Как подростку перестать стесняться?

Как помочь дошкольнику социализироваться

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» специалисты проводят комплексную диагностику личности, в ходе которой выясняют, почему ребенок не хочет говорить. Диагностика включает в себя:

  1. Логопедическое обследование — позволяет выявить и оценить проблемы и нарушения в речевом развитии детей, определить причины и помочь ему преодолеть стеснение, развить навыки общения и самовыражения, чтобы он мог свободно и уверенно разговаривать со сверстниками и взрослыми).
  2. Психологическое тестирование — помогает выявить скрытые эмоциональные и психологические факторы, которые влияют на его способность общаться и выражать свои мысли. По результатам определяются особенности личности ребенка, его уровень самооценки, социальные навыки и степень стеснительности, что позволяет разработать индивидуальный план помощи и поддержки, направленный на преодоление стеснения и развитие коммуникативных навыков.
  3. Педагогическое наблюдение — позволяет выявить особенности развития малыша, который стесняется разговаривать, провести наблюдение за его поведением, речью и взаимодействием с окружающими. Во время наблюдения педагоги выявляют факторы, которые вызывают стеснение и затрудняют общение, отмечают прогресс и серьезность проблемы для последующей разработки подходящей стратегии и методики, направленных на развитие навыков общения и преодоление стеснительности.

Если ребенок стесняется говорить из-за речевых дефектов, родителям рекомендуют записаться на курс развивающих занятий с логопедом. Понять, что делать, если человек может говорить, понимает обращенную к нему речь, но стесняется участвовать в диалогах, поможет консультации психолога.

Причины детской осторожности в общении с незнакомыми

Эксперты в области педагогики и психологии выделяют несколько наиболее распространенных причин того, что ребенок не хочет говорить со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

  • высокая интровертированность личности;
  • заниженная самооценка;
  • природная застенчивость;
  • ребенок стесняется отвечать только на уроках в школе, потому что испытывает трудности в освоении образовательной программы;
  • элективный мутизм.

Ребенку, который стесняется вступать в диалоги с ровесниками, необходима помощь квалифицированных специалистов: психолога, логопеда, а иногда невролога и психотерапевта.

Как раскрепостить скромного ребенка?

Первым делом, начните показывать малышу, как вы поощряете его попытки общаться с людьми

Это могут быть банальные “Здравствуйте”, “Спасибо” или “Пожалуйста”, которые в дальнейшем, если ребенок будет чувствовать важность всего этого, перерастут в простейшие диалоги и фразы. И дальше — больше

Хорошим способом помочь ребенку научиться общаться станет разыгрывание ситуаций с его любимыми игрушками. Придумывайте истории, в которых малыш будет участвовать, предлагайте ему придумывать диалоги и развитие сюжета, расспрашивайте его о том, как стоит поступать скромному медвежонку или кукле.

Поработайте над эмоциями. Наверняка вы замечали, как тяжело ребенку заставить себя рассмеяться или показать свою заинтересованность.Здесь поможет простейшее упражнение, которое точно не вызовет дискомфорта: покривляйтесь с малышом и изображайте гримасы перед зеркалом, поднимая друг другу настроение. Дети более взрослого возраста могут сыграть с вами в игру, где с помощью жестов и гримас нужно объяснить и описать загаданный предмет или явление. Если вы видите, что ребенок скромничает, то начните первыми: скоро ему станет интересно и самому загадать слово.

Зовите гостей, с которыми точно будет комфортно. Никаких больших шумных компаний, а только приятные собеседники с ребенком того же возраста, что и ваш — так настроить контакт будет проще. Помогайте своему ребенку встретить и приобрести новых друзей: идете на площадку — захватите самые разные игрушки, которые привлекут других ребят и помогут найти точки соприкосновения с вашим малышом. Играйте вместе с детьми, помогайте вызывать интерес и соучастие.

Не забывайте о том, как важно поддерживать самооценку ребенка на должном уровне: это не значит, что нужно расхваливать его по любому поводу, но отмечать его успехи и положительные моменты нужно обязательно. При этом что-то плохое следует обсуждать, а не срываться на крик истерики, которые только больше замкнут ребенка

Застенчивость – норма или отклонение

Стеснение – это своего рода наша защита в непонятных ситуациях. Например, при общении с незнакомыми людьми, пока мы краснеем и смущаемся, мозг оценивает, насколько безопасна обстановка. Первые признаки смущения можно заметить за ребенком с пяти месяцев, когда улыбчивый малыш вдруг начинает прятать личико и отворачиваться от незнакомых людей.

Следующий период, когда дети начинают стесняться, наступает примерно в два с половиной года. Как раз в этот период идет активное созревание нервной системы и это является нормой.

Однако по мере взросления застенчивость становится для человека скорее помехой, нежели благом. Она мешает ребенку нормально учиться, отвечать у доски, заводить друзей, выражать свое мнение и в целом добиваться чего-либо в жизни. Потому что основой всего в современном мире являются навыки коммуникации.

Почему ребенок становится застенчивым

Существует мнение, что застенчивость передается по наследству. Но по многочисленным психологическим исследованиям все намного проще. Застенчивый ребенок это тот, кого просто не научили общаться.

Также существует ряд других факторов, которые могут повлиять на излишнюю детскую робость:

1. Особенности воспитания

Например, частые запреты, наказания, обидные высказывания в сторону ребенка могут стать причиной развития неуверенности в себе и возникновению излишней стеснительности.

2. Неправильное раннее развитие

Когда родители пытаются развивать ребенка не по возрасту. Например, учить читать в 3 года, в результате чего у малыша не получается, он сталкивается с критикой и замыкается в себе.

Как правильно заниматься ранним развитием ребенка читайте здесь.

3. Особенности темперамента

Считается, что застенчивых людей больше всего среди флегматиков и меланхоликов. На черты характера которых накладываются дополнительные факторы влияющие на развитие робости.

4. Гиперопека

Так же как и чрезмерные запреты, гиперопека лишает ребенка самостоятельности. Поэтому ситуации, где ему нужно проявить себя, вызывают у него стресс, реакция на который проявляется в виде застенчивости.

5. Индивидуальные особенности

Бывает, застенчивым ребенок становится из-за некоторых особенностей, если они заметны окружающим. Например, если нужно ходить в очках, носить брекеты или ортопедическую обувь, что может спровоцировать насмешки других ребят

Одно неосторожное слово – и ребенок может замкнуться в себе

Застенчивость у ребенка – норма или нет?

Почему-то принято считать, что застенчивость – это что-то плохое. С этим нужно бороться и менять это качество в ребенке. Если ваш ребенок очень стеснительный, вспомните, что не все дети одинаковы. Не все должны быть энергичными, общительными и игривыми. Все зависит от темперамента ребенка. Некоторые малыши предпочитают побыть в своих мыслях, понаблюдать за происходящим из своей маленькой раковины. 

Возможно, они интроверты, и не стоит пытаться ломать их. Если ребенок стал стеснительным, нужно его поддержать и научить действовать в ситуациях, когда он должен отвечать и коммуницировать, а ему не хочется

Важно научить правильно объяснять, почему ему не хочется, например, играть в школе на утреннике или как правильно отстаивать свою позицию перед ровесниками

Признаки стеснительности

Застенчивого ребенка легко выделить из толпы. В гостях он не отходит от мамы, прячется за ее спину и молчалив. Там, где все дети играют, он грустно сидит в сторонке.

  1. Общие признаки. Первые симптомы: учащенный пульс, румянец, обильное потоотделение. Ребенок скован, чувствует дискомфорт.
  2. Самокритичность. Такие дети считают, что они хуже других. В результате комплексов, еще больше отдаляются от других.
  3. Замкнутость. Стеснительные дети молчаливы и необщительны в любом коллективе. Вовлечь их в какое-либо действие практически невозможно, а шумным играм они предпочитают тихие.
  4. Пугливость. Малыш испытывает страх перед всем новым и перед публикой. Он чувствует себя спокойно только в привычной обстановке.
  5. Нерешительность. Малышу трудно принимать какие-либо решения. Его терзают сомнения, правильно ли он поступает.
  6. Нарушение речи. Такие дети обычно малообщительны и с незнакомыми людьми не разговаривают — стесняются. Страх может привести к заиканию и запинанию в речи.

Среда интеллигентов

Если ребенок типичный «ботаник», увлечен книгами, науками, а воспитанием занимается бабушка, не стоит удивляться, что ребенок застенчив и далек от моды.

Воспитывая интеллигентность и утонченность души, любовь к натуральному и качественному, ребенка приучают резко отличаться от сверстников. Столкновение с реальной жизнью приводит к противоречиям: все жуют жвачку, ярко и модно одеты, постоянно играют в гаджеты, гоняют в футбол…

Что делать, если ребенок стал стеснительным? Здесь для счастливого детства малыша нужно снять запреты, чтобы ребенок не отличался кардинально среди окружающих.

Советы при общении с людьми

Есть некоторые советы, которые упрощают разговор с людьми. Они помогают чувствовать себя увереннее, а значит подавляют застенчивость. Обязательно воспользуйтесь хотя бы одним, а лучше несколькими советами — это точно поможет подростку перестать стесняться!

1. Поддерживаете зрительный контакт со своим собеседником

Меньше смотрите в пол, больше в глаза. Но не так пристально, чтобы человек испугался.

Когда вы рассказываете что-то, тоже смотрите на всех, кто вас слушает. Так вы взаимодействуете с людьми и неосознанно втягиваете в ваш монолог, который они начинают охотнее слушать. 

2. Активно жестикулируйте

Это показывает вашу харизму и свободу. То есть вы перестаёте в глазах людей выглядеть замкнутым и стеснительным! Дам смешной, но действенный совет. Все понимают, что трудно раскрепостится, когда ты стеснительный, поэтому есть упражнение, которое помогает побороть это состояние.

Отойдите в место, где вас никто не будет видеть — туалет, пустая комната и тд. И, только не смейтесь, начните активно размахивать руками, ногами, качать бёдрами и головой. Это будет похоже на разминку перед физкультурой.

Зачем это делать? Так наш мозг перестраивается и начинает думать, что мы находимся в комфортной обстановке, поэтому язык тела становится ярче. После этого упражнения вы будете чувствовать себя более свободным и расслабленным. 

3. Не молчите

Даже если вам нечего сказать, можете посмеяться, ахнуть от удивления, сказать что-то односложное по типу «ужас», «как так можно!», «забавно». Это лучше, чем ничего, особенно если вы находитесь в компании — иначе про вас забудут. Люди увидят, что вы неохотно участвуете в диалоге и ничего не предпринимаете для его развития. Это отталкивает, поэтому скоро вас самих вытолкнут из круга общения. 

Но лучше избегайте даже односложных фраз. Всегда что-нибудь говорите и не молчите. Учитесь говорить обо всём. 

Для этого есть ещё одно хорошее упражнение, которое я активно применяла, когда оставалась одна дома. Разговаривайте с любым неодушевлённым предметом. У меня это был чайник, а потом стул. Представьте, что он вам отвечает — и ведите разговоры на любые темы. Это очень помогает развить воображение и способность быстро ориентироваться в ситуации, находить темы для разговора. 

4. Начните диалог сами, если про вас забыли

Стеснительному человеку трудно поддерживать разговоры. Если про вас забыли, найдите человека, который вступит с вами в диалог, а потом снова вернёт в компанию. 

Это может быть или такой же потерявшийся одиночка, как и вы, или тот, кому просто не интересен разговор (обычно такие люди сидят в телефонах). И — самое банальное — спросите, откуда у него такая красивая кофта. Дальше диалог пойдёт сам собой, особенно если вы скажете, как она идёт этому человеку и почему вы заинтересовались.

Я так несколько раз вливалась в разговор, поэтому попробуйте. Один раз я влезла в диалог к двум друзьям, которые обсуждали, что они впервые находятся в такой большой компании, и согласилась с ними, что в ней тяжело поддерживать общение со всеми. А в другой раз, в этой же компании, я спросила у девочки про кофту, после чего нас ждал долгий разговор о разных магазинах одежды. 

5. Говорите не о себе, а о собеседнике 

Люди любят, когда говорят о них, им интересны они сами. Поэтому любой человек начнёт с вами активно разговаривать, если вы скажите что-нибудь хорошее, что касается только его. 

Кто бы что ни говорил, все люди — эгоисты. Их больше всего волнуют они сами. Вы очень сильно им польстите, если признаете их правоту в каком-то вопросе или сделаете им комплимент. Таким образом, человек будет сразу к вам положительно настроен, из-за чего охотнее продолжит с вами диалог. 

Теперь вы знаете, как подростку перестать стесняться. От чувства замкнутости и стеснения избавиться очень сложно, но реально. Придётся часто переступать через себя и через рамки в голове. Но осознание того, как сильно это мешает жить, и как сильно вы хотите чувствовать себя свободным, поможет от него избавиться. 

Все эти советы можно применять в любое свободное время, поэтому всё зависит от вас. Готовы ли вы меняться и становится лучше, чтобы в будущем ничто не мешало вашим мечтам и целям? 

Для чего нужно стеснение

Чувство стеснения знакомо каждому, особенно часто мы испытываем его в раннем детстве. Примерно с пяти месяцев ребёнок, до того беззаботно улыбавшийся каждому, вдруг начинает прятать личико, кукситься и плакать при попытках незнакомцев пойти на контакт. В этом возрасте у ребёнка запускается необходимый для выживания механизм распознавания «свой — чужой». 

Второй кризис смущения обычно приходится на возраст от одного до двух с половиной лет, когда ребёнок осознаёт, что не все живые существа в этом мире дружелюбны и безопасны. Такая детская застенчивость — необходимый этап взросления. Беспокоиться стоит в обратной ситуации — если ребёнок считает лучшим другом любого встречного. 

Ситуативное стеснение, связанное с какими-то ответственными событиями, тоже естественно. Это своего рода защита, которая активируется в стрессовых обстоятельствах, когда мы не можем предугадать реакцию окружающих. Пока мы краснеем, запинаемся и медлим в нерешительности, мозг оценивает обстановку и принимает решение, что делать и каким образом.   

Психологи из университета Бэйлора (США) в ходе тридцатилетнего исследования доказали, что у робких людей отлично развита эмпатия: они легко считывают изменения в настроении окружающих, тоньше понимают чувства других. Кроме того, стеснительность делает людей более наблюдательными и рассудительными: прежде чем действовать, они всесторонне изучают обстановку и взвешивают все за и против. 

Однако едва ли хоть один стеснительный человек считает свою застенчивость благом. Это чувство дискомфортно, оно вынуждает отказываться от потенциальных возможностей и удовольствий, а в особо запущенных случаях обрекает на одиночество.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение»сочини рассказ». Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Трудности общения

Причина. Есть люди, с которыми ребенок не хочет общаться, но по воле обстоятельств вынужден это делать. К примеру, его приводят к тете, которая ему не нравится. И в этом случае он будет испытывать чувство стеснения.

Ошибки взрослых. Основной просчет заключается в том, что родители настраивают малыша на общение с неприятным ему человеком. А крохе хочется побыть в этот момент в одиночестве или поиграть. Но он не может позволить себе сказать вслух: «Тетя, я хочу поиграть», он будет стесняться сделать это. Но такая застенчивость, как и в первом случае, — временная, она возникает лишь в те моменты, когда малыш находится в непростых для него условиях.

Как правильно? Если вы чувствуете, что кто-то из вашего окружения не нравится ребенку, не заставляйте кроху общаться с этим человеком. Или постарайтесь максимально скрасить часы, которые малышу приходится проводить в обществе неприятного ему человека. А если такого общения вообще можно избежать, воспользуйтесь этим.

instagram@ameliahannah

Стеснительность — это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно

«Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу

И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» — примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, — «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или игротерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому — Ваша дочь.

Чего делать нельзя

  • Как бы родителям не хотелось продемонстрировать, какой молодец ваш ребенок, как хорошо он танцует или поет, заставлять его это делать на публику, против его желаний, ни в коем случае нельзя. Не пытайтесь переделать малыша. Это только ухудшит ситуацию. Ребенок еще больше замкнется и перестанет доверять родителям.
  • Не стоит делать вид, что ничего не происходит и игнорировать детскую проблему. Это тоже ошибка. Малыш может на всю жизнь остаться застенчивым и одиноким.
  • Не нужно подталкивать ребенка к компании или в хоровод, он должен решиться сам присоединиться к компании.
  • Не называйте ребенка застенчивым и уж тем более не укоряйте за это.
  • Не ждите быстрого эффекта. Будьте ребенку другом и не торопите события.

Пять советов родителям застенчивых детей

Приводим 5 важных рекомендаций для родителей застенчивых детей. Их цель – напомнить мамам и папам о том, что их дети уникальны, неповторимы и развиваются в своем ритме. 

Совет 1. Давайте ребенку время собраться, не торопите его

Со стеснительными детьми работать нужно в спокойном режиме. Их нельзя торопить и подгонять. Необходимо отмечать даже маленькие успехи этих ребят. 

Очень важно помнить – то, что остальным дается легко, для них может быть непосильной задачей, преодолением. Не ждите, что буквально через несколько занятий ораторским мастерством ваш ребенок станет победителем на турнире чтецов или получит приз за участие в конкурсе художественной самодеятельности. Даже сам факт выхода на сцену, выступления – большой подвиг и успех. 

Даже сам факт выхода на сцену, выступления – большой подвиг и успех. 

Совет 2. Не давите и не сравнивайте

Никогда не требуйте непременных побед и, главное, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми − он легко может решить, что он ни на что не способен, раз не оправдывает ожиданий родителей.

Иногда детям нужно больше времени, чтобы раскрыться, иногда они выступают хуже, чем остальные. Главное, что они работают над собой, постигают, пусть и небольшие, но вершины. Все полученные навыки и знания останутся с ними на всю жизнь. Давление может ослабить у детей желание заниматься. 

Совет 3. Как можно чаще подбадривайте и хвалите

Обязательно отмечайте любые положительные результаты ребенка. Не обозначайте сразу глобальную цель, разбивайте ее на мелкие задачи. Делая каждый день по маленькому шагу и фиксируя его, мы быстрее приходим к финишу и победе, чем если пытаемся нахрапом преодолеть дистанцию. В отношении публичных выступлений это правило работает на сто процентов. 

Если постоянно отмечать маленькие успехи (например, вчера рассказал стихотворение на «5», сегодня защитил доклад без волнения), в подсознании фиксируется установка «Я могу». Тогда ваш юный оратор становится увереннее в себе. 

Родителям стоит завести «Дневник успехов юного оратора» и отмечать в нем любые промежуточные достижения ребенка. Этот метод помогает наглядно увидеть результаты и побуждает двигаться к покорению новых вершин. 

Совет 4. Больше практики и ситуаций успеха

Главное правило для более быстрого достижения результата – постоянная практика. Это могут быть систематические занятия в специализированном кружке или периодические задания на развитие коммуникативных качеств, например, заговорить первым с соседом в лифте, поддержать диалог с продавцом в супермаркете, поднять руку и ответить на уроке. 

Для наработки практики можно в игровой форме тренировать дома ораторские навыки. Приведем несколько примеров. 

Игра «Речевые импровизации»

Ребенок должен выбрать предмет и описывать его без остановки и без повторов в течение 2-3 минут. Это тренирует спонтанную речь, а хороший опыт экспромтов автоматически помогает справляться с волнением в неожиданных ситуациях. 

Игра «Тренировка эмоций»

Все участники пишут на небольших листочках названия эмоций: радость, грусть, печаль, скука. Листочки помещаются в «шляпу». Выбирается любой короткий текст. Затем по очереди каждый игрок вытягивает листочек и читает текст, изображая указанную на нем эмоцию. Остальные игроки должны угадать, что было написано на листочке.

Игра «Дебаты»

Групповая игра, для участия в которой дети должны разделиться на две команды: «утверждающих» и «отрицающих». Выбирается интересная ребятам тема. Каждая команда должна привести минимум 5 аргументов, подтверждающих их правоту. Проверено на опыте – даже очень застенчивые дети начинают рьяно отстаивать свою точку зрения в таких экспресс-дебатах. 

Рекомендуем как можно чаще создавать ситуации успеха у детей. Это могут быть участие в онлайн-конкурсе, когда у ребенка есть время на подготовку и возможность записать видео в спокойной домашней обстановке, или выступление в классе на какую-то хорошо проработанную тему. Такие техники помогают поверить в себя.

Совет 5. Поощряйте и поддерживайте

Детей, которым трудно даются выступления на сцене, хвалить и поощрять нужно как можно чаще. Это помогает им раскрыться, осознать свои сильные стороны. Родительская поддержка очень важна. Хорошо, если вы будете отмечать успехи и достижения ребенка и вместе с ним справляться с трудностями. 

Если ребенок испытывает страх, помогите ему с ним бороться. 

История из практики

Мама девочки Валентины из истории №2, настраивая 10-летнюю дочку на конкурс чтецов, утром перед выступлением давала ей выпить «эликсир храбрости». Такой способ тоже может помочь снять страх и настроить ребенка на победу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: