Психолог-дефектолог: кто это, какую работу выполняет

Речь детей по возрасту

Детский логопед-дефектолог, учитель, сурдопедагог

Закончила Государственный Университет им.И.Крянгэ по специальности педагогика-психология и логопедия (лицензирована в по специальности дефектолог-логопед); Кагульское Педагогическое училище им.А.С. Макаренко по специальности учитель начальных классов, воспитатель логопед-дефектолог, специальный психопедагог, реабилитолог, учитель начальной школы.

Обладает знаниями и умениями как в области общей педагогики и психологии, так и в области специальной психопедагогики. Работает со всеми категориями детей, в том числе с детьми ОВЗ, включая детей со сложными состояниями. Ведет детей с РАС, ЗПР, тяжелыми нарушениями речи, открытой\закрытой ринофонией, ФФНР, алалией, дислалией. Большой опыт работы с неговорящими детьми, в том числе глухими и слабослышащими, а также детьми с нарушенным интеллектом. Владеет мимоко-жестовой речью.

Имеет практический стаж работы с детьми 27 лет.

В качестве дефектолога специализируется на следующих направлениях:

  1. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста;
  2. Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии;
  3. Коррекция задержки познавательного развития;
  4. Работа с детьми, не усваивающими программу общеобразовательной школы или же испытывающие трудности при обучении;
  5. Выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;
  6. Составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка;
  7. Развитие психических процессов в рамках нарушенного развития.

Отличие логопеда от дефектолога

Большинство взрослых знают, чем занимаются логопеды и в каких случаях может понадобиться их помощь. Однако логопед от дефектолога отличается тем, что занимается исключительно проблемами постановки речи у малышей, не имеющих серьезной сопутствующей патологии. В их обязанности входит обучить ребенка правильному произношению и написанию букв, слов и предложений. В своей работе логопед применяет исключительно методы, направленные на коррекцию речевых навыков
, а не на обучение или устранение дефектов, появившихся из-за заболевания.

Также отличием является то, что дефектологи могут начинать работать со своими пациентами с более раннего возраста. Логопеды занимаются с детьми, достигшими трехлетнего возраста, тогда как дефектологи могут начинать коррекцию раньше этого срока. Поскольку в курс обучения логопеда-дефектолога входят многие медицинские дисциплины, то он, в отличие от обычного логопеда, считается широкопрофильным специалистом.

Общая характеристика направления

В качестве научной дисциплины дефектология сформировалась в середине XIX века. Ее воспринимали как общественную практику, которая возможна только за счет благотворительности. Количество медико-педагогических учреждений для глухонемых, слепых, умственно-отсталых постепенно возрастало, а наука собирала доказательную базу, крепла, находила новые методы терапии и профилактики. Серьезный скачок к развитию дефектология получила после прихода к власти большевиков.

В дефектологию входит несколько разделов социальной педагогики. Среди них – тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Тифлопедагогика занимается воспитанием и обучением пациентов с нарушениями зрения. Олигофренопедагогика сосредоточена на обучении и социальной реабилитации умственно-отсталых людей. Логопедия изучает нарушения, дефекты речи и методы их коррекции. Именно в этом и заключается разница между логопедом и дефектологом. Логопед – узкопрофильный специалист, а сама логопедия является ответвлением дефектологии.

Дефектология, как наука, подкреплена колоссальной научной базой, которая переплетена с детской психологией, психиатрией, неврологией и педагогикой. Важная часть направления – специальная психология. В нее входят сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология. Все они рассчитаны на людей с определенными пороками развития. Каждая разновидность специальной психологии занимается конкретными проблемами глухонемых/слепых/умственно-отсталых, изучает механизмы развития отклонений, разрабатывает методы борьбы и профилактики.

Норма речевого развития детей пятого года жизни

Уровень речевого развития детей рассматриваемой возрастной категории может быть разным.

Развитие речи с движением.

Для оценки этого показателя используются такие критерии:

  • способность к осмысленному употреблению существительных;
  • расширение запаса прилагательных, местоимений, наречий, числительных;
  • возможность точного и полного описания свойств предметов;
  • четкое и правильное произношение большинства звуков;
  • способность к регулированию громкости речи и переходу на шепот (ребенок придерживается среднего темпа без ускорения или замедления);
  • изменение интонации при пересказе текстов и декламации стихотворений.

Ребенок 4-5 лет понимает, когда нужно говорить более медленно, а когда быстро. В зависимости от ситуации слова произносятся тише или громче. Дошкольник замечает особенности речи взрослых, придавая высказываниям эмоциональный окрас. Мысли излагаются связно и последовательно.

Как проходит консультация у дефектолога?

  1. На первом этапе специалист проводит диагностику, затрагивающую все стороны развития — коммуникацию, мышление, темп работы, понимание инструкций, зрительное и слуховое восприятие.

Если консультация проходит дистанционно, родители предварительно заполняют анкету по текущему развитию ребенка и присылают домашние видеоматериалы. Это необходимо, чтобы увидеть малыша в обычной среде, как он играет, говорит, выполняет поручения и тд. Также дефектологу необходимо предоставить заключения невролога/психиатра, логопеда, копии обследований.

  1. На основе диагностики прогнозируется возможность проведения онлайн-занятий, даются дополнительные рекомендации по обследованиям и специалистам.
  2. Составляется маршрут коррекции.

Показания для обращения к логопеду-дефектологу.

Логопед-дефектолог вам может понадобиться, когда у деток:

Расстройство аутистического спектра. Оно выражается нарушением социальных контактов, стереотипностью поведения, нежеланием ребенка идти на зрительный контакт и другими проявлениями.

Детский церебральный паралич – группа расстройств двигательного характера, которые формируются на фоне повреждения структур мозга в перинатальном периоде.

Нарушения речи, спровоцированные проблемами со зрением (слабовидящие и слепые дети) и со слухом (глухие и слабослышащие дети).

Задержка психического развития. Может возникать на фоне внутриутробных инфекций, недоношенности плода, патологий беременности и т.д. В этом случае нарушения затрагивают не только речь, но и высшие психические функции.

Умственная отсталость. Она сопровождается нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и моторики.

В ряде случаев при сохранном интеллекте, но при неустойчивости эмоционально-волевой сферы и поведения, ребенку может быть рекомендована работа с логопедом-дефектологом.

Но! Обращаем ваше внимание. Указанный выше перечень особенностей НЕ лечит логопед-дефектолог

Он лишь «сглаживает» и корректирует нарушения на фоне данных заболеваний.

Отказывается учиться и плохо запоминает информацию

С раннего возраста у ребенка формируется познавательный интерес. Он двигается, ползет к интересным ему предметам, рассматривает их, тянет в рот. Данный интерес малыша развивается хорошо в такой семье, где все члены проявляют интерес к ребенку: задают вопросы, играют, занимаются.

Но если в семье принята другая форма общения (через гаджеты, телевизоры и т. д.) такой интерес слабо развит

Все внимание ребенка переключается на экран и некоторая информация об окружающем мире проходит мимо него

К четырем годам можно уже четко определить область интереса ребенка. Через познавательный интерес у ребенка формируется память:

  1. Зрительная — малыш запоминает как выглядит предмет
  2. Мышечная — ребенок знает, что делать с предметом
  3. Слухоречевая — знает как предмет называется, как он произноситься, информацию о нём.

Требуется помощь специалиста, если:

  • ребенок запоминает зрительную информацию, при этом не может соотнести действия с предметом. Например, знает дорогу в магазин, но самостоятельно не может до него дойти, теряется
  • малыш неделями учит новые словарный
  • делает ошибки при построении предложения или фразы. Например, неправильно говорит окончания, падеж, род, или «теряет» глаголы
  • при изучении чего-то нового (игры, деятельности, заданий) торопиться, плохо координирует движения, не смотрит на предметы, потом теряет интерес при неудаче. Затем не хочет заниматься подобной деятельностью

Все вышеописанные причины, по которым стоит обратиться к дефектологу, носят рекомендательный характер.

https://youtube.com/watch?v=vS6t70rZLb4

Post Views: 3 388

Известные педагоги в области логопедии и дефектологии

Логопедия, как отрасль дефектологии, являлась предметом исследования многих ученых в области педагогики и психологии. Но наибольший вклад в развитие науки и разработку программ по устранению речевых нарушений внесли участники научной школы Л. С. Выготского.

Благодаря работам таких выдающихся советских педагогов, как М. С. Певзнер, Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, формировалась данная отрасль.

Но, если говорить о более узком понимании логопедической работы именно в рамках дефектологии, то необходимо отметить Л. С. Волкову, которая на протяжении всей своей жизни занималась исследованиями в данной области.

Что такое ЗРР у детей? Лечение ЗРР в России, Саратове

ЗРР – это задержка речевого развития у детей, задержка развития речи. ЗРР характеризуется отставанием речевого развития от возрастной нормы. Сарклиник проводит лечение ЗРР в России, лечение ЗРР в Саратове. Новые методы лечения ЗРР активизируют речевые центры головного мозга, позволяют улучшить речевое развитие, улучшают дикцию, увеличивают словарный запас (количество употребляемых слов), улучшают усвоение новых речевых навыков.

На врач расскажет Вам, что такое диагноз ЗРР, как проводится лечение, диагностика, коррекция ЗРР, что делать, как лечить зрр в любом возрасте (в 2 года, в 3 года, в 4 года, в 5 лет, в 6 лет, в 7 лет и более старшем возрасте), как вылечить зрр, нужны ли занятия с детьми, если у ребенка задержка развития речи, почему происходит отставание речи, нарушения речи, а также как восстановить и улучшить развитие речи, что такое общее недоразвитие речи (ОНР), алалия, алексия (дислексия), афазия. Если Ваш малыш отличается от других, обязательно посетите врача. Опытный специалист увидит отклонения в развитии у ребенка, назначит обследование и проведет необходимую терапию. 

Лечение

Дефектолог не занимается лечением патологий, которые привели к возникновению дефектов, а помогает их компенсировать и корректировать. Длительность и частота занятий подбирается индивидуально, занятия проводятся в непринужденной, игровой форме.

Для коррекции дефектов может использоваться:

  • Томатис-терапия, при которой используется запрограммированное воздействие звуковыми волнами (стимулирует развитие речи, повышает обучаемость, память и т.д.);
  • песочная терапия, позволяющая корректировать эмоциональное состояние, развивать моторику, устранить заикание и др.;
  • общение при помощи карточек при наличии расстройств аутического спектра;
  • упражнения, помогающие развивать познавательные способности;
  • упражнения, развивающие мелкую моторику или различные виды мышления и т.д.

Для устранения дефектов речи и письма подбираются индивидуальные упражнения, выполнение которых также повышает концентрацию внимания и улучшает память.

При неправильном прикусе проводятся упражнения для коррекции прикуса – «Улыбка», «Рыбка», «Трубочка» и т.д. Каждое положение челюстей фиксируется на 5-10 секунд и повторяется не менее 10 раз.

При необходимости ребенок направляется к детскому психологу, а для родителей проводится консультация семейного психолога с целью коррекции стиля воспитания.

Развитие речи четырёхлетнего малыша

К четырём годам у детей формируется солидный словарный запас, позволяющий им облекать свои мысли в связные и понятные фразы, которые представляют не только простые, но и сложноподчинённые предложения. «Сегодня идёт снег, я буду лепить снежную бабу». «Мама сказала, что мы пойдём в зоопарк».Четырёхлетний малыш ещё не всегда правильно произносит звуки, но пока это не повод для беспокойства

Родителям, однако, стоит прислушаться к тем звукам, которые являются сложными для чада, чтобы в последующем над ними поработал логопед.
Чтобы речь ребёнка в 4-5 лет продолжала быстрее развиваться, важно продолжать активное общение с ним. Мама, собравшись почистить картошку, пусть скажет об этом и малышу

А когда она варит суп, то вслух пусть комментирует каждое своё действие. Папа также может рассказывать о своих делах. Чем больше ребёнок слышит от родителей связной грамотной речи, тем быстрее будет формироваться и его правильная речь.
У 4-5-летних дошкольников в речевом развитии происходят существенные изменения:

  • Малыши способны не только выслушать просьбу взрослого и понять её, но и легко разговаривать между собой, обмениваясь тем, что слышали или видели, рассуждать, спорить, делать выводы.
  • В этом возрасте дети уже способны на первые монологи.
  • Малыш в данном возрасте должен уметь связно описать события своей жизни, животных или игрушки, их заменяющие, рассказать о событии, изображённом на картинке, или цепочке событий, представленных на серии картинок.
  • Ребёнок способен пересказать хорошо знакомый ему текст.
  • В этом возрасте дети уже могут рассказывать не только о том, что они слышали и видели, но и о своих мыслях, мечтах и ожиданиях.

Подобные изменения – знак того, что у ребёнка в данный период начинает развиваться «внутренняя речь» – сокращённая, быстрая, но внешне не выраженная.
У 4-5 летнего дошкольника особенность мышления состоит в постоянном взаимодействии речи и действия. Посмотрев на юного художника, можно заметить, что когда он рисует, то проговаривает то, что он пытается нарисовать, какие у рисунка будут детали. Это этап ещё не сформированной полностью внутренней речи. Его категорически нельзя заставлять мыслить про себя, ведь малышу об этом пока ещё трудно заботиться. Становление внутренней речи заметно по тому, насколько больше у ребёнка появляется способностей рассуждать по поводу некого события, по способности сравнивать предметы (различия дети находят легче, чем сходства). При сравнении предметов малыш употребляет сравнительные степени прилагательных. К пяти годам в речи появляются сложноподчинённые предложения, содержащие союзы типа «поэтому», «потому что». Однако отвечая на вопросы, ребёнок часто опускает основную часть предложения и сразу начинает с придаточного («Потому что спал»).Растёт активный словарь, а вместе с ним и количество используемых наречий, местоимений, союзов, предлогов, без которых невозможно выстроить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Но освоение речи не ограничивается заучиванием новых слов и в открытии ребёнком других смыслов уже известных ему слов. Дошкольник распределяет различные предметы по категориям (штанишки – одежда, сандалии – обувь). Слова-обобщения начинают использоваться детьми тогда, когда в их словаре накапливается много слов, обозначающих конкретные предметы из какой-то категории, и когда ими уже усвоены слова-обобщения. Помимо этого, о предназначении отдельных предметов у ребёнка должен накопиться минимальный запас сведений.К пяти годам ребёнок начинает нормально произносить все звуки, за исключением некоторых трудностей со смешением звуков «р» и «л», «ш» и «с» в многосложных словах, если оба парных звука стоят рядом в одном слове (шерстяной, лаборатория).

Речевое развитие детей в 2-3 года: какой должна быть речь ребенка в норме

Нормы речевого развития детей 2-3 лет уже лучше подлежат обобщениям, хотя индивидуальные особенности характера малыша могут привести родителей к мысли, что психическое развитие их чада не соответствует общепринятым стандартам. На 3-ем году жизни речь ребенка теоретически должна стать более связной. Это значит, что предложения будут усложняться, но количество грамматических ошибок в них все еще будет значительным. Повысится интенсивность пополнения активного словарного запаса – в 3 года ребенок сможет оперировать почти 1000 слов.

Однако нормы речевого развития детей 3 лет могут быть ограничены умением взрослых вызывать малыша на разговор, стимулируя таким образом его речевую активность. В этом возрасте ребенок все еще целиком и полностью подчиняется своим желаниям и слово «надо» для него не существует. Если он не захочет разговаривать, то и не будет (хоть и умеет), опровергая самую достоверную информацию из различных таблиц и справочников. Поэтому общаться с малышом нужно как можно больше, учитывая, что нравоучения и «разбор полетов» общением не считаются.

В целом же, развитие речи ребенка 3 лет в норме сводится к усложнению речевых конструкций и попыткам научиться координировать интонацию и громкость голоса. Вполне нормальны запинки и прерывистость при произношении даже знакомых слов, — ребенок пока еще только учится связно выражать свои мысли. Но вот чистота произношения часто употребляемых лексем должна улучшиться. В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.

Симптомы задержки развития речи в 5 лет

К сожалению, никто от этого не застрахован. Самый главную вещь, которую нужно сделать родителям, подозревающим какие-либо нарушения, проанализировать, понятна ли речь ребенка или нет. Обсудим эти признаки.

  1. Посторонним людям тяжело разобрать речь малыша.
  2. Его произношение непонятно.
  3. В грамматическом строе встречается множество ошибок.
  4. Активный и пассивный словарные запасы скудны.
  5. Фразы и предложения очень короткие, состоящие из 2-3 слов.
  6. В речи в основном используются только существительные и глаголы.

Наличие хотя бы одного их этих пунктов может говорить о том, что присутствует задержка речевого развития.

Темпы овладения речью

Общие сведения

Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими нарушениями.

В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:

  • Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
  • Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
  • Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
  • Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
  • Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.

При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.). Исключением является логопед – этот узкий специалист обучает правильному произношению и написанию различных единиц речи детей, которые не имеют серьезной сопутствующей патологии.

Для оказания помощи детям с сочетанными дефектами дефектолог должен иметь базовые знания в смежных областях либо тесно сотрудничать с другими узкими специалистами (психологом, неврологом, нейропсихологом).

К задачам дефектолога относятся:

  • проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
  • оказание помощи детям в развитии внимания, мышления и других основных психических процессов;
  • развитие навыков общения и разговорной деятельности, формирование четкого произношения;
  • проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики;
  • консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам воспитания ребенка с особенностями развития;
  • оказание помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.

Для выполнения этих задач дефектолог должен обладать:

  • способностью быстро устанавливать контакт с ребенком и создавать дружескую атмосферу в процессе занятий;
  • умением работать с детьми по любой программе, которая позволяет корректировать и компенсировать недостатки развития;
  • умением учить детей читать и писать при помощи нетрадиционных методов;
  • умением работать с лицами разного возраста по индивидуальной программе (дефектолог также работает со взрослыми, помогая улучшать их социальную адаптацию и качество жизни).

В чем состоит разница между логопедом и логопедом — дефектологом

Логопеды занимаются постановкой речи практически здоровых детей, развитие которых происходит нормально. Они лишь формируют правильное произношение,  обучает автоматически произносить тот или иной звук, используя упражнения, развивающие мышцы губ, неба языка и гортани.  Занятия с логопедами  рекомендуется начинать не раньше трехлетнего возраста.

Логопед-дефектолог — широкопрофильный специалист. Он работает с детьми, имеющими не только речевые нарушения, но и сопутствующие патологии развития: поражение центральной нервной системы, слуха, речевого аппарата. К нему следует обращаться как можно раньше, желательно, в первый год жизни ребенка.

Работа этого врача  направлена на устранение дефектов, возникших и продолжающих возникать в результате заболевания, которое приводит к нарушению речи. Если обратиться к дефектологу своевременно и впоследствии проводить регулярные занятия, речь, интеллект, письменные навыки деток с различными патологиями будут формироваться с наименьшим возможным отставанием от нормы.

Если у вас или участкового врача в поликлинике есть хоть малейшие подозрения, что у вашего ребенка высокий риск:

  • нарушения работы ЦНС
  • отставания интеллектуального развития
  • патологии речевого аппарата
  • нарушения психики
  • дефектов органов слуха или зрения

обязательно проконсультируйтесь с дефектологом!

Причины задержки развития речи

Все этиофакторы, влияющие на нарушения развития речи, разделены на внутриутробные и те, что ребенок испытывает после рождения.

К внутриутробным причинам ЗРР относят:

  • хроническую гипоксию плода;
  • поражения ЦНС, вызванные недостатком кислорода;
  • внутриутробные инфекции;
  • гидроцефалия;
  • генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • недоношенность;
  • аномалии развития челюстно-лицевого аппарата, влияющие на артикуляцию.

После рождения к ЗРР могут привести:

  • менингит, менингоэнцефалит и другие нейроинфекции;
  • снижение слуха в результате отита;
  • недостаточное общение с родителями и сверстниками;
  • длительное, тяжелое заболевание и связанные с ним ограничения;
  • сильный стресс, испуг;
  • наследственность.

Ребенок не говорит

Очень часто можно услышать, что если ребенок не говорит до 3-х лет — ничего страшного. Он просто молчун, потом разговориться. Особенно это касается мальчиков. Нормы речи тут.

Но как показывает практика, ребенок редко начинает говорить после 3-х лет самостоятельно. Он не видит потребности в устной речи, ведь его и так понимают, достаточно показать пальцем или заплакать. Так зачем же прилагать усилия?

Такая проблема может возникнуть в результате гиперопеки или наоборот, отсутствия общения внутри семьи; неврологических нарушений, как правило незаметных, и т. д. Причину как раз и может выяснить дефектолог.

Ее величество грамматика

Освоение грамматического строя весьма актуально для детей этого возраста, поскольку позволяет избегать неправильного употребления форм слов. Для отработки этого навыка существует немало игровых заданий, которые дети выполняют с интересом.

  • В чем ошибка? Малышу показывают карточку и описывают изображенный на ней предмет, допуская логические ошибки. Малыш должен их обнаружить (слоненок большой – да, крылатый – нет, тяжелый – да, синий – нет).
  • Так не бывает. Ребенку читают предложения, в которых он должен обнаружить несоответствие действительности (пришла зима, и с юга вернулись перелетные птицы). Затем малыш должен исправить эту ошибку (птицы прилетают весной).
  • Какие? Взрослый называет предмет, дошкольник должен подобрать к нему несколько характерных прилагательных (солнце – круглое, горячее, желтое, трава – зеленая, высокая, густая).
  • Что это? Взрослый описывает предмет, а ребенок должен его угадать. Второй вариант – малышу дается карточка с изображением предмета, а он должен описать изображение, чтобы другие могли угадать, о чем речь.
  • Что таким бывает? Взрослый называет признак предмета, задача ребенка – подобрать как можно больше существительных с этим признаком. Например, высокий – дом, шкаф, забор, жираф, строительный кран; голубыми могут быть небо, море, васильки, мамины глаза, попугай и т. д.
  • Перепутали. Взрослый читает предложение с явной ошибкой употребления. Ребенок должен найти ее и исправить (картина рисует Машу, заяц ловит лису, дети пошла гулять, Коля любят играть, Даша оделся и пошел во двор, и т. д.).

Таблица норм развития речи ребенка от 2 месяцев до года

Первый год.

Основным видом общения новорожденного малыша с окружающим его миром является крик и мимика. Эти – пока только две — доступные ребенку формы общения универсальны. Они выражают боль, радость, счастье, неудовлетворенность, голод, страх, жажду и желание «поговорить». В обращенных же к малышу словах для него, в первую очередь, важны ритм, интонация и громкость. Громкие резкие звуки вызывают страх и, как следствие, — слезы, а вот ласковые ритмичные «потешки» или просто нежные слова – успокаивают, приносят радость, заставляют улыбаться.

Развитие речи ребенка в норме отображает таблица навыков, распределенных в зависимости от возраста малыша на первом году его жизни:

Количество месяцев от рождения

Речевые навыки

2

Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.

3

Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).

4

Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».

5

Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».

6

Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.

7

Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).

8

Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).

9

Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.

10

Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».

11

Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).

12

Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Конечно же, в таком возрасте понятие «ребенок с нормой речевого развития» еще не имеет права на существование. Особенно, если малыш болен, страдает от постоянного вздутия живота или наоборот очень много спит. В таком случае родители могут просто не заметить тех или иных свидетельств нормального речевого развития малыша. Но на втором году жизни ребенка они становятся все более очевидными, и идентифицировать их легче.

Особенности приема и занятий с логопедом-дефектологом

При первичном приеме специалиста он соберет всю необходимую информацию о начале и развитии имеющихся отклонений

Важно отвечать на вопросы дефектолога максимально откровенно
, так как от этого зависит стратегия проведения последующих занятий. Могут также понадобиться дополнительные методы исследования, такие как электроэнцефалография, допплерография головного мозга, спондилография и другие, в зависимости от сопутствующей симптоматики

Длительность и регулярность встреч со специалистом определяется строго в индивидуальном порядке в зависимости от имеющихся у крохи проблем и степени их выраженности. Логопед-дефектолог составит упражнения, направленные на улучшение устных и письменных навыков ребенка, но самое главное – это повышение способности к обучению у детей, имеющих те или иные отклонения.

Постепенно у малыша будет улучшаться концентрация, память и внимание, однако чтобы добиться положительных результатов, занятия должны быть регулярными. Сложность выполняемых упражнений будет постепенно повышаться, также полученные знания и навыки регулярно повторяются для лучшего усвоения

На приеме у логопеда-дефектолога должна царить непринужденная, игровая атмосфера
, которая заинтересует малыша и будет стимулировать его к занятиям. Поскольку многие дети, нуждающиеся в помощи этого специалиста, имеют серьезные проблемы с усидчивостью и концентрацией, то занятия обычно длятся не более получаса

Сложность выполняемых упражнений будет постепенно повышаться, также полученные знания и навыки регулярно повторяются для лучшего усвоения. На приеме у логопеда-дефектолога должна царить непринужденная, игровая атмосфера
, которая заинтересует малыша и будет стимулировать его к занятиям. Поскольку многие дети, нуждающиеся в помощи этого специалиста, имеют серьезные проблемы с усидчивостью и концентрацией, то занятия обычно длятся не более получаса.

Родителям следует запомнить, что кроме занятий с логопедом-дефектологом должна проводиться серьезная работа с крохой на дому, в виде регулярных развивающих игр. Если вы заметили, что ваш малыш испытывает сложности, связанные с речью или письмом на фоне сопутствующего заболевания или без него, то лучше немедленно проконсультироваться со специалистом, который поможет в решении вашей проблемы.

Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: