Ребенок слышит, но не понимает речь: почему и что делать

Развитие фонематического слуха – залог успешного обучения дошкольников чтению и письму

Формирование фонематического восприятия/слуха

В дошкольном учреждении работа по формированию фонематической стороны речи проводится постепенно начиная с раннего возраста. Но фундаментальным этапом можно считать развитие фонематического слуха до года:

  • Уже в двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос.
  • К трем месяцам жизни малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя.
  • Еще через месяц он уже проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика.
  • В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги.
  • К восьми месяцам ребенок начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи.

О правильном развитии фонематического слуха в 1-2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных поручений (к примеру: «дай машину», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трем годам фонематический слух почти сформирован, малыш различает и исправляет неправильную речь.

Понятие фонематического слуха

Что такое фонематический слух? Это понятие не имеет отношения к вопросу, слышит ли малыш. Он может отлично слышать! Но при этом, к ужасу родителей, не произносить отдельные звуки, говорить, будто ротик «набит кашей». Или же – пропускать целые слоги, заменять отдельные звуки другими, и так далее. Все эти речевые трудности спровоцированы недоразвитым слухом фонематического типа.

Фонематический слух помогает нам распознавать в речи звуки (фонемы). Следовательно, помогает и различать похожие по фонетике слова, и верно их понимать. К примеру, взрослые люди без проблем поймут смысл слов дом-ком-лом. Даже если их произнести быстро.

Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

•    «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

•    «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

•    «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

 Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.

Фонематические ошибки в речи дошкольников

Родителей должно насторожить, если при обследовании дошкольник:

  1. Искажает звуки (рама — йама, горка — гойка).
  2. Допускает нарушение звуковой структуры:
    • пропускает звук (обманул – оманул);
    • добавляет дополнительный (наушники – наушнинки);
    • заменяет фонемы (шарф — сарф, шишка — хыхка);
    • переставляет их (собака – босака).

Нормой считается, если к концу дошкольного возраста дети приобретают следующие фонематические умения:

  • замечать речевые ошибки в своем произношении и окружающих людей;
  • пытаться поправлять ошибки;
  • определять звуки в словах, слогах, в рядах звуков;
  • различать основные фонемы: звонкий – глухой, твердый – мягкий, свистящий – шипящий;
  • владеть правильным произношением: четкой артикуляцией, звуковой культурой речи, слоговой структурой.

Некоторые родители не обращают должного внимания на подобные детские ошибки, считая, что дошколенок еще мал, с возрастом все наладится. Однако если вовремя не обратить внимания на развитие фонематического восприятия у дошкольников, в дальнейшем предстоит большая работа по исправлению недостатков. Родители могут обратиться к специалистам, дополнительно организовав домашние занятия.

Игры на развитие фразовой речи

Для формирования фразовой речи можно использовать специальные игры.  Например, «Кукольный домик». Используйте куклы или мягкие игрушки, чтобы создать сценарии и играть с ребенком в домик. Придумывайте различные ситуации и стимулируйте его говорить фразы, описывая, что происходит в игре.

Полезна игра «собираем предложения». Возьмите картонные карточки с различными картинками предметов и действий. Попросите ребенка выбрать несколько карточек и составить из них предложение, описывая, что он видит на картинке.

Стоит применять игру «команды с игрушками». Разместите несколько игрушек на столе или полу. Дайте ребенку команды, такие как «Положи  кубик на стул» или «Подними машинку и положи ее на книгу». Это поможет развить понимание инструкций и использование фраз в ответ.

Еще вариант. Например, сидите вместе с ребенком и придумывайте истории. Начните с простых предложений, а затем постепенно добавляйте более сложные фразы. Пусть ребенок также придумывает свои истории и рассказывает их. Также играйте в магазин с ребенком, используя игрушки или предметы из дома. Придумывайте диалоги и фразы, чтобы малыш мог попросить определенный товар или задать вопрос о нем.

Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому не стоит давить на него и сравнивать с другими детьми. Игры должны быть веселыми и стимулирующими, чтобы ребенок мог наслаждаться процессом и постепенно развивать свою фразовую речь

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки

Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Развитие фонематического слуха в раннем возрасте

Обращайте внимание на разные шумы, вроде звуков грузовика, мотор у которого громче. Вот поехал трактор, он дырчит, в парке шуршат листики

Начался дождик – капли капают «кап-кап» и так далее.

Уже после года будут весьма полезны занятия с музыкальными инструментами. Возьмите, к примеру, дудочку и бубен. Продемонстрируйте звуки. Дайте инструменты малышу.

Пусть он  сам подержит их в руках, попробует с ними поиграть или даже извлечь звук.

Теперь пусть он отвернется. Потрясите бубном, пусть кроха угадает, какой инструмент играет. Повернувшись назад, пусть укажет пальчиком, что звучало. Постепенно можно увеличивать набор. Добавляйте барабан, гитару, ксилофон, маракасы, колокольчики, то, что есть в доме. Повторяйте упражнение несколько раз, каждый день или через день.

Примерно от полутора до двух лет кроха начинает говорить. И это – удивительное и очень радостное событие, и для него, и для всех близких.

До 3 лет важно развить общие навыки – умение слышать речь, слушать и произносить слова. Здесь не нужны серьезные, ежедневные уроки

Так как пока сложно судить, будут ли у крохи проблемы с речью и слухом. Есть вероятность, что все разовьется естественным путем.

Когда и как развивать?

В идеале заниматься развитием фонематического слуха у детей нужно заниматься не тогда, когда ему предстоит скоро идти в школу (в 6-7 лет), а раньше, причем намного. Как только ваш кроха появился на свет, нужно разговаривать с ним, даже если он не понимает сути сказанного вами. Грудничок прекрасно слышит интонации, звучание, мелодику речи, и это потом очень поможет ему успешно пройти дальнейшие этапы речевого фонематического развития.

На этом этапе говорите с малышом в любое время, пока он не спит. И нет разницы, что вы будете говорить: сказку, стишок или перечислять элементы периодической системы химических элементов Менделеева.

Для развития речи очень важное значение имеет развитие мелкой моторики, а потому уже с года активно используйте кубики, конструкторы, лепите с малышом, собирайте пирамидку, играйте в пальчиковый кукольный театр — это отличная тренировка для фонематического слуха. Если же проблем избежать не удалось, не стоит ждать, пока все решится само собой — обращайтесь к логопеду и приступайте вместе со специалистом к развитию

Почему важно посетить логопеда? Потому что этот специалист имеет возможность проверить текущее состояние фонемного восприятия, диагностировать нарушение, охарактеризовать его

Выявление уровня такого слуха для непрофессионалов довольно сложное занятие

Почему важно посетить логопеда? Потому что этот специалист имеет возможность проверить текущее состояние фонемного восприятия, диагностировать нарушение, охарактеризовать его. Выявление уровня такого слуха для непрофессионалов довольно сложное занятие

Потом вам дадут упражнения, таблицы, логопедические карточки, которые помогут развить слух и устранить речевой дефект именно у вашего малыша

Потом вам дадут упражнения, таблицы, логопедические карточки, которые помогут развить слух и устранить речевой дефект именно у вашего малыша.

Для самостоятельных можно воспользоваться готовыми методиками, например, методом Елены Колесниковой, а можете разработать собственную программу занятий, зная основные правила и последовательные этапы:

  • обучение узнаванию звуков неречевых (издаваемых предметами, животными);
  • обучение различию тембра, высоты, силы голоса;
  • изучение слов, близких по звучанию;
  • изучение слогов в слове;
  • обучение разделению слогов на звуки и распознавание их.

Развивать фонемный слух нужно в игровой форме. Это будет интересно и познавательно для малыша. Для занятий вам могут потребоваться:

  • различные картинки, иллюстрации, нарисованные самостоятельно, распечатанные из интернета или вырезанные из журналов и газет;
  • предметы, которые могут издавать звуки.

​​​​​На первом этапе можно играть в игры, которые направлены на узнавание звучащих предметов: вы производите звук, держа предмет за спиной, а ребенок угадывает, что издает звуки (шуршание бумаги, звон колокольчика, ключей, тиканье часов, бульканье воды в бутылке и т. д.). Хорошо помогает освоить первый этап классическая игра в жмурки — с завязанными глазами малышу нужно двигаться на звук, который вы оговорите как главный. Например, хлопки в ладоши. Остальные звуки, которые вы будете производить для отвлечения — сигнал стоять на месте.

На втором этапе нужно находить разницу в звучании речи человека. Запишите и воспроизводите речь папы, бабушки, брата и собственный голос ребенка. Задача — угадать, кто именно говорит в данный момент. На этом этапе читайте сказки с элементами имитации (медведь говорит грубым голосом, а мышка тонким), изображайте это собственным голосом.

На третьем этапе нужно научиться узнавать слова. Тут пригодятся картинки, заранее заготовленные. Показываете картинку и называете изображаемое на ней сначала правильно, а потом с ошибкой, подменяя один звук на другой (корова — морова, собака — кабака). Задача ребенка определить, когда вы говорите правильно, а когда — нет. На правильное слово нужно похлопать в ладоши, а при звучании ошибочного — потопать ногами. Также можно попросить ребенка выбрать картинку с нужным изображением среди созвучных (мышка-книжка-мишка-крышка).

Далее будет несколько проще. Делить на слоги слово можно с прихлопыванием в ладоши, согласно ритмике слова.

Базовые приемы развития фонематического слуха у детей с ОВЗ с применением интерактивного контента смотрите в следующем видео.

Нарушения

В процессе формирования речевого слуха сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем левое — начинает специализироваться на речи.

Если понимание обращенной речи нарушено, ребенок может разбирать интонации, различать музыку, но при этом не понимать человеческую речь.

Нарушение фонематического слуха у детей проявляется в следующем:

  • Неправильно произносятся отдельные звуки: звонкие заменяются глухими, а шипящие — свистящими («клартира», «каряндаш»).
  • Ребенок пропускает или меняет местами буквы в словах («маниша» вместо машины).
  • Смягчает согласные там, где этого не нужно: «пю» вместо «пью».

Фонематические нарушения со временем могут спровоцировать дислалию.

  • Малыш начинает писать так, как слышит.
  • Пропускает мягкие знаки или, наоборот, подписывает ненужные: «любов», «кошька».
  • Не может поставить ударение в слове: он его не слышит.
  • Пропускает предлоги и частицы: «пойдем школу», «рисую асфальте».
  • Частотные грамматические ошибки. Специалисты называют это явление акустической дисграфией.

Процесс развития фонематического слуха у детей 5 лет

Дети маленького возраста не способны различить правильное произношение от неправильного. Но они растут, развиваются. Если с малышом регулярно занимаются взрослые (читают детские книжки, учат с ним стихи), то он постепенно учится правильно произносить слова

В дошкольный период дети активно усваивают разговорный язык, поэтому так важно обучать их связной речи, основам грамматики, обогащать словарный запас именно в этот возрастной период

Стоит отметить, что чем раньше начинается процесс обучения родной речи, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в будущем.

Ребёнок 5 лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позиции (в начале, в центре, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.

Если фонематический слух плохо сформирован, ребёнок запоминает, повторяет и пишет то, что ему слышится, а не то что ему на самом деле сказали. При этом малыш не правильно произносит звуки, что приводит к возникновению проблем в общении с другими детьми. Ребёнка начинают дразнить, он может стать изгоем.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать. Поэтому дети при поступлении в школу должны различать звуки на слух и соотносить их с изображением на бумаге.

Если развитие фонематического слуха не доходит до нужного уровня, то малыш в школе во время чтения путает буквы, пропускает их и сам не замечает этого. В письме же ребёнок заменяет глухие буквы на звонкие и наоборот (коза-коса, роза-роса, пар-бар, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (морковь-морков, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Формирование слухового контроля

Л. Е. Журова считает, что дети младшего дошкольного возраста способны выделить первый и последний звук в слове, а дети среднего дошкольного возраста без труда справляются с этой задачей. При анализе звукового состава ребёнок начинает произносить его особым образом с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно .

В возрасте 3 – 7 лет развивается навык слухового контроля над своим произношением.

М. Е. Хватцев полагает, что фонематический слух развивается в единстве с артикулированием звука.

При достаточном умственном и речевом развитии фонематическое восприятие оказывается достаточно сформированным уже в дошкольном возрасте. Процесс фонематического анализа является более сложной функцией и формируется у детей на более поздних этапах развития речи.

Фонематический анализ – это сложный процесс умственного действия. Готовность к звуковому анализу приобретается в процессе формирования устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.

Практические представления о звуковом составе языка формируется на основе фонематического анализа и восприятия

В этом процессе существенную роль играют память и внимание.. Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.. Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.

Ряд авторов отмечают, что становление импрессивной речи является сложным процессом, в котором отмечаются следующие закономерности: от восприятия и запоминания отдельных слов и словосочетаний к формированию сложного фонематического слуха и на его базе звукового анализа, благодаря которому человек овладевает письменной речью.

Основные признаки и причины нарушения фонематического слуха

При дефектах с фонематическим слухом у малыша появляется фонетико-фонематическое нарушение речи. У дошкольников бывают такие проявления:

  • проблемы с проговариванием отдельных звуков, которые не связаны с трудностями артикуляции;
  • ребенок переставляет местами или может просто пропускать гласные и согласные в словах;
  • в речи употребляются твердые согласные вместо мягких или смягчаются согласные, где это не нужно;
  • пропуски слогов в словах и слов в речи.

Если не уделять внимание проблеме, постепенно формируется дислалия. Развитие фонематического слуха требуется при определенных признаках:

  • проблемы с применением  мягких знаков;
  • фонологическое написание;
  • пропуски разных слов и слогов;
  • сложности с определением ударений в словах;
  • проблемы с грамматикой при написании.

При обследовании детей, имеющих подобные нарушения, не редко обнаруживают проблемы с кровоснабжением мозга.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 884

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Что такое фонематический слух?

За способность слышать отвечает слуховой анализатор – орган слуха, который включает в себя ухо, нервы и особые центры в коре головного мозга. Он преобразовывает звуковые колебания в нервные импульсы, которые затем передаются в центральные отделы головного мозга, и вызывают те или иные реакции человека. Различают два вида слуха: физический и фонематический. Первый определяет способность воспринимать природный и бытовой шум, а также музыку.

Фонематический слух позволяет слышать и различать звуки человеческой речи. Благодаря ему, ребенок учится не только понимать речь и говорить, но и улавливать смысл сказанного, в зависимости от характера звуков (интонации, ударения, окончаний и прочего). Например, слышать разницу между похожими «мишкой» и «миской», скорбным «ох» и удивленным, цветками «гвоздиками» и папиными «гвоздиками».

Последствия речевых нарушений и отсутствия коррекционной работы.

Все чаще среди детей, поступающих в первый класс, увеличивается процент детей с нарушениями речи, которые можно было корректировать в преддошкольном возрасте. У детей данной категории, в той или иной мере, нарушено звукопроизношение, слуховая дифференциация, лексико-грамматические представления, недоразвитие связной речи. Если не проводить профилактическую или коррекционную работу, то это может причиной появления вторичного дефекта (дислексии – нарушения чтения и дисграфии – нарушения письма). Проблема нарушения речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний. Некоторые родители считают, что речевые недостатки ребёнка со временем исчезнут сами без специального вмешательства. Это не так. Вовремя неисправленный дефект не только не исчезнет, но и закрепится, исправить его будет гораздо сложнее. Наличие у детей даже слабо выраженных отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. Необходимую в таких случаях специфическую помощь учащиеся с дефектами речи могут получить на логопедических занятиях.

Целью логопедического воздействия является не только исправление звукопроизношения, но и развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие фонематического слуха, грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи.

Исправление нарушений речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени, занятий, и успех коррекционной работы во многом зависит от родителей. Необходимо соблюдение речевого режима в семье (правильный речевой образец, систематические занятия по закреплению пройденного материала на коррекционных занятиях).

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

Чаще всего невролог и врач логопед назначают:

Пантогам

Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.

Глицин

Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Фенибут

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Кортексин

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов

Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов

Обратить внимание на уровень гемоглобина

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • «Узнай слово»
  • «Повтори за мной»
  • «Поставь правильно ударение»

Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Фонематические ряды

Н. Х. Швачкин выделил 12 фонематических рядов по очерёдности формирования у детей:

  1. Гласный «а», все остальные воспринимаются, как не «а». Затем гласные усваиваются в противопоставлении: «и»-«у», «и»-«о», «э»-«о». Далее ребёнок начинает различать близкие фонемы: «о»-«у», «а»-«э». Последним усваивает гласный «ы».
  2. Наличие или отсутствие согласных, как таковых. Ребёнок слышит, есть согласный или нет.
  3. Различает согласный по линии сонорности, то есть ротовые и носовые согласные. Этому способствует резонирование той или иной полости. То есть ребёнок опирается на тактильно-вибрационные ощущения, кинестезию.
  4. Различает согласные по твёрдости и мягкости. Большую роль играет взаимодействие слуха и артикуляции.
  5. Различает сонорные звуки «р»-«л»; шумные согласные «ж»-«ш»-«ч».
  6. Различает губные «п»-«б»-«м» и язычные «т»-«д»-«н». Различению способствует артикуляция и визуальный контроль.
  7. Соноры между собой: «м»-«н»-«р»-«л».
  8. Различают взрывные: «б»-«п»-«м»-«т»-«д»-«н»-«к»-«г» и щелевые «х»-«с»-«ш»-«з». Причём артикулировать взрывные звуки начинают раньше и на основе их произношения начинают различать щелевые, то есть взрывные появляются раньше, а на их основе щелевые.
  9. Начинают различать переднеязычные и заднеязычные «т»-«д»-«н», «к»-«г»-«х». Это различие возникает достаточно поздно, так как требует точной артикуляции и локализации языка по месту образования.
  10. Различает глухие и звонкие согласные.
  11. Различает свистящие и шипящие. Требует максимального совершенства слуха и тонких дифференцируемых движений передней части языка.
  12. Различение между собой звуков «р»-«л» .

Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки) самым сложным является фонематический анализ слов.

— С 4-х лет ребёнок способен выделить звук на фоне слова.

— С 5-ти лет – выделить ударный гласный в начале слова.

— С 6-ти лет:

1) определить первый согласный звук в слове (дом, булка и др.);

2) определить последний звук в слове (сыр);

3) определить согласный в середине;

4) определить последовательность звуков в слове (мак);

5) определить количество звуков в слове.

Игры на развитие фонематического слуха помогают ребенку в становлении фонематического анализа и синтеза. Полным фонематическим анализом ребёнок овладевает в процессе обучения грамоте. В школе для работы над анализом речевого потока специально отведён букварный период.

К концу дошкольного возраста ребёнок правильно слышит каждую фонему языка. Не смешивает её с другими фонемами, овладевает их произношением.

Основные причины, по которым ребенок не говорит фразами

Отсутствие фразовой речи связано со следующими причинами:

  1. Задержка речевого развития. Некоторые дети могут развиваться в речи более медленно, чем другие. Это может быть вызвано физиологическими факторами или нарушениями в развитии речевых навыков.
  2. Недостаток стимуляции речи. Если ребенок не получает достаточное количество стимуляции речи со стороны родителей или окружающей среды, он имеет трудности с развитием фразовой речи.
  3. Мозговая дисфункция. Такое происходит из-за поражений головного мозга во время беременности. Также случается, если ребенок родился недоношенным.
  4. Проблемы слуха. Слуховые проблемы могут препятствовать развитию речи у ребенка. Это может быть вызвано врожденными аномалиями, инфекциями уха или другими факторами, которые затрудняют восприятие звуков.
  5. Развитие других навыков. Некоторые дети могут сначала развивать другие навыки, такие как моторика или социальные навыки, прежде чем начинать активно использовать фразы в речи.

Окружающая среда и роль семьи имеют огромное значение для развития речи у малыша. Если родители не общаются с ребенком и не поощряют его речевое развитие, это может замедлить прогресс в развитии фразовой речи.

В норме малыш к двум годам должен говорить небольшие фразы в виде – «мишка бух», «Саша деда забрал». При этом фразы могут быть не совсем правильные с точки зрения грамматики. К 3-4 годам дети обучаются правильно составлять фразы.

Специалисты говорят, что беспокоиться нужно, если у малыша на протяжении 2-3 месяцев не происходит какого-либо развития. Если же ребенок отстает от заданных норм, но развивается в своем темпе, скорее всего, все нормально.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Другие упражнения для этого этапа:

•    «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

•    Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

•    «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

•    «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Четвертый этап

Учимся различать слоги

Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными

Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.

•    Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т.д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

•    «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

•    «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.

•    «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

•    «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Занятия для развития фонематического слуха для детей 5 лет

Все занятия на развитие фонематического звука для детей 5 лет должны проводиться в игровой форме. Время проведения — 15-20 минут.

Проводить занятия необходимо тогда, когда малыш хорошо себя чувствует: сыт, не болеет и в хорошем настроении. Давить на ребёнка и заставлять его заниматься против воли не следует.

  • «Звуки из коробочки». Для игры берётся несколько коробочек и наполняется разным содержимым: семечками, крупой, горохом, бусинками, пуговками, орехами и другим. Ребёнок должен трясти коробочки и угадывать их содержимое.
  • «Что за предмет издаёт этот звук?». Берутся предметы, изготовленные из различных материалов: стеклянный стакан, пластиковая игрушка, деревянная линейка, оловянная ложка и т.п. Сначала ребёнок наблюдает, как взрослый стучит по каждому из этих предметов, которые при этом издают разные звуки. Потом малыш закрывает глаза, взрослый стучит по каждому предмету, а ребёнок должен их угадывать по издаваемым звукам.
  • «Жмурки». Малыш закрывает глаза и движется на звуковые сигналы: погремушки, колокольчика, хлопков ладоней, щёлканья пальцев и других.
  • «Послушай и покажи». Перед ребёнком раскладываются карточки с изображением схожих по звучанию слов: рот, кот, ток или сок, сон, сом, дом и т.д. Родитель называет предмет (или животное), а малыш должен показать карточку с ним.
  • «Правильно или неправильно». Воспитатель называет несколько раз одно и то же слово, но с ошибкой в одной букве: прокодил, дрокодил, крокодил. Когда малыш услышит правильное слово, он должен подать какой-то знак, например, хлопнуть в ладоши.
  • «Чей голос?» Детям включают аудиозаписи звуков, которые издают различные птицы и животные, а они должны их угадывать.
  • «Угадай музыкальный инструмент». Перед малышом раскладываются детские музыкальные игрушки: пианино, труба, свисток, погремушка, барабан. Он слушает звуки, которые они издают, запоминает их. Затем предметы прячутся за ширму и ребёнок должен угадать, какой из них сейчас звучит.
  • «Поймай звук». Задаётся один звук (например «ш»), который малыш должен «поймать». Взрослый перечисляет разные звуки, а малыш должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный. Потом воспитатель произносит разные слова (кошка, кожа, шуба, уж, жара, шар и т.д.). Ребёнок хлопает в ладоши, когда слышит слово с заданным звуком.

Игра позволяет обучать ребёнка так, чтобы ему был интересен этот процесс.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей 5 лет неразрывно связано с их речевым развитием и способностью в будущем правильно читать и писать. Воспитатели в детском саду должны обучать детей правильному произношению и способности различать звуки, но проводить игровые упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, со своими детьми могут и сами родители.

Читайте далее:

Как научиться говорить звук Р: постановка звука Р у детей

Как развить музыкальный слух у ребёнка?

Развитие слуха у четырехлетнего ребёнка

Visited 1 times, 1 visit(s) today

Вероятные причины

На развитие фонематического слуха влияет среда воспитания, пример речи в семье, состояние периферической нервной системы и др.

Среди наиболее вероятных причин нарушения можно выделить следующие:

  • педагогическая запущенность;
  • тугоухость;
  • травмы головы, патологии органов слуха, речи;
  • гиперактивность;
  • ослабление организма, серьезные или частые болезни, особенно в раннем возрасте;
  • заболевания щитовидной железы и органов пищеварения;
  • неврологические нарушения.

Чтобы выявить точную причину, необходимо проконсультироваться у ЛОРа, невролога и логопеда как можно раньше. Иногда помимо развития фонематического слуха требуется медикаментозное или хирургическое лечение: подрезание подъязычной связки, прием стимуляторов ЦНС.

Фонематический слух очень важен для развития правильной речи

Нужно не упустить момент и уделить ему должное внимание в 4–6 лет, чтобы в школе ребенок легко учился и не сталкивался с насмешками сверстников. Лучше, если методика развития слуха будет разработана индивидуально, с учетом всех особенностей малыша

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: