Симптомы или как проявляется заболевание
Ранее считалось, что расстройство невозможно обнаружить до 5-6 лет. Но на сегодняшний день постановка диагноза возможна даже у двухлетних малышей. Родители могут заметить отличие в развитии ребенка до 2,5 лет. Однако окончательный диагноз не ставится раньше 11 лет. Скрининг развития маленького пациента на приеме у педиатра позволит обнаружить симптомы, требующие дальнейшего наблюдения и исследования.
Признак синдрома Аспергера у детей – сложная лексика. Таких пациентов иногда называют «маленькими профессорами». Детям сложно воспринимать образный язык, и они пользуются буквальными значениями каждого слова. Отклонения в социальном взаимодействии зачастую «спят» до того времени, пока ребенок не достигнет того момента, когда этот фактор будет иметь значение. Нарушения в поведении отмечаются, когда дети впервые идут в детсад или иное дошкольное заведение.
Когнитивные навыки ребенка с данным расстройством иногда позволяют им формулировать социальные нормы. Они могут продемонстрировать теоретическое восприятие эмоций других лиц, но сталкиваются с трудностями в осознании текущей ситуации. Лица с синдромом осваивают разговорные навыки без задержек, но использование языка зачастую носит нетипичные черты:
- стремительные переходы;
- многословие;
- буквальные интерпретации и недопонимание определенных нюансов;
- применение метафор, которые имеют значение только для говорящего;
- нарушения слухового восприятия;
- слишком педантичная или формальная речь;
- отклонения в громкости, интонации или ритме речи.
Заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три основные области:
- Социальное общение. У пациентов возникают сложности с распознаванием тона собеседника, жестов, мимики. Им проблематично выбрать тему для общения, зачастую больной не понимает, когда стоит завершить беседу. Лица с расстройством не понимают юмора и метафоры. С рождения и в течение всей жизни у человека наблюдается странности в речи. Вербальное взаимоотношение больной не воспринимает, как один из инструментов социальной коммуникации. Они считают, что речь нужна только для передачи необходимой информации.
- Социальное взаимодействие. Один из признаков синдром Аспергера – тяга пациентов к общению. Но из-за болезни им сложно устанавливать социальные контакты. Они редко заводят новых знакомых, им проблематично поддерживать близкие отношения с кем-либо. Пациенты не понимают «неписаные» нормы поведения в обществе. Они могут начать разговор на неуместную тему или подойти слишком близко к человеку, нарушая его личное пространство. Поведение больного часто является некорректным, по мнению окружающих.
- Социальное воображение. Пациент сталкивается с трудностями, пытаясь представить точку зрения окружающих. При этом личности, страдающие синдромом Аспергера, могут стать прекрасными живописцами или литераторами.
Одно из проявлений синдрома Аспергера – склонность к заданному порядку. Пациент задает собственный режим дня, который делает окружающий для него мир менее странным и сложным. Он работает только в конкретный временной промежуток, задержка в офисе или незапланированное опоздание провоцируют сильнейшую тревожность. На работу или учебу пациенты ходят только по одному маршруту плюс в течение всей жизни придерживаются многих других шаблонов в поведении.
Повышенный интерес к какому-то занятию или определенной сфере деятельности – еще один симптом синдрома Аспергера. В юном возрасте пациент может увлекаться техникой, наукой, путешествиями. По мере взросления человек сосредотачивает все силы на изучение всего, что так или иначе связано с его увлечением. При наличии серьезной мотивации, пациент может достичь больших высот в выбранной сфере.
У больных с подобной дисфункцией нарушена сенсорика. Чувствительность может быть чрезмерно высокой или патологически низкой. Чаще всего страдает одна система: зрение, обоняние, вкус. Но встречаются и те, у кого нарушены все функции сразу.
Также к признакам синдрома Аспергера у взрослых относят:
- внимательность к мелочам;
- непонимание сарказма;
- сложности при обсуждении своих чувств;
- сведение к минимуму зрительного контакта;
- слабое понимание социальных правил;
- появление дискомфорта, если кто-то подходит слишком близко.
Ему нужно помогать, чтобы он поделился с другим ребёнком
«Тимофей дружит, но никогда не просит позвать кого-то из детей домой. Он общается с ними на общей территории, например, в школе. Мы ходим в театр, там есть мальчики и девочки, он с ними там общается и всё, – рассказывает мама ребёнка Екатерина Симчук.
Екатерина – мама двоих детей. Почти каждый её день расписан по часам: помимо школы у старшего сына много дополнительных занятий, направленных на развитие необходимых ему навыков, включая социальное взаимодействие.
Екатерина Симчук / Фото Романа Лукьянчикова
«Сейчас Тимофей постарше и говорит: «Я не хочу, чтобы эти дети играли моими игрушками». У него своя территория. Он даже тем, что в школу приносит, не всегда делится. Ему нужно помогать, чтобы он поделился с другим ребёнком. Эта проблема до сих пор у нас есть, с ней очень сложно. Даже когда Тимофей приходит на площадку, и там новые детки, он с трудом к ним подходит и не знает, как себя повести. Вместо того, чтобы сказать «дай, пожалуйста, посмотреть твою игрушку», скажет «дай игрушку». То есть не соблюдает правил взаимосвязи, которой ждут дети. Он не возьмёт чужого без разрешения, но и не может сказать какие-то слова, вызывающие у детей положительные эмоции, чтобы они пошли с ним на контакт».
Тимофей ходит в частную школу, в его классе всего 10 человек. Занятия в большом коллективе ему не подойдут, ребёнок пока только учится воспринимать общие инструкции. При этом у мальчика нет проблем с успеваемостью, контрольные работы по математике он частенько решает быстрее всех. Кроме того, Тимофей – перфекционист, ему нравится, чтобы его игрушки и вещи аккуратно лежали на своих местах. Если порядок кто-то нарушает, мальчик может начать сильно нервничать, но потом восстановит всё, как было.
Екатерина с детьми / Фото Романа Лукьянчикова
«Он очень быстро запоминает, если ему объяснить индивидуально. Соответственно, если Тимофей в школе пролетал в облаках, учитель просит меня дома с ним проработать темы. Ему сложно понять, когда говорят: «я на каникулах ничего не повторял и всё забыл”. У Тимы такого нет, если ему один раз что-то объяснить, он запомнит навсегда. Но как только увидит, что на него никто не обращает внимания, займётся своими делами», – говорит Екатерина.
Три раза в неделю у Тимофея тренировки в центре казахстанской федерации капоэйра. Мальчик занимается индивидуально с тренером и посещает групповые занятия. На тренировках ребёнок не только физически развивается, но и регулярно покидает зону комфорта, выполняя динамичные задания в разном порядке. В самом начале он боялся высоты, но команды тренера бескомпромиссны, и Тимофей висит на турнике или отрабатывает удары, стоя на кубиках.
Есть ли разница в проявлении симптомов у мужчин и женщин?
Факт: у мужчин диагностируют аутистичность в четыре раза чаще, чем у женщин.
Спорная гипотеза: аутистичность свойственна мужчинам в большей степени, чем женщинам.
Причина парадокса — особенности диагностирования. На его результаты влияет, например, степень маскинга — способности людей с особенностями мимикрировать под общество. Женщины действительно больше склонны к маскингу.
Многие растут в рамках заблуждения «Девушки эмоциональнее парней». Эта необоснованная установка побуждает родителей и учителей делать в воспитании девочек акцент на эмоциональном интеллекте и контроле чувств. Некоторых женщин с детства приучают быть удобными: громко не говорить, сильно не выделяться, не рассчитывать на многое.
Также из-за стереотипа о врождённой гиперэмоциональности женщинам позволено обществом быть высокочувствительными. И в случае с симптомом гиперсенситивности эта разница в одобренной степени чувствования тоже сказывается на качестве диагностики.
Например, если девушка скажет, что не переносит белые творожистые продукты, это с большей вероятностью воспримут как милую странность и спишут на женскую чувствительность и капризность. Если же подобную непереносимость заметят у мужчины, это вызовет у специалистов подозрения и вопросы.
Школьный возраст
Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.
Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».
Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.
В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.
Причины возникновения недуга
В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния. Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга. К факторам риска развития заболевания относятся генетическая предрасположенность, перенесенные постнатальные инфекции, а также интоксикация плода при беременности.
Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:
1. Фиксация внимания ребенка на чем-то одном. Многих детей с синдромом Аспергера интересует одно – два увлечения, на которых ребенок может быть сосредоточен часами. Обычный ребенок интересуется всем и сразу, часто дети играют одновременно с большим количеством игрушек. Это считается нормой
Самой распространённой фразой мам, у чьих детей выявлен синдром Аспергера: «Мой ребенок сосредоточен на чем-то определенном (свои автомобили, синие игрушки, свои книги…), и уделяет этой вещи (увлечению) особое внимание слишком долго»
Симптомы синдрома Аспергера
2. «Маленький профессор». Как правило, ребенок с Синдромом Аспергера звучит, как маленький профессор. Такие дети, как правило, имеют развитые вербальные навыки, но из-за аутизма, вызванного синдромом Аспергера, они могут зацикливаться на разговоре без остановки. Дети с синдромом Аспергера часто говорят официально, слишком необычно для своего возраста, или говорят, совсем как взрослые.
3. Трудности с пониманием социальных сигналов. Социальные трудности – это еще один ключевой признак синдрома Аспергера. Мы с детства учимся понимать не только речь, но и язык тела. О многих движениях мы даже не задумываемся, однако, они часто заменяют или дополняют смысл наших слов. Чтение языка тела (жестов) может быть трудно для таких детей, например, в ожидании своей очереди или во время беседы. Это одна из причин, почему дети не вступают в разговор, они просто говорят, говорят, не понимая по жестам тела и лица собеседника, что ему тоже есть, что сказать. В результате, такие дети становятся изолированными от сверстников, так как не могут поддерживать двустороннюю беседу.
4. Необходимость рутинной дисциплины. Для детей с синдромом Аспергера любое отклонение от плана – это стресс и то, что может вызвать путаницу. Если вы скажете ребенку, который привык принимать душ в 8 вечера, что мы сегодня задержимся в гостях, придем домой в 9, а после примем душ, то такое поведение вызовет у ребенка смятение и путаницу, так как любое отклонение от плана тоже должно быть заранее спланировано. Рутинная дисциплина играет важную роль: душ в 20.00, ужин в 18.00, обед в 12.00 и так далее. Если нужно отойти от плана, то ребенку приходится об этом говорить за несколько дней, чтобы его не спутать.
5. Трудности с эмоциями и их контролем. Часто такие дети становятся более эмоциональными и раздражительными во время психологических перегрузов. Например, многие дети с синдромом Аспергера не могут справиться с эмоциями, если их распорядок или планы идут наперекосяк. Обычно, это описывают, как неспособность контролировать эмоции, когда что-то «не в порядке».
6. Отсутствие эмпатии. Еще один признак синдрома Аспергера у детей – это кажущееся отсутствие сочувствия к другим людям. Многие родители говорят, что их дети не имеют понятия, что у других людей есть чувства, могут быть переживания или страдания. Дети с синдромом Аспергера живут, будто в своем собственном маленьком мире.
7. Не могу понять тонкости речи. Некоторые людям с синдромом Аспергера трудно понять выделение слова интонацией или остроумную фразу «со смыслом». Такие люди понимают слова очень буквально, им сложно понять сарказм или юмор.
8. Необычный язык тела. Другим признаком синдрома Аспергера у детей являются необычные выражения лица и странные позы, также такие дети избегают взгляда в глаза.
9. Задержка развития моторики. Этот признак распространяется на абсолютно все виды моторики, от мелкой моторики рук (почерк) до способности ездить на велосипеде, играть в баскетбол.
10. Сенсорная чувствительность. Многие дети с синдромом Аспергера имеют повышенную сенсорную чувствительность. Как результат, они могут быть крайне чувствительны к определенным ощущениям, будь то яркий свет, громкие звуки или ткань одежды и др.
Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть синдром Аспергера, не стоит затягивать поход к специалисту. Синдром Аспергера – это не конец жизни! Диагностика синдрома – это возможность помочь ребенку развиваться в нужном направлении для него. Ведь, глупо заставлять ребенка с синдромом Аспергера учить юриспруденцию, рассчитывая на большие результаты. Зато, есть много других отраслей, где та же способность концентрироваться с удовольствием на чем-то долго может оказаться незаменимой.
Иностранные врачи рекомендуют обращаться в специализированные группы для таких родителей, водить в эту группу своего ребенка. Однако, решение за вами, никто лучше вас не чувствует собственного ребенка, поэтому именно вы знаете, что лучше для него.
Эта статья носит информационный и образовательный характер. Для конкретных медицинских советов, диагностики синдрома Аспергера и лечения, проконсультируйтесь с врачом.
Прогноз и профилактика
Прогноз синдрома Аспергера благоприятен в случае своевременного проведения описанной выше терапии. Тогда больные смогут и социально адаптироваться и найти оптимальные для себя условия труда. В условиях социально -психологической поддержки, эти индивидуумы способны найти себе пару, они могут обращаться в группы поддержки для пар, где у кого-то одного есть синдром Аспергера. Естественно, жизнь с таким человеком — это «особенная робота».
Для детей, которых верно адаптировали родители и сопровождали в процессе их развития значительной поддержкой, также возможна успешная социальная адаптация. Но при неблагоприятных условиях жизнь человека с таким расстройствам достаточно печальна. Он все большое аутизируется, испытывая значительные трудности с общением и не способен ни адаптироваться, ни жить самостоятельно, ни найти пару. Адаптация таких больных проходит довольно сложно, особенно при наличии сопутствующих эмоциональных расстройств.
Учитывая гениальность таких людей в узких сферах, при их верной направленности возможно взрастить настоящего гения. Считается, что индивидами с подобными симптомами были Моцарт и Эйнштейн.
Профилактика синдрома Аспергера – это избегание тератогенов, которые в очень раннем возрасте могут неблагоприятно повлиять на плод, приводя нейрональные связи в нарушенный строй
Также важно снятие стресса у родителей, поскольку они индуцируют им ребенка. Семейное благополучие для поддержания климатического здоровья просто необходимо для поддержания здоровья детей
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Причины возникновения
Синдром Аспергера считается врожденной аномалией развития.
Точные причины, способствующие возникновению недуга, на сегодняшний день не изучены. Наиболее вероятной причиной считается генетическая мутация, наследственная предрасположенность.
Кроме того, выделяют и такие неблагоприятные факторы как загрязненная экология, вредное воздействие внешних факторов на организм беременной женщины (курение, употребление алкогольных или наркотических средств) и плода на ранних сроках беременности.
В результате таких воздействий происходит нарушение формирования головного мозга, возникают различного рода аномалии развития данного органа, в результате чего и отмечается нарушение восприятия окружающего мира уже после появления ребенка на свет.
К развитию синдрома Аспергера может привести и родовая травма головного мозга.
Исторические сведения
Синдром Аспергера, который был назван в честь австрийского психиатра Ганса Аспергера, является довольно новым диагнозом в области нарушений аутистического спектра. В детстве сам Аспергер проявлял некоторые свойства названного его именем синдрома, а именно способность к языку и замкнутость. В 1944 году он выделил и описал из своей практики четверых детей, у которых наблюдались проблемы с социальной адаптацией. У них не отмечались невербальные коммуникативные навыки, они не умели проявлять эмпатию (чувство сопереживания) к окружающим и были заметно неуклюжими. Аспергер это состояние назвал «аутистической психопатией», ведущим признаком которой считал социальную изоляцию. Спустя полвека было представлено несколько предварительных стандартизаций данного синдрома как медицинского диагноза. Однако некоторые из них сильно отличались от оригинальной работы австрийского психиатра.
В сегодняшнем понимании, в отличие от синдрома Аспергера, аутистическая психопатия могла быть выявлена у пациентов, имеющих любой интеллектуальный уровень, в том числе и умственно отсталых. Ганс Аспергер страстно защищал ценность таких индивидов. Своих юных пациентов он называл «маленькими профессорами» и искренне верил, что в будущем некоторые из них могут оказаться очень способными к оригинальному мышлению и значительным достижениям.
Синдром Аспергера в 1992 году стал стандартным диагнозом, когда он был включён в международную классификацию болезней десятого пересмотра (МКБ-10 – издание Всемирной организации здравоохранения).
На данный момент синдром описывается в сотнях статей, книг и сайтов. Довольно резко повысились оценки частоты встречаемости расстройств аутистического спектра, одним из которых является и синдром Аспергера. Дальнейших исследований требует фундаментальный вопрос, правильно ли его рассматривать как отдельное нарушение, ведь всё ещё не получено достоверного экспериментального подтверждения критериев.
Патогенез
Процесс возникновения и развития синдрома Аспергера точно не известен.
Признаки синдрома Аспергера включают нарушения, связанные с выработкой серотонина, а также функциональные расстройства мозжечка.
Последствия синдрома Аспергера со временем сглаживаются. У 20 % детей с таким диагнозом симптомы остаются минимальными. При этом сложности, связанные с коммуникацией и социальной адаптацией, остаются навсегда.
Развитие и течение болезни попадают в прямую зависимость от обстановки, окружающей ребенка. Близкие люди должны быть терпеливы и относиться с пониманием к проявлению синдрома. Часто из-за психологически негативного окружения может произойти ухудшение состояния с проявлениями высокофункционального аутизма.
Диагностика
Чаще всего синдром Аспергера у детей устанавливается маленьким пациентам, возрастом от 4 до 14 лет. Именно в этом периоде проявляются «особые» черты, влияющие на обучение (могут возникать непонимания в школах) и полное взаимоотношения с людьми. Как правило, изменения в повелении замечают учителя или родители, что вынуждает показать ребёнка специалисту. Несмотря на имеющиеся типичные симптомы, диагностировать это заболевание гораздо труднее, чем аутизм. Особенно это касается ранних стадий. Безусловно, по мере прогрессирования преображений в головном мозге, клиническая картина будет расширяться и не замечать ее станет невозможно.
Поэтому настоятельно рекомендуется посещать нашу клинику при выявлении первых подозрений. Таким образом вы не только принимаете верное родительское решение, но помогаете своему малышу социально адаптироваться. Это поможет завести в будущем семью, успешно окончить школу или университет, добиться успеха в карьере и научиться контролировать свои эмоции.
Для диагностики привлекаются врачи разных специальностей. Это профессионалы в области нарушений аутистического спектра. Группа специалистов наблюдает за поведением, оценивает психологические характеристики и проводит медицинское обследование. Осмотр, в большей степени, связан с оценкой речевого фактора, состояния глаз, социальных навыков и т.п
Важно понимать, что раннее обнаружение патологии помогает гораздо быстрее оказать больным квалифицированную помощь и поддержку
Для устранения риска наличия других соматических заболеваний возможно дополнительное проведение КТ и МРТ. Также используются специально разработанный тест и опросник, состоящий из нескольких частей. Только на основании полученных при обследовании данных оценивается текущее состояние здоровья, а также можно назначить терапию.
Остались вопросы?Позвоните нам
Бесплатная консультация и запись на приём
+7(495)109-22-42
Звонок бесплатный
Лечение синдрома Аспергера
Наиболее приоритетными в плане лечения этого синдрома являются психологические методики, основанные на адаптировании ребенка к изменяющейся среде
Важно в первую очередь родителям понять отличия их ребенка и принять их. Такие дети не понимают и интуитивно не сближаются с другими детьми, что еще больше их пугает и травмирует
Это состояние пугает ребенка и он использует патологические психические защиты чтобы почувствовать, что он в безопасности. Но они еще больше отдаляют его от социума. Некоторые дети при таких обстоятельствах аутизируются, другие проявляют агрессивность, а многие просто уходят в мир воображений, создавая свой своеобразный круг общения.
При психотерапевтической работе важно обозначить их особенности и показать, что помимо каких-то трудностей, есть и полезные умения. Уже разработаны этапы социального формирования у таких людей, при этом учтены также сложности, возникающие при работе
Именно поэтому зависимо от возраста ребенка подбирается отдельная методика работы с ним.
Для дошкольного возраста роль друга сначала выполняет родитель, подстраиваясь под темп ребенка и обучая его контактировать с окружением. После того, как ребенок будет достаточно адаптирован, он может приступать к взаимодействию и общению с другим ребенком, который близок ему по общению. Для младшего школьного возраста разработаны социальные истории, читая которые ребенок может обучиться типичным поведенческим аспектам и в последующем использовать их в реальном общении.
Детям в средней школе при верном сопровождении общаться уже легче, но для них все равно нужна постоянная поддержка и сопровождение взрослых. Отличным методом поддержки и продолжения обучения эмоциональности может стать курс актерского мастерства, такие бывают во многих школах (своего рода драматический кружок). Там ребенок будет обучаться эмоциям, отыгрывая их, как актер.
В юношеском возрасте человеку можно предложить чтение книг о самопомощи, написанных такими же подростками с синдромом Аспергера. Для особо застенчивых подойдут интернет знакомства, они отточат навыки социального общения и позволят почувствовать драйв от общения, при этом сохраняя безопасность
Важно давать ребенку обратную положительную связь, которая позволить отождествить себя с миром. Также имеет смысл пройти курс у логопеда, чтобы наладить речевые проблемы
Когнитивно-поведенческая психотерапия обучит таких индивидуумов обращаться с эмоциональными расстройствами. Она постепенно научит, как понимать и принимать эмоциональные переживания, не разрушая себя и не погружая в них окружающих. Для таких индивидуумов довольно целительным является общение с животными (иппотерапия, дельфинотерапия). Можно завести дома какого-нибудь зверька, какого позволяют возможности, и доверить ребенку уход за ним для формирования социальной ответственности. Можно также поддерживать специальные необычные интересы и даже сделать это его плюсом, давая ему чувство уверенности. В случае накладки психиатрических диагнозов применяется индивидуальный медикаментозный подход.