Этапы решения проблем в бизнесе с помощью теории Альтшуллера
В бизнесе используют адаптированный классический алгоритм решения по ТРИЗ. Он состоит из четырёх этапов: постановка задачи, ОИП (описание инновационной проблемы), выявление противоречий и поиск решения. Работу обычно ведут в группах из нескольких специалистов.
Постановка задачи происходит от проблемы. Чтобы решить её, нужно найти причины, по которым она возникла.
Для этого используют карту восприятия проблемы. Каждый человек из рабочей группы записывает проблему, задаёт себе вопросы, почему она появилась, и находит таким образом первопричину. Потом карты восприятия совмещают и выбирают самую весомую причину, из которой формулируют задачу.
Например, есть проблема — низкая конверсия в продажи. Предполагаемая первопричина — небольшой штат менеджеров: они не успевают обрабатывать заявки, клиенты уходят. Задача — повысить скорость обработки заявок.
Описание инновационной проблемы (ОИП) показывает, почему мы не можем прийти к желаемому результату.
В нём уточняют, к чему относится проблема — к маркетингу, бизнес-процессам, продукту. Чтобы понять, в каком направлении искать решения, также описывают:
- Предыдущие методы решения. Если проблему пытались решить раньше, описывают, какие методы пробовали и почему они не подошли. Например, пытались отдать работу на аутсорс, но это тоже съедало бюджет, а эффект был незначительным.
- Перспективные идеи, которые по каким-то причинам не реализовывали. Иногда бывает достаточно оттолкнуться от них, чтобы найти решение.
В ОИП могут внести ИКР — чёткую формулировку того, что должно получиться в итоге. В нашем примере идеальный конечный результат — система, в которой менеджеры сами ускоряют обработку заявок до 10–15 минут. В этом случае конверсия в продажи вырастет.
Выявление причин противоречий называют причинно-конфликтным анализом (другое название — RCA+). Он помогает найти сами противоречия и выгоды, из-за которых они не устраняются.
Для поиска противоречий прописывают требования к системе и то, какими ресурсами располагает компания, какие есть ограничения. Например, у нас ограниченный бюджет на отдел продаж — мы не можем нанять больше менеджеров. Это создаёт противоречие: денег не хватает, но сотрудников нужно больше.
Чаще всего ключевая выгода бизнеса — экономия. Менеджмент не хочет тратить дополнительные деньги, поэтому проблема не решается. Но, бывает, что причина противоречий в другом. Например, директор считает, что менеджеры могут работать лучше, и не одобряет расширение штата. Тогда возникает ещё одно противоречие, техническое: нужно больше менеджеров, но директор против — по его мнению, это приведёт к снижению производительности.
Поиск решения начинается ещё на этапе выявления противоречий и их причин. Иногда достаточно чётко сформулировать их, чтобы найти выход из ситуации.
До 80% задач решают, когда находят противоречия. Обычно у специалистов возникает несколько идей, как разрешить противоречия. В работу берут самую перспективную или самую бюджетную идею.
В нашем примере сформировано два противоречия:
- нужно больше менеджеров, но нет денег на это;
- нужно больше менеджеров, но директор против.
Напомним: идеальный конечный результат — система, при которой сами менеджеры устраняют проблему.
Чтобы получить ИКР, можно собрать чат-бота с искусственным интеллектом в конструкторе. Разработка обойдётся не так дорого, как расширение штата, но скорость обработки обращений повысится. Чат-бот будет работать с типовыми обращениями, а менеджеры — с теми, где ИИ не справляется.
Бывает, что даже после описания противоречий решения нет. Тогда рабочая группа использует 40 инновационных приёмов. Они созданы по подобию 40 приёмов Альтшуллера, но адаптированы для бизнеса.
Как применять ТРИЗ
Сформулируйте изобретательскую задачу.
Определите, к какому виду противоречий она относится.
Сформулируйте идеальный конечный результат.
Определите, какие ресурсы, которыми вы обладаете, могут быть использованы для её решения.
Примените один из приёмов решений одним из методов решения.
Проанализируйте результат.
Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.
Таблица устранения противоречий — инструмент для поиска нестандартных решений
Когда специалисты по ТРИЗ анализировали патенты, они выделили параметры, которые конфликтуют друг с другом. Например, точность расчёта и сложность алгоритма. А затем определили, какими приёмами изобретатели чаще всего устранили подобные конфликты — всего это 40 «ходов».
Все данные собрали в Таблицу устранения противоречий. В строках таблицы описано, какой параметр нужно изменить, а в столбцах — какой параметр ухудшается при изменении. На пересечении строк и колонок указаны возможные решения: раздроби, объедини, сделай гибким, сделай большую часть работы предварительно. Это абстрактные советы — иногда шутят, что они похожи на карты Таро.
Фрагмент таблицы приемов устранения технических противоречий. На пересечении колонок и строк указаны номера приёмов, которые можно использовать для разрешения конфликта
Дальше решения нужно приземлить на свой контекст: разобраться в процессе. Например, если совет «вынести общее», определить, что именно в задаче общее, а что частное и что нужно вынести. Это бывает сложно, но результаты, как правило, необычные. Так, люди могут решать задачу из медицины, а найти решение в строительстве, потому что там был похожий системный конфликт.
Поделюсь примером, как с помощью ТРИЗ мои коллеги решили задачу из сферы UX/UI и разместили больше информации для пользователей, не усложнив интерфейс.
Преимущества системы ТРИЗ
Для чего вообще нужна ТРИЗ-педагогика? Казалось бы, если ребёнок учится в общеобразовательной школе, знаний ему вполне достаточно.
Но представьте: подросток в возрасте 13-16 лет воспринимает биологию или физику не как ужасные предметы, а как увлекательные путешествия в мир загадок. Он может быстро разгадать фокусы самого Копперфильда, имеет развитое творческое чутьё и при этом склонен к техническому творчеству (созданию моделей, роботов, макетов и пр.).
А что, если таким будет не один ребёнок, но и все его друзья, одноклассники? Отличная перспектива — новое поколение, на которое можно положиться.
Именно развитием таких личностей и занимается система ТРИЗ. Она:
развивает у детей умение составлять описательные рассказы, сказки;
активизирует и улучшает психические процессы (память, мышление, внимание, концентрацию, наблюдательность, умение анализировать и сравнивать);
помогает детям быстро ориентироваться в сложных жизненных ситуациях;
позволяет ребёнку изобретать и придумывать новое;
развивает нестандартное мышление, воображение, фантазию;
формирует эрудицию, самостоятельность, логику, речь, пространственное мышление.
ТРИЗ-педагогика обладает обширным набором приёмов (более 100!) для решения разнообразных творческих задач, для анализа ситуации, для уменьшения трудоемкости и улучшения навыков детского прогнозирования. И если общеобразовательная школа формирует конкретные предметные знания, то ТРИЗ-система развивает умение их использовать в любой сфере и ситуации.
Основы ТРИЗ-технологий в вузовском образовании
Для реализации ТРИЗ-технологий в рамках вузовских учебных программ действуют все уже известные нам принципы и основы ТРИЗ-педагогики, включая принцип субъектности, принцип целостности знаний, принцип развития креативности и т.д. Однако все эти принципы реализуются в контексте подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности с прицелом на решение конкретных задач.
В данном направлении достигнуты определенные весьма существенные успехи и сделаны полезные для дальнейшего применения наработки. Изучение ТРИЗ в рамках вузовских программ возможно как в виде отдельной учебной дисциплины, так и в формате интеграции ТРИЗовских методик в учебный процесс при изучении различных дисциплин.
Для преподавания ТРИЗ как отдельной вузовской дисциплины уже разработаны учебники, универсальные и ориентированные на специфику конкретных профессий, которым обучают в том или другом вузе. В качестве универсального можно назвать ранее упомянутый учебник ТРИЗ, написанный коллективом преподавателей ведущих московских вузов, таких как МАИ, МИИТ, МГТУ имени Н. Э. Баумана и других .
Примером интеграции ТРИЗовских методик в учебный процесс при изучении различных дисциплин может служить внедрение в образовательный процесс программы «Аддитивные технологии» Московского политехнического университета. Там практиковалось «сквозное» преподавание комплекса дисциплин студентам бакалавриата в течение всего срока обучения, а также участие студентов в действующих проектах университета и совместная работа с партнерами вуза.
Итоги этого учебного эксперимента подведены в статье «Современный ТРИЗ в системе подготовки специалистов для аддитивного производства» .
Для справки: Аддитивные технологии – это технологии послойного наращивания и синтеза объектов, которые имеют широкое применение, в частности, в 3D-печати.
Элементы ТРИЗ использовались и в заданиях для студентов, обучающихся по специальности «Инженерная и компьютерная графика» в Балтийском государственном техническом университете «Военмех» им. Д. Ф. Устинова . В частности, студентам предлагалось найти недостатки различных конструкций и выработать меры по их устранению.
И, конечно, самым активным образом ТРИЗ-технологии внедряются в образовательную программу педагогических университетов, потому что именно там готовят педагогов и воспитателей для детских садов и школ, которые будут заниматься с нашими детьми по методикам ТРИЗ. Так, в Уральском педагогическом университете с методиками ТРИЗ работают будущие учителя физики и математики .
В педагогическом университете в Набережных Челнах готовятся использовать ТРИЗ в условиях модернизации технологического образования учащихся . Есть и более общие рекомендации, применимые сразу к нескольким дисциплинам. Они изложены, в частности, в обзоре «Развитие творческой активности обучающихся средствами ТРИЗ-технологии: на примере изучения естественных наук» .
В целом, таких примеров можно найти немало. Так что если возникает вопрос, когда и как использовать основы ТРИЗ-технологии в практической педагогической деятельности, всегда можно найти подсказку и изучить опыт тех, кто уже начал это делать в условиях дошкольного, школьного и вузовского образования.
Кроме того, вы всегда можете пойти своим путем и найти собственный вариант, как заинтересовать ТРИЗ-задачами своих детей, как внедрить ТРИЗ-технологии в преподавание того или иного предмета, как, в конце концов, использовать преимущества ТРИЗ в своей работе.
В этом вам также помогут наши программы «ТРИЗ на практике» и «Когнитивистика». Мы желаем вам свободного полета вашей творческой мысли и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:
Какие игры проводить с ребятами
ТРИЗ в детском саду – это не уроки. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры. Одна из них называется “Маша-растеряша”. Ребенок подходит к колоде карточек, на которых нарисованы предметы, используемые в хозяйстве. Например, ножи, вилки, ложки или миксер. Вытаскивает карточку, а там нож. Он объясняет группе, что нож потерян. Теперь ребенок должен посетовать на то, что он не знает, чем будет резать хлеб. А группа должна предложить решения проблемы. Например, хлеб можно нарезать леской, линейкой или отломить рукой. А можно распилить его ножовкой или расковырять вилкой.
Еще один пример задач ТРИЗ – это игра в теремок. Задача детей – научиться видеть общие признаки у разных предметов. Каждому из ребят выдается карточка, на которой нарисован предмет. Один ребенок становится ведущим и забирается в домик. В руках он держит карточку с изображением, например, гитары. К нему подходит товарищ, в руках которого картинка удочки. Ведущий озвучивает условия: я впущу тебя в дом, если ты назовешь общие признаки между мной и собой. Ребенок с картинкой удочки начинает перечислять, что и гитара, и удочка делаются из дерева, у обоих этих предметов есть нитки и лески и т. д.
Анализ и поиск идей
▍ Многоэтажное конструирование
- Один объект (космический корабль).
- Много таких объектов (флотилия космических кораблей).
- Возможность достижения нужной цели без объектов (например, полёта через гиперпространство без потребности в космических кораблях).
- Отсутствие потребности в достижении подобной цели (например, все живут в одном месте, в «космическом городе»).
▍ Конструирование с помощью приёмов
- Дробление: попытаться разделить объект (некий факт или утверждение) на составляющие его компоненты, вплоть до атомов, после чего попытаться снова собрать. В процессе такой мысленной разборки попытаться придать каждой детали функции изначального объекта.
- Изменение наоборот: изменить какое-либо качество объекта таким образом, чтобы оно стало противоположным (причём это применимо и к самому приёму мышления, когда мы, например, раздробленный мысленно объект попытаемся, наоборот, объединить).
- Ускорение-замедление: действие выбранного качества объекта изменяется таким образом, чтобы появилось новое свойство.
- Увеличение-уменьшение: многократное изменение размеров объекта или его свойств с целью получить новое свойство или объект.
- Введение ограничений или, наоборот, большая универсализация: свойство объекта или сам объект делается максимально универсальным и его действие распространяется на ряд фактов и других объектов, либо же искусственно ограничивается.
- Добавление-убавление: имеющиеся у объекта свойства уничтожаются, а несуществующие добавляются.
- Квантование: если суть действия объекта заключается в непрерывном функционировании, то сделать его прерывистым и наоборот.
- Динамичность: если объект является статичным, сделать его динамичным и наоборот.
- Изменение основного свойства: взять наименее подверженное изменению свойство объекта и постараться его изменить. Как альтернатива этому — изменить свойства той среды, в которой может существовать эта характеристика объекта.
- Вычленение: необходимо отделить от объекта какую-либо его функцию и передать её другому объекту. Как альтернатива этому — можно сам объект перенести в другой класс явлений.
- Придание свойств: можно придать неживому объекту свойства живого и наоборот.
- Постараться сделать так, чтобы тот набор законов природы, на базе которых функционирует объект, был заменён на другой набор законов природы.
- Изменить наиболее существенные связи между компонентами объекта (или между разными объектами).
▍ Конструирование с помощью метода маленьких человечков
- Ту часть объекта, которая не способна к достижению требуемого финального результата, представляют в виде толпы маленьких человечков.
- Эта толпа разделяется на группы, которые действуют согласно условиям задачи.
- Модель функционирования перестраивается таким образом, чтобы были выполнены необходимые обязательные условия, и в то же время достигался требуемый результат.
- Разместить маленьких человечков в той части объекта, которая должна быть изменена.
- Подумать над тем, как должны действовать человечки для достижения задачи.
- Если решение не приходит, то изменить построение человечков, расположив их прерывисто.
- Если решение снова не достигнуто, то расположить их в виде треугольника, например, с прямыми или криволинейными сторонами.
- Уменьшать количество участвующих человечков — например, треугольник может быть получен только с помощью трёх человечков, квадрат с помощью только четырёх и т. д.
Примеры задач по методике ТРИЗ
Существуют целые дидактические пособия с задачами по ТРИЗ-методике. На занятиях они используются в зависимости от выбранного метода. Однако общая цель любых заданий — развить творческий потенциал ребёнка, активизировать его воображение, смекалку, познавательную активность и изобретательскую смелость.
Например, такие задачи могут предлагаться для разных возрастов:
- «Новый год закончился. Куда деть живые ёлки, оставшиеся на базарах?»;
- «На Стеклянной планете дети пишут в стеклянных тетрадках на стеклянных досках. Что нужно сделать, чтобы буквы были видны?»;
- «Перед вами карточки с тремя изображениями (яблоко, корова, река). Придумайте по ним сказку»;
- «Почему когда идёт дождь — это одновременно и хорошо, и плохо?»;
- «Керамическая кружка быстро нагревается, но так же быстро теряет тепло. Что можно придумать, чтобы не обжечься и чтобы напиток дольше оставался горячим?»
Пример Samsung
Компания вложила значительные средства в ТРИЗ, которая сегодня применяется во всей деятельности компании. В 1997 году в Samsung приняли ТРИЗ и создали внутренний комитет для изучения методологии и того, как ее можно применять внутри компании с целью повышения корпоративной производительности.
С 1998 по 2002 год компания получила 17 наград в области промышленного дизайна, а в 2003 году ТРИЗ привела к получению 50 новых патентов для Samsung. В 2004 году только один проект, инновационный DVD-пикап, сэкономил Samsung более 100 миллионов долларов.
ТРИЗ теперь является обязательным набором навыков, если вы хотите продвинуться в Samsung.
Какие бывают противоречия в ТРИЗ и как с ними работать
В ТРИЗ противоречия возникают, когда в системе сталкиваются конфликтные требования или характеристики, которые мешают достижению оптимальных результатов. Противоречия могут возникнуть между функциональностью и стоимостью, производительностью и безопасностью, эффективностью и надёжностью.
Для работы с противоречиями в ТРИЗ используют следующие подходы и инструменты.
- Принцип разделения функций предлагает разделить конфликтные функции в разные части системы или по времени. Например, сначала поработать над производительностью, затем над энергосбережением.
- Принцип преобразования помогает превратить противоречие в новую форму или в другой вид энергии. К примеру, можно преобразовать механическую энергию в электрическую, чтобы избежать конфликтов в системе.
- Принцип использования ресурсов позволяет эффективно использовать ресурсы и материалы, чтобы снизить затраты и устранить противоречия. Например, можно использовать отходы или вторичные ресурсы, чтобы реализовать дополнительные функции.
Анализ противоречия покажет, какие именно требования к системе вступают в конфликт, а приёмы ТРИЗ помогут найти нестандартное рабочее решение.
Иванов Геннадий Иванович
В 1973 году, возвращаясь из московской командировки домой, инженер-конструктор из Сибири Геннадий Иванов на последний рубль, остававшийся на дорогу, купил книгу с необычным названием «Алгоритм изобретения». Эта книга поразила 33-летнего изобретателя: «Книга была написана таким ярким и эмоциональным языком, что оторваться от нее было просто невозможно. В то же время в ней присутствовали глубокие философские мысли, которые всегда привлекают вдумчивого читателя. Для меня было откровением, что всякое изобретение есть разрешение противоречия, и что эти противоречия можно разрешать типовыми приемами. Это сегодня для меня и для многих специалистов ТРИЗ противоречие является обычным рабочим понятием, с которым надо работать, но в то время это диалектическое понятие было для меня совершенно новым, неизвестным, но крайне привлекательным своей рабочей инструментальностью».
Книга «Алгоритм изобретения» появилась в 70-х гг. прошлого века и стала очень популярной среди инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. В ней автор, Генрих Саулович Альтшуллер, впервые рассказал о результатах изучения 40 тысячи патентов и авторских свидетельств и найденных им закономерностях. Автор сделал удивительный вывод о том, что изобретение — это не счастливый случай и не озарение, что изобретателем может стать каждый, достаточно лишь освоить приемы и методы ТРИЗ — теории решения изобретательских задач.
Геннадий Иванович Иванов познакомился с Генрихом Альтшуллером, когда начал заниматься ТРИЗ со своим сыном и его одноклассниками. У них был как раз тот возраст, когда перед человеком открывается неизведанный мир, и они все хотят быть взрослыми, чтобы участвовать в его совершенствовании. Геннадий Иванович рассказывал им о новейших технических разработках, ребята учились задавать вопросы, выявлять противоречия и пытаться их разрешать, а в конечном итоге, мыслить системно. В то время Альтшуллер вел в детской газете творческие конкурсы, в которых активно участвовали и нередко побеждали ученики Иванова. Завязалась переписка, в 1982 году Генрих Альтшуллер даже приезжал в Ангарск из Баку и проводил семинар.
Геннадий Иванович убежден, человек рожден для творчества, в этом его назначение и смысл жизни. Творчество может проявляться в любой области деятельности человека, но при этом оно обязательно должно быть направлено на продолжение и развитие жизни, на сохранение природы. Если этого не происходит, человеческая жизнь становится пустой, никчемной и не поддерживается природой.
Увлечение Геннадия Ивановича ТРИЗ впоследствии выросло в школу изобретателей в Ангарске, которая готовила специалистов ТРИЗ до 1993 года и которую окончили несколько сотен специалистов из различных сфер и производств. Специалисты приезжали со своими производственными проблемами, а уезжали с готовыми решениями. На эти изобретения можно было подавать заявку на патент. А если решения не было, то можно было вернуть деньги за обучение; но таких случаев за все время работы школы не было!
После развала в стране экономики инженер-конструктор стал частным предпринимателем и по заказам выполнял различные технические проекты. В 2006 году Геннадий Иванов уехал в Южную Корею, где по контракту обучал изобретательству корейских специалистов и решал технические проблемы. Четыре года отработал в корпорации SamsungElectronics в качестве консультанта по решению технических проблем, преподавал в Корейском политехническом университете.
Сейчас Геннадий Иванов — признанный Мастер ТРИЗ, автор более 150 изобретений и нескольких книг по методологии творчества, в том числе и для детей. Иванов убежден — судьба человека определяется детством. То есть, какие ценности будут в него заложены в детстве, такие и будут развиваться в дальнейшей его жизни. Если в детстве человек соприкоснется с миром творчества и изобретательства, если он будет очарован ими, то эти ценности уже навсегда останутся при нем и будут развиваться всю его жизнь.
Тому доказательство — сын Иванова, Игорь, который, как и отец, разрешает технические проблемы с помощью ТРИЗ. А чтобы наши дети росли творцами, умели созидать и мыслить конструктивно, Геннадий Иванов написал для них книгу «Денис–изобретатель», где в простой и доступной форме показаны основные принципы творчества. Попробуйте вместе с сыном или дочкой почитать эту книгу, и вы увидите, как у них загорятся глаза, когда они будут помогать герою книги решать изобретательские задачи. Ребенок почувствует, что он талантлив, он творческая личность и может решать многие проблемы. Для него это будет открытием, великой радостью и удовольствием.
Геннадий Иванович скончался 18 ноября 2014 года.
ТРИЗ в образовании
Еще один вариант применения ТРИЗ — в образовании. ТРИЗ-педагогика помогает развить у детей смекалку, сообразительность и самостоятельность. В системе нет оценок, правильных или неверных решений. Задачи же, которые пытаются решить ученики, могут быть как повседневными (как не промокнуть в дождь, если нет зонта?), так и связанными с учебными дисциплинами. Для того, чтобы работать с детьми по этой методике, специального образования не нужно: достаточно понимать основные принципы ТРИЗ. Впрочем, существуют и готовые программы для обучения школьников и дошколят, а также курсы для их родителей и педагогов, желающих овладеть методикой.