Вопрос-ответ. что важно знать учителям о синдроме аспергера и высокофункциональном аутизме?

Синдром аспергера

Диагностика

Описание любого заболевания или расстройства всегда носит общий характер и важно помнить, что у каждого пациента они протекают индивидуально. Признаки и симптомы синдрома Аспергера у разных людей тоже могут различаться

Чаще всего расстройство диагностируют в подростковом возрасте, когда становятся очевидными проблемы социальной адаптации. Часто родители списывают симптомы на возраст ребёнка, а не на особенности развития.

При этом ранняя диагностика дается специалистам гораздо проще, чем у взрослых. Одна из причин — с возрастом у людей уменьшаются различия между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом. Эти понятия часто путают или используют как синонимы. Расстройства отличаются не сильно, однако при синдроме Аспергера в детстве у ребенка обычно речь развивается без задержек. Либо, например, люди с высокофункциональным аутизмом еще менее эмпатичны, чем с синдромом Аспергера.

Именно поэтому диагностикой всегда занимаются психиатры. Перед специалистом встает достаточно сложная задача диагностики, наблюдения и сбора анамнеза для того, чтобы поставить диагноз синдрома Аспергера.

Можно ли вылечить синдром Аспергера

Синдром Аспергера — врожденная особенность развития, вылечить его невозможно, но возможно научиться с ним жить

Человеку с синдромом Аспергера важно пройти процесс адаптации к этим особенностям и принять своё отличие от других людей

Без поддержки близких и психотерапевтической работы со специалистами появляется риск того, что человек может уйти от социального взаимодействия в мир фантазии. Еще один возможный «побочный эффект» отсутствия психотерапии и поддержки — развитие высокомерия и обвинение других людей в своих трудностях. Все это может стать причиной еще большей социальной изоляции и депрессии. Поэтому одна из важных задач сопровождения и психотерапии человека с синдромом Аспергера — признание и принятие им своих особенностей и того, что он в прямом смысле думает не так, как другие люди, и что это не делает его плохим.

Психотерапевтическую работу с пациентом важно подкреплять просветительской работой с его родственниками: рассказывать им об особенностях проявления синдрома Аспергера. Еще одна задача — найти оптимальные способы взаимодействия

При работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста важно уделять внимание навыкам совместной игры, основанным на сотрудничестве. Также необходимо развивать навыки отслеживания и интерпретации эмоциональных сигналов других людей. Для этого часто используется методика «Социальных историй», которую разработала американский педагог Кэрол Грей

Суть методики в том, чтобы прорабатывать и обсуждать с детьми различные ситуации социального контакта. Такая работа помогает ребёнку продуктивнее интегрироваться в среду сверстников

Для этого часто используется методика «Социальных историй», которую разработала американский педагог Кэрол Грей. Суть методики в том, чтобы прорабатывать и обсуждать с детьми различные ситуации социального контакта. Такая работа помогает ребёнку продуктивнее интегрироваться в среду сверстников.

При психотерапевтической работе с подростками и взрослыми специалисты уделяют внимание навыкам регулирования потока и интенсивности сенсорных стимулов, а также способствуют развитию контакта со своими чувствами и выработке набора инструментов для эмоциональной саморегуляции. Это помогает снижать уровень стресса и тревоги

Скидка 25% по промокоду AOLT на первую сессию с автором статьи

Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду AOLT 

Записаться на сессию

Навыки самоорганизации:

— При необходимости, пожалуйста, позвольте моему ребенку списать конспекты у одноклассников. Многие дети с синдромом Аспергера и аутизмом имеют трудности при выполнении нескольких задач одновременно (например, слушать учителя, смотреть на записи на доске и конспектировать).

— Возможно, моему ребенку поможет визуальное расписание на день (письменное или в виде картинок).

— Моему ребенку не хватает способности запоминать много информации одновременно и навыков по использованию этой информации.

— Пожалуйста, вывешивайте расписание и домашнее задание на доске и делайте копию для моего ребенка.

— Пожалуйста, убедитесь, что задания положены в рюкзак моего ребенка, так как нельзя рассчитывать, что он/она принесет все домой без некоторой помощи.

Примечание: Иногда поведение моего ребенка может раздражать его/ее сверстников, да и Вас тоже! Пожалуйста, знайте, что это нормально и ожидаемо. Не позволяйте тяжелым дням омрачать тот факт, что Вы замечательный учитель, оказавшийся в сложной ситуации. Ничто не работает вечно, а кое-что не срабатывает вообще. Прошу Вас без колебаний делиться со мной всем. Мы все это уже проходили. Это не шокирует меня, и я не перестану Вас уважать. Общение является залогом успеха и, работая вместе как команда, мы сможем обеспечить лучшее будущее для моего ребенка.

Большое спасибо,

(Имя родителя)

Причины развития синдрома Аспергера

Точно сказать, что является причиной синдрома, врачи пока не могут. Выдвигается группа теорий на этот счет, но ни одна не нашла практического подтверждения.

Влияние на плод токсических веществ

Согласно этой теории, основной причиной развития психического отклонения является воздействие на организм ядов, паров и солей тяжелых металлов, еще во время внутриутробного развития. В подтверждение этой теории специалисты приводят примеры, когда у матерей курящих, злоупотребляющих спиртным, рождается ребенок с психическим отклонением. Влияние ядовитых соединений, в частности никотина, кадмия, этанола и прочих действительно способно спровоцировать синдром Аспергера, но имеется куда больше обратных случаев, когда у родителей пьющих, курящих и даже потребляющих наркотики рождались вполне здоровые дети. По всей видимости, имеет место и какой-либо иной фактор, склоняющий чашу весов в негативную сторону.

Результат иммунологической несовместимости, например, по резус-фактору и прочим моментам. В выраженном виде встречается относительно редко. Действительно, если имеет место агрессивный ответ защитных сил организма матери на плод, начнется разрушение его организма. Пострадают органы, головной мозг. Это скажется на физическом и психическом развитии. Такие дети почти поголовно рождаются с пороками и анатомическими дефектами. Не в последнюю очередь страдает сердце. Однако, нельзя сказать, что такая проблема провоцирует исключительно синдром Аспергера, встречаются и иные психические расстройства, слабоумие. Бывает, что интеллектуально-волевая, социальная сферы не страдают вообще. Потому опять же прямую связь доказать не удается.

Гормональный дисбаланс у ребенка

Встречается мнение, что синдром Аспергера развивается на фоне недостаточной выработки специфических гормонов щитовидной железы, гипофиза, половых гормонов, веществ коры надпочечников. Здесь тоже доказать что-либо невозможно. Во-первых, сразу возникает вопрос: почему отклонение в таком случае не манифестирует у подростков, когда гормональный фон изменяется катастрофически, у беременных женщин, у пациентов в климактерический период? Это врожденное заболевание. Потому сугубо патогенетическим фактором гормональные проблемы быть не могут. Однако, по всей видимости, вполне способны сказаться на течении заболевания в поздние годы.

Недостаточная выработка дофамина

Скачки уровня дофамина провоцируют не только синдром Аспергера. Нарушению концентрации этого вещества приписывают и шизофрению, и органические психозы, и много чего еще. Каким образом дофамин сказывается на вероятности развития расстройства сказать невозможно. Проблема также в том, что далеко не у всех пациентов концентрация дофамина изменяется хоть как-то.

Отягощенная наследственность, проблемы с концентрацией прочих нейромедиаторов: серотонина и др.

Представляет наибольший интерес среди прочих названных факторов. Согласно все тем же исследованиям, если в роду был хотя бы один человек с названным диагнозом, вероятность повторения негативного сценария у потомства выше почти на 60%. Потому вероятно синдром Аспергера имеет и генетическую составляющую, закодирован на фундаментальном уровне. По крайней мере, предрасположенность к таковому.

Передается ли синдром Аспергера по наследству?

Точный ответ дать пока невозможно. Как минимум, передается склонность к развитию такового.

Причины развития врачи называют разные. Однако ни одна не подтверждена серьезными исследованиями. Если рассматривать отчеты специалистов-исследователей, все так или иначе оказываются в тупике. Потому как исключительной причины найти не получается.

Согласно современному видению, синдром Аспергера — это полиэтиологическое заболевание, в его становлении участвует множество факторов. Потому каждый названный выше момент играет определенную роль. В большинстве же случаев не удается обнаружить ни одного предполагаемого патогенетического фактора. Это говорит о недостаточной изученности патологии. Ведущая теория на сегодня — генетическая предрасположенность. Далее, при наличии таковой, требуется триггерный фактор, спусковой механизм. Им могут стать перечисленные выше факторы.

Проявления у взрослых

При отсутствии своевременной коррекции расстройства в детском возрасте подростки и взрослые с синдромом Аспергера проявляют признаки дезадаптации к социуму и предпочитают самоизоляцию. Эти проблемы проявляются в следующих признаках:

  • невозможность установления дружеских или приятельских контактов;
  • инертность по отношению к противоположному полу;
  • невозможность нахождения точек соприкосновения с окружающими людьми.

Подростки-«аспи» предпочитают заниматься монотонными и однообразными хобби и не интересуются продвижением по карьерной лестнице (например, в школе, университете и пр.). Они могут набирать высокие балы при прохождении тестов на IQ, показывать глубокие знания в профессиограммах различных профессий, но не проявляют интереса к возможности развития своих способностей для достижения более высоких уровней.

У некоторых подростков мужского пола наблюдаются признаки шизоидности:

  • полное отсутствие чувства юмора;
  • однобокость мышления при восприятии афоризмов и пословиц (т. е. они понимают их буквально);
  • неспособность понимать метафоры;
  • отсутствие склонности к анализу событий (не могут отличить правду от лжи).

Такие признаки не являются симптомами шизофрении. Их присутствие объясняется отсутствием воображения, которое характерно для рассматриваемого нами синдрома.

Сложности при общении с окружающими, возникающие у «аспи», могут восприниматься людьми как грубость или невоспитанность. Подобное отношение формируется такими особенностями аспергерных аутистов:

  • говорят то, что думают и при этом не задумываются об уместности высказывания;
  • могут высказывать замечания вслух по тем поводам, которые общественное мнение «приняло решение» не замечать;
  • игнорируют общественный этикет, предпочитая личный комфорт;
  • не могут воспринимать эмоции, которые пытается передать их собеседник;
  • не знают эмпатии;
  • способны во время беседы встать и уйти без объяснения причины из-за возникших собственных переживаний;
  • никогда не заинтересованы в том, чтобы произвести хорошее впечатление (например, на девушку, учителя, работодателя и пр.).

С возрастом синдром Аспергера может приобретать злокачественное течение и приводить больных к абсурдным действиям. Взрослые «аспи» имеют склонность к ипохондричности и подозрительности. Например, при визите к хирургу они могут задавать множество вопросов о стерильности перчаток, чистоте стен кабинета, одноразовости инструментов и т. п. Из-за такого поведения окружающие нередко воспринимают таких людей как занудливых или мелочных, а попытки открытой критики повергают аспергерных аутистов в еще большую замкнутость.

Вымышленные миры

Одна из часто сообщаемых в клинических описаниях аутизма у женщин особенностей связана с концепцией воображаемой игры. Традиционно считалось, что у детей с аутизмом нет воображаемых игр из-за ограниченной способности генерировать вымышленные миры и идеи. Важная часть диагностики аутизма у детей — это наблюдение за игрой. Многие люди связывают с аутизмом классический образ ребенка, который выстраивает игрушки в ряд, и считается, что это указывает на ограниченное воображение. Тем не менее, среди девочек может наблюдаться нечто совершенно другое. Может показаться, что воображаемые игры девочки противоречат той склонности к однообразной игре, о которой говорилось ранее.

Для девочек с аутизмом может быть характерна жизнь в богатом мире фантазий, в котором полным-полно воображаемых друзей, животных и разных созданий. Наличие воображаемых друзей часто встречается у детей, но Тони Этвуд отмечает, что «у ребенка с синдромом Аспергера могут быть только воображаемые друзья, и интенсивность и продолжительность воображаемого общения может быть качественно необычной».

«Я однозначно предпочитала компанию моих воображаемых друзей. Пенни и ее брат Джона были моими лучшими друзьями, хотя их не видел никто кроме меня. Моя мама говорит, что я настаивала на том, чтобы выделить им места за обеденным столом, включала их в наши поездки на машине и обращалась с ними так, словно они настоящие», — женщина с аутизмом.

«Самая большая вселенная, которую я когда-либо создавала, изначально состояла примерно из 100 существ, но сейчас их больше 1000, поскольку эта вселенная сопровождала меня всю жизнь… Эта фантазия — мир, куда я часто сбегала в детстве, особенно, когда мне хотелось убежать от других людей. У меня были 64 воображаемых друга, и я предпочитала играть с этими воображаемыми персонажами, а не общаться с кем-либо еще», — женщина с аутизмом.

Я считаю, что эта особенность девочек не противоречит другим аспектам игры, связанным с аутизмом. Во внутреннем мире внутри их головы нет границ, ограничений и социальных правил. В некоторых диагностических инструментах отсутствие интереса к художественному вымыслу является одним из индикаторов аутизма, но этот критерий основан на мужском профиле аутизма (в связи с большим количеством мужчин, доступных для выборки — я вовсе не утверждаю, что ученые намеренно исключали женщин).

Тем не менее, мы очень часто наблюдаем необычно интенсивную идентификацию девочек с персонажами книг, сериалов и даже реальными людьми, к которым они испытывают привязанность. В результате, девочки действительно «становятся» персонажами. Это может выражаться в проигрывании сцен из книг, фильмов или сериалов снова и снова, подражании персонажам или в погружении в фантазии до такой степени, когда им сложно отличить их от реальной жизни.

Как упоминалось ранее, мы также наблюдаем девочек, которые больше идентифицируют себя с животными, чем с людьми, и они могут считать себя и вести себя как кошка, например. Одна молодая женщина 18 лет, с которой я работала, говорит, что она не хотела взрослеть, так как взрослая жизнь ее пугала, а если бы она была кошкой, то о ней бы заботились. Она часто носила хвост и кошачьи ушки.

«Она была одержима Джесс — кошкой в мультфильме «Почтальон Пэт». Ей нравилось, чтобы с ней говорили, как с кошкой, и она отвечала по-кошачьи», — мама женщины с аутизмом.

С точки зрения диагностики такую особенность могут интерпретировать как психоз. Тем не менее, для девочек, с которыми я говорила, это скорее был способ сбежать из реального мира, который был для них слишком сложным и часто делал их несчастными.

«Раньше я убегала в поля неподалеку и бегала по ним, притворяясь, что я Мария из «Звуков музыки», запрокидывала голову и пела. Фантазии были моим убежищем. В моем мире понарошку я была потрясающей и талантливой девочкой», — женщина с аутизмом.

«Я предпочитала мой воображаемый мир, а не реальность, и если я не читала, то я все свободное время размышляла о моем придуманном мире. Я часто отказывалась вставать с кровати, потому что это было отличное место, где можно думать о моих воображаемых друзьях без того, чтобы меня беспокоили, и мне приходилось отрываться от этого и возвращаться в реальность, которая была ужасной и депрессивной», — женщина с аутизмом.

На основе книги Сары Хендрикс «Женщины и девочки с расстройством аутистического спектра» (Sarah Hendrickx “Women and Girls with Autism Spectrum Disorder”).

Что вы думаете об этом материале?

  • Похоже на мой опыт ()
  • Интересно ()
  • Полезно ()
  • Сочувствую ()
  • Возмутительно ()
  • Скучно ()

Вопрос – ответ

Вопрос:
Какое при синдроме Аспергера проводится лечение и необходимо ли оно?

Специального лечения при данном расстройстве не существует. Пациента наблюдает психиатр и при необходимости назначает медикаментозные средства для купирования возникающих психических проблем (тревожность, нарушения сна, фобии). Упор делается в основном на немедикаментозную терапию, призванную социально адаптировать пациента к существованию в обществе (ЛФК, психологические тренинги, методы развития коммуникации, поведенческая терапия, занятия с логопедом). Также рекомендуется специальное питание, как правило, пища должна быть простой и раздельной, без приправ и разных изысков.

Вопрос:
Можно ли избавиться от данного расстройства?

Нет. Дети с синдромом Аспи вырастают во взрослых с синдромом Аспергера. Данный синдром остается на всю жизнь, но пациента можно успешно компенсировать, особенно если он выберет подходящую для своего диагноза работу.

Вопрос:
Как жить с «человеком – аспергером»?

Совместное проживание, особенно брак с таким человеком представляет огромную сложность, но не только и для здоровой стороны, но и для «аспергера». Старайтесь не обращать внимания на его «причуды» — ведь они только для вас являются причудами и капризами. Прощайте ошибки и неуклюжесть, не акцентируйтесь на его особенностях. Где-то необходимы легкие насмешки и тычки, где-то небольшая хитрость.

Вопрос:
Передается ли заболевание по наследству?

Скорее да, чем нет. Ученые склоняются к наследственной предрасположенности данного расстройства, но даже если супруг/а – «аспергер», совсем не обязательно, что дети унаследуют этот синдром.

Стимулы в окружающей среде:

— Пожалуйста, рассмотрите вопрос о возможности ребенка передвигаться время от времени, так как ему/ей может быть очень трудно сидеть неподвижно в течение продолжительного периода. Даже трехминутная прогулка по коридору и обратно (с другом или помощником) может очень сильно помочь.

— Мой ребенок может перевозбудиться из-за повышенной чувствительности к свету, вкусу, тактильным ощущениям и другим стимулам.

— Время вне класса (например, обед, перемена, занятия физкультурой) может оказаться самым сложным для моего ребенка. Пожалуйста, постарайтесь помочь ему/ей некоторым руководящим участием в эти наиболее трудные моменты.

— В связи с большим количеством других детей вокруг, хаосом и шумом, Вы бы оказали огромную поддержку, если бы попытались помочь моему ребенку найти тихое место, где он/она может немного отдохнуть.

Деятельность по контролю эмоций

Благодаря этим занятиям дети смогут контролировать основные эмоции в каждый момент. Их также научат различать эмоции, которые они испытывают в каждый момент, и контролировать свое поведение..

7. Строим светофор

процедура: Это будет сделано из картона. На черной карточке будут размещены три круга, один красный, один желтый и один зеленый. Также будет сделан черный крест, который будет иметь липучку на спине, как и каждый из кругов, чтобы иметь возможность придерживаться их, в зависимости от того, как ребенок в данный момент..

Этот светофор поможет нам узнать, каков студент в каждый момент. Наряду с созданием этого, будет также сделано руководство, которое объясняет значение каждого цвета. Красный цвет указывает на остановку, когда вы не можете контролировать эмоции, такие как гнев или гнев.

Позже, цвет, который идет, — желтый, здесь мы хотим, чтобы ребенок осознал, что пришло время подумать и подумать о проблеме, с которой мы столкнулись, и почему мы остановились (красный цвет).

Как только мы остановились (красный цвет) и подумали о проблеме (желтый цвет), мы достигли зеленого цвета. Этот цвет был назначен для поиска решения проблемы, представленной ребенком. Таким образом, когда вы находитесь в этой точке, вы будете пытаться найти лучшее решение, которое может быть дано.

материалы: Цветные карточки, цветные карандаши, клей, ножницы и липучки.

8. Мы классифицируем поведение

процедура: Во втором упражнении будет создана доска с различными действиями. Из этих действий ребенок должен будет перечислить те, которые он считает хорошими, а те, которые, по его мнению, не подходят.

Они будут связаны с тем, что может происходить внутри школы, от классной комнаты с одноклассниками, до вещей, которые могут происходить на детской площадке во время перемен. Например: я делюсь вещами со своими одноклассниками, я не подчиняюсь инструкциям учителя и т. Д..

материалы: Цветные карточки, цветные карандаши, клей и ножницы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: