Речевая карта для неговорящих детей с алалией
После подтверждения наличия у ребенка алалии логопед ставит его на учет и заводит специальную индивидуальную речевую карту. Документ представляет собой перечень вопросов, диагностических результатов и показателей. Все данные врач регулярно вносит в карту, что помогает прослеживать динамику коррекции речевых нарушений, выяснять оптимальные пути лечения.
Речевые карты могут носить общий (обобщенный) или развернутый характер. В первом случае, как правило, описывается только анамнез и прочие общие сведения. Развернутый вариант содержит в себе всю информацию о результатах обследований, о текущем состоянии проблемы, о словарном запасе малыша, о выполняемых ним заданиях. Чаще всего документ ведется до момента поступления ребенка в школу.
Что обязательно включается в речевую карту?
- Общая информация (сводные данные о ребенке и его родителях, короткая характеристика пациента).
- Анамнез (данные о рождении, этапе новорожденности, перенесенных заболеваниях, раннем речевом развитии, общем состоянии здоровья малыша).
- Показатели исследования неречевой деятельности (картина зрительного наблюдения за пациентом, данные о мелкой и общей моторике, слуховой внимательности, зрительном восприятии, ощущениях ритма).
- Показатели, полученные в ходе диагностики речевых нарушений (демонстрируют состояние механизма произношения звуков и аппарата артикуляции, качество звуковоспроизведения и речевой моторики).
- Качество дыхательной и голосовой деятельности (частота, типовая принадлежность и длительность дыхательных движений, оценка голоса).
- Показатели фонематической речевой сферы и восприятия, понимания речи, лексики и грамматического строя, состояния связной речи (если таковая присутствует).
В завершающей части речевой карты специалист записывает логопедическое заключение, в котором обозначает диагноз и составляет рекомендуемую схему коррекции. Документ дополняется заключениями врачей других специальностей: невропатолога, отоларинголога, психотерапевта и др. []
Лечение сенсорной и моторной алалии
Дети, страдающие алалией часто трудны в воспитании. Родители могут несправедливо относиться к таким детям, потому что не понимают тех сложностей, с которыми сталкиваются их дети
Очень важно осознавать, что особенно к таким детям необходим спокойный подход и понимание. Если Вы заметили у ребёнка симптомы алалии, Вы должны немедленно обратиться с ним к специалистам: логопеду, детскому неврологу, детскому психологу, детскому отоларингологу для выявления причин нарушения речи
Для диагностики может быть назначено комплексное обследование, включающее ЭЭГ, МРТ головного мозга, проведение исследований слуховых функций (аудиометрия), диагностика устной речи, слухоречевой памяти.
Лечение алалии включает психологический, педагогический, а также, при необходимости, медикаментозный аспекты. Значительный эффект в восстановление функций речи привносят методики транскраниальной электростимуляции и биообратной связи, направленные на восстановление и формирование корковых и подкорковых связей мозга. В процессе коррекции алалии ребенок должен участвовать в развивающих занятиях, таких как
- гимнастика и ритмика,
- художественные и технические занятия,
- наука чтения, разговора, понимания, письма и счета.
- тренировка памяти, внимания и восприятия, которые призваны ускорить развитие психических функций, в том числе развитие и коррекцию речи. Форма занятия и его особенности подбираются для каждого ребёнка индивидуально.
Информация о работе специалистов в нашем Центре и запись на приём проводится по телефону 8 (812) 385-53-40
Причины алалии
Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.
Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.
Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.
Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.
Симптомы
При такой форме расстройства, как сенсорная алалия, ребенок не умеет понимать речь, которая была обращена к нему. Если нарушение имеет тяжелую форму, то может наблюдаться абсолютное безразличие ребенка к любым звукам, независимо от характера их происхождения. Пациент не реагирует на свое имя, не может отличить речь взрослого от любых других звуков в пространстве. Если форма нарушения легкая, то ребенок может демонстрировать понимание отдельных слов из обихода.
При сенсорной алалии речевая активность ребенка достаточно высока, однако он произносит только простые звуки, смысл которых не может быть понятен окружающим. Повторять слова за взрослыми ребенок не в состоянии, также он не может сопоставить предметы и слова.
Отличительный признак этого типа алалии — многократное повторение каких-либо звуков без понимания смысла произнесенного.
Моторная алалия у ребенка
Моторная алалия у детей
Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.
Явление выражается в следующем:
У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге
Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться
Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.
В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.
Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.
Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».
Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.
В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.
Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.
Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни
Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь. На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом
Задачи коррекции моторной сферы у детей с дизартрией
Основными задачами при коррекции моторной сферы у детей с дизартрией при преодолении речевых нарушений считаются следующие:
- Достаточное развитие общей моторики: статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений, развитие ловкости;
- Работа по формированию кинестетической и кинетической основ артикуляторных движений;
- Работа над развитием мимической мускулатуры;
- Формирование кинестетической, кинетической основ движений рук, статической и динамической координации движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение.
В работе по развитию общей моторики у детей с речевыми нарушениями большая роль отводится воспитателям, инструктору по физической культуре, инструктору ЛФК, музыкальному руководителю. Данным специалистам даются рекомендации по коррекции отдельных компонентов общей произвольной моторики в связи с особенностями ребенка.
Афферентная и эфферентная алалии
Афферентная моторная алалия связана с нарушением, локализованным в постцентральной зоне мозговой коры (нижней теменной зоной левого полушария), ответственной за кинестетическую оценку и выработку раздражителей, ощущений, которые поступают к головному мозгу в речевом процессе, а также за кинестетические схемы речи. Если происходит поражение данного отдела, то развивается кинестетическая артикуляционная апраксия. Малышу сложно найти отдельные артикуляции, в речи отмечаются замены артикуляционно-спорных звуков. Сложности появляются и при воспроизведении, повторе слова или словосочетания. Закрепление правильной артикуляции затруднено.
Появление эфферентной моторной алалии связано с поражением премоторной мозговой коры (задней трети нижней лобной извилины – так называемого центра Брока). Эта область обычно несет ответственность за последовательность и формирование сложных сочетаний моторных схем. У пациентов с эфферентной моторной алалией может отмечаться кинетическая артикуляционная апраксия: нарушается переход между коартикуляциями, малыш испытывает трудности включения в движение, ему сложно сделать ряд последовательных движений. Присутствует искажение слоговой словесной структуры, наблюдаются персеверации.
Сопоставительный анализ афферентной и эфферентной моторной алалии в таблице
Разновидность моторной алалии |
Область поражения мозговой коры |
Проявление дефекта |
Афферентная (кинестетическая) алалия |
Теменная зона возле постцентральной извилины (нижние области возде постцентрального отдела). |
Основным дефектом выступает расстройство проприоцептивной кинестетической афферентации моторного акта. |
Эфферентная (кинетическая) алалия |
Нижние зоны премоторного отдела (нарушается автоматизация различных психических функций). |
Расстройство последовательной временной организации моторных актов в результате сбоя динамического праксиса в процессе запоминания и выполнения двигательной схемы (может наблюдаться моторное застревание или выпадение). |
Причины моторной алалии у ребенка
Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.
В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:
- Пренатальные факторы — те, которые влияют на плод. В эту группу относятся инфекционные болезни женщины во время беременности (особенно опасны краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), сахарный диабет, токсикоз, несовместимость плода и матери по резус-фактору, гипоксия. Причиной поражения головного мозга могут быть также сильный стресс, физическая травмы женщины, прием лекарственных препаратов, которые противопоказаны в этот период, прием алкоголя и наркотических веществ, курение;
- Интранатальные факторы — те, которые воздействуют в период родов. К таким относятся родовые травмы головного мозга и асфиксия. Эти факторы приводят к гибели нейронов. Негативно сказываются стимуляция родов, стремительные роды, применение акушерских щипцов, преждевременное излитие вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины;
- Ранние постнатальные факторы. В эту группу относят черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты, новообразования головного мозга, возникшие в первый год жизни ребенка. Повлиять могут также инфекционные заболевания, анемия, рахит, гипотрофия. Особую роль играют недостаток общения, внимания со стороны родителей, эмоциональные потрясения в раннем возрасте (разлука с мамой, например).
Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз
Прогноз и профилактика
Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.
Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.
Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы
Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям
И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.
Классификация алалии
За все время изучения проблемы было предложено несколько классификаций алалии в зависимости от ее проявления, механизма, степени выраженности недоразвития речи. Сегодня в логопедии используется классификация алалии по В.А. Ковшикову. Согласно нее выделяют:
- моторную или экспрессивную алалию;
- сенсорную или импрессивную алалию;
- смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную, в зависимости от преобладания нарушений развития речи).
Моторная форма алалии возникает в результате раннего органического поражения коркового отдела речедвигательного анализатора. У ребенка в этом случае собственная речь не развивается, однако понимание чужой речи сохраняется. В зависимости от того, какая зона головного мозга повреждена, различают 2 вида алалии — афферентную моторную и эфферентную моторную. При афферентной моторной алалии наблюдается органическое поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), которое сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. При эфферентной моторной алалии происходит поражение премоторной коры (задней трети нижней лобной извилины, центра Брока), сопровождаемое кинетической артикуляторной апраксией.
Сенсорная форма алалии возникает в результате поражения коркового отдела речеслухового анализатора (задней трети верхней височной извилины, центра Вернике). При этом у ребенка нарушается высший корковый анализ, а также синтез звуков речи. Несмотря на то, что физический слух у него сохранен, речь окружающих ребенок не понимает.
Как проводится лечение
Для того чтобы добиться положительной динамики, специалисты нацеливаются на то, чтобы в первую очередь устранить основную причину расстройства. В силу этого проводится коррекция сенсорной, интеллектуальной сфер, а также сферы эмоций. Этим занимается логопед, нейропсихолог и дефектолог.
Главное — начать процесс коррекционных занятий как можно раньше. Специалисты указывают на возраст в три-четыре года. Ключевым условием успеха являются регулярные тренировочные упражнения по развитию речи.
Медицинская терапия включает в себя специальные манипуляции: физиотерапию, массаж. Коррекция дает возможность убрать нейропсихологические нарушения, восстановить кровоток в сосудах, повысить моторную реакцию. Работа психолога направлена на улучшение процессов мышления, памяти, внимания, а также эмоциональной устойчивости.
Логопедическая ритмика
Логопедическая ритмика занимает особое место в системе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения и служит цели нормализации двигательных функций и речи. Каждое занятие является сюжетным, с элементами психогимнастики, пантомимы, импровизации, игровой мотивацией.
При дизартрии недостатки звукопроизношения изживаются только под воздействием длительного систематического логопедического воздействия, в котором большое место занимает работа над коррекцией моторной сферы. Поэтому коррекция моторной сферы положительно влияет на процесс преодоления нарушений звукопроизношения и дает заметный положительный эффект.
Сычева Тамара Семеновна,
учитель-логопед,
МКДОУ Детский сад №14 «Аленка»,
г. Новосибирск
Диагностика моторной алалии у детей
Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.
Диагностика включает:
- Медицинское обследование — сбор анамнеза, осмотр маленького пациента. Важны любые подробности: как протекали беременность и роды у мамы, как протекал период новорожденности, особенности физического и нервно-психического развития. Невролог выявляет проблемы с моторикой, нарушение координации движение, неравномерность рефлексов, снижение или повышение тонуса мышц. Определиться с диагнозом и причиной нарушений помогают электроэнцефалография, допплеровское исследование сосудов головного мозга, МРТ;
- Логопедическое обследование заключается в оценке речи и уровней ее развития. Специалист использует тесты, определяет объем словарного запаса, уровень речевого развития, сформированность грамматики, слоговую структуры и другие показатели. Оценивается движения губ, языка, точность этих движений, артикуляционные переключения;
- Психологическое обследование — оценка эмоционально-волевой сферы и когнитивных способностей психологом. При моторной алалии у дошкольников тестирование проводится в форме игр, чтобы малыш мог полностью раскрыться и специалист мог проводить активное наблюдение за поведением пациента, моделируя различные ситуации.
Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.
Признаки моторной алалии у детей
Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.
В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.
У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.
У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.
Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.
При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.
Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.
Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими
Могут быть нарушения сна и аппетита.
Речевая симптоматика при алалии
При моторной алалии отмечается выраженное недостаточное развитие всех речевых сторон: фонетической, фонематической, лексической, слоговой словоструктурной, синтаксической, морфологической, а также всех типов речевой функции, устной и письменной речи. Детям сложно актуализировать даже знакомые слова.
Фонетическое оформление характеризуется:
- максимальной сохранностью темпа, ритма, интонации, громкости и прочих просодических компонентов;
- наличием множественных периодических звуковых замен (преимущественно касается согласных звуков);
- резким несоответствием между относительно нормальным повтором отдельных звуков и их применением в речи.
Слоговая структура заведомо упрощается, упускаются отдельные (сложные для ребенка) звуки и слоги, отмечаются замены звуков, слогов, букв или слов, наблюдаются перестановки. Искажения неустойчивые и разнообразные.
В плане синтаксических и морфологических речевых нарушений обнаруживаются трудности с формированием высказывания. Фразы укороченные, структурно упрощенные, с многочисленными пропусками (преимущественно пропускаются предлоги). Неправильно подбираются падежные окончания, озвученные предложения относятся к простым нераспространенным.
Дети дошкольного возраста способны озвучивать лишь синтаксически-банальные предложения. Школьники выделяют лишь подлежащее и редко сказуемое из всех предложенных членов распространенного предложения, не могут самостоятельно определить элементы грамматического построения.
На фоне речевых нарушений при алалии отсутствует автоматизация процесса, недостаточно развивается динамический стереотип функции речи, формируется особенный неправильный тип языкового поведения.
Первичным структурным звеном при нарушении речи становится несформированная произвольная речевая функция. Вторичным звеном выступает нарушенная коммуникативная деятельность с регулярными признаками речевого и поведенческого негативизма. []
Симптомы моторной алалии
Моторная алалия симптомы может иметь различные — как речевые, так и не связанные с речью (неврологические, психологические).
Неврологическая симптоматика при этой форме алалии представлена, в первую очередь, двигательными нарушениями, плохой координацией, плохим развитием моторики пальцев. Детям с моторной алалией сложно овладеть даже элементарными навыками самообслуживания (зашнуровыванием обуви, застегиванием пуговиц) и выполнением мелкомоторных операций (складыванием пазлов, мозаики).
Давая психологическую характеристику детей с моторной алалией, следует отметить нарушения внимания, памяти, восприятия. Такие дети могут быть гиперактивными либо, наоборот, заторможенными и малоподвижными. Для малышей с моторной алалией свойственны высокая утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Моторная алалия у детей приводит к тому, что вследствие речевой недостаточности вторично страдает интеллектуальное развитие ребенка. Однако по мере развития речи оно постепенно приходит в норму.
При моторной алалии имеется ярко выраженная диссоциация между импрессивной и экспрессивной речью. Понимание речи сохраняется, однако собственная речь не развивается совсем либо же развивается с грубыми отклонениями. Этапы становления речевых навыков (а именно: гудение, лепет, слова, фразы, связная речь) проходят с запозданием, а сами речевые реакции весьма упрощены.
Несмотря на то, что ребенок с афферентной моторной алалией теоретически способен выполнять любые артикуляторные движения, у него наблюдаются грубые нарушения звукопроизношения. Зачастую при этом возникают смешения и стойкие замены артикуляционно спорных фонем, что неизбежно приводит к невозможности воспроизведения звукового образа слова.
В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом является невозможность выполнения ряда последовательных артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. На фоне моторной алалии несформированность динамического речевого стереотипа зачастую приводит к появлению заикания.
Запас слов при моторной алалии весьма отстает от возрастной нормы. Все новые слова ребенок усваивает с трудом, в его речи присутствуют, в основном, обиходные термины. Незначительный лексический запас приводит к неточному пониманию значений слов, неуместному употреблению их в речи, замене по звуковому и семантическому сходству. Отличительной чертой моторной алалии является преобладание в речи существительных в именительном падеже, значительное ограничение других частей речи, трудности с образованием и распознаванием грамматических форм.
Связная речь при моторной алалии имеет грубое нарушение. Обычно она состоит из коротких предложений. Ребенок с речевой алалией не может последовательно изложить события, отделить главное от второстепенного, передать смысл события, определить причину и следствие, временные связи.
При грубых формах моторной алалии речь не развивается совсем, ребенок может только подражать звукам и произносить отдельные лепетные слова, сопровождая их мимикой и активной жестикуляцией.
Публикация «Опыт работы „Особенности работы с детьми с моторной алалией“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Коррекционная работа при моторной алалии отличается от работы при дизартрии. Дети, страдающие моторной алалией, имеют достаточные произносительные возможности / в отличие, от дизартрии/, но они не способны ими пользоваться. Им трудно запомнить артикуляционное движение и переключаемость движений. Поэтому, замены звуков у детей с моторной алалией носят непостоянный характер. Например: звук “П” могут заменять то на “Б“, то на “ Т”, на любой другой звук. В отличие от алалии, замены звуков при дизартрии, носят постоянный характер. При моторной алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове. Поэтому, если при дизартрии работы над простыми согласными, как правило, хватает на фронтальных занятиях по звуковой культуре речи, то при моторной алалии – это требует тщательной индивидуальной работы. Если ребенок поступил с заключением: ОНР 1 уровня, моторная алалия, то есть его речь состоит из отдельных звуков, слогов, слов – практически, неговорящий ребенок, то работу я веду следующим образом.
1. Уточняю артикуляцию гласных звуков: А, У, И, О, Э, Ы.
2. Тщательно отрабатываю артикуляционный уклад звуков в последовательности: М, Б, П, В, Ф, Д, Т, Н, Г, К, Х. Вырабатываю зрительную, слуховую память на звук:
— c помощью зрительной опоры: “Послушай. Посмотри. Запомни. ”
— без зрительной опоры: “Послушай. Почувствуй. Запомни. ”
Вырабатываю быструю переключаемость артикуляционного аппарата с одного звука на другой.
— Важно, постоянно повторять уже пройденные звуки. — Дифференцирую звуки между собой
— Дифференцирую звуки между собой.
3. Соединяю простые согласные звуки с гласными. Отработанный звук + гласный. В дальнейшем добавляю другие пройденные звуки. Соединяю их в слова. Например: ДОМ. БУМ. Соединяю слова в короткие предложения. Ввожу предлоги.
4. Параллельно работаю над сложными звуками /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ/. Ввожу отработанные звуки в слова со звуками, которые уже сформированы у ребенка. Если необходимо, веду работу над постановкой йотированных гласных.
5. Постепенно пассивный словарь переходит в активный.
6. Важный момент: проговаривая слова, все время отхлопываем, отстукиваем слоги. При словоизменении голосом выделяем окончания.
7. Нарабатываю глагольный словарь и прилагательные.
8. На основе пройденного материала составляем предложения.
Для того, чтобы приучать детей с моторной алалией к работе в коллективе, стимулировать его речь, этому ребёнку я задаю на фронтальном занятии вопрос ребенку так, чтобы ответ ребенка включал уже имеющиеся у него речевые навыки,.