Направления развития пространственного восприятия у детей
При развитии пространственного восприятия у детей необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- Введение в активный и пассивный словари ребенка терминов, обозначающих пространство.
- Развитие способностей ориентирования в двухмерном пространстве (пример – лист тетради). Нужно объяснить ребенку, где находится нижний край, а где верхний у листа в тетради. Также необходимо объяснить, как перемещаться на плоскости, используя различные варианты направлений (например, отступить в правую сторону), научить зеркально и прямо копировать образец, опираясь на клетки.
- Необходимо помочь ребенку разобраться, как ориентироваться в трехмерном пространстве. Сделать это можно путем организации игр, которые ориентированы на составление объемных фигур из кубов.
- Развивать способность ребенка выделять из фона фигуру.
Основой развития пространственного восприятия являются упражнения, которые усложняются по линейно-концентрическому принципу. Также используются задания-поручения, задания-требования работы с предметами и без них. Наводящие вопросы, объяснения преподавателя, а также показ направлений, словесные отчеты детей о сделанных заданиях являются базой в освоении материала на эту тему. Также следует учить детей ориентироваться в пространстве в критических ситуациях, показывая им способы ориентации на практике.
Для того чтобы выявить, какие знания о пространстве и навыки пространственной ориентации у детей уже имеются, можно использовать такие методики исследования:
- диагностика пространственных представлений о собственном теле «Пробы Хеда»;
- методика «Что находится спереди от меня?»;
- методика «Расположение предметов на рисунке»;
- методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина.
Развитие пространственного восприятия – долгий процесс, однако он очень важный. Базой должно быть накопление знаний о предметах окружающего мира в пространственных отношениях.
Восприятие пространства – не только понимание расстояния, формы и размеров конкретных предметов
Очень важно понимать, как предметы располагаются по отношению друг к другу. Этот вопрос намного сложнее для людей в плане восприятия пространства
Пространственным восприятием в нашем организме занимается мозг. Он обеспечивает понимание пространства. Центральным аппаратом развития системы восприятия являются третичные зоны коры головного мозга, которые соединяют деятельность зрения, тактильно-кинестетической системы и вестибулярного аппарата.
Ориентирование в пространстве происходит на основе восприятия пространства и словесного обозначения таких пространственных категорий как категории удаленности, местоположения, пространственных отношений между предметами.
Пространственной ориентацией называют оценку расстояний, формы, размеров, положения предметов в пространстве и по отношению к человеку.
Что надо знать родителям о пространственном мышлении?
В основе пространственного мышления лежат представления о формах и размерах объектов, их расположении, взаимодействии и движении в пространстве. Прежде чем начинать домашние занятия по развитию пространственных представлений, родителям нужно четко понимать, какие умения необходимы ребенку и как методика помогает их сформировать.
Совет! Развитие пространственного мышления идет поэтапно, в каждом возрастном периоде имея свои особенности. Поэтому не надо сразу загружать ребенка большим объемом знаний, пространственные представления должны накапливаться постепенно.
Для правильной организации домашних занятий родителям важно знать, что для дошколят ориентировка в пространстве предполагает развитие таких умений, как:
- свободно ориентироваться по отношению к себе и напротив находящемуся человеку (левая и правая сторона);
- определять движения вперед — назад, вверх — вниз, вправо — влево.
- обозначать стороны горизонта: север, юг, запад, восток;
- моделировать положение объектов в пространстве;
- понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
- ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной);
- графически воспроизводить различные направления.
Творчество
Совершенствуясь в рисовании, ребёнок учится понимать пропорции и перспективу, выстраивать композицию. Занятия лепкой учат создавать объёмные формы и проектировать их.
В наше время к этим классическим способам развития пространственного мышления у детей добавились новые увлекательные занятия: 3D-моделирование и рисование 3D-ручкой. Последнее можно смело назвать новым видом искусства, объединившим техники скульптуры и живописи.
Отдельно стоит отметить искусство оригами. С его помощью можно не только научить создавать из плоской бумаги объёмные фигуры, но и ориентироваться в пространстве по описанию. Начните с лёгкого: собирайте фигурку одновременно с ребёнком и показывайте на каждом этапе, что нужно сделать и что должно получиться. Все действия описывайте словами. Когда ребёнок освоится, усложните задачу: показывайте необходимые манипуляции не на своём примере, а на схеме, и опять же сопровождайте её словесным описанием. Через какое-то время ребёнок сможет собирать фигурки без наглядного пособия, по одним только словесным инструкциям, например: «Линия сгиба должна пройти от угла до середины противоположной стороны, отогнуть нужно назад». Практика показывает, что шестилетний ребёнок способен выйти на такой уровень за год занятий.
Развить пространственное мышление помогают не только изобразительные виды творчества, но и, например, танцы. Упорядоченное движение в пространстве учит понимать и контролировать пространство вокруг себя.
<<Форма семейного образования>>
Общие рекомендации родителям
Геометрия для малыша – это неоднозначный предмет, так как фигур много, а способов их изучения еще больше. Чтобы у маленького ученика не было «каши в голове», родителям стоит выбрать не более 5 методик обучения, которые будут чередоваться время от времени. Процесс изучения фигур не должен длиться дольше 10 минут подряд, так как малыш быстро утомится и будет часто путаться. Борьба с усталостью не принесет ничего хорошего ни взрослому, ни ребенку.
Чтобы фигуры геометрические не становились страшными монстрами для детей, не стоит сразу рассказывать обо всех возможных формах. Начните с круга
Рисуйте его пальцем на ладошке малыша, рассказывайте ему о теплом солнышке, обращайте внимание на форму тарелки за обедом. Когда малыш легко запомнит, что такое круг, переходите к изучению другой фигуры
Например, расскажите маленькому непоседе о квадратной коробке. Всегда сравнивайте знакомые фигуры геометрические с новыми предметами, которые вы принесли для детей. Постоянное возвращение к этой теме поможет взрослому уяснить, какие формы предметов малыш хорошо запомнил.
Каждый ребенок гениален. Главная задача родителя – помочь ему это узнать и признать. В первые годы жизни ребенок готов к интеллектуальному подвигу, поэтому взрослым нужно мягко и аккуратно способствовать развитию его естественных способностей. Делайте процесс знакомства с геометрическими фигурами творческим и интересным. Не требуйте от ребенка невозможного! Всегда давайте ему пространство для фантазии.
Игры для изучения цветов и их оттенков
Для того чтобы у малыша появился интерес к изучению цветов или чтобы закрепить уже имеющиеся знания, можно предложить ребенку поиграть в специальные «цветовые» игры.
Сортировка по цвету
Игры на сортировку направлены на то, чтобы ребенок научился разделать предметы на группы по цвету. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами:
Раскладывать предметы по мисочкам;
«Прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном);
Бросать предметы в отверстия нужного цвета;
Можно придумать сколько угодно вариантов сортировки по цвету, все зависит от вашей фантазии. Чтобы ребенок не терял интерес к заданию, свяжите сюжет игры с его любимыми персонажами, игрушками (например, из желтой миски будет есть котик, а из красной слоненок и т.д.).
Найди пару
Помочь ребенку выучить цвета могут задания из серии «Подбери пару». Попросите малыша найти лепесток для букашки, горшочек для цветка, крышу для домика и т.д. Можно предъявить малышу заведомо неправильный вариант и попросить исправить ошибки.
Подбери заплатку
Покажите ребенку картинку, с недостающими деталями. Попросите его заполнить пробелы (это можно делать с помощью пластилина, помпончиков, крышечек, карточек и т.д.).
Цветовое лото
В возрасте около года дети начинают интересоваться различными лото. В цветовом лото задание состоит в том, чтобы собрать на карточке картинки одного цвета.
Цветные сенсорные коробки
Создайте для своего малыша сенсорную коробку, в которой все предметы будут одного цвета. В процессе игры ребенок сможет не только запомнить цвет, который он видит, но и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, воображение.
Цветные дни
Это один из самых интересных и популярных способов научить ребенка различать цвета
Его суть в том, что в течение дня (или нескольких дней) вы обращаете внимание ребенка на предметы определенного цвета. Например, в желтый день можно одеться в желтую одежду, играть в желтые игрушки, нарисовать желтого цыпленка
Окруженный одним цветом, малыш с легкостью его запомнит
Окруженный одним цветом, малыш с легкостью его запомнит.
Карточки для изучения цветов
Учить цвета с ребенком можно по карточкам. С помощью карточек Домана «Цвета» можно познакомить малыша не только с основными цветами, но и с различными оттенками
Важно, не перегружать ребенка ненужной ему информацией о названиях 10 оттенков зеленого или красного. Учите только те оттенки, названия которых вы можете употреблять в игре и жизни
Настольные игры для изучения цветов
Отличным способом изучения цветов и закрепления знаний о них являются настольные их. В настоящее время в магазинах представлен широких ассортимент подобных игр на любой вкус и кошелек. Подберите игру, которая понравится именно вашему ребенку.
Развивающие мультфильмы
В интернете можно найти множество обучающих мультфильмов, которые помогут вашему малышу быстро запомнить цвета. Вот один из них:
Обучающие книги
Если ваш малыш любит слушать истории рассматривать картинки, этот способ для вас. Все мы помним замечательный рассказ В.Г. Сутеева «Петух и краски», у С.Я. Маршака есть целая «Разноцветная книга». Также вы можете найти множество обучающих книг, которые станут вашими верными помощниками.
Мы перечислили для вас разные варианты игр для изучения цветов. Чтобы ребенок хорошо усвоил понятие цвета, стоит придерживаться ряда принципов: не торопите малыша, предоставьте разнообразие материала для игр, обсуждайте увиденное.
Подготовка важнее всего
Цветные предметы дома
Перед тем как предлагать крохе определить, какого цвета на дереве листочки или какой формы окно в подъезде, необходимо заранее рассказать малышу об этих понятиях.
Специалисты не советуют сразу же знакомить ребёнка с большим количеством оттенков и комбинаций. В первое время малышу будет достаточно знать о 4 главных цветах, которые чаще всего и встречаются: жёлтом, синем, красном и зелёном. Ребёнок не может запомнить их? Многие педагоги рекомендуют родителям изучать цвета постепенно, к примеру, начав с двух любых. Для показа можно подготовить специальные цветные карточки. Как только малыш освоит первые 4 цвета, можно переходить к следующей четвёрке: розовый, белый, оранжевый и голубой.
Если обучение начинается в домашних условиях, для примера можно показывать малышу его игрушки: зелёную машину, красную погремушку, синюю юлу и так далее. Положив перед малышом предметы разного цвета, предложите ему найти что-то жёлтое или красное. Если карапуз без проблем найдёт все предметы указанного цвета, значит, восприятие новой информации происходит идеально, поэтому можно перейти из комнаты на улицу.
Безусловно, у малыша не всегда будет всё выходить правильно, будут ошибки, однако не стоит слишком акцентировать на этом внимание, поскольку ваш «гений» только учится
Определяем форму
Изучая с малышом цвета, не стоит забывать и о форме. Рассказывать о формах следует точно так же, как и о цветовой гамме: сначала знакомите с основными фигурами, а после добавляете в обучение новые. В первую очередь должен научиться различать квадрат, круг и треугольник. Когда он справится с этим заданием, можно начать рассматривать овал, прямоугольник и ромб.
Попросите ребёнка найти в комнате то, что напоминает по своим очертаниям прямоугольник, круг или овал. Скорее всего, сначала малышу будет нелегко, но если вы ему расскажете, что дверь похожа на прямоугольник, а тарелка, из которой он кушает, напоминает круг, он сможет понять правила игры и в дальнейшем без труда будет находить предметы той или иной формы.
В каком возрасте формируется пространственное мышление?
Формироваться указанная способность начинает уже с самого момента рождения. До двух-трех лет малыш постепенно учится воспринимать сигналы из внешнего мира, поступающие от органов чувств. В основе восприятия пространства и ориентации в нем лежит именно взаимодействие всех сенсорных анализаторов.
К третьему году жизни начинает развиваться осознание своего местоположения в окружающем мире, умение давать оценку положению других объектов.
В дошкольном возрасте появляется умение решать задачи, связанные с пространством. Например, ребенок учится совмещать, группировать объекты, а также дополнять и трансформировать их. По мере дальнейшего взросления дошкольник научится сознательно оперировать понятиями, связанными с пространством.
Стадии формирования пространственного мышления
Как и любая функция, пространственное мышление формируется поэтапно. Первая стадия – наличие связи между анализаторами: малыш в кроватке видит игрушку и осознает, что нужно поднять руку и дотронуться для получения звуков.
В 3 года восприятие пространства ребенком заключается в осознании себя среди предметов. Он понимает, в какой части комнаты находится, куда переместиться, чтобы подойти к маме или взять игрушку.
В период от 3 до 7 лет понимание пространства значительно улучшается, и к началу учебной деятельности ребенок способен уже во внутреннем плане оперировать размерами предметов, пониманием «далеко-близко», слева-справа» и подобными отношениями.
Освоение пространства в младшем дошкольном возрасте
В 2-3 года превалирует стремление «сам». Иногда родителям кажется, что их сын или дочь шалят, хотя на самом деле, они обучаются чувствовать пространство доступными им способами:
- Залезть в шкаф, чтобы понять, как мало места может быть вокруг.
- Соорудить пирамиду, наблюдая за изменениями формы и размера.
- Ходить по комнате в различных направлениях, чтобы найти самый короткий путь.
Многие самостоятельные игры направлены на неосознанное моделирование пространственных ситуаций. Спрятанная «ЗА» спину конфетка, строительство баррикад «МЕЖДУ» собой и возможными врагами, расставление игрушек «ПЕРЕД» собой, потому что так удобнее играть.
Малыш моделирует ситуации движения, представляя себя, то пилотом, то водителем, с интересом направляет игрушечный локомотив по детской железной дороге, и все это помогает ему развивать зрительно-пространственную координацию.
По мнению специалистов, в 3-5 лет ребенок уже без проблем ориентируется в формах геометрических фигур и знает, что об угол можно удариться. А стремительный рывок от двери подъезда к горке на детской площадке говорит о том, что кратчайший маршрут уже точно известен.
При наличии кубиков или конструкторов LEGO можно наблюдать удивительные строения, подсказанные ребенку воображением.
Рекомендуется в этот период предлагать соединять точки, превращая их в рисунок, строить домики из палочек, воспроизводить на бумаге простые узоры.
Осмысление пространства старшим дошкольником
В старшем дошкольном возрасте на первый план выходит освоение пространства в более сложной деятельности. Прежде всего, это рисование. Если малыш может нарисовать маму и папу размером с дом, а за ними такое же дерево, то старший дошкольник, наблюдая живую природу и предметы вокруг, способен соотнести размеры по величине. Однако нужно начинать практиковать рисование с детьми 3 4 лет, чтобы у них на практике последовательно осмысливалось пространство.
В процессе изображения картинки или предмета ребенок учится видеть центральные части своего полотна и второстепенные. Первые попытки, скорее всего, будут неуспешны – на какие-то детали не хватит места, другие объекты придется уменьшить.
Регулярная практика позволяет старшему дошкольнику точно выделять центр листа для главной части изображения, соотносить размеры близких и далеких объектов, уместить все задуманное в пределах одной альбомной страницы.
Сюжетные игры – второй способ развития ориентации в пространстве. В подобных развлечениях задействована не одна игрушка, а целый комплект, который сначала необходимо разместить в соответствии с задумкой, а потом начинать сам игровой процесс.
Например, устроить именины для одной из кукол. Ребенок расставляет угощение на столе, рассаживает гостей. Куклы могут сидеть слева, а мягкие игрушки справа.
Игры в доктора – одни из любимейших, особенно у девочек. В процессе также активно задействуются все элементы пространственного мышления. Больного следует уложить в кровать подходящего размера, градусник поставить именно под левую руку или лапку.
В сюжетных играх дети создают наглядную пространственную модель – кухню, кабинет доктора, — обязательно используя самые приметные признаки и располагая предметы так, чтобы ими было удобно пользоваться.
Учим геометрические фигуры с малышами: главные правила
Важно: Как научить ребенка называть и различать геометрические фигуры легко и быстро! Для этого нужно придерживаться определенных правил. При хаотичном, непоследовательном обучении малыш может путать фигуры, не видеть их похожесть и различность
- Педагоги настаивают, при домашнем обучении сделать главными правилами систематичность, последовательность, доступность. Не надо истязать себя и ребенка какими-либо заумными заданиями и пособиями, достаточно использовать развивающие книжки, игрушки (конструкторы, кубики, машинки, кукольную посуду) и привычную окружающую обстановку (предметы мебели, быта, посуду).
- Знакомство с новыми фигурами обязательно проводить в исследовательской деятельности: предложить крохе ощупать, обвести пальчиком контур, «прорисовать» в воздухе, сложить фигуры вместе, прокатывать, просовывать в отверстия.
- Ребенок быстро освоит новый материал, если будет практически действовать с ним в играх, творческой деятельности, рассматривании и чтении книжек, бытовых процессах. Например, при знакомстве малыша с квадратом можно предложить ему найти квадратные предметы в окружающей обстановке: сиденье у детского стульчика, носовой платочек, грань кубика, салфетка. Во время прогулки спросить, какой формы скамейка в сквере, стена дома, сумка у мамы, мячик, в который играют старшие ребята. При этом сам взрослый четко и понятно называет все геометрические фигуры, которые встречаются малышу.
- Хорошо, если при обучении взрослые будут использовать стишки, сказки, загадки, мультики, героями которых становятся геометрические фигуры. Можно не только читать их, но и рисовать под ритмику стиха. Эти приемы сделают обучение увлекательным, помогут активизировать процессы внимания, мышления, речи.
Загадки в стихах
Нет углов у меня и похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо. Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня (круг).
Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад. Как зовут его? (квадрат).
На фигуру посмотри и в альбоме начерти, три угла, три стороны меж собой соедини. Получился не угольник, а красивый (треугольник).
Вот такая есть окружность — очень странная наружность. Круг приплюснутым стал, получился вдруг (овал).
Растянули мы квадрат и представили на взгляд. На кого он стал похожим или с чем-то очень схожим?
Ни кирпич, ни треугольник — стал квадрат (прямоугольник).
Сказка «Два брата» (взрослый рисует под ритмику стиха)
Давным-давно в темном лесу в фигурной избушке жили-были два брата, два квадрата. И были они близнецами. Убедитесь сами:
Видите на картинке – у каждого 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Гулял как-то первый квадрат между кустами, стучал по дорожке четырьмя уголками.
А звери говорят: «Кто это? Первый квадрат или его брат, второй квадрат? Как же они похожи!
Помните на картинке: 4 стороны, 4 угла и 4 вершинки.
Надоело квадрату, что его путают с братом, и решил он измениться, в другую фигуру превратиться.
Взял он ножницы и срезал себе четыре уголка. В круг превратился и по дорожке покатился.
И живется теперь братьям чудно, перепутать теперь братьев трудно:
Один катается по дорожкам, другой ходит на четырех уголках — четырех ножках.
До сих пор дружат два брата — круг с квадратом!
Важно: Особенности восприятия детьми геометрических фигур совсем не такие, как у взрослых. Например, взрослый видит предметы сообразно формам (кастрюля — цилиндр, окно — прямоугольник)
Ребенок, наоборот, сначала форму опредмечивает (квадрат — воздушный змей, треугольник — крыша дома, круг — мячик, несколько кругов — очки, бусы). При правильном обучении он начинает абстрагироваться от предметов и воспринимать в окружающем знакомую фигуру, например, стакан как цилиндр (цилиндрической формы), крыша как треугольник (треугольной формы), мяч как шар (круглой формы).
Сущность ориентировки в пространстве в дошкольном возрасте
В понятие «пространственной ориентировки» детей входят осуществление оценки окружающих предметов по:
- величине;
- форме;
- взаимному расположению относительно других объектов и непосредственно субъекта.
Именно поэтому развитие пространственной ориентировки детей связано с изучением следующих разделов математики: «Геометрические фигуры» и «Величина».
Ориентировка в пространстве имеет под собой чувственную основу и жизненный опыт ребенка. Так, ориентируясь в пространстве, ребенок использует чувственную систему отсчета, относительно сторон своего тела. То есть, он соотносит все окружающие его предметы относительно собственных частей тела, например, голова – это верх, ноги – это низ, руки – это стороны.
Таким образом, ребенок не просто осваивает ориентировку в пространстве, а выстраивает собственную «схему», относительно своего тела. Позднее к этой «схеме» ребенок добавляет систему отсчета.
С возрастом, объем образовательного раздела «Ориентировка в пространстве» расширяется и углубляется. Что обеспечивает постепенность и доступность развития ориентировки в пространстве в различных видах образовательной деятельности.
Замечание 1
Особенно актуально развитие ориентировки в пространстве, в рамках организованного математического развития детей.
В каждой возрастной группе, перед математическим развитием детей, направленным на ориентировку в пространстве, стоят свои задачи:
- Вторая младшая группа – формирование навыков ориентировки в пространстве относительно собственного тела, обучение детей умению различать пространственные направления (левая и правая руки)
- Средняя группа – формирование умения двигаться в заданном направлении, называть словами месторасположения предметов относительного себя. Кроме того, начинают формировать такие пространственные понятия, как «далеко» и «близко».
- Старшая группа – совершенствование умения ориентироваться в окружающем ребенка пространстве, а также умения двигаться в соответствии с устными и письменными указаниями.
- Подготовительная группа – ориентирование на ограниченной поверхности, умение понимать и двигаться в соответствии с указателями, располагать предметы в пространстве в соответствии с инструкциями, пользоваться пространственными обозначениями в своей речи
Пазлы и мозаики
Сборка пазла — процесс, тренирующий внимательность, усидчивость и, конечно, пространственное мышление: нужно определить место фрагмента на картинке, а затем выбрать единственно верное положение для сцепления другими деталями.
Пазлы для самых маленьких состоят из четырёх-шести элементов. Но есть и гигантские полотнища, насчитывающие тысячи деталей. На их сборку уходят недели и даже месяцы, но оторваться очень трудно!
Некоторое время назад в продаже появились трёхмерные пазлы, ещё сильнее задействующие визуально-пространственный интеллект.
Есть много развивающих головоломок, использующих принципы мозаики: например, танграмы (наборы геометрических фигур, складывающиеся в картинки).
Картография
Есть города, но нет людей, есть моря, но нет воды, есть леса, но нет деревьев — что это? Это географическая карта — целый мир, помещённый на плоскость. Читать карты очень интересно: они содержат огромное количество информации, которую не охватить единым взглядом. Просто разглядывая карту, ребёнок получает представление о расстояниях и направлениях, узнаёт новые для себя понятия и систематизирует знания об окружающем мире, ведь карта позволяет будто бы возвыситься над ним. Люди, с детства увлекающиеся картами, никогда не страдают «топографическим кретинизмом».
Привить любовь к этому занятию нетрудно — попробуйте повесить большую подробную карту над кроватью ребёнка. Пусть это будет карта вашего региона, страны или карта мира: разглядывая её перед сном, ребёнок раз за разом будет открывать что-то новое.
Ребёнку с шести лет можно предлагать нарисовать собственную карту, например вашей квартиры, двора или дачного участка. Ребёнок сможет изучить знакомую территорию с точки зрения пространственных отношений: как расположены объекты относительно друг друга, на каком расстоянии.
Компьютерные игры
В статье «Чему учат компьютерные игры» мы уже упоминали, как они помогают научиться ориентироваться. Заядлые игроки в сетевые стрелялки знают: выигрывает тот, кто досконально изучил игровую область на предмет тайников, способов забраться в тыл противника, укромных мест для засады и путей к экстренному отступлению.
Любые игры, в которых есть карта местности, учат «читать» её и соотносить плоское изображение с трёхмерным пространством. Старые RPG с «открытым миром» (такие, где игрок свободен в перемещениях) позволяли получить ценный опыт ориентирования на местности, поскольку задания в них звучали примерно так: «Иди по дороге на запад, перед деревом странной формы поверни на север и следуй в сторону горы с двумя вершинами. Когда окажешься у расколотого камня…» В современных играх оптимальный маршрут до цели показан на карте — не так аутентично, зато можно научиться пользоваться навигатором.
Другой вид игр, развивающих визуально-пространственный интеллект, — головоломки. Например, знакомый каждому «Тетрис» — очень простой и очень сложный одновременно. Или игра для мобильных устройств Monument Valley, которая ломает привычные представления о трёхмерном пространстве. Чтобы пройти её, нужно научиться использовать оптические иллюзии, «невозможные» фигуры и искажения перспективы. Отличная тренировка неординарного пространственного мышления!
Занятия, которые помогают развивать пространственно-образную компоненту мышления у ребенка
Наш список в порядке увеличения сложности
В разговоре с ребенком чаще используйте пространственные слова: высокий, острый, вперед, снаружи, поперек и т.п. Выше, ниже, правее, левее, позади и проч. Объясняйте их значение и используйте в играх.
Научите малыша использовать жесты для обозначения движения объектов и применяйте их без словесного пояснения. Так маленький ребенок научится узнавать наглядный образ.
Развивайте пространственное мышление у дошкольников, играя в совпадения. Ищите предметы по форме и цвету вокруг вас, а потом усложните задачу – например, сыграйте в «кто больше назовет того, что пахнет».
Пусть у вас дома будет много конструкторов. Даже для девочек. Ведь они с удовольствием строят домик для кукол и замок для принцессы. А уж предложить мальчику построить гараж для машинки — классика жанра! И пусть конструкторы будут разными – большие и маленькие, типа Лего или «советские железные». А из крашенных деревянных брусочков разной формы можно построить самые удивительные и замысловатые бышни и конструкции.
Собирайте головоломки, оригами. Подбирайте подходящие по возрасту, от простейших, до кубика-рубика. Есть также немало компьютерных игр, полезных для развития пространственного мышления — назовем Тетрис, Monument valley.
Для детей постарше делайте чертежи. Это очень увлекательно! Например, вы делаете план квартиры и обозначаете, куда спрятали искомый предмет, а ребенок ищет по плану.
Научите ребенка делать простейшие чертежи и «читать» их. Для этого в конструкторе должны быть разноцветные фигуры: цилиндры, арки, кубики, брусочки разных размеров, призмы, конусы
Обратите внимание ребенка, что вид спереди, сверху и сбоку у разных фигур на плоскости разный, поэтому есть разные проекции на бумаге.
Ну и главное – конечно же играйте в настольные игры. Они-то как раз развивают навык наглядно-образного через наглядно-действенное, а проще говоря «задумал — покрутил в уме возможные комбинации — сделал».
Наталья Соснина
Соавтор и методист обучающего приложения «Читания». С 2016 года совместно с мужем и детьми разрабатывают игру, чтобы сделать обучение чтению интересным и понятным. В основе приложения лежит методика складового чтения Н.А. Зайцева. Свободное время любит проводить с семьёй и путешествовать.
Подробнее о Наталье в VK, Instagram и YouTube-канале «Читания».
Как научить ребенка читать
Метод чтения целыми словами
Методика Николая Зайцева
Метод Марии Монтессори
Ребенок узнал и повторяет плохие слова, как себя вести?
Когда начинать учить ребенка читать
Дошкольник не хочет учиться читать
Что делать?
Что самое важное и сложное в подготовке к школе?
Развитие пространственного мышления ребенка
5 лучших методик обучения чтению для дошкольников
3 лучшие игры для изучения алфавита
Изучение алфавита для детей в игровой форме
Как научить ребенка играть самостоятельно?
Что подразумевают под пространственным мышлением детей дошкольного возраста
Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве.
Наиболее интенсивно пространственное мышление развивается в старшем дошкольном возрасте, как составляющая интеллектуального развития.
Ребенок осваивает не только мыслительные процессы, но и научается осознавать себя и место предметов в пространстве.
Основные пространственные представления у детей дошкольного возраста заключаются в способности:
- Использовать навыки координации в пространстве: определить свое местоположение относительно людей или предметов;
- Оценивать размер и форму предмета;
- Зрительно разбить объект на геометрические фигуры (например, мишка состоит из шариков и вытянутых колбасок);
- Нарисовать картинку, учитывая расположение предметов относительного друг друга;
- Слепить или сконструировать трехмерную модель домика или животного.
Оперируя наглядными моделями, дошкольник осваивает знаковую и схематическую системы, что значительно ускоряют последующее обучение математике.
Ориентация в пространстве у ребенка
Чаще всего, уже в 3 года ребенок свободно ориентируется в пространстве, соотносит размеры, различает далекое-близкое, левое-правое.
После 4-х лет он начинает осознанно манипулировать в воображении объектами и их положением в пространстве. Задумать постройку по размеру, а потом сделать ее. Запомнить дорогу и рассказать, как шел. Поразмышлять над игрой и сделать то, что задумал – на такие действия теперь способен ребенок, и это новый этап развития наглядно-образного мышления.
С 4 до 7 лет ребенок осваивает пространство стремительными темпами и к школе умеет многое – от составления несложных рисунков-чертежей окружающих его предметов до воплощения в конструкторе задуманной постройки.
Задания на развитие пространственного мышления
Стремление ребенка освоиться в пространстве обязательно должно поддерживаться взрослыми. Существует мнение, что 5-15 минут занятий в день достаточно, чтобы активизировать процесс и ускорить формирование пространственной ориентации.
Стимулирующие игры для младших дошкольников
Занятия с малышами включают подвижные игры и другую двигательную активность в виде упражнений с предметами:
Такой указатель поймет любой ребенок
- Выполнение простейших гимнастических упражнений под детские песенки. Команды должны содержать понятия «право», «лево», «вверх», «вниз». Используются движения рук, ног и комбинации с прыжками;
- Игра с мячом, который необходимо толкать или бросать определенной рукой или ногой;
- Помощь игрушек и объектов на прогулке. Перемещение предметов или взятие в определенную руку мяча или совочка закрепляет понятия «право-лево».
Упражнения на развитие мышления старших детей
В старшем дошкольном возрасте задания становится значительно разнообразнее. Для повышения уровня ориентировки в пространстве рекомендуется:
- Соединение точек по цифрам или для изображения фигуры;
- Дорисовывание половинки картинки;
- Копирование узоров и орнаментов;
- Воспроизведение фигуры с изменением размеров или добавлением деталей;
- Прохождение нарисованных на бумаге лабиринтов;
- Создание аппликации знакомых предметов, используя только геометрические фигуры;
- Описание местоположения персонажей на картинках с использованием соответствующих предлогов;
- Создание объемных поделок из различных материалов;
- Помещение воображаемого животного в подходящую по размерам емкость;
- Запоминание положения предметов и последующее описание их расстановки;
- Сокрытие «кладов» для поиска по схемам и подсказкам.
В большинство игр родители могут играть вместе с детьми, стимулируя пространственное мышление дошкольников и готовя их к успешному обучению математике и геометрии.