Ставим правильное произношение звуков Ц, З и С
Выполняя это задание, отслеживаем положение нижней челюсти – она должна быть неподвижной.
- «Забор». Нужно 7 секунд улыбаться и показывать ряд сжатых зубов. Нижняя челюсть располагается строго под верхней. Сделать 4-6 повторов.
- «Хобот слоненка». Сжав зубы вытянуть губы трубочкой вперед. Выполнять по 7 секунд 4-6 повторов.
- «Щетка». Нужно имитировать процесс чистки зубов. Язык должен двигаться с левой части нижней челюсти направо, с внешней и внутренней стороны отдельно. Аналогично выполнить упражнение на зубах верхней челюсти. Сделать 4-6 повторов.
- «Задуй свечку». Зажать губами высунутый кончик языка. Держать палец напротив рта на расстоянии около 10 сантиметров. Произвести задувание свечки, выдохнув на палец. Делать глубокий вдох, и затем медленный выдох. Сделать 4-6 повторов.
- «Ледяная горка». Широко улыбаясь упереть кончик языка в нижние зубы. Приподнять спинку языка вверх на счет 1-2-3-4-5. Сделать 4-6 повторов.
- «Ледяная горка 2». Предварительно вымыть руки или протереть влажной салфеткой. Приподнять спинку языка вверх на счет 1-2-3-4-5. Сделать 6 повторов.
Артикуляционная гимнастика для шипящих
Шипящие звуки произносятся неправильно в том случае, если недостаточно развиты мышцы языка или губ. Устранить этот недостаток можно выполняя ежедневно комплекс упражнений, который необходимо применять утром и вечером. В комплекс входят следующие упражнения:
Чашечка — выполняется с открытым ртом в течение 5 секунд, 5 секунд отдых и снова 5 секунд работы. 3 подхода и можно приступать к следующему упражнению;
Лошадка — во время этого упражнения растягивается связка, расположенная под языком. Из-за нее нередко страдают шипящие и свистящие звуки;
Лопаточка — выполняется на расслабленном языке. Широко открыть рот, расслабить язык и без напряжения языка перенести язык за границу губ;
Грибок — напрягаем язык и упираемся им прямо в небо. 5 секунд работаем над упражнением, затем 5 секунд отдыхаем. Выполняется в 3 подхода;
Гармошка — выполняется для растяжения подъязычной связки. При выполнении упражнения не опускать язык, губы должны находиться в улыбке.
Важные аспекты речевой функции
Необходимо следить за динамикой функции и развитием артикуляционного аппарата. Если ребенок не пытается разговаривать, то это тревожный сигнал, который говорит о необходимости посещения специалиста.
Работа врача, который занимается коррекцией речевой функции, заключается в формировании правильного произношения путем проведения артикуляционной гимнастики. Специалист обучает ребенка правильному воспроизведению звуков, помогает укреплять мышцы челюстно-лицевой зоны, а также контролирует четкое выполнение упражнений.
При работе с детьми младшего возраста основной задачей является грамотное выполнение артикуляционной гимнастики в 3-4 года. Логопед контролирует движения и доводит навык до автоматизма. Комплекс тренировок состоит из упражнений для тренировки мимических мышц лица и языка. Правильное их положение во время произношения гарантирует точное и качественное воспроизведение звуков. Если ребенок маленький, следует повторять упражнения чаще и медленно, пока он не усвоит урок.
Для чего нужна зарядка в дошкольном учреждении
Утренняя зарядка в детском саду является каждодневным занятием, направленным на выполнение различных комплексов физических упражнений. Основная цель занятий – это улучшение состояния здоровья детей, укрепление мышечного аппарата и оздоровление организма.
Развивающийся организм ребенка постоянно требует движения. Данную физическую активность можно перевести в более организованное русло посредством привлечения детей к подвижным играм, соревнованиям и проведения спортивно-массовых мероприятий. Одним из таких и есть утренняя зарядка в детском саду.
Роль утренней зарядке в дошкольном учреждении огромна. Утренние занятия физическим упражнениями создают организованное начало дня, поднимают настроение. Возбужденные дети успокаиваются, выполняя действия в определенном темпе, а малоактивные – втягиваются в заданный ритм деятельности.
Благодаря утренней зарядке повышается жизненный тонус и физическая выносливость, а также развивается выдержка и дисциплина.
Утренний комплекс физических упражнений влияет на повышение жизнедеятельности организма дошкольника. Определенная физическая нагрузка на мышцы активизирует работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы
Дети младшего дошкольного возраста могут каждый день выполнять несложные упражнения в течении 8-15 минут. Организованная физическая активность поможет войти в привычку ребенка. В дальнейшем это не только предотвратит многие заболевания, но и поможет справиться с перегрузками в школе и другими стрессовыми ситуациями.
Зарядка должна приносить радость и удовольствие, но не стать непосильным или неприятным обязательством. Мышечные ощущения должны радовать детей и развивать потребность в самостоятельном выполнении не сложных упражнений. Поэтому нужно подбирать соответствующие движения для ребенка определенного возраста.
Потешки для мелкой моторики
Ладушки
– Ладушки, ладушки! Где были?
– У бабушки.
– Что ели?
– Кашку.
– Что пили?
– Бражку.
Кашку поели, бражку попили,
(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у… полетели!
На головку сели, петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
(Поднимают руки вверх и опускают на голову.)
Сорока
Сорока, сорока, сорока-белобока
Кашку варила, детишек кормила:
(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой)
«Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала.
(По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
Этому не дала! Ты воды не носил,
Дров не рубил, каши не варил —
Ничего тебе нет!»
(Мизинец не загибается.)
Варежка
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал».
(Все пальцы разжать, кроме большого.)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла!
(Разогнуть оставшийся согнутым палец.)
Ищешь, ищешь — и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?»
(Сжать пальцы в кулачок.)
Братцы
Идут четыре брата навстречу старшему.
– Здравствуй, большак, — говорят.
– Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,
Мишка-середка, да Крошка Тимошка.
(Соединяют большой палец с другими пальцами по очереди.)
Замок
На двери висит замок.
(Соединить пальцы обеих рук в замок.)
Кто его открыть бы мог?
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(Расцепить пальцы.)
Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка
Пассивная гимнастика (массаж)
Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.
Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
- Поглаживание — совершается в разных направлениях;
- Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
- Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
- Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
- Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна
Артикуляционная гимнастика включает в себя комплекс упражнений, направленных на укрепление артикуляционного аппарата (органов, участвующих в образовании звуков речи). Благодаря регулярным занятиям достигаются следующие цели:
- в процессе говорения закрепляется правильное положение и согласование движений языка, губ, щек, мягкого нёба и других органов речевого аппарата, развивается их подвижность и гибкость;
- речь ребенка улучшается, становится более четкой и понятной;
- происходит подготовка мышц артикуляционного аппарата к постановке звуков логопедом, если у ребенка есть их некорректное произношение.
Речевые занятия полезны для всех дошкольников, даже тех, у кого нет проблем с артикуляцией
Если ребенок занимается с логопедом, для закрепления результата родителям следует ежедневно уделять внимание гимнастике
Занятия можно проводить с детьми от 2 лет и старше в детском саду и дома
Важно, чтобы в дошкольный период ребенок научился проговаривать все звуки правильно
Полезные советы
Для того чтобы результат не заставил себя долго ждать, специалисты подготовили некоторые рекомендации. Они помогают делать артикуляционную гимнастику для детей 3 лет более эффективно. Необходимо следовать таким правилам:
Регулярное проведение занятий — маленький ребенок способен удерживать внимание на определенных действиях в течение 10-15 минут. Если малыш неусидчивый, то время тренировки сокращают в 2 раза, однако проводят их утром и вечером.
Выполнять упражнения нужно в положении сидя, учитывая необходимость максимальной концентрации на уроке.
Применение вспомогательного материала — перед лицом устанавливают зеркало, для того чтобы он мог видеть свое отражение и контролировать правильность его выполнения.
Использование логопедических тренажеров — с их помощью корректируют положение языка при произношении звуков.
Постепенное увеличение скорости воспроизведения слов — вначале ребенок учится выговаривать звуки медленно, а в конце занятия — быстрее.. Тренировка должна проходить в благоприятной атмосфере
Позитивный настрой повышает качество урока. Поэтому логопед или родители должны заинтересовать малыша, предложить игровые формы упражнений
Тренировка должна проходить в благоприятной атмосфере. Позитивный настрой повышает качество урока. Поэтому логопед или родители должны заинтересовать малыша, предложить игровые формы упражнений.
Можно чередовать логопедические тренировки с тренировкой мелкой моторики. Такие занятия позволяют быстрее научиться выговаривать буквы правильно. Такая особенность связана с анатомической близостью зон, которые отвечают за функцию движения пальцев и речевые способности.
Игры для языка
Цель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.
Иголочка
Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.
Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.
Непослушный язычок
Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.
Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.
Чистим зубы
В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.
Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.
Парус
Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.
Плывет кораблик по волнам,
Рвется парус к облакам.
К борту волны поднимаются,
И о кораблик разбиваются.
Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка. Они должны улыбнуться и открыть рот
Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд
Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.
Котенок
Воспитатель рассказывает стихотворение:
Котик любит молоко:
Лишь нальешь — слизнет он вмиг.
Лакает живо и легко,
«Лопаткой» высунув язык.
Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.
Ставим правильность произношения звуков Р и Л
Сложнее всего ставится мягкая «л», если сравнивать ее с твердой «л». С этой целью нужно тренироваться на сочетаниях слогов «ля-ла», «лэ-ле», «лё-ло» и так далее. Чтение стихов наизусть, где встречаются подобные словосочетания, выговаривание отдельных слов и т.д.
Для постановки звука «р», следует пользоваться следующим списком упражнений.
- Выполнить упражнения «Хобот слоненка» и «Забор».
- Выполнить упражнение «Щетка»
- Выполнить упражнение «Варенье от бабушки».
- «Художник». Язык это кисть. Небо во рту это полотно. Красим полотно движениями вперед-назад, по кругу в обе стороны, вправо-влево. Язык во время упражнения не должен отрываться от поверхности неба и не выходить за зубы. Сделать 4-6 подходов.
- «Гриб». Делать напротив зеркала. Приоткрыв рот и показывая зубы цокнуть языком, далее присосать его к небу. Уздечка языка подобна ножке гриба, а сам язык его шляпке. Выполнять 3 раза по 10 секунд.
Комплекс №3
«Вот какой наш язычок».
- В море рыба – кит живет,
По волнам она плывет,
У нее огромный рот. Вот такой!
( Широко улыбнуться, показывая зубы, зубы тоже приоткрыты, подержать рот в таком положении некоторое время)
- В поле мотылек живет,
Он нектар цветочный пьет
Тонким, длинным хоботком. Вот таким!
(Вытянуть губы узкой трубочкой вперед, «полюбоваться» на хоботок)
- Под пеньком живет змея,
Длинный хвост и голова,
Вынет, спрячет язычок… Вот так!
( рот открыт круглым окошечком, острый язычок показываем и прячем)
- В роще заинька живет,
Травку, ветки он грызет,
Носик морщит он смешно.
Получилось? То-то, вот!
( морщить носик, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы,
но зубы сомкнуты)
- В будке Шарик наш живет,
Дом прилежно стережет,
Вертит весело хвостом.
Как? Покажем язычком! Смотри!
( рот улыбается, зубы приоткрыты, острый узкий язык быстро движется вправо – влево)
Рекомендации по выполнению
Чтобы результат был заметным, выполнять комплекс нужно каждый день. Лучше всего – 2 раза, продолжительность не должна превышать 10-15 мин. Во время гимнастики наблюдайте за состоянием ребенка: если вы заметили, что он устал, то занятие нужно остановить и дать ему отдохнуть.
Занятие проводят перед зеркалом. Сначала взрослый показывает образец, затем выполняет движения вместе с ребенком, а потом малыш повторяет все самостоятельно. Каждое задание повторяют 3-5 раз. За любой успех хвалите малыша и не показывайте расстройство, если у него что-то не получилось.
В комплекс должны быть включены базовые упражнения для губ, нижней, челюсти и языка. После них переходят к гимнастике, предназначенной для создания определенных артикуляционных укладов и сильного направленного выдоха.
Проводят зарядку для язычка с учетом возрастных особенностей ребенка. Для детей 4-5 лет продолжительность занятия должна составлять 10 мин. Задания лучше проговаривать в форме стихов – так будет проще запомнить последовательность движений. Используют также картинки, чтобы малыш понимал, какое положение органы артикуляции занимают в этом задании. Выполняя все перечисленные рекомендации, занятия артикуляционной гимнастикой будут результативными.
Дыхательная гимнастика
Логокоррекционные занятия направлены не только на тренировку артикуляционного аппарата, но и на развитие речевого дыхания. Часто дети с нарушением речи не умеют дышать с закрытым ртом, задерживать выдох.
В помещении, где проводится занятие, должно быть прохладно и проветрено. Дыхательную гимнастику выполняют под плавную музыку или счет. Используются разнообразные вспомогательные материалы – кусочки гофрированной бумаги, шарики ваты, дудочки, свистки, свечи.
Сценарий упражнений предполагает с помощью дыхания заставить предметы двигаться. «Кораблики» плывут по воде, ветер сдувает «Снег», огонь свечи отклоняется, «ветки деревьев» шевелятся в потоках воздуха. На музыкальных инструментах предлагается подудеть или посвистеть в такт мелодии. Можно использовать ладони, пускать пузыри через соломинку в стакане с водой.
Мамам на заметку
Однако при общих закономерностях отношение каждого ребёнка к окружающему сугубо индивидуально. Психологи констатировали очень ранние и устойчивые индивидуальные различия младенцев по подвижности и объёму внимания, порогам чувствительности и степени отвлекаемости. Дети реагируют на одно и то же впечатление по-своему. Причины различий пока еще полностью не выяснены, но они, несомненно, проявляются в реакциях детей на обращения взрослого.
Какой же вывод из всего сказанного должны сделать родители? Прежде всего, что при уходе за крохой, они имеют дело не с беспомощным существом, которое ничего не знает и не умеет и развивается, как растение при хорошем садовнике, а с маленьким человеком со сложной, внутренней организацией, одарённым природной активностью и имеющим свои предпочтения.
Поведение даже крошечных детей показывает, что они не просто пассивно подвергаются воздействиям со стороны окружающего мира, но активно ищут то, что достойно их внимания. А наиболее интересным и полезным «объектом» для малыша, конечно же является человек, и прежде всего, – его родители.
Наталья Авдеевакандидат психологических наук
Назад в раздел
Цель артикуляционной гимнастики для детей
Артикуляционный аппарат в системе детских органов бывает не всегда развитым. Из-за этого речь детей младшего и подросткового возраста получается невнятной. При произношении звуков случаются неточности, называемые дефектами. Уже в раннем возрасте на рубеже 2-3 лет понятно, какие буквы теряются в речи ребенка. Нередко, это касается шипящих звуков, которые выдает ребенок несколько иначе.
Исправлять речевые недостатки лучше в детстве. Вероятность, что ребенок поправит свое произношение практически стопроцентная. Выявляют это в детском саду и начальной школе. С детьми работает определенный специалист, называемый логопедом. Одной из методик исправления речи является артикуляционная гимнастика. Ее целью является исправление дефектов речи за счет укрепления/ослабления челюстных мышц, гортани, языка. Благодаря несложным упражнениям дети учатся правильно произносить слова и звуки.
Магия зрения: как малыши видят мир
Для новорожденных малышей, зрение играет важную роль в исследовании окружающего мира. Хотя глаза новорожденных еще не полностью сформированы, они все же обладают некоторыми особенностями, которые делают их способными видеть и различать предметы.
У новорожденных детей, зрачки обычно шире, чем у взрослых, что позволяет им пропускать больше света и уловить больше деталей окружающей среды. Как только малыш откроет глаза, он начнет сознательно смотреть на предметы вокруг него. Он может некоторое время фиксировать взгляд на одном предмете, даже если он находится вдали, прежде чем переключиться на другой точку интереса.
Важно отметить, что малыши вначале видят мир через размытые контуры и не могут различать цвета так, как это делают взрослые. Однако, по мере роста, их зрительная система развивается, и они становятся способными видеть более четкие изображения и различать цвета все лучше и лучше
Одной из важных особенностей зрительной системы новорожденных является способность фокусироваться на близких и удаленных объектах. Например, малыш может посмотреть на свои ручки или на игрушку, которую содержит в руке, а затем переключить взгляд на предмет, находящийся вдалеке.
Кроме того, новорожденные обладают некоторой предрасположенностью к распознаванию лиц. Они могут реагировать на лица родителей или других близких им людей и проявлять интерес, обращая свой взгляд прямо на них. Это связано с их врожденной способностью сфокусироваться на контурах и общей форме лица.
Таким образом, хотя способности зрительной системы у новорожденных еще не полностью развиты, малыши все же могут видеть и исследовать мир вокруг себя. Их зрительное восприятие будет продолжать развиваться, по мере того, как они растут и опытнее становятся в восприятии окружающей среды.
Комплексы упражнений
Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.
Комплекс для развития мышц губ
- Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
- Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
- Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
- Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
- Пофыркать губами так, как это делают лошадки.
Комплекс для развития мышц языка
- Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
- Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя», «бя-бя».
- Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
- Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
- Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
- Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.
Комплекс для развития мышц щек
- Надувать и сдувать щёки.
- Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
- Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
- Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
- Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (р, рь)
«Чьи зубы чище»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания.
— Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
— Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.
— Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Маляр»
Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд — назад.
Методические указания.
— Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
— Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
«Барабан»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д — д — д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.
Методические указания.
— Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
— Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара — не был хлюпающим.
— Кончик языка не должен подворачиваться.
— Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя
«Барабан — 2»
Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.
Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да — ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.
Методические указания.
— Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да — ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.
«Автомат»
Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т — т — т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
Методические указания.
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Коррекция ошибок речи
Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков
Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения
Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.
Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.
Цели и задачи воспитателя при проведении артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз (артикулем).
Исходя из заданий, ориентированных на различные органы артикуляции, можно выделить ряд задач гимнастики.
Таблица: задачи артикуляционной гимнастики
Орган артикуляции | Задачи гимнастики |
Губы | Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции. |
Язык | Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»), в форме «чашечки» и т.д. |
Щёки | Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться. |
Нижняя челюсть | Развивать подвижность нижней челюсти. |
Мягкое нёбо | Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба, силу нёбно-глоточного затвора. |
Воспитатель, как правило, проводит групповую артикуляционную гимнастику, но он должен учитывать индивидуальные особенности детей и предлагать дополнительные упражнения тем, кто имеет в речи большое количество нарушенных звуков (дислалию) или нечёткое произношение (стертую дизартрию). Также нельзя освобождать от гимнастики детей, которые, по мнению воспитателя, говорят чисто и правильно, их лучше просить выполнять более сложные упражнения, хвалить и ставить в пример другим детям.
Артикуляционная гимнастика способствует формированию правильной речи
Артикуляционная гимнастика будет максимально эффективной, если начинать её с раннего возраста (1–3 года). В этом возрасте дети учатся произносить звуки родной речи, и артикуляционная гимнастика поможет научиться произносить некоторые фонемы правильно.
Если у ребенка обнаружена задержка в развитии речи (после 3 лет), гимнастика станет отличным помощником в реабилитации. При заикании можно использовать гимнастику для расслабления мимических и артикуляторных мышц. При проведении различных упражнений можно заметить у ребенка трудности в выполнении определенных заданий и вовремя обратиться к специалисту. Таким образом, артикуляционная гимнастика может выполнять различные функции в зависимости от возраста детей:
- профилактическую;
- коррекционную;
- диагностическую.
Чем раньше будут приняты меры по коррекции звукопроизношения, тем меньше времени потребуется на достижение результата — формирование чистой и правильной речи ребенка.
«Вкусные» речевые игры
«Вкусные» – значит связанные с едой и ее приготовлением. Дети обожают проводить время на кухне вместе с мамами. Если использовать это время с умом, то малыш не будет скучать, мешать, отвлекать от готовки, но с удовольствием займется полезным делом. Главное, не забывайте, что прием пищи и речевая игра – вещи несовместимые.
Для начала определите круг дел, которые вы могли бы доверить малышу. Например, вынуть из холодильника и разложить продукты. Каждый ингредиент вашего будущего блюда – это слово, которое можно угадывать по буквам, проговаривать и т. д.
Продукты бывают кислые, соленые, горькие, сладкие. Можно делить их по категориям, проговаривая названия. Можно разбирать целые блюда на составные части, например, перечислить, из чего состоит борщ или оливье.
Приготовьте несколько простых считалочек в стихах, под которые можно выполнять какие-нибудь простые ритмичные действия, например, месить или катать тесто. Хорошо, если стишки будут связаны с едой.
Описание базовых упражнений
Начинают комплекс с основных заданий. Их цель − подготовка органов артикуляции к воспроизведению более сложных укладов. Если у детей появляются затруднения с их выполнением, то стоит на них остановиться, чтобы не закреплять неправильное положение при их дальнейшем выполнении.
Для губ
Перечисленные упражнения – статичные, которые потом комбинируют, чтобы улучшить динамическую составляющую. Удерживают предлагаемые позы в течение 5-10 секунд:
- «Улыбка» − это базовое положение при произношении свистящих, И, Й. Малыш улыбается так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
- «Трубочка» − такое положение губы занимают при проговаривании У. Их вытягивают максимально вперед. При выполнении следите за тем, чтобы не выдвигалась одновременно вперед нижняя челюсть.
- «Окошечко» − упражнение необходимо при отработке произношения О. Губы округлены, язык находится внизу.
- «Забор» − на этом задании делают акцент при коррекции шипящих звуков. Губы слегка выдвинуты вперед и по форме напоминают квадрат, зубы сомкнуты, язык внизу. При выполнении их не нужно слишком сильно выдвигать вперед, а нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Несмотря на то что это задания на статику (удержание), их можно сочетать для тренировки переключения движений. Детей просят выполнить сначала одно упражнение (например, «Улыбку») и сразу за ним другое, то есть не удерживая позы. Тренировка переключаемости движений важна для правильного звукопроизношения, потому что во время проговаривания слов малыш должен уметь быстро подбирать нужное положение органов артикуляции.
Для верхней и нижней челюсти
При сложных речевых расстройствах могут быть нарушения подвижности челюсти. Упражнения помогают нормализовать ее работу.
- Ребенок выдвигает нижнюю челюсть вперед, как при произношении Ы, и отводит назад.
- Малыш двигает челюстью влево и вправо. Движения не должны быть резкими, слишком интенсивными, иначе можно травмировать нижнюю челюсть.
- Широко открыть и закрыть рот несколько раз.
- Локти поставить на твердую поверхность, кисти рук расположены под подбородком. Широко открывайте рот, при этом кисти оказывают сопротивление.
Все вышеперечисленные упражнения нужно выполнять аккуратно, чтобы не травмировать челюсть.
Для языка
Чаще всего у детей в возрасте 4-5 лет имеются нарушения в работе языка. Это или неправильный мышечный тонус, или его ограниченность в движениях. Иногда артикуляционной гимнастики бывает недостаточно, и логопед назначает массаж.
- «Блинчик», или «Лопаточка», − рот открывают не сильно широко, на нижнюю губу помещают широкий язык. И в положении «блинчика» его удерживают 3-5 сек.
- «Иголочка» − узкий язык вытягивают максимально далеко в течение 3-5 сек.
Вышеперечисленные упражнения – статичные, они обязательно входят в комплекс при коррекции свистящих и шипящих звуков. Но есть задания, направленные на повышение качества динамической составляющей.
- «Часы» − движения языка напоминают качание маятника часов: раскачивания влево-вправо, несколько раз в каждую сторону. Губы растянуты в улыбке.
- «Качели» − уголки губ растянуты в улыбке, только язык поднимают и опускают.
Во время выполнения «Часиков» и «Качелей» язык делают узким, а челюсть остается неподвижной. Тогда они будут выполнены правильно.