Советы логопеда по подготовке к школе

Дессиминация опыта работы на тему:
«хорошая речь — залог успешного
обучения детей в школе» | развитие детей дошкольного возраста  | педагог доу

Публикация «Родительское собрание „Речевая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах

  • Готовность к обучению в школе. Консультации
  • Развитие речи. Речевое развитие детей
  • Родительские собрания в детском саду
  • Темочки

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Итак, наши любимые первоклассники торжественно расселись по партам, раскрыли новенькие прописи, взяли ручки… И что мы видим, один ученик без особого труда осваивает письмо, читает, рассказывает и разучивает стихи. А у другого, как он не старается, дело не движется. Вредные палочки не выстраиваются в ряд, крючки не закручиваются, а уж когда дело доходит до первых букв, слогов, или слов, малыш и вовсе теряется. «Не стараешься! Не внимательный!»— думаете вы. Однако это не всегда верно, ведь для того, чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил легче, к началу учебного года ребенок должен быть подготовлен.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Слайд 1. В чем же заключается речевая готовность к школе? Давайте поговорим об этом.

Слайд 2. К поступлению в первый класс ребё нок должен уметь:

Слайд 3. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); уметь составлять слова из звуков; дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Слайд 4. Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Слайд 5. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов) В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов. К примеру, уметь обобщать, различать описывать овощи, фрукты,

Слайд 6, 7,8 предметы посуды, животных и птиц, насекомых

Слайд 9, 10 знать понятие и значение слова ключ, кран и т. п.

Слайд 11, 12. Пример употребления антонимов и прилагательных: погода теплая — погода холодная, мальчик грязный – девочка чистая.

Слайд 13 следующий пример – синонимы: буря и ураган, ребенок и малыш, автомобиль и машина,

Слайд 14, 15, 16. К 7 годам у ребенка должна быть хорошо развита связная речь. Будущий первоклассник уже умеет:

-пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

-составлять рассказ по картинке

-составлять рассказ по серии картин

-отвечать на вопросы по тексту

При пересказе стоит обратить внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль, на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ, на лексику (полнота и точность использования слов, на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения). Слайд 17

Речевая коммуникация ребенка должна быть достаточно объемной: ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли

Слайд 17. Речевая коммуникация ребенка должна быть достаточно объемной: ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли.

Слайд 18,19 Постарайтесь до начала учебного года выявить и устранить речевые проблемы ребенка, если они есть. Из — за дефекта звука дети часто комплексуют, да и нарушается сам процесс обучения.

Уважаемые родители! В конце моего выступления хочется пожелать вам удачи и терпения, здоровья и сил вашим детям! Пусть дорога знаний станет легкой и интересной!

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза )
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

Милашевская Надежда ВалерьевнаМБДОУ № 172 «Радуга»учитель-логопед»Речевая готовность ребенка к школе»

Речевая готовность к школе – это  часть готовности к школьному обучению.Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности. В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению  за собственной речью и речью других людей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и  творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Что же включает в себя  речевая готовность детей к школе? При поступлении в школу ребенок должен правильно произносить звуки родного языка. Ошибки в произношении — основа многих школьных трудностей при обучении письму и чтению. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам, также он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Нарушение звукопроизношения  может отложить свой отпечаток на  письме. Кроме того, дети в школе очень стесняются неправильного произношения, становятся робкими, затрудняется их общение со сверстниками. Коррекция звукопроизношения — сложный, длительный процесс

Поэтому следует обратить внимание на речь в возрасте 4–5 лет, когда до школы есть еще время. Иначе эти дефекты закрепятся, и ребенок будет писать так, как говорит

К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух — умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Недостаточный уровень развития, либо нарушение в развитии фонематического слуха в устной речи проявляются в заменах одного звука на другой , например, вместо «шуба» ребенок говорит «суба», в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой, таких, как мотоциклист, парикмахерская, температура и т.д.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (мокрый — сухой, узкий — широкий, далеко — близко,  ложиться- вставать и т. д.), синонимы( хороший- безупречный, удовлетворительный, похвальный, славный, прекрасный и т.д.). Ребенок должен использовать в речи все части речи, знать названия предметов, подбирать к ним действия и признаки. Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей.

К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например. » Мальчик уронил мячик, который взял у девочки». (Чей был мячик?). » Мальчик бежит за собакой». (Кто бежит первым?). «Вася выше Саши». (Кто ниже ростом?).  У ребенка должны быть сформированы такие умения,  как словообразование и словоизменения. Например, варенье из сливы – сливовое, стакан из бумаги- бумажный, ухо медведя- медвежье, у лисы лисенок, лисята, много лисят. Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выражающимся в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу,  к неправильному использованию предлогов. Трудности в овладении навыками словообразования и словоизменения спровоцируют возникновение ошибок в тех словах, для правильности написания которых, необходимо подобрать проверочное слово. 

У детей 6–7 лет должны быть сформированы навыки связной речи. Дошкольник должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, уметь пересказать рассказ, самостоятельно составить рассказ по картине, придумать рассказ на основе личного опыта.

Помимо речевых проблем остро стоит вопрос коммуникативного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми. Нарушение коммуникации — одна из значимых проблем будущего школьника. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Школьное обучение — это непрерывный процесс общения. 

Таким образом, речевая готовность ребенка к школьному обучению предполагает:

• Правильное произношение всех звуков родного языка.

• Сформированный фонематический слух. • Владение навыками звукового анализа и синтеза. • Словарный запас. • Сформированность грамматического строя речи.  • Сформированность связной речи. • Речевую коммуникацию.

Выступление на родительском собрании у первоклассников

Тема: «Влияние звукопроизношения ребенка на письменную и устную речь.»

Необходимо помнить, чт о устную речь у школьника (особенно младших классов) надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления
Грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности.

Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения (смешение и замены звуков), в дальнейшем сталкиваются с трудностью в овладении звуковым анализом слова, а как результат — неуспеваемость по письму и чтению.

Характер ошибок, связанных с неправильным звукопроизношением, у учащихся разнообразен:

  1. Замены
  2. Пропуски гласных и согласных
  3. Пропуски слогов и частей слова
  4. Перестановки
  5. Добавления
  6. Разделенное написание частей слова

Овладение ребенком навыками анализа и синтеза слов — одна из важных задач обучения грамоте. Без умения соединять звуки (буквы) в слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребе нок не научится хорошо читать и грамотно писать.
Как же проводятся занятия по коррекции звукопроизношения?

Коррекция проводится поэтапно и последовательно.

  1. Сначала логопед готовит органы артикуляции к постановке звуков.
  2. Развивается артикуляционная и мелкая моторика.
  3. Даются задания на развитие фонематического слуха (т.е. должен слышать эти звуки и выделять из потока речи)
  4. На выработку направленной воздушной струи
  5. Постановка звуков у каждого индивидуально (по подражанию или с помощью шпателей)
  6. Поставленный звук вводится в слоги, слова, фразы, в текст.
  7. На самом последнем этапе учим детей различать смешиваемые близкие по звучанию звуки (с-ш, р-л)

Динамика устранения проявлений речевого нарушения может быть у всех различной.

Вся речевая работа идёт с использованием игр, картинок, пособий.
Занятия необходимо проводить систематически, не реже трёх раз в неделю, закрепляя материал в повседневной жизни. Добивайтесь того, чтобы ребён ок чётко и внятно произносил звуки, повторяя за взрослым. Просите несколько раз повторить, чтобы закрепить правильное произношение. По окончании обязательно хвалите за старание.
Желаю успехов!

Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

  1. Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
  2. Занятия должны быть непродолжительными и регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер.
  3. Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения будет с ними заниматься по заданиям логопеда.
  4. При получении задания внимательно ознакомьтесь с содержанием, убедитесь в том, что оно вам понятно.
  5. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

Также по теме:

Что делать родителям

В первую очередь необходимо объективно оценить все навыки ребенка. Если какие-либо проблемы заметны, что называется, невооруженным взглядом, стоит обратиться за помощью. Возраст до 7 лет — наиболее благоприятный для коррекции речевых нарушений. При правильном подходе ваш ребенок сможет наверстать все необходимое и к началу учебы быть готовым грызть гранит науки вполне успешно.

Если принято решение посещать курсы по подготовке к школе, лучше выбрать вариант, где уроки проводит профессиональный логопед. Такие занятия включают все аспекты:

  • развитие фонематического слуха;
  • обучение звуковому анализу и синтезу;
  • формирование правильного грамматического строя речи;
  • тренировка мелкой моторики, овладение навыками штриховки, рисования и т. п.;
  • упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, мышления;
  • обучение чтению;
  • развитие грамотной связной речи.

Если ребенку необходимо скорректировать какие-то речевые проблемы, не откладывайте это в долгий ящик. Чем раньше начать заниматься со специалистом, тем проще будет добиться успеха. Дайте своему будущему первокласснику шанс стать успешным учеником!

Советы родителям будущих первоклассников

Обязательно создавайте положительный настрой. Подчеркивайте, что сын или дочь уже стали взрослыми, что в школе у них все будет хорошо получаться

Не запугивайте «новой жизнью».
Не заостряйте внимание на речевых проблемах, но обязательно займитесь их решением. Пусть ребенок воспринимает это как естественный рабочий момент, не акцентируется на том, что у него плохо получается.
Создавайте дома развивающую речевую среду

Дети должны слышать правильную речь. Больше общайтесь, обсуждайте дневные события, расспрашивайте обо всем, побуждая ребенка больше рассказывать.
Выделяйте время на чтение! Даже если ваше чадо еще не научилось читать, положительное отношение к книгам, интерес к познанию нового обязательно поможет ему в учебе.
Учите стихи, тренируйтесь произносить скороговорки. Не забывайте об артикуляционной зарядке.
Если ребенок посещает логопедические занятия, обязательно выполняйте все домашние задания и рекомендации. Поддерживайте своего будущего школьника, отмечайте каждое достижение и хвалите.
Обратите внимание на психологическую и физиологическую готовность. Как говорится, не чтением единым. Проработайте навыки самообслуживания, умение сотрудничать и выполнять задания педагога.
Не забывайте о здоровье. Прогулки на свежем воздухе, активные игры, соблюдение режима дня помогут вашему сокровищу успешно справиться со вступлением в новую учебную жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: