ВВЕДЕНИЕ
Восприятие, в которых человек познает окружающий действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминание о пережитом, припоминание былого и т. д.
В ходе своей жизни и деятельности, разрешая встающие перед нами практические задачи и более или менее глубоко переживая происходящее, человек, не ставя перед собой специально такой цели или задачи, многое запоминает, многое непроизвольно у него запечатляется. Однако потребности действия не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходиться, не полагаться на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания.
Отражение и воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.
Если говорить о памяти не только как собирательном термине для определенной совокупности процессов, а как о единой функции, то речь может идти лишь о некоторой очень общей и элементарной способности к запечатлению и – при соответствующих условиях – восстановлению данных чувствительности, т.е. о том, что можно назвать мнемической функцией. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней
Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление в более или менее сложном и иногда противоречивом единстве с речью и все стороны человеческой психики (внимание, интересы, эмоции и т.д.)
Направления психологии[]
Психоанализ
Направление, возникшее в результате работ Зигмунда Фрейда в конце XIX века. Направлено на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс.
Гуманистическая психология
Это направление сформировалось в начале 60-х годов в США, как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. В основе гуманистической психологии положен экзистенциализм. За отправную точку психологи-экзистенциалисты приняли смысл человеческой жизни.
Когнитивная психология
Возникает в США в 60-е годы, выступает против бихевиоризма. Согласно ее представлениям, решающую роль в поведении человека играет познание. Основная задача — исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний.
«Человек как поведенческая система так же прост, как муравей. Кажущаяся сложность его поведения отражает сложность окружающей среды»‘
Гештальт-психология
Гештальтпсихология – это направление в психологии, основанное Максом Вертгеймером, была до некоторой степени восстанием против молекулярной программы Вундта для психологии, и приобрела приверженцев среди многих ученых, включая Уильяма Джеймса. Фактически, слово Гештальт означает объединенное или значащее целое, которое должно было быть центром психологического исследования. У этого течения психологии были свои корни в работах многих философов и психологов, работавших до появления Гештальтпсихологии.
Свойства ощущений[]
Простейшим из познавательных психических процессов является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс — возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.
Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Что означает «отдельных свойств»? Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами ЧУВСТВ. Например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на ваши органы чувств
При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус, никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета
Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И. П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий.
Анализатор — это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, что всегда включает в себя двигательные компоненты. Так, американский психолог Д. Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участком кожи, убедился, что яри раздражении ее иглой момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что ощущение тесно связано с движением, которое иногда проявляется в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда — в виде мышечных реакций поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т. д.). Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами — они носят активный, или рефлекторный, характер.
Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания — это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т. е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы — приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины — неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико.
Связь мнемических способностей и понятийного мышления
Необходимым условием формирования опосредованного мнемического действия ученые считают сформированность соответствующего понятийного мышления (мыслительного действия). Иначе говоря, в качестве необходимого условия превращения процессов понимания, мышления в логические приемы произвольного запоминания выступает их доведение до умственных навыков (умений).
А. А. Смирновым и П. И. Зинченко были выдвинуты предположения о том, что обучение любому мнемическому приему должно включать 2 стадии. Вначале младшие школьники овладевают мыслительными операциями как самостоятельным действием, а потом как приемами (средствами) запоминания.
Проблема развития мнемических способностей и их связи с понятийным мышлением считается важной. Известно, что от дошкольного возраста до разных периодов школьного обучения ребенка происходит усложнение структуры его мнемической деятельности
Замечание 1
Запоминание (как непосредственное, так и непроизвольное) перерастает в сложную деятельность, которую ребенок регулирует сознательно. Она все больше опирается на сложные способы логической переработки запоминаемой информации.
Развитие операционных механизмов является важнейшим условием успешности произвольной регуляции мнемических действий. Отличительная особенность мнемических способностей младшего школьного возраста состоит в перцептивно-представленческом уровне мнемических действий.
Запоминание осуществляется через мнемические приемы, доступные для этого уровня отражения действительности. Приемы включают:
- группировку,
- перекодирование,
- опорные пункты,
- ассоциации,
- повторение, которое занимает центральное место.
Более сложные приемы (например, систематизация, аналогия, структурирование, схематизация, классификация), которые требуют оперирования содержанием материала, не используются пока младшими школьниками в их мнемической деятельности.
Осмысленное усвоение и запоминание уже вполне доступны младшим школьникам, но для них необходима целенаправленная работа педагога в области формирования навыков работы с материалом с целью более полного и долговременного сохранения в памяти.
Функционирование психики[]
Психологические защиты
Понятие психики и ее функции
Психика — это системное свойство высокоразвитой материи отражать объективную действительность. Отражение бывает биологическим (рефлексы), физическим (например, зеркало) и психическим. Особенность психического отражения в том, что она активно, тогда как иные виды отражения — пассивны.
Психика позволяет воспринимать внешний мир «виртуально», то есть, воспринимать субъективный образ объективного мира. Психическое отражение не является пассивным копированием мира, оно связано с поиском, выбором и переработкой информации. Психическое отражение избирательно и зависит от потребностей человека. Психическое воображение активно, но субъективно. Субъективность человека зависит от пола, возраста, национальности, состояния здоровья, уровня интеллекта, воспитания, интересов, профессии, опыта и других факторов.
Головной мозг является физиологической основой работы психики, но содержание психики (психическая жизнь человека) зависит не от мозга, а от окружающей среды. Психический свойства содержат характеристики внешних объектов, а не физиологических процессов. Из внешнего мира сигналы поступают в мозг , где они преобразуются, и таким образом человек воспринимает события и явления происходящие вне его.
Психика человека не дана в готовом виде и не развивается сама по себе. В течение времени развиваются только физиологические процессы, для развития же психических процессов необходимы особые условия — социальная среда. Собственно человеческие способности будут развиваться только среди других людей, стало быть, процесс социализации является основополагающим. Человеческая психика формируются в процессе усвоения человеческой культуры. Важным условиям развития психики является активность человека, психика изначально развивалась как свойство, помогающее адаптации к окружающей среде.
Функции психики:
- Отражение — продукт психической деятельности напрямую будет зависеть от особенностей субъекта, темперамента и опыта. Отражающая функция имеет опережающий характер — способность предвидеть ситуацию и способы ее разрешения.
- Регуляция — связана с изменением поведения человека.
- Коммуникация — передача информации, развитие в общении. Условием развития, через общение, является качество последнего. Качественное общение сопровождается обменом знаниями и эмоциями.
Структура психики, содержание ее пластов
Традиционно выделяют три пласта психики:
Бессознательное — информация об этом пласте, в принципе, не осознается.
Подсознание — содержит информацию, которая когда-то была в сознании, обобщенный «автоматический» опыт человека. Подсознание включает навыки, привычки, автоматизмы, интуицию. Подсознания является фильтром пропускающим информацию из бессознательного в сознание и наоборот. Автоматизмы — это действия, когда-то усвоенные человеком и теперь повторяемые автоматически. Комплексы — это то значимое для него, что человек не может реализовать в себе. Наиболее известные комплексы — «наполеона», нарциссизма, неполноценности, застенчивости. Интуиция (инсайт, озарение) — процесс «выплывания» информации из подсознания на поверхность сознания.
Сознание — высший уровень развития психики, сфера знания, опыта и культуры. Благодаря сознанию формируется внутренняя модель внешнего мира, в следствие чего становится возможным его познание и преобразование.
Сознание выполняет четыре основных функции:
- отражение
- регулятивно-оценочную
- рефлексивную
- порождающую
Благодаря сознанию, человек может построить модель своей личности и на этой основе строить взаимоотношения с другими людьми.
Уровни сознания. Сознание может находится на одном из трех уровней, называемых психологами, «живым», «фантомным» и «мертвым».
Живое сознание — личность осознает себя, принимает ответственность за свою жизнь, не уходит от противоречий, принимает себя и других, воспринимает мир, как сложный и конфликтный, в котором окружающие не живут по вашему сценарию.
Фантомное сознание — иллюзорное состояние, при котором в сознании много необдуманного, неосмысленного, много стереотипов и психологических защит. Критерием поступков является поведение большинства. Жизненная стратегия — быть не хуже других, «быть как все».
Мертвое сознание — отсутствие смысла жизни, внешний лопус контроль (перекладывание ответственности за себя и свою жизнь на других). Для таких людей характерна вера в идею-фикс, создание кумиров, желание сильной руки.
Сочетания живого и мертвого сознания всегда приводит к конфликтам.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Наряду с другими познавательными процессами, перцептивными и интеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» — память). Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активности человека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами.
Образы памяти именуются представлениями.
Что же такое память? Память — процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия, пережитые прежде чувства и желания, наконец, возникшие когда-то мысли составляют прошлый опыт человека, содержание того, что помнится.
1. Начало экспериментальных исследований мнемических процессов относится к концу XIX века. Среди первых психологов, обратившихся к этой проблеме, был немецкий ученый Г.Эббингауз. Исследования процессов памяти он осуществлял при обращении к запоминанию бессмысленных словосочетаний. Полученные результаты дали ему возможность вывести целый ряд законов запоминания, которые сами по себе представляли определенный интерес, однако были применимы исключительно к материалу, который не имел логической организации.
2. В дальнейшем необходимые поправки в те закономерности, которые были выявлены Эббингаузом, внесли другие исследователи
Так, в частности, еще в начале XX века представители гештальт-психологии обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной степени расходящиеся с теми, что содержались в исследованиях Эббингауза
3. В психоаналитических учениях процесс забывания как один из важнейших компонентов мнемической активности человека объяснялся стремлением вытеснить из сферы сознания то, что травмирует личность, вызывает у нее неприятные воспоминания, в конечном счете оказывает негативное воздействие на эмоциональное состояние субъекта. Это породило целый ряд экспериментальных данных, которые в настоящее время обсуждаются, хотя и не во всем принимаются современной психологией.
4. Французский психолог Жане подчеркивал роль социокультурных факторов при характеристике высших форм развития мнемической активности.
5. В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Различные виды памяти: моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда рассматривались как этапы такого развития.
Новый материал к пониманию процессов памяти предоставили исследования ряда психических функций, за которых несут ответственность те или иные зоны полушарий мозга Так, нарушения логических процессов, в частности логическое запоминание и сохранение смысловых связей, оказались связанными с функционированием левого полушария, в то время как образная память явно была обусловлена работой правого полушария головного мозга.
Тема лекции: Мнемические процессы.
Обоснование выбора темы. В системе курса «Общая психология» многими психологами по-разному излагаются общие представления о понятии структуры мнемического процесса, что вызывает некоторое затруднение при чтении, осмысливании и запоминании.
Моя лекция даст более простой, но в тоже время, существенный, глубинный обзор познания процессов психологического становления и познавательной ориентировки будущего психолога в мнемическом процессе. Поможет понять взаимодействие этого процесса с другими психологическими понятиями.
При разработке тематики данной лекции использовались работы С. Л. Рубинштейна, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.
Аудитория: студенты первого курса факультета психологии, студенты педагогических ВУЗов.
Цель лекции. Общее ознакомление с понятием процессов памяти. Рассмотрение психологической и физиологической основы памяти. Показать как мнемические процессы выступают в роли компонента познавательной деятельности человека, неразрывно связано с интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами.
Организационная форма лекции: монологическое высказывание.
План лекции.
- Введение.
- История развития и экспериментальные исследования.
- Ассоциации памяти.
- Запоминание и забывание
- Сохранение в памяти и забывание.
- Феномен сохранения и забывания.
- Эйдетизм.
- Узнавание и воспроизведение.
- Заключение. Подведение итогов пройденного материала.
Темперамент[]
Темперамент – это врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характеро-логии можно выделить три направления:
1) конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);
2) психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);
3) идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т.д.).
В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик.
Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.
Структура характера
В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства.
Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.
• уравновешенность – неуравновешенность;
• сензитивность – агрессивность;
• широту – узость;
• глубину – поверхностность;
• богатство, содержательность – бедность;
• силу – слабость.
Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость
Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения.
Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:
• в отношении к обществу (идейный или безидейный, активно участвующий в политике или аполитичный);
• в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый);
• в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый);
• в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный);
• в отношении к вещам (добрый или жадный).
Список использованной литературы
- Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 583 с. – (серия «Учебник нового века»)
- Немов, Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. – (Основы наук)
- Психология: Учебник для педагогических вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660 с.
- https://psy.wikireading.ru/28659
- https://psihomed.com/pamyat/
- https://impsi.ru/general-psychology/pamyat-obshhaya-harakteristika-vidy-protsessy-i-mehanizmy/
- https://psychologist.tips/646-vidy-pamyati-v-psihologii.html
- https://static.my-shop.ru/product/pdf/304/3032928.pdf
- https://yandex.ru/turbo/psylogik.ru/s/210-vidy-pamjati-v-psihologii.html
- https://yandex.ru/turbo/psylogik.ru/s/210-vidy-pamjati-v-psihologii.html
- Что такое нейронная сеть? (Типы архитектур нейросетей)
- Business Process Management, Workflow
- Международная валютная ликвидность (Факультет Экономики)
- Финансовый и управленческий учет и анализ: сравнительная характеристика.
- Микроядерные операционные системы (Реферат по дисциплине “Операционные системы”)
- Учредительский бизнес (АО)
- Гарантии конституционных прав и свобод в Российской Федерации
- Стили педагогического общения
- Понятие KIP
- Электронный документ (Понятие электронного документооборота)
- Теории учения
- Общие характеристики педагогической деятельности (Общая характеристика педагогической деятельности)
СОХРАНЕНИЕ В ПАМЯТИ И ЗАБЫВАНИЕ.
Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения того, что только что или ранее запомнилось.
Психическим процессом, противоположным забыванию, является сохранение в памяти всего, что было достоянием прошлого опыта человека.
Разумеется, не все, что человек запоминает, сохраняется в его памяти. Очень многое исчезает бесследно, а что-то, хотя и сохраняется, но не выступает в его сознании в том виде, в каком оно запечатлелось.
Сохранение в памяти и забывание при всей их противоположности — процессы в равной мере важные для нормального функционирования человека, для организации его поведения и деятельности. В каком-то отношении можно забывание рассматривать даже как процесс благотворный. В мозгу идет постоянный отбор ценного и нужного — того, что стоит помнить, и того, что следовало бы забыть. Поэтому забывание, как и запоминание, процесс избирательный, имеющий свои закономерности и особенности.
Сохранение в памяти прошлого оказывается тесно связанным с чувствами. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения. То, что волновало, помнится много лучше того, что оставило безразличным. Однако эта зависимость не имеет абсолютного характера. Экспериментально выявлено, что чрезмерно сильное потрясение, бурные эмоции способны не столько обеспечить сохранение того, что присутствовало в восприятии, сколько препятствовать ему. Безразличие к происходящему ведет к забыванию того, что произошло.
Нельзя понимать сохранение буквально, как простое хранение в «кладовой» памяти того, что запомнилось. Сохраненные связи перестраиваются, обобщаются, в чем-то обогащаются или обедняются. Они видоизменяются под влиянием последующей деятельности человека.
Далеко не все, что запоминается, сохраняется в дальнейшем. То, что потеряло жизненное значение, т.е. какое-то отношение к естественным и культурным потребностям человека, существенным условиям его деятельности, иногда бесследно исчезает, иногда же сохраняется в отрывочной, зачастую искаженной форме. Громадная часть впечатлений, выполнив свою роль при ориентировке в окружающей среде, забывается.
Пример: человеку нет никакой надобности помнить всех людей, которых пришлось видеть в течение жизни, или все подробности прочитанных книг. Следы памяти у одного и того же человека могут сохраняться, с одной стороны, на протяжении 50-60 лет и более почти без изменений, а с другой — тормозятся уже через несколько дней, часов, а иногда минут даже тогда, когда хочется их сохранить. Так, старик, помнящий слова и мотив песни, услышанной в далеком детстве, забывает порой о том, как назвали его новорожденную внучку. Происходит это по той причине, что сохранение и укрепление следов памяти зависит от функциональной активности коры больших полушарий, т.е. от степени возбудимости и, так сказать, работоспособности ее нервных клеток, которые значительно снижаются к старости.