Как научить ребенка быстрее читать

Если ребенок плохо читает

Симптомы и причины расстройства чтения и письма у детей

Конечно, у маленького ребенка выявить дислексию достаточно трудно. Нарушения проявляются, когда ребенок начинает готовиться к школе или уже ходит в первый класс.

Вот основные симптомы, указывающие на дислексию:

  • ребенок не может распознавать буквы, которые уже вроде как выучил;
  • при чтении меняет буквы в словах местами;
  • перескакивает со строчки на строчку;
  • больше угадывает, чем читает;
  • пишет зеркально;
  • не понимает, где лево, а где право;
  • не усваивает правила и допускает много ошибок в словах;
  • допускает ошибки даже при списывании;
  • витает в облаках на уроках и не понимает, о чем говорит учитель.

Но при этом проявление одного или двух признаков не говорит о том, что обязательно проявятся и другие. Тут все индивидуально. Но и в случае проявления одного из симптомов тоже расслабляться не стоит.

ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ:

Скорее всего, вы спрашиваете себя: «Почему это произошло именно с нами? Что могло привести к этим нарушениям?». Попробуем ответить на ваши вопросы. Но вам придется напрячься и вспомнить прошлое.

1. Наследственность

Вы можете этого и не знать. Но если хоть кто-то в вашем роду или роду супруга страдал дислексией, то это может передаваться по наследству даже через несколько поколений.

2. Проблемы во время беременности и родов

Тут самые различные варианты: инфекция во время беременности, отслойка плаценты, анемия, переношенная беременность, обвитие пуповиной во время родов и др. Как правило, последствия этих проблем проявляются спустя время.

3. Курение, употребление до или во время беременности алкоголя или наркотиков

Все знают, что беременность желательно планировать. И все знают, что как минимум за полгода до зачатия нужно отказаться от всех вредных привычек и пройти полное медицинское обследование. Но все ли так делают? Конечно, нет! На то у каждого свои причины. Но в любом случае за ошибки родителей потом расплачиваются дети.

4. Проблемы и заболевания у ребенка в первые годы жизни

Тут тоже причины разные: сотрясение мозга, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания (краснуха, скарлатина, ветрянка, коклюш, полиомиелит, корь) и нейроинфекции (энцефалиты, опоясывающий лишай, менингиты, ботулизм, нейросифилис).

Конечно, обнаружение причины дислексии у ребенка ситуацию не исправит, но хотя бы вы перестанете терзаться вопросом «Почему?». Теперь перейдем к практике.

Полезные советы

Способов приучить ребенка к чтению много, выберите один или несколько сразу. Памятка с рекомендациями поможет не запутаться.

Проанализируйте интересы детей. Если сын читает комиксы один за другим, а толстые книги наводят на него ужас, купите красочную книгу с небольшими текстами. Не заставляйте сразу читать больше, чем он привык. Увеличивайте объемы текста постепенно.
Не заставляйте читать книгу, которая, по вашему мнению, обязана быть ему интересной. У ребенка могут быть свои предпочтения. Дайте ему такую литературу, которая не оставит равнодушным.

Найдите в книге что-то необычное. Разберите сюжет произведения, заденьте чувства малыша за живое, заинтересуйте по-настоящему.
Подбирайте литературу по возрасту. В 3–5 лет читайте сказки, в 6–10 познавательные энциклопедии, в подростковом возрасте положите на детскую полку книги о межличностных отношениях.
Используйте читательский дневник. В нем нужно писать название произведения, имена героев, свои впечатления от книг. Это своеобразная доска достижений

Обязательно хвалите ребенка за труд, обращайте внимание на сделанные записи, подчеркивайте, что он теперь так много знает.
Ставить условия и принуждать силой нельзя. Под запретом такие фразы: «Не пойдешь гулять, пока не прочтешь…», «Будешь наказан, если не сядешь за стол с книгой…» Угрозы порождают протест

Ультиматумами любви к чтению добиться невозможно.
Маленькому ребенку, дошкольнику не дочитывайте сказку до конца. Предложите узнать концовку самому. Делайте так чаще, и ребенок постепенно приучится читать.
Правильно подавайте книгу. Не нужно класть сборник на стол и нравоучительно сообщать, что он должен быть прочитан к концу следующей недели. Оставьте его на видном месте. Хитро сообщите, что купили очень интересный экземпляр популярной среди подростков или первоклассников книги, если хочешь, прочитай. Рано или поздно ребенок заинтересуется.
Выбирайте сборники вместе, обращайте внимание на художественное оформление издания. Маленьким детям прочитывать книгу без картинок скучно, а подросткам иллюстрации важны для понимания содержания, особенно если это фэнтези, научная энциклопедия.

Еще один интересный вариант приучения к чтению подойдет общительным семьям. Заинтересуйте литературой друзей подростка. Создайте домашний клуб книголюбов. Приглашайте школьников в гости 1–2 раза в неделю, обеспечьте их хорошей библиотекой, подталкивайте к выбору произведений обсуждением литературных новинок.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Итак, что же это такое и почему ребенок медленно читает?

Имеет ли значение скорость? И да, и нет.

Для начала стоит попытаться объяснить, почему и когда скорость чтения имеет значение.

Когда дети впервые учатся читать, они учатся распознавать, а затем присваивать звуки буквам. Эти буквы становятся словами, которые сначала расшифровываются медленно, а затем, после практики, распознаются и читаются уже автоматически и более точно.

Когда мозг не сосредоточен на расшифровке слов, он освобождается чтобы сосредоточиться на понимании. Вот почему учителя чтения, особенно в начальных классах обеспокоены беглостью чтения ребенка, которая представляет собой сочетание скорости, точности и выразительности.

Обратите внимание, что скорость не является и никогда не должна быть единственным фактором. Тем не менее, исследования показали, что развитие беглости речи у ребенка в начальных классах является фактором к развитию и понимания

Если один из учеников шестого класса читает 92 правильных слова в минуту, вместо среднего показателя в 140, то сто вызывает беспокойство, особенно если он делает паузу, чтобы мысленно или устно расшифровать много слов и/или неправильно произносит слова. Ведь такой темп чтения является средним показателем для второклассника, но никак не для ученика шестого класса.

Это признак того, что его следует дополнительно протестировать для определения уровня словарного запаса и понимания. И может потребуется вмешательство для заполнения некоторых пробелов

Обратите внимание, что не стоит основывать рекомендации только на оценках беглости. Если требуется вмешательство, а прогресс не достигнут, учащемуся может потребоваться дополнительный тест на предмет нарушения чтения

Так что, да, скорость чтения имеет значение, но…

После многих лет преподавания и исходя из моего собственного опыта, я могу сказать, что меня меньше беспокоит ученик, который читает медленно, но точно и понимает прочитанное, чем ребенок, который читает быстро и неточно или быстро и точно, но не понимает материал. У меня было много студентов, которые умели красиво читать вслух, но не могли ответить на вопросы по тексту.

Понимание причин, почему ребенок медленно читает — это ключ. И цель тоже играет свою роль.

Когда вы читаете внимательно и глубоко, вы замедляетесь. Пример: короткое стихотворение, прочитанное в академических целях, займет гораздо больше времени на чтение и анализ, чем модный журнал, который читается для удовольствия.

Когда вы впервые читаете что-то незнакомое, вы замедляете ваш ритм чтения

Пример: когда я читаю научные статьи о мозге для моей сертификации по чтению, я читаю медленно и вдумчиво с маркером в руке, нахмурив брови, потому что это является новой и важной для меня информацией. Когда же я читаю в очередной раз роман «Трое в лодке, не считая собаки», я пролистываю его с улыбкой на лице, кивая на знакомые места, удивляясь тому, что заметила кое-что новое

Если у вас есть ребенок, который медленно и неточно читает, то я предлагаю читать дома и в школе, чтобы улучшить распознавание слов, скорость и понимание.

Если же у вас есть ребенок, который быстро читает, но не до конца понимает прочитанного, то я предлагаю поработать с его учителем, чтобы практиковать стратегии понимания дома. Кроме того, предложите ему замедляться и даже останавливать, чтобы делать заметки, обсуждать прочитанное или неофициально отвечать на вопросы.

Это не должно быть похоже на рутинную работу. Достаточно заметки в конце каждой главы об основных событиях, реакции, вопросе или личной связи. Такие вопросы, как “Что вы сейчас читаете в школе? Какая твоя любимая часть до сих пор? Главный герой вообще похож на тебя?”

Вы также могли бы читать одну и ту же книгу вместе. Это был бы отличный способ моделировать хорошее чтение, свой мыслительный процесс и вести литературные беседы с вашим ребенком!

Если у вас есть ребенок, который читает медленно, но точно, я предлагаю ослабить давление, чтобы стать быстрее (если в этом имеется необходимость), и поощрять его к самостоятельному, глубокому и широкому чтению.

Регулярное самостоятельное чтение должно быть частью жизни каждого ребенка. Это естественным образом увеличит словарный запас, понимание и скорость с течением времени.

Другие советы:

И, пожалуй, это самое главное — поощряйте любовь к чтению. Часто дети увлекаются определенной книгой, и они находят именно ту, которая для них смешна, трогательна или близка по смыслу и сюжету. И именно тогда начинают происходить волшебные вещи – благодаря тому, что у детей возникает естественный интерес к книге, они становятся читателями и учениками на всю жизнь, читая самые разнообразные тексты в своем собственном темпе.

Post Views: 249

Проблемы с чтением — как помочь ребенку?

Понаблюдайте за ребенком, есть ли регресс или наоборот, медленное, но улучшение. Плавное становление техники, хороший знак того, что ребенок скорее здоров, чем болен. Ухудшения, даже незначительные — повод обратиться к врачу для постановки точного диагноза.

Чтобы ускорить медленное чтение у здорового школьника начальных классов, достаточно ежедневно проводить специальное занятие по 10 — 15 минут.

Педагогическая терапия не только решает данную проблему, но и улучшает другие важные составляющие, например, зрительную память, концентрацию внимания. Также она мотивирует к обучению, положительно влияет на восприятие информации. Упражнения, которые помогут:

  1. Деление слов на слоги
  2. Чтение слогов изображенных на бумаге и экране c чередованием размера шрифта — от меньшего к большему и наоборот
  3. Чтение слогов из 3 — 4 -х букв на время
  4. Разбор длинных слов, а затем, чтение вместе с родителем
  5. Чтение слов только с определенной буквой или слогом
  6. Пересказ информации
  7. Сочинение собственных коротких произведение и их запись
  8. Поиск букв, слов родного языка среди иностранного
  9. Знакомство со стихами, подбор рифмы
  10. Неспешное чтение текста по ролям с выделением интонации героев
  11. Ежедневное изучение длинных слов в течение 15 минут
  12. Ответы на вопросы взрослого, после прослушивания текста.

Кроме перечисленного вы можете приобрести книги, составленные для данной цели, обратиться к учителю с просьбой позаниматься с ребенком или нанять репетитора.

Во время занятий важно учитывать настроение ученика, если он не желает заниматься, результат будет минимальным. Включите воображение, упражнения в виде веселой игры или с подвижными элементами, значительно улучшат стремление научиться читать также быстро, как сверстники в школе

http://rastishka.by/articles/rebenok-chitaet-medlenno/http://www.maam.ru/detskijsad/disleksija-ili-pochemu-reb-nok-ploho-chitaet.htmlhttp://maminmayak.ru/rebenok-ploho-chitaet-prichinyi-trudnostey-kak-eto-ispravit/

Какие советы использовать родителям?

Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.

Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.

  1. Необходимо убедиться, что ребенок знает все буквы, но не по азбуке или кубикам, где рисунок может натолкнуть на нужный ответ, а в тексте. Для этого, например, можно предложить ребенку игру, в которой нужно найти и вычеркнуть все знакомые буквы, а незнакомые – обвести в кружок.
  2. Нужно чаще читать, но книги должны отвечать определенным требованиям
    • крупный шрифт
    • интересная тема
    • преимущественно короткие фразы: чем они короче, тем проще будет их понять (предложения, состоящие из 5 и более слов следует читать вместе с ребенком)
    • отсутствие устаревших слов, что характерно, например, для классических произведений.
  1. Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Скоростное чтение – совсем не показатель понимания прочитанного. Чаще переспрашивайте, уточняйте сюжет, просите напомнить содержание предыдущей строчки. Так вы будете стимулировать его к осознанному вдумчивому чтению, а заодно сможете контролировать, насколько глубоко усваивается им текст.
  2. Позвольте ребенку читать так, как ему удобнее. Если нужно, пусть водит пальцем по фразе или подкладывает под строчку линейку.
  3. Заведите забавную привычку общаться дома с помощью коротеньких записок. Оставьте ребенку письменное послание с описанием того, где именно лежит его любимое лакомство или новая игрушка. Конечно же, буквы должны быть крупными и разборчивыми.
  4. Выучивая наизусть стихи, обязательно уточняйте, понял ли их ребенок, разъясняйте значение сложных или редко употребляемых слов. В данной ситуации важна не зубрежка, а осмысление произведения.
  5. Работая над сказками и рассказами, обсуждайте главных героев, их поступки и мотивы, которые ими руководили.
  6. Контролируйте физический тонус ребенка. Гуляйте на свежем воздухе, активно обсуждайте то, что видите на прогулке, поощряйте разговорную активность ребенка. Это будет способствовать общему развитию речи и обогащению словарного запаса, что не будет лишним при устранении проблем с чтением и пониманием материала.
  7. Помогая детям выполнять домашнее задание, просмотрите тексты, которые предназначены для работы в школе на следующий день. Найдите сложные и длинные слова, обсудите их значение. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее на уроке и немного сгладит остроту проблемы.

Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.

7 игровых упражнений, которые научат ребенка понимать прочитанное

Для примера возьмем отрывок из сказки и покажем на нем все упражнения. Вы же можете выбирать для каждого упражнения разные отрывки из любимых сказок ребенка.

Чтобы не портить книги и не набирать текст, найдите электронную версию сказки, выберите любой отрывок и распечатайте его.

Текст, на котором мы будем демонстрировать наши упражнения, возьмем из детской книги, которую рекомендовала мама нашей ученицы Елена.

Отрывок из книги «Котенок Шмяк», автор Робин Скоттон

1. Визуализируем текст

Картинки помогают включить в работу оба полушария мозга ребенка, благодаря чему ему легче понять и запомнить смысл прочитанного. Визуализировать текст можно при помощи самодельных мнемотаблиц. Ниже приведем пример, а как их правильно делать читайте здесь.

2. Составляем текст из частей

Возьмите распечатанный текст и попросите ребенка прочитать один-два раза. Затем разрежьте текст по абзацам, перемешайте и попросите его восстановить текст, последовательно складывая части.

3. Играем в учителя

Возьмите распечатанный текст и предложите ребенку вычеркнуть из него слова таким образом, чтобы не потерялся основной смысл.

4. Тренируем логику и учимся анализировать прочитанное

Предлагаем вам с ребенком порешать текстовые логические задачи. Помните знаменитую советскую загадку «А, И, Б сидели на трубе. А – упала, Б – пропала. Кто остался на трубе?» Ответ – И осталась на трубе.

Это очень простая и интересная загадка для дошкольников, которая хорошо демонстрирует детям огромные возможности русского языка.

Ниже еще примеры задачек для тренировки.

А также мы рекомендуем развивать логическое мышление у ребенка, используя наши простые идеи для создания игр из предметов, которые есть у вас дома.

5. Анализируем текст с помощью вопросов

Хороший способ помочь ребенку выстроить смысловую цепочку – это задавать вопросы по тексту:

  • Кто главный герой?
  • Что с ним происходит?
  • Как думаешь, почему это с ним происходит? Почему он оказался в такой ситуации?
  • Чему эта ситуация учит его?
  • А как бы ты поступил в этой ситуации?
  • Давай представим, что могло быть, если бы он поступил по-другому?

Подобные вопросы помогут ребенку уловить смысл, выделить главную мысль и легко пересказать прочитанное.

Подведем итоги!

Умение ребенка работать с текстом напрямую влияет на успеваемость в учебе. Начинайте заниматься как можно раньше. Используя наши упражнения, вы научите ребенка логично мыслить и правильно воспринимать текстовую информацию. Это те базовые навыки, которые позволят стать вдумчивым читателем и будут помогать развиваться вашему ребенку на протяжении всей жизни.

Как определить, что у вашего ребенка дислексия? Помощь специалистов

Нейропсихологический анализ механизма ошибок при чтении позволяет выявить первичный фактор несформированности той или иной зоны мозга с учетом всего симптомокомплекса особенностей чтения. Например, угадывающее чтение — это субъективное привнесение смысла в процесс чтения, нарушение смыслового прогнозирования, контролируемого целостным восприятием. Механизм этих трудностей при чтении связан с регуляторными дефектами и с несформированностью холистической (целостной) стратегии чтения. Если при диагностике выявлены трудности фонематического или зрительного анализа, то, соответственно, можно говорить о недоразвитии совершенно других механизмов работы мозга. Таким образом, коррекционно-развивающий процесс будет направлен на формирование и развитие определенного нейропсихологического фактора.

Необходимо также отличать нейропсихологические механизмы дислексии, связанные с несформированностью определенных компонентов психической функции от таких нейроофтальмологических патологий, как нарушение движений глаз или бинокулярного зрения.

Домашние упражнения при дислексии

С ребенком, испытывающим трудности при чтении, полезно отрабатывать следующие упражнения.

Попросите четко прочитать слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Распределите их по столбикам, попросите прочитать столбик сверху вниз, затем снизу вверх и т.д. Или четко и ясно читать слоги парами — «ар-ра», «ул — лу», «кро — орк» и т.д.

Попросите ребенка закрыть глаза, возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенок должен ее «опознать».

Привлеките ребенка к «творческому» созданию букв: предложите дописать букву по пунктирным линиям, переделать ее, переставив элементы: «Что нужно сделать, чтобы из Л получилась И? Из Щ — Ц, из П — Г?»

Выложите перед ребенком ряд из 3-4 букв и попросите запомнить их последовательность. Ребенок закрывает глаза, а вы одну букву убираете или меняете буквы местами, или добавляете еще одну букву. Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести первоначальный вариант. Можно выкладывать короткие слова, затем переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово восстановить.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ЛА, МА, КУ, ДА», попросите назвать лишний слог и объяснить свой выбор. В данном случае это «КУ», так как остальные слоги с гласной А.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ТА, НА, РА, СА». Произнесите слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен найти и прочитать конец слова. Например, «воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».

Из перепутанных слогов попросите составить слово: КА-МУ (МУ-КА).

Почему у ребенка развивается дислексия?

Данное нарушение чаще всего диагностируется у младших школьников, когда происходит активное овладение письменной речью. Оно обусловлено неправильным функционированием некоторых участков головного мозга.

Логопеды центра развития «Каркуша» выделяют следующие причины возникновения дислексии:

  • тяжелая беременность, сложные роды;
  • внутриутробные инфекции;
  • наследственность;
  • поражения ЦНС;
  • перенесенные травмы и инфекции головного мозга;
  • общее недоразвитие речи, задержка психического развития.

В первом классе определить дислексию невозможно, поскольку ребенок только начинает овладевать чтением и письмом, и ошибки на данном этапе совершенно естественны.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

Эта разновидность проблем не связана с объективными причинами, а носит сугубо субъективный окрас:

  • страх неясной этиологии, как говорят специалисты, момент возникновения которого установить сложно;
  • невроз, связанный с действиями родителя или педагога, обучавшего ребёнка чтению;
  • перегруз, физический, эмоциональный, интеллектуальный (когда ребёнок занят с утра до ночи в школе, на кружках, на дополнительных занятиях на курсах или с репетиторами);
  • внутрисемейные отношения (конфликты между родителями или с другими родственниками, с самим ребёнком и пр.)

Всё это может вызывать серьёзные отклонения в читательских навыках.

Проявления:

отсутствие интереса к чтению и коррекционным занятиям (состояние вялое, апатичное);
речь тихая/неуверенная;
неуравновешенность в проявлении реакций (резкие перепады настроения, склонность пасовать перед сложными заданиями, перед чтением в принципе, нередки агрессия или плаксивость, как защитные реакции);
повышенная утомляемость (ребёнок с энтузиазмом приступает к выполнению заданий, но быстро сникает);
рассеянное внимание (ребёнок часто отвлекается, забывает то, о чём только что прочёл)

Такие причины откорректировать уже легче и быстрее, но опять же не без помощи узконаправленного специалиста, как-то: психолога

Методика улучшения запоминания

Выводы

  1. Сделайте акцент в обучении на процесс. Настройтесь, что обучение чтению может занять время.
    Пусть другие родители хвалятся, «как их ребенок быстро научился читать», а у вас другая задача – научиться понимать своего ребенка,
    заметить его сильные и слабые стороны.
    Получить совместное удовольствие от освоения этого первого сложного учебного навыка (ребенок учится читать, а вы учитесь учить ребенка).
    Главное, каждый раз, усаживаясь заниматься, вспоминайте: вы не учите ребенка читать, вы учите его любить чтение.
    От этой простой установки все, что вы делаете, изменится.
  2. Наберитесь терпения. Поддерживайте ребенка. Вместо акцента на том, что научиться читать легко, сделайте акцент на том,
    что верите и не сомневаетесь, что он научится читать. Радуйтесь каждому достижению.
  3. Выбирайте методику обучения чтению, а также степень игровой подачи материала в соответствии с возрастом ребенка.
    Если что-то не получается – делайте перерыв в занятиях и пробуйте другие способы.

Ребёнка важно не только научить читать, но и привить ему любовь к чтению. В видео автор проекта об образовании и воспитании детей Надежда Папудогло рассказывает о том, как не отбить у ребенка любовь к книгам и как помочь ему полюбить чтение

Во всех непонятных случаях, вам поможет игра для обучения чтению ЧИТАНИЯ , которое было создано, чтобы ребенок играл и учился читать сам,
с интересом и желанием продвигаясь вперед.

Успешных вам учебных практик с детьми!

Наталья Соснина

Соавтор и методист обучающего приложения «Читания». С 2016 года совместно с мужем и детьми разрабатывают игру, чтобы сделать обучение чтению интересным и понятным. В основе приложения лежит методика складового чтения Н.А. Зайцева. Свободное время любит проводить с семьёй и путешествовать.

Подробнее о Наталье в VK, Instagram и YouTube-канале «Читания».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: