Дисграфия
Но вот ваш ребенок закончил первый класс. Однако с переходом во 2, 3,4 классы проблема правильного развития речи становится еще острее, ведь теперь ребенок овладевает более сложным видом речи – письменной речью – письмом и чтением.
Представьте, чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- Определить последовательность и место каждого звука;
- Соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- Воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Несложно догадаться, что чаще всего такая проблема возникает у детей, имеющих или имевших в дошкольном возрасте нарушения устной речи, о которых говорилось ранее.
Дисграфию можно определить по специфическим, регулярно повторяющимся на письме ошибкам:
- Это пропуски и замены букв на письме, о которых говорилось ранее, например, «комнта» или «комата» вместо «комната», «шук» вместо «жук»;
- Перестановки и пропуски слогов: «онко» — окно, «стрки» — стрелки;
- Часто дети не могут определить границы предложений – то есть не ставят точки в конце предложений, первое слово пишут с маленькой буквы или, наоборот ставят точку в самом немыслимом месте, а слово в середине предложения начинают писать с большой буквы.
- Могут написать, например, словосочетание «на стене» слитно, а слово «набухли» наоборот, раздельно.
- Дети-дисграфики могут путать буквы, похожие по написанию, например «п» и «т».
Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходима консультация и коррекционная помощь логопеда. Ведь очевидно, что дисграфия, не преодоленная в начальных классах, приведет к низкой успеваемости ребенка в средних и старших классах.
Дорогие родители, если у вашего ребенка обнаружено нарушение речи, нужно не прятаться от проблемы, в надежде, что она сама собой «рассосется», а запастись терпением, с пониманием отнестись к проблеме вашего сына или вашей дочери, при необходимости проконсультировать ребенка у врачей, постоянно поддерживать взаимосвязь с учителем и логопедом, помогать ребенку преодолевать трудности в учебе.
Только при таком тесном взаимодействии родителей и педагогов возможно преодоление нарушений речи у детей.
Черепанова Алла Валентиновна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
логопункт при Ялтинском учебно-воспитательном
комплексе № 1 «Школа-коллегиум»,
г. Ялта, Республика Крым
Основные понятия и требования к проведению логопедического массажа
Качественный логопедический массаж при задержке речевого развития даёт отличный результат по устранению речевого нарушения. Количество сеансов рассчитывается индивидуально для каждого ребёнка с ЗРР. Сеансы в основном должны проводятся ежедневно. Для того, чтобы специалист мог делать данную процедуру ребёнку, ему необходимо пройти специальное обучение – медицинские курсы, при этом детально изучить анатомию и физиологию детского организма, во избежание нанесения ему травм.
Разновидности массажа рекомендованных при ЗРР
На практике используется два вида массажа:
Вид массажа | Особенности применения |
Логопедический массаж | Способствует нормальной работе тонуса мышечной мускулатуры и улучшает работу мышц артикуляционного аппарата. |
Массаж воротниковой зоны | Позволяет с помощью определённого воздействия на отдел воротниковой зоны, насытить кислородом и усилить кровообращение в той зоне коры головного мозга, которая отвечает непосредственно за речь. |
Противопоказания к применению
Запрещается проводить процедуру, если наблюдается один из ниже перечисленных диагнозов:
- острые инфекционные заболевания;
- повышение температуры, озноб;
- инфекционные заболевания кожных покровов (герпесы, язвы, дерматиты);
- лимфаденит (воспаление лимфатических узлов);
- инфекционные болезни глаз (конъюнктивиты);
- инфекции полости рта (стоматиты, гингивиты);
- повышенное / пониженное артериальное давление.
Инструменты в работе логопеда
Во время проведения процедуры специалист может использовать следующие инструменты для логопедического массажа:
- профессиональные вибромассажёры;
- массажные зонды;
- руки.
Какую бы технологию и рабочий инструмент не выбрал логопед, одним из первых и самых главных аспектов в работе специалиста – это умение найти контакт с ребёнком, расслабить его.
Место проведения массажа
Ряд требований предъявляется и к кабинету, для проведения процедуры. Он должен быть оснащён всем необходимым: детские игрушки, кушетка, табурет и кресло для работы. Если же процедуры проводятся в больнице, то из кабинета стоит убрать те вещи, которые могут напугать малыша (медицинские инструменты, наглядные пособия и материалы). В кабинете для проведения процедур всегда должна быть комфортная температура.
Симптомы и диагнозы речевых нарушений
Речевое развитие ребенка очень динамичное. Поэтому диагноз, поставленный в карточке трехлетнего ребенка, к моменту поступления в школу часто бывает «устаревшим», теряет свою актуальность.
Поэтому диагностику речевых нарушений у детей дошкольного возраста желательно проводить ежегодно, даже при видимом успехе развития речи.
Тем более когда родителей тревожат определенные симптомы, требуется обязательная консультация специалиста.
Какие симптомы могут свидетельствовать о логопедических нарушениях
Предлагаем таблицу с указанием на симптомы, под которыми может скрываться логопедический диагноз:
если ребенок |
это может быть |
Не выговаривает отдельные звуки или группы звуков (слух, интеллект и речевой аппарат при этом норма) | дислалия |
Не только неправильно произносит звуки речи, но и недостаточно их различает, не улавливает разницы между звучаниями | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи |
Кроме проблем со звукопроизношением и разрешением звуков:
|
Общее недоразвитие речи (ОНР), имеющий три уровня:
|
если кроме того: | |
оторная алалия (поражение речевых зон коры головного мозга во время беременности или в первые месяцы жизни) | |
Сенсорная алалия (нарушено не только собственное вещание, но и его восприятие) | |
Афазия (нарушение речи вследствие поражений головного мозга — кровоизлияний, черепно-мозговых травм и т.д.) | |
Имеет прерывание речи, говорит с паузами, повторами, имеет судорожные движения мышц лица и конечностей во время речи | Заикание, логоневроз |
Не имеет голоса (отсутствует исчез), хрипит, говорит шепотом, проблемы с глотанием, жеванием | Дисфония (афония) |
Говорит быстро до неразборчивости, говорит, пока хватает дыхания, усиленная жестикуляция | Тахилалия (патологически ускоренный темп) |
Говорит замедленно, растягивает слова, имеет монотонное речи, нечеткую артикуляцию | Брадилалия (патологически замедленный темп) |
Гнусавит («говорит в нос»), говорит непонятно, имеет искаженную произношение звуков, имеет или повышенный тонус мышц лица (мышцы все время напряжены) или снижен (рот открыт, течет слюна) | ринолалия |
Говорит нечленораздельно, как с «кашей во рту», имеет монотонное речи, проблемы с глотанием или жеванием, слабую мимику лица | дизартрия |
|
Дислексия (трудности овладения навыками чтения) |
При письме:
|
Дисграфия (трудности овладения навыками письма) |
Однако логопедический диагноз нельзя ставить «на глаз», по одному критерию. Часто речевые диагнозы схожи по признакам с диагнозами:
- нарушения умственного развития
- нарушение слуха
- расстройства аутистического спектра.
Например, диагноз «алалия» часто внешне трудно дифференцировать от «умственной отсталости» или «нарушение слуха».
Кроме того, тот или иной речевой расстройство может иметь тяжелее или легче степень, различные формы (дизартрия имеет не менее 7 форм!).
https://youtube.com/watch?v=kHWaiVWDKg0
Степени и формы речевых нарушений различаются и по симптоматике
Поэтому важно осуществить профессиональное обследование на логопункта или в поликлинике
Если к поступлению в школу этого не сделают родители, в установленном порядке обследует всех учеников начальной школы логопед городского или районного логопункта. Это происходит в первый месяц учебного года. Сообщая результаты обследования родителям, логопед также:
- дает рекомендации по коррекции нарушения
- прогнозирует потенциал речевого развития при условии коррекции и без нее
- при необходимости направляет ребенка к другим специалистам.
Методы коррекции
Формирование правильной речи, нормальное функционирование речевого аппарата осложнено и тенденциями развития современного мира. Век информационных технологий заметно сказывается на психоневрологическом здоровье ребёнка, его эмоционально-волевой сфере, работе познавательных функций.
Развитая речь – важнейшее условие полноценного и всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем проще ребёнку формулировать и делиться своими мыслями, тем шире его возможности в познании окружающего мира, познавательнее и содержательнее общение с людьми, активнее становление личности. Существует множество, неоднократно доказавших свою эффективность, методов коррекции нарушений разной запущенности:
• артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе;
• пальчиковая гимнастика – научно доказано, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речевого аппарата (кроме того, такая гимнастика стимулирует мыслительные процессы, активирует внимание и воображение, улучшает эмоциональную выразительность и скорость реакции);
• кинезиологические упражнения – развивает отделы головного мозга, отвечающие за качество речи;
• логопедический массаж – улучшает кровообращение и стимулирует насыщение клеток мышц артикуляционного аппарата кислородом.
Реже применяемые, но небезызвестные методы коррекции речевых нарушений – кинезиотейпирование (аппликации на кожных покровах специально разработанным пластырем), миофункциональная коррекция (нормализация функций зубочелюстной системы – глотание, дыхание, жевание), акупунктура (воздействие на определённые точки тела специальным массажёром).
Агрессивное поведение
Является целенаправленным и разрушительным. Используя такой вид, ребенок намеренно сопротивляется законам и нормам жизнедеятельности людей в социуме, всячески вредит «объектам нападения», причем это могут быть как люди, так и вещи, вызывает у тех, с кем взаимодействует, отрицательные эмоции, неприязнь, страх и подавленность.
Подобные действия могут осуществляться для непосредственного достижения важных целей и психологической разрядки. Самоутверждение и самореализация — вот то, ради чего ребенок может вести себя слишком агрессивно. Агрессия может быть направлена либо на сам объект, из-за которого возникает раздражительность, либо на отвлеченные предметы, которые не имеют к ней никакого отношения. Ребенок в таких случаях практически неуправляем: завязать драку с кем-либо, разрушить все, что попадется под руку, закатывать истерики — все это ребенок может делать без зазрения совести, считая, что за этими действиями не последует наказания. Однако агрессивность может проявляться и без рукоприкладства, а значит, могут использоваться другие поведенческие факторы. Например, дитя может оскорблять окружающих, дразнить их и ругаться. В этих действиях проглядывается неудовлетворенная необходимость в повышении собственной значимости.
Последствия отсутствия коррекции произношения
Нарушения речевого развития у детей традиционно сопровождаются отставанием в формировании двигательных навыков, способности к адаптации. Кроме того, появляются закономерные трудности в общении, а значит, и осложняется процесс самореализации через ведущий тип деятельности – игру, которая сохраняет свою принципиальную значимость и в начальных классах.
Если запустить нарушения речи, возможны серьёзные проблемы в будущем:
• замедление общего развития ребёнка и формирования высших психических функций;
• нарушение эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в нервозности, замкнутости, зажатости, эмоциональной нестабильности и т. д.;
• сложности с освоением навыков чтения (дислексия), письма (дисграфия), счёта и понимания чисел (дискалькулия).
Это приводит к общему ухудшению уровня жизни ребёнка, который чувствует себя недостаточно умным, способным, теряет уверенность в своих силах. Кроме того, при отсутствии своевременного диагностирования дислексия может быть принята педагогами за лень, нежелание учиться, непокорность, что осложнит весь процесс обучения, настроив преподавателей против «ленивого» ребёнка.
Раннее выявление и коррекция нарушений речи у детей позволяют избежать проблем и сохранить душевное равновесие малышей.
Причины нарушения речи
С каждым годом число детей с различными речевыми патологиями только возрастает, что вызывает соответствующее беспокойство не только у родителей, но и медиков, педагогов, воспитателей, психологов, логопедов и дефектологов, занимающихся коррекцией нарушений и устранением нежелательных последствий для развития. От точности и времени выявления патологических причин зависит адекватность и эффективность методов лечения.
Выделяют два типа причин нарушения речи: внутренние и внешние.
К первым относятся нарушения развития ребёнка, травмы, проблемы при родах, наследственность.
Но аномалии развития могут повлиять всевозможные органические нарушения — периферические (поражения органов слуха, патологические изменения речевого аппарата, нарушения процессов возбуждения и торможения) и центральные (поражения мозга).
Ко вторым – неблагоприятную среду, дефицит общения, отсутствие необходимого обучения в дошкольном возрасте и т. п.
Влияние внешних факторов на дошкольника велико: его психика очень ранима, он остро воспринимает конфликтные ситуации в семье, плохое обращение. Речь родителей и других взрослых существенно влияет на формирование речи малыша. Если все вокруг говорят неправильно, не ждите, что ребёнок будет исключением.
Педагогическая запущенность и неадекватно выбранный стиль воспитания в семье (авторитарный, попустительский или гиперопека) в том числе могут негативно сказаться на развитии речи ребёнка. Сюда же можно отнести и психоневрологические нарушения, всевозможные расстройства психики. Проблемы с речью могут быть следствием формирования умственной отсталости, нарушений памяти и внимания, а также других познавательных процессов.
Также нарушения речи младших школьников могут быть последствием патологий внутриутробного развития, особенно в первые 4 месяца беременности; вирусных заболеваний и сильного токсикоза; серьёзных травм матери в период вынашивания плода; несовместимости крови по резус-фактору; асфиксии; ранних вирусных и кишечных болезней; наследственной предрасположенности.
Сюда же можно отнести и психоневрологические нарушения, всевозможные расстройства психики. Проблемы с речью могут быть следствием формирования умственной отсталости, нарушений памяти и внимания, а также других познавательных процессов.
Необходимо понимать, что указанные причины крайне редко проявляются в изолированном виде. Значительно чаще они проявляются в виде целых комплексов воздействия различных факторов. Более того, у различных людей один и тот же фактор может выступать как причина, так и условие.
Деменция
Ухудшение когнитивных способностей при деменции происходит параллельно с обеднением эмоций, снижением эмоционального контроля и мотивации, поведенческими расстройствами. Распространенность слабоумия увеличивается с возрастом – от патологии страдает 20% людей старше 80 лет.
У 5% людей в возрасте, превышающем 65 лет, диагностируется деменция тяжелой степени, у 10-16% выявляется легкая и умеренная форма заболевания. Причины нарушения интеллекта полиморфны и связаны с высоким риском органического поражения мозга в пожилом возрасте. Нередко патология развивается на фоне нейродегенеративных процессов – болезни Альцгеймера (около 60% случаев) и Паркинсона.
Нередко причиной развития слабоумия становятся болезни сосудов (около 10% случаев), опухоли с локализацией в головном мозге, инфекционные поражения ЦНС. Заболевания церебральных сосудов в сочетании с болезнью Альцгеймера вызывают слабоумие в 20% случаев.
Определение точных причин развития слабоумия необходимо для назначения адекватного лечения. Корректное лечение замедляет прогрессирование патологического процесса. Нередко после курса терапии наблюдается улучшение интеллектуальной деятельности.
Диагностика
При диагностике расстройства интеллекта оценивают степень интеллектуального дефекта, клинические проявления, наличие коморбидных (взаимосвязанных, сопутствующих) нарушений, этиологию, способность к адаптации. Первоочередное диагностическое мероприятие – сбор анамнеза (семейная генеалогия с указанием наследственных заболеваний, в том числе психических и эндокринологических, факты употребления родственниками алкогольных напитков и наркотических средств).
Врач собирает сведения о течении беременности и возможных патогенных факторах, влияющих на развитие плода. Клиническая диагностика включает психологические тесты и физикальное обследование на наличие неврологической симптоматики. В процессе общения с пациентом врач определяет его интеллектуальные навыки – способность понимать метафорическую речь, адекватно воспринимать смысл сюжетных картинок, умение пересказывать содержание, объем и качество знаний об окружающем мире.
При дифференциальной диагностике слабоумия важно учитывать, что симптоматика, сопровождающая интеллектуальные расстройства, схожа с признаками астении тяжелой степени, депрессивного состояния, психических нарушений. Критерии при постановке диагноза деменция:
- Ухудшение памяти (кратковременной, долговременной). Нарушения определяются в ходе психиатрического тестирования пациента.
- Расстройство абстрактного мышления.
- Неспособность планировать действия, критически оценивать свое поведение.
- Наличие нейропсихологической симптоматики – апраксия (нарушение целенаправленных движений), афазия (нарушение речи), агнозия (нарушение восприятия, в том числе зрительного, слухового и тактильного).
- Изменение личности (отклонение от общепринятых норм поведения).
- Признаки социальной дезадаптации.
Достаточно 2 критериев из списка, чтобы поставить диагноз слабоумие. При деменции, обусловленной органическим поражением мозгового вещества, показано проведение инструментальной диагностики (преимущественно КТ, МРТ, ангиография) для выявления структурных, морфологических, функциональных изменений в нервной ткани, а также для определения состояния сосудистой системы, питающей головной мозг.
Протестное поведение
Непокорность и излишнее упрямство, нежелание идти на контакт, повышенная самооценка — все это относится к основным формам проявления протестного поведения. В трехлетнем возрасте (и меньше) такие резкие проявления негативизма в поведении ребенка можно считать нормой, но в дальнейшем это следует расценивать как нарушение поведения. Если дитя не хочет выполнять какие-либо действия только потому, что его об этом попросили или, еще хуже, приказали, то можно сделать вывод, что ребенок просто стремится к независимости, хочет доказать всем, что он уже самостоятельный и не будет следовать приказам. Дети доказывают свою правоту всем независимо от ситуации, даже если в действительности осознают, что поступают неправильно
Таким ребятам крайне важно, чтобы все было так, как они хотят. Считаться с мнением старшего поколения для них непозволительно, да и общепринятые нормы поведения они всегда игнорируют
В результате во взаимоотношениях возникают разногласия, а перевоспитание без помощи специалиста становится практически невозможным. Чаще всего такое поведение приобретает постоянную форму, особенно когда в семье часто возникают разногласия, но взрослые не желают идти на компромисс, а просто пытаются воспитывать ребенка криками и приказаниями. Нередко упрямство и напористость определяются как «дух противоречия». Ребенок, как правило, чувствует вину и переживает по поводу своего поведения, но тем не менее снова продолжает себя так вести. Причиной такого постоянного упрямства является длительный стресс, с которым дитя не может справиться в одиночку, а также нарушения интеллекта и перевозбудимость.
Следовательно, возникновение нарушения поведения может иметь разные причины. Разобраться в них — значит найти ключ к чаду, к его активности и деятельности.
Инфантильность в поведении
Если вы замечаете, что ребенок ведет себя не по возрасту и ему присущи детские повадки, то дитя можно считать инфантильным. Такие школьники, занимаясь довольно серьезной деятельностью, продолжают видеть во всем лишь развлечение и игру. К примеру, во время уроков ребенок, даже сам того не замечая, может внезапно отвлечься от работы и начать играть. Учителя обычно расценивают такое поведение как нарушение дисциплины и непослушание, но в таком случае необходимо учитывать то, что ребенок делает это совсем не для того, чтобы разозлить преподавателя или получить выговор. Даже если ребенок нормально или слишком быстро развивается, в его поведении все равно проглядывается некоторая незрелость, беззаботность и легкость
Таким детям жизненно необходимо постоянно чувствовать чью-то заботу или внимание, они не могут самостоятельно принимать решения, боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Они беззащитны, нерешительны и наивны
Инфантильность впоследствии может приводить к нежелательным последствиям в социуме. Дитя, у которого наблюдается такой тип поведения, нередко оказывается под влиянием ровесников или детей старшего возраста с асоциальными установками. Не думая, он приобщается к действиям и поступкам, нарушающим общую дисциплину и правила. Этим детям присущи такие поведенческие факторы, как переживание и душевная боль, поскольку они имеют предрасположенность к карикатурным реакциям.
Общее недоразвитие речи
Такие дети, как правило, говорить начинают позже своих сверстников: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; они, такие дети, лучше понимают обращенную к ним речь, однако не могут сами правильно озвучить свои мысли.
Поскольку развитие речи теснейшим образом связана с развитием мышления и другими психическими процессами, у детей с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитии логического мышления. И все это приводит к тому, что дети либо не могут усваивать школьную программу, либо учеба дается им с огромным трудом
Уважаемые родители, если такие проблемы наблюдаются у вашего ребенка, ему в обязательном порядке следует, во первых, пройти курс занятий с логопедом, причем коррекционная работа может занять не один год; во вторых, при необходимости, нужно проконсультировать ребенка у врача-невропатолога или психоневролога. Медикаментозное лечение в данном случае может стимулировать, ускорить развитие речи ребенка.
Виды речевых нарушений
Наиболее распространенными видами нарушений устной и письменной речи у младших школьников, требующими коррекции, являются фонетические нарушения речи, фонетико-фонематические нарушения речи, общее недоразвитие речи.
Чем раньше будет поставлен точный диагноз, тем выше вероятность к школе избавиться от проблемы. Поэтому наблюдение ребёнка в первые годы жизни у терапевта и узкопрофильных специалистов обязательно, им нельзя пренебрегать.
Существует большое количество форм нарушения развития речи у детей, таких как:
• афония (полное отсутствие голоса);
• дисфония (нарушение голоса);
• брадилалия (патологическое замедление темпа речи);
• тахилалия (патологическое убыстрение темпа речи);
• ринолалия (нарушение из-за особенностей строения речевого аппарата);
• дизартрия (нарушение связанное с неверной артикуляцией, произношением);
• заикание (нарушения темпоритма);
• дислалия (нарушение произношения при нормальном слухе и работе речевого аппарата) и т. д.
Кроме афазии (полной утраты голоса из-за поражения мозга) и афонии почти все нарушения речи поддаются исправлению, если вовремя начать коррекционную работу с ребёнком.
К нарушениям средств общения относят фонетико-фонематическое недоразвитие речи – слух и интеллект остаются сохранными, но наблюдается расстройство восприятия фонем. В этой же категории общее недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте (нарушение формирования всех компонентов речевой системы – произношение, лексика, грамматика), алалия (трудности восприятия чужой речи, смешение или замена букв в словах, соединение разных частей слов между собой), афазия (бессвязная и несогласованная речь, непонимание написанного текста и смысла фраз, перестановка звуков).
В группе нарушений применения средств общения – заикание.
Демонстративное поведение
При таком намеренно и осознанно нарушает принятые нормы и правила. Причем обращены все его действия в основном ко взрослым. Чаще всего это поведение проявляется следующим образом: дитя кривляется в присутствии взрослых людей, но если они не обращают на него внимания, то это быстро проходит. Если же ребенок находится в центре — он продолжает вести себя как клоун, демонстрируя свою развязность. Интересной особенностью такого поведения является и то, что, если взрослые высказывают замечания ребенку по поводу его некорректного поведения, он начинает еще более активно показывать себя и всячески дурачиться. Таким образом, ребенок при помощи невербальных действий как бы говорит: «Я делаю то, что вас не устраивает. И буду продолжать так себя вести до тех пор, пока вы не потеряете ко мне интерес».
Лечение
Госпитализация показана при грубых поведенческих отклонениях. Лечение в условиях стационара проводится при участившихся эпилептических приступах, развитии психозов и депрессивных состояний. Основные направления лечения:
- Устранение этиологических факторов.
- Активация собственных компенсаторных механизмов.
- Устранение сопутствующих нарушений (психических, соматоневрологических).
Медикаментозная терапия проводится по показаниям. К примеру, при задержке психического развития, связанной с врожденной формой гипотериоза, показана заместительная терапия гормонами. Диетотерапия эффективна в отношении нарушений интеллекта, спровоцированных расстройством процессов метаболизма.
Основные группы фармацевтических препаратов – ноотропные, сосудорасширяющие с целью улучшения мозгового кровотока, аминокислоты. Симптоматическое лечение антидепрессантами и транквилизаторами назначают, если проявления патологии препятствуют адаптации больного.
Параллельно с медикаментозной терапией проводится психолого-педагогическая коррекция. Обычно дети посещают специализированные образовательные учреждения, где обучаются по специальным программам, соответствующим их интеллектуальному уровню. В ходе обучения ребенок учится общению с взрослыми и сверстниками, приобретает элементарные бытовые навыки.
Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи
В норме к 5 года у ребенка должна быть полностью сформирована речь – то есть:
- Во-первых, малыш должен правильно произносить все звуки,
- Во-вторых, различать на слух звуки, сходные по звучанию, например, , (это называется «фонематический слух»),
- И, в-третьих, иметь развитую смысловую сторону речи – то есть богатый словарный запас и умение изменять слова – например, назвать детеныша лисы «лисенком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишневое».
Однако в силу различных причин этого не происходит и в 6-7 лет ученик приходит в школу с недостаточно сформированной речью.
Возможно вы, уважаемые родители, и сами замечали, что при произношении звуков с, з, ц, л ваш ребенок просовывает кончик языка между зубами, при произношении звуков , , , «хлюпает» или заменяет на звук, похожий на , а при произношении звука грассирует, как француз.
Иногда для устранения этого досадного дефекта достаточно пройти лечение у врача-ортодонта, исправить строение челюсти или подрезать уздечку, и произношение звуков нормализуется. А в некоторых случаях этого бывает недостаточно и ребенку следует пройти курс занятий с логопедом.
Особенно это важно в том случае, когда наряду с неправильным произношением звуков у ребенка нарушен фонематический слух, о котором говорилось раньше. Вы, уважаемые родители, можете сами проверить, насколько четко ваши сын или дочь распознает звуки
Достаточно предложить ребенку повторить за вами цепочку слогов со сходными звуками, например: па-ба-ба-па, са-за-ца и др
Вы, уважаемые родители, можете сами проверить, насколько четко ваши сын или дочь распознает звуки. Достаточно предложить ребенку повторить за вами цепочку слогов со сходными звуками, например: па-ба-ба-па, са-за-ца и др.
В таком ребенку следует обязательно пройти курс занятий с логопедом — ведь процесс обучения письму и чтению, овладение иностранными языками основывается на умении ребенка различать на слух и воспроизводить (устно или письменно) звуки речи.
Речевая норма
Для ориентирования в речевых отклонениях нужно представлять ученика с речевой нормой.
Будущий первоклассник со сложившимся речью должен:
- правильно произносить звуки и слова
- говорить достаточно громко, в адекватном для понимания темпе
- дифференцировать (различать) звуки, определять их последовательность в словах
- правильно согласовывать слова в предложениях (род, число, падеж)
- пересказывать содержание прослушанных текстов (сказки, рассказы)
- составлять рассказы по рисункам
- находить причинно-следственные связи в сюжетах из рисунков, сказок, мультиков
- иметь достаточный словарный запас (ориентировочно 2000 слов ), в котором присутствуют основные части речи.