Яков коломинский: психологическая культура детства

Влияние игры на межличностные отношения дошкольников

Значительное влияние на формирование межличностных отношений оказывает игровая деятельность. Особенно дидактическая игра.

Дидактическая игра направляет взаимодействие детей по определенному руслу, а правила регулируют взаимодействия участников.

Например, застенчивый ребенок, подчиняясь правилам, без особых проблем оказывается в центре внимания. Точно так же, как другие дети, он выполняет предусмотренные игрой действия, проявляет инициативу в соответствии со своей временной ролью.

Подобный новый опыт, безусловно, ценен самому ребенку

Но важно и то, что активные смелые дети увидят робкого тихоню с совершенно другой стороны. Проявится интерес к общению с ним, дети увидят равноправного партнера по игре

Но ни в коем случае нельзя умалять роль привычных детям сюжетно-ролевых игр. Именно эти увлекательные занятия, начиная от простейших бытовых до многоролевых игр, раскрывают дошкольникам смыслы человеческих отношений. Рекомендуем детально ознакомиться в статьях:

  • Чему учит ребенка игра
  • Детям о профессиях.

Обыгрывая семейную тему, обязательно один ребенок берет на себя ответственность быть главным, демонстрируя строгость и контроль происходящего

Играя в доктора, дети учатся проявлять внимание и оказывать поддержку другому человеку. Игра как средство формирования личностных качеств и межличностного взаимодействия – наиболее эффективный вид деятельности применительно к дошкольному возрасту

Межличностные отношения дошкольников в группе

Определение 1

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, определяемые системой установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

До 4-х лет у ребенка сохраняется тип эмоционально-практического взаимодействия, а к середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику происходит решительный перелом – это потребность в сотрудничестве и совместных действиях, резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого. В ходе совместной деятельности идет пристальное и ревнивое наблюдение за действиями сверстника и оценка этого действия. Более остро и эмоционально реагирует ребенок и на оценку взрослого. Возрастает сопереживание, которое, однако, зачастую носит неадекватный характер – успехи могут огорчать и обижать ребенка, а неудачи, радовать.

Статья: Межличностные отношения в группе детей и их детерминанты

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Это тот возраст, когда ребенок начинает хвастаться, конкурировать, показывать свои преимущества. Острота детских конфликтов и их количество резко возрастает. К себе дошкольник относится через сравнение с другим ребенком, он уже ищет различия и оценивает, кто лучше, кто хуже.

Моральные качества в этом возрасте имеют особую значимость, а главным ценителем этих качеств для ребенка является взрослый.

В середине дошкольного детства (4-5 лет) начинает интенсивно формироваться предметная составляющая образа Я. Однако отношение к сверстнику снова значительно меняется к старшему дошкольному возрасту, сопереживание становится более выраженным и адекватным, а зависть, злорадство и конкурентность проявляются не так остро. Направленные на сверстника помощь, утешение, поддержка, становятся активнее, появляется стремление понять его переживания.

Количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника в старшем дошкольном возрасте значительно увеличивается. Причина этого, как показали исследования, связана с появлением у ребенка произвольности поведения и усвоения моральных норм. Однако поведение старших дошкольников по наблюдениям Е.О. Смирновой и В.Г. Утробиной, не всегда является произвольно регулируемым, о чем говорит одномоментное принятие решений. Старшие дошкольники включаются в действия сверстника. Если 4-5-летки осуждают действия сверстника вслед за взрослым, то 6-летки уже объединяются в своем «противостоянии» взрослому. Следовательно, просоциальные действия старших дошкольников направлены непосредственно на другого ребенка, а не на соблюдение моральных норм.

Рост просоциальности в дошкольном возрасте объясняется развитием децентрации, а это говорит о том, что ребенок способен понимать «точку» зрения другого. Для ребенка его ровесник становится самоценной, целостной личностью, а не только предметом сравнения с собой.

Ученые предполагают, что эти изменения отражают определенные сдвиги в самосознании дошкольника. Эти особенности не всегда реализуются в развитии конкретных детей, существуют индивидуальные варианты в отношениях ребенка к сверстнику.

Возрастные этапы в общении детей

Существует несколько возрастных этапов, которые оказывают влияние на способность ребенка жить в обществе других детей.

  1. Этап первый. В самом раннем возрасте, когда дети только начинают посещать детский сад, они склонны играть одни с игрушками без взаимодействия других. Это позволяет спокойно уживаться с коллективом, с которым они не поддерживают практически никакого общения. Дошкольник полностью сосредоточен на том, во что играет сам. Это очень важный этап, которые позволяет детям проявлять самостоятельность в окружении других людей.
  2. Второй этап. Начинают играть в свои игры рядом друг с другом. Они по прежнему не отвлекаются на игры друг друга, но теперь стремятся находиться рядом с теми, кто им больше нравится. На этом этапе формируется осознание того, как правильно относиться к играм другого человека, чтобы ему не мешать.
  3. Третий этап. Начинает строить попытки действовать в соответствии с общим замыслом. Он пытается договариваться с другими о том, чтобы поиграть вместе и даже подбирает нужные для этого игрушки. Однако такие совместные попытки игры быстро заканчиваются.
  4. Этап четвертый. Характеризуется в том, что дети начинают объединяться в группы и совместно играть по общему замыслу. При этом начинают давать внутреннюю оценку собственным действиям в соответствии с общим замыслом, а также действиям других. Дети способны придумывать совместные игры, организовывать их и долго вместе в них играть.
  5. Этап пятый. Характеризуется тем, что малыши приобретают способность действовать, учитывая интересы других. В процессе игры они склонны уступать другим при распределении ролей.

Описанные выше этапы характерны в возрасте от одного года до семи лет. Игра включает в себя два вида отношений: игровые отношения и реальные отношения. Игровые отношения формируются исходя из сюжета и распределенных ролей. Естественно, что волк будет плохо относиться к козлятам.

Однако реальные отношения – это те отношения, которые на самом деле существуют между дошкольниками, объединенные в одну игру.

Постоянно пребывая в детской среде, ребенок часто вступает с ними в те или иные взаимодействия: просит принести игрушку, побуждает поиграть вместе и т.п. Эти взаимодействия на первых этапах часто возникают спонтанно и протекают чисто механически – воспринимает других людей на уровне вещей. Как только решается поставленная задача, взаимодействие тут же заканчивается.

На первых порах, когда малыши только начинают вместе играть, часто можно наблюдать некоторую несогласованность их действий. Обычно это становится причиной часто возникающих противоречий, также связи между детьми образуются пока непрочные. В результате совместные игры быстро завершаются, малыши часто меняют свой игровой замысел, часто меняются ролями друг с другом.

Это естественно для детей, ведь они еще не развили способность в полной мере осуществлять коллективную деятельность. Именно игра и является тем прекрасным инструментом, который позволяет приобретать опыт взаимодействия с другими и учиться следовать принятым в обществе нормам поведения.

Именно в играх проходит вся жизнь общества детей. Сами они формируют взаимоотношения в этом обществе.

Поэтому, чтобы игровая деятельность способствовала формированию полноценного детского коллектива, необходимо придать этой деятельности те черты, которые включают в себя педагогические условия.

1
votes, average: 5,00
out of 5)

Классификация межличностных взаимоотношений

В группах детского сада можно выделить следующие разновидности межличностных взаимоотношений:

  1. Функционально-ролевые. Эти отношения формируются в процессе таких видов деятельности, как трудовая деятельность, учебная деятельность или совместная ролевая игра. Благодаря таким видам деятельности, дошкольник начинает развивать привычку применять нормы поведения в коллективе под надежным присмотром взрослого воспитателя.
  2. Эмоционально-оценочные. Это такой вид отношений, которые характеризуются тем, что человек начинает исправлять неправильное по его мнению поведение другого человека, особенно когда оно противоречит принятым в обществе нормам поведения. Обычно этот вид отношений формируется под воздействием эмоциональных связей, возникающих между людьми – их симпатии или антипатии, а также дружеские отношения. Эмоционально-оценочные отношения начинают формироваться очень рано, на что влияет то, как оценивает других взрослый, с которым ребенок часто взаимодействует.
  3. Личностно-смысловые. Эти отношения внутри группы в детском саду, которые проявляются в том, что мотивы одного воспитанника становятся наделенными личностным смыслом для других детей. Сверстники начинают переживать друг за друга, мотивы такого человека для них становятся и их мотивами, что выражается в их действиях.

Рассмотрим, каковы существуют признаки межличностных взаимоотношений, возникающих у старших дошкольников.

Главной задачей коллективной деятельности в дошкольный период является развитие таких моделей взаимоотношений, которые нужно будет применять в последующем в жизни. Это позволит детям социально зреть и раскрывать свой потенциал в плане нравственности и интеллекта.

Существует три основных стиля общения дошкольников:

  1. Авторитарный стиль – жесткий стиль, предполагающий выставление взрослыми требований неукоснительного подчинения, подавления инициативы, и как следствие, наказания за непослушание. Результатом подобного воспитания могут стать такие качества ребенка: боязнь новых обстоятельств, различные страхи в дальнейшей жизни, тревожность, беспомощность, выжидание принятия решений кем-то другим.
  2. Либеральный – присуща вседозволенность, уступчивость, чрезмерная изнеженность, отсутствие жизненных ориентиров. Выражено малоинициативное общение.
  3. Демократический (гуманистический): на первом плане выступает доброжелательность в общении, обоюдная поддержка, опора, совместное равное участие в различной деятельности, что формирует у ребенка положительную самооценку и уверенность в себе.

Конечно же, в повседневной жизни не встречается ни один стиль в чистом виде в отношениях ребенок-взрослый. Обычно имеет место смешивание авторитарного и демократического (как средство «кнута и пряника»), либо демократического и либерального.Большинство детей устроены так, что, в принципе, им нравится общаться, изучать игрушки, они открыты всему новому и интересному, любознательны и веселы.

Но есть другая категория ребят, которые более тревожны, мнительны, застенчивы. Такие ребята испытывают некоторые трудности в общении, особенно в дошкольном возрасте. Нарушение коммуникативного навыка (а также медленное его развитие) является следствием различных барьеров:

  • — психологические и эмоциональные особенности ребенка. (Ребенок-меланхолик, застенчивый, интроверт, агрессивный, импульсивный, ребенок-лидер);
  • — поведенческие особенности (грубость, драчливость, плаксивость);
  • — неврологические проблемы (повышенная утомляемость, головные боли, депрессивное настроение);
  • — отсутствие у ребенка потребности в общении (или она недостаточно сформирована) – ребенку интереснее и спокойнее играть одному, чем со сверстниками, хотя те довольно дружелюбны с ним.
  • — отсутствие мотивов общения детей дошкольного возраста – речь идет о том, что ребенок не понимает, зачем с кем-то делиться игрушкой, кому-то помогать в игре, подсказывать, если он прекрасно играет один без лишних проблем.
  • — доминирование у детей не коммуникативного (диалогического) начала, а практического. Некоторым детям гораздо интереснее рисовать, лепить из пластилина, петь, плести из бисера, чем разговаривать с группой ребят.

Конечно же, организация воспитательного процесса, формирование навыков бесконфликтного межличностного общения детей дошкольного возраста ложится на плечи воспитателей. Дети, не посещающие детский сад, в большей мере лишены полноценного развития коммуникативного навыка, т.к. психология общения с детьми является сложным, многогранным процессом.

В любой детской группе рано или поздно назревает конфликт – т.е. серьезные разногласия, спор. Чтобы обеспечить бесконфликтное общение детей дошкольного возраста, педагогу-воспитателю порой приходится применить все немыслимые способы.

На эту тему пишутся научные работы, доклады, презентации по формированию бесконфликтного общения, разрабатываются сценарии активизирующего общения, устраиваются конференции, содержание которых сводится к одному: безболезненному разрешению конфликтных ситуаций в детской среде.

Особенности межличностных отношении подростков

Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребёнка учебной деятельностью.

Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища).

На втором, третьем году обучения изменяются и отношения к личности учителя, и взаимоотношения в коллективе, на этом трудный период знакомства со школой окончился. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более тесными стали контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Во II-III классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.

Постепенно в коллективе класса непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой поведения каждого из ребят. Ученики всё глубже осознают те или иные качества личности. Исследования показывают, что выбирая одноклассников для совместной деятельности, около 2/3 учеников IIIкласса мотивируют выбор определёнными нравственными качествами товарища.

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса – с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа антагонистична классному коллективу.

Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей

Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, — переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий

План организации бесконфликтного общения детей дошкольного возраста:

Обеспечить в группе достаточное количество одинаковых или подобных игрушек;
Научить детей делиться игрушками, играть по очереди, обмениваться;
Помогать ребятам распределять роли, задействовать всех желающих

При распределении ролей использовать считалки, жребий во избежание конфликта;
При разрушении игры одним из детей, постараться переключить его внимание на другое занятие, вовлечь в иную деятельность;
При возникновении драки, немедленно прервать ее, вникнуть в предмет драки и постараться объяснить, в чем неправы обе стороны;
Организовать обучение детей правилам вежливого общения, воспитание культуры: — обучать детей вежливым словам при контакте друг с другом (спасибо, пожалуйста, извини); — научить здороваться и прощаться; — пресекать попытки ябедничества (направить их на объект ябеды: «а Ваня сказал что-то плохо». Воспитатель должен ответить: «Иди, скажи об этом Ване, а не мне»);
Обеспечить совместное времяпрепровождение детей (возможно совместно с родителями) вне детского сада: театр, цирк, представления;
Использовать игры, конкурсы, читать поучительные сказки и рассказы как возможность коррекции проблем общения в группе

Подобные методики позволяют развивать умение детей договариваться, прощать обиды;
Более тонко и личностно подходить к общению с определенной категорией ребят — так называемые «трудные» дети. Психологические типы таких детей: застенчивые дети, агрессивные, импульсивные.

Какой опыт межличностных отношений ребенок получает в семье

Как к ребенку относятся родители и другие члены семьи, и как он относится к самым близким людям – это главный образец в построении межличностных отношений для дошкольника.

Ребенок принимает как само собой разумеющееся родительскую любовь. Но, если этой любви нет, то малыш очень рано начинает задумываться, нужен ли он своим родителям. От близких ребенок ждет любви, защиты и поддержки. При отсутствии таких важных внешних ресурсов, у ребенка формируется неадекватная самооценка. В зависимости от силы темперамента дошкольник будет расти либо неуверенным и робким, либо агрессивным и неуправляемым.

Еще одной проблемной формой семейного взаимодействия является чрезмерная опека детей. Когда мамы и бабушки предпочитают все делать за своего малыша, он застревает на стадии эгоистичных отношений. Посему привычно считает, что все должны ему потакать и делать за него любую работу, требующую приложения усилий.

Если родители взяли на себя ответственность воспитывать ребенка, им нужно научиться уважать его личность с малых лет. Сюда входят, как и меры поощрения ребенка, так и предоставление самостоятельности, автономности в действиях.

Разумное внимание в семье к делам и потребностям ребенка даст ему чувство защищенности, сформирует базовое доверие к окружающему миру и обеспечит нравственное становление личности. У дошкольника сформируются предвосхищающие установки, что и более широкий социальный круг относится к ребенку подобным образом

Так закладывается основа уважительных и продуктивных межличностных отношений.

Проблемные формы межличностных отношений дошкольников

Дошкольники ссорятся, дружат, мирятся, помогают друг другу, а иногда и мелкие «пакости» делают, все эти отношения дошкольниками остро переживаются и несут разнообразные эмоции.

Рисунок 1. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Конфликтность и эмоциональная напряженность в отношениях детей занимает большое место. Опыт межличностных отношений у дошкольников не всегда складывается удачно, у многих детей закрепляется негативное отношение к другим.

Причинами типичных конфликтных отношений выступают:

  • повышенная агрессивность,
  • обидчивость,
  • застенчивость,
  • демонстративность.

Агрессивное поведение может принимать разнообразные формы. Специалисты выделяют вербальную и физическую агрессию. Первая направлена на угрозы в виде оскорблений и унижающих высказываний, а вторая направлена на физические действия. Агрессия у некоторых детей может не только сохраняться, но и развиваться. У агрессивных детей другой ребенок выступает как противник, как препятствие, и это препятствие необходимо устранить.

Проблемной формой межличностных отношений является обида на других – это переживание своего игнорирования со стороны сверстников

Возникает обида в 3-4 года и носит ситуативный характер, потому что малыши не заостряют на ней внимание и быстро забывают. Феномен обиды после 5 лет связан с появлением потребности в признании и главным виновником обиды выступает сверстник

Обидчивые дети имеют яркую установку на оценочное отношение к себе – это их характерная особенность. Обидчивые дети болезненно воспринимают со стороны сверстников оценку себя и отношение к себе, потому что им необходимо подтверждение собственной ценности и значимости.

Сложной проблемой межличностных отношений является застенчивость, которая проявляется в различных ситуациях – это может быть затрудненное общение, робость, неуверенность, напряжение и др. По мнению Л. Н. Галигузовой, для застенчивого ребенка характерна повышенная чувствительность к оценке взрослого. Удача, как правило, окрыляет и успокаивает его, но малейшее замечание является началом нового всплеска робости и смущения.

Застенчивые дети имеют высокую самооценку, но между собственной самооценкой и оценкой других, у них заметен разрыв. Успех деятельности для них не играет роли, ребенок готовит себя к неудаче. Он доброжелательно относится к другим, стремится к общению, но проявить себя не может решиться.

У 4-5-летних детей уже есть потребность признания и уважения сверстников. Появляется соревновательное начало и конкуренция, вместе с этим в черте их характера появляется демонстративность поведения

Особенностью их поведения является стремление привлечь к себе внимание и неважно, каким способом. Демонстративность не считается отрицательным качеством

Замечание 1

Главной причиной конфликтов дошкольников, таким образом, является сосредоточенность на собственной деятельности – «что я значу для других».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: