Влияние на развитие речи
«А ваш ребёнок уже заговорил?», «Какое было его первое слово?»: молодая мама часто может услышать эти вопросы. Такие вопросы не всегда радуют, особенно если кроха всё ещё
Если такая проблема имеет место, то нужно особое внимание уделить выполнению пальчиковой гимнастики
Детские психологи уже давно взаимосвязали развитие речи и мелкой моторики рук.
В чём же состоит влияние развития рук на речь?
Уровень двигательного развития рук и пальцев непосредственно связан с функцией речи. Многие учёные, изучающие деятельность мозга детей и их психику, указывают на огромное значение рук, их стимулирующее действие. Учёные установили, что если пальцы рук развиты в соответствии с возрастом, то и речь — в норме. Если же развитие рук отстаёт от нормы, то у ребёнка можно наблюдать задержку речевого развития. Развитие речи происходит под влиянием импульсов, которые исходят от пальцев, и поступают в центр мозга, ответственный за речевую сферу. Эти данные и дали основание использовать различные стимулирующие методы развития речи посредством развития движений рук. Массаж, упражнения, игры, манипуляции с предметами, рукоделие, игра на музыкальных инструментах — всё это совершенствует руки и пальцы ребёнка, способствуя развитие речи.
Пальчиковая игра как стимулятор речевого развития ребенка
Сначала движения игры вместе с проговариванием теста выполняет мама, а малыш просто смотрит. При этом можно сидеть рядом с малышом или напротив него. Часть движений сначала можно воспроизводить, «руководя» его пальчиками, но вскоре даже малыши раннего возраста, привлеченные эмоциональными четверостишиями и их драматизацией, будут самостоятельно пытаться повторить упражнения.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики)Мы во двор пошли гулять («шагаем»),Бабу снежную лепили (имитируем катание снежных шариков),Птичек крошками кормили (щепоткой из трех пальцев),С горки ледяной катались (скатываем кулачок от сгиба локтя),А потом в снегу валялись (поворачиваем вверх-вниз кисти рук),Все в снегу домой пришли (отряхиваем с плеч и локтей воображаемый снег),Съели суп (имитируем),И спать легли («спим»).
***
Перед нами елочка (руки соединены треугольником),Шишечки (показываем кулачки),Иголочки (показываем указательный пальчик),Шарики (обе руки показывают по кольцу из 2 пальцев),Фонарики (танцевальное движение «фонарики»),Свечки (руки вместе пальчиками вверх),Звезды (растопыриваем пятерни),Человечки («бежим» по колену).
***
Тук-тук-тук (кулачком об кулачок),Да-да-да (хлопаем в ладоши),Можно к вам? (снова стучим кулачками),Рад всегда! (снова хлопаем).
***
Мы капусту рубим (стучим ребром одной ладони по раскрытой ладошке другой),Мы морковку трем (кулачком быстро проводим вверх-вниз по другой ладошке),Мы капусту солим (имитируем щепоткой),Мы капусту жмем (пожимаем одну руку другой, меняя их положение).
Малыш не повторяет текст? Ничего страшного, пока достаточно того, что он старается соответствовать движениями своих пальчиков маминым словам. Осваивать их лучше с самых простых 2-3 игр, но вскоре и маме, и малышу захочется большего, и уже через несколько месяцев он будет знать несколько десятков веселых стихов, сопровождаемых движениями, без принуждения развивающих точность и координацию движений.
Пора к логопеду?
Таков путь развития речи в норме. Но далеко не у всех детей он происходит так поступательно, как описано выше. На сегодня экспрессия речи задерживается у многих малышей.
В настоящее время примерно 25% детей в детскому саду нуждаются в помощи логопеда. В середине 70-х годов таковых было только 4%. При поступлении в детский сад в 3-х летнем возрасте практически четверть детей имеют нарушение становления речи относительно предшествующих стандартов. Словарный запас детей в 3 года в 3-5 раз меньше нормативного, а около 10% детей к 3-х летнему возрасту, при высоком уровне понимаемой речи, имеют только несколько слов-обозначений в словарном запасе.
В некоторых странах Европы ситуация с задержкой экспрессивной, разговорной речи стала настолько распространённой, что и у родителей, и у врачей до возраста 3-х лет не вызывает особых волнений, тем более что никакого медицинского воздействия на ее появления практически нет.
Способы развития мелкой моторики
-
Пальчиковый массаж.
Такая пассивная гимнастика подходит для самых маленьких. -
Пальчиковые игры.
Сюда относятся пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж и рисование с помощью пальцев. - Может иметь форму настольного и верхового.
-
Игры с предметами мелкого размера.
Можно играть с крупами, макаронами, песком и другим натуральным материалом. Хорошо развить руки помогают игры с мячиком и мелкими игрушками, а также занятия по выполнению узоров из мелких деталей. -
Ручные тренажёры.
Игрушки из магазина тоже могут быть полезны, если это специальные развивающие «тренажёры»: вкладыши, шнуровки и т. д. Подобные можно изготовить и самим. -
Занятия изобразительным искусством.
Лепка, рисование, аппликация, работа с конструктором — традиционно считаются отличными способами развития рук ребёнка. -
Использование простого карандаша.
Получив простой карандаш, малыш может тренировать руки, обводя предметы по точкам и рисуя по клеточкам, ища выход из лабиринтов, штрихуя силуэты.
Самым эффективным видом занятий является пальчиковый тренинг, включающий в себя различные игры и упражнения.
Коррекционный комплекс для детей 3-6 лет
Дети постарше уже могут следовать инструкции взрослого и управлять своими движениями. Им предлагаются более сложные упражнения:
- Трем ладошки друг об друга до появления ощущения тепла.
- Сжимаем руку в кулачок и разжимаем ее.
- Зацепляем руки в «замок» и тянем кисти в противоположные стороны.
- Руки остаются в «замочке», двигаем сцепленными кистями рук вперед-назад.
- «Солнышко». Поднимаем вверх кулачки со сжатыми пальчиками (солнышко встает), затем раскрываем пальчики (солнышко светит).
- «Пальчики здороваются». По очереди соединяем большой пальчик с остальными, делая колечко.
- «Футбол». Пальчик, катающие бумажный шарик, имитируют движения ног футболистов.
- «Ножницы». Режем «понарошку» бумагу, ткань, клеенку.
- Кладем ладошку не стол, поднимаем по очереди пальчики один за другим, повторяем другой рукой.
Виды упражнений
Существует немало видов деятельности, которые помогают совершенствовать моторику рук. Среди них можно подобрать занятия, соответствующие разным возрастным этапам. Например, для самых маленьких подойдут:
- массаж;
- игры-потешки как разновидность пальчиковой гимнастики;
- катание между ладошками орехов, ребристых карандашей;
- хватание и сжимание каучукового мячика (или массажного – с мягкими шипами);
- «переминание» песка.
Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть занятия. Для деток после года подойдут, например, такие:
- лепка из пластилина или теста;
- рисование карандашами или красками;
- собирание пазлов, мозаик, конструкторов, пирамидок, сортеров;
- выкладывание простейших рисунков из фасоли, гороха;
- перебирание круп;
- рисование по песку, муке, мелким крупам;
- застегивание молний, кнопок, пуговиц, завязывание шнурков;
- закручивание баночек, бутылочек;
- разрывание бумаги на кусочки.
Таким образом, далеко не всегда необходимо приобретать специальные дорогие игры. Для пальчиковых игр вполне подойдут предметы, имеющиеся в повседневном обиходе каждой семьи.
Коррекционный комплекс для детей 1,5 – 3 года
- Ладошки лежат на столе. На счет «раз» — пальчики врозь, «два» — пальчики вместе.
- Под счет чередуем положения рук: кулак – ребро – ладонь.
- «Человечек бегает по столу» , сначала левая рука, потом правая, потом обе руки вместе.
- «Дети бегут наперегонки», выполняется аналогично предыдущему упражнению.
- «Деревья» — подняли руки вверх, расставили пальцы в стороны.
- «Пальчик – мальчик» . Загибают пальчики малыша под потешку:
— Мальчик-пальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем песни пел,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.
Большой пальчик прикасается по очереди к подушечкам всех пальцев по очереди, от указательного пальца до мизинчика.
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА 14.01.2015 01:05
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА
Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги»). Особенно четко надо произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Вы должны приучить ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда ему будет легче перенять артикуляцию взрослых.
К сожалению, во многих семьях наблюдается либо безразличное отношение взрослых к речевым проблемам ребенка, либо выдвигаются такие требования к речи, которые не соответствуют его уровню развития. В результате у многих малышей пропадает желание правильно говорить, они боятся произнести какой-либо звук или слово неправильно. Поэтому, на любое высказывание ребенка необходимо реагировать, и эта реакция должна быть только положительной.
Чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое произношение слов, нужно развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, учить слушать речь, различать звуки при произношении.
Чтобы играть, нужно знать правила игры и рассказать их ребенку. Например: «Сынок, давай поиграем в игру «Что делают из металла?». Кто больше скажет слов – тот и победил». Правила игры: повторяться нельзя, быть внимательным, запоминать, какие слова уже говорили.
Примеры игр, которые не требуют много атрибутики и не займут много времени у родителей.
«Что делает мама на кухне?» ( Варит, режет, готовит, моет, жарит, трет, давит, вытирает, зажигает, пробует, солит, наливает, выливает, разливает, убирает, достает). Вот сколько у мамы дел и забот, а чем можешь ты помочь маме на кухне? А что могут сделать другие члены семьи?
«Как называются предметы мебели на кухне?», «Как ты думаешь, кто потрудился, чтобы сделать нам мебель?» (Лесник, лесоруб, художник-дизайнер, столяр, ткач).
Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись.
Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность:
— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
— Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Шутки — минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Первичные причины задержки речи
Значительно чаще задержка формирования речи возникает у совершенно здоровых детей. Это первичные причины задержки речи.
Причины позднего формирования речи у здоровых детей на сегодня изучаются, и пока только предполагаются, но точного определения, почему сегодня всё больше увеличивается число поздно заговоривших детей — нет.
Вместе с тем, все эти предполагаемые причины можно разделить на 3 группы:
- Некий «поздний старт созревания» центра экспрессии речи. Именно на воздействие на укрепление межнейронных связей между центрами надеются врачи, назначая этим детей лекарственные средства, направленные на улучшение процессов обмена в клетках мозга.
- Связь с неразработанным артикуляционным механизмом речи – слабая подвижность языка, губ, околоротовых мышц и мышц дна ротовой полости.
- Интенсивное обучение ребенка – поток информации, множество звуков, особенности речи в семье, форма общения с ребенком. Гиперопека.
Ведущий ребенка врач-педиатр может уже с первых дней жизни ребенка готовить семью к тому, что возможно сделать для более быстрого развития разговорной речи.
- Прежде всего своевременно обсудить с родителями как связана игра с ребенком, кормление ребенка, общение с ним, атмосфера в доме с речью и начинать эту работу надо буквально с первых месяцев жизни.
- С ребенком надо много и правильно разговаривать, но при этом контролировать громкость фоновых звуков. Исключить постоянную фоновую музыку, включенный телевизор, громкие голоса в доме, так как фоновые звуки тормозят межнейронные сигналы, которые необходимы для создания перехода между центром понимаемой и экспрессивной речи.
- Развивать двигательную активность, это способствует желанию коммуникации.
- Развивать мелкую моторику, «речь находится на кончиках пальцев младенца». В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг от друга и тесно взаимосвязаны.
- Заниматься артикуляционной гимнастикой – звукоподражанием.
- Проводить поглаживание, массаж околоротовой области, щек, дна ротовой полости.
- Вводить прикорм, давая еду с ложечки.
- Обучать жеванию как можно раньше.
Речь на кончиках пальцев
Организация: МБДОУ №18
Населенный пункт: Томская область, город Томск (с.Дзержинское)
На начальном этапе жизни важным звеном, формирующим речь у ребёнка, является мелкая моторика
Именно в дошкольном возрасте работа по координации движений рук и пальчиков становится важной частью развития детской речи
Уже в раннем дошкольном возрасте у малышей развиваются внимание, мышление, память, а также пополняется словарный запас
Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальчиков рук достигают достаточной точности. Если ребёнок производит ритмичные движения пальчиками, то у него формируются речевые области под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Педагогам и родителям я рекомендую систематически упражнять и тренировать движения пальцев рук: заниматься пальчиковой гимнастикой, выполнять пальчиковые игры и упражнения. Приведу несколько примеров пальчиковой гимнастики:
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание;
- Вращение кистями рук;
- Выгибание и прогибание кистей рук;
- Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здароваются»;
- «Щелчки»;
- «Коготки»
- Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди.
Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Это, например, игры «Моя семья», «Паучок», «Капуста», «Апельсин», «У оленя дом большой», «Замочек». Поэтому взрослым нужно научить своего ребёнка с раннего возраста выполнять точные движения руками и пальчиками: открывать и закрывать, отвинчивать и завинчивать, завязывать и развязывать, застёгивать и расстёгивать и т.д.
Из своего опыта работы я заметила, что при систематическом выполнении пальчиковых занятий речь ребёнка со временем становится более чёткой, ритмичной. У малыша развивается фантазия, воображение. Овладев многими упражнениями, ребёнок сможет «рассказывать руками» целые истории, сказки.
В результате пальчиковых игр и упражнений руки и пальчики ребёнка приобретают хорошую гибкость и подвижность.
Так как, активные движения пальцев стимулируют развитие речи ребёнка, целесообразно расширить объём пальчиковых игр. Я советую регулярно их использовать.
А также с раннего детства мы учим ребёнка играть со своими пальчиками. Это такие игры, как «Ладушки», «Сорока – белобока», «Идёт коза рогатая» и т.д.
Так как тонкая работа пальчиков способствует развитию речи детей, очень важно уже с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику, используя пальчиковые упражнения в интересных и полезных играх. Я рекомендую родителям использовать упражнения с крупой, с пуговицами, с прищепками, с бумагой, с песком, с соленым тестом, со шнуровками
В своей практике я ежедневно, поочерёдно использую эти упражнения в работе. Детям очень нравится действовать с этими предметами.
В комплексе упражнений также советую родителям включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук малыша. Начинать занятия надо сеансом массажа кистей рук или самомассажем ладошек и пальчиков рук ребёнка. Можно использовать массажные мячики, грецкие орехи, камушки, шишки, шестигранные карандаши.
Со временем заметила, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому также рекомендую тренировать движения пальчиков рук регулярно, по 3-4 минуты в детском саду и дома.
С этой целью провожу игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, игры и действия с предметами: раскладывание пуговиц, палочек, нанизывание бус, шнуровка, игры с мозаикой, прищепками, учить детей одевать и раздевать кукол, игр со счётными палочками, застёгивание и расстегивание пуговиц, крючков, замочков, липучек.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук и пальчиков должна стать важной частью развития детской речи, а также словарного её запаса. Учите детей играть со своими пальчиками и уделяйте им больше внимания!
Учите детей играть со своими пальчиками и уделяйте им больше внимания!
Список литературы
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001.
- Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008.
- Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками — развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.
Опубликовано: 19.11.2019
На кончиках пальцев
Вотрина С.А.учитель-логопед, г. Саратов, МДОУ № 183 Подсолнух
На кончиках пальцев
Формирование речи
Основной фундамент развития речи малыша формируется к старшему дошкольному возрасту. К 5 годам ребенок может произносить все звуки родного языка, владеть умением различать на слух схожие по звучанию звуки и не смешивать их в речи, иметь развитый лексико-грамматический строй.
Вследствие того, что количество детей, достигших 5-летнего возраста и имеющих различные речевые нарушения, возрастает, появляется все больше разнообразных методов развития, профилактики и коррекции речевых дефектов.
Посчитаем пальчики
Особая роль в речевом развитии отводится формированию мелкой моторики рук. По тому, как ребенок владеет движениями рук, можно судить о состоянии его речи. Попросите малыша посчитать пальчики, загибая их. У малыша, который справится с заданием без особых усилий, окажется более развитая речь.
Пальчиковые игры
Существует множество интересных, познавательных, разнообразных игр для развития пальчиков наших малышей. Как же здорово познакомить ребенка с красками, окунуться в разноцветный мир фантазий. По рисункам ребенка можно легко прочесть его настроение, переживания и страхи. Прочитав сказку, можно нарисовать героев и вместе пересказать ее.
Отголоски лета
Наступает осень, все меньше становится ярких теплых солнечных денечков. Продлите вашему малышу лето: соберите камушки, листья, желуди и т. д. Разные по величине и форме камни можно сложить в плотный небольшой мешочек, предварительно попросив малыша выбрать самый красивый камушек и запомнить его наощупь. Пусть ребенок попытается найти его в мешке среди остальных.
На морских плоских камнях удобно рисовать буквы, картинки
Этот необычный способ увлечет его и поможет быстрее запомнить буквы, разовьет мелкую моторику, зрительное восприятие, память, внимание и речь. Также из камней можно строить дома, дороги, заборы
Попробуйте разукрасить камни в разные цвета, а затем доставать из мешочка и называть, какого цвета вам попался камушек.
Песочная терапия
Запаситесь чистым песком. Сколько радости летом он дарит детям, сколько новых открытий! Можно предложить малышу поиграть в археологов, закопав в песок различные предметы
Раскапывать их следует осторожно, с помощью кисточки, чтобы не повредить столь древние находки. Для детей постарше можно закапывать камни с буквами и слогами, из которых затем сложить словесное послание наших предков
Вторичные причины задержки речи
Есть несколько довольно редких состояний и заболеваний у детей, при которых речь не формируется. Это так называемые вторичные задержки речи (в том числе, на фоне заболеваний).
- При неврологических заболеваниях
- При генетических заболеваниях
- При тугоухости
- При психических и поведенческих нарушениях
- При дефектах строения губ, зубов, твердого и мягкого неба
- При повреждении голосовых связок в связи с длительным стоянием интубационной трубки у недоношенных детей.
- После тяжелых инфекционных заболеваний с поражением нервной системы.
Все эти состояния требуют врачебной оценки, раннего выявления и лечения, что может дать возможность формирования речи при исчезновении причины её вызвавшей. Так ранняя диагностика тугоухости на первом году жизни позволяет своевременно провести хирургическую коррекцию, подобрать слуховой аппарат, и не ограничивать развитие речи. Аналогично и при необходимости прибегают к хирургической коррекции дефектов строения ротовой полости.
Понятно, что в случаях с тяжелыми генетическими заболеваниями, при поражении нервной системы, возможности реабилитации достаточно ограничены. К счастью, частота этих заболеваний достаточно небольшая.
Развиваем пальчики с дошкольниками
Пальчиковая гимнастика для дошкольников может быть еще более сложной. Дети после 3 лет способны запоминать, повторять за взрослыми, проговаривать определенные слова или даже целые стишки, проделывать более сложные последовательные манипуляции пальчиками, фантазировать. Поэтому картотека таких игр может включать разнообразные потешки, сюжетные пальчиковые игры, в которых нужно обыгрывать определенные действия с помощью пальцев, представляя их то животными, то крыльями, то ножками. В таких занятиях полезно использовать музыкальное сопровождение.
Итак, чем старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.
- В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы (а не просто мять пластилин), собирать довольно сложные модели из конструктора, строить башни и домики из кубиков. Для развития тактильных ощущений полезны «трогательные» упражнения (можно, например, «познакомить» одноименные пальцы малыша и взрослого, прижимая их друг к другу поочередно, или подключать к играм предметы разной фактуры: мех, камень, дерево, шелк, перья, металл).Сейчас полезно осваивать технику шнуровки. Для этого можно приобрести или смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет продеваться шнурок. Соревнуясь с ребенком, родители придадут игре азарта и веселья. Кто первый «нашнурует» волны, елочки, лесенки? Застегивание кнопок и пуговиц также можно отрабатывать в форме соревнования. Еще один прекрасный способ задействовать пальцы рук – рисование пальчиковыми красками. Вот уж где простор для творчества и оттачивания мелких движений!
- В 4–5 лет в дополнение к вышеизложенным упражнениям детки в состоянии нанизывать большие бусины на нить, выкладывать рисунки из пуговиц, камешков, строить замки или куличики из песка. Большую роль в подготовке руки к письму играют штриховка, обведение рисунков по контуру, раскрашивание, вырезание деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже может рисовать не только прямые, но и ломаные линии, завитушки, волны и даже полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.
- 5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать. Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать мозаику из самых мелких деталей по инструкции. В этом возрасте дети прекрасно воспринимают «пальчиковый кукольный театр». Пальчиковые куклы смастерить совсем несложно, а представления, которые с их помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи. Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры, подразумевающие самомассаж рук (растирание, разминание, похлопывание). Также сейчас весьма полезно пришивать пуговицы, нанизывать мелкие бусины, складывать фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с координацией, логикой, памятью.
Но главное, о чем стоит помнить родителям: мы развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно из средств, помогающих стимулировать или корректировать речь малыша.
Кроме того, если ребенок умеет пользоваться красками, ножницами, шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо от того, есть у него проблемы с речью или нет.