Ускоренная речь и методика ее исправления

Дислалия (фонетическое нарушение речи)

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Патологически ускоренный темп речи чаще всего возникает у детей нервных, возбудимых, порывистых, неуравновешенных.

Существует несколько точек зрения на причины возникновения этого дефекта. М.Е.Хватцев утверждал, что центральным звеном в патогенезе тахилахии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения над процессами торможения.

Доказаная наследственная природа тахилалии. Немаловажную роль в возникновении этого дефекта играют и подражание быстрой речи окружающих, и неправильные приемы воспитания ребенка, его речи.

Лечение

Логопедическая коррекция считается успешной для большинства ошибок артикуляции. Коррекционные занятия показаны, когда артикуляция у ребенка такова, что речь его непонятна, когда ребенок, страдающий нарушением артикуляции, старше 6 лет, когда речевые трудности явно вызывают осложнения в обращении со сверстниками, трудности в учебе и отрицательно влияют на формирование собственного образа, когда нарушения артикуляции настолько тяжелы, что неправильно произносится много согласных, и когда ошибки включают пропуски и замены фонем, а не искажения.

Список литературы

Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008

Дислалия

Фонетические нарушения речи — это группа речевых расстройств, представленная нарушениями, при которых ведущим симптомом является нарушение произношения. Интеллектуальное и духовное развитие ребенка в данном случае соответствует возрасту. Могут наблюдаться сопутствующие нарушения внимания, поведенческие расстройства и двигательные нарушения.

К этой группе относится дислалия (простая, сложная) или иначе — «грубая речь».

Дислалия — это нарушение фонетического произношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. На практике может наблюдаться нарушение (дислалия) или затруднение (паралалия) в произношении одной из фонем родного языка.

Мономорфная (простая) Затрагивается один или несколько звуков из одной группы звуков ( С-З-Ц или Ш-Ж-Ч ).

Полиморфная (сложная) Затронуты несколько тонов из разных групп ( С-Р-К-Ш ).

Физиологические (возрастные) Нарушения произношения в возрасте до 5 лет, связанные с недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет она проходит сама по себе. Это единственная форма дислалии, которая может присутствовать у всех людей на определенном этапе развития.

Функциональная: Нарушения произношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функции центральной нервной системы, слухового и периферического артикуляционного аппарата. Нарушена способность добровольно принимать и сохранять определенные положения органов артикуляции, необходимые для произнесения звуков. Нарушения произношения могут быть связаны с неспособностью различать, дифференцировать фонемы. Часто изолированное использование звука не нарушается, а изменяется в спонтанной речи. Степень тяжести определяется тяжестью дефекта и количеством нарушенных звуков.

Органическая (механическая: Вызваны наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата (пороки развития — прогнатизм, прогнатизм, «толстый» язык, короткая уздечка и т.д.).

Причины функциональной дислалии: Соматическая: Физические и неврологические нарушения вследствие длительных хронических заболеваний (расстройства пищеварения, частые простуды). Социальная: Пренебрежение воспитанием (родители не исправляют языковые недостатки детей и не показывают примеры правильного произношения). Билингвизм в семье (Когда родители говорят на разных языках, ребенок вставляет другой язык в один. Например, французский + русский = горловой звук «Р»). Неправильное произношение в окружении ребенка (через подражание). Неправильная артикуляция Выбор неправильной артикуляции Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, в то время как фонематический слух нарушен.

Причины органической (механической) дислалии: Органические — связанные со строением органа (язык, десна, зуб и т.д.). Наследственные — передается из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и т.д.). Врожденные — дефекты, развившиеся во время внутриутробного развития. Приобретенные — дефекты, развившиеся при рождении или позже в жизни.

Недостатки произношения отдельных звуков

Дефектный звук Фонетический дефект(искажение звука) Фонематический дефект(смешения, замена звука)
Название дефекта произношения Виды дефектного произношения Название дефекта произношения Виды замен
Звук Р Ротацизм Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» Параротацизм Р = Р’Р = Л’Р = JР = ГР =Д
Звук ЛЗвук Л’ Ламбдацизм Двугубное, смягченное Параламбдацизм Л = ЫЛ = ГЛ = Л’Л = Р
Звуки С, С’Звуки З, З’Звук Ц Сигматизм Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее Парасигматизм С, З, Ц = ШС, З, Ц = ФС, З, Ц =ТС, З, Ц = ЩС — З; Ц = Ч
Звук ШЗвук ЖЗвук ЩЗвук Ч Сигматизм Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное Парасигматизм Ш, Ж, Щ = ТШ, Ж, Щ = ФЖ = ШЖ = ЗЩ = С’Ш = ЩЧ = Т’; Ч = Ш’
Звук j Йотацизм Мягкое нижней и верхней артикуляции Парайотацизм J = Л’
Звуки К, К Каппацизм Голосовое, гортанное Паракаппацизм К = Т
Звуки Г, Г Гаммацизм Фрикативное заднеязычное, фарингальное Парагаммацизм Г = Т
Звуки Х, Х Хитизм Голосовое, гортанное Парахитизм  

СИМПТОМЫ

Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и письменной речи. Для устной речи людей с этими расстройствами характерны поспешность, малая понятность, расстройства в образовании отдельных звуков, пропуски, перестановки, изменения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых фраз. Выпадение предложений проявляется при пересказе прочитанного. Предложения короткие, мало связанные между собой, детали отсутствуют. Поспешность в речи приводит к спотыканию: человек не сразу произносит звук, беззвучно движутся губы и язык, напоминая хореотические, или судорогоподобные, движения. Имеются расстройства дыхания, голоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы перенапряжения голоса, иногда имеются монотонность и носовой оттенок. Расстройства голоса могут быть вызваны недостаточностью расслабления фарингса и голосового аппарата.

Люди с баттаризмом и полтерн читают так же, как и говорят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В связи с этим они часто теряют основную нить читаемого, не могут запомнить содержание. В процессе письма наблюдаются остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, замены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.

При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия (ритм, темп речи, интонационная выразительность, паузация, логические ударения, музыкальность речи и т. п.); голос (монотонный, слабый, форсированный, с носовым оттенком), речевое дыхание, речевая моторика; лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика; наблюдаются постоянные трудности в выборе слов, в общих формулировках и в выражении своих мыслей.

По определению М.Л. Хватцева, при тахилалии произносится в секунду 20-30 звуков (при норме 1-14 звуков). Такую стремительную речь бывает трудно понять, даже когда не изменяется звукопроизношение. Но часто от быстроты высказывания происходит повторение слогов или, наоборот, их пропуск, искажение звуков, а иногда слов. Но всего этого говорящий, как правило, не замечает. Он часто не дослушивает собеседника и торопится высказаться сам. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выхода. Иногда неумеренно быстрый темп речи сопровождается быстрыми, подчас беспорядочными движениями рук, ног или всего тела.

Тахилалия может возникнуть уже в детстве и, если не проводить специальной коррекционной работы, усилиться в переходном возрасте и остаться на всю жизнь.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.

Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.

Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.

Причини дислалии

В основе причин развитие дислалии является нарушения речевого аппарата, которые разделяются на 3 вида:

  1. Физиологические проблемы – или возрастные, связанны с тем, что речевой аппарат недоразвит.
  2. Механические проблемы – охватывают группу, связанную с присутствием генетических, приобретенных патологий речевого органа.
  3. Функциональные проблемы – связанные с социальными факторами.

Причинами функциональной формы дислалии являются:

  1. Неправильное речевое воспитание.
  2. Педагогическая халатность.
  3. Многоязычие.
  4. Предпочтение неверной артикуляции.
  5. Неврологические патологии, ослабление организма длительными хроническими заболеваниями.

Кроме того, дислалия может быть обусловлена следующими причинами:

  • несовершенство артикуляционного аппарата – органы речи у ребенка не способны принимать нужное положение для того, чтобы издать тот или иной звук;
  • нарушения фонематического слуха – ребенок не воспринимает на слух разницу в произнесении звуков.

В свою очередь спровоцировать указанные причины могут физиологические или социальные факторы. Принято выделять такое понятие, как звуки раннего, среднего и позднего онтогенеза. Неспособность двухлетнего ребенка произносить звук «Р» не является нарушением речи, так как анатомически подобное невозможно, в то время, как аналогичная проблема для пятилетнего малыша уже считается отклонением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: