Курсы повышения квалификации и переподготовки для логопедов/дефектологов

Курсы повышения квалификации

Развиваем вокальную речь

Давайте подумаем и понаблюдаем, как обычный взрослый человек изучает иностранный язык. Сначала он изучает фонемы, звуки нового языка и запоминает на слух слова, для этого используются предметы и картинки. Чаще всего это предметы обихода, быта.

Вторым этапом, становится соотнесение звукокомплекса (слова) с визуальным предметом.

Чтобы воспроизвести слово, человек припоминает картинку или предмет, а потом пытается вспомнить слово, которое это обозначает.

По этой же схеме мы обучаем языку детей с проблемами речи, у которых сензитивный период самостоятельного обучения речи прошел.

Соблюдаем при этом главное правило — к каждому ребенку подходим индивидуально. У одного ребенка могут начать первыми появляться гласные звуки (влияют на мелодику речи), у другого согласные (понятность слов). Если ребенок совсем невокальный, то мы предпочитаем начинать с согласных звуков. Или опираемся на имеющийся в репертуаре ребенка звуковой набор.

Этапы развития вокальной речи следуют один за другим, только после появления нужной реакции переходим к следующему этапу.

Упражнения на развитие вокальной речи

  1. Открыть рот, или вытянуть губы в трубочку, или потянуть в улыбке (инструкции соответствуют нужной артикуляции: «скажи А» или просто «А» или «открой рот» или «сделай как я» — поощрение «Молодец! Ты сказал „А“!» или (и) мотивационный предмет).
  2. Вызывание звука — потом кладем одну руку ребенка на его шею, другую на шею специалиста, снова произносим звук (инструкции как на первом этапе).
  3. Для автоматизации вызванных звуков мы подбираем соответствующие картинки, игрушки.
  4. Далее часто дети начинают говорить самостоятельно, в сложных случаях вызываем звуки согласно онтогенезу. В таких ситуациях всегда рассказываем ребенку, что именно мы собираемся делать, например: «Сейчас я закрою тебе рукой нос и рот, а потом открою». У нас не было случаев, когда дети сопротивлялись, но если ребенок отказывается, мы ищем другие возможности. Естественно, мы эмоционально поощряем: «Ты сказал П!» можно добавить какое-то существенное поощрение.
  5. Далее следует автоматизация звуков как в пункте 3.

Когда ребенок достаточно хорошо отвечает на инструкции, становится возможным выполнение элементов артикуляционной гимнастики, использование традиционных методов постановки, в том числе с помощью зондов, и автоматизации звуков.

Когда начинать коррекцию

Если после трех лет дошкольник упорно молчит, пора задуматься о визите к специалисту, однако не стоит спешить с коррекцией. Вопрос о начале работы всегда решается индивидуально, в зависимости от состояния физического и психического здоровья малыша.

Если малыш не спешит произносить первые слова, не стоит впадать в панику

Начинать работу по системе можно, когда:

  • маленький молчун полностью здоров;
  • педиатр и невропатолог настоятельно рекомендуют приступить к речевой коррекции;
  • малыш имеет положительную мотивацию к занятиям;
  • ребенок владеет основными навыками общения со взрослыми и готов к обучению.

При соблюдении всех этих условий можно смело приступать к занятиям со специалистом.

Речевая коррекция должна проходить в форме увлекательной игры

Анализ готовности к развитию речи

Анализируя готовность малыша к работе по системе, нужно учитывать следующее:

  • хорошо ли слышит дошкольник;
  • понимает ли он обращенную к нему речь;
  • соотносит ли он слово с конкретным образом (предметом или картинкой);
  • имеются ли у него физические дефекты, препятствующие произношению слов (например, укороченная уздечка языка или врожденные челюстно-лицевые аномалии).

Обратите внимание! Если дефектов не имеется, а на первые три вопроса родитель дает положительный ответ, ребенок готов к произношению первых слов. Возможно, нужно просто немного подождать, побольше разговаривая с сыном или дочерью

Начинать занятия можно, когда малыш будет готов к ним

С чего начать занятия с логопедом?

Как всегда, с обследования (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), установления контакта. Далее логопедическую работу следует строить в нескольких направлениях, очередность в выборе которых зависит от того, что является первичным препятствием:

  • Формирование языкового механизма (развитие собственно речи)
  • Потребности в речи
  • Формирование благоприятной микросоциальной среды (работа с ближайшим окружением, семьей)
  • Развитие социальных навыков (ждать, одеваться и т. д.)
  • Преодоление негативизма

Для преодоления негативизма большое значение имеет развитие мотивации, желания ребенка. Для каждого человека важна успешность. Эти дети, в большинстве случаев, не понимают, правильно ли они поступают. Это означает, что у них нет ощущения успешности, что им незачем учиться чему-либо. Мало того, они не получают то, что хотят, то, что любят, потому что не могут попросить, а если получают, то сразу в больших количествах. В результате этого снижается ценность: любимая игрушка или еда перестает быть таковой.

Выявляем, что для каждого конкретного ребенка может стать мотивацией для занятий. Стоит понять, что в данной ситуации маленький кусочек любимого ребенком мармелада становится не сладостью, а помогает ребенку понять, что он делает правильно, а что нет.

Как это работает?

Сидит спокойно 5 секунд — получает мармелад. В следующий раз ребенок просидит несколько дольше и тоже получит мармелад.

Важно помнить, что поощрение должно быть значимым для ребенка, то есть в обычное время он не должен получать мармелад (или любимую игрушку). Поощрение не должно быть в больших количествах

Игрушку не оставляем у него надолго (забираем, предупреждая: сейчас я заберу, возможен обратный счет 3, 2, 1).

Одним из важных моментов является развитие речевого слуха, слухового восприятия, слуховой памяти и понимания речи. Одновременно занимаемся развитием социальных навыков.

Стоит учитывать, что эти дети не выделяют из звукового потока отдельные звукокомплексы (слова, словосочетания и т. д.), соответственно не понимают смысловой нагрузки, которую они несут. То есть вопрос об обучении выделения, узнавания звукокомплексов стоит на одном из первых мест.

Для развития слухового восприятия и понимания речи необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была при общении с ребенком наиболее простой, односложной.

Упражнения на развитие понимания отдельных слов

Этот навык нужен для развития понимания названий предметов, действий, людей. Обучаем:

Выполнение простых команд, инструкций: «жди», «встань», «покажи», «дай» и других. Не стоит забывать, что ребенок НЕ ПОНИМАЕТ, что вы говорите, и что означает соответствующий звукокомплекс (инструкция). Поэтому каждый раз необходимо помогать ребенку сделать соответствующее действие. Например: «покажи». Складываем из пальцев ребенка указательный жест, направляем его в нужную сторону. Постепенно ослабляем свое воздействие. Повторяем то же самое со всеми действиями.
Понимание названий предметов, изображений. Кладем перед ребенком 1 предмет (картинку). Называем его. Ребенок при этом должен любым образом показать вам, что узнал его название (распознал звукокомплекс). Он может подать его вам, показать пальцем или скинуть. Возможно, сначала он будет это делать с помощью взрослого. Далее кладем уже известный предмет и новый (с которым еще не работали с ребенком). Стоит учитывать уровень развития зрительного восприятия конкретного ребенка: некоторые не отличают ложку и зубную щетку. В таких случаях предлагаем ребенку значительно отличающиеся предметы (ложка и расческа)

Также следует обращать внимание на развитие мелкой моторики ребенка: может ли он взять лежащий определенным образом предмет? Может, его стоит перевернуть или положить под другим углом. Следующим этапом можно начать раскладывать предметы на соответствующие изображения (соотнесение картинка — предмет), инструкция: «положи»

Далее можно предложить ребенку собрать предметы, команда: «дай». Постепенно будем расширять фразу: «Дай корову» или «Дай красный кубик».
Узнавание имен и названий людей. Обучение по той же схеме, но уже с людьми: «Где мама?» или «Мама», помогая ребенку показать, подойти к этому человеку или отдать предмет называемому человеку.

Упражнения на развитие зрительного узнавания

Часто у детей с данными нарушениями имеются проблемы в зрительном узнавании и распознавании предметов (визуальном восприятии и внимании). Чтобы помочь справиться с этой задачей, начинаем работу с ребенком с простых заданий (каждое новое задание начинаем, когда усвоено предыдущее):

Сортировка:

  • по цвету (однородных, реже разных предметов);
  • форме (значительно отличающихся, например: кубики и колечки);
  • размеру (однородные предметы, например: большие и маленькие кубики).

Конструирование:

  • выполнение простых построек из кубиков, брусков, начиная из двух: положить рядом, поставить, положить друг на друга.
  • Выполнение действий крупной моторики по подражанию: похлопай, потопай, положи руки на голову.

По мере развития понимания заданий ребенком, они усложняются. Предметы становятся разными, можно добавить качество предметов (деревянный, металлический и т. д.), сортировку по категориям (овощи-фрукты,мебель-посуда и т. д.), усложнение построек (они могут стать из других материалов, стать совместной игрой со взрослым), движения можно выполнять под музыку (песенки Железновой, русские народные пестушки). Все это ребенок повторят с родителями дома. Хорошо, если это станет началом игры.

На всех этапах комментируем действия короткими, повторяющимися фразами. Поощряем понятным ему способом.

И, наконец, обучение собственно вокальной речи.

Первые признаки неблагополучия

Первыми признаками неблагополучия можно считать проблемы со слухом и отсутствие понимания ребенком обращенной к нему речи. Врожденная глухота или тугоухость без лечения могут существенно затормозить речевое развитие малыша. Если же он не улавливает смысл слов и не сопоставляет их с визуальными образами, это может быть симптомом серьезного психического расстройства — аутизма. В этом случае следует проконсультироваться с детским психиатром и невропатологом по вопросу лечения заболевания.

Проверка слуха

Проверять слух лучше всего на приеме у ЛОР-врача, однако простейшие тесты можно провести и дома. Хорошо слышащий малыш всегда поворачивает голову на источник звука, узнает по голосу родных и близких, радуется громкой веселой музыке и пугается громкого шума. Если он не реагирует на слуховые раздражители и остается безучастным к ним, это может свидетельствовать о тугоухости. В этом случае запускать речь без устранения основной болезни нет смысла.

Обратите внимание! Во избежание нарушений слуха нельзя позволять детям дошкольного и младшего школьного возраста слушать музыку или просматривать мультфильмы в наушниках. Громкий звук агрессивно воздействует на нервную систему и может стать причиной повреждения барабанных перепонок

Дети, молчащие до трех лет и старше — довольно частое явление в современном мире

Причины молчания, не связанные со здоровьем

Иногда причины молчания никак не связаны со здоровьем. В этом случае ребенок может долго не разговаривать из-за:

  • сильного стресса;
  • бесконтрольного просмотра телевизионных программ и сидения за компьютером;
  • упрямого нежелания разговаривать;
  • врожденной замкнутости и необщительности.

Обратите внимание! Эти причины легко устраняются в ходе работы с профессиональным детским психологом. Во время индивидуальных занятий специалист поможет малышу расслабиться и преодолеть зажатость, а это будет первым шагом к запуску связной, четкой, грамотной речи

Прекрасные результаты дает арт-терапия, пальчиковые игры и работа по пособиям и конспектам Т. Н. Новиковой-Иванцовой. В ее методе органично сочетаются теория и практика современной логопедии

Во время индивидуальных занятий специалист поможет малышу расслабиться и преодолеть зажатость, а это будет первым шагом к запуску связной, четкой, грамотной речи. Прекрасные результаты дает арт-терапия, пальчиковые игры и работа по пособиям и конспектам Т. Н. Новиковой-Иванцовой. В ее методе органично сочетаются теория и практика современной логопедии.

Если мальчик или девочка не разговаривает, возможно, в этом виноваты компьютер и телевизор

Когда нужны занятия с логопедом или дефектологом

Занятия с детским логопедом (групповые или индивидуальные) по вызыванию речи требуются в том случае, если:

  • родители много разговаривают и играют с малышом трех лет, но речь по-прежнему не запускается;
  • из-за речевых нарушений ребенку сложно адаптироваться в детском дошкольном учреждении;
  • дошкольник старше трех лет плохо произносит некоторые согласные звуки, заменяя их другими;
  • ребенок негативно воспринимает любые попытки его разговорить, предпринимаемые старшими.

Как показывает практика, в 90 % случаев своевременное вмешательство логопеда помогает легко решить проблему и снять диагноз ЗРР (задержка развития речи) за несколько месяцев систематического курса занятий по той или иной методике.

Профессиональный логопед поможет запустить фразовую речь и ликвидировать отставание от сверстников

Главное, что должны запомнить родители: ни при каких обстоятельствах не стоит показывать ребенку волнения по поводу его отсталости в речевом развитии. Страх и паника взрослых передаются малышу, а это лишь усугубляет сложившуюся ситуацию. Напротив, спокойствие старших поможет вызвать речь и преодолеть все трудности. Сперва можно попробовать самостоятельно все исправить, а если ничего не получится, то обратиться к специалисту.

Формирование потребности в речи

Стоит понимать, что ребенок и его окружение привыкли к определенному поведению. И теперь нужно сформировать новый его тип. Создать условия, чтобы у ребенка чаще возникала потребность в речи: убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему что-то будет нужно, он должен озвучит возможным способом. Захочет сок: О или ОК или СОК.

Требования должны быть одинаковыми на занятиях, в садике, дома. Тогда они будут привычными для ребенка, не будут вызывать агрессию и другого проблематичного поведения.

Все методы и направления работы могут и должны сочетаться. Желательно присутствие на занятии родителей и активное включение их в занятие, чтобы ребенок постепенно обобщал: все, что он делает на занятии с логопедом, он может делать с родителем дома. Помните: каким бы хорошим не был специалист, он с ребенком занимается в лучшем случае час в день, родители же рядом 24 часа в сутки.

Дайте вашему ребенку понять, что вы его любите

Удачи и счастья! Спасибо за внимание!

Игры на развитие тактильной чувствительности

Специальные методики запуска речи у неговорящих детей обязательно включают в себя игры на развитие тактильных ощущений. Неговорящим детям полезны упражнения с распознаванием на ощупь предметов различной формы и текстуры, а также на тему практического изучения противоположностей: мягкий и твердый, холодный и горячий, ровный и шершавый.

Важно! Можно использовать для наглядности любые подручные материалы. В два года малышам очень интересно сравнивать предметы друг с другом

Развитие осязания

Самая полезная и эффективная игра на развитие осязания — старые добрые «Жмурки», когда дошкольники ищут друг друга с завязанными глазами. Также можно дать малышу в руки несколько образцов разных материалов (шерсть, дерево, хлопок, металл) и попросить распознать каждый из них. Такие занятия развивают осязательную память и учат ребенка описывать собственные ощущения словами.

Осязание — одно из главных чувств ребенка и взрослого

К сведению! Чем больше малыш рисует, лепит, вырезает, тем скорее он обрадует родителей своими первыми словами. Любое рукоделие развивает мелкую моторику и активизирует мозговые зоны, ответственные за правильное формирование речи.

Как правильно развивать сенсорику

Запуск речи у неговорящих детей непосредственно связан с развитием сенсорной системы. Для этого малышам полезно собирать пирамидки, играть с сортерами, надевать большим картонным куклам одежду на липучках и играть с конструкторами. В процессе игр и упражнений взрослый должен постоянно рассказывать малышу о том, что он в данный момент делает. Вскоре ребенок начнет самостоятельно описывать свои действия, взяв пример со взрослого. Этот метод очень эффективен для малышей старше трех лет. Главное — вызывать речь при помощи занятий, интересных малышу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: