Стремительное развитие речи, чтения, когнитивных функций,по методике fast forword

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

с раннего детства

Познакомьте ребёнка с игрушечными музыкальными инструментами. Например, дудочка, бубен, пианино. Покажите, как они звучат. Затем предложите ребёнку отвернуться и угадать, на каком инструменте вы сыграете.

Изучайте с ребёнком «домашние звуки»: шум стиральной машинки, гул холодильника, микроволновой печки, скрип дверей и т.д

Предложите ребенку воспроизвести их.

Научите ребенка определять направление звука в пространстве, например, игрой в «Жмурки».

Предлагайте прислушиваться к звукам на улице: когда летит самолёт, едет машина, шумит ветер, гремит гром, идёт дождь и т.п.

Обсудите, какие звуки издают разные животные.

Играйте с ребенком в рифмы – попросите ребенка закончить предложение в рифму.

Используйте наглядные материалы, чтобы показать ребенку важность различия в один звук. Используйте карточки с рисунками предметов, название которых отличается одной буквой: карточки «точка» и «кочка»

Так у ребенка сформируется умение различать на слух минимальные слова – пары, различающиеся только одной фонемой.

Как можно раньше начните читать ребёнку. Это очень способствует развитию навыков слушать и вслушиваться в речь окружающих.

К сожалению, превентивных мер и домашних упражнений для развития фонематического слуха у ребенка часто бывает недостаточно

Очень важно своевременно заметить проблему. «Предупрежден – значит вооружен!»

Обращайте внимание, не смешивает ли (или взаимозаменяет) рёбенок звуки (фонемы), что приводит к неправильному воспроизведению слова (жук — “щук”, гора — “кора”)

Для самостоятельного развития фонематического восприятияскачайте эти методические материалы.

​Важно понимать, что если у вашего ребенка нарушение слухового восприятия (НСВ), то вряд ли он сможет справиться с этими проблемами без соответствующей помощи. Если вы заметили характерные симптомы нарушения фонематического слуха, стоит обратиться к специалисту

Впрочем, современные методики прекрасно справляются с этой проблемой. Трудность заключается в том, чтобы подобрать подходящую методику обучения, учитывая, что существует довольно много вариантов. Необходимо понимать, что не все программы  устраняют основные причины нарушения фонематического восприятия, а работают только с последствиями этих нарушений. Это все равно, что накачивать прохудившуюся шину — можно очень интенсивно работать насосом, но это бессмысленно, пока не залатана дыра.

Современные специалисты и родители прибегают к новым неврологические методикам, развивающим фонематический слух, таким, как FAST FORWORD. На сегодняшний день методика Fast ForWord является одной из самых эффективных коррекционно-развивающих программ, помогающих устранять первоисточник нарушения фонематического восприятия за счет использования запатентованной технологии цифровой обработки речи.

FAST FORWORD — это неврологическая компьютерная методика коррекции нарушений развития речи, слухового восприятия, ФФНР, понимания и осознания разговорного языка. С помощью этой методики тренируется языковой центр коры полушарий головного мозга, оптимизируются подкорковые проводящие пути, что способствует также улучшению внимания, развитию памяти и прочих когнитивных навыков.

В 70-х годах прошлого века американский нейропсихолог Паола Таллал провела исследование, в ходе которого установила: если замедлить скорость воспроизведения согласных звуков, то дети с нарушениями слухового восприятия и речи могут их усваивать. Были разработаны специальные программы, которые индивидуально подстраиваются под скорость восприятия фонем каждого ребенка и тренируют фонематическое восприятие с плавным ускорением воспроизведения, вплоть до корректного восприятия мозгом звуковой информации в темпе обычной человеческой речи. Специалисты сразу отметили положительный эффект: пациенты стали быстрее усваивать новые слова, значительно улучшалась их дикция. Результат выглядел поистине фантастическим. Так появилась неврологическая методика FAST FORWORD. Эти занятия проводятся онлайн, в интересной для ребенка, увлекательной игровой форме — ученик слышит в наушниках определенные звуки и выполняет задания, как в видеоигре.

Направления речевого развития ребенка с ТНР

Развитие речи ребенка, при наличии у него ТНР требует первостепенного развития у него навыков построения предложений. Ребенок должен научиться составлять простые предложения, распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Если при составлении данных предложений ребенок не испытывает трудностей и не совершает ошибок, то дальнейшее речевое развитие будет проходить гладко.

Развитие речи ребенка, при наличии у него тяжелых дефектов, реализуется по следующим направлениям:

  1. Формирование навыков рассказа на основе развития восприятия. Ребенок учится воспринимать рассказы на слух, затем составлять рассказ и описывать события, отдельные сцены из рассказа.
  2. Формирование навыков рассказывания по картинке. Детям предлагается наглядное изображение, по которому они составляют рассказы.
  3. Развитие навыков пересказа. Ребенку зачитывается или рассказывается текст, которой он должен повторить своими словами с сохранением его сущности и основной мысли.
  4. Развитие навыков самостоятельного рассказывания. Ребенок повествует, используя простые и сложные предложения, различные речевые конструкции.

Таким образом, происходит расширение запаса знаний ребенка, пополняются сведения ребенка, развиваются различные стороны речи ребенка, совершенствуется функционирование его психических процессов.

Основные этапы

У детей дошкольного возраста коррекция ФФН занимает около двух лет. Среди направлений работы можно выделить три основных. Первое – это артикуляционное. Посредством специальных упражнений ребенок вырабатывает нужные движения губ, языка. Уточняется произношение сохранных звуков. На их основе проводится развитие слухового восприятия.

Производится обучение по выделению звука в слоге, узнавании его в потоке других фонем. Параллельно учат отстукивать ритм, говорить с разной интонацией.

Второй этап – это дифференциация, то есть различение звуков

Детям объясняют разницу в артикуляции, акцентируют на этом внимание. Материалом служат гласные

Именно от них зависит внятность речи.

Далее различение проводится уже не только на слух, но и на произношение. Для этого ребенку дают задания со звуками одной группы. Например, «З» и «С». Ему дают несколько картинок и просят разделить на содержащие «З» и «С».

Третий этап – развитие звукового анализа и синтеза. Он основной и трудоемкий. В ходе него детям дают основные характеристики (глухость, звонкость и т. п.). После чего на основе гласных звуков их учат выделять в слоге. Для начала они должны быть всегда вначале. Пример задания: какой первый звук в слове «аист»? Далее проводится отработка деления на слоги.

При усвоении материала вводятся для анализа обратные слоги. Понемногу вводятся согласные звуки и анализ слов с ними. Как и в случае с гласными, для определения позиции дают слова, которые начинаются с согласного звука.

Развитие фонематического восприятия начинается с неречевых звуков. Для этого проводятся разные игры. Например, перед дошкольником показывают несколько образцов: смятие бумаги, стук карандаша по столу, переливание воды из стакана в стакан и т. п. После просят его отвернуться и на слух определить, что делает логопед. Только после усвоения этого этапа переходят к звукам.

Про ФФНР и особенности коррекционной работы с детьми при данном нарушении написано множество научных трудов. Нельзя выделить какие-то основные методики, так как каждый случай требует индивидуального подхода.

ФФНР: понятие, признаки

При диагностике важно отграничить рассматриваемый дефект от других логопедических нарушений. По этиологическому фактору ФФНР различают:

По этиологическому фактору ФФНР различают:

  • врожденное (генетическая предрасположенность, осложненные беременность и роды);
  • приобретенное (черепно-мозговые травмы, педагогическая запущенность, психологические проблемы).

Классификация по степени выраженности дефекта представлена на схеме:

Данное заключение ставится при отсутствии механических повреждений органов артикуляционного аппарата, при хорошем словарном запасе и достаточно развернутой связной речи. Результаты проведенного обследования заносятся в специальный документ — речевую карту. Здесь же отражается и динамика коррекционного воздействия.

Виды занятий

Логопед берет в работу детей со старшей и подготовительной группы. Для подгрупповых занятий дошкольников делят на несколько групп по 3-4 человека. В качестве критерия отбора берут развитие грамматического строя речи, лексики. Уровень детей должен быть примерно одинаковым.

На занятии логопед занимается:

  • постановкой звуков;
  • автоматизацией;
  • дифференциацией;
  • развитием словаря;
  • грамматикой;
  • слуховым восприятием.

Воспитатели закрепляют с дошкольниками пройденный материал. Это может касаться как произносительных навыков, так и лексических тем. Родители тоже участвуют в этом процессе, выполняя с детьми специальные задания, которые выдает логопед. На индивидуальных занятиях проводится развитие артикуляционных навыков и слухового восприятия. При усвоении правильного произношения звука подключается выработка навыка выделения его в слове.

Последовательность постановки звуков зависит от индивидуальных особенностей дошкольника. При нарушениях свистящих, шипящих и сонорных работу ведут над каждой группой. Иногда начинают с шипящих и сонорных, так как для этих групп необходима хорошая воздушная струя и верхний подъем кончика языка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой. На них отрабатываются лексические темы, дифференциация звуков. На каждом занятии отрабатывается комплекс артикуляционной гимнастики, уточняется произношение звуков. Задания рассчитаны на коллективное выполнение.

Методы работы с детьми, имеющими различные ТНР

Если у ребенка присутствуют тяжелые речевые нарушения, то его обучение должно быть реализовано по индивидуальной программе, которая учитывает особенности его патологии, специфику развития его психических процессов, индивидуальные особенности развития. Такое обучение предполагает подбор специальные приемов и методов, которые позволяет подобрать рациональные способы обучения грамоте, словообразованию, сформировать речевые навыки социального взаимодействия и настроить работу мышления на усвоение конкретной программы обучения.

К основным методам обучения школьника с ТНР относятся следующие:

  1. Наглядное представление информации, посредством применения специальных карточек и табличек. К примеру, на занятиях по русскому языку, могут быть применены карточки с символами, которые позволяют запомнить написание неверно произносимых, пропускаемых букв, либо графические схемы построения предложений. В некоторых, особо сложных случаях проявления речевой патологии, могут применяться наглядные модели. Например, графическое представление задач по математике.
  2. Работа с лексикой ребенка по специальной программе. Предлагается использование приемов семантизации для донесения значения незнакомого слова. Дети должны научиться ориентироваться в своем лексическом запасе и уметь находить ему практическое применение.
  3. Моделирование грамматического материала. Чтобы обучить ребенка построению грамматических конструкций, осуществляется схематичное представление членов предложения. Например, прилагательное можно отобразить цветочком или молнией.
  4. Составление сюжета по картинке. Детям предлагаются интересные картинки, можно использовать иллюстрации из сказок и иных художественных произведений, по которым они составляют устный рассказ. Требуется тактичная корректировка ошибок ребенка и акцентирование его внимания на правильном построении грамматических конструкций или произношении звуков.

Общие моменты работы

Коррекция ФФНР не ограничивается одной работой с логопедом. Нагрузка должна правильно распределяться, создается особый режим дня. Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.

Особенность работы при ФФНР заключается в том, что в процессе участвуют воспитатели, музыкальные руководители, учителя физкультуры. Родители тоже становятся неотъемлемой частью коррекционного процесса. В их задачу входит закрепление пройденного материала и выполнение специальной гимнастики.

В логопедии существуют разные методики работы с тем или иным нарушением. Для каждого случая специалист составляет индивидуальный план. В нем указывается последовательность работы и реализуемые цели.

Что такое ФФНР

Это нарушения формирования произносительной системы с дефектом восприятия звуков. Согласно исследованиям А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина, принято считать, что восприятие фонем играет главную роль в их произношении.

Если ребенок плохо слышит звук, неправильно воспринимает, характеризует, то сказать его верно не сможет. Например, заменяет звонкие глухими, вместо шипящих произносит взрывные

При диагностике, последующей коррекции дефектов важно точно установить какие фонемы искажаются.
Фонетико-фонематические нарушения часто сопровождаются дизартрией, ЗРР, дислалией

Целевое назначение коррекционной работы с детьми с ТНР

Определение 1

Тяжелое нарушение речи (ТНР) – это речевой дефект, связанный с серьезными отклонениями во всей речевой системе: фонетической, грамматической, фонематической ее сторон, с сохранением нормального слуха и отсутствием нарушений в работе интеллекта.

ТНР связано с проблемами восприятия речи на слух, произношением отдельных звуков, их перестановкой или заменой, сокращенным словарным запасом ребенка, неумением образовывать новые слова, использовать существительные в правильном числе и падеже, согласовании их с прилагательными и числительными, неправильном применение предлогов.

Как правило, данные речевые дефекты наиболее остро проявляются в монологической речи ребенка: детям тяжело даются пересказы, рассказы-описания, перечисления. Происходит замена частей рассказа другими, пропуск существенных событий и героев.

В этой связи, целевым назначением обучения ребенка, имеющего тяжелые речевые дефекты становится развитие навыков связной, последовательной речи, умения излагать свои мысли фонетически и грамматически верно, уметь правильно изложить суть какого-то события из жизни, изложить ситуацию или явление. Реализация данной цели необходима для того, чтобы создать условия для полноценного обучения ребенка в школе, устранить патологии речевого развития и предотвратить развитие иных патологий психического развития ребенка. Если создать систему оптимального обучения ребенка с ТНР, то можно обеспечить ему полноценное общение со сверстниками и взрослыми, сформировать у него доступное и понятное для окружающих произношение. Это обеспечит его полноценное личностное развитие.

Этапы обучения рассказыванию

Определение 2

Освоение навыков рассказывания, осмысленного и грамматически верного, составляет основу коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые речевые патологии.

Рассказывание осваивается в два этапа:

Подготовительный этап. Выбирается тема рассказа и ребенок начинает подготовку к нему. Для этого проводятся реальные наблюдения на природе, чтение литературы, знакомство со сказками, баснями, пословицами, загадками. Они позволяют расширить активный лексический запас ребенка и использовать свой личный опыт, имеющиеся знания в речевой деятельности. Пословицы и поговорки активизируют работу мыслительных операций. Поэтому, с ними необходимо знакомить ребенка в больших объемах.
Основной этап. Составление рассказа

Первый раз, естественно, ребенку нужно помочь с формированием связного рассказа, построением грамматически верных конструкций
Важно, обратить внимание на ошибки ребенка, но не критиковать и не ругать за них, а в игровой форме исправить их и дать наглядное представление правильному произношению/написанию/построению предложения.

Диагностика

Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.

Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.

На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.

Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:

1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях

Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка

Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР

Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.

2. Составление речевой карты

Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:

— процесс протекания беременности;
— наличие осложнений во время родов;
— хронические заболевания матери;
— применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.

3. Логопедическое обследование

Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша. Слуховое внимание и восприятие

Слуховое внимание и восприятие. Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику

Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д

Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.

Анализ восприятия речи.

Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.

Анализ воспроизведения звуков.

Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.

Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами

Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов. Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах

Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: