Механизм возникновения, причины
Письмо — это процесс, для осуществления которого необходима слаженная работа зрительной, слуховой, речедвигательной, а также двигательной систем. К моменту освоения основ письма ребенок должен хорошо освоить устную речь. Если латерализация функций головного мозга осуществляется не так, как нужно, то происходит развитие такого нарушения, как дисграфия. Обычно эти процессы нормализуются к тому моменту, когда ребенок начинает обучение в школе.
Если задержка латерализации вызвала нарушения в отделе головного мозга, у ребенка развивается дисграфия, требующая коррекции. В противном случае отклонение может сказаться на мышлении, памяти, а также восприятии ребенка.
Причины возникновения у детей
Дисграфия может быть вызвана родовыми травмами. Развитие подобного отклонения провоцируют различные инфекционные заболевания, неправильное воспитание. Также специалисты не исключают такой фактор, как генетическая предрасположенность.
Дисграфия у детей может сопровождаться другими сопутствующими заболеваниями, которые были диагностированы ранее.
Причины возникновения у взрослых
У взрослых людей несовершенство письменной речи может быть вызвано как внутренними, так и внешними факторами. Основные причины отклонения:
- наличие опухоли в головном мозге;
- низкая сатурация;
- инсульт;
- перенесенные хирургические операции на головном мозге;
- плохие социальные условия.
К социальным факторам относят недостаточное воспитание в детстве, неправильная речь окружающих людей, недостаток общения с окружающими.
При дисграфии ошибки в процессе письменной речи имеют устойчивый характер, несмотря на то, что человек хорошо знает все правила написания слов.
Аффективные расстройства
Это расстройства настроения, то есть различные нарушения психоэмоционального состояния. Их связь с дислексией тщательно изучала Обри-Рудинеско, которая даже установила новый патогенетический тип дислексии. Его особенность в том, что ведущими как раз являются аффективные расстройства.
И это абсолютно верное утверждение, так как аффективность (от аффекта – эмоционального процесса взрывного характера, который характеризуется кратковременностью и высокой интенсивностью) является одним из ключевых двигателей всей психической жизни ребёнка
Поэтому при дислексии крайне важно обеспечить нормальное психоэмоциональное состояние ребёнка, создать для него хотя бы дома спокойную атмосферу.. Следует помнить, что дети-дислексики способны «взорваться» из-за любой мелочи
А любое нарушение их психоэмоционального состояния всегда негативно сказывается на обучении и, в частности, на освоении навыков чтения и письма.
Следует помнить, что дети-дислексики способны «взорваться» из-за любой мелочи. А любое нарушение их психоэмоционального состояния всегда негативно сказывается на обучении и, в частности, на освоении навыков чтения и письма.
Дисграфия: общие сведения
Дисграфия — это нарушение письма, которое сопровождается искривленным написанием букв с множественными случаями совершения ошибок в словах. Почерк ребенка с таким отклонением неразборчивый, а слова могут быть написаны зеркально с большим количеством грамматических ошибок. Подобный дефект является следствием нарушения работы определенных отделов головного мозга.
Нарушение письма, причины которого кроются в неправильной работе некоторых отделов головного мозга, встречается у многих детей, начинающих изучение основ письма. Так, среди учеников второго класса, в среднем, подобное нарушение встречается более чем у половины класса. При отсутствии своевременного лечения подобное отклонение влечет за собой снижение самооценки ребенка, влияет на его успеваемость, сказывается на отношениях со сверстниками.
Дисграфия часто сопровождается наличием небольшим проблем с речевым аппаратом. Подобное нарушение имеет несколько видов и классифицируется по степени тяжести.
Как помочь человеку с дисграфией
Дисграфия — неприятное расстройство, однако сейчас существует много инструментов, которые облегчат жизнь страдающего от неё человека. Например, купите бумагу с чёткими яркими линиями, чтобы слова не прыгали по строчкам, и найдите наиболее комфортный инструмент для письма — можно попробовать ручки и карандаши разной толщины или фломастеры.
Если у ребёнка не получается писать от руки, научите его пользоваться компьютером, чтобы текстовый редактор сразу указывал на неправильно написанные слова. Расслабление и массаж рук тоже помогут сделать процесс более комфортным.
Как и при работе с другими состояниями, важно принять дисграфию и не пытаться винить за неё себя и других. Хвалите человека с дисграфией за успехи и поддерживайте, если он совершает ошибки
Наши преимущества
Профилактика дисграфии
Проводим работу с дошкольниками по предупреждению и устранению предпосылок дисграфии:
- дифференциация звуков речи и устранение звуковых замен;
- развитие оптико-пространственных представлений;
- развитие фонематического слуха и зрительного анализа и синтеза;
- формирование грамматических систем;
- обогащение словарного запаса.
Наши интересные задания нравятся детям и создают дополнительную мотивацию на занятиях.
Нейропсихологический подход
Мы активно применяем сенсомоторную коррекцию при устранении дизграфии, что на ряду с другими методиками дает эффективную динамику.
Наши специалисты
Цепляева Татьяна Евгеньевна
Руководитель центра. Ведущий специалист. Клинический психолог, нейропсихолог, дефектолог, логопед
Наш центр основан в 2011 году и завоевал доверие родителей далеко за пределами г. Долгопрудный.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Химки
Подробнее
Бунина Александра Ивановна
Руководитель Лобненского филиала. Ведущий специалист. Дефектолог, логопед, психолог
Имею очень большой опыт работы с детьми с ОВЗ.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Горбенко Наталья Николаевна
Руководитель Химкинского филиала. Ведущий специалист. Логопед, дефектолог, специалист по: логоритмике, нейройоге, подготовке к школе.
Мне интересно заниматься с детьми, я считаю, что каждый ребенок уникален, но кому-то для раскрытия требуется чуть больше внимания и организации.
Филиал:
Химки
Подробнее
Иоголевич Татьяна Юрьевна
Логопед
Моя задача сделать занятия максимально полезными, чтобы устранить имеющиеся нарушения и вовремя содействовать в правильном развитии ребенку.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Мележик Людмила Владимировна
Логопед, дефектолог, психолог
Работаю с детьми имеющими ментальные нарушения, генетические синдромы, в том числе синдром Дауна, ДЦП, СДВГ, РАС.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Логопед
Знаю как превратить сложные и скучные логопедические занятия в интересную игру.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Бывальцев Вячеслав Олегович
Остеопат, педиатр
Остеопатическое лечение подходит детям любого возраста, начиная с первых дней жизни.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Фатова Анна Андреевна
Логопед, нейропсихолог
Окончила дефектологический факультет МПГУ по направлению «Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология».
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Броудо Ирина Валериевна
Логопед
На занятиях всегда создаю атмосферу доверия и уюта, а знания и опыт помогают деткам достигать быстрых результатов!
Филиал:
Лобня
Подробнее
Тишина Ксения Александровна
Логопед
Имею высшее дефектологическое образование, дополненное повышением квалификации (по специальности «учитель-логопед»).
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Логопед, дефектолог
Свою работу строю на двигательной активности детей.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Гергокова Инесса Владимировна
Психолог
Занятия построены в игровом формате, и включают в себя элементы арт-терапии.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Логопед
Занимаюсь с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Ершова Людмила Николаевна
Нейропсихолог, психолог
Работаю с детьми, подростками, а также с их родителями. Стаж 30 лет.
Филиал:
Долгопрудный
Подробнее
Иванова Дарья Юрьевна
Нейропсихолог, педагог-психолог, клинический психолог
Работаю с детьми разных возрастов.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Коробова Елена Витальевна
Специалист по АФК
При составлении комплекса упражнений, учитываю индивидуальные особенности ребенка. Придерживаюсь принципа постепенности: от простого к сложному.
Филиал:
Долгопрудный
Лобня
Подробнее
Ильина Анна Андреевна
Специальный психолог, дефектолог
Главной своей наградой считаю успехи детей, их положительные сдвиги на пути к цели.
На каждом занятии я доказываю, что развиваться и учиться — это не скучно!
Филиал:
Лобня
Подробнее
Старостина Ольга Александровна
Логопед, нейро-дефектолог
Стараюсь найти к каждому ребёнку индивидуальный подход и даю ему стартовые возможности, не зависимо от его проблем!
Филиал:
Химки
Подробнее
Колещук Екатерина Валерьевна
Клинический психолог
Мой опыт работы с детьми составляет более 7ми лет. Я работала в детском саду, школе, центре диагностики и консультирования, в центре практической логопедии.
Филиал:
Лобня
Подробнее
Вишневская Татьяна Николаевна
Логопед, дефектолог
Стаж работы учителем – логопедом 8 лет. Имею большой опыт работы со школьниками по коррекции нарушений письма и чтения (в том числе с детьми с ОВЗ).
Филиал:
Химки
Подробнее
Симптомы дисграфии
Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием правил и норм языка. Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться:
- смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
- искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками, добавлением букв и слогов);
- нарушением слитности и раздельности написания слов;
- аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении).
Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.
Довольно часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти и др.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
В случае артикуляторно-акустической дисграфии специфические ошибки на письме связаны с неправильным звукопроизношением (как произносит, так и пишет). В этом случае замены и пропуски букв на письме повторяют соответствующие звуковые ошибки в устной речи. Артикуляторно-акустическая дисграфия встречается при полиморфной дислалии, ринолалии, дизартрии (т. е. у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи).
Акустическая дисграфия
При акустической дисграфии звукопроизношение не нарушено, однако фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Ошибки на письме носят характер замен букв, соответствующих фонетически сходным звукам (свистящих — шипящими, звонких – глухими и наоборот, аффрикат — их компонентами).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Характеризуется нарушением деления слов на слоги, а предложений на слова. При данной форме дисграфии ученик пропускает, повторяет или переставляет местами буквы и слоги; пишет лишние буквы в слове или не дописывает окончания слов; пишет слова с предлогами слитно, а с приставками раздельно. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза встречается среди школьников наиболее часто.
Аграмматическая дисграфия
Отличается множественными аграмматизмами на письме: неправильным изменением слов по падежам, родам и числам; нарушением согласования слов в предложении; нарушением предложных конструкций (неправильной последовательностью слов, пропусками членов предложения и т. п.). Аграмматическая дисграфия обычно сопутствует общему недоразвитию речи, обусловленному алалией, дизартрией.
Оптическая дисграфия
При оптической дисграфии на письме заменяются или смешиваются графически сходные буквы. Если нарушается узнавание и воспроизведение изолированных букв, говорят о литеральной оптической дисграфии; если нарушается начертание букв в слове, — о вербальной оптической дисграфии. К типичным ошибкам, встречающимся при оптической дисграфии, относится недописывание или добавление элементов букв («л» вместо «м»; «х» вместо «ж» и наоборот), зеркальное написание букв.
Причины дисграфии
Дисграфия обычно проявляется в раннем детском возрасте, и пока нет однозначного ответа, почему она возникает. Но есть две основные гипотезы.
- Органические причины — связаны с развитием отделов мозга, отвечающих за обработку речи и языка.
- Социальные причины — например, билингвизм в семье или, а также обучение на неродном языке.
Кроме этого, дисграфия часто возникает у детей с другими нарушениями обучения, такими как СДВГ и дислексия.
Если у взрослого человека внезапно появилась дисграфия, (то есть симптомов не было в детстве), это может быть следствием черепно-мозговой травмы или инсульта. В этом случае обязательно обратитесь к врачу.
Профилактика дисграфии
Движения рук, особенно кистей и пальцев, активизируют речевые отделы коры головного мозга. Поэтому для профилактики и лечения дисграфии у детей дошкольного возраста педагоги рекомендуют развивать мелкую моторику: делать гимнастику пальцев и массаж кистей рук. Помогают игровые упражнения:
- Упражнения для развития координации: можно закрашивать предметы, рисовать дорожки, обводить рисунок по контуру.
- Речевые игры: разбирать слова по слогам, выделять грамматические элементы слова.
- Выделять в тексте выбранную букву, например только О, и давать на это 5–10 минут.
- Вставлять в текст пропущенные буквы.
- Вслух проговаривать слова по слогам при написании.
- Больше читать и стараться увеличивать скорость чтения.
Связь «матери и ребёнка»
Почему на курсе коррекции дислексии «Успешный Старт» мама является не просто зрителем, а активно вовлечена в коррекционный процесс? Объясняется это тем, что ей на курсе предоставляются рекомендации по гармонизации отношений в семье. Именно она осваивает навыки самопомощи при дислексии, в буквальном смысле учится заново взаимодействовать со своим ребёнком.
Под этим есть научное обоснование. Так, исследовательской группой Института Клапареда ещё в начале 1990-х гг. было установлено, что в основе дислексии часто лежит отрицательная связь между матерью и ребёнком. В основе их взаимоотношений чаще всего лежит конфликт. Например, мать насильно кормит своего ребёнка, в результате он начинает сопротивляться ей и постепенно переносит эту манеру и на другие сферы жизни. И проявляется это, в первую очередь, в обучении. Более того, ребёнок использует выработанную модель поведения и в отношениях с педагогом, в результате чего педагогические усилия не имеют никакого результата.
Причины
Этиология дисграфии связана с целым спектром факторов.
В антенатальный период:
- Токсикозы, преимущественно в завершающем триместре
- Резус-конфликт при травмировании плода
- Алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимости матери
- Внутриутробное инфицирование
- Сильные стрессы
- Передозировка медикаментами, не предусмотренными для беременных
- Химическая интоксикация.
Постнатальные причины дисграфии (сюда же относится и дисграфия у взрослых).:
- Рахит
- Вирусные инфекции (ветрянка, желтуха, менингит, энцефалит, грипп)
- Гипоксия и асфиксия при родах
- Сотрясения, черепно-мозговые травмы
- Длительные истощающие болезни
- Немота или речевые нарушения у родителей
- Двуязычное окружение
- Социальная изоляция
- Перенапряжение нервной системы
- Чрезмерно раннее обучение, не подкрепленное соответствующим психологическим состоянием ребенка.
Причины дисграфии
В основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку речевого развития (ЗРР).
Органические причины. К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
Социально-психологические факторы
Включают двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткую или неправильную речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности.
Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.
Диагностика
Всеми письменными и устными речевыми нарушениями занимается логопед, к которому стоит обратиться в первую очередь. Чтобы выявить органические причины, стоит пройти обследование у отоларинголога, сурдолога, невролога и офтальмолога.
Обычно логопед проводит диагностику на выявление дисграфии у младших школьников:
- анализирует письменные работы на типичные ошибки;
- изучает общее и речевое развитие и определяет причины нарушения;
- исследует строение артикуляционного аппарата, речевую и ручную моторику, определяет ведущую руку, чтобы найти отклонения;
- оценивает состояние звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, слуховой дифференциации звуков, слоговой структуры слова, словарного запаса и грамматического строя речи (ГСР);
- проверяет задания на списывание рукописного и печатного текста, письма под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов и текстов.
Все наблюдения заносятся в протокол, в конце которого составляется логопедическое заключение.
Причины появления орфографических ошибок и условия их предупреждения
Определение 2
Орфографические ошибки – это неверное написание слов.
Орфографические ошибки в письме у детей младшего школьного возраста встречаются достаточно часто, так как дети только учатся правописанию, правильному написанию слов, словосочетаний и приложений
Однако, в том случае, если учащийся хорошо знает правила орфографии, допускает ошибки, следует обратить на это пристальное внимание, так как одной из причин может быть дисграфия
С целью формирования у учащихся правильного письма, необходимо научить их не допускать ошибок, а также видеть и своевременно исправлять их. В этой связи следует знать первопричину допущения орфографических ошибок.
Все орфографические ошибки можно разделить на две основные группы:
- Осознанные орфографические ошибки (орфографические ошибки, в широком смысле их понимания) – появление данных ошибок учащийся может объяснить.
- Неосознанные орфографические ошибки (описки или ошибки невнимательности) – возникновению данных ошибок учащийся не может дать объяснения, при их допущении он не дает себе отчета.
Основными причинами возникновения орфографических ошибок у детей младшего школьного возраста являются:
- Невнимательность, поспешность и рассеянность.
- Отсутствие выработанного навыка орфографической зоркости, то есть ученик не видит орфограммы.
- Ученик видит орфограммы, но определяет их ошибочно.
- Ученик допускает ошибку на одном из этапов определения или проверки орфограммы.
- Ученик не может понять значение или смысл слова, словосочетания, предложения или всего текста в целом.
- Ученик медленно применяет свои знания в процессе письма.
Для того, чтобы избежать орфографических ошибок в письме, задачей педагога является создать следующие условия:
- Предоставлять учащимся возможность осмыслить слова или словосочетание. В том случае, если ребенок не способен сам понять смысл, то необходимо ему его разъяснить.
- Формирование навыка быстрого определения орфограммы.
- Формирование и развитие у учащихся орфографической зоркости.
- После освоение новой темы или правила, закрепление его достаточным количеством практических упражнений.
- Осуществление систематической работы над ошибками.
Способы коррекции дисграфии
Способ коррекции зависит от того, какой тяжести нарушение письменной речи у ребенка. Кроме того, на метод лечения отклонения влияет степень запущенности, а также особенности пациента. Коррекция — это долгий и сложный процесс, который требует настойчивости со стороны преподавателей и родителей, терпения, выдержки и положительного настроя пациента. При условии соблюдения всех необходимых рекомендаций дисграфию возможно вылечить полностью. Лучше, если нарушение диагностируется в более раннем возрасте, так как курс коррекции у старших школьников более длительный из-за наличия в большинстве случаев дополнительных нарушений речи и письма. При этом времени, необходимого на реабилитацию, потребуется больше. Также высок риск того, что нарушение не получится устранить полностью.
Избавиться от дисграфии самостоятельно невозможно. Этот процесс требует участия многих узконаправленных специалистов, например, психолога, нейропсихолога. Однако основная работа приходится на логопеда, которому предстоит подобрать соответствующую степени тяжести заболевания и индивидуальным особенностям пациента реабилитационную программу. Специалист индивидуально подбирает необходимые упражнения по звукопроизношению. Занятия направлены на улучшение моторики, формирование лексико-грамматического строя пациента, а также улучшение фонемного распознавания речи.
Методы коррекции дисграфии, которые относятся к наиболее эффективным:
- Упражнения, благодаря которым пациент учится правильно понимать звуки, слова, буквы.
- Задания, направленные на тренировку памяти, улучшение мышления, развитие восприятия.
- Упражнения, необходимые для того, чтобы пациент учился правильно распознавать внешне похожие буквы.
- Правильная постановка звуков, работа по автоматизации речи.
- Развивающие игры для улучшения звукового анализа.
В некоторых случаях в реабилитационный курс специалисты включают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж, а также ЛФК. Это чаще относится к пациентам, дисграфия у которых была вызвана органическими причинами
Важно знать, что медикаментозное лечение должно назначаться исключительно квалифицированным специалистом
Логопедическая коррекция
Слуховая дифференциация звуков — то, чего нужно добиться изначально при лечении дисграфии. Если ребенок не умеет различать звуки, то дальнейшие упражнения будут не эффективными. Срок реабилитации определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Занятия с логопедом возможны как в группе с другими детьми, так и индивидуально. Это зависит от пожеланий ребенка и его родителей.
Логопед ребенку на занятиях ставит словесные и наглядные упражнения, а также практические уроки, в ходе которых происходит коррекционная работа.
Упражнения, которые можно выполнять в домашних условиях
Так как самостоятельно избавиться от дисграфии нельзя, то специалисты, помимо основных занятий, рекомендуют выполнять дома дополнительные упражнения для закрепления результата, полученного с логопедом.
Упражнения, которые можно выполнять дома, должны быть также согласованы с логопедом
Важно, чтобы технику выполнения и регулярность занятий контролировали родители. К самым простым, но эффективным упражнениям, которые можно выполнять дома с родителями, относятся:
- Лабиринт. Ребенок рисует на листе бумаги линию, двигая при этом только кистью руки. Нельзя делать разрывы и менять положение листа.
- Поиск предметов или картинок. Ребенок ищет и закрашивает найденные предметы.
- Упражнения, направленные на развитие внимания. Ребенок должен читать текст и искать пропущенные буквы или слова, вписывая их в нужные места.
- Улучшение артикуляции. Ребенок заучивает песенки, стишки, скороговорки.
- Логоритмика.
Чтобы как можно скорее получить положительный результат, домашние упражнения нужно выполнять регулярно. Это значительно сократить реабилитационный период.