Методическая разработка «формирование лексической стороны речи у дошкольников с онр»

«Специфика коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексической стороны речи»

 учитель – логопед МБДОУ д/с № 13 комбинированного вида

Киселевского городского округа

1. Цель учебно-методической разработки:

обогащение лексического словаря детей с ОНР.

2. Задачи и направленность:

— подготовка детей к усвоению курса родного языка;

— накопление у детей определенного  лексического словаря;

— обучение детей умению производить отбор и группировку слов по признакам;

— уточнение значения слов;

— расширение семантики слов;

— упражнение в словообразовании и употреблении слов.

3. Адресовано учителям — логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.

4.  Актуальность и востребованность на современном этапе:

дошкольные  образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.  Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.  К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них лексического словаря. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

5.  Условия реализации:

логопункт при ДОУ,  речевая (логопедическая)  группа, массовая группа, логопедический кабинет в детской поликлинике, домашние условия.

6. Способы взаимодействия специалистов:

полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, физ. руководителя), психолога, родителей. Способы взаимодействия:

систематическое проведение занятий с детьми воспитателями по программе;

консультации логопеда и семинары — практикумы;

работа над  словарем по соответствующей лексической теме в речевом материале на занятиях узких специалистов;

создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие лексический словарь (настольно-печатные, компьютерные), логоконструкторы, перфокарты.

7. Результативность использования данной учебно-методической разработки:

педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения.

8. Перспективы использования учебно-методической разработки:

—  коррекционно-образовательные учреждения;

— детские сады общего вида;

— комбинированные детские сады;

Прогноз коррекции

Эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько рано было выявлено ЛГНР. Чем раньше, тем лучше будет результат. При своевременной логопедической помощи к поступлению в первый класс удается справиться с данным нарушением. Либо можно максимально сократить отставание от нормы.

На результат влияет и особенность речевого нарушения. Чем оно сложнее, тем больше времени займет коррекционная работа по формированию необходимых навыков. Во время обучения в школе ЛГНР может стать причиной появления дисграфии и дислексии. Поэтому коррекционную работу нужно проводить в дошкольном возрасте.

ЛГНР обычно является частью более сложного речевого нарушения. Поэтому логопед составляет план занятий, чтобы устранить причину появления какого-либо дефекта. Данное нарушение становится более заметным после 3-х лет, когда малыш начинает активнее взаимодействовать с окружающим миром.

Чтобы предупредить появление ЛГНР взрослым необходимо больше общаться с ребенком, интересоваться его мнением. На прогулке отрабатывать некоторые направления по развитию лексико-грамматического строя

Ведь родители также оказывают немаловажное влияние на речевое развитие. Поэтому логопед и родители должны взаимодействовать вместе, чтобы у ребенка была красивая и грамотная речь

Обследование лексического словаря у детей с ОНР

 Для изучения состояния  лексической стороны речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

*Обследование словарного запаса по специально составленному материалу;

*Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ;

*Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.) логопедом.

     Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250-300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А.Каше и Т.Б.Филичевой, Т.Б.Филичевой и А.В.Соболевой, О.Е.Грибовой и Т.П.Бессоновой, О.Н.Усановой и др. лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:

— семантического (в словарь- минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко-близко», «вверху — внизу», «сначала — потом» и др.;

— лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги — в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);

— тематического, в соответствии, с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам.

Составление словаря-минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в ДОУ, с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. При обследовании словаря используется прием назывании изображенных на картинках предметов, действий и т.д.

Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку).

Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, сформированности лексического словаря.

1.Роль дидактических игр в логопедической работе.

Для меня
дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка
с целью коррекции ее различных дефектов.

Дети, страдающие
различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из
них становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников и
взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться
неврозы. Общее их развитие тормозится, и без специального обучения они начинают
заметно отставать от нормы.

Поведение ребенка в
игре, его активность – показатель уровня речевого развития.

Наблюдая за играми
детей, обнаружила, что многие дети малообщительны, не могут словами выразить
просьбу, не имеют навыков самостоятельной игры. Наличие речевого барьера делает
их возбудимыми, неуравновешенными, наоборот, заторможенными.

В своей работе
ставлю перед собой цель: последовательно решать задачу по развитию речи детей;
добиваться, чтобы дети приобрели навыки совместной игры, высказывались по ходу
игры.

Вместе с
воспитателями наметили непосредственную образовательную деятельность и
наблюдения, которые способствуют обогащению знаний детей об окружающем для
дальнейшего отражения их в дидактических играх.

При обследовании
детей с общим недоразвитием речи выявила, что у детей часто отмечается бедность
словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном
предметно–бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам,
путают названия овощей и фруктов. В их словарном запасе мало глаголов,
обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих
нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и
прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Все это
ограничивает речевое общение детей.

Слабая память,
быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться – такие особенности характерны
для детей с общим недоразвитием речи. Поэтому перед логопедом или воспитателем,
который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи
коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами,
понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами,
добиваться употребления их в связной речи.

У детей с указанным
дефектом речи преобладает наглядно – действенное восприятие, то есть показ
предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово.

Игровые методы развития лексико-грамматического строя речи

Дидактические игры облегчают детям усвоение категорий и понятий, эффективно закрепляют правильные словоформы, развивают словесно логическое мышление. Их можно проводить с использованием картинок и другого наглядного материла. Вполне допустимо «играть в слова» во время обычной прогулки.

Примеры игр и упражнений

Что изображено на картинке. Подготовить наглядный материал с изображением одного и нескольких образов (дерево, стул и пр).

Цель: Усвоение множественного числа.

Дети называют, что видят на картинке. Сначала продемонстрировать картинку с одним изображением, затем – с множеством (дерево — деревья, карандаш — карандаши).

Подбери подарки для друзей. Для игры подготовить два десятка подходящих игрушек и мелких предметов (медвежонок, зайчик, платок, машинка, чашка, совок и т.д.).

Цель: Обучение интуитивному морфологическому анализу.

Предложить ребенку выбрать только то, что заканчивается на «ок». В следующей попытке — на «ка»

Выбирая предмет, важно его называть

Особое внимание уделять тем наименованиям, которые можно использовать двояко (медвежонок, мишка)

Всему свое место. Наглядный материал – картинки, на которых изображены предметы или продукты.

Цель: Закрепление категории рода имен существительных.

Ребенку необходимо разложить все картинки, сформировав три набора, каждый из которых соответствует одному роду. Для определения рода дошкольник проговаривает: «мой …», «моя…», «мое…».

Упражнения, которые можно выполнять «на ходу»:

  • Придумать группу слов на основе одного: цвет (цветок, цветочек, разноцветный, соцветие, одноцветный), лист (листок, листопад, листики) и пр.
  • Определить множественное число понятия – лист, дорога, тропинка и др.
  • Осваивать склонение существительных и определение принадлежности с помощью ответов на вопросы: Кого угостить орешком в лесу? Чей хвостик выглядывает из-за дерева?
  • Формировать умение оперировать сравнительными прилагательными (дерево выше, дорожка уже, листок больше и пр).
  • Расширять лексический запас, придумывая характеристики (ягодка какая, птички какие и т.д.).

Работа над лексико-грамматическим строем

В возрасте 6-7 лет у детей происходит сильное увеличение словарного запаса. Они используют все больше слов в своей активной речи, овладевают всеми грамматическими навыками. В этот период у детей закладывается основа для успешного овладения грамотой в школе. Работа ведется по следующим направлениям:

  • уточнение значения слов;
  • введение в речь прилагательных и глагольной лексики;
  • умение подбирать синонимы;
  • формирование умения точно называть предмет, его назначение и свойства;
  • работа со словами-антонимами;
  • воспитание умения внимательно слушать текст;
  • обучение словообразованию;
  • формирование навыка согласования.

Детям задают вопросы об окружающих их предметах, задают уточняющие вопросы. Работают не только с существительными, но и с глагольной лексикой. Задача логопеда − расширить словарный запас и научить употреблять слова в речи в правильном значении.

  • «Скажи какое?». Детям читают стихотворение – его обязательно нужно проиллюстрировать. Ребятам задают вопросы так, чтобы ответом на них были слова-прилагательные.
  • «Угадай предмет». Взрослый описывает детям предмет, а они должны угадать, о чем идет речь. Это может быть описание не только внешнего вида, но и его свойств. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Назови противоположное». Перед детьми раскладывают картинки. Им предлагают назвать, что на них изображено, и подобрать противоположное значение. Затем задание усложняется: показывают иллюстрацию, на которой есть слова-антонимы (высокое дерево, низкий домик и т. д.). Дети должны составить предложения, используя антонимы.
  • «Путаница». Ребенку читают небылицу, показывая подходящую иллюстрацию. После ее прочтения, взрослый спрашивает, что в этом стихотворении правда, а что автор выдумал или перепутал.
  • «Подбери подходящее слово». Взрослый зачитывает короткий текст: «Папа решил сделать конуру. Сын принес ему доски. «Нет, они не подходят – конура сломается». Сын принес ему другие. «А вот из них получится замечательный домик для пса!». У ребенка спрашивают, какие сначала доски принес мальчик, а какие понравились папе.

У 6-7-летних детей больше всего трудностей возникает при согласовании прилагательных и существительных в среднем роде, образование глагола в повелительном наклонении

Поэтому при выполнении предложенных заданий на это следует обращать особое внимание

https://youtube.com/watch?v=effKNNKjQsU

Нормы речевого развития

К этому возрасту ребенок:

  • различает звуки, выделяет нужную фонему в слове;
  • может произносить слова со сложной слоговой структурой и стечением согласных;
  • умеет определять, сколько слогов в слове;
  • использует в речи сложные предложения;
  • употребляет в своей речи предлоги;
  • овладевает навыком согласования слов в предложении;
  • овладевает всеми способами словообразования;
  • понимает обращенную к нему речь;
  • понимает скрытый смысл художественных произведений;
  • использует все больше слов в связной речи;
  • без помощи взрослого составляет рассказы-описания, пересказывает сказки и другие произведения;
  • может приводить логические доводы в поддержку своей точки зрения или ответа на вопрос;
  • использует конструкции с союзом «А»;
  • понимает логико-грамматические конструкции.

К возрасту 7 лет дети с нормальным речевым развитием овладевают перечисленными навыками в полном объеме.

Лексика и грамматика родного языка в развитии дошкольника

В тесной взаимосвязи с освоением грамматических норм у ребенка накапливается словарный запас (лексический строй). Лексика родного языка – это огромный пласт. В дошкольном периоде прорабатывается только незначительная его часть. Развитие словарного запаса происходит на протяжении всей жизни.

Лексический запас дошкольника включает понятия распространенных предметов и явлений, их качества и свойства, а также многочисленные связи окружающего мира. В детском словаре мало абстрактных слов и специальных терминов, социально значимых и обобщенных понятий. Словарный запас будет расширяться с накоплением знаний, обучением чтению и дальнейшим познанием действительности.

Развитие лексико-грамматического строя речи зависит от особенностей формирования познавательных процессов ребенка

Чем более развиты восприятие, внимание, память, тем быстрее пополняется словарный запас, и чаще звучит грамматически правильная речь в дошкольном возрасте

Развитие познавательных процессов способствует формированию речи

Роль и ответственность родителей в формировании речевых умений ребенка состоит в создании благоприятной среды. Ребенок заимствует все – верные, искаженные фразы, речевые обороты, которые употребляют родители. Взрослым необходимо грамотно говорить самим, чтобы в естественных условиях прививать привычку детям говорить правильно.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат

Специфика работы на лексическом уровне

Специфичность процесса коррекционного обучения детей с ОНР заключается в формировании предпосылок к продуктивному усвоению программы общеобразовательной школы. Логопедические занятия носят наряду с коррекцией пропедевтический характер, дети подготавливаются к усвоению курса родного языка.

Важным направлением работы по обогащению лексики является ознакомление с различными способами словообразования. В процессе словообразования развивается восприятие и различение значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах. Работу на уровне обогащения лексики нельзя ограничивать только накоплением у детей определённого количества слов.

Важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.п. При этом учитывается, что системные связи между лексическими единицами легче всего осмысливаются путём использования приёма сравнения

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям.

Развитие лексики в речевой группе проводится по направлениям:

Обогащение словарного запаса;

Уточнение значения слова;

Расширение семантики слова.

Сначала ребёнок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознаёт значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ребёнку на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяются глаголы, имена прилагательные, местоимения, числительные.

Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые не совсем точно усваиваются детьми с ОНР. Приступая к словарной работе, необходимо подбирать материал с учётом тематического единства, охватив при этом основные части речи: существительное, глагол и прилагательное, а также постепенно усложняя структуру слова

Работая над словарём, представленным существительными, глаголами и прилагательными, логопед подготавливает детей к работе над фразой

Приступая к словарной работе, необходимо подбирать материал с учётом тематического единства, охватив при этом основные части речи: существительное, глагол и прилагательное, а также постепенно усложняя структуру слова. Работая над словарём, представленным существительными, глаголами и прилагательными, логопед подготавливает детей к работе над фразой.

При выборе приёмов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития учащихся. Приёмы объяснения слов, имеющих конкретное значение, связаны с использованием наглядных средств, к которым можно отнести показ самого предмета или действия, обозначаемого словом, его изображения на картине, муляже, макете и т.д. При объяснении слов, имеющих отвлечённое значение, применяются словесные и логические средства.

Логопеду надо помнить, что в коррекционно-развивающем обучении осторожно используется способ подстановки синонимов для объяснения значений слов, так как детям с ОНР и сам синоним может оказаться непонятным. А вот одновременное использование синонимов и антонимов является плодотворным приёмом, помогающим раскрыть перед детьми семантику слова

Поэтому с этими детьми целесообразно использовать сочетание различных приёмов работы над смысловой стороной слова.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

— создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

— проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

— не ругать ребенка за неправильную речь;

— ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

— не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

— осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

 Учитель-логопед МАДОУ № 102Слепцова О.Б.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных

приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном

воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи

Слайд 3Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности.
В дошкольном

возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра.
В связной речи реализуется основная

функция языка и речи — коммуникативная.
Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи — одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Слайд 4Виды дидактической игры как игрового метода обучения:

1. игры –

образовательная деятельность
2. дидактические игры

Слайд 5Основные виды игр:
— игры с предметами (игрушками, природным материалом),

настольно-печатные игры
— словесные игры.

Слайд 6Игры с предметами В играх с предметами используются

игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать,

устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач

По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника.

Слайд 7Настольно-печатные игры Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей.

Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и

развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Слайд 8Словесные игры Словесные игры построены на словах и

действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся

представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи.

Слайд 9Дидактическая задача Для выбора дидактической игры необходимо знать

уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать

уже имеющимися знаниями и представлениями. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.

Слайд 10К наглядности относятся:
предметы, которыми играют дети и которые составляют

материальный центр игры; картинки, изображающие предметы и действия с ними,

отчётливо выделяющие назначение, основные признаки предметов, свойства материалов; наглядный показ, пояснение словами игровых действий и выполнение игровых правил.

Слайд 11Система современных дидактических игр для развития связной речи — это

практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети

речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика.

Понятие и составляющие грамматического строя

Поскольку мы имеем дело с научным понятием, проясним его суть. Речь любого языка имеет четкую структуру. Словарный запас – это база, кирпичики. Чтобы слова обрели силу и действие, необходимо использовать их в соответствии с законами родного языка.

Четкие правила, как сочетать слова друг с другом, чтобы образовывались внятные предложения со смыслом, называют грамматическим строем речи.

Некоторые правила использования языка сформированы сотни лет назад, но полноценно действуют и сейчас. Трудно объяснить, чем они обусловлены. Однако эти законы изменения слов и построения фраз регулируют способы образования предложений и обеспечивают людям понимание друг друга.

Грамматика служит логикой языка и организует речь. Весь грамматический каркас включает три составляющие:

  • морфология;
  • словообразование;
  • синтаксис.

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста состоится, если они овладеют каждой из этих сторон. Соответственно, правильная речь ребенка станет полноценным средством общения и познания, а личность дошкольника поднимется на ступеньку готовности к школьному обучению.

Безусловно, продвижение ребенка в освоении грамматических законов в большой степени зависит от общего развития речи

Важно, какую речь ежедневно слышит ребенок, много ли он сам говорит. Грамматика не может восприниматься детьми извне

Они должны практиковаться: повторять слова, высказываться предложениями. Пусть это звучит на первых порах с множеством ошибок. Без этой емкой практики основы языка не постигнуть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: