваш ребенок интересуется природными явлениями, хочет узнавать новые факты? Тогда ему будет интересна книга «Вода
Книга о самом важном веществе в мире». Очень красиво оформленная книга с интересным содержанием
Ваш почемучка узнает, что может случиться с людьми, если однажды вся вода на Земле исчезнет.
А если ваше чадо очень любит море и может быть даже уже успело побывать на Красном море и полюбоваться кораллами вживую, то узнать новую информацию о морских обитателях будет очень кстати. Однажды девочка начала читать новую книгу, но та оказалась волшебной, и девочка сама оказалась участницей тех событий, которые происходили в книге. Это было издание про Коралловые рифы. Она оказалась в удивительном мире кораллов, моллюсков, красивейших рыб и огромных черепах. У нее просто захватило дух от такого захватывающего приключения. Хотите, чтобы ваш ребенок был также увлечен подводным миром? Тогда купите ему книгу Джейсон Чин «Коралловые рифы».
А может быть ваш сын или дочь увлекаются географией и хотят знать все о нашей стране? Тогда издание «География России: история в картах и наклейках» Анны Рапопорт займет их не на один день. Клеить наклейки и одновременно узнавать что-то новое — это мечта каждого ребенка. Отлично подойдет для возраста от среднего дошкольного до первых классов начальной школы. Более трехсот наклеек и восемь красочных карт. А может быть вы тоже не знаете, какие виды животных обитают на территории нашей огромной страны? Тогда отправляйтесь в путешествие по России вместе со своими детьми!
Домашние опыты для детей: электрические угри из жевательных червяков
Вам понадобится:
2 стакана
Небольшая емкость
4-6 жевательных червяков
3 столовые ложки пищевой соды
1/2 ложки уксуса
1 чашка воды
Ножницы, кухонный или канцелярский нож.
1.
Ножницами или ножом разрежьте вдоль (именно вдоль — это будет непросто, но наберитесь терпения) каждого червяка на 4 (или более) частей.
* Чем меньше кусочек, тем лучше.
* Если ножницы не хотят нормально резать, попробуйте промыть их водой с мылом.
2.
В стакане размешайте воду и пищевую соду.
3.
Добавьте в раствор воды и соды кусочки червяков и размешайте.
4.
Оставьте червячков в растворе на 10-15 минут.
5.
С помощью вилки переместите кусочки червяков на небольшую тарелку.
6.
Налейте пол ложки уксуса в пустой стакан и начните по очереди класть в него червячков.
* Эксперимент можно повторить, если промыть червячков обычной водой. Спустя несколько попыток ваши червячки начнут растворяться, и тогда придется нарезать новую партию.
Опыты для детей: лимонный вулкан
Вам понадобится:
2 лимона (на 1 вулкан)
Пищевая сода
Пищевые красители или акварельные краски
Средство для мытья посуды
Деревянная палочка или ложечка (при желании)
1.
Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.
2.
С обратной стороны вырежьте кусок лимона, как показано на изображении.
* Можно отрезать пол лимона и сделать открытый вулкан.
3.
Возьмите второй лимон, разрежьте его наполовину и выдавите из него сок в чашку. Это будет резервный лимонный сок.
4.
Поставьте первый лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой «помните» лимон внутри, чтобы выдавить немного сока
Важно, чтобы сок был внутри лимона
5.
Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.
6.
Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.
7.
Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды. Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона — вулкан начнется пениться.
8.
Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.
Опыты для детей в домашних условиях: медуза в банке
Вам понадобится:
Небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет
Прозрачная пластиковая бутылка
Пищевой краситель
Ножницы.
1.
Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.
2.
Отрежьте дно и ручки пакета.
3.
Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы у вас получились два листа из полиэтилена. Вам понадобится один лист.
4.
Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области «шеи» медузы, но не слишком туго — вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.
5.
Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.
6.
Каждое щупальце разрежьте еще на 3-4 более мелкие детали.
7.
Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла «плавать» в бутылке.
8.
Наполните бутылку водой и засуньте в нее вашу медузу.
9.
Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.
* Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.
* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.
Мышление и разные склады ума у детей: как определить и развивать?
В психологии встречаются разные классификации мышления. Согласно одной из распространённых классификаций типы мышления развиваются у ребёнка последовательно в разном возрасте.
Существует 4 типа мышления:
-
Наглядно-действенное – (дети с рождения) это мышление реализуется по принципу «Увидел → Сделал → Запомнил».
-
Наглядно-образное – (к 4 годам) с развитием этого типа мышления ребёнок начинает выходить за пределы собственного опыта: анализирует, высказывает мнение, рассуждает.
-
Словесно-логическое – (к 6 годам) ребёнок активно использует факты, предполагает, обобщает.
-
Абстрактно-логическое – (к 7 годам и позднее) ребёнок учится выделять существенные свойства предмета и опускать несущественные, мыслить абстракциями – категориями, которых нет в природе. К таким категориям относятся цвет, кривизна, красота.
В младшем дошкольном возрасте обычно трудно определить склад ума у ребёнка, это возможно, когда у него появляется разная занятость. Психологи выделяют такие склады ума:
-
Гуманитарный – хорошо даётся изучение языков, быстро развивается хорошая связная речь
-
Математический – ребёнок мыслит логически чётко, хорошо видит причинно-следственные связи, выявляет закономерности
-
Пространственный – ребёнок хорошо воспринимает образы, визуализирует объекты по их описанию
-
Телесно-кинестетический – развитое владение своим телом, ребёнок учится в движении и манипулирует предметами, у него хорошо развито чувство времени
-
Музыкальный – чувствует ритм, использует разные интонации, хорошо воспринимает информацию на слух.
Определить склад ума можно, только попробовав занять ребёнка разными видами деятельности и посмотреть, что ему или ей больше нравится и что получается лучше всего.
Актуальные подходы к определению сущности науки
В настоящее время понятие науки достаточно подробно и детально разработано в специальной литературе. Сейчас выработано несколько определений науки, формулировки которых выглядят следующим образом:
- наука – это область человеческой деятельности, которая направлена на выработку объективных знаний о действительности и их последующую теоретическую систематизацию;
- наука – это совокупность отдельных знаний, теорий, которые были получены в результате целенаправленного познания действительности, реализуемого посредством использования специальных научных методов;
- наука – это непрерывно развивающаяся система знаний об объективных законах природы, общества и мышления.
Следовательно, наука, функционирующая в качестве теории, состоит, с одной стороны, из определённой системы организованных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, а с другой стороны, из способов получения данных знаний. Эти способы представляют собой те самые научные методы, которые образуют основное содержание и смысл существования любой науки.
Статья: Наука как способ познания окружающего мира
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Место науки в системе культуры
Наукой занимаются не ради богатства. Напротив, богатство должно быть на службе у науки. Абай Кунанбаев.
В историческом процессе определенный уровень развития общества и отдельных людей, их познавательные и творческие способности, а также их влияние и взаимоотношения с природной средой определяются состоянием их культуры. Культура в переводе с латинского означает заботу, воспитание, образование и развитие. В более широком смысле культура — это все, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Наука — это отрасль или отдел культуры
Если в древности мистика, в античности мифология, в средневековье религия занимали важное место в системе культуры, то можно сказать, что в современном обществе влияние науки является доминирующим
Наука — это рациональный способ восприятия мира, получение и систематизация знаний о реальности на основе эмпирической проверки и математического доказательства.
Как многофункциональное явление, наука представляет собой:
- Отрасль культуры;
- Способ познания мира;
- Определенная система организации (академии, университеты, колледжи, институты, лаборатории, научные общества и издания).
Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.
Естественные, гуманитарные и математические науки считаются фундаментальными, а прикладные — это технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.
Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое специфическое значение, можно объединить одним словом «понятия». Концепция (особый способ трактовки какого-либо объекта, явления, процесса) происходит от латинского conceptio- понимание, система. Концепция — это, во-первых, система взглядов, понимание определенного явления или процесса. Во-вторых, это одна определяющая идея, центральная идея произведения или научного труда и т.д.
Школьная программа в увлекательной форме
А может быть ребенок любит читать просто что-то полезное для школьной программы, но представленное в интересной форме? Тогда обратите внимание на «Веселую грамматику «Радионяни». Кстати, это издание будет отличным подарком к Новому году вашим крестникам и племяшкам
Аркадий Хайт и Александр Левенбук придумали веселый учебник по правилам русского языка, который поможет легко запомнить самые коварные из них. В основу легла одноименная радиопередача, которая в прошлом веке была очень популярна. Интересные герои, веселые диалоги и песенки помогают без проблем подружиться с правилами русского языка. Как вспоминают слушатели радиопередачи, она была намного эффективнее школьных уроков. А рисунки оформил известный художник, мультипликатор, режиссер Анатолий Резников.
С азами ботаники и химии в увлекательной форме познакомит книга «Тайная жизнь овощей» Алены Водопьяновой. Здесь представлены интересные рассказы об овощах, которые есть на каждой кухней. Например, морковки собираются на каникулах отдохнуть в известном городе, а помидор занимается поиском преступников. Помимо историй здесь есть интересные опыты, секретики, загадки и игра с кабачками. Предназначена для школьников младших классов. Особого внимания заслуживают красочные иллюстрации.
А может быть ваше чадо — будущий метеоролог? Тогда ему придется по душе книга Эрны Усланд «Когда в Африке идет дождь. Книжка о погоде и климате». Из нее удастся почерпнуть сведения о том, как образуется та или иная погода, где берет начало ветер и откуда приходит дождь. Почему книга получила такое название? Дело в том, что у норвежского мальчика Петера есть бабушка, которая живет в Африке, и он часто вспоминает об этой стране. Там очень сильная засуха, а для ее поля требуется дождь. Но почему же его нет? И почему природа играет с людьми такую шутку?