Фонематический слух как часть речевого слуха

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонетическое восприятие — это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова, его слоговой «скелет». Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь, «подгоняя» ее под «взрослый» вариант. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие — только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Как речевой слух формируется и развивается у ребенка?

Речевой слух является важным аспектом развития ребенка. Он позволяет ребенку воспринимать и понимать речь, а также формировать свой собственный голос и речь.

Речевой слух начинает формироваться еще до рождения ребенка. Внутри утробы мать могут узнавать голоса окружающих, музыку и другие звуки. Но основное формирование речевого слуха происходит после рождения в процессе общения с окружающими.

Речевой слух развивается благодаря слушанию и восприятию звуков. Для развития речевого слуха ребенку необходимо слушать речь взрослых и другие звуки окружающей среды

Важно, чтобы ребенок слышал различные звуки, отличал их друг от друга и умел их воспринимать

Процесс формирования речевого слуха происходит постепенно. Сначала ребенок начинает реагировать на звуки, затем он узнает звуки и ритмы, и, наконец, начинает понимать значение речи и фраз. Развитие речевого слуха часто идет параллельно с развитием речи ребенка.

Существуют различные методы и упражнения, которые помогают развивать речевой слух у ребенка. Например, можно играть с ребенком в различные звуковые игры, петь песни, читать стихи и считалки, устраивать музыкальные игры и т.д

Важно также обеспечить ребенку тихую и спокойную обстановку для лучшего восприятия звуков и речи

Развитие речевого слуха является важным этапом в развитии ребенка. Он позволяет ребенку успешно учиться и общаться с окружающими людьми

Поэтому важно уделять должное внимание развитию речевого слуха у ребенка и предоставлять ему возможность слышать и воспринимать различные звуки и речь

Звуковая культура речи

Консультация для воспитателей на тему «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» 

Автор-составитель:заместитель заведующегопо воспитательно-методической работеБаженова Ольга Юрьевна

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности(мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Родители должны помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи можно использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе

Особенно важно чистое звукопроизношения т. к

правильно слышимый и произносимый звук — основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, мы решаем  следующие задачи:1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

— звуковысотный слух;

— слуховое внимание;

— восприятие темпа и ритма речи.2. Формировать произносительную сторону речи:

— учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

— развивать артикуляционный аппарат;

— работать над речевым дыханием;

— вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

— вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

— формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

— фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  1. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  2. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

— дидактические игры («Чей домик?»)

— подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

— дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

— метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, родители могут применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Литература:

  1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
  2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.
  • < Назад
  • Вперёд >

Нарушения речи

Различные нарушения речи достаточно часто встречаются у деток дошкольного возраста. Лишь у единиц малышей получается самостоятельно научиться правильному и четкому произношению всех согласных. Врачи подчеркивают, что такое развитие совершенно нормально, но своевременная диагностика нарушений звукопроизношения и их коррекция в дошкольном возрасте помогает избежать многих проблем в дальнейшем образовании. Ведь иногда при визите к логопеду может выясниться, что у ребенка есть некоторые нарушения в речевом слухе, к примеру, неполноценный фонематический слух.

Особенности речевого развития детей с нарушением слуха

Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.

Логопедическая работа включает 3 этапа:

  1. Развитие способности выделять звук на фоне слова.
  2. Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова.
  3. Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д.

Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист

В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память

Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться. Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья».

Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения

Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует

Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни. Главное не пускать проблему на самотек!

Слайд 4С научной точки зрения…Остановимся на характеристике исследователями термина «речевой слух». М.Р.

Львов под этим определением понимает «составной элемент языкового чутья (интуиции), возникающий у человека в процессе практического пользования языков на основе внутренних, не всегда осознанных обобщений». По мнению Е.И. Исениной, О. Степановой, речевой слух представляет собой два взаимосвязанных явления – фонематический слух, как способность к различению фонем, и способность к слуховому восприятию речи. Развитие речевого слуха носит «эвристический характер», распознавание слова происходит до освоения фонематических рядов различия, наиболее информативными для восприятия слова в речи у детей и взрослых являются наиболее сильные – ударные и первые элементы узнаваемых слов.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка.

На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

К пятому — шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия — звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.

Таким образом, сформированный речевой слух и фонематическое восприятие позволяют:

  • правильно произносить звуки;
  • четко произносить слова;
  • владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
  • овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

Все вышеперечисленные навыки являются основной для успешного овладения грамотным письмом и чтением.

Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.

Однако, если для ребёнка изначально не создаются специально организованные социально-педагогические условия для всестороннего развития, то вторичными нарушениями могут выступать трудности фонетико-фонематического анализа, которые проявляются в стойких ошибках в чтении и письме. Также в работах многих педагогов-дефектологов подчеркивается связь дисграфии с недоразвитием устной речи и фонематического слуха.

Трудности могут возникнуть в следующем:

  • овладении оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
  • соотнесении звука с буквой;
  • синтезе букв в слово.

Частыми являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию; нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом; слияние двух слов в одно, пропуски слов; ошибки в определение ударения, мелодии слова; непонимание прочитанного.

Для того чтобы предотвратить или скорректировать уже возникшие проблемы в письме и чтении, необходимо целенаправленно развивать фонематический слух и совершенствовать фонематическое восприятие.

В настоящее время существует достаточное количество логопедических приёмов и упражнений по устранению нарушений письменной речи и процесса чтения. Но анализ обращений и запросов от родителей в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что коррекционного обучения детей с фонематическим недоразвитием только лишь в рамках логопедического пункта может быть недостаточно – у учеников сохраняются стойкие ошибки в письме и чтении, а период коррекции затягивается на длительное время и может продолжаться годами без значительных улучшений в технике чтения и письма.

К решению проблем фонематического восприятия необходимо подходить комплексно.

Родители, обладая необходимыми знаниями и создавая правильные развивающие условия, могут оказывать плодотворное воздействие на развитие фонематического анализа и синтеза у ребёнка.

Формирование фонематического слуха в онтогенезе

Если физиологическое умение слышать не претерпевает изменений во
время взросления ребенка, то фонематический слух развивается постепенно и
происходит этот процесс в несколько шагов. У каждого человека он имеет
индивидуальные особенности, но есть ряд общих принципов.

Даже новорожденный малыш уже реагирует на некоторые звуки, чаще всего
— резкие, громкие

Конечно, они для него ничего не значат, но
безусловно привлекают к себе внимание крохи. Дальше — больше

Проведенное исследование фонематического слуха у младенцев доказало, что
физиологические реакции организма (дыхание, пульс) меняются в
зависимости от разных звуков.

Этапы развития фонематического слуха:

  1. Ребенок в возрасте месяца-двух уже не только реагирует на звуки окружающего мира, а пробует воспроизводить их сам.
  2. Постепенно он учится различать и пытается повторить сам различные
    интонации, тренируется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
  3. Затем важным для него становится ритмический рисунок слова.
  4. К году малыш воспринимает слово как неделимую звуковую единицу, оно
    для него — символ какого-то определенного предмета или действия.

Таблица развития фонематического слуха у детей

Освоить родную речь маленькому человеку помогают врожденные навыки,
способность к осознанному ее анализу придет только через несколько лет!

Особенно бурно развитие фонематического слуха и фонематического восприятия происходит после 1,5 лет.
В этом возрасте для родителей крайне важно обеспечить малышу
необходимые условия, которые позволят ему освоить особенности родной
речи.

Какие правила следует соблюдать взрослым на этом этапе:

Разговаривать с ребенком, даже если пока он сам не может или не
хочет вести с вами беседу. Не стоит ограничиваться только краткими
замечаниям по делу
Описывать словами нужно все, что интересно малышу,
что привлекает его внимание.
Не стоит использовать в речи детские слова-заменители (например,
бибика вместо машина), не нужно копировать несовершенную речь

Важно
«подтянуть» ребенка до своего уровня, а не опускаться на его.
Предлагать ребенку занятия, стимулирующие речевою деятельность
Подойдет пальчиковый театр или любые другие ролевые игры.
Читать книжки, заучивать с ним простые ритмичные стихи-потешки.

Эти приемы помогут малышу пройти этапы фонематического развития быстро, без осложнений.

 

Слайд 11Как развивается речевой слух у дошкольников? Формирование речевого слуха у детей происходит

еще в дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и всесторонним развитием речи. Раннее обучение родному языку – главное условие в решении задач умственного и нравственно-эстетического воспитания. И чем раньше начать обучение речевому развитию, тем проще ребенку в дальнейшем будет пользоваться правилами родного языка. У развития речевого слуха есть несколько задач:Воспитание звуковой культуры речи.Расширение словарного запаса и его активизация.Формирование грамматического построения речи.Привитие навыков связной речи.

Фонематический слух

Этот термин довольно часто используется логопедами и педагогами. Само понятие фонематический слух классифицируют, как способность индивида воспринимать слухом и параллельно различать звуки в разговоре (конечно, при использовании родной речи). Такое умение является приобретенным, и развивается по мере роста ребенка, параллельно с умением говорить.

Фонематический слух – это важная часть физиологического слуха. Данная способность помогает человеку соотносить и сопоставлять услышанные звуки с их идеальным звучанием, сохраняемым в памяти в достаточно упорядоченном порядке. Другими словами, именно благодаря такому умению происходит понимание смысла услышанной информации. Фонематический слух – такой навык, который приобретается поэтапно:

Уже с двух недель жизни младенец начинает понемногу реагировать на звуковые колебания, а к полугоду (или чуть старше) учится слуховому восприятию — откликается на слова. Но в этом возрастном периоде дети реагируют на интонации, а не на логический смысл речи. Специалисты называют данный этап развития – дофонемным формированием речи.
Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает воспринимать слова, как орудие общения, языковое средство. степенно дети учатся реагировать на звуки, которые приобретают в речи определенную форму (становятся лексически наполненными). Но им пока не под силу различать близкие фонемы, а произношение отличается неправильностью и искаженностью

Ребенок в таком возрасте не способен различать правильное либо неправильное произношение окружающих, не может обратить внимание на особенности своего личного произношения. На этом жизненном этапе наблюдается бурное фонематическое развитие, которое даже опережает способности ребенка к артикуляции (к самостоятельному звукопроизведению)

Это важнейший период развития, благодаря которому со временем происходит совершенствование произношения.
Ближе ко второму — третьему году жизни дети уже способны использовать фонематический слух полностью, анализируя и воспринимая все фонемы родной речи. Ребенок в таком возрасте начинает слышать речь с учетом ее фонематических признаков. Постепенно приобретается умение узнавать неправильно произносимые слова, понимать, чем отличаются нюансы произношения. Но речь продолжает формироваться, оставаясь далеко от совершенной.
В дальнейшем ребенок учится говорить правильно. В его мозгу формируются точные звуковые образы различных слов и отдельных отличающихся фонем.
Прогрессирующее развитие фонематического слуха считается важным этапом в овладении навыками грамоты (чтением и письмом). Если звуковое различение не полностью сформировано, ребенок начинает усваивать (запоминать, повторять либо писать) не сказанную информацию, а услышанную.

Специалисты-логопеды рассматривают понятие «фонематический слух», как наличие способности:

  • Узнавать звуки.
  • Сравнивать их.
  • Повторять элементы, которые составляют слово.

Выявить нарушения фонематического слуха возможно еще в раннем возрасте, когда ребенок не может полноценно выражать свои мысли, облекая их в понятные речевые формы. Его с трудом воспринимают сверстники. А при отсутствии своевременного обнаружения проблемы и отсутствии ее коррекции может произойти серьезное речевое недоразвитие, которое выльется в нарушение обучения.

Фонематический слух – это важное умение ребенка, которое он приобретает с возрастом. Благодаря ему дети воспринимают информацию на слух, а со временем приобретают представление о расчленении потока речи на отдельные составляющие звуки

Что такое фонетический слух

Всем, кто хотя бы раз посещал логопеда или выполнял с ребенком
логопедические задания, знакомо это понятие, специалисты постоянно его
употребляют

Скорее всего, вы уже слышали о его важности для речевого
развития. Что же оно означает и почему влияет на то, как именно говорит
ваш малыш? Специалисты считают, что фонематический слух — это
способность человека к различению отдельных фонем, т

е. звуков. Это
умение представляет собой навыки:

  • узнавания;
  • сравнения;
  • повторения элементов, из которых состоят слова.

Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

  

У маленьких детей логопед проверяет, в первую очередь, обычный слух —
реакцию на бытовые шумы (звон, гудение, свист). Если он в порядке, то
постепенно формируется способность различать более тонкие составляющие
окружающего мира звуков.

Следующей появляется способность не только выделять фонемы
языка, но также воспроизводить их. Это явление можно сравнить с ручной
настройкой радиоприемника или рации. В море шумов речевой слух помогает
улавливать слова и постепенно понимать, слыша их отчетливо. Похожий
процесс происходит у каждого ребенка, он постепенно «настраивается» на
речь взрослых, улавливая ее все лучше и точнее. (Конечно, у
слабослышащих детей этот процесс идет намного хуже.)

Если этого не происходит, то значит имеет место нарушенный фонематический слух
и фонематической восприятие ребенка. Именно они влияют на то, насколько
точно ваш сын или дочка способен повторить то или иное слово. Звуки по
отдельности могут звучать идеально, а вот вместе — «не дружить».
Например, вместо «колобок» вы будете слышать «коболек», вместо «магазин»
— «зигизин», вместо «трамвай» — «транвай» и т. п.

 Ребенок с такими проблемами не только сам затрудняется в выражении своих
мыслей, его сложно понять другим. Он существенно отстает от
сверстников, речевое недоразвитие затрудняет его общение с ними. В более
старшем возрасте, если не принять меры по исправлению нарушений
речевого слуха, школьник будет допускать много ошибок при письме, хуже
учиться.

 Своевременная помощь специалиста поможет исправить ситуацию. Существует
огромное количество игр, заданий, упражнений, направленных на развитие
фонематического слуха у детей, а также тренировки фонематического
восприятия. Эти два понятия часто встречаются в связке, поэтому стоит
подробнее остановиться на второй составляющей этой пары.

с раннего детства

Познакомьте ребёнка с игрушечными музыкальными инструментами. Например, дудочка, бубен, пианино. Покажите, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и угадать, на каком инструменте вы сыграете.

Изучайте с ребёнком «домашние звуки»: шум стиральной машинки, гул холодильника, микроволновой печки, скрип дверей и т.д

Предложите ребенку воспроизвести их.

Научите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в «Жмурки».

Предлагайте прислушиваться к звукам на улице: когда летит самолёт, едет машина, шумит ветер, гремит гром, идёт дождь и т.п.

Обсудите, какие звуки издают разные животные.

Играйте с ребенком в рифмы – попросите ребенка закончить предложение в рифму.

Используйте наглядные материалы, чтобы показать ребенку важность различия в один звук. Используйте карточки с рисунками предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «точка» и «кочка»

Так у ребенка сформируется умение различать на слух минимальные слова – пары, различающиеся только одной фонемой.

Как можно раньше начните читать ребёнку. Это очень способствует развитию навыков слушать и вслушиваться в речь окружающих.

К сожалению, превентивных мер и домашних упражнений для развития фонематического слуха у ребенка часто бывает недостаточно

Очень важно своевременно заметить проблему. «Предупрежден – значит вооружен!»

Обращайте внимание, не смешивает ли (или взаимозаменяет) рёбенок звуки (фонемы), что приводит к неправильному воспроизведению слова (жук — “щук”, гора — “кора”)

Для самостоятельного развития фонематического восприятияскачайте эти методические материалы.

​Важно понимать, что если у вашего ребенка нарушение слухового восприятия (НСВ), то вряд ли он сможет справиться с этими проблемами без соответствующей помощи. Если вы заметили характерные симптомы нарушения фонематического слуха, стоит обратиться к специалисту

Впрочем, современные методики прекрасно справляются с этой проблемой. Трудность заключается в том, чтобы подобрать подходящую методику обучения, учитывая, что существует довольно много вариантов. Необходимо понимать, что не все программы  устраняют основные причины нарушения фонематического восприятия, а работают только с последствиями этих нарушений. Это все равно, что накачивать прохудившуюся шину — можно очень интенсивно работать насосом, но это бессмысленно, пока не залатана дыра.

Современные специалисты и родители прибегают к новым неврологические методикам, развивающим фонематический слух, таким, как FAST FORWORD. На сегодняшний день методика Fast ForWord является одной из самых эффективных коррекционно-развивающих программ, помогающих устранять первоисточник нарушения фонематического восприятия за счет использования запатентованной технологии цифровой обработки речи.

FAST FORWORD — это неврологическая компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, ФФНР, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой методики тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует также улучшению внимания, развитию памяти и прочих когнитивных навыков.

В 70-х годах прошлого века американский нейропсихолог Паола Таллал провела исследование, в ходе которого установила: если замедлить скорость воспроизведения согласных звуков, то дети с нарушениями слухового восприятия и речи могут их усваивать. Были разработаны специальные программы, которые индивидуально подстраиваются под скорость восприятия фонем каждого ребенка и тренируют фонематическое восприятие с плавным ускорением воспроизведения, вплоть до корректного восприятия мозгом звуковой информации в темпе обычной человеческой речи. Специалисты сразу отметили положительный эффект: пациенты стали быстрее усваивать новые слова, значительно улучшалась их дикция. Результат выглядел поистине фантастическим. Так появилась неврологическая методика FAST FORWORD. Эти занятия проводятся онлайн, в интересной для ребенка, увлекательной игровой форме — ученик слышит в наушниках определенные звуки и выполняет задания, как в видеоигре.

Особенности развития

Речевое восприятие начинает формироваться с первых месяцев жизни ребенка. В 1 месяц малыш уже улавливать речь. В 3–4 месяца он пытается ее повторить, что проявляется гулением. С каждым месяцем у него это получается все лучше.

На развитие способности понимать речь оказывают большое влияние слуховое внимание и слуховая память. В долговременной памяти имеется запоминающее устройство – «фонемная решетка»

В ней для каждой фонемы отводится определенный эталон (допускающий отклонения в определенных пределах). Иными словами, при формировании речевого слуха в памяти откладываются значимые признаки звуков. Ребенок накапливает некий «багаж» фонем.

По мере увеличения концентрации внимания и развития других психических функций восприятие речи тоже совершенствуется. Основное развитие речевого слуха приходится на первые 2–3 года жизни человека. И хотя ребенок пока еще не в силах все правильно воспроизвести, при отсутствии нарушений он полностью понимает родной язык.

Речевой слух: основные понятия и его важность

Речевой слух — это способность человека воспринимать, анализировать и понимать речь других людей. Он играет важную роль в развитии речи, а также в процессе общения и обучения.

Основные понятия, связанные с речевым слухом:

  1. Акустика — наука о звуках и их свойствах. Акустика изучает особенности звука, его восприятие и распространение в пространстве.
  2. Аудиоматериалы — записи слов, предложений и текстов, которые используются для тренировки слухового восприятия и развития речи.
  3. Фонетика — наука, изучающая звуковое строение языка. Фонетика помогает различать и правильно произносить звуки родного и иностранного языков.
  4. Интонация — особенности изменения высоты, силы и продолжительности звуков и слов в речи. Интонация позволяет передавать эмоции и мелодию речи.

Важность речевого слуха заключается в следующем:

Речевой слух позволяет различать звуки и слова, что является основой для правильного произношения речи и общения с другими людьми.
Развитый речевой слух улучшает навыки восприятия и понимания речи на слух, что особенно важно при обучении и коммуникации.
Речевой слух способствует развитию ритма и интонации речи, что делает высказывания более выразительными и живыми.
Недостаток речевого слуха может привести к нарушению развития речи и затруднениям в обучении и общении, поэтому его развитие является важной задачей родителей и педагогов.

В заключение, речевой слух играет центральную роль в процессе развития языка и общения. Понимание основных понятий, связанных с речевым слухом, а также его развитие и тренировка являются ключевыми факторами для достижения успеха в обучении и взаимодействии с окружающими.

В чем выражаются нарушения

О неразвитом фонематическом слухе свидетельствуют такие симптомы:

  1. Ребенок искажает слова. Например, слово «обезьяна» он воспроизводит как «зябана», «бутерброд» — как «дубибод» и т.д.
  2. Путает глухой согласный с парным звонким, и наоборот.
  3. Не проговаривает отдельные слоги в словах.
  4. Не использует в речи предлоги либо путает их с похожими, например «над» и «на», «в» и «во».
  5. Путает похожие по звучанию слова, например «дом» и «том», «лук» и «люк».

В процессе школьного обучения отсутствие данного навыка выражается в следующих явлениях:

  • отсутствие способности писать и читать;
  • низкая скорость чтения и письма;
  • неспособность фонетически разобрать слово, найти однокоренные слова или проверочное слово для уточнения последней согласной.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: