Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым шилова ольга владимировна

Общение

Чаще всего в 1-2 классах потребности детей в общении имеют личную направленность. В 3-4 классах начинает формироваться детский коллектив (у ребенка возникает понятие «мы» по отношению к одноклассникам), возникает резкий поворот к интересам сверстников.

У некоторых детей появляются сложности с социализацией в силу темперамента, семейного воспитания и пр. Помочь таким ребятам влиться в коллектив может учитель. Он должен создавать в классе благоприятный микроклимат, подталкивать детей к сближению. Полезны совместные игры, прогулки, иные мероприятия, организованные педагогом вне учебной деятельности. Все это раскрепощает менее общительных ребят, помогает детям лучше узнать друг друга.

Типичные проблемы младшего школьного возраста

Ключевые особенности детей младшего школьного возраста, среди прочего, объясняются изменением их эмоциональной сферы с приходом в школу. С одной стороны у них в значительной мере сохраняются характерные для дошкольников бурные реакции на отдельные события и ситуации, которые их задевают. С другой стороны, школа всегда порождает у ребенка новые, довольно специфические эмоциональные переживания, поскольку на смену свободе дошкольного периода приходит зависимость и необходимость подчинения новым правилам жизни. Дети этого возраста впечатлительны, эмоционально отзывчивы и восприимчивы к воздействию окружающих условий жизни. Прежде всего, ими воспринимаются те объекты и свойства предметов, которые способны вызывать прямой эмоциональный отклик.

Особенности развития и воспитания детей младшего школьного возраста предполагают решение целого ряда проблем психологического плана. Так, основными проблемами данного возраста являются:

  • страхи;
  • гиперактивность;
  • тревожность;
  • адаптация в школе;
  • развитие внимания;
  • хроническая неуспеваемость;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • агрессивность;
  • мотивация учебной деятельности;
  • неадекватная самооценка (завышенная, заниженная);
  • проблемы одаренности;
  • детско-родительские отношения.

Как правило, проблемы младшего школьного возраста связаны с приходом ребенка в жестко нормированный, малознакомый ему социум, где от ученика требуют дисциплинированности, организованности, хорошей успеваемости и ответственности. В новой социальной ситуации ужесточаются условия жизни ребенка. Это повышает психическую напряженность и нередко отражается на поведении и даже здоровье школьника.

Поступление в школу становится таким событием в жизни ребенка, когда в противоречие приходят два определяющих мотива поведения: желание (хочу») и долженствование («надо»). Первый всегда исходит от самого ребенка, а второй, как правило, инициируется взрослыми. Но какую бы стратегию поведения не избрал ребенок в необычных для него условиях, он неизбежно будет сомневаться и переживать из-за неспособности соответствовать новым требованиям и нормам взрослого мира.

Возраст младших школьников характеризуется особой зависимостью от отношения, оценок и мнений окружающих их людей. Любое критическое высказывание в адрес ребенка может привести к изменению его самооценки и даже повлиять на самочувствие.

С приходом в школу у ребенка обычно начинает развиваться чувство личности, формируется потребность в познании и признании. Внутри семейных отношений ему отводится новое место. Он становится учеником, ответственным человеком, с которым советуются и считаются. Усваивая нормы поведения, выработанные обществом, ребенок постепенно превращает их в собственные требования к себе самому.

Учение и игра в начальной школе

Игра по-прежнему является актуальной деятельностью для ребенка и остается важной частью его развития, формирования новых качеств личности. Он познает чувства сотрудничества и соперничества, знакомится с такими понятиями как справедливость и несправедливость, преданность и предательство, предубеждение и равенство, лидерство и подчинение

Игры с друзьями занимают центральное место и носят социальный характер: дети выдумывают тайные общества, пароли, шифры для вступления в них и общения.

Однако с момента поступления в школу ведущим видом деятельности становится обучение, благодаря которому идет интеллектуальное развитие ребенка, расширение кругозора, формируется мировоззрение, происходит нравственное и социальное становление

Важно не просто освоить багаж знаний, но и осмыслить их, продуктивно использовать, самостоятельно обогащать

Здесь важно мотивировать ребенка. Для многих первоклашек обучение воспринимается как игра, которая привлекает школьными принадлежностями, новой одеждой, ролью ученика

И это можно использовать как привлечение интереса к процессу получения знаний. Но только на первых порах. Ведь внешняя атрибутика школьной жизни вскоре станет привычной. Далее будет актуально поддержать познавательный интерес как наиболее эффективный мотив обучения. Познавательные мотивы активизируются как раз у первоклассников, которым обычно нравится учиться читать, писать, считать.

Ответственность родителей за развитие детей дошкольного возраста

Обязанность каждого родителя – приложить максимум усилий для успешного дошкольного развития детей и сделать всё возможное для того, чтобы дошкольник получал именно в эти годы как можно больше знаний и навыков. Будущее ребёнка начинает формироваться не в старших классах школы, как многие ошибочно считают, а именно с азов и знаний, заложенных в самом раннем возрасте.

Что же делать, если плотный рабочий график родителей не позволяет проводить много времени с сыном или дочерью, а уж тем более заниматься с ним и осваивать что-то новое по несколько часов каждый день? На помощь приходят детские дошкольные учреждения и специальные центры, в которых работают профессиональные педагоги, психологи и другие специалисты. Они делают все возможное для того, чтобы подготовить ребёнка к школе, в которой он будет чувствовать себя комфортно.

2.1. Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста

  1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интеллектуальных способностей у младших школьников.
  2. Изучить понятия «интеллект», «интеллектуальное способности»
  3. Рассмотреть особенности интеллектуального развития в младшем школьном возрасте
  4. Изучить педагогические условия формирования интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста
  5. Выявить и экспериментально доказать эффективность отобранных методов, направленных на формирование интеллектуальных способностей младших школьников.

Объект исследованияПредметомГипотеза: происходит путем обогащения его содержания и совершенствования способов практической деятельности учащихся на уроке. При этом, важным условием является не увеличение объема учебного материала, а использование тактики качественного изменения заданий, а не количественного их увеличения.Структура

    1. Понятия «интеллект» , «интеллектуальное способности»

осознание ребенком собственных изменений

эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;
способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;
способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д. .. Интеллектуальное развитиеУмственное развитие -младших школьников развиваются интенсивно

Интеллектуальное развитиеУмственное развитие —младших школьников развиваются интенсивно

    1. Особенности интеллектуального развития в младшем школьном возрасте

часто дети путают похожие и близкиеэтого учащийся не может вообразить

  • выделение функциональных признаков предметов, т.е. связанных с их назначением (корова — молоко);
  • перечисление известных свойств без выделения существенных и несущественных (огурец — плод, растет в огороде, зеленый, вкусный, с семечками и т.д.);
  • выделение общих, существенных признаков у класса единичных предметов (фрукты, деревья, животные).
  • Для вторых тоже выделено несколько стадий освоения:
  • рассмотрение конкретных отдельных случаев выражения этих понятий (одно больше другого);
  • обобщение, относящееся к известным, встречавшимся случаям и не распространяемое на новые случаи;
  • широкое обобщение, применяемое к любым случаям.

общим интеллектуальным развитием ребенка

    1. Педагогические условия формирования интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста

обучающийся различает способ и результат решенияобщением понимается такое эмоциональноеУ каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, учителю нужно четко выполнять методическую структуру урока, основанную на деятельностном методе обученияЗадача педагога — это систематически и целенаправленно стимулировать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, действовать, чтобы интеллектуально развивать младшего школьника1      

Этапы разработки ИТСИ для дошкольного и младшего школьного возраста

На первом этапе создания матрицы ИТСИ нами проверялось возрастное соответствие содержания разыгрываемой ситуации уровню понимания детьми 5–11-летнего возраста (старшая и подготовительная группы детских садов и младшие школьники 1–4 классов). Детям детских садов и начальных школ Москвы рассказывалась история, в которой из-за неспособности отправителя грузов выбрать социально-интеллектуальную тактику поведения не удалось предотвратить ограбление машины с деньгами. Показателем отсутствия использования такой тактики было прямое указание отправителя на местонахождение денег в одной из машин и неспособность словесно обозначить это таким образом, чтобы было понятно только получателю, но непонятно подслушивающему их разговор грабителю. В детских садах и школах проводилось групповое чтение этой истории и организовывалось обсуждение, почему ограбление все-таки удалось, несмотря на предупреждение полиции. Детям предлагалось пересказать историю с целью определить их способность воспроизвести ключевые смысловые моменты. Было выявлено, что детям в возрасте до 6 лет эта история трудна для понимания, поэтому на следующих этапах мы работали только с 6–11-летними детьми.

На втором этапе проводилась экспертная оценка уровней СИ при решении данной задачи. В качестве экспертов были привлечены 2 воспитателя, 4 учителя и 3 профессиональных психолога, которые не были знакомы с целью методики и оценивали варианты ответов по оптимальному уровню целесообразности для достижения цели: довести грузы до места дислокации безопасно и с минимальной потерей времени. Было выявлено 3 возможных уровня ответов детей по критерию социального интеллекта: низкий, средний и высокий. Предполагалось, что самый высокий уровень обеспечивается тогда, когда отправляющий грузы использует СИ так, чтобы не пострадала основная задача взаимодействия — доставка грузов в срок и по назначению. Оценка экспертных оценок с помощью критерия Кронбаха показала высокий уровень согласованности оценок, α = 0.89. Поскольку при тестировании детям задавались дополнительные вопросы, суммарный балл, получаемый ребенком, составлялся из двух оценок: оценки за решение основной задачи теста и оценки за ответ на дополнительные вопросы. Начисление баллов за ответы детей проводилось таким образом, чтобы уровни ответов, установленные экспертами, не перекрывались (см. схему экспертных оценок уровней СИ и схему начисления баллов).

На третьем этапе будет осуществлено превращение данной матрицы ИТСИ в тест, определены валидность и надежность разработанной нами методики. Поскольку такое превращение зависит от культурных, языковых и социальных условий, в каждом культурно-социальном контексте тест будет обладать своими особенностями и возрастными нормами. Для этого дети дошкольного и раннего школьного возрастов индивидуально должны быть протестированы по данной методике. В каждой возрастной группе будут зафиксированы варианты ответов детей. Оценка уровней ответов детей будет проводиться по степени согласованности с оценками экспертов.

Для проверки надежности тест должен быть проведен повторно с теми же детьми с временным промежутком 4 недели. Конкурентная валидность должна быть проверена при сопоставлении данных нашей методики с другими методиками (например, с субтестами по методике исследования СИ Гилфорда — Салливана). Для оценки прогностической валидности нашей методики учителя должны проранжировать учеников по уровню социального интеллекта. Результаты ранжирования должны быть сопоставлены с баллами, полученными детьми по ИТСИ.

Личностное развитие

В младшем школьном возрасте наступает завершающий период развития самосознания. Самооценка как его элемент зависит от многочисленных факторов и под их влиянием претерпевает значительные изменения.

Высокая самооценка наблюдается у детей, чьи родители относятся с заинтересованностью к их делам и успехам. У отличников и большинства хорошистов она завышена или является адекватной. Систематические неудачи в учебе травмируют ребенка, снижают самооценку, подрывают уверенность в себе и своих возможностях, вызывают сначала разочарование, а затем и апатию, равнодушие к учебе. Для таких детей часто характерна компенсаторная мотивация, когда они пытаются утвердиться в другой области – спорте, музыке. Однако к 11-12 годам такая сильная зависимость исчезает. Самооценка приобретает стабильный характер и складывается новое представление о себе.

Развитие умственных способностей младших школьников: на что обратить внимание

Если в дошкольном возрасте главный способ получения информации и развития — это игра, то в младшей школе на первый план выходит обучение, которое становится ведущей деятельностью ребенка. Игровые приемы теперь необходимы для того, чтобы у маленького школьника адаптация к процессу учебы произошла безболезненно и не оттолкнула его от школы. Игры все больше носят познавательный характер, а их цель — расширение кругозора, формирование интереса к знаниям, а также развитие собственного мировоззрения ребенка.

Многие родители (да и педагоги) до сих пор считают, что главное, чтобы ребенок слушался и выполнял все задания так, как ему сказали. Вместе с этим, ждут от ребенка самостоятельности и активности в принятии решений. Это касается и обычной жизни, и обучения в школе.

Разрешайте ребенку принимать нестандартные решения, позволяйте решать задачи своим способом, развивайте память, внимание, помогайте искать разные выходы из одной и той же ситуации — все это позволит вашему ребенку вырасти действительно интеллектуально развитым. Не зацикливайтесь на послушании, а ищите такие варианты развития ребенка, которые помогут ему стать самостоятельным и успешным

Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст — это вершина детства. В современной периодизации психологического знания этот возраст включает период от 6-7 до 9-11 лет. В это время меняется образ и стиль жизни ребенка, появляются новые требования и социальные роли (например, ученик). Дети начинают заниматься принципиально новым видом деятельности (учебной деятельностью), приобретая в школе не только новые знания, но и соответствующий статус.

Статья: Особенности развития мышления младших школьников

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В процессе развития свое место в системе отношений ребенок воспринимает по-новому, поскольку изменяются интересы, ценности и весь уклад жизни. Школьник оказывается на границе нового возрастного периода. В этом возрасте характерны следующие особенности:

  • Учебная деятельность выступает в качестве ведущей деятельности;
  • Завершение перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению;
  • Проявление социального смысла обучения (например, отражается через отношение школьников к оценкам);
  • Проявление мотивации достижения в качестве доминирующей;
  • Смена распорядка дня;
  • Укрепление новой внутренней позиции;
  • Изменение системы взаимоотношений ребенка и окружающих людей.

Развитие с помощью ментальной арифметики от amakids

Каждый ребёнок особенный – кто-то больше предрасположен к точным наукам, кому-то ближе творчество и полет мысли. Это зависит от развития головного мозга, а именно его полушарий. Не секрет, что люди, у которых развито правое полушарие – более творческие натуры, у них развиты навыки общения, художественные и музыкальные способности. Эмоции, воображение и мечты – это тоже правое полушарие. Левое полушарие отвечает за логику, систематическую обработку информации, математические способности. Кажется невозможным, чтобы для решения математической или логической задачи использовалось правое полушарие, однако это не так.

Методы ментальной арифметики используют правое полушарие в равной степени с левым. Как следствие – гармоничное развитие и совместная работа двух полушарий мозга. Ребёнок видит решение не только на бумаге, но и в жизни, он визуализирует его, использует мелкую моторику, улучшает воображение и способности к творчеству. Использование двух полушарий в разы увеличивают скорость восприятия информации, она запоминается проще, её легче использовать в обычной жизни.

Центр образования детей AMAKids приглашает на занятия с профессиональными педагогами и психологами детей от 5 до 16 лет. Опытные специалисты помогут освоить методику ребёнку любого возраста, как дошкольнику, так и школьнику. Развивающие занятия для детей проводятся с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Детям это даст возможность делать уверенные шаги в свое будущее, а родители уже через некоторое время смогут увидеть все положительные изменения в жизни сына или дочери и оценить положительное влияние методики.

Если у вас есть вопросы, мы с радостью ответим на них и проконсультируем вас более подробно. Не теряйте драгоценное время, задумайтесь о будущем своего ребёнка уже сегодня, даже если он ещё совсем маленький.

Развитие мышления младших дошкольников

Очень ярко наглядно-образное мышление может проявиться при понимании сложных картин или ситуаций. Для их понимания необходима так называемая ориентировочная деятельность. Понять сложные картины — это значит понять внутренний смысл. Для понимания смысла необходима аналитико-синтетическая работа, выявление деталей сопоставление их друг с другом. В наглядно-образном мышлении принимает участие речь. С ее помощью ребенок называет и сопоставляет признаки. Только на основании развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в этот период формируется формально-логическое мышление.

Мышление школьников существенно отличается от мышления дошкольников. Например, мышлению дошкольника присущи следующие качества:

  • Непроизвольность,
  • Низкая управляемость в постановке и решении мыслительной задачи,
  • Предпочтение интересному, увлекательному.

Учитель должен знать, что у школьников в одном и том же возрасте может быть разное мышление, в частности, могут встречаться такие дети, которым сложно мыслить практически. Они не могут оперировать образами и рассуждать. Об отличном развитии наглядно-образного мышления судят, как правило, по тому, как ребенок решает задачи, соответствующие этому виду мышления.

Построение школьного обучения происходит таким образом, что преимущественно развивается словесно-логическое мышление. Первые два года в школе ученики много работают с наглядными образами, но уже в следующих классах происходит сокращение объема такого рода занятий. Образное мышление все меньше требуется в процессе учебной деятельности.

В этом отношении наиболее показательным считается мышление детей в первом классе. Оно всегда конкретно и основано на наглядных образах и представлениях. Понимание общих положений дети могут достичь только в том случае, когда их конкретизируют с помощью частных примеров. Состав категорий и обобщений определен через наглядно воспринимаемые признаки предметов.

По мере усвоения основ научных знаний в ходе овладения учебной деятельностью школьники постепенно приобщаются к системе научных понятий. Их умственные операции станут менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядными примерами. Ученик в более старшем возрасте уже овладевает приемами мыслительной деятельности, приобретая способность считать и читать в уме, проводить анализ собственных рассуждений. В ходе развития мышления формируются очень важные новообразования: анализ, внутренний план действий, рефлексия. Младший школьный возраст обладает огромным значением в развитии базовых мыслительных действий и приемов.

Советы родителям младших школьников

В целом период обучения в начальной школе не является проблемным этапом в развитии ребенка. В основном все дети рады переменам в их жизни. Здесь важен момент адаптации к новым условиям и то, как сами родители будут себя вести.

Главные переживания первоклашек связаны именно с моментами взаимоотношений с близкими людьми. Дети ожидают эмоционального тепла и заботы, а также поддержки на новом этапе жизни. Часто добрые и любящие родители превращаются в оценивающих «домашних учителей», ориентирующихся только на результат. Однако не следует забывать о том, что каждый ребенок ждет любви и внимания просто так, а не только за хорошие отметки и послушание.

Чтобы в отношениях с детьми не возникало проблем, взрослым нужно чаще корректировать собственное поведение. Поэтому необходимо проанализировать общение с ребенком и выстроить его новым актуальным способом. При этом помнить о высокой чувствительности 7-летних детей.

Вот некоторые рекомендации для родителей первоклассников, которые помогут вовремя обнаружить или предупредить многие психологические проблемы:

Беседуйте с ребенком о его школьной жизни: как он ее себе представляет, с желанием ли идет в школу, интересно ли ему там, хочет ли хорошо учиться, появились ли у него новые друзья и прочее.
Старайтесь услышать своего малыша, его переживания и проблемы. Будьте терпимы к недостаткам

Важно, чтобы ребенок понял, что его принимают и понимают в любой ситуации, что он имеет право на собственное мнение и выражение своих чувств, на ошибку.
Всегда будьте готовы оказать помощь в обучении и налаживании отношений со сверстниками и учителями.
Как бы хорошо не был подготовлен ребенок к школе, первое время внимательно следите за его поведением и возможными переменами в нем. Не оставляйте малыша без внимания в этот важный для него период

Родительская забота и помощь ускорят его адаптацию в новом коллективе.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Ключ к развитию умственных способностей младших школьников

Успешная адаптация и хорошие оценки в младшей школе связаны напрямую с развитием математических способностей еще у старших дошкольников. Почему именно математических? Потому что именно математика и действия с вычислениями помогают ребенку научиться мыслить абстрактно, учат концентрации внимания и тренируют память.

Основанная на технике обучения устному счету, ментальная арифметика как одно из направлений успешного развития интеллекта ребенка, даст возможность развить такие навыки, которые являются основой для успешного развития по всем предметам в школе, а не только по математике.

Быстрый и правильный устный счет в ментальной арифметике — это не главная цель. Она помогает в развитии обоих полушарий головного мозга так, что ребенок становится многозадачным, у него улучшается память, он учится находить выходы из нестандартных ситуаций, проходит страх перед ошибками и растет уверенность в себе.

Если вы видите, что вашему ребенку сложно учиться в школе, он плохо запоминает информацию, не может долго усидеть на месте и сконцентрироваться на главном, мы ждем вас в центрах детского развития «Амакидс» на бесплатное пробное занятие.

Помогите вашему ребенку хорошо учиться в школе и стать успешным по всем предметам!

Умственное развитие младших школьников

Мышление

В младшем школьном возрасте заканчивается переход к словесно-логическому мышлению и оно становится центральной функцией. Развитие мышления подстегивает процесс обучения, где ребенку приходится включаться в решение различных дидактических задач. При этом оно активно использует такие мыслительные операции как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Поэтому в этом возрасте можно говорить об обратимости мыслительного процесса. Ученик для выполнения задания мысленно может проделать следующие действия:

  • разделить предмет на элементы, а затем воссоединить все части в целостный образ;
  • найти сходства и различия между объектами;
  • определить объект по имеющимся признакам;
  • сосредоточится на нескольких признаках сразу, соотнести их;
  • проследить изменения объекта со временем.

Благодаря обратимому мышлению ребенок способен к рассуждениям, поиску причинно-следственных связей, формированию умозаключений. К концу начальной школы уже могут проявиться индивидуальные особенности мышления, которые указывают на доминирующую позицию в познании – теоретики, мыслители, художники.

Речь

Дальнейшее развитие речи обусловлено изменением социальной ситуации развития, которая способствует расширению круга общения. В процессе обучения ребенку приходится отвечать на вопросы учителя, взаимодействовать со сверстниками. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети посещают дополнительные занятия, спортивные секции, кружки. В результате многочисленных ситуаций общения они перенимают новые слова и фразы, проявляют собственную речевую активность.

Показателем уровня развития речи в этом возрасте является контекстная речь, с помощью которой можно описать ситуацию так, чтобы она стала понятной собеседнику без непосредственного ее восприятия. Данным видом речи ребенок овладевает под влиянием систематического общения еще в дошкольном возрасте. Но в полной мере такая способность к описанию событий раскрывается в младшем школьном возрасте. В результате обучения появляется письменная речь, через которую ребенок демонстрирует умение правильно писать слова, строить предложения, расставлять знаки препинания.

Память

Совершенствуется способность хранить и извлекать информацию. Ученик уже разбирается в том, каким образом ему это лучше всего удается: при зрительном контакте, через слуховое восприятие и т. д. Необходимость запоминать учебный материал способствует развитию кратковременной, долговременной и оперативной памяти.

Внимание

Совершенствуется способность концентрироваться на задании. Однако в начале школьного обучения ребенок организует себя по требованию учителя. Поэтому произвольность внимания еще нестабильна. Удержать его можно высокой мотивацией и волевым усилием. Поскольку игра все еще является актуальной и значимой деятельностью для первоклашек, на уроках можно использовать игровые приемы и дидактические игры. Это поможет увлечь ребят. Длительность занятий необходимо начинать с 35 минут и постепенно увеличивать до стандартной продолжительности урока.

Восприятие

Для восприятия детей этого возраста характерна слабая дифференцированность: они часто путают предметы, их свойства. Поэтому это следует учитывать при подаче учебного материала. Младшеклассники лучше воспринимают яркие предметы, подвижные на фоне неподвижных, рисунок или схему. Если ребенок сам участвует в деятельности, это повышает его интерес и материал усваивается лучше.

Воображение

Первоклашкам в большей степени характерно воссоздающее воображение, которое опирается на конкретные предметы. Но в дальнейшем на первое место выступает слово: появляется продуктивное воображение. Ребенок может придумать рассказ на основе имеющихся у него в уме образов, не опираясь на картинки.

Эмоциональное развитие

Когда ребенок поступает в школу его эмоциональное развитие и состояние все больше становится зависимым от опыта, который он получил вне дома. Страхи уже отражают восприятие окружающего мира. Они становятся более осознанными и привязанными к конкретной ситуации: уколы, уроки, природные явления, отношения с другими людьми. Страх может принять форму тревоги или беспокойства.

Иногда у ребенка возникает нежелание идти в школу. Появляются жалобы на головную боль, тошноту, головокружения. Эти симптомы должны насторожить, если нет проблем со здоровьем. Очень часто такие явления могут быть связаны с эмоциональной сферой детей, а именно с боязнью критики учителя, непринятием одноклассниками, страхом перед неудачей и прочее.

В такой ситуации поможет дружески настойчивая заинтересованность родителей в проблемах их ребенка. Нужно постараться выяснить в ненавязчивой форме источник переживаний и предложить вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Заключение

Предложенная матрица игрового теста диагностики уровня развития социального интеллекта в дошкольном и младшем школьном возрасте (ИТСИ) использует те способы диагностики, которые наиболее адекватны для этих возрастных категорий, а именно постановку ребенка в конкретную социальную проблемную ситуацию, заданную в игровой форме. В этом случае ответы ребенка не должны базироваться на недостаточно развитой в этих возрастах рефлексии и абстрактно-символическом мышлении, что необходимо для опросников и гипотетически описываемых межличностных ситуаций. Дополненный внешней оценкой социального интеллекта, проявляющегося в разных поведенческих феноменах (хитрость, отсутствие наивности, лидерство, склонность к манипулированию), людьми, наблюдающими детей в реальных ситуациях общения, ИТСИ может быть полезным диагностическим средством для выявления сильных и слабых сторон в решении детьми межличностных проблемных ситуаций, включающих конфликт интересов.

Поскольку полный вариант ИТСИ зондирует зону ближайшего развития СИ, его применение содержит элемент стимуляции СИ у детей и может служить первым этапом для целенаправленного формирования способности ребенка к нахождению эффективных непрямых способов достижения целей в конфликтных коммуникативных ситуациях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: