Учебно-методическое пособие «кинезеологическая игралочка»

Кинезиологические сказки и упражнения для детей

Кинезиологическая сказка «Зайчики»

На полянке на лесной (вытянуть руки, ладошки вверх)Между ёлкой и сосной, (поочерёдно поднять руки, согнутые в локтях, показать ладошку , пальцы веером)Под кусточком маленьким (руки положить на стол , ладонями вниз, пальцы веером)Жили-были заиньки (поднять руки, согнутые в локтях , сжать кулачки и поднять указательный и средний пальцы).

Зайки прыгали, играли (кулачки-ладошки, по очереди обеими руками стучать по столу)И цветочки собирали! (руки, согнутые в локтях перед собой, ладони соединить, постепенно поднимать руки, медленно раскрывая ладони (распускается цветок).Вдруг явилась к ним лиса Леса местного краса (поочерёдно касаемся подушечками большого пальца с подушечками других пальцев сначала правой рукой, затем левой)

Хочет зайчиков поймать И к себе в нору забрать. (руки согнуты в локтях, сжимать и разжимать кулачки одновременно)Испугались зайки, Скачут по лужайке. (кулак-ребро-ладонь, одновременно обеими руками ударять по столу).

На полянку вышел ёж На иголки он похож Уходи, лиса отсюда, А иначе будет худо! (руки сцеплены в замок, поднимать и опускать пальцы, изображая иголки),

Нос тебе я уколю, Друзей в обиду не даю! (левой рукой взяться за левое ухо, правой за нос, хлопок в ладоши, поменять положение).Нет лисы, опять игра Дружно скачет детвора (руки развёрнуты к себе, правая ладонь сжата в кулак, большой палец вверх, левая выпрямлена, пальцы упираются в правый кулак, менять положение рук).

Целый день играют в прятки Ёжик и его зайчатки! (руки лежат на столе, одна рука ладонью вниз, другая вверх, менять положение рук)Вот и всё! (согнуть руки в локтях и показать ладошки)

Также интересное занятие по формированию здорового образа жизни для детей.

Симптомы моторной алалии

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное , так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание .

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Игры на развитие мышления

Эти игры предлагаются малышу по принципу «от простого — к сложному».

Сначала ему предлагается сравнение предметов по цвету и размеру, а затем — по более существенным признакам.

  • Разложить картинки по какому-то признаку: что едим, что надеваем и т.д.
  • Сложить одну картинку из разрезанных частей, сначала из двух, затем из 3-4. Усложнение – предложить картинки, на которых изображение есть с обеих сторон.
  • Угадать, что нарисовано на картинке по ее части.
  • «Почтовый ящик» — опустить фигуры в коробку, подобрав нужное отверстие, подходящее по форме.
  • «Кому что нужно» — подобрать орудия действия к действиям, изображенных на разных карточках (сачок – девочке, ловящей бабочку, расческу – лохматой девочке, иголку – мальчику с дыркой на рубашке).

Упражнение «ДУМАЮЩИЙ КОЛПАК»

Возьмемся за уши, друзья!Последний месяц каникул. Давайте проложим мостик из лета в осень. И все самое позитивное, что происходило на отдыхе, заберем с собой. Наши упражнения помогут легче и быстрее включиться в учебный процесс.

Позитивные точки

Можно выполнять стоя и сидя.

  1. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.

  2. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации.

  3. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.

  4. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

  5. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.

  6. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.

Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности

Кстати, они отлично улучшают равновесие.По мнению психологов, «думающий колпак» будет полезен детям при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений, так как поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение помогает детям избежать ситуации «Знаю ответ, но никак не могу вспомнить»

С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память. Кроме того, оно помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации, ослабить эмоциональный накал. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а так же, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Облегчают процесс письма. Развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, стабилизируют психику, развивают интуицию. Улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, помогают преодолевать математические трудности, активизируется работа головного мозга. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс способности к обучению.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинесиология для детей». М., 1984.

    2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ. Сфера, 2001.

    3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.:ТЦ Сфера, 2001.

    4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

    5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999.

Сказка с упражнениями «Паучок»

(Кинезиологическая сказка.)

Эта сказка подойдёт для занятий с детьми с ОВЗ, а также для детей младшего дошкольного возраста.

Чок-чок-чок, Очень ловкий паучок

(Соединить кончики больших пальцев одной с указательными другой, менять положение пальцев)

Паутинку заплетал И немножечко устал.

(Руки соединить в замок, по одному поднимать пальцы на обеих руках)

Паучок наш стал зевать, А потом решил поспать.

(По одному пальцы опускать, чтобы получился замок)

Он улёгся, растянулся, С боку на бок повернулся.

(Руки в замке вытянуть вперёд и повернуть пальцам к себе)

Муха мимо пролетала, Паутинку увидала.

(Руки согнуть в локтях, сжимать и разжимать кулачки)

Полетала, покружилась, В паутинке примостилась.

(Вращать кулачками в разные стороны)

Паутинка закачалась, Муха в сеточку попалась!

(Руки вытянуть вперёд, поднимать и опускать кисти рук, на последнем слове сжать кулачки)

Тут проснулся паучок, Цап он муху и молчок!

(Разгибать по одному пальчики из кулачков одновременно, на последнем слове кулачки сжать)

Как правильно развивать внимание и память у деток с ЗРР и алалией?

Для игр с не говорящими детьми используют игрушки, при более высоком уровне развития речи можно брать картинки. Это нужно для создания соответствующего эмоционального настроя ребенка, поддержания интереса.

  • На столе стоят 4-6 игрушек. Ребенок отворачивается, а в это время 1-2 игрушки убирают. Нужно повернуться и узнать, что убрали со стола.
  • Можно не убирать, а добавлять игрушки. Задача ребенка – сказать, что появилось на столе.
  • На столе стоит от 2 до 4 игрушек, которые нужно внимательно рассмотреть вместе с малышом. Ребенок отворачивается, все игрушки «прячутся». Надо вспомнить, что стояло на столе.
  • С ребенком рассматривают 2-4-6 картинок из детского лото, потом их убирают, смешивают с остальными. Задача ребенка – найти те картинки, которые рассматривали в начале игры. Усложнение игры – расположить картинки в том порядке, в котором их рассматривали.
  • Выполнить последовательные действия: сначала надо налить воду в чашку, потом положить ложку в стакан, а карандаши – в коробку. Усложнение – предложить ребенку рассказать о том, что он сделал.
  • Дорисовать незаконченные рисунки, выложить из счетных палочек фигуру по образцу.

Причины и факторы риска

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия , сердечная или легочная недостаточность и пр.).

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного , внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, энцефалит , менингит , некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции , пневмония , рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Сказка «Зарядка для ладошек»

(Кинезиологическая сказка.)

Начинаем по порядку Мы для наших рук зарядку. Вот ладошка. вот кулак, Их не спутаешь никак.

Показ правой рукой ладонь-кулак.

С левой ручкой продолжаемУпражнение повторяем. Вот ладошка. вот кулак, Их не спутаешь никак.

Показ левой рукой ладонь-кулак.

А теперь двумя рукамиПовторяйте вместе с нами! Вот ладошка. вот кулак, Их не спутаешь никак.

Двумя руками ладонь-кулак.

Упражнение усложняемИ ребро сюда включаем.

Двумя руками кулак- ребро — ладонь

Пальцы мы соединяем И названия вспоминаем.

Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Поочерёдно соединять пальцы рук, проговаривая названия.

Мы кладём на стол ладошкиПостучим теперь немножко.

Поочерёдно постукивать пальцами обеих рук по столу 3 раза одновременно, ладони прижаты к столу: большие, указательные и т.д.

Пальцы в кулачок сжимаемИ вращения начинаем. Влево раз и вправо два Получается игра!

Вращение кулачками одновременно в левую, затем в правую стороны.

К центру дружно повернёмся

Вращение кулачками одновременно к центру.

И обратно разойдёмся.

Вращение кулачками одновременно от центра.

Всё в замок соединяем,От себя мы выгибаем.

Руки в замок, вытянуть, ладони от себя

Вверх подняли, потянулисьИ друг другу улыбнулись!

Не меняя положения кистей рук, поднимаем вверх.

Поработали немножко,Дружно хлопаем в ладошки.

Руки разомкнуть, хлопки.

Формы моторной алалии у детей

В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.

Афферентная (кинестетическая)

Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.

Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.

Эфферентная (кинетическая)

Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.

Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.

Система коррекционно-педагогической работы при моторной алалии

Коррекционное воздействия носит комплексный психолого-медико-педагогический характер.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии

При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, мышления)

Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению.

Преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний, эффективной работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно.

Список использованных источников:

  1. Гриншпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. //Нарушения речи и голоса у детей. — М.,1995.
  2. Ковшиков В. А. О терминологии «моторной алалии». //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М., 1992.
  3. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. М.: ВЛАДОС, 2004.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским
оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору
перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза
моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений
в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов,
восприятие и понимание речи, наличие эхолалии

Кроме того, отмечается уровень активного и
пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй
речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение
электроэнцефалографии, эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга,
рентгенологического исследования черепа. Для дифференциальной диагностики с сенсорной
алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы
исследования слуховой функции. Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией,
аутизмом, олигофренией, задержкой речевого развития.

К целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования согласно ФГОС относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка:

ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами; хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.

Все перечисленные ориентиры в той или иной степени нацелены на полноценное речевое развитие дошкольника.

Но, следует отметить, что за последние годы увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. С детьми данной категории я работаю более 10 лет.

Лечение

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне
медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых
структур.

Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.
Эффективны электрофорез, магнитотерапия, лазеротерапия, дециметроволновая терапия,
транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия, электропунктура, гидротерапия.

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной
(мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с
логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью,
грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь.

Хороший результат обеспечивают логопедический массаж и логоритмические упражнения. При моторной алалии рекомендуется
рано начинать обучать детей грамоте, так как чтение и письмо помогают контролировать устную речь
и лучше закреплять усвоенный материал.

Упражнение «ЭНЕРГЕТИЗАТОР»

Новый взгляд!Взрослые и дети с улыбкой смотрят на младенца, когда он впервые поднимает голову и с любопытством оглядывается вокруг. В этот замечательный период маленький ребенок активно познает мир. Попробуйте посмотреть вокруг глазами малыша, который только учится владеть своим телом. Возможно, многое представится вам в новом свете.Упражнение «Энергетизатор», которое мы представляем в этом номере, возвращает детей в состояние творческого познания окружающей действительности. Оно повышает концентрацию внимания, сосредоточенность, улучшает восприятие новой информации и творческие способности.Движения также подпитывают энергией для быстрого выполнения учебных заданий, принятия правильных решений. Они способствуют улучшению координации движений, снимают стресс статичной позы.

Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед.
Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной.
На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены.
Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу.
Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. Повторите движения 3 раза

Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и дыхания

Другой вариант упражнения – выполняем движения, лежа на животе на мягкой поверхности. Последовательность остается прежней. Бедра и нижняя часть спины расслаблены и неподвижны.

Упражнения, растягивающие мышцы тела

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Упражнение «МЕДВЕЖЬИ ПОКАЧИВАНИЯ»Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю

Затем подключите руки, придумайте сюжет.Это упражнение развивает крупную моторику, внимание. Растягивающие мышцы тела, помогают детям развить и усилить действие тех нейронных путей, которые связывают уже имеющуюся информацию

Проводить можно как физ. минутку на занятии так и в повседневной жизни детей (между занятиями, на прогулке).Упражнение«ДЕРЕВО»Сидя на корточках, спрячьте голову в колени. Колени обхватите руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер, раскачивайте тело, имитируя дерево.Под влиянием этого упражнения в организме происходят положительные структурные изменения. При этом сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Список литературы:

Матвеева Т.Н., Зимовец Л.Г., Райдугина О.С. Семейное воспитание в русских пословицах и поговорках. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 16 частях. 2015. — С. 131-135.

Матвеева Т.Н., Мелкумян М.С. Гуманистические идеи Пьера де Кубер- тена. // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. Тамбов, 2013. — С. 92-96.

Victor E. Frankl. Man’s Search for Meaning. Издательство: Washington Square Press. Перевод Маргариты Маркус, mmarkus(a)bgu.ac.il, Издание 1985 года.

Предыдущая     Оглавление     Следующая

Количество показов: 3642

Упражнения «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЁРКИ» и «ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ»

  1. Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.

  2. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

  3. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.

  4. Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.

  5. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.

Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи. Стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление

Повышает внимание, улучшается память.Упражнение«САМ СЕБЕ КАЧЕЛИ»На улице моросит дождик, переходящий в первый снег, и все больше времени дети проводят без движения. Днем сидят в школе за уроками, а потом короткими перебежками бегут домой, чтобы уткнуться в книги или компьютер

На прогулку они выбираются только в выходные дни. Из-за дефицита физических нагрузок нашему телу в осеннее время года так не хватает бодрости, энергии, драйва. Поэтому утром все сложнее проснуться, а днем тяжело сосредоточиться на выполнении заданий. И тем более – суметь быстро решить задачу или найти дополнительное нестандартное решение. 1.Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени. 2. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. 3. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно, поддерживать тело в наклонном положении. 4. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами. Предлагаем другой вариант упражнения «РОКЕР» Сидя в кресле, опираясь на подлокотники, поднимите ноги, согните в коленях и делайте ими круговые движения. Можно работать в парах: один сидит рядом с другим и поддерживает его колени и спину в то время, когда первый делает небольшие круговые вращения телом и таким образом массирует бёдра и ягодицы. Упражнение «Рокер» снимает напряжение после длительного сидения за столом, компьютером. Прибавляет энергии, помогает достигать спортивных успехов, способствует творческому мышлению. Кроме того, оно способствует развитию понимающего чтения, улучшает навыки эмоционального чтения и пересказа. Упражнение выполняется на мягкой поверхности. Подойдет, например, гимнастический коврик.Упражнение«ПЕРЕКРЁСТНЫЙ ШАГ СИДЯ»Делайте «Перекрёстный шаг, сидя» на мягкой поверхности, чтобы защитить копчик. Двигайтесь лёжа на спине. Колени и голова приподняты, руки обхватывают голову, чтобы поддержать её. Двигайтесь так, словно едете на велосипеде, дотрагиваясь локтями до противоположных колен. Держите голову расслабленной. Дыхание должно быть ритмичным.Перекрёстный шаг сидя усиливает работу мышц живота, расслабляет мышцы нижней части спины и активизирует интеграцию левого и правого полушарий головного мозга. Можно проводить при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений.

Упражнение «Помпа»

«Снять стресс – легко!» Cпециалистам известно, что упражнения на растягивание, которые часто используются во время уроков физкультуры, а также в практике атлетов, танцоров, йогов, помогают расслабиться, обрести пластику, грациозность, свободу и изящество движений, хорошую осанку. Но почему такие движения делают учебу дошкольников и школьников более успешной?Понятно, что хорошая успеваемость предполагает активное освоение новой информации. Но, например, когда школьник попадает в незнакомую ситуацию, или над ним висит угроза контрольной работы, или когда родители неодобрительно косятся из-за полученной тройки, то мышцы ребенка сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и стресс. Однако при этом сигнал не доходит до передних отделов мозга, отвечающих за понимание, моторный контроль, рациональное поведение, столь необходимых для учебной деятельности и при коммуникациях.Растягивающие движения снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. Поэтому такие упражнения способствуют усилению различных учебных навыков – понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи. А также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.

Упражнение «Помпа»

  1. При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен, верно.

  2. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками.

  3. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге.

  4. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги.

  5. Поменяйте положение ног и повторите упражнение.

Предлагаемые движения также улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности. Упражнение«ГРАВИТАЦИОННОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ»Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Сделайте наклон вперёд, как бы отдавая тело действию закона земного притяжения, руки плавно опускайте вниз – выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки – вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперёд, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую ногу, на левую, левую на правую).Несколько минут (5-7) занятий дают высокую умственную энергию. Эти упражнения помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения. Активизирует ощущение баланса и чувства координации

Повышается зрительное внимание

Игры на сенсорное развитие (цвет, величина, форма)

Дети с моторной алалией испытывают трудности с ориентировкой в пространстве, а также в определении цвета, формы и величины предметов.

Не очень выражен у них и познавательный интерес.

Игры помогут решить эти проблемы:

  • Нужно выбрать из одинаковых по величине шариков только красные, только белые ит.д.
  • Предложите ребенку принести столько же кубиков, сколько матрешек;
  • «Подбери цветок» — разложить по вазам цветы одного цвета (все фигурки выполнены из бумаги);
  • «Спрячь шарик в ладошках» — предложить спрятать в ладони сначала маленький, затем большой шарик, получится или нет;
  • «Наоборот» — на одних картинках большие предметы, а на других те же предметы, только маленького размера. Ведущий говорит, поднимая картинку: «У меня пирамидка большая…». Ребенок ищет такую же, и отвечает: «А у меня маленькая», и т.д.
  • Лото на закрепление цвета с изображением кругов разного цвета.

Эти игры приведены для примера, чтобы понять принцип подбора, на самом деле их существует огромное количество.

Если ребенок еще маленький, нужно тщательно подбирать мотивацию, зачем ему нужно выбирать шарики, картинки, и т.д.

Предложите помочь зайке, кукле или мишке, выручить их — так малышу будет гораздо интереснее играть и заниматься.

Самые эффективные игры на развитие мелкой моторики

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев.

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения:

  • Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.
  • Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.
  • Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.
  • Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.
  • Выполнять движения по показу и без него: «кулак-ребро-ладонь».
  • Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.
  • Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.
  • Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.
  • Выкладывать узоры из мозаики.

Регулярно проводимые игры-занятия, тщательное выполнение заданий логопеда, корректное психологическое сопровождение обязательно помогут ребенку подняться на следующую ступень на пути к освоению правильной грамотной речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: