Как правильно развивать речь дошколят: советы родителям

Условия для развития речевой деятельности ребёнка

Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка

Как правильно формировать и развивать речь у ребенка

Современные исследования показали, что речь ребенка формируется преимущественно благодаря взаимодействию со взрослыми. Поэтому контакт родителей и детей раннего возраста так важен для речевого развития. 

Важно

С самого рождения разговаривайте с малышом, сопровождайте любую коммуникацию с ним (кормление, переодевание, массаж) эмоционально окрашенными словами. Чаще называйте его по имени, произносите названия вещей, которые его окружают, и давайте вслух характеристику его деятельности и тому, как здорово он со всем справляется.

Что еще помогает сформировать речь малышей? В возрасте 5–6 месяцев дети обычно с удовольствием повторяют разные звуки и слоги. Им очень приятно, когда взрослые отмечают их успехи, радуются их достижениям и включаются в диалог. Реагируйте на вербальную активность, которую проявляет ребенок. Например, специалисты рекомендуют повторять звуки, которые он произносит, окрашенные позитивной интонацией. Вовлекайте малыша активно участвовать в диалоге, когда вы занимаетесь чем-то по хозяйству. Так у детей формируется понимание, что для коммуникации требуется разговорный навык. Уже в возрасте 8–10 месяцев малыша можно словами побуждать к простым действиям, например: «Помаши ручкой!» Также полезно играть с ребенком в звукоподражание: «Как лает собачка? Как гудит машина?»

Полезнаяинформация:

Разговаривая с детьми раннего возраста, лучше использовать короткие предложения и произносить их раздельно. Старайтесь поддерживать диалог с малышом, задавая ему вопросы в игровой форме.

Ребенок, понимая интонацию, сможет давать обратную связь. Также специалисты рекомендуют отказаться от изменения, упрощения слов и языка жестов, а также не требовать от малыша правильного произношения сложных слов

Важно не сердиться и не торопить ребенка скорее научиться разговаривать. Наоборот, радуйтесь даже самым маленьким его речевым успехам и поощряйте их

Так вы поможете создать для ребенка полноценные и комфортные условия для речевого развития.

Как развивать речь у детей в домашних условиях? Формированию речи дополнительно помогают простые игры и упражнения, которые легко организовать в домашних условиях. Ниже приводим примеры некоторых из них.

Развитие мелкой моторики

Предлагайте ребенку выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Это помогает стимулировать развитие речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом. Также рекомендуется делать массаж кистей рук ребенка и регулярно устраивать пальчиковые игры, особенно такие, где каждый пальчик совершает изолированные движения, а также чередуется сжатие и расслабление мышц кисти.

Книги и картинки

Читайте ребенку детские стихотворения и сказки, пойте ему песенки, разглядывайте вместе простые книжки, называйте картинки. Особенно эффективным считается использование карточек с изображением животных, транспорта и т. п., которые можно перебирать и озвучивать.

Артикуляционная гимнастика

Организовывайте разнообразные веселые игры, благотворно влияющие на органы речи. Например, вместе с ребенком можно строить гримасы перед зеркалом: показывать язык, надувать щёки. Также полезными будут дыхательные игры, например выдувание мыльных пузырей, попытки сдуть со стола бумажку или мячик для настольного тенниса.

Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Языковые способности, несомненно, заложены в человеке, но пока не выражены в новорожденном. Овладение языком придерживается некоторых общих, универсальных закономерностей. Однако, без окружения, которое предусматривает моделирование языка и взаимодействие, ребенок не развивает способностей к языку, с которым он или она родились. Развитие языка дает старт жизни ребенка, хотя экспрессивный язык возникнет не позже, чем через несколько месяцев после рождения. Однако к тому времени как ребенок достигнет 5 лет, его или ее словарный запас будет включать в себя несколько тысяч слов.

0-2 месяца Новорожденные дети только кричат.
3-4 месяца Появляется гуление.
С 6 месяцев Малыш начинает лепетать, знает свое имя, с удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую.
1-1.5 года Произносит первые осознанные слова.
После 1 года Постепенно словарный запас расширяется и улучшается произношение. До 3-4 лет ошибки нормальны. Дети могут неправильно обобщать слова, сокращать их до одного ударного слога или переставлять слоги местами.
После 3 лет В речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В 3-4 года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время часто говорят торопливо, взахлеб.
5 лет У ребенка значительно расширяется словарный запас. Он может пересказывать, сочинять рифмы, правильно произносить слова.

Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают. Поэтому образовательные стандарты для детских садов и развивающих центров делают основной упор на формирование речи.

Какие причины влияют на появление речевых проблем?

Психологи заявляют, что у дошколят, поступающих в школу, часто обнаруживаются речевые проблемы, которые мешают им успешно обучаться. Наиболее серьезными из них считаются:

  • односложность и невыразительность речи, построенной из элементарных предложений;
  • скупость словарного запаса;
  • применение жаргонных словечек, нелитературных фраз;
  • неумение передать своими словами содержание текста;
  • невнятная дикция;
  • низкая грамотность (неправильно поставленные ударения, ошибки в падежных окончаниях, неверно выбранный род существительных).

Если у дошкольника нет речевой патологии, то причиной появления таких проблем, по мнению специалистов, становится поведение взрослых, окружающих ребенка, которые:

  • мало общаются с ребенком, само общение сводится только к удовлетворению потребностей, связанных с едой, гигиеной, режимом;
  • вводят запреты: «не мешай, я занят», «мне нЕкогда с тобой играть», «займись сам своим делом», «без меня ничего не трогай»;
  • в семье разговаривают в повышенном тоне, употребляют сленг;
  • не придают значения тому, что ребенок постоянно занят компьютерными играми;
  • мало читают, не обсуждают с малышом прочитанное;
  • дома не принято обсуждать семейные события;
  • скудная детская библиотечка;
  • ребенку не хватает полноценного общения со сверстниками;
  • взрослые считают, что достаточно посещения детского сада или группы, а дома проводить речевые занятия необязательно.

Можно найти еще много причин такого рода, которые тормозят развитие речи дошкольника. О них необходимо знать родителям, так как они должны понимать, что речь взрослых, манера общения в семье служат образцом для подражания детям. Во многом от них зависит, как будет их малыш разговаривать.

Учитываем возрастной принцип

Речевое развитие ребёнка начинается ещё до его появления на свет. Мудрые мамы все девять месяцев беременности общаются с будущим малышом, делятся различными впечатлениями, поют колыбельные и просто разговаривают.

После рождения ребёнок начинает активно развиваться, совершенствуются и его языковые умения. Что рекомендуют логопеды и психологи для формирования правильной речи?

Общайтесь с новорождённым малышом. Учёные установили, что гуление и лепет возникает даже у глухих детей. Причём гулят и лепечут малыши всех рас и национальностей в один и тот же возрастной период – примерно в 2-5 месяцев. Однако если родители не разговаривают с крохой, первые речевые навыки угасают. Задача мамы – адекватно реагировать на детскую инициативу, разговаривать с ребёнком, произнося слова чётко и медленно, чтобы малыш смог уловить звуки, интонацию и даже мамино настроение.

Приучайте к твёрдой пище. Кажется, что знакомить ребёнка с твёрдыми пищевыми продуктами можно в любом возрасте, поскольку умение пережёвывать якобы никак не связано с правильной речью. Это опасное заблуждение. Если ребёнку после года давать только протёртое пюре, у него возникнут серьёзные проблемы с речью, поскольку для нормального произношения необходимо уметь управлять челюстной мускулатурой и правильно дышать. Именно это и происходит при разжёвывании твёрдых продуктов, в результате чего этот процесс становится своего рода «артикуляционной гимнастикой» для младенца.

Называйте предметы и действия

Приблизительно в 12 месяцев ребёнок приобретает замечательную привычку указывать пальчиком на разные вещи, привлекая тем самым родительское внимание. Мама должна в этот момент назвать предмет или действие: «это шкаф», «собака лает», «кукла лежит», «котёнок прыгает» и пр

Совсем скоро малыш начнёт повторять слова, точнее слоги или сочетание звуков – «ма», «па», «киса». Это нормальный период, когда кроха словно пробует «на вкус» новые языковые ощущения.

Особенности возраста

Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.

Развитие речи у детей 1-2 лет

Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.

Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 1 год и 2 года

Развитие речи у детей 2-3 лет

В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 3 года

Развитие речи у детей 3-4 лет

В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.

В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 4-х лет

Развитие речи у детей 4-5 лет

Запас слов в этом возрасте включает разные части речи. Ребенок использует обобщения и антонимы. Вместе с родителями малыш может пересказать сказку. «Маленькие почемучки» осваивают структуру сложных предложений, состоящих из двух простых грамматических основ. В пятилетнем возрасте речь практически полностью сформирована, небольшие сложности могут наблюдаться только со звуками «р» и «л».

Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет

Развитие речи у детей 5-7 лет

Дошкольный возраст характеризуется существенным расширением словарного запаса. Ребенку не составляет труда назвать более 5 характеристик предмета, Шестилетние дети понимают закономерность изменения слов, а также легко сочетают их в предложении. Для составления фразы используют все части речи.

Хорошее развитие речи дошкольников позволяет с легкостью пересказывать сказки, а также делиться собственными переживаниями. Первоклассник не испытывает сложности с использованием звуков. Исключение составляют труднопроизносимые или малознакомые слова. Его речь достаточно плавная, в ней отсутствуют пропуски.

Читайте так же: что должен уметь ребенок в 6 лет и 7 лет

Темпы овладения речью

Этапы развития речи у ребенка до трех лет

Список литературы

1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 360 с.

2.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия,
1999. — 288 с.

3.
Бородич А.М. Методика развития речи детей — М.: Просвещение, 1981. — 225
с.

4.
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С.
Избранные психологические исследования. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — с.426-437.

5.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.:
Просвещение, 1983. — 174 с.

6.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. — 306 с.

7.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский
Педагогический Вестник. — №7. — 2004. — С.17.

8.
Немов Р.С. Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 496 с.

9.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина
М.И. — М: Педагогика, 1985. — 258 с.

10.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина — М.: Просвещение,
1984. — 342 с.

11.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском
саду — М.: Просвещение, 1966. — 248 с.

12.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей — М.: Просвещение, 1972. — 164с.

13.
Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: ЛИНГВА-Центр,
2003. — 114 с.

14.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2001.
— 386 с.

Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. С. 24.

Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНГВА-Центр,
2003. С. 8.

Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 92.

Севастьянов О.Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л.С. Выготский о природе
эгоцентрической речи // Психологический журнал.— 1989.— Т. 10.— № 1.— С. 118.

Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 95.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999.
С. 57.

Развитие  речи  детей  дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина — М.:
Просвещение, 1984. С. 46.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. — М.: Академия, 2000. С. 31.

Бородич А.М. Методика развития речи детей — М.: Просвещение, 1981. С. 44.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.:
Просвещение, 1983. С. 28.

Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.

Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.

Возраст
Импрессивная речь (понимание речи)
Экспрессивная речь

6 месяцев

поворачивается на голос

обращает внимание на громкие звуки

смеется

произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему

9 месяцев

машет рукой на прощание

качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-то

лепечет, произносит слоги

говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», но слова пока не привязаны к людям или предметам

12 месяцев

говорит как минимум одно слово, придавая ему смысл (например, «мама», обращаясь к матери)

подражает звукам («кошечка делает «мяу», собачка — «гав»)

произносит простые лепетные слова

15 месяцев

18 месяцев

указывает по просьбе как минимум на одну часть тела

использует указательный жест в диалоге

2 года

показывает по просьбе картинки

выполняет сложные просьбы

говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»)

называет хотя бы одну картинку

3 года

показывает части тела по просьбе (и называет их)

выполняет сложные просьбы

говорит короткие предложения

называет хотя бы один цвет

речь понятна окружающим

Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д

Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Что делать маме с папой?

Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.

Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций — играйте с ребенком, общайтесь с ним

Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике

Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.

Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.

Речь и чувство ритма

Незаменимым помощником в развитии речи станет для вашего ребенка чувство ритма

Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития маленького человека

Читайте с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки Чуковского, Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, окажутся полезны для артикуляции. Не нужно механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Выберите вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Вот, к примеру, игра-стихотворение «Добрый слон», прекрасно подходит для такой задачи:

Жил на свете добрый слон.

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),

Вот ромашка, вот… (букашка),

Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),

Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),

Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),

Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).

Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!

Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.

Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах.

Формирование словарного запаса

Словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас составляют те слова, которые человек использует в речи постоянно. Пассивный словарный запас ему знаком, но в речи используется крайне редко или не используется совсем.

Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.

Если вы будете стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.

Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.

Специальные игры и упражнения

Самым действенным средством для развития речи дошколят являются игры и упражнения. Среди их разнообразия родители всегда могут выбрать те, которые будут им наиболее доступны, просты в исполнении, привлекут малыша

Особое внимание уделяется играм по развитию речи, направленным на совершенствование правильного произношения, развитие артикуляции, обогащение словаря

Что предлагают педагоги и психологи?

Классические игры «Отгадай и опиши предмет», «Чудесный мешочек», «Отгадай, чей голосок» являются хорошим средством для пополнения словаря, построения предложений. В них можно играть и с маленькими детками, и с детьми постарше: надо правильно назвать предмет, дать его характеристику (цвет, форму, назначение).
Полезно проводить с малышами игры на подражание животным «Кто как кричит», «Кто гуляет на лугу», они помогут в правильном произношении звуков и пополнят словарный запас.
Со старшими детками можно провести упражнение «Найди словечко» для совершенствования звукопроизношения. Взрослый неторопливо произносит слова, а ребенок находит слово с определенным звуком и хлопает в ладоши. Например, звук д: «Дети гуляют в парке», «Прилетел добрый волшебник».
Дошколятам также понравится игра «Путаница». В ней все слова перепутаны, их надо правильно произнести: шинама (машина), басока (собака), касум (сумка). Родители могут придумать множество слов-перевертышей, что позабавит детей и поможет в развитии их произношения.
Большое значение придается играм, направленным на обогащение словаря. С этой целью можно предложить такие игры, как «Придумай словечко»: бы-бы-бы, мы в лесу нашли… (грибы), су-су-су, мы увидели …(лису), ра-ра-ра, мы увидели…(бобра). «Я начинаю, а ты продолжай»: взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Зимой холодно, а летом…», «Летом листья зеленые, а осенью…», «Медведь зимой спит, а заяц…».

В игре «Чем похожи и не похожи» дошкольнику предлагается составить сравнение и описание двух однотипных предметов: две куклы, , медведя, машины, мячика.
Для развития грамматического строя можно предложить ребенку поиграть в «Непослушные слова». Взрослый предлагает придумать небольшой рассказ со словами, которые не склоняются: какао, пальто, домино, шимпанзе. Например, «Мы в зоопарке видели шимпанзе. Шимпанзе ловко прыгает по веткам. Мы бананы дали шимпанзе».
Полезны для обогащения словарного запаса, совершенствования грамматики, развития артикуляции словесные игры с мячом: мяч ребенку летит с определенным словом, а он его возвращает со словом, противоположным по значению. Например, «Съедобное-несъедобное (яблоко едят, а камень ‒ нет)», «Летает-не летает (самолет летает, а корабль ‒ нет)», «Скажи наоборот (добрый-злой, зима-лето, снег-дождь)».
Для артикуляционной гимнастики используются специальные упражнения, которые укрепляют правильное дыхание во время произнесения фраз. Родителям не стоит выполнять сложные упражнения, которые под силу только специалистам. Достаточно будет простейших заданий. Например, игровое упражнение «Удлини фразу». Взрослый строит предложение и предлагает удлинять его, добавляя новое слово: «Наступило лето. Вот и наступило лето. Вот и наступило теплое лето. Вот и наступило теплое веселое лето». Удлинение фразы продолжается до тех пор, пока ребенку будет хватать дыхания

Важно следить, чтобы вся фраза произносилась на одном выдохе.
С целью тренировки дыхания и чистоты речи можно подобрать скороговорки, чистоговорки, например, классические:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Правильная организация среды и подбор доступных средств помогут родителям добиться хороших результатов в развитии речи детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: