Чем отличается алалия от зрр

Разграничения алалии с другими дефектами

Классификация задержки речевого развития

Логопеды выделяют три формы задержки развития речи:

  • системная — наблюдается при расстройстве высших функций психики, при этом говорят о задержке психо-речевого развития;
  • общая — развитие речи задерживается на фоне сохраненных интеллектуальных процессов;
  • специфическая — расстройство формирования речи наблюдается на фоне нормальной работы мозга, органов слуха, сохраненного интеллекта.

Специфический тип делится на спастический, гиперкинетический, гипотонический, атактический. В первом случае говорят о сбое проведения нервных импульсов по корково-ядерным путям, нарушении функции извилины переднего отдела головного мозга. При гиперкинетической форме нарушены связи подкорковых узлов и нервов. Расстройство передачи нервно-мышечных сигналов характерно для гипотонической формы. При атактической форме наблюдается расстройство передачи импульсов в области мозжечка.

Задержка формирования экспрессивной речи характерна для алалии, которая может быть моторной, сенсорной и тотальной.

Специалистами составлена классификация ЗРР в соответствии с тяжестью симптоматики:

  • I степень — фактически полное отсутствие речи;
  • II степень — ребёнок ошибочно произносит звуки, заменяет их созвучными, проговаривает только простые предложения;
  • III степень — в речи преобладают простые слова, наблюдается глотание звуков, путаница со слогами, невнятное произношение;
  • IV степень — характеризуется ошибками в процесса образования слов, невнятная артикуляция и звукопроизношение.

Методы диагностики и лечения алалии

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматику алалии от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога, логопеда и психолога.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

Методика выполнения массажа

Логопеды-дефектологи используют различные подходы к развитию речи детей. Специальный массаж позволяет оказывать механическое воздействие на лицевые мышцы, что способствует развитию речевой функции.

Такие процедуры приводят к следующим положительным результатам:

  • насыщение клеток ткани полезными веществами;
  • укрепление мышц;
  • ускорение движения лимфы.

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Часто встречаю такую проблему, что ребенок отказывается сразу ложится на массаж у логопеда, вы как мама, можете помочь ему адаптироваться дома к этой процедуре. Например, делая ежедневно несложный массаж.

Недоразвитие речи (ОНР, ЗРР и другие формы). Нормы развития речи ребёнка.

Недоразвитие речи — это группа речевых расстройств, при которых нарушено формирование всех речевых компонентов (звуковой стороны речи, лексики, грамматики, фонематики) при здоровом слухе и сохранном интеллекте. Кроме того, недоразвитие речи может выступать в качестве одного из компонентов более сложного системного нарушения, например, в случае задержки психического развития (ЗПР).

Речевое недоразвитие наблюдается при сложных формах патологии речи: сенсорной и моторной алалии, афазии, ринолалии, иногда при заикании и дизартрии. Специалисты разных областей (педагоги, психологи, врачи) могут по-разному формулировать диагноз. Так, в специалисты педагогической сферы недоразвитие речи различного происхождения могут назвать ЗРР («задержка речевого развития», как правило, данный диагноз используют в отношении ребёнка до 5 лет) или ОНР («общее недоразвитие речи», обычно термин употребляют в отношении ребёнка от 5 лет).

В зависимости от выраженности нарушения — от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии — можно выделить четыре уровня недоразвития:

I уровень. Так называемый «безречевой». В речи используются лепетные слова, звукоподражание, жесты, мимика.

II уровень. Зачатки общеупотребительной речи. Речь примитивна, слова часто искажены, появляются элементарные грамматические формы и конструкции.

III уровень. Характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

IV уровень. Незначительные изменения всех компонентов речи. Недостатки дифференциации звуков, своеобразие слоговой структуры.

Речевое недоразвитие любого уровня является серьезным препятствием в овладении новыми знаниями, ограничивает мышление, приводит к неизбежным ошибкам на письме, а также лишает возможности полноценного общения. В то же время при условии своевременной помощи детского логопеда, недоразвитие речи удаётся успешно скорректировать

Важно помнить, что в развитии ребёнка существует период особой чувствительности речевой функции, когда любые нарушения легко поддаются исправлению. Если упустить это время, дефект речи может закрепиться и в дальнейшем препятствовать полноценному развитию других познавательных функций

Задержка речевого развития или алалия?

Развитие ребёнка имеет определенные периоды и точки отсчёта. И в том, как ребёнок преодолевает каждый из этих этапов, колоссальную роль играют родители – его главные проводники в окружающем мире.

Прохождение этих периодов не всегда проходит гладко – и не всегда дети «укладываются в срок»: долго не могут начать говорить или произносить отдельные звуки. И родители не всегда могут определить степень потребности в логопедической помощи.

Когда родителей волнует речевое развитие ребенка, чаще всего они формулируют проблему следующим образом:

«Мой ребенок не говорит, или говорит меньше, чем дети его возраста»

Нет чётких границ развития речи: первые слова могут появиться как в 9 месяцев, так и в полтора года. Ситуация требует вмешательства специалиста-логопеда, если ребёнку 2 года, а в его словаре нет хотя бы нескольких слов (лепетных или полных форм). В 3 года нормой является способность строить короткие фразы.

В нашей статье мы остановимся на понятии темповой задержки речевого развития – то есть просто временное отставание от сверстников детей в возрасте от 2 до 3 лет. Такая задержка может быть обусловлена неблагоприятными факторами, как, например, соматические заболевания, сниженный иммунитет, неправильные методы воспитания в семье.

Если задержка речевого развития темповая, то про своего ребёнка Вы можете сказать, что:

1. Он хорошо понимает обращенную речь, способен выполнить такие просьбы и задания:

«Покажи, где домик» (на картинке)

Ребёнок реагирует на свое имя (поворачивает голову, когда вы его зовете).

В 3 года он способен выполнить чуть более сложные инструкции:

«Посади мишку на столик, под столик, около столика».

«Принеси маме книжку папы» (любую вещь другого члена семьи).

«Покажи на картинке, где девочка догоняет мальчика, а где мальчик догоняет девочку».

2

У ребёнка достаточное слуховое внимание

Ребёнок узнает бытовые шумы и звуки природы (шум фена, лай собаки, звонок телефона), а также их источники. Малыш различает голоса людей, способен к звукоподражанию животным, может показать предмет, который Вы называете.

3. Он любознателен, стремится к знаниям об окружающем мире. Ребенок стремится все потрогать, у него вызывают интерес окружающие предметы.

4

Он стремится к общению, различными способами привлекая к себе внимание: тянет вас за одежду; поворачивает ваше лицо к себе или интересующему его предмету; использует звукоподражание, жесты, мимику

Характерно, что при темповой (временной) задержке речевого развития ребёнок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер и без последствий в будущем развитии. Нередко наблюдается резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи. Такой «языковой взрыв» наиболее вероятно происходит, когда улучшается физическое состояние ребёнка (например, летом).

Однако рассчитывать на такой скачок, если Вы наблюдаете у Вашего ребёнка признаки задержки речевого развития, не стоит.

Большинству детей в период развития речи необходим “толчок” – новые эмоции, ощущения, знакомства. Это могут быть игровые занятия в группе со сверстниками, превосходящими его в речевом развитии, или индивидуальные услуги логопеда.

Так или иначе, прежде чем предпринимать меры или принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом нашего центра.

Причины задержки развития речи

Все этиофакторы, влияющие на нарушения развития речи, разделены на внутриутробные и те, что ребенок испытывает после рождения.

К внутриутробным причинам ЗРР относят:

  • хроническую гипоксию плода;
  • поражения ЦНС, вызванные недостатком кислорода;
  • внутриутробные инфекции;
  • гидроцефалия;
  • генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • недоношенность;
  • аномалии развития челюстно-лицевого аппарата, влияющие на артикуляцию.

После рождения к ЗРР могут привести:

  • менингит, менингоэнцефалит и другие нейроинфекции;
  • снижение слуха в результате отита;
  • недостаточное общение с родителями и сверстниками;
  • длительное, тяжелое заболевание и связанные с ним ограничения;
  • сильный стресс, испуг;
  • наследственность.

Домашняя терапия

Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:

  • Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
  • Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
  • Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
  • Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.

Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.

Симптомы моторной алалии

В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – .

Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.

Развитие речи у детей с аутизмом

Речь у детей с аутизмом, как правило развивается в пределах нормы или с небольшой задержкой до 1,5 лет. После чего происходит регресс и все речевые навыки утрачиваются. К общению ребенок с аутизмом не стремится, мимику и жесты не использует, при этом, как правило, обращенную речь понимает. Вместо речи ребенок с аутизмом использует эхолалию или вокализацию.

Когда речь запущена, ребенок ею пользуется неохотно. Лепета, как правило, нет и от полного молчания ребенок, в течении короткого времени, переходит к словам и предложениям. Речь полна аграмматизмов, неправильно употребляются местоимения, окончания, падежи. Однако, слова многими детьми с аутизмом произносятся верно, без коверканья, порой могут пропускаться буквы (например, тапы вместо тапки). 

Традиционная логопедическая помощь может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка с аутизмом. У таких деток накопление опыта речевого общения приводит к тому, что ранее неправильные звуки «ставятся сами».

Эта особенность у многих сохраняется и во взрослом возрасте, несмотря на непрерывную коррекцию в детстве. Примечательно, что при изучении иностранных языков проблем с окончаниями и родами существительных, как правило, нет (во всяком случае у моего сына при изучении английского языка таких проблем нет). Часто придумывают неологизмы — новообразованные слова или предложения.

В незнакомой обстановке использование речи вызывает большие затруднения и ребенок попросту предпочитает молчать, даже если его речь очень даже неплоха, с точки зрения произношения.

Ко всему прочему ребенок с аутизмом не может контролировать тональность своей речи и часто говорит слишком громко, звонко или наоборот медленно и тихо. В речи преобладают шаблонные фразы, не несущие за собой смысловой нагрузки.

У детей с аутизмом отсутствует поименное обращение к другим людям. Они вообще по поводу имен не парятся.

В целом, дети с аутизмом речью пользуются крайне неохотно, но если и вступают в диалог, то вскоре этот диалог превращается в монолог о вещах, которые интересны этому ребенку. Об интересах собеседника ребенок с аутизмом не слишком волнуется и в ответах собеседника, как правило, не очень-то и нуждается.

Этапы и уровни речевого развития при алалии

Период от новорожденности до первого года жизни очень важен для речевого развития малыша, поскольку на протяжении этого времени происходит активное формирование мозговых зон, ответственных за речь. Первые 12 месяцев жизни называют доречевым, подготовительным периодом, который становится базой для последующего речестановления. Этот термин условно подразделяют на такие этапы:

  1. От новорожденности до 3-х месячного возраста – развиваются эмоционально-выражающие реакции.
  2. От 3-х месяцев до полугода – появляются голосовые реакции (гуление, лепет).
  3. От полугода до 10-месячного возраста – начинает развиваться понимание обращенных высказываний, отмечается активный лепет.
  4. От 10 месяцев до года – появляются первые слова.

Появление алалии отмечается уже на первых этапах, когда отдельные речевые навыки – гуление, лепет – формируются с запозданием или вовсе отсутствуют. Кроме удлинения сроков формирования функции, типично продолжительное сохранение уже пройденного речевого этапа. []

Степень речевых нарушений может отличаться. На основании этого различают три уровня таких патологий:

  • 1 уровень речевого развития при алалии характеризуется отсутствием общеупотребляемой речи.
  • 2 уровень речевого развития при алалии представляет собой присутствие зачатков общеупотребляемой речи. Малыш имеет определенный запас слов, однако он очень мал, обладает искаженной звуко-слоговой структурой и отличается аграмматизмом. Звуки произносятся с дефектами.
  • 3 уровень характеризуется развернутой речью, имеющей элементы недоразвития. Легкие слова малыш произносит, и даже строит из них фразы. Но структурно сложные слова произносятся с искажением, речь изобилует аграмматизмами и дефектами произношения отдельных звуков.

Указанные уровни речевого развития при алалии не соотносятся с возрастными рамками. Так, ребенок даже в шестилетнем возрасте может пребывать на 1 уровне.

Речевой аппарат

Речевой аппарат состоит из центральной нервной системы и органов речи, участвующих в образовании звуков и написания букв, а также органов слуха и зрения. Головной мозг управляет всем этим.

Формирование речи происходит поэтапно. Сначала, когда мы получаем информацию, включается сенсорная речь. Устная речь воспринимается с помощью слуха и зрения, письменная речь – с помощью зрения.

Далее происходит понимание полученной информации. Для этого мозг предварительно запоминает и хранит информацию о различных звуках, словах и оборотах речи (синонимы, метафоры и т.п.). Это, так называемый, пассивный словарь.

Затем создаётся ответная (моторная) речь. Включаются центры мозга, отвечающие за воспроизведение устной или письменной речи. При этом задействуется активный словарь.

Для того чтобы речь протекала правильно, необходима нормальное функционирование всех структур мозга, участвующих в речевых процессах.

Речевая карта для неговорящих детей с алалией

После подтверждения наличия у ребенка алалии логопед ставит его на учет и заводит специальную индивидуальную речевую карту. Документ представляет собой перечень вопросов, диагностических результатов и показателей. Все данные врач регулярно вносит в карту, что помогает прослеживать динамику коррекции речевых нарушений, выяснять оптимальные пути лечения.

Речевые карты могут носить общий (обобщенный) или развернутый характер. В первом случае, как правило, описывается только анамнез и прочие общие сведения. Развернутый вариант содержит в себе всю информацию о результатах обследований, о текущем состоянии проблемы, о словарном запасе малыша, о выполняемых ним заданиях. Чаще всего документ ведется до момента поступления ребенка в школу.

Что обязательно включается в речевую карту?

  • Общая информация (сводные данные о ребенке и его родителях, короткая характеристика пациента).
  • Анамнез (данные о рождении, этапе новорожденности, перенесенных заболеваниях, раннем речевом развитии, общем состоянии здоровья малыша).
  • Показатели исследования неречевой деятельности (картина зрительного наблюдения за пациентом, данные о мелкой и общей моторике, слуховой внимательности, зрительном восприятии, ощущениях ритма).
  • Показатели, полученные в ходе диагностики речевых нарушений (демонстрируют состояние механизма произношения звуков и аппарата артикуляции, качество звуковоспроизведения и речевой моторики).
  • Качество дыхательной и голосовой деятельности (частота, типовая принадлежность и длительность дыхательных движений, оценка голоса).
  • Показатели фонематической речевой сферы и восприятия, понимания речи, лексики и грамматического строя, состояния связной речи (если таковая присутствует).

В завершающей части речевой карты специалист записывает логопедическое заключение, в котором обозначает диагноз и составляет рекомендуемую схему коррекции. Документ дополняется заключениями врачей других специальностей: невропатолога, отоларинголога, психотерапевта и др. []

Прогноз на выздоровление

Чаще всего коррекционная работа приносит хорошие результаты. Прогноз на выздоровление при моторной алалии, если рано начата реабилитация, благоприятный. За год работы ребенок учится правильно говорить и по мере становления речи интеллектуальное отставание, если оно развилось, постепенно исчезает. Менее благоприятный прогноз при сенсорной алалии, которая требует более длительной коррекции, а сенсомоторная — это самый тяжелый речевой дефект и полное восстановление речи проблематично.

Результат лечения при последних формах зависит от нескольких факторов: наличие психосоматических расстройств и степень поражения речевого центра (головного мозга). При данной патологии вопросы инвалидности решаются в возрасте 5 лет. Сама, как таковая, алалия — это не основание для определения инвалидности. Инвалидность устанавливается при наличии стойких психических расстройств, которые не поддаются коррекции. Например, умственная отсталость даже легкой степени — показание к определению инвалидности. При тяжелой моторной алалии и задержке психического развития тем более показана инвалидность. Все эти вопросы должен решать психиатр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: