Особенности речевого развития детей с нарушением слуха
Преодоление нарушения фонематического восприятия – одно из основных направлений логопедической работы. Правильно составленный комплекс занятий помогает полностью решить проблему за 3–12 месяцев. При наличии показаний коррекция проводится на фоне медикаментозного лечения или после такового.
Логопедическая работа включает 3 этапа:
- Развитие способности выделять звук на фоне слова.
- Вырабатывание навыка на вычленение звука в начале, конце и середине слова.
- Формирование сложного фонематического анализа: количество, последовательность звуков, местоположение и т. д.
Все упражнения завуалированы – они проводятся в виде интересных игр. Комплекс разрабатывается для каждого ребенка индивидуально, в зависимости от выраженности и характера нарушений. Основную работу проводит специалист
В домашних условиях с ребенком также полезно играть в игры, развивающие физиологическое дыхание, фонематический слух, анализ, слуховое внимание и память
Если вовремя не вмешаться, проблема будет усугубляться. Особенности развития детей с нарушением речевого слуха отчетливо проявляются в школе. Уже с первого года обучения они оказываются в категории отстающих учеников. Нарушенное восприятие речи влечет за собой грубейшие ошибки в письме: «бретлошение» вместо «предложение», «лесте» вместо «листья».
Речевой слух – способность, которая развивается самостоятельно при отсутствии заболеваний и в благоприятной социальной среде. Принимая звуки речи, мозг запоминает их и создает некие «эталоны». Позже он ориентируется на них, корректируя правильность произношения
Именно поэтому так важно в первые годы жизни часто разговаривать с ребенком, не прибегая к «сюсюканью», много читать, учить стихи, скороговорки. Но даже если время упущено или восприятие было нарушено в результате болезни, отчаиваться не следует
Речевой слух, как и музыкальный, можно развивать на протяжении всей жизни. Главное не пускать проблему на самотек!
Зачем нужно развивать и улучшать речевой слух?
Речевой слух — это способность различать и анализировать звуки речи, понимать чужую речь и выражать свои мысли и идеи вербально. Развивая и улучшая эту важную компетенцию, мы получаем ряд преимуществ и возможностей.
Понимание и коммуникация:
Развитый речевой слух помогает нам лучше понимать и интерпретировать смыслы слов и фраз, улавливать нюансы и интонации, сообщающие эмоциональное состояние и намерения говорящего. Это позволяет нам наладить качественную коммуникацию с другими людьми, понимать их потребности и настроение.
Успех в образовании:
Хороший речевой слух существенно влияет на успех в обучении. Благодаря развитому слуху мы быстрее улавливаем информацию на лекциях, семинарах и тренингах, понимаем задания и задачи, легче запоминаем материал
Также, улучшенный речевой слух помогает нам правильно произносить звуки и слова, что важно при изучении иностранного языка
Профессиональные возможности:
Речевой слух играет важную роль во многих профессиях, особенно связанных с общением и коммуникацией. Навык быстро и точно распознавать звуки речи позволяет стать хорошим переводчиком, лингвистом, журналистом, актёром или радиоведущим. Кроме того, развитый речевой слух полезен для менеджеров, фасилитаторов и других специалистов, осуществляющих организацию мероприятий и ведущих презентации.
Самовыражение и самоутверждение:
Улучшенный речевой слух позволяет нам лучше формулировать свои мысли и идеи, выразить их ясно и точно. Это способствует нашему самовыражению и самоутверждению, повышает чувство уверенности в себе и своих возможностях.
В целом, развитие и улучшение речевого слуха дает нам возможность эффективнее общаться, уловить больше деталей и нюансов, достичь успеха в учебе и карьере, а также лучше самовыразиться и самоутвердиться
Поэтому важно уделять внимание развитию этой важной навыковой компетенции
Что такое речевой слух и его значение для человека?
Речевой слух является способностью человека воспринимать, обрабатывать и интерпретировать звуковую информацию речи
Это важное свойство, которое позволяет нам понимать и общаться с другими людьми через речь
Речевой слух играет ключевую роль в нашей общественной и лингвистической коммуникации. Он позволяет нам различать звуки речи, распознавать и понимать слова, фразы и высказывания, а также определить их смысл и интонацию.
Значение речевого слуха для человека трудно переоценить. Он является основой для развития и формирования нашей речи, позволяет нам учиться новым словам и языкам, а также общаться с окружающими.
Наличие хорошего речевого слуха способствует лучшему усвоению знаний, повышению уровня грамотности и эффективности общения. Вместе с тем, отсутствие или нарушение речевого слуха может привести к проблемам в понимании и восприятии окружающей речи.
Для развития и поддержания речевого слуха важно активно использовать и тренировать свои навыки слушания и интерпретации речи. Для этого можно слушать аудиокниги, музыку, речи на публичных выступлениях, а также участвовать в диалогах и беседах с другими людьми
Примеры методов развития речевого слуха:
Метод
Описание
Аудирование
Слушание и понимание аудиоматериалов, таких как аудиокниги, музыка и речи.
Изучение новых языков
Учеба и практика на новом языке помогает развивать речевой слух и осваивать новые звуки и выражения.
Участие в диалогах
Активное общение с другими людьми помогает тренировать слушание и понимание речи в реальном времени.
Прослушивание речей и лекций
Слушание речей на публичных выступлениях и лекций способствует развитию слуха и восприятию речи в различных ситуациях.
Таким образом, речевой слух является важным качеством, который позволяет нам строить эффективное общение и понимание мира через речь. Развитие и поддержание речевого слуха требует постоянной тренировки и использования речевых навыков в повседневной жизни.
Слайд 11Как развивается речевой слух у дошкольников? Формирование речевого слуха у детей происходит
еще в дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и всесторонним развитием речи. Раннее обучение родному языку – главное условие в решении задач умственного и нравственно-эстетического воспитания. И чем раньше начать обучение речевому развитию, тем проще ребенку в дальнейшем будет пользоваться правилами родного языка. У развития речевого слуха есть несколько задач:Воспитание звуковой культуры речи.Расширение словарного запаса и его активизация.Формирование грамматического построения речи.Привитие навыков связной речи.
Как нарушение слухового восприятия связано с аутизмом?
Для аутизма характерны проблемы с коммуникацией и трудности в социальных ситуациях, так что может быть сложно понять, что у аутичного ребенка есть трудности с восприятием устной речи и другой слуховой информации.
Ребенок с нарушением слухового восприятия может быстро уставать, когда он слушает чужую речь. Попытки следовать за разговором могут приводить к истощению, и ребенок может их избегать, что уменьшает для него возможности речевой практики. Из-за этого аутичные дети могут казаться замкнутыми, не заинтересованными в участии в разговорах и другом социальном взаимодействии.
Взрослые в спектре аутизма говорят о том, что им сложно фильтровать сенсорные стимулы, особенно в шумной обстановке, например в многолюдном ресторане. Кроме того, во время разговора другой человек может жевать жвачку, его телефон может звонить, он может говорить слишком быстро. Все это может вызывать перегрузку у человека в спектре аутизма. Он может стремиться отдохнуть от такой нагрузки в одиночестве, подальше от мира звуков.
Среди сенсорных проблем при аутизме у детей чаще всего встречаются нарушения зрительного восприятия, повышенная тактильная чувствительность и нарушения слухового восприятия. Более того, одно исследование показало, что есть связь между уровнем сенсорных проблем и степенью выраженности симптомов аутизма. По наличию у ребенка повышенной слуховой и тактильной чувствительности можно было предсказать, что у него будет диагностирован аутизм (Jussila et al., 2020).
Многие справедливо задаются вопросом — связаны ли проблемы со слуховым восприятием с тем, что многие аутичные дети лучше всего усваивают зрительную информацию. Если слушать устную инструкцию трудно и утомительно, то зрительное восприятие может быть более желанной альтернативой.
Другое интересное пересечение между аутизмом и нарушением слухового восприятия — это инфекции ушей. Некоторые исследования (Khavarghazalani et al., 2016) указывают на то, что для детей, ранее болевших отитом среднего уха, характерна та или иная степень нарушения слухового восприятия. Аутичные дети могут отличаться аномалиями в работе иммунной системы, многие из них чаще, чем остальные дети, болеют инфекционными заболеваниями (в том числе инфекциями уха) в первые годы жизни (Sabourin et al., 2018).
На самом деле многие родители детей в спектре аутизма говорят о хронических ушных инфекциях в первые годы жизни ребенка. Было бы интересно проверить, связаны ли подобные инфекции с НСВ, или же дети в спектре аутизма в целом более предрасположены к проблемам слухового восприятия, как и к другим сенсорным расстройствам.
Пересечение между аутизмом и НСВ требует новых исследований, но мы точно знаем, что аудиологи и другие специалисты, занимающиеся вопросом слуха, должны больше знать о работе с аутичными детьми и дифференциации симптомов аутизма и нарушения слухового восприятия.
Вы можете попробовать поговорить с другими родителями аутичных детей в вашем регионе, чтобы узнать, к какому логопеду или другому специалисту лучше обратиться в связи с проблемами слухового восприятия у ребенка.
Разнообразие звуков
Реализация слухового восприятия возможна после анализа характеристик звуков. Они делятся на три вида: речевые, шумы, музыкальные, и обладают качествами (компонентами), которые определяет звуковой анализатор:
- силой (интенсивностью или амплитудой) – звук от громкого до тихого;
- тембром или звуковым спектром;
- высотой (тоном) или частотой колебаний – от высокого (пение птиц) до низкого (басы в музыке или дальний раскат грома). Чем больше частота, тем звук выше;
- длительностью – продолжительностью звуковой вибрации;
- темпоритмическими особенностями.
Существует также уровень звукового давления (измеряется в децибелах). Это не громкость, которую точно измерить невозможно. Для примера: рычание собаки и звук будильника могут иметь одинаковый уровень давления, но последний намного громче первого.
Звуки делятся на простые (с одной частотой) и сложные (с разными частотами). Мы обычно слышим больше сложных колебаний. Так, речь человека состоит из разночастотных звуков и с меняющимся уровнем громкости.
Некоторые звуки со слишком низкой или высокой частотой слуховые органы человека не воспринимают. Его предел – интервал 20 – 2000 Гц. При этом порог слышимости с возрастом может меняться – снижается реакция на высокие частоты.
Интересно, что женщины хуже различают низкие частоты, чем мужчины.
Речевой слух: основные понятия и его важность
Речевой слух — это способность человека воспринимать, анализировать и понимать речь других людей. Он играет важную роль в развитии речи, а также в процессе общения и обучения.
Основные понятия, связанные с речевым слухом:
- Акустика — наука о звуках и их свойствах. Акустика изучает особенности звука, его восприятие и распространение в пространстве.
- Аудиоматериалы — записи слов, предложений и текстов, которые используются для тренировки слухового восприятия и развития речи.
- Фонетика — наука, изучающая звуковое строение языка. Фонетика помогает различать и правильно произносить звуки родного и иностранного языков.
- Интонация — особенности изменения высоты, силы и продолжительности звуков и слов в речи. Интонация позволяет передавать эмоции и мелодию речи.
Важность речевого слуха заключается в следующем:
Речевой слух позволяет различать звуки и слова, что является основой для правильного произношения речи и общения с другими людьми.
Развитый речевой слух улучшает навыки восприятия и понимания речи на слух, что особенно важно при обучении и коммуникации.
Речевой слух способствует развитию ритма и интонации речи, что делает высказывания более выразительными и живыми.
Недостаток речевого слуха может привести к нарушению развития речи и затруднениям в обучении и общении, поэтому его развитие является важной задачей родителей и педагогов.
В заключение, речевой слух играет центральную роль в процессе развития языка и общения. Понимание основных понятий, связанных с речевым слухом, а также его развитие и тренировка являются ключевыми факторами для достижения успеха в обучении и взаимодействии с окружающими.
Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи
Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.
Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:
- «Испорченный телефон». Дети садятся в ряд. Первый игрок придумывает слово и шепчет его на ухо соседу. Тот передает услышанное дальше. Последний в цепочке называет слово вслух. Цель игры – правильно услышать и передать сказанное.
- «Волшебное зеркало». Ребята выбирают ведущего. Он подходит к одному из игроков на выбор и произносит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой, а ты повторяй за мной». Дальше он делает движение и говорит короткую фразу. Игрок должен в точности все повторить. Если ошибается, выбывает из игры, нет – становится ведущим.
Устройство слуха
Слух, голос и речь тесно взаимосвязаны. Если, например, потеря слуха произошла в доречевом периоде, человек так и не научится говорить. При остаточном слухе человек может получить речевые навыки с помощью слухового аппарата, усиливающего звук настолько, чтобы его можно было услышать.
Как устроен слух:
- Наружное ухо.
- Среднее ухо.
- Барабанная перепонка между наружным и средним ухом.
- Внутреннее ухо.
- Слуховые проводящие пути.
Вот простая иллюстрация:
А теперь более сложная:
Улавливаемые наружным ухом звуковые волны, ударяют в барабанную перепонку и заставляют ее вибрировать. Колебания передаются в среднее ухо. В свою очередь, внутреннее ухо состоит из двух компонентов. Первый компонент – это преддверия и полукружные каналы, которые отвечают за чувство равновесия и положения тела в пространстве, из-за чего данный элемент часто обозначают как «орган равновесия».
Второй компонент внутреннего уха – это так называемая улитка, заполненная жидкостью, которая вибрирует под воздействием волновых колебаний. Внутри улитки находится специальный орган (кортиев орган), который непосредственно отвечает за слух. Он содержит около 30 тысяч клеток, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга. Каждая клетка настроена на определенную частоту, и, если часть из них погибнет, человек перестанет слышать звуки на той частоте, за которую отвечали погибшие клетки.
Также стоит подробнее рассказать про слуховые проводящие пути. Это группа нервных волокон, отвечающих за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. В головном мозге происходит обработка и анализ комплексных звуков (речь, мелодия, песня). Скорость передачи аудиосигнала от наружного уха к центрам мозга происходит за 10 миллисекунд.
Представление о том, как устроен слух, как мы слышим звуки позволяет лучше понять, что такое музыкальный слух и как его развить. Большинство из нас слышали выражение, что «неработающие органы атрофируются». Это в полной мере относится и к элементам устройства человеческого слуха.
Чем большее количество клеток из тех 30 тысяч, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга, вы заставите работать, тем более тренированным будет ваш слух. Если вы будете слушать звуки на разной частоте, со временем вы потренируете каждую клеточку кортиева органа. Они начнут быстрее реагировать на «свою» частоту.
Соответственно, нервные волокна, которые отвечают за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, будут быстрее передавать максимально точную информацию к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. А обработка и анализ комплексных звуков с каждым разом будут все детальнее и эффективнее.
А сейчас подведем итоги урока. Сегодня вы изучили физику звука, физику и анатомию голоса, а также узнали, как работает голос и что общего в развитии голоса и речи. Вы узнали, что основными физическими характеристиками звука являются высота, сила и звуковой спектр, а также познакомились с устройством голосового аппарата, органов слуха и поняли, как происходит звукоизвлечение и голосообразование.
Закрепите полученные знания при помощи теста, после чего мы ждем вас на следующем уроке!
Понятие речевого слуха
Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи
При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного. Речевой слух может нарушиться вследствие травмы височной области с левой стороны головы
Неречевой же нарушается при травмировании правой височной области.
Речевой слух делят на:
- фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
- физический – умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
- звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
- тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
- ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.
Речевой слух позволяет осуществлять контроль над произносимым текстом, приспосабливаться к тону собеседника, контролировать слуховое восприятие речи и звучание собственного голоса. При нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму.
Что даст развитие каждого из полушарий
В начале подведем итог: любая деятельность человека начинается с сопоставления новых данных с прежним опытом, то есть в этом процессе задействовано левое полушарие. При этом на принятие окончательного решения влияет правая часть мозга — физически невозможно придумать что-то новое, основываясь только на прежнем опыте.
Такое целостное восприятие действительности, позволяет не зацикливаться только на общепринятых нормах и соответственно двигает личностный рост человека вперед.
Развитие правой гемисферы поможет человеку легче вступать в контакт с окружающими, а левой — будет способствовать правильности выражения мыслей. Такой подход благотворно влияет на приобретение успехов не только в профессиональной деятельности, но и в других занятиях связанных с общением внутри социума. Поэтому благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь человека становится гармоничней.
Чтобы развить эти способности, специалисты рекомендуют несколько раз в день делать простые упражнения, активизирующие мозговую деятельность:
- Если человек плохо дружит с логикой, то ему рекомендуется как можно больше заниматься умственной работой — разгадывать кроссворды или сковороды, а также отдавать предпочтение решению математических задач. Если же требуется развивать творческие способности, то в таком случае можно попытаться понять смысл в художественной литературе или живописи.
- Активизировать работу одного из полушарий можно с помощью увеличения нагрузки на ту сторону тела, за которую оно отвечает: например, для стимуляции левого полушария необходимо работать правой частью тела, и наоборот. При этом упражнения не обязаны быть слишком сложными — достаточно просто попрыгать на одной ноге или попробовать вращать предмет рукой.
«Ухо-нос»
Правой рукой нужно прикоснуться до кончика носа, а левой — за противоположное правое ухо. Затем одновременно их отпускаем, хлопаем в ладоши и повторяем действие, зеркально меняя положение рук: левой держимся за кончик носа, а правой — за левое ухо.
«Колечко»
Это упражнение знакомо практически всем с детства: нужно быстро поочередно соединять в кольцо большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Если все получается без заминки, то можно попробовать делать упражнение 2 руками одновременно.
«Зеркальное рисование»
Присядьте, положите на стол большой лист белой бумаги, а в каждую руку — по карандашу. Затем нужно попробовать одновременно нарисовать любые геометрические фигуры — окружность, квадрат или треугольник. Со временем, если все получается, то можно усложнить задачу — попробовать рисовать более сложные изображения.
Примечательно, что комплексный подход к усовершенствованию деятельности коры больших полушарий поможет не только улучшить коммуникативные способности человека, но и замедлит возрастные изменения в психике — как известно, активный образ жизни и умственная работа позволяют человеку оставаться молодым в душе и сохраняют его интеллектуальные способности.
Слуховые ощущения и психика человека
Изучение слуха и голоса человека доказали, что его головной мозг, психика, сознание и нервная система тесно связаны между собой. Например, если левая височная извилина мозга будет поражена, то индивид перестанет понимать речь или ее потеряет.
О том, насколько сложно устройство слухового аппарата было рассказано выше. Поэтому он так чутко реагирует на нервные нарушения. Множество проблем со слухом возникает даже не в связи с нарушениями в нем самом (или мозге), а как следствие заболевания нервной системы. Так, данная патология может сделать человека глухим, а его исцеление будет внезапным благодаря гипнозу.
Большое значение звуки играют и в деятельности человека, стимулировать или тормозить ее, успокаивать, вызывать усталость, скуку.
Определенные звуки способны вызывать у людей разные эмоции, настроение:
- шелест листьев или шум дождя – легкую грусть;
- вой ветра – тревогу;
- рычание собаки и шипение змеи – сигнал опасности;
- гром салюта – приподнятость, ощущения праздника;
- топот детских ножек или шаги любимого человека – радость;
- шелест купюр в банкомате – удовлетворение;
- красивая мелодия – умиротворение, а если грустная, то даже может дойти до слез и т. д.
Если шум достигает высокого уровня, он влияет на психику, нервную систему отрицательно:
- повышает расход энергии;
- увеличивает напряжение мускулов;
- ускоряет утомляемость;
- усиливает тревожность;
- делает человека раздражительным.
Такое же влияние оказывают постоянно меняющиеся беспорядочные и высокочастотные звуки.
Музыка, наоборот, помогает выполнять повторяющиеся несложные задания. Наверное, потому мы ее и включаем, когда убираем квартиру. Определенные мелодии заставляют сосредоточиться, достаточно вспомнить роль военных оркестров, другие – создать романтическую обстановку или очень веселую.
А для организации серьезной продуктивной работы лучше устранить посторонние звуковые эффекты.
Как устроены органы слуха и как они работают
Слуховые ощущения возникают благодаря довольно сложно устроенному слуховому аппарату. Он принимает воздушные волны в виде колебаний и преобразует его в сигналы, которые далее поступают в головной мозг, им анализируются и истолковываются (интерпретируются). Именно так мы слышим определенные звуки. Для этого они проходят такой путь:
- Внешнее ухо (его мы видим – это раковина)– собирает звуковую волну и направляет ее в воронкообразный слуховой проход, где она усиливается. На конце последнего находится барабанная перепонка.
- Среднее ухо представляет собой заполненную воздухом камеру, которую евстахиева труба (открывается при зевке и глотании) соединяет с горловым и назальным проходами. Ее предназначение – выравнивание давления волны по обеим сторонам барабанной перепонки. Последняя колеблется под воздействием звука, такие импульсы передаются на овальное окошечко внутреннего уха самыми мельчайшими косточками со смешными, но практичными названиями молоточек, наковальня, стремечко.
- Внутреннее ухо, в свою очередь, заполнено жидкостью. Его большая часть имеет спиралевидную конфигурацию, поэтому получила наименование «улитка». В ней имеется 20 тыс. клеток микроскопического размера с волосками (ресничками). Они поделены на группы, каждая из которых реагирует на определенную частоту колебаний, и соединяются с волокнами слухового нерва. Преобразованные в улитке волны приводят жидкость в движение, а волосковые клетки при сгибании и разгибании дают нерву электрические сигналы, посылаемые в мозг. Там они и опознаются.
Происходит это так. Обычная ситуация: звонит телефон и, взяв трубку, вы услышите голос родного человека, спрашивающего о вашем самочувствии. По голосу мы узнаем человека, понимаем, что он говорит, определяет его эмоциональное состояние. Происходит это без всяких усилий, автоматически и все потому, что у нас есть специальные структуры, в которых происходит сложный процесс аудиального восприятия (интерпретирования информации, зависящее от когнитивной составляющей человека и накопленных им знаний) и распознавания компонентов звука.
Вибрации (волны) от источника звука (голосовых связок или иного) через органы слуха достигают реснитчатых клеток и активируют их. Создаваемые ими сигналы посредством ядер передаются в отдел головного мозга с серым веществом – таламус, вернее, в его медиальное коленчатое тело. Оттуда информация перенаправляется в слуховую кору на височных долях, где обрабатывается и отправляется в другие структуры мозга для соответствующих реакций.
Причины снижения слуха
Слуховое ощущение могут быть изначально плохим по таким врожденным причинам, как генетическая мутация, внутриутробная инфекция, гипоксия плода, преждевременные роды. Приобрести такое нарушение можно из-за:
- инородного тела в ухе;
- повреждения барабанной перепонки;
- травмы (акустической, черепно-мозговой, барической);
- серной пробки;
- опухоли в голове;
- сахарного диабета;
- инфекционных и вирусных заболеваний – грипп, корь, паротит, менингит, герпес;
- инсульта, артериальной гипертензии, гипертонии, атеросклероза;
- отита (воспаления среднего уха);
- отравления промышленными токсинами;
- приема определенных препаратов (антибиотиков и других);
- отосклероза;
- курения;
- возрастных изменений;
- постоянное нахождение в очень шумном месте.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.
Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:
- «Испорченный телефон». Дети садятся в ряд. Первый игрок придумывает слово и шепчет его на ухо соседу. Тот передает услышанное дальше. Последний в цепочке называет слово вслух. Цель игры – правильно услышать и передать сказанное.
- «Волшебное зеркало». Ребята выбирают ведущего. Он подходит к одному из игроков на выбор и произносит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой, а ты повторяй за мной». Дальше он делает движение и говорит короткую фразу. Игрок должен в точности все повторить. Если ошибается, выбывает из игры, нет – становится ведущим.