Реабилитация аутизма

Узнайте обо всех преимуществах иппотерапии

Лечение аутизма

Ученые давно обнаружили, что дети-аутисты воспринимают наш с вами окружающий мир, как бесконечную «войну», где постоянно что-то дребезжит, свистит, орет, двигается. Поэтому они затыкают уши, закрывают глаза, прячутся по углам и уходят глубоко в себя. Цель специалистов, работающих с аутистами, научить их коммуницировать с внешним миром. Здесь все средства хороши. Одно из эффективных, как было подмечено психотерапевтами, – иппотерапия. Лошадь – животное очень восприимчивое, достаточно сдержанное и способное эффективно взаимодействовать с людьми. Общение с животным отлично корректирует психику ребенка с РАС. Посадка на лошадь, удержание позы, движения тела во время езды требуют концентрации внимания, что развивает возможности аутенка адекватно реагировать на внешние раздражители. Управление скакуном для аутиста тоже своеобразный способ научиться общаться с внешним миром. Ведь он должен уметь отдавать команды, чувствовать и понимать ответные реакции лошади, подстраивать свое поведение под ее реакции. Такая цепочка обратной связи и полноценной коммуникации помогает при социальной адаптации больных детей.

Еще одним неоспоримым достоинством иппотерапии в сравнении с другими средствами является тот факт, что ребенок-аутист, привыкший совершать бессмысленные ритуальные движения каждый день, во время верховой езды совершает те же ритуалы, но уже более осознанно и с определенной целью. Ведь необходимо двигаться в унисон с лошадью, иначе рискуешь свалиться с нее. Такие целенаправленные движения отлично развивают контроль за моторикой, что также является положительным моментом в плане речевого развития. Многие аутисты привыкли общаться жестами, поэтому овладение искусством верховой езды, где также приходится управлять животным с помощью жестов, как нельзя лучше помогает детям чувствовать себя в своей тарелке, а значит, лучше контактировать с миром. К тому же, общение с таким милым животным как лошадь вызывает бурю положительных эмоций, благоприятных для больной психики.

Конечно, занятия иппотерапией должны проходить под наблюдением специалистов: психотерапевт прописывает данное лечение, обученный коневод следит за самой ездой, корректирует, направляет, корригирует процесс. Многие родители опасаются, что верховая езда для ребенка-аутиста небезопасна: лошадь может взбрыкнуть, наездник упадет, получит травму или животное напугает своими резкими движениями, ребенок не сможет ей управлять. Поездка на лошади очень похожа на гимнастические упражнения и не приносит никакого вреда. К тому же лошадей для иппотерапии подбирают самых смирных, несклонных к резким движениям, а опытный инструктор не спеша ведет лошадь под уздцы, что напоминает медленную прогулку на трехколесном велосипеде. Обычно для данного вида терапии используют старых лошадей, отслуживших свой срок на ипподромах и уже неспособных к гонкам. Поэтому опасаться нечего, занятия всегда проводятся под присмотром психотерапевта. В Красноярске имеется «Центр Иппотерапии», где практикуются занятия с детьми от 4 лет.

Как общение с лошадьми помогает при лечении психических расстройств

Иппотерапия – одно из основных направлений пет-терапии. Эта методика основана на взаимодействии лошади и больного. Она не требует активного участия пациента, упор делается на близком контакте с животными. Терапия подходит как детям, так и взрослым.

О пользе верховой езды говорил еще Гиппократ, но в эпоху индустриализации методику незаслуженно забыли. Ее возрождение пришлось на конец XX в. Иппотерапия активно применяется во многих клиниках США и Европы. Основное распространение методика получила при терапии соматических заболеваний, но также была доказана ее высокая результативность при лечении психических отклонений. 

В клинике Rehab Family иппотерапия применяется в комплексном лечении таких патологий, как:

  • физическая и психосоциальная адаптация;
  • отклонение в умственном развитии разной этиологии;
  • девиантное поведение;
  • невроз;
  • депрессия;
  • задержка моторного развития;
  • алкогольная и наркотическая зависимости (в качестве одного из реабилитационных методов);
  • психические отклонения (шизофрения, расстройство поведения и т.д.).

Суть методики заключается в тактильном взаимодействии с животным, которое приносит физическое тепло от контакта, что благотворно влияет на психику пациента. 

Общение с лошадьми не только доставляет удовольствие, но и избавляет от стресса. Процесс подготовки животного заряжает пациента положительной энергетикой, улучшает настроение. Лошадиная терапия помогает подтянуть физическую форму, избавиться от нарушений координации. Езда на неоседланном животном позволяют чувствовать его движения, возникает контакт между наездником и конем, что дает возможность осознать собственные эмоции и лучше узнать себя. 

Верховая езда положительно воздействует на физическое и психическое здоровье пациента.

Стимулируется развитие мелкой моторики и тренируются мышцы

Развивается и ряд психологических процессов, например, внимание и мышление (наезднику необходимо следить за положением тела, управлять животным и одновременно прокладывать маршрут). Занятия с лошадьми способствуют социализации больного и улучшению его коммуникативных функций

Также тренировки успокаивают пациента и повышают уровень стрессоустойчивости. 

Есть ряд противопоказаний, при которых лечение иппотерапией запрещено. Например, гемофилия, эпилепсия или любая патология в острой стадии. Иппотренер, помимо наличия диплома в данной области, должен обладать знаниями в сфере психологии и медицины. Есть несколько требований к коням. Они должны иметь определенный уровень подготовки, быть спокойными. К тому же животное должно иметь хорошее физическое и психическое здоровье.

Лечебные эффекты

Эффективность иппотерапии доказана давно и подкреплена результатами, полученными в ходе лечения. Конечно, в сложных случаях нужно заниматься годами, а это большой труд. Но это того стоит. Некоторым пациентам достаточно нескольких занятий, и можно заметить видимые изменения, однако это встречается редко.

Встречаются очень тяжелые случаи заболеваний у детей-инвалидов. Например, известно, что тонус в мышцах у детей, больных ДЦП, настолько сильный, что прощупать их иногда не удается и опытному врачу или массажисту.

Благодаря занятиям улучшается общее физическое состояние пациента, снимаются спазмы, улучшается координация движений. Ребенок лучше ориентируется в пространстве. Ну и психологический фактор играет важную роль — появляется уверенность в своих силах.

Что касается детей-аутистов, то здесь занятия иппотерапией несут только психологическую нагрузку. Эффект от занятий иногда заметен сразу. Дело в том, что ребенок и лошадь очень тесно взаимодействуют. Это может напоминать ему дружбу.

Занятия с лошадью помогут скорректировать осанку. Если степень заболевания невысокая, все изменения позвоночника обратимы. Даже спустя некоторое время после занятий иппотерапией остается рефлекс выпрямления спины, его нужно просто поддерживать.

За границей иппотерапию начали использовать раньше, и список заболеваний, подвластных этому методу лечения, у них несколько больше. Так, например, помимо выше перечисленных проблем, с помощью иппотерапии лечат еще ожирение и целлюлит. Инструктор разрабатывает специальный комплекс упражнений на лошади, чтобы пациент мог справиться с лишним весом.

Лошадь — животное очень умное, обладающее феноменальной памятью. Она запоминает привычки человека, его походку, жесты, мимику, очень хорошо чувствует эмоциональное состояние человека и улавливает его настроение и интонацию. Несмотря на свои размеры, лошадь полностью предсказуема для человека. Именно это является залогом успеха при лечении. Человек очень легко идет с лошадью на контакт и полностью ей доверяет.

История появления иппотерапии

Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на больных соматическими, психическими заболеваниями, реконвалесцентов после травм. Она может применяться при сердечных, желудочно-кишечных и еще множестве других заболеваний и отклонений в состоянии здоровья.

С древнейших времен известно благотворное влияние на здоровье человека езды и общения с лошадьми. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом.

В современной Европе Лечебная Верховая Езда (ЛВЕ) стала развиваться в последние 30 – 40 лет: сначала в Скандинавских странах, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Великобритании, Польше и др.

Центры по ЛВЕ стали открываться во многих странах. Так, в США работает более 1000, а в Великобритании — около 700 групп иппотерапии, в которых оздоравливаются более 26000 человек с самой разнообразной патологией. В Польше работают около 60 подобных центров.

В России практика использования иппотерапии началась с открытия в 1991 году в Москве Детского Экологического Центра (ДЭЦ) «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых и в других реабилитационных центрах.

Толчком к распространению ЛВЕ в странах Северной Европы, а потом и в других странах мира послужила история датчанки Лиз Хартел. Лиз была спортсменкой. Она занималась конным спортом, пока однажды не заболела полиомиелитом (случай довольно редкий для взрослого человека). Болезнь приковала Лиз к инвалидной коляске. Спортсменка уже не надеялась когда нибудь сесть на лошадь. В итоге, через несколько месяцев занятий верховой ездой Лиз Хартел выздоровела и снова стала заниматься конным спортом и, в результате, на соревнованиях по выездке во время Олимпийских игр в Хельсинки завоевала серебряную медаль.

В настоящее время в 45 странах мира действуют центры ЛВЕ — самостоятельные или при клубах верховой езды, выделяющих небольшие манежи и лошадей для занятий с инвалидами. Основные задачи ЛВЕ

Отличительной чертой ЛВЕ является высокая эффективность и уникальность реабилитационно-абилитационного воздействия на физическую и психическую сферу ребенка.

Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:

* противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;

* развивать физическую активность больного;

* способствовать восстановлению нарушенных функций;

* улучшать или восстанавливать утраченные навыки;

* обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.

Специалисты ДЭЦ считают, что ЛВЕ особенно эффективна в детской реабилитационной практике, в частности в работе с детьми, страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата и психосоциального статуса. Основные условия для занятий ЛВЕ

Применение иппотерапии требует соблюдения следующих обязательных условий:

* врачебный контроль над адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;

* последовательное наращивание физической активности больного;

* применение патогенетически обоснованного комплекса методов ЛФК – ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа и др.;

* активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе;

* рациональное сочетание ЛФК и других методов комплексной реабилитации (медикаментозных, психотерапевтических, педагогических и др.).

Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия ЛВЕ от других форм ЛФК не исчерпываются.

Суть иппотерапии

  • Езда дает хорошо физическую нагрузку всем группам мышц, побуждая их к попеременного сокращения и расслабления.
  • Постепенно происходит улучшение или и восстановление утраченных навыков с нарушенными функциями.
  • Развивается координация, равновесие, улучшается физическая форма.
  • Занятия побуждают к достижению эмоциональной гармонии.

Иппотерапия оказывает лечебный эффект не только от езды на лошади, но и благодаря непосредственному контакту и общению с животным, а также от ухода за ней. Такой комплекс помогает устранить стрессовое состояние, избавиться напряжения, чувство страха или тревоги. Иппотерапевтические занятия помогают развить такие личностные качества как внимательность, чуткость, скорость реакции, преодоление страхов, обретение уверенности, лишение агрессивности, возбудимости и замкнутости.

Положительные влияние на организм:

  • Активирует двигательную активность, поскольку задействует все группы мышц, в том числе и пораженные болезнью, постепенно приучает больного к физическим нагрузкам.
  • Восстанавливает утраченные навыки и нарушенные функции, а также способствует выработке новых.
  • Улучшает координацию движений, а при гиперкинезах (в частности при ДЦП, болезни Паркинсона и им подобным) уменьшает наличие и амплитуду непроизвольных движений.
  • Улучшает кровообращение, ведь температура тела лошади на 1-2 градуса выше, чем у человека.
  • Осуществляет уникальный микромассаж конечностей всадника — мышцы пассивно сокращаются том, что они прижимаются к лошади, который двигается.
  • Способствует улучшению работы нервной и эндокринной систем, что в свою очередь положительно влияет на работу внутренних органов.
  • Способствует психологической и социальной адаптации больного, помогая преодолеть страх, неуверенность, положительно влияет на мотивацию и волю, избавляя от чувства неполноценности, беспомощности и ряда психологический комплексов.
  • Удовлетворяет психоэмоциональную потребность в контакте и привязанности к домашним животным, тренирует волевые процессы и навыки общения не только с животным, но и с людьми.
  • Пребывание на свежем воздухе и контакт с природой имеют известный общеоздоровительный эффект.

При езде на лошади мышцы спины животного осуществляют трехмерные движения, тем самым массируют мышцы ног — внутреннюю сторону бедер, икроножные мышцы, суставы ступни, паховой участок. Всадник, пытаясь сидеть на коне надежно и удобно, вынужден плотнее прижимать ноги к лошади, увеличивает силу воздействия на его мышцы.

В процесс езды включаются все основные группы мышц. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку всадник-больной, двигаясь вместе с лошадью, инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть, побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая прилагаемых к этому усилий.

При сильном спастическом сведении ног, больные, чаще всего — дети, часто не в состоянии сесть на лошадь глубоко, поэтому занятия начинают полулежа, отклонив тело назад и разместив ноги ближе к шее коня. Такое положение удобно для ног, но не удобное для ребенка в целом. Постепенно ребенок стремится сесть прямо, поскольку только в этом положении сможет самостоятельно держаться на коне, и ей приходится опускать ноги ниже. Больной, самостоятельно изменяя свое положение и постепенно выпрямляясь, стремится сесть глубже, что является одним из важнейших принципов иппотерапии как метода физической реабилитации детей с ограниченными возможностями. Ребенок сам стремится преодолеть недуг и видит результат своей борьбы: становится удобнее сидеть, появляется возможность управлять лошадью. Во время движения лошади туловище вершинка выполняет те же движения, что и при ходьбе.

Кроме массажа ног и сильной внутренней мотивации к занятиям, существуют еще два фактора, которые способствуют уменьшению спастичности. Во-первых, это тепло тела лошади. Во-вторых — отсутствие внутреннего напряжения, которая иногда наблюдается у ребенка во время лечебного массажа, когда нагрузка на мышцы зависит от массажиста. На кону ребенок выбирает нагрузку самостоятельно: она совершенствуется медленно, плавно и постоянно.

Одновременно с расслаблением ног происходит также и укрепления мышц спины и их гармонизация. Для сохранения равновесия на коне необходима прямая посадка, наклон в любую сторону ведет к сползанию. Таким образом, при движении слаборазвитые мышцы формируются и укрепляются а сокращены — расслабляются.

Развитие иппотерапии

Иппотерапия (от др. — греч. Конь) — метод оздоровления посредством лечебной верховой езды.

Концепция иппотерапии находит свое самое раннее письменное упоминание со времен Древней Греции в трудах Гиппократа. В середине XVIII века энциклопедист Дени Дидро в своем трактате О верховой езде и ее значении для сохранения и восстановления здоровья писал: Среди физических упражнений верховая езда занимает первое место. С ее помощью многие болезни. можно вылечить, но также можно предотвратить их, как только они появятся. Но только в конце 19 века началось научное изучение влияния верховой езды на человеческий организм и ее целенаправленное использование в лечебных целях..   

Однако иппотерапия как формализованная дисциплина не развивалась до 1960 года, когда ее начали использовать в Германии, Австрии и Швейцарии в качестве дополнения к традиционной физиотерапии. В Германии иппотерапия начиналась с лечения с участием физиотерапевта, специально обученной лошади и конюха. Теория физиотерапии претворялась в жизнь: физиотерапевт давал инструкции коневоду. Движения лошади были тщательно отрегулированы таким образом, чтобы они оказывали лечебное воздействие на нервно-мышечные импульсы в теле всадника.   

Первая стандартизированная программа иппотерапии была сформулирована в конце 1980-х годов группой канадских и американских терапевтов, которые приехали в Германию, чтобы передать знания о новом методе в Северную Америку. Этот метод был формализован в США в 1992 году с созданием Американской ассоциации иппотерапии (AHA). 

В России иппотерапию начали практиковать в 1991 году в Москве. Сегодня по всей стране действует более восьмидесяти центров иппотерапии. Первый центр в Санкт-Петербурге — конно-оздоровительный комплекс Солнечный остров — начал работу в 1996 году. Также центры бегемотов открыты в Воронеже, Красноярске, Ярославле, Пензе, Самаре, Волгограде, Ханты-Мансийске и других городах. На Западе и в некоторых странах СНГ иппотерапия является официально признанным видом медицинской реабилитации наряду с лечебной физкультурой. Однако в России он пока не имеет официального статуса. Поэтому центры иппотерапии должны поддерживать свое существование самостоятельно.      

Владислав Самарский, вице-президент Российской национальной федерации конного спорта и конного спорта на колясках, руководитель конно-оздоровительного центра Солнечный остров, отмечает: Некоторые центры живут на гранты или государственную поддержку, но в основном это средства родителей или благотворительные пожертвования.. Кроме того, для финансирования благотворительных программ в нашем Центре проводятся занятия для здоровых детей и взрослых — уроки верховой езды, детские туристические лагеря, экскурсии.  Реализация благотворительных программ в таких организациях, как Солнечный остров немыслима без волонтеров. При этом от волонтера требуется лишь активное желание помогать в конной деятельности и отдыхе, а остальное будет обучать. Взамен, у него будет возможность приобрести навыки ухода за лошадью, верховой езды и общения с этими благородными животными, а также получить радость от возможности помогать другим.    

Двигательное поведение ребенка на лошади

Двигательное поведение ребенка на лошади необходимо развивать с туловища, а затем переходить на конечности, так как важно создать стабильную опору для движений рук и ног. В двигательном развитии ребенка первого года жизни также вначале происходят подъем и удержание головы, повороты, а затем опора на плечи, локти и кисти

И только овладев перечисленными навыками ребенок начинает осваивать хватательные движения пальцами. Вначале его движения размашисты, с большими физическими затратами, затем они оптимизируются и становятся экономными, с минимальной затратой сил. Таким образом, вначале происходит освоение движения, а затем формируется координация.

Красивое экономное движение на лошади всегда происходит в трех плоскостях, так как если бы оно происходило только в одной плоскости, мы передвигались бы как роботы.

Мышцы рук и ног состоят преимущественно из динамических волокон, а мышцы туловища — из статических, обеспечивающих стабильное положение всего тела при движении. Не сокращение, а медленное, контролируемое расслабление является самым сложным и наиболее оптимальным способом тренировки мускулатуры и сохранности суставов. Если мышцы работают ритмично, четко взаимодействуя со своими мышцами-партнерами (синерги-стами), они постоянно получают новый приток кислорода и молочная кислота в них не накапливается. Мышцы функционируют продолжительно, если не подвергаются длительному напряжению. При этом движение происходит не в одном суставе, а образуются мышечные цепочки во всем теле

При посадке на лошади большинство суставов находятся в среднефизиологическом положении, обеспечивая наиболее оптимальное воздействие на мышцы, что особенно важно для коррекции двигательных нарушений у детей с церебральным параличом

Несбалансированный всадник похож на плохо упакованный и плохо зашнурованный рюкзак, поэтому чем спокойнее и увереннее посадка, тем быстрее лошадь отреагирует на изменение положения тела всадника. При правильной посадке даже высокий и грузный ребенок покажется лошади более легким, чем неправильно сидящий худой. При лечебной верховой езде грудная клетка является наиболее стабильной частью туловища, голова -наиболее подвижной, а таз контролирует движения, поступающие от лошади снизу, передавая их позвоночнику в координированной форме.

Плечевой пояс, как коромысло, должен ровно лежать на грудной клетке. Положение плечевого пояса относительно грудной клетки зависит от положения грудного отдела позвоночника. Если не работают нижние стабилизаторы лопаток, компенсаторно происходит перенапряжение мышц шейно-затылочной области. При напряжении затылочных мышц при ДЦП плечевой пояс как бы повисает на них, вместо того чтобы лежать на грудной клетке. Из-за этого еще больше сокращаются и без того напряженные большая и малая грудные мышцы. Руки всадника должны быть «мягкими» и двигаться независимо от стабильного туловища. Ноги должны быть центром равновесия и раскрепощенности. Двигательные импульсы от ног передаются через таз к позвоночнику.

Кроме того, ребенок должен так распределить свой вес, чтобы рационально согласовывать движения своего тела с движениями лошади, не отставая и не опережая.

Верховая езда — это «игра в равновесие», поскольку лошадь реагирует даже на минимальное изменение распределения веса всадника, чтобы найти общее с ним равновесие. Сохранение правильной осанки при лечебной верховой езде является не статической неподвижностью, а тончайшей формой балансирования вокруг оси равновесия

Все это очень важно для коррекции двигательных нарушений при ДЦП

Потеря баланса может происходить во всех направлениях -вперед, назад, в сторону. Потеря всадником равновесия выводит из баланса и саму лошадь — это нервирует и пугает ее, приводит к сбою ритма, потере раскрепощенности.

В движении лошади выделяют шаг, рысь и галоп. Шаг лошади подобен человеческому шагу, поэтому ребенку через лошадь передается стереотип человеческой ходьбы. Рысь — более быстрое непрерывное движение лошади, а галоп — это прыжок, подскок.

Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия четырех участников лечебного процесса: всадника, инструктора, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, т.е. страхует пациента, дает задания, следит за их выполнением, руководит действиями коновода. Коновод отвечает за поведение лошади. Степень участия всадника в верховой езде зависит от тяжести патологии, от аллюра лошади, ее характера и выездки.

Лечебная верховая езда несомненно оказывает огромное психофизическое влияние на организм ребенка, страдающего ДЦП.

Основные этапы программы

Программа иппотерапии в Москве у инвалидов имеет индивидуализацию подходов к каждому отдельному пациенту. Однако существует отдельная структура, которой придерживаются все иппотерапевты при занятиях с больными детьми.

Занятия проводятся бесплатно регулярно с интервалом в 3-7 дней, иногда проводятся ежедневные тренировки в конном клубе. Иппотерапия проводится при наличии коновода и иппотерапевта, которые обязательно должны присутствовать на каждой тренировке.

Программа реабилитации инвалидов включает 4 этапа занятий с лошадьми:

  1. этап адаптации. Иппотерапевт и лечащий врач должны подобрать индивидуальную программу занятий с лошадью, познакомить пациента с окружающими и животным, дать ребенку адаптироваться и привыкнуть к окружению. Помочь инвалиду перебороть страх. После чего можно садить его на лошадь.
  2. Этап подготовки к выполнению упражнений. На этом этапе пациента сажают в седло и начинают постепенные выполнения хода с лошадью. Ребенка учат сидеть верхом, часто вместе с инструктором.
  3. Этап основных занятий. На этот период возлагается наибольшая надежда и нагрузка. Выполняется основная часть работы с ребенком и лошадью.
  4. Заключение и подведение итогов реабилитации.

Этапность проведения иппотерапии очень важна при реабилитации инвалидов, чтобы полноценно подготовить и обучить ребенка, не травмируя психику и не пугая больного. Средняя продолжительность лечения лошадьми составляет от нескольких месяцев до нескольких лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: