Эйдетизм

Методики раннего развития: система эйдетики

Что такое эйдетика

Фото автора Ketut Subiyanto: Pexels

Если ты никогда не слышала об эйдетике, не расстраивайся — это не совсем обычная тема. В основном, её обсуждают эксперты или энтузиасты. Эйдетика — это тип человеческой памяти, который позволяет удерживать и визуализировать воспоминания, не только зрительные, но на уровне вкуса, обоняния и осязания.

Люди, обладающие такой способностью, легко вспомнят любое предложение из толстенной книги или расскажут, что они делали в определённый день 20 лет назад. Наука до сих пор не находит объяснения этому явлению. Нет окончательного ответа, что влияет на развитие памяти.

Учёные утверждают, что значительная часть малышей рождается с высокими показателями зрительной памяти, но со временем они ухудшаются. Этот тип памяти развивается в раннем детстве и не связан с уровнем интеллекта или образования, а только с фактором предрасположенности. Нельзя путать тех, кто просто хорошо запоминает большой объём информации и тех, у кого эйдетическая память: последним требуется всего секунда, чтобы навсегда «заархивировать» увиденное. Звучит как сценарий фантастического фильма, не так ли?

Эйдетика происходит, в первую очередь, из подсознания и контролируется задней теменной корой мозга. Это часть мозга, которая обрабатывает визуальные сигналы и сохраняет изображения. Большинство людей могут зафиксировать образ только на несколько секунд, прежде чем кратковременная память избавится от этого файла.

Эйдетика: развитие памяти и внимания

Фотографическая память относится к способности запоминать в мельчайших подробностях визуальные элементы: например, страницы текста и колонки с цифрами. Большинство подобных воспоминаний хранятся не больше нескольких месяцев и не становятся частью долговременной памяти. Эйдетика, в свою очередь, огромная база данных, которая включает в себя не только изображения, но и звуки, запахи и ощущения.

Эйдетика как эффективный метод развитие памяти детей

Эйдетика как методика следует определённой последовательности и учит, как запоминать через зрительные образы. Алгоритм состоит из выработки уверенности в собственных способностях и поступках, правильной подготовки к системе, проработку специальных методов с повторением пройденного материала. Все преимущества раскрываются уже на первом занятии. К достоинствам можно отнести:

  • Представление информативного потока с учётом индивидуальных взглядов и особенностей каждого малыша.
  • Радостную и непринуждённую атмосферу, которая создаётся благодаря игровой форме обучения.
  • Эйдетика для детей использует все учебные материалы из окружающего нас пространства: от любимых игрушек и книжек до предметов быта, инструментов, животных, транспортных средств и т.д.

Методика позволяет развивать всесторонне развитую личность, делая ваше чадо уверенным в себе человеком с творческим подходом к жизни.

Что такое эйдетизм и эйдетика?

Происхождение слов берёт корни с древнегреческого языка, где εἶδος – означает образ, внешний вид.

Образ, о котором мы говорим, часто воспринимается зрительно, однако, он может быть создан с помощью иных сенсорных модальностей: слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных, обоняния.

Эйдетика – это методика развития образного мышления. Хороший пример образного мышления – прочтение интересной нам книги. Когда мы увлечены качественным литературным текстом, образы в вашей голове появляются автоматически (внешний вид и тембр голоса героев, улицы, города, атмосфера, пейзажи). В будущем, даже спустя много лет, мы с лёгкостью припоминаем прочитанное. Методика образного мышления эйдетика учит создавать подобные образы при каждом восприятии новой информации, что способствует её качественному запоминанию.

В свою очередь, исторически эйдетику рассматривают с трёх проблемных областей:

  1. эйдетика как частная научная теория, объясняющая феномен памяти – эйдетизм;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория на уровне с философскими и методологическими проблемами психологии;
  3. «интеграционная типология» – расистская и фашистская псевдонаучная концепция (в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов)

Как развить эйдетическую память

У людей с феноменальной памятью эйдетизм может быть врожденным или приобретенным. Обычно способность к образному запоминанию развивается сознательно, когда человек ставит четкую задачу и начинает тренировку. Либо она развивается из необходимости, например, у тех, чья профессия предполагает запоминание большого количества информации.

Так, многие шахматисты способны детально пересказать бесчисленное количество партий. Однако, далеко не все из них также хорошо запоминают, например, стихи или события из далекого прошлого.

Также установлено, что эйдетизм больше характерен для творческих людей, поскольку у них лучше развито воображение, которое напрямую связано с образностью восприятия и запоминания.

Методы

Для развития эйдетической памяти важно не только постоянно тренировать ее, но и пересмотреть свой образ жизни в целом:

  • правильно и полноценно питаться – мозг работает более эффективно, если организм получает все необходимые макро и микроэлементы;
  • заниматься спортом – благодаря физической активности мозговая ткань лучше насыщается кислородом, также улучшается кровоток;
  • менять привычные маршруты и тренировать не ведущую руку – это поможет «прокачать» ваше мышление.

Также важно развивать все модальности восприятия: визуальную, аудиальную и кинестетическую. Например, когда чистите зубы, выключите свет в ванной

Или попробуйте на запах определять разные продукты в холодильнике. Выключите звук при просмотре сериала и постарайтесь уловить смысл происходящего.

Тренируйте образную память, например, идя на работу, попробуйте детально представить, какую картинку вы увидите, когда завернете за угол. Посчитайте машины, которые заметите, или дома, детей, которые встретятся вам по дороге. Попробуйте запомнить эти числа, а вечером воспроизвести.

Есть 3 эффективных техники, которые развивают эйдетическую память.

Работа с ассоциациями

Когда вам нужно что-то запомнить, придумайте для этого различные образы и «сложите» их в парадоксальную или смешную историю. Если она будет яркой, то вы легкое ее вспомните, а, вслед за ней и нужную вам информацию.

Акровербальная техника

Чтобы запомнить какую-то информацию, ее нужно преобразовать в стихи, песенки или тексты. Так школьники запоминают сложные правила, слова-исключения, падежи, цвета радуги и т.д.

Метод Айвазовского

Это классическая тренировка, чтобы развить фотографическую память. Посмотрите на какой-то объект. Постарайтесь рассмотреть его во всех деталях. Потом закройте глаза и в своем воображении воспроизведите увиденный образ в мельчайших подробностях.

Затем откройте глаза и снова посмотрите на объект. Что вы упустили? Какие нюансы не запомнили? Сосредоточьтесь на них. Вернувшись к воображаемому образу, дополните его.

Эйдетика для детей

Считается, что эйдетическая память есть у каждого ребенка как врожденный механизм запоминания. Однако, в процессе взросления, у большинства он вытесняется словесно-логическим способом усвоения новой информации. Дети перестают задействовать образную память, предпочитая выстраивать причинно-следственные связи.

Но детство – лучшее время для развития именно фотографической памяти. Мозг ребенка пластичен, дети обладают большим объемом памяти, у них хорошо развито воображение и способность к ассоциациям.

Тренируйте память ребенка. Попросите во всех деталях рассказать, что произошло в школе. Или пусть вспомнит, во что он был вчера одет. Идя с ним по привычному маршруту, попросите рассказать, что будет ждать его за поворотом, какого цвета качели, на которых он каждый день качается.

Полезно играть в «10 отличий». Дайте ребенку запомнить все предметы, которые лежат на столе. Потом, когда он закрыл глаза, уберите что-нибудь. Ребенок должен понять, какой вещи не хватает. Когда он начнет успешно выполнять задание, усложните его. Убирайте больше предметов, добавляйте новые. Не ограничивайтесь только столом, используйте всю комнату.

Инструментарий для фотографической памяти

Как мы уже поняли, начинать тренировать образную память можно с детсадовской скамьи, чтобы в школьном возрасте «фотографировать» мудрёные физико-математические формулы да тексты на иностранных языках. Делать это можно несколькими способами.

Зрительная прорисовка

Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений – как раз для высшей математики, что начинается уже с начальной школы! Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет.

Вот попробуйте, какие «рога и копыта» у вас получатся из цифр от 0 до 9.

  • У меня нолик – это зеркало.
  • Из единицы вышла ёлка.
  • Из двойки – всеми любимый лебедь.
  • Тройка превращается в змею.
  • Четвёрка стала парусником.
  • Пятёрка – морским коньком.
  • Из шестёрки я сделала весёлого кита.
  • Семёрка – это бумеранг.
  • Восьмёрка похожа на снеговика.
  • А девятка – это воздушный шарик.

А можно представить цифры так, как на картинке.

Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах.

Мысленная прорисовка

Она служит для запоминания томов Пушкина и ему подобных любителей писать многостраничные поэмы, которые потом дети в школьном возрасте учат. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, того же Александра Сергеевича и представим дуб, русалку, ходящего по ювелирному украшению кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

Мнемоника

Такая специальная техника, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Или ещё можно с нашей школьной скамьи вспомнить про Ивана, Родившего Девчонку, Велевшего Тащить Пелёнку, – это была подсказка для тех, кому не давались названия и порядок падежей.

Цепная реакция

Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Вот, например, родителям задание: запомните 12 слов

Для этого придётся составить свой видеофильм. Вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой у меня фильм:

Акровербальная техника

Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:

или вот зашифрованное:

Для школьного возраста тоже есть запоминалочки. Вот для географии:

и для английского пример:

Эйдетика для детей — упражнения

Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет

Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время обучения

1. Задания с карточками

Сочини свою сказку

Дайте ребенку 3 картинки и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Для детей постарше можно использовать 5-7 карточек. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

Что исчезло

Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

2. Игры на развитие зрительного восприятия

Исследователи

Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например, чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

Сыщик

Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

3. Игры на развитие слухового восприятия

Что так звучит

Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

Звуки вокруг нас

Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

Кто в домике живет

Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее карточки с изображениями животных. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

4. Игры, развивающие восприятие запахов

Угадай аромат

Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты. Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным, расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

5. Упражнение на все виды восприятия

Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

6. Упражнения на развитие памяти

Запомни слова

Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке

Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии

Запомни движение

Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни.

Известные люди с эйдетической памятью

История знает немало примеров людей с врожденной или приобретенной эйдетической памятью. Вот лишь некоторые из них:

  1. Т. Рузвельт. Каждый день тренировал память и читал по три книги.
  2. Н. Тесла. С детства отличался феноменальной памятью.
  3. Иоанн Павел II. Знал 21 язык и 100 диалектов.
  4. Ким Пик. Простой, но в тоже время необычный житель Америки. Ким читал параллельно две страницы и тут же запоминал прочитанное.
  5. Фердинанд Маркос. Он запоминал, воспроизводил или пересказывал текст любой сложности и объема.
  6. Юлий Цезарь. Обладал отличной памятью на лица, знал всех солдат.
  7. Мэрил Хеннер. Еще одна обычная, но уникальная жительница Америки, которая детально помнила все свое детство.
  8. Мэри Элизабет Боузер. Легендарная разведчица, которая запоминала и в точности передавала всю выведанную информацию.

Суть методики

Суть методики в том, что учащийся устанавливает ассоциативную связь между не связанными, на первый взгляд, вещами. Чем ярче, смешнее, интереснее будет ассоциация, тем легче запомнить информацию. Когда в процесс запоминания включается творчество, он становится интересным и легким.

При помощи эйдетики можно не только научиться легко и быстро запоминать и воспроизводить информацию, но и развить:

  • речь,
  • образное мышление,
  • творческие способности,
  • фантазию,
  • уверенность в себе,
  • целеустремленность,
  • инициативность,
  • трудолюбие.

Также эйдетика способствует формированию положительной мотивации к учебе.

Какие курсы по эйдетике предлагает уникальная школа развития памяти и мышления в Киеве – «Шалений равлик»?

Мы обучаем детей с 5 лет, школьников, студентов, взрослых, иностранцев, а также пенсионеров! Персональная программа и индивидуальный подход позволяет Вам сконцентрировать все силы на достижение успеха. Только у нас! Если Вы живёте в другом городе, или Вам не подходит расписание групповых занятий, занимайтесь с тренером в удобное Вам время в режиме онлайн!

1. Эйдетика (первая ступень) + эйдетика на английском для иностранцев.

Игровая методика, которая подходит как детям, так и взрослым. Повышайте запоминаемость и концентрацию внимания с преподавателем высшей категории – Еленой Калачиковой. Также мы проводим курс эйдетики на английском для иностранцев.

2. Курс по скорочтению.

Читайте в три раза быстрее и открывайте для себя уникальный мир! Человеческий мозг способен на многое, научитесь технике быстрого чтения с нашими лучшими преподавателями.

3. Курс спортивного запоминания.

Экспресс-курс для настоящих спортсменов в запоминании! Станьте бодибилдерами в эйдетике с помощью интенсивного тренинга школы развития памяти и мышления «Шалений равлик».

4. Инструкторский курс по эйдетике.

Хотите обучать других и использовать методику на собственных уроках? С радостью ждём Вас на инструкторском курсе по эйдетике!

5. Курс интенсивной подготовки к ЗНО, сессии, экзаменам.

Во время подготовки к ЗНО, экзаменам или сессии необходима продуктивная работа мозга и полная концентрация на изучаемом материале. Тренинг по развитию памяти разработан для того, чтобы помочь школьникам и студентам преуспевать в обучении без стрессов и зазубривания.

6. Курс изучения иностранных языков.

С помощью эффективных игровых методик – эйдетике и мнемотехнике, Вы сможете запоминать иностранные слова и термины за считанные минуты! Изучайте английский, китайский, японский язык вместе с нами!

7. Курс актёрского мастерства.

Запомнить актёрский текст быстро – проще простого! Усовершенствуйте актёрское мастерство, повышайте самооценку и развивайте нестандартное мышление в школе «Шалений равлик».

Из-за физиологических процессов к пожилому возрасту, наша память ухудшается всего на 10%. Остальной минус мы получаем от неиспользования памяти в повседневной жизни.

Поэтому делаем выводы:

  • всё, что нужно запомнить – представляем;

  • представляем разнообразными цветными картинками, ассоциируем ярко и необычно.

Сила есть в каждом!

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей. Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Типология эйдетиков

Усилиями Э. Йеншема, а также его сотрудников О. Кро, Г. Фишера, и А. Рикеля разработана практическая классификация ступеней, которые дают оценочные суждения выраженности эйдетического запоминания.

Они такие:

  • Наличие послеобраза с естественными признаками, который зачастую характеризуется малой продолжительностью. Отличается различными искажениями в воспоминаниях, такими как: разный цвет одежды, иные слова и т.п.
  • Для создания образа, необходимо подкреплять его при помощи тех или иных техник визуализации. Послеобраз приобретает свойства зрительного объекта.
  • Отличается слабыми зрительными образами, необходимостью фиксации, а также отклонениями величин и форм выявленных объектов.
  • Характеризуется зрительными образами среднего или слабого характера. Сюда входят простые объекты, которые не нуждаются в фиксации. При попытке запомнить сложные предметы, проявляются только некоторые детали.
  • Полноценные ясные образы воссоздаются в сознании от объектов любого типа.
  • Зрительные образы видятся максимально ярко, с наличием всех деталей.

На базе теории классификации, психологами было предложено распределять людей, которые способны к фотографическому типу мышления, из-за чего в психологическую практику были введены термины «Т-тип» и «В-тип».

Если у первой группы, эйдетические переживания максимально стойкие и не исчезают со временем, то вторые способны к произвольным воспоминаниям и осознанному вмешательству в них.

Согласно психологу В. Йеншу, такие типы развиваются благодаря определенным видам мимики, особому развитию гормональной системы, а также наличию травм головы или любых других заболеваний, способных повлиять на нейрофизиологию мозга.

Что такое яркая образная память

Яркая образная память называется эйдетической. Она имеет эмоциональную природу. Данным видом запоминания обладают дошкольники. Они без труда могут описать понравившуюся игрушку товарища, когда ее уже нет в поле зрения, потому что яркий образ запечатлелся в мозгу и представляет для них интерес.

При рассказывании наизусть длинного стихотворения глаза школьников двигаются так, словно перед ними раскрыта книга с ним. Их мысленному взору действительно представляются страницы книги, где написано это стихотворение. Рассказывая его, они «видят» все рисунки, которые были на этом развороте книги.

Дети постепенно утрачивают способность к эйдетике при поступлении в школу. Осваивая другие способы запоминания, они реже обращаются к эйдетике. На смену ей приходит отвлеченное мышление.

Дополнительная информация. Эйдетическое запоминание основано на преимущественном зрительном восприятии. Оно полностью отвечает физиологическому развитию дошкольников, присущему им наглядно-образному мышлению. С момента поступления в школу у детей начинает активно развиваться словесно-логическое мышление, они учат определения, правила, строят умозаключения, поэтому эйдетика и зрительные образы уступают место практическим действиям, логике и ассоциативному запоминанию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: