Примеры программ
Программы, направленные на повышение квалификации логопедов, условно делятся на 3 типа:
- Организация работы. Предназначены для тех, кто хочет обрести или усовершенствовать знания по выбранному направлению.
- Логопедические технологии. Их цель – дать слушателям информацию о конкретных методиках и техниках развития и исправления речи (например, о логомассаже, специальной гимнастике, логоритмике, зондовом массаже) и обучить применению их в практике.
- Исправление речевых нарушений. Они знакомят со спецификой коррекции определенных нарушений речи. Слушатели могут улучшить свои навыки работы с дизартриями, алалиями, ринолалиями, недоразвитием речи и так далее.
Все приведенные ниже программы предусматривают заочную форму обучения, которая предусматривает использование дистанционных технологий.
Название программы | Краткое содержание | Длительность (в часах) |
---|---|---|
Логопедическая работа по коррекции произношения звуков | Анатомия и физиология речевого аппарата, правила артикуляции звуков. Диагностика нарушений произношения звуков. Методики исправления дефектов звукопроизношения различных фонетических групп. | 144 |
Запуск речи у детей, которые не говорят | Комплексный взгляд на проблему отсутствия речи у ребенка. Обучение организации логопедической поддержки и участию в сопровождении детей, которые имеют тяжелые формы нарушения речи. | 108 |
Логомассаж и артикуляционная гимнастика | Обучение специалиста правилам и техникам выполнения логомассажа, упражнениям для артикуляционной гимнастики, которые помогают преодолевать нарушения речи моторного характера как у ребенка, так и у взрослого. | 144 |
Логопедическая работа с детьми с РАС | Речевые нарушения, которыми чаще всего сопровождаются РАС. Диагностика отклонений в речи с учетом сложностей контакта с ребенком с РАС. Обучение специальным приемам и техникам коррекции, разработанным для детей-аутистов. | 144 |
Нейропсихологические технологии для профилактики нарушений речи у детей младенческого и раннего возраста | Нарушения развития речи у детей, возникающие вследствие нейропсихологических синдромов. Профилактика и исправление речевых дефектов, вызванных поражениями центральной нервной системы во внутриутробном периоде. Современные методики и техники нейропсихологии в работе с детьми до 3 лет. | 108 |
Дистанционное обучение
Удаленную форму обучения чаще всего предпочитают практикующие логопеды и педагоги. Она удобна тем, что позволяет совместить работу с учебой, отточить навыки и повысить уровень грамотности ведения коррекционных работ. На удаленных курсах слушатели просматривают видеозаписи семинаров, посещают онлайн-уроки и знакомятся с обучающими видеороликами. Общаться с преподавателем можно посредством мессенджера, скайпа или электронной почты.
Учеба проходит в таких форматах:
- чат;
- конференция;
- вебинар.
В ходе онлайн-обучения слушатели обретают знания о специфике распространенных речевых нарушений (заикании, дислалии, дизартрии, афазии) и методах их коррекции. В конце каждого урока необходимо пройти тестирование, результаты которого помогают оценить уровень усвоения материала. Веб-курсы в основном рассчитаны на короткий срок: от 72 часов до 2-3 месяцев.
Учеба на дистанционных курсах повышения квалификации для логопедов включает 3 этапа:
- Организационно-технический. Педагог или логопед определяется с интересующими его программами и производит оплату. На этом этапе оговаривается график занятий и специфика внесения платежей (единовременно или ежемесячно). Ученик получает доступ к обучающим материалам.
- Основной. Этот период предполагает учебу в различных форматах: онлайн-уроки, самостоятельная работа, интерактивные занятия. Особо важные вопросы прорабатываются более тщательно – для этого могут быть предусмотрены занятия с использованием видео-конференц-связи.
- Завершающий. На это время запланированы итоговые экзамены. Если программа разбита на модули, по каждому из них тест сдается отдельно. Специальная комиссия оценивает их и выдает удостоверение о прохождении повышения квалификации по логопедии, дистанционно освоен был курс или очно, в документе не указывается.
Учебное заведение | Название курса | Краткая характеристика | Длительность (в часах) |
---|---|---|---|
Международный университет экономических и гуманитарных наук (Москва) | «Логопедический массаж» | На курс могут записаться практикующие логопеды и дефектологи, а также специалисты, которые раньше проходили обучение на очных курсах логомассажа. | 72 |
Институт медицинского образования (Москва) | «Логопедия» | Принимают только тех, кто имеет диплом о высшем профильном образовании или прошел переподготовку по логопедии. По результатам сданного экзамена выдают удостоверение и сертификат, который дает право устроиться на работу в медучреждение. Срок «годности» такого сертификата – 5 лет. | 72 |
Академия дополнительного профессионального образования (Курган) | «Логомассаж» | Слушатели освоят техники массажа, который помогает лечить алалию, дислалию, дизартрию и прочие речевые нарушения. Выпускники этого курса будут востребованы в государственном образовательном и медицинском учреждении, платной клинике. Кроме того, они могут заниматься частной практикой. | 72 |
Инновационный образовательный центр (Республика Карелия, г. Петрозаводск) | «Актуальные вопросы в деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС» | Специалисты, работающие в общеобразовательных учреждениях, получают возможность актуализировать свои знания о построении работы преподавателя-логопеда на основе ФГОС и с учетом новых требований. | 108 |
АНМЦ «Развитие и коррекция» (Москва) | «Современные технологии развития речи и мышления у учащихся коррекционных школ-интернатов» | Курс рассчитан на преподавателей-логопедов, которые работают в центрах реабилитации. Им предлагают знакомство с пошаговой методикой речевого развития у неговорящего ребенка, а также дифференциальной диагностики нормы и ЗПР. Кроме того, слушатели осваивают новые техники коррекции дислексии и дисграфии. | 240 |
О курсах
На курсах повышения квалификации для логопедов слушателям рассказывают о новых методиках и способах коррекции дефектов речи. Качественное формирование речевых навыков невозможно без взаимодействия с родителями или опекунами ребенка. Поэтому особый акцент сделан на организации плодотворного сотрудничества с ними.
Курсы требуются:
- логопеду, воспитателю и учителю в образовательном заведении (ДОУ, школа, лицей, гимназия) и центре развития ребенка;
- врачу-логопеду в медицинском учреждении (поликлиника, больница, реабилитационный центр или санаторий);
- частнопрактикующему специалисту.
Курсы проходят в разных формах: очной, заочной и очно-заочной. Кроме того, многие учебные заведения предлагают повышение квалификации логопедов дистанционно. Слушателю не приходится брать на работе отпуск и ехать в другой город. Ему предоставляют личного менеджера, который помогает в составлении индивидуального графика занятий. Материалы, необходимые для учебы, высылают на электронную почту.
Повышение квалификации логопед может пройти в любом специализированном заведении, которое имеет лицензию на проведение таких курсов. Перечислим в качестве примера несколько популярных:
- Уральский институт повышения квалификации и переподготовки;
- Международный социально-гуманитарный институт (Москва);
- Современная научно-технологическая академия (Москва);
- Образовательный центр «Каменный город» (Пермь);
- ИДПК – Институт дистанционного повышения квалификации и профпереподготовки (Новосибирск).
После окончания курса слушателю выдают удостоверение, подтверждающее факт повышения его квалификации.
Специфика
Повышение квалификации по направлению «Логопедия» в медицинских учебных заведениях и центрах могут пройти только специалисты с высшим медобразованием. Специалистов с другим образованием к курсам повышения квалификации не допускают. Кроме того, логопеды, которые работают в медицинских учреждениях, должны через каждые 5 лет сертифицироваться, чтобы подтверждать свою профпригодность.
В образовательных организациях должность специалиста по коррекции речи называется «учитель-логопед» (только в учреждениях здравоохранения и соцобслуживания она официально именуется просто «логопед»). Отсюда вытекают требования к профилю базового образования, с которым могут принять на курсы повышения квалификации. У учителя должно быть среднее или высшее профессиональное образование по одной из специальностей укрупненной группы «Образование и педагогические науки» или по направлению, соответствующему преподаваемому предмету.
Согласно квалификационным требованиям, которые утвердило Минздравсоцразвития приказом № 761н, учителем-логопедом может работать выпускник вуза с образованием в сфере дефектологии. Если кандидат получил другое высшее образование, ему надо пройти профпереподготовку по соответствующему направлению (дефектология, логопедия).
Периодически проходить курсы повышения квалификации педагогов обязывает закон. Поэтому рано или поздно каждому школьному или детсадовскому педагогу-логопеду приходится подбирать подходящий учебный центр. Делая выбор, надо учитывать:
- наличие лицензии, которая разрешает центру вести такую образовательную деятельность;
- какой документ будут выдавать после окончания курса – это должно быть удостоверение о повышении квалификации (к нему могут прилагаться всевозможные сертификаты, но они не должны быть единственными документами, официально удостоверяющими факт успешного прохождения курса;
- продолжительность (несмотря на допустимый законом минимум объема в 16 часов, в среднем хороший курс повышения квалификации логопеда занимает не меньше 72 часов;
- цену;
- сколько лет существует выбранное учебное заведение или центр;
- реальные отзывы слушателей.
Чаще всего повышение квалификации логопедам предлагают пройти дистанционно. После успешно сданного экзамена в форме тестирования слушатель получает удостоверение. Оно ничем не отличается от документов, которые выдают выпускникам очных курсов.
Топ очных курсов
Если вы хотите стать востребованным логопедом, необходимо регулярно пополнять собственную базу знаний. Оптимальный способ сделать это – записаться на очные курсы. Их программа насыщена теорией логопедии и дает возможность:
- ознакомиться с нюансами современного инклюзивного образования;
- изучить виды речевых нарушений и техники их исправления;
- обучать детей с недоразвитием речи;
- оказывать логопедическую помощь в рамках профилактики нарушений речи;
- корректировать речевые дефекты;
- освоить правила и овладеть техниками массажа (как логопедического, так и зондового);
- изучить основы нейропсихологии;
- научиться организовывать совместную работу учителя и логопеда.
Учебное заведение | Название курса | Краткая характеристика | Длительность (в акад. часах) |
---|---|---|---|
Международный университет экономических и гуманитарных наук (Москва) | «Дифференцированный логомассаж в структуре коррекционных занятий по устранению дизартрии» | На курс могут записаться логопеды, дефектологи, массажисты речевых отделений, студенты факультетов дефектологии, специалисты, оказывающие коррекционную помощь ребенку с особыми потребностями. | 144 |
Московский институт восстановительной медицины | «Профилактика и коррекция нарушений речи у детей раннего возраста» | Вечерний курс. Методы и техники развивающей и корректирующей работы с детьми от рождения до 3 лет. Основы логомассажа и артикуляционной гимнастики. | 8 |
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет | «Современные логопедические технологии. Логопедический массаж» | Логопедический мониторинг и арт-терапия, альтернативные коммуникации и мультимедийные средства в коррекции нарушений речи. Разновидности, методы и практика логомассажа. | 40 |
Московский городской институт современных психологических технологий | «Логопедия и психологическая работа с детьми» | Изучение методов и техник психолого-логопедической работы с детьми, которые имеют разные нарушения развития. Диагностика и исправление таких дефектов. Курс предназначен для практикующих специалистов в области детской психологии и логопедии. | 184 |
АНО ДПО «Учебный центр «Педагогический альянс» (Санкт-Петербург) | «Основы логопедии и логоритмики» | Курс для учителей, которые хотят углубить свои знания в логопедии. Отработку полученных навыков проводят в специализированных ДОУ. | 160 |
«Логоритмика» | 32 |
Подводя итоги
Профессиональных опытных логопедов высоко ценит руководство детских образовательных и медицинских учреждений. Особенно важна их работа в специализированных центрах и поликлиниках независимо от формы собственности. Регулярное повышение квалификации помогает своевременно осваивать новейшие коррекционные направления и методики. Последние разработки ученых позволяют более эффективно работать с серьезными речевыми нарушениями у детей разного возраста и взрослых.
Проходить курсы повышения квалификации учителя-логопеды должны не реже чем раз в 3 года. Очный формат не совсем удобен, так как предполагает полный отрыв от работы. Но с удаленной учебой проблем нет – сегодня практически все учебные заведения и центры предоставляют возможность пройти курсы дистанционно. Эта форма наиболее популярна и востребована среди логопедов, которые работают как в образовательных заведениях, так и в медицине.
Автор статьи:
Материал обновлен: 30.01.2024 г.