Нарушения и патологии речи: сущность и особенности проявления

Особенности составления индивидуального заключения учителем-логопедом пмпк

Введение

Среди врожденных пороков развития одно из первых мест занимают расщелины верхней губы, твердого и мягкого неба. Частота такой патологии составляет 1 случай на 600-700 рождений. Основной речевой дефект у таких детей — открытая органическая ринолалия. В данном учебном пособии рассматриваются причины и патогенетические механизмы ринолалии, дается анализ структуры дефекта, первичных и вторичных отклонений развития у детей с данной патологией, предлагается характеристика программы диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения и тембра голоса при данном нарушении.

Учебные материалы предназначены студентам дефектологического факультета специальности «Логопедия» и направлены на дальнейшее совершенствование подготовки логопедов — их профессиональных практических умений и навыков по коррекции первичного дефекта и вторичных отклонений развития у детей с ринолалией.

Цель данного пособия:

ознакомление студентов с основными понятиями и закономерностями общего, речевого и психического развития детей с челюстно-лицевой патологией, с анатомо-физиологическими механизмами речи при ринолалии, с методами диагностики и коррекции голоса и речи при данном нарушении.

Основные задачи данной дисциплины:

ознакомление студентов с этиологией и патогенезом ринолалии;

— ознакомление с приемами и методами медико-психолого-педагогической диагностики состояния детей с врожденными расщелинами губы и неба;

— формирование теоретических и практических представлений о комплексном подходе к устранению данной речевой патологии;

— ознакомление студентов с методиками коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты, изучившие дисциплину «Ринолалия», должны знать:

— этиопатогенетические механизмы ринолалии;

— клиническую и психолого-педагогическую характеристику детей с ринолалией;

— основные методики коррекционного воздействия при ринолалии.

Студенты должны уметь:

проводить обследование детей с ринолалией;

— определять первичные и вторичные нарушения в структуре речевого дефекта;

— осуществлять выбор коррекционных методик, планировать и проводить коррекционную психолого-педагогическую работу в до- и послеоперационный периоды с детьми с врожденными расщелинами губы и неба.

Студенты должны владеть навыками:

— составление протокола обследования, анализ материалов обследования, отбор речевого и дидактического материала для логопедических занятий.

Клинико–педагогическая классификация

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Виды нарушений устной речи

Нарушения внешнего высказывания

  • Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
  • Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
  • Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
  • Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
  • Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.

Нарушения внутреннего оформления высказывания

  • Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
  • Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

Виды нарушений письменной речи

  • Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
  • Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.

Второй уровень

Специфическая особенность – появление фраз, сформированных двумя, тремя, изредка – четырьмя словами. Поначалу они со стороны кажутся неясными, но при анализе речевых образцов можно заметить применение аморфных слов и тех, которым присущи родовые, падежные, иные категориальные особенности. Ребенок соединяет слова и их сочетания, пытается строить фразу, правильно и неправильно применяя правила контроля речи. Иногда можно слышать, как он самостоятельно использует упрощенные предлоги, иногда – их варианты, свойственные лепету. Будучи на втором уровне развития, чадо может временами пропускать предлог, неправильно работать с элементами предложениями, при этом объем слов существенно выше, нежели это характерно первому уровню. Можно видеть наречия. Несовершеннолетний начинает использовать числительные. Вместе с тем морфологическая система довольно слабая, операции по формированию слов доступны только простые, поэтому речевые возможности оцениваются как бедные, ребенок часто ошибается, неправильно понимает ряд прилагательных, приставочных слов, обозначающих действия.

В заключении логопедического обследования указывают второй уровень, когда при наличии описанных проблем речи можно видеть сложности использования отвлеченных терминов, понятий, применяемых для обобщения, антонимов и слов с аналогичными значениями. Для детей такого уровня свойственно использование слов с подразумеванием обилия значений. Связное говорение сопровождается слабой передачей ряда отношений смыслов. У некоторых все еще наблюдается лишь последовательное перечисление всего наблюдаемого.

Особенности работы

Логопед ответственен за определение эффективности выбранного варианта работы с каждым ребенком. Ему нужно оценить речевое развитие. Как правило, анализ проводят в конце весны, тогда же заново диагностируют детей, получавших помощь логопедов. Чтобы контролировать прогресс, логопеды ведут индивидуальные карты на каждого принятого. Задача учителя – организовать занятия, позволяющие развивать детей, учитывая нюансы их дефектов. Длительность занятия должна соответствовать особенностям детской физиологии, а также гигиеническим и санитарным нормам, принятым в нашей державе. Подгрупповая работа допускается с теми, чьи нарушения сходны. При ОНР подгруппа формируется не более чем из 4 персон, при ФФНР допускается объединять до шести человек. Длительность индивидуального занятия не должна превышать четверти часа. При ОНР необходимо заниматься с детьми трижды в неделю или чаще, при ФФНР – дважды в неделю или чаще, а при фонетических дефектах – не реже раза еженедельно. Для учета посещаемости логопедические пункты обязаны вести журналы.

Работая с детьми, логопед должен 70% своего времени тратить на работу с подгруппами или индивидуально, около 20% времени выделять на методическое взаимодействие и консультацию группы, и лишь одну десятую рабочего дня тратить на оформление документального сопровождения процесса. Чтобы зафиксировать успех работы, нужно вести тетрадь посещаемости, журнал, отражающий динамику для каждого из учеников, речевые карты и планы, показывающие перспективы для каждого воспитанника.

Иные подходы к классификации логопедических нарушений

Логопедами медицинских учреждений применяется на практике Международная классификация болезней и причин смерти X (десятого) пересмотра (МКБ-10). Логопедические нарушения по данной этой типологии относятся к блоку (F80-F89) — «Расстройства психологического развития» V класса — «Психические расстройства и расстройства поведения».

Кроме того существует авторская классификация А.Н. Корневым. В своем подходе А.Н. Корнев опирался на систематику состояний недоразвития речи у детей исходя из ряда принципов:

  • клиникопатогенетический,
  • многомерно диагностический,
  • мульти- дисциплинарный подход к описанию симптомов,
  • системнофункциональный подход в определении общего состояния.

Предлагаемая классификация хорошо систематизирует недостатки экспрессивной речи, но включает патологию голоса и темпо-ритмической организации речи.

В систематике А.Н. Корнева можно увидеть многоосевой подход к типологизации. В его работах представлены структурные элементы по пяти осям:

  1. Клинико-патогенетическая ось (первичное и вторичное недоразвитие речи, недоразвитие речи смешанной этиологии).
  2. Нейропсихологическая ось (синдромы неврологического, гностико-праксического и языкового уровня, а также расстройства со смешанным механизмом действия.
  3. Психопатологическая ось (отчетливо выделяется психопатологический синдром).
  4. Этиологическая ось (причина нарушения имеет стойкое влияние).
  5. Функциональная ось (определение степени дезадаптации).

По мнению автора, изложенная в его научных трудах и выстроенная на принципиально иных позициях классификация должна в скором будущем стать основой междисциплинарного взаимодействия.

Кроме вышеперечисленных подходов существуют классификации нарушений речи при нарушениях органического характера: нарушениях зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной сферы.

Разность подходов к пониманию дефектов речи в научных кругах и отсутствие одной классификации усложняет своевременное выявление, коррекцию и профилактику данных состояний. Требуется разработка, учитывающая как медицинские, так и психолого-педагогические аспекты патологии речи.

Программно-аппаратный комплекс SLOGY

SLOGY – это методика коррекции дислексии на основе полуглобального метода обучения чтению, которая создавалась на протяжении 30 лет и апробировалась на группах детей с разными формами отклонений в развитии: дислексия, дети с задержкой психического развития, дети с недоразвитием речи. Методика разрабатывалась профессором, доктором психологических наук А.Н. Корневым.

Платформа SLOGY.RU доступна в масштабах всей России и предоставляет ребенку возможность работать самостоятельно либо в сочетании с логопедической помощью. В основе проекта лежит методика формирования комплекса психологических предпосылок, необходимых для полноценного овладения чтением.

Уроки проходят ежедневно и быстро, буквально 5-7 минут

В коррекции таких детей важно не перегружать их мозг, так как усвоенные навыки автоматизируются очень медленно. Для достижения значительной компенсации нужен длительный срок – 3-4 года

Методика уникальна тем, что может подстроиться под индивидуальные возможности каждого ребенка. Она не обеспечивает всех детей одинаковыми упражнениями и формами помощи, а именно подстраивается под темп развития ребенка. Это более гибкое обучение, если сравнивать со школой.

Основные принципы методики, использованные в SLOGY:

  • регулярность и систематичность занятий;
  • диагностический мониторинг усвоения навыков;
  • опора на непроизвольное запоминание слогов и слов;
  • полуглобальный метод освоения слогового чтения;
  • постепенное укрупнение оперативных единиц чтения: слои типа СГ и ГС, затем СГС и ССГ, после ССГС;
  • формирование навыков устного синтеза слов из слогов.

Алгоритмы, положенные в основу платформы SLOGY.RU, отрабатывались десятки лет и реагируют на самые чувствительные показатели овладения навыком чтения.

Первый уровень развития

Согласно образцам логопедического заключения, первый уровень устанавливают, если средства общения речью исключительно малочисленны, активный словарный запас сформирован всего несколькими обиходными буквосочетаниями, которые человек выговаривает нечетко. Кроме того, ребенок может пользоваться звукоподражанием и применять различные комплексы звуков. Как правило, такие дети активно используют мимику как инструмент общения, часто указывают жестами. Стандартный комплекс средств применяется персоной для указания и на действие, и на объект. Дополнительно ребенок пользуется переменами интонации и жестами, тем самым пытаясь сформировать разность значений произносимого. Такое общение можно назвать лепетом, который в некоторых ситуациях становится практически однословными предложениями, но может оцениваться так далеко не всегда. На первом уровне ребенок практически не имеет возможности дифференцированно разграничивать действия, предметы; наименования первых подменяются словами, обозначающими объекты. Возможна замена названий объектов словами, обозначающими поступок.

Как видно из образцов логопедических заключений, при установке первого уровня развития речи обращают внимание на многозначность слов – как правило, такая особенность характерна для ребенка на этом уровне. Небольшой словарный запас преимущественно связан с наблюдаемыми персоной предметами и событиями

Морфологические детали для отражения грамматики практически не применяются. База речи – корневые слова без флексий. Фразы формируются элементами лепета. Человек звуками шаг за шагом воспроизводит описываемую ситуацию, активно пользуясь жестами для объяснения желаемого. Всякое слово, применяемое при таком общении, многочисленными способами соотносится с контекстом, поэтому стороннему наблюдателю, не находящемуся внутри ситуации, невозможно понять, о чем идет речь.

Причины и виды расстройств речи

Причины первичных речевых отклонений у дошкольников достаточно разнообразны.

Среди них:

  • внутриутробные патологии, травмы и перенесенные инфекционные болезни во время беременности;
  • травмы во время родов, асфиксия, недоношенность;
  • генетическая предрасположенность, когда случаи нарушения речи есть в семье;
  • серьезные заболевания первых лет жизни, например, менингит, воспалительные процессы, приводящие к снижению или потере слуха, травмы;
  • неблагоприятная атмосфера в семье, когда ребенок лишен заботы и любви; отсутствие или ограниченность эмоционального и речевого общения; педагогическая запущенность;
  • врожденные или приобретенные дефекты органов артикуляции.

Причинами возникновения отклонений речи у взрослых являются тяжелые болезни, стрессы, а также речевые дефекты, оставшиеся с детских лет.

Речевые нарушения бывают двух видов:

  • органические, которые возникают вследствие поражения органов, например, при черепно-мозговых травмах;
  • функциональные, когда нарушается функция речи, например, при психоэмоциональных перегрузках.

Механизм расстройства речевой деятельности — это сложный процесс. Поэтому при диагностике тщательно изучаются причины возникновения дефектов, определяется их вид и степень тяжести на основании существующих классификаций, проводится обследование всех сторон речи, чтобы поставить точный диагноз и назначить лечение. Одновременно выясняется необходимость в специальном обучении дошкольников с тяжелыми нарушениями речевой деятельности.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Ребенок не сразу говорит на
хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт
взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок.  Многие дети любят «коверкать» слова
— некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких
случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?

ОНР — это прежде всего
СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и
грамматика, и фразовая речь.При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР
отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста
пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.

Выделяют 3 уровня ОНР, хотя
практика показывает, что между уровнями нет четких границ

Главное, что в
основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.

Небольшое отступление о
важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие
обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные
связи, страдает мышление.

1
уровень

«Безречевые» дети

— Лепетные слова,
звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и
предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты.
«Ма» — за этим обращением к маме и желание приласкаться, и «хочу
кушать», и «пойдем гулять», и «включи телевизор» (при
этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке.
— Грамматически слова не оформлены.
— Фразы нет.

2
уровень

— Словарный запас больше, но в
словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются
неправильные формы. «Гуся. Тонул. » — на картинке ныряющая в воду утка.
— Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. «Два ябок»
— два яблока.
— Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

3
уровень

— Хороший словарь бытовых слов,
но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие
понятия (огурчик, помидор, капуста — ребенок показывает и называет, но назвать
одним словом «овощи» не может), характерна замена слов близлежащими:
детеныша собаки называет собачонкой.
— В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной
форме — неправильное употребление суффиксов, при счете — ошибки в окончаниях
слов.
— Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных
картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в
таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность
фонематического восприятия

Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне
фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с
первичного нарушения.
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов:
у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое
словесно-логическое мышление.

Что такое нарушение речи

Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.

Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.

Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.

Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.

Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

На * * *, родившегося ** ** 2007 г. Поступил в речевую группу — ** **.2015 г.

С диагнозом — ОНР II-III ур., дизартрия.  Интеллект: F 06.827, F 80.1

Направляется: на ПМПК.

Выявлено:

—речь —  речь разборчивая, понятна окружающим;

—темп речи – нормальный;

—голос – нормальный;

—подвижность органов артикуляционного  аппарата – неточная;

—выполнение арт.движений: объем артикуляционных движений неполный, слабость мышц языка;

—подъязычная связка – норма;

—саливация – умеренная;

—мелкая моторика — слабая, требует дальнейшего развития; правша;

—произношение звуков: свистящий парасигматизм, ламбдацизм, ротацизм; на данный момент: идет работа по автоматизации звука в словах, потешках; звуков в слогах, словах; дифференциация звуков ;

—фонематическое восприятие —  требует дальнейшего развития. Трудности в развитии звукового анализа и синтеза;

—слоговая структура — не нарушена;

—словарный запас – соответствует возрастной норме;

—грамматический строй речи – употребляет в речи имена существительные множ. числа в Р.п., уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, согласует имена существительные с числительными, образует приставочные глаголы, относительные прилагательные, допускает ошибки в образовании притяжательных прилагательных;

—связная речь – ребенок умеет слушать и понимать речь. В речи использует простые предложения, на вопросы отвечает односложно. Может самостоятельно составить рассказ  по серии картинок. Испытывает трудности при составлении рассказа по картинке и пересказе, требуется помощь в форме наводящих вопросов.

На занятиях – пассивен, не принимает активного участия в деятельности, стесняется отвечать на вопросы (молчит), задания выполняет медленно, не успевает за общим темпом группы (подгруппы) детей. Может заниматься продуктивно довольно непродолжительное время, отмечается неустойчивость внимания, плаксивость.

Отмечается низкий уровень компенсации звуковой стороны речи за два года пребывания в речевом детском саду. Программу подготовительной группы усвоил недостаточно: отмечается несформированность компонентов готовности к школьному обучению и сложности при овладении программным материалом.

Речевое заключение:  ОНР III ур ., дизартрия.

«14» апреля 2015 г.

Учитель-логопед                     _____________

Заведующая МБДОУ №        _____________

учитель-логопед

ДЕРЕЗИНА ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВНА

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: