Для круговых мышц рта
Следующие варианты миогимнастики особо эффективны при наличии межгубного пространства и привычке не дышать носом:
- Попеременно вытягивают губы вперед, как будто задувают свечку и потом растягивают их в широкой улыбке. Одновременно с этим можно пытаться выговаривать звуки.
- Сжать плотно губы, а носом в это время набрать максимум воздуха, чтобы раздуть щеки. Теперь можно кулаками на них резко надавить и выдохнуть. Губы при этом не разжимаются.
- Если присутствует такая проблема, как протрузия резцов, то опять же плотно сжимают челюсти и стараются набрать побольше воздуха. Но делают это под каждую из губ, верхнюю и нижнюю попеременно.
- Между рядами зажимают картонную полоску и удерживают ее до часа. Но при первых упражнениях начинают всего лишь с минуты.
- Для дополнительной тренировки дают ребенку дуть на какой-либо легкий перемещающийся предмет – перышко или кусочек ваты.
- Мизинцами растягивают уголки рта, а мышцами при этом пытаются их свести вместе.
- Делают ватные валики и закладывают под губы возле уздечки с обеих сторон. Стараются произносить глухие звуки (п, м, б).
Тренировка круговой мышцы щек и рта является важной составляющей миогимнастики для лица и выполняется в случаях ее недостаточной работоспособности, наблюдаемой, обычно, во время дыхания через рот. Упражнения проводятся и при деформации верхних зубов
Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки
Упражнения проводятся и при деформации верхних зубов. Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.
Мышечная недостаточность распознается по перевесу мускула, удлиняющего щель между губами во время улыбки.
Существует несколько основных упражнений для ортодонтического лечения данной мышцы:
Упражнение №1. Согнутые мизинцы помещаются в углы рта. Лечение осуществляется путем незначительного растяжения рта и параллельного сокращения мышц
Важно, чтобы губы не выворачивались в процессе тренировки.
Упражнение № 2. Тренировка выполняется при помощи специального оборудования – межгубного диска Фриэля
Данное приспособление должно придерживаться губами в течение 60 секунд.
Развитие круговой мышцы крайне полезно при диагностике ротового дыхания, а также при образовании промежутка между губами. Тренировки вызывают изменение формы верхней губы и формируют корректные контуры ротовой полости.
- Зафиксируйте указательные пальцы рук в центре лба параллельно линии бровей. Теперь немного сместите пальцы ближе к надбровным дугам и слегка надавите на них. Направляя взгляд вверх, медленно поднимайте и опускайте брови до появления жжения в мышцах. Повторите упражнение 5 раз, после чего аккуратно помассируйте брови круговыми движениями.
- Надавите двумя пальцами каждой руки на головки бровей. Сдвигайте их, противодействуя движению пальцами. Переносица в этот момент должна немного растягиваться. Повторите 10 раз.
- В продолжение минуты выполняйте движения ушами вверх по направлению к макушке. Височные мышцы во время упражнения должны поочередно напрягаться и расслабляться.
Для круговых мышц рта
Следующие варианты миогимнастики особо эффективны при наличии межгубного пространства и привычке не дышать носом:
- Попеременно вытягивают губы вперед, как будто задувают свечку и потом растягивают их в широкой улыбке. Одновременно с этим можно пытаться выговаривать звуки.
- Сжать плотно губы, а носом в это время набрать максимум воздуха, чтобы раздуть щеки. Теперь можно кулаками на них резко надавить и выдохнуть. Губы при этом не разжимаются.
- Если присутствует такая проблема, как протрузия резцов, то опять же плотно сжимают челюсти и стараются набрать побольше воздуха. Но делают это под каждую из губ, верхнюю и нижнюю попеременно.
- Между рядами зажимают картонную полоску и удерживают ее до часа. Но при первых упражнениях начинают всего лишь с минуты.
- Для дополнительной тренировки дают ребенку дуть на какой-либо легкий перемещающийся предмет – перышко или кусочек ваты.
- Мизинцами растягивают уголки рта, а мышцами при этом пытаются их свести вместе.
- Делают ватные валики и закладывают под губы возле уздечки с обеих сторон. Стараются произносить глухие звуки (п, м, б).
Общее понятие
Миогимнастика представляет собой комплекс упражнений, который направлен на коррекцию различных патологий прикуса, совершенствование функционирования мимических и жевательных мышц и исправление положения языка между зубами.
Миогимнастику целесообразно назначать детям с неправильным прикусом в возрасте до 9 лет.
Эта терапия принадлежит к лечебной форме физкультуры и применяется как самостоятельно, так и в комплексе с аппаратным лечением.
Упражнения, используемые в миотерапии, разработаны специалистами в области ортодонтии. Каждое из них направлено на решение определенной проблемы: патологический прикус, недоразвитие мышц челюсти и языка, неправильное смыкание губ.
Виды артикуляционной гимнастики
Все эти признаки неврологических отклонений. Неврология может быть и совсем легкой, малыш не стоит на учете в поликлинике, но мешать формированию полноценной речи. Исправить это поможет артикуляционная гимнастика, делать ее надо регулярно, сочетая с дыхательной, голосовой и с логопедическим массажем. Гимнастика бывает активная и пассивная, статическая и динамическая. Рассмотрим все эти виды, в сочетании с дыханием и массированием.
При пассивной гимнастике ребенок сам не может выполнить задание, взрослый ему помогает. Берет пальцами его Г, растягивает их или, наоборот, собирает в трубочку, смыкает и выполняет другие необходимые действия, постепенно приучая ребенка к тому, чтоб он делал это сам. При этом должна быть опора на зрительный анализатор, чтобы контролировать процесс, желательно все делать рядом с зеркалом.
Жевательные мышцы — самые сильные в организме человека
Тут важны два момента:
-
запас прочности: все в нашем организме существует с большим (минимум двойным) запасом,
-
самосохранение: чтобы предотвратить разрушение тканей пародонта, срабатывает природный механизм, ограничивающий силу сжатия челюстей.
винирами после
Говоря о мускулатуре, необходимо учитывать следующие важные показатели:
-
— напряжение, развиваемое жевательной мышцей при ее максимальном сокращении.
-
— сила, развиваемая жевательными мышцами и регулируемая рецепторами пародонта, необходимая для раздавливания, откусывания, раздробления пищи.
Абсолютная сила жевательных мышц
Абсолютную жевательную силу можно считать мышечным запасом прочности, резервом, который позволяет выполнение значительной и продолжительной работы мышц без их заметного утомления.
Кстати, один из условных минусов имплантации зубов: после установки импланта нарушается работа барорецепторов в области импланта, и человек не чувствует болевых ощущений при перегрузке коронки, стоящей на импланте. Это может перегружать имплант, приводя к переимплантиту или разрушению коронки. Перед проведением имплантации пациенту это подробно объясняют.
Жевательное давление
- у женщин 20—30 кг,
- у мужчин — 25—40 кг,
- на молярах соответственно — 40-60 кг у женщин и 50-80 кг у мужчин.
В книге рекордов Гиннеса зафиксирован рекорд супер силы сжатия челюстей человека 4337 Н (1 Н или 1 Ньютон = 1 кг м/с2 = 105 дин) в течение 2 секунд. А это практически 440 кг, если переводить ньютоны в метры! Причина приложения такой силы была в этом случае не столько в самой мышце, сколько в строении челюсти рекордсмена.
Сильная и гибкая жевательная мускулатура имеет несколько преимуществ:
-
Эффективное жевание: Хорошо развитая жевательная мускулатура облегчает процесс жевания, позволяя более эффективно раздроблять пищу перед пищеварением.
-
Поддержание здоровья полости рта: Регулярное использование жевательных мышц способствует увеличению слюноотделения, что помогает увлажнению полости рта и защите зубов от кариеса.
-
Снижение напряжения в области височно-нижнечелюстного сустава: Сильная жевательная мускулатура может способствовать снижению напряжения в суставе и предотвращению развития проблем, связанных с жевательным аппаратом.
-
Улучшение эстетики лица: Жевательная мускулатура также влияет на контур и форму лица. Хорошо развитые жевательные мышцы могут способствовать более определенным чертам лица.
стоматологу-гнатологу
Работу жевательных мышц могут дестабилизировать такие проблемы, как патологии прикуса, потеря зубов (травмы, удаления, пародонтит и т.п.), дисфункция ВНЧС. Это, в свою очередь, приводит к нарушению работы других мышечных групп, в частности мышц шеи, плеч, спины.
Доктора, к которым можно обращаться по теме «Жевательные мышцы»
Тарасов Алексей Анатольевич
Ортопед, гнатолог, бьюти-стоматолог, стаж более 16 лет
Эксперт международного уровня по винирам, протезированию при дисфункции ВНЧС
Основные направления:
- бьюти-стоматология, т.е. у вас будут самые красивые зубы
- эстетические реставрации мирового уровня, в т.ч. виниры
- протезирование зубов любого уровня сложности, в т.ч. на имплантах
- решение всех проблем ВНЧС, т.е. у вас будут самые надежные и функциональные реставрации
Сладкая гимнастика
Можно также использоваться “тренажеры”, различные сладкие палочки, червячки и сосательные конфетки. Дети могут их держать между Г, внутри “трубочки”. А также прижиматься “хоботком” к носу, удерживая палочки, как усы. Выплевывать кусочки печенья и шоколада между губ или брать их с блюдца губами, “кормиться как птенчики”.
Анастасия Воронцова
Одним из методов профилактики и лечения нарушений в развитии зубочелюстной системы является миогимнастика.
Миогимнастика в ортодонтии получила широкое применение не только, как самостоятельный процесс, но и в комплексе с другими методами лечения зубочелюстных аномалий.
В детской стоматологической практике миогимнастику применяют для коррекции дефектов прикуса.
Приём «Расслабление жевательных мышц»
Морщины и другие несовершенства формируются на фоне перенапряжений в одном месте и птоза (провисания, отсутствия нагрузки) в другом. Поэтому первоочередная задача – сбалансировать мышечную систему лица: тогда и морщинки разгладятся, и кровоснабжение тканей будет на уровне.
Гипертонус или избыточное напряжение жевательных мышц – это серьезная, часто встречающаяся проблема. Как известно, жевательные мышцы являются самыми сильными мышцами не только на лице, но и одними из самых сильных во всем теле. Они создают и развивают усилие до 72 кг!
Не вдаваясь в подробности строения (потому что к жевательным относятся на самом деле целых 4 мышцы), рассмотрим, как справиться с этой проблемой.
Все мы, постоянно, заставляем работать жевательные мышцы на износ: во-первых, едим (и часто гораздо чаще, чем 3-5 раз в день), жуем жвачки, просто сжимаем зубы, потому что нам так нравится, или наоборот, когда что-то очень не нравится. Мы поджимаем нижнюю челюсть к верхней, стискиваем, перескакиваем с зуба на зуб, скрежещем зубами по ночам и вообще творим с ними все, на что фантазии хватит.
Только сердечная мышца заточена на то, чтобы работать 24 часа в сутки, без перерыва, и является самой выносливой в нашем организме. А жевательные должны отдыхать! Варварское обращение приводит к тому, что мышцы быстрее изнашиваются, входят в состояние гипертонуса, спазмируются, иногда даже болят и, в конце концов, деформируются. Стоит ли говорить о том, что вы стираете зубную эмаль и портите тем самым зубы? А про головные боли стоит? Ведь в височной части расположена мышца, которая так же относится к жевательным. Вместе с мышцами деформируется и височно-челюстной сустав, развивается артроз. Продолжать?
Из негативных внешних проявлений, что можно назвать? Да видоизменяется весь внешний вид центральной и нижней трети лица. Теряется угол молодости, появляется склонность к образованию брылей, неровность нижнего контура лица, зоны под нижней губой и очертания подбородка. Перенапряжение жевательных мышц усугубляет дефекты носогубной зоны. Расслабление жевательных мышц поможет расслабить рот, а круговая мышца рта является местом соединения целого букета мышц центральной части лица.
Контроль мимики, приемы расслабления и вытяжения помогут вам расслабить мышцы и избавиться от гипертонуса, предотвратить вышеперечисленные недуги и внешние дефекты.
Девочки, но для начала давайте разберёмся, где у нас находятся жевательные мышцы! Начните открывать и закрывать рот, при этом возьмитесь за края нижней челюсти, под ушами. Вы нащупаете с двух сторон плотные твердые валики – это и есть жевательные мышцы, которые помогают нам открывать и закрывать рот, двигать челюстью и пр. Они отличаются от остальных мышц лица тем, что имеют 2 жестких крепления, то есть крепятся к костям с двух сторон. Именно с ними нам и предстоит научиться работать. Расслаблять мы их будем плотным продавливанием по всей их длине. Представьте себе, что вам необходимо буквально выжать их, удлинить.
В сегодняшнем видео — одно из профессиональных упражнений, которое даст мгновенный эффект. ⠀⠀ Артикулярно-пластическое упражнение «БА» расслабляет жевательные мышцы, великолепно снимает напряжение и спазмы с нижней челюсти. ⠀⠀ Формирует четкий овал лица, уменьшает брыли и удлиняет боковую поверхность лица. Ценно, что упражнение препятствует стираемости зубов, помогает преодолеть бруксизм, в целом очень рекомендуется в стоматологических целях для улучшения параметров зубочелюстной системы.
Исходное положение: откройте рот со звуком «БА». Мягко промассируйте жевательные мышцы сверху вниз костяшками согнутых пальцев в течении не менее 7 секунд, задерживаясь на уплотнённых или болезненных местах. Выполните такой массаж 5 раз.
Перед проведением упражнения необходимо провести проверочный тест.⠀
1. Откройте рот, опустив нижнюю челюсть и запомните, насколько широко это получилось. 2. После выполнения упражнения снова откройте рот и сравните — челюсть должна открываться гораздо шире.
Звук «БА» позволяет открывать рот бережно, не травмируя нижнюю челюсть. Сам приём может быть не очень приятным — при разминии напряженных тканей чувствуется болезненность. В норме Вам должно быть приятно.
Миотерапия для взрослых и детей: в чем разница?
Миогимнастику используют для лечения взрослых и детей. Однако существенным различием в исправлении челюстных дефектов с помощью гимнастики является то, что в детском возрасте это полноценный, самостоятельный и результативный метод коррекции, в то время как у взрослых это только вспомогательное средство. Во взрослом возрасте более актуальным методом решения проблемы является аппаратное лечение, а также протезирование, ношение брекетов или хирургическое вмешательство. В детском возрасте разработанный комплекс упражнений обеспечивает:
- устранение дефектов;
- тренировку мышц;
- восстановление челюстных функций;
- нормализацию носового дыхания;
- улучшение речи.
Сочетание и последовательность разных видов
Последовательность такая: взрослый и малыш сидят перед зеркалом, взрослый показывает на себе, просит повторить, если у ребенка не получается, взрослый своими пальцами делает ему, затем ребенок пытается сделать это сам, а потом пробует сделать без помощи рук. Это уже активная гимнастика, может быть не сразу, периодически помогая пальцами. Главное не торопиться, должна точность и правильность выполнения, чтоб потом не надо было переучиваться.
Пассивная гимнастика тесно связана с массажем, вернее сказать, массаж плавно перетекает в пассивную гимнастику. Надо четко знать, что все упражнения надо выполнять предварительно расслабив Г. Нельзя делать на плотно сомкнутых, напряженных. И толку будет мало и ребенок будет испытывать дискомфорт и негатив, может вообще отказаться от занятий.
Для начала целесообразно научить малыша чувствовать разницу между напряженными и расслабленными губами, говорить ему: “Чувствуешь, как тебе приятно и хорошо, когда губки мягкие, какие они красивые”
Фиксировать его внимание, что когда Г напряжены, они тонкие, бледные, а расслабленные — яркие, “бантиком”
При постановке звуков это очень важно, чтобы ни челюсти ни губы не напрягались. Рот был широко открыт, иначе очень сложно работать над коррекцией фонетики
Рот был широко открыт, иначе очень сложно работать над коррекцией фонетики.
При статической гимнастики Г задерживаются в одном положении некоторое время, например, на счет до 10. Выполняется упражнение “трубочка”, дети держат, а вы считаете. И так несколько раз, затем “заборчик” и опять держать в этом положении. При динамической гимнастике, наоборот, происходит активная работа Г, “заборчик — трубочка”, нужно работать Г, то растягивая их и показывать зубы, то вытягивать вперед в трубочку, тоже на счет в несколько приемов.
К динамической гимнастике переходить, когда каждое упражнение уже отработано, автоматизировано и ребенок его делает безупречно. Допускается помощь руками, если вдруг возникнет сбой, можно сочетать с голосовой гимнастикой, произносить при трубочке У, а при заборчике И в разном темпе, то быстро то медленно, то тише, то громче, то тонким голосом, то “толстым”.
Прикосновение к губам
Прикосновение к губам означает, что человека смущает тема разговора
Прикосновение к губам отвлекает внимание от обсуждаемого предмета и уменьшает тревогу. Если человек прикасается к губам пальцами или карандашом, чтобы прощупать почву, вы можете уточнить свое предположение: «Мне кажется, вам неловко об этом говорить»
Тем самым вы даете возможность человеку подтвердить или опровергнуть утверждение и объяснить свою реакцию. И ваш собеседник будет приятно удивлен вашей способностью замечать такие малейшие детали.
Прикосновение к губам можно эффективно использовать как в деловом, так и в личном общении
Например, если вы наедине с потенциальным клиентом обсуждаете достоинства предлагаемого продукта, обратите внимание на то, что он задумчиво поглаживает пальцами губы. Заметив этот жест, произнесите что-нибудь вроде: «Вы, видимо, растеряны, потому что раньше никогда не пользовались такой вещью»
Ваши слова побудят клиента выразить озабоченность качествами продукта или услуги. Поняв, что его беспокоит, вы сможете скорректировать предложение, чтобы успешно продать свой товар.
По материалам книги «Включаем обаяние по методике спецслужб»
Зубной прикус – это такое состояние зубов во рту человека, когда при смыкании верхнего и нижнего ряда зубов нижняя челюсть остается неподвижной, т.е. зубки становятся словно в пазы. Как показывают наблюдения стоматологов всего мира, правильный прикус встречается крайне редко. Чаще всего это заслуга врачей-ортодонтов, а не дар матушки-природы.
В кабинете любого стоматолога можно увидеть фото, где представлена идеальная улыбка и правильный прикус зубов. Но глаза могут обманывать, поэтому каждый человек может самостоятельно определить, насколько его зубной прикус соответствует здоровым параметрам.
Для этого нужно сомкнуть зубы и проверить следующие параметры:
- Резцы (передние четыре зубика) верхней челюсти перекрывают резцы снизу, при этом это перекрытие не превышает трети размера нижних зубов.
- Нижние тройки (клыки) перекрыты верхними совсем немного.
- Между зубами одного ряда отсутствуют промежутки и полости (за исключением выпавших или удаленных зубов).
Если все эти условия соблюдаются – прикус зубов правильный.
ВАЖНО! У стоматологов есть еще один параметр, которые на медицинском языке называется «окклюзией». Подтверждением правильности положения зубов является гармоничное расположение зубов в момент разжевывания пищи
Исходя из этих данных, специалисты разделяют правильный и неправильный прикус. Если говорить медицинскими терминами, правильный прикус считается физиологическим, а неправильный – аномальным, т.е. не соответствующим природным стандартам. Люди с физиологическим положением зубов реже страдают не только стоматологическими недугами, но и заболеваниями желудочно-кишечного тракта, т.к. им проще пережевывать пищу тщательно.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица.
“Улыбка”
Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).
“Солнечный зайчик”
Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).
“Пчелка”
Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).
“Бабочка”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).
“Качели”
Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).
Плюсы и минусы
Эффективность миогимнастики определяется такими преимуществами:
- восстанавливает полную функциональность жевательных мышц;
- нормализует общий тонус лица;
- улучшает работу нижней челюсти, делая ее более подвижной;
- влияет на развитие необходимых суставов.
Достоинством метода является то, что он применим не только в ортодонтии, но и в логопедии, положительно воздействуя на дикцию.
Правда, есть и некоторые недостатки:
- во время выполнения специальных упражнений довольно сложно контролировать правильность воздействия на нужные мышцы и точно устанавливать требуемую длительность занятия;
- к сожалению, не все формы прикуса и других челюстных аномалий поддаются такому воздействию, а для взрослых они и вовсе оказываются малоэффективными.
дисфункции ВНЧС
Достоинства и недостатки методики
Как и любой другой метод, миогимнастика имеет свои плюсы и минусы. Самым главным плюсом считается нетравматичность и возможность лечения без применения дополнительных приспособлений. Такой вид терапии не вызывает у больных какого-либо значимого психологического дискомфорта.
К сожалению, существуют и минусы:
- Для достижения заметного результата гимнастику необходимо выполнять в течение нескольких недель иди даже месяцев.
- При нерегулярности тренировок быстро происходит откат, то есть все достигнутые результаты теряются.
- Метод не даст видимого результата при выраженных и давних изменениях.
Статические упражнения артикуляционной гимнастики
- губами, еще называется “хобот” или “слоник”, губы вытягиваются вперед, как при произнесении звука У
- , открытая улыбка, показывать зубы, как при произношении звука И
- улыбка, закрытая, одними губами
- открыт, еще называется “окошко”, широко открыть рот — “открой окошко в домике”
- дом закрыт — губы вместе, тесно прижаты
- замок, накрыть верхней губой нижнюю, которую затянуть слегка в рот
- ключ, наоборот, нижней верхнюю
- тпру, губы сомкнуть, слегка вытянуть вперед и издать вибрирующий звук
- покажи верхние зубы, поднять верхнюю губу и показать верхние зубы
- покажи нижние зубы, верхнюю губу опустить, нижнюю оттянуть
- пятачок, вытянуть губы вперед, слегка их расширить
- рупор, еще называется “окошко” или “бублик”, губы как при произношении О
Как повысить эффективность упражнений?
Чтобы добиться наилучших результатов, нужно придерживаться определенной техники и следующих правил:
- Активно работать мышцами с максимальной амплитудой.
- Но при этом выдерживаются физиологические пределы допустимых движений.
- Постепенно увеличивают скорость, интенсивность и сложность каждого упражнения.
- Для сохранения безопасности, нужно давать мышцам отдыхать ровно столько времени, сколько они перед этим работали.
- Каждое движение повторять до тех пор, пока не почувствуете усталость.
- Для занятий выделять определенное время и точно следовать ему на регулярной основе.
Видео: о миогимнастике.
Правильно подбираем гимнастику
Обычно для коррекции речи нужно применять различные виды логопедической гимнастики. Это позволит максимально быстро и эффективно справиться с речевыми нарушениями.
Сочетая артикуляционную и мимическую гимнастики, можно научить малыша держать в тонусе лицевые и артикуляционные мышцы, развить их плавность, подвижность и силу. Это улучшит звукопроизношение, беглость речи и дикцию.
Занятия мимической гимнастикой подойдут тем ребятам, которые плохо владеют лицевыми мышцами и артикуляционным аппаратом. Упражнения помогут развить мимику и улучшить речь. Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется применять мимическую гимнастику в комплексе с артикуляционной.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Для участков языка
Передний участок
Необходимо подготовить специальные резиновые кольца, которые нарезаются из пипетки. Элемент помещается на конец языка, который, в свою очередь, подносится к альвеолам. После этого нужно сглотнуть слюну.
Важно следить за тем, чтобы резинка случайно не провалилась в горло. Количество глотаний за одну тренировку – не более 15
Альтернативным вариантом упражнения может быть прикладывание языка к альвеолам с сомкнутыми губами. В этом положении необходимо удерживать язык не менее 5 минут.
Интенсивность и частота упражнения постепенно увеличиваются, в зависимости от стадии лечения.
Средний участок
Цоканье языком не менее 50 раз. Предварительно на середину языка помещается резиновое кольцо. Зубы смыкаются, а губы приоткрываются. После этого язык поднимается кверху и прижимается к своду неба.
Для восстановления укороченной уздечки
Упражнение выполняется в 3 этапа:
- Облизывание губ языком. Движение осуществляется от одного уголка рта к другому, после чего осуществляется попытка касания с подбородком и кончиком носа.
- «Пересчет» зубов языком снаружи и изнутри.
- Упор языка в обе щеки.
Использование специальных приспособлений
Чтобы повысить эффективность тренировки, специалисты рекомендуют при ее выполнении пользоваться вестибулярной пластинкой и металлическим диском.
Вестибулярная пластинка
Может использоваться в 2-х вариантах: при выполнении гимнастики или во время сна вкладывается в рот. Она устанавливается в рот при помощи большого пальца, ее колечко немного вытягивается вперед, параллельно придерживаясь губами.
Основной целью ее применения является нормализация процесса дыхания, коррекция положения языка и структуры нижней челюсти.
Металлический диск
Он разработан для борьбы с ротовым дыханием, привычкой малышей сосать свои пальчики, с дистальным типом прикуса. Приспособление тренирует мышцы околоротового участка.
Диск зажимается губами, а нижняя челюсть при этом немного выдвигается вперед. Он должен располагаться во рту строго перпендикулярно.
Лечебная гимнастика при болевой дисфункции ВНЧС.
При комплексном лечении синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава лечебную гимнастику применяют для профилактики или устранения возникших функциональных нарушений: повышенного тонуса или спазма жевательных мышц, ограниченной подвижности нижней челюсти, дис- координации сокращений жевательных мышц, чрезмерной подвижности головки нижней челюсти, щелканья в височно-нижнечелюстных суставах. Различными гимнастическими упражнениями воздействуют на отдельные группы мышц, осуществляющих сложные движения и височно-нижнечелюстном суставе.
При явлениях дисфункции жевательных мышц, когда отмечается щелканье в височно-нижнечелюстном суетаве, смещение нижней челюсти вперед или в сторону, ограниченная или чрезмерная подвижность нижней челюсти, лечебная гимнастика является одним из основных видов комплексного лечения синдрома болевой дисфункции височно-нижнечелюстного сустава. Перед лечебной гимнастикой целесообразно провести тепловые процедуры. Они способствуют улучшению кровообращения и функционального состояния жевательных мышц.
В начале лечения до усвоения всех упражнений лечебную гимнастику проводят под наблюдением инструктора или врача 3-4 раза в день. Затем пациент выполняет упражнения самостоятельно, и число занятий увеличивают до 5-8 раз в день. Каждое упражнение повторяют 8-10 раз.
Пациент выполняет упражнения сидя, удобно расположившись на обычном стуле или в стоматологическом кресле. Чтобы больные могли контролировать свои движения, лечебную гимнастику следует проводить перед зеркалом .
Между упражнениями рекомендуют проводить 2-3- минутные паузы, так как спазмированные жевательные мышцы быстро утомляются. Упражнения не должны сопровождаться болевыми ощущениями и вызывать чувство усталости в мышцах. Несоблюдение этих требований может привести к отрицательным результатам: увеличению болезненного спазма жевательных мышц и к еще большему сведению челюстей.
Упражнения па активное растяжение жевательных мышц проводят при ограниченной подвижности нижней челюсти, вызванной спазмом, рефлекторной и рубцовой контрактурой или травмой мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Эти упражнения рассчитаны на растяжение жевательных мышц. Пациент выполняет их самостоятельно при положении зубов в центральном соотношении и в резцовом смыкании зубов.
Пациент производит максимальные шарнирные движения нижней челюстью вверх и вниз (до 10 раз из каждого положения); затем из центрального соотношения зубов смещает нижнюю челюсть до отказа вправо, влево и вперед (по 10 раз в каждую сторону).
Упражнения на рефлекторное расслабление жевательных мышц основаны на использовании физиологического принципа взаимосочетанности рефлексов, т. е. если группа мышц-синергистов находится в фазе сокращения, то группа мышц-антаганистов находится в соответствующей фазе расслабления. Так, при опускании нижней челюсти сокращаются мышцы дна полости рта и расслабляются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Чем сильнее сокращаются мышцы, опускающие нижнюю челюсть, тем относительно больше расслабляются мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Следовательно, применение специальных упражнений с противодействием, проводимым врачом, инструктором или самим пациентом на подбородок, угол или ветвь нижней челюсти, позволяет добиться более глубокого расслабления спазмированных мышц. Оно наступает за счет рефлекторного компонента релаксации.
Применяют рефлекторную релаксацию мышц, поднимающих нижнюю челюсть и смещающих ее вперед и в стороны. Для рефлекторного расслабления мышц, поднимающих нижнюю челюсть, врач, или инструктор лечебной физкультуры, или сам пациент помещает на подбородок кисть одной руки и удерживает нижнюю челюсть на месте. Одновременно больного просят выполнять ритмичные движения нижней челюстью вверх-вниз, преодолевая сопротивление кисти.
Рефлекторного расслабления латеральных крыловидных мышц достигают помещением кисти инструктора или пациента на угол или ветвь нижней челюсти той стороны, в которую будут выполняться боковые движения (рис. 21). После соответствующего инструктажа пациент выполняет упражнения самостоятельно.
Статические упражнения артикуляционной гимнастики
- губами, еще называется “хобот” или “слоник”, губы вытягиваются вперед, как при произнесении звука У
- , открытая улыбка, показывать зубы, как при произношении звука И
- улыбка, закрытая, одними губами
- открыт, еще называется “окошко”, широко открыть рот — “открой окошко в домике”
- дом закрыт — губы вместе, тесно прижаты
- замок, накрыть верхней губой нижнюю, которую затянуть слегка в рот
- ключ, наоборот, нижней верхнюю
- тпру, губы сомкнуть, слегка вытянуть вперед и издать вибрирующий звук
- покажи верхние зубы, поднять верхнюю губу и показать верхние зубы
- покажи нижние зубы, верхнюю губу опустить, нижнюю оттянуть
- пятачок, вытянуть губы вперед, слегка их расширить
- рупор, еще называется “окошко” или “бублик”, губы как при произношении О