Он

Диагноз «аутизм»: что делать и чего не делать

Симптомы

Атипичный аутизм выявить сложнее, чем его классическую форму, поэтому часто установление диагноза затягивается. Упущенное начало болезни и поздно начатое лечение негативно влияет на дальнейший результат.

Самым удивительным и одновременно смущающим фактором является огромное разнообразие и индивидуальность симптомов.

Общими чертами заболевания выступают нарушения социальной включенности, коммуникации и взаимодействия с окружающими.

В домашних условиях распознать атипичный аутизм у детей довольно затруднительно. Чаще всего, родственники списывают некие странности и необычности поведения на возрастные изменения или особенности темперамента. С подобными проблемами они не спешат обращаться к специалисту, тем самым упуская начальную стадию заболевания.

Отличительными факторами атипичного детского аутизма считаются:

  1. Возрастные рамки. Этот тип расстройства имеет особенность развиваться не в раннем детстве, а в более поздние сроки – 3 года, 6–10 лет или переходный возраст. Это те периоды жизни ребенка, когда он испытывает стрессы по поводу адаптации к новому коллективу, необходимости общения с незнакомыми людьми, выстраивания взаимоотношений.
  2. Социализация. Несмотря на то, что больной полностью зависим от родителей, он слабо реагирует на них. По поводу отсутствия матери малыш может не тревожиться или, наоборот, проявлять беспокойство, а при ней вести себя холодно и недоброжелательно.
  3. Речь. Она либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов, в крайнем случае, словосочетаний. Построение предложений – слишком сложная задача.
  4. Эмоциональный сбой. При нормальной активности может наблюдаться абсолютная или избирательная неконтактность. Интенсивные внешние раздражители – яркий свет, громкие звуки, вызывают страх. Могут наблюдаться нехарактерные непредсказуемые реакции на события.
  5. Поведение. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Такие дети не стремятся копировать взрослых или сверстников, предпочитают одиночество.

При нормальном физическом развитии чаще всего наблюдается умственная отсталость.

Оценка уровня интеллектуальных способностей бывает затруднительной, поскольку поставленный диагноз в раннем возрасте может поддаваться коррекции.

Усугубление диагностики происходит из-за нарушений речевого аппарата и коммуникативных навыков. Во время прохождения тестов ребенок, как правило, знает решение задачи, но не говорит его.

Методы лечения

Способ лечения, подобранный специалистом, будет зависеть от состояния больного и стадии расстройства. Положительный результат не наступает одномоментно, а требует терпения и значительных усилий.

Комплексный подход всегда имеет эффект. В первую очередь применяются терапевтические действия, направленные на коррекцию общения и поведения ребенка. Для этого используют следующие виды терапии:

  • речевая – занятия с логопедом;
  • поведенческая – основана на системе мотивации и поощрения;
  • оккупационная или трудотерапия – акцент на формировании навыков повседневной жизни;
  • социализации – умение общаться и строить отношения;
  • развивающая – способствует раскрытию интеллектуальных и эмоциональных способностей;
  • игровая – применяется для обучения;
  • визуальная – с использованием картинок, фотографий или видеоматериалов
  • сенсорная – стимулирует способность мозга обрабатывать информацию, полученную через прикосновения;
  •  пет–терапия – тесное взаимодействие с животными: лошадьми, собаками, кошками, дельфинами.

Медикаментозное лечение стает актуальным лишь в случаях проявления приступов агрессии, судорог, эпиактивности. При отсутствии подобных симптомов лекарственные препараты не применяются.

Среди аппаратных методик следует выделить микротоковую рефлексотерапию, электрошоковую терапию. С их помощью происходит запуск неактивных зон головного мозга: лобных долей, речевых зон, серединно-стволовых структур.

Аутизм в различных проявлениях, как и шизофрения, относится к хроническим заболеваниям. Это означает, что полностью избавиться от него невозможно.

Однако люди ведь научились жить с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и прочими неизлечимыми недугами. То же самое происходит и с расстройствами аутического спектра. Современные методики коррекции поведения, применяемые на ранних стадиях болезни, позволяют вести активный образ жизни, самостоятельно обслуживать себя, быть полноценным членом общества.

«В чем причина?»

— Неизлечимый диагноз ребенка для родителей всегда большое горе. Как вы помогаете справиться с ним?

— У нас есть телефон горячей линии (+7 3452 610 447) , на который можно позвонить и получить поддержку от таких же родителей, в чьих семьях растут дети с аутизмом. Понимание того, что рядом есть такие люди, которые пережили это состояние и теперь их особенные дети являются для них предметом радости и гордости, уже дает положительный эффект. Также мы можем подсказать, что есть школа для родителей, где они могут получить бесплатную психологическую помощь.

Новость по теме

8 тюменских детей с ДЦП и аутизмом встанут на лыжи

— Что самое сложное на этом этапе жизни?

— В момент постановки диагноза трудно его принять, понять, что он неизлечим. Это очень больно. Трудно выстроить отношения с родственниками, которые пытаются убедить в том, что это родители «больные», раз считают, что у ребенка аутизм, потому что у «нашего» малыша не может быть такого недуга. К тому же абсолютно всегда находится специалист, который говорит, что виновата в болезни ребенка мама, что еще больше усугубляет ее психологическое состояние. После подтверждения диагноза родители, особенно мама, находятся в состоянии острого горя. Но чем больше длится этот этап переживания, тем дольше мама с папой не могут начать оказывать ребенку необходимую помощь. А нужно собратья силами, мыслями, забыть об утерянных надеждах на безоблачное будущее и выстроить план по реабилитации ребенка.

— Самый главный вопрос, который мучает родителей «особых» детей: «в чем причина?».

— К сожалению, точного ответа на вопрос до сих пор нет. Причин много. Все дети разные, с разной степенью тяжести болезни. Аутизм — это комплекс каких-то факторов. Например, бабушка в четыре года заговорила, тогда у нее был только один фактор. У внука «сыграл» комплекс причин, и это вылилось в болезнь.

Шок и неверие

Первая реакция родителей, которые только что услышали диагноз, даже если они подозревали его заранее, это неверие. «А вдруг это ошибка», «Это не может быть правдой». На этом этапе родители, как правило, не могут осознать до конца, что произошло, и какие последствия их могут ожидать. Очень часто сразу после диагноза родители переходят в режим «автопилота», когда они просто не способны воспринимать то, что им пытаются объяснить, так как они не могут воспринимать новую информацию. Некоторые родители сообщают, что они переживали физическую боль, как будто им нанесли физическую рану. Другие ощущали, что на них опустился тяжелый темный туман, и им стало трудно видеть или дышать.

Совет родителям: Прекратите встречу со специалистом, выделите время на то, чтобы отреагировать на то, что вы услышали. Реагируйте так, как вы хотите реагировать. Ничего не предпринимайте, ни в коем случае не принимайте в это время никаких решений. Ваше тело должно «отреагировать» до конца, прежде чем вы будете способны это сделать. Договоритесь о новой встрече со специалистом через несколько дней — стадия первичного шока обычно длится такой период, вам нужно пережить эту стадию, прежде чем попытаться разобраться в смысле диагноза.

Записывайте любые вопросы, которые у вас появляются на этой стадии — вы зададите их потом. Возможно, вам поможет разговор с близкими, может быть, вы захотите побыть в одиночестве. Посвятите эти несколько дней самим себе — остальное может подождать.

Необычный контакт глазами

Многие аутичные люди испытывают проблемы с тем, чтобы устанавливать и поддерживать контакт глазами. Если ваш клиент совсем не смотрит вам в глаза, смотрит в сторону или в пол продолжительное время или же смотрит вам прямо в глаза не отрываясь, чем вызывает у вас дискомфорт, то это может быть признаком аутизма.

При этом важно учитывать, что некоторые аутичные люди, особенно женщины, учатся «маскировке» своих аутичных симптомов и используют разные стратегии, из-за которых они кажутся менее аутичными. Очень распространенный тип маскировки — это осознанное поддержание контакта глазами так, чтобы он напоминал естественный

Итак, отсутствие обычного контакта глазами может указывать на аутизм, но его наличие не обязательно исключает аутизм.  

Надежда

Время от времени у родителей будет появляться надежда. «Может быть, мы справимся», «Этот метод/терапия, похоже, действительно помогает», «Он наконец смог это понять», «Его поведение значительно улучшилось». Как и все родители, временами нас вдохновляют достижения наших детей, или мы встречаем педагогов или других специалистов, которым удается положительно повлиять на них.

Совет родителям: Дорожите каждым таким моментом, празднуйте каждую победу, даже самую маленькую. Берегите память о них, и возвращайтесь к ним в тяжелые дни, когда вы чувствуете себя беспомощными. Эти моменты – ваша опора в жизни. Делитесь ими с теми, кто разделял ваши печали, пусть вас также объединит ваша радость.

Есть ряд основных рекомендаций для родителей по коррекции аутизма у детей.

  • Прививание ребенку необходимых жизненных навыков должно быть основано на очень частом повторении одних и тех же действий. Даже если ребенок, к примеру, научился чистить зубы, позже нужно снова и снова «проходить» с ним этот урок.
  • У ребенка с аутизмом должен быть строгий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Запрещена резкая смена обстановки и привычек ребенка.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребенком, проводить с ним много времени.
  • Устанавливать контакт с ребенком можно научиться теми же упорными повторениями, частым обращением к нему, но нельзя повышать голос, ругать и наказывать ребенка.
  • При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить с ним, говорить ласковые слова.
  • Возможно общение с помощью обмена карточками, картинками в тех случаях, когда речевое взаимодействие затруднено.
  • Нельзя позволять ребенку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями, играми, позволяя ему побыть в уединении.
  • Регулярно делать с ребенком физические упражнения, это поможет снять стресс, укрепит его физическое развитие.
  • Не подавлять инициативу ребенка и не торопить его в выполнении действий.

Диагностика, лечение

Перед началом лечения любой стадии аутизма у детей требуется обязательно пройти все диагностические процедуры, чтобы точно убедиться, что у ребенка есть это заболевание

Особую важность имеет его дифференцирование с другими болезнями, т.к. иногда симптоматика схожа с иными нарушениями в организме

Известны случаи, когда аутист получал лечение, которое приносило больше вреда, чем пользы.

Диагностика

Первыми способами диагностики, позволяющими распознавать аутизм, являются опрос и наблюдение. Для этого врач побеседует с малышом, постарается выявить особенности его поведения или движений

Также очень важно, чтобы родители смогли максимально четко описать проблему, рассказав о том, что видели лично

После этого можно приступать к проведению специальных тестов. Они показывают состояние психики и интеллекта, а также помогают определять наличие иных отклонений, свойственных другим заболеваниям. Среди таких тестов:

  • Опросник для детей;
  • Тест на когнитивные навыки;
  • Тест на аутизм;
  • Тесты на различные расстройства.

Если после их проведения подозрения на аутизм останутся, то врач назначит применение других методов диагностики. Они покажут физическое состояние организма, на котором будут заметны отклонения при наличии аутизма. Наиболее эффективны следующие процедуры:

  • УЗИ головного мозга;
  • Электроэнцефалография;
  • Осмотр сурдолога.

Когда все процедуры будут завершены, врач сможет сделать точное заключение. Сразу же ребенку будут выписаны все необходимые лекарства, а родителям выдадут ряд рекомендаций

При это очень важно уделить внимание выявлению других патологий, чтобы исключить побочные эффекты, связанные с терапией

Лечение

С помощью применения лекарственных препаратов получится смягчить симптомы болезни, сделав жизнь ребенку несколько проще. Но стоит понимать, что избавиться от нее полностью не получится даже при сильном желании

Проще всего подавить лекарствами агрессию, апатию, замкнутость, а также простимулировать работу мозга, что очень важно при таком недуге

Назначения для каждого ребенка индивидуальны. Вариантов лечения может существовать очень много, т.к. все зависит от желаемого эффекта, возраста и здоровья малыша, течения болезни, а также возможных рисков, связанных с приемом некоторых препаратов.

В большинстве случаев врачи назначают 4 группы препаратов:

Ноотропы. Они улучшают работу мозга, повышая его активность. Ребенок начинает показывать более высокий интеллект, ему проще общаться с людьми, а в жизни остается намного меньше проблем. «Ноотропил», «Пирацетам», «Пикамилон» – самые популярные таблетки для лечения аутизма.
Нейролептики. Средства этой группы снимают напряжение, избавляют от агрессивных мыслей, а также просто успокаивают ребенка. Они могут даже частично влиять на мозг, стимулируя его работу. Чаще всего применяют лекарство под названием «Рисполепт». Оно довольно безопасно, а побочные эффекты возникают крайне редко.
Антидепрессанты. Если ребенок часто находится в подавленном настроении, отказывается от взаимодействия с окружающими, не проявляет какой-либо заинтересованности, то нужно прибегнуть к препаратам этой группы. Они снимут все подобные симптомы

Стоит обратить внимание на «Флуоксетин». Это не детский препарат, но может быть применим в пониженной дозировке при разрешении врача.
Транквилизаторы

Назначают их не так часто, т.к. они могут негативно влиять на нервную систему малыша. Их главным действием является избавление от вспышек агрессии, что также помогает защитить окружающих и самого ребенка от нанесения физических увечий.

Легкая степень аутизма у детей может быть частично подавлена даже простым приемом витаминно-минеральных комплексов. Они нормализуют работу мозга, улучшают обмен веществ, а также защищают нервную систему от негативного воздействия.

Если врач говорит, что можно обойтись без приема лекарств, то стоит к нему прислушаться. Без необходимости применять их не стоит, т.к. они могут навредить здоровью.

Рекомендации родителям по уходу за детьми с РАС

Самообразование: одна из самых важных вещей, которые вы можете сделать,— это узнать об аутизме и его различных аспектах. Узнайте о различных типах аутизма, о том, какие существуют методы лечения, и о том, как распознать признаки дистресса или трудностей у вашего ребенка. Это поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка и наилучшим образом удовлетворить их.

Установите распорядок дня: установление постоянного распорядка дня может быть полезно для детей с аутизмом, поскольку это помогает им чувствовать себя уверенно и комфортно в своей среде

Кроме того, с помощью распорядка им легче понять ожидания и со временем выработать хорошие привычки.

Создайте атмосферу принятия: важно, чтобы ваш дом был местом, где ваш ребенок чувствует себя в безопасности, не боясь осуждения или критики со стороны окружающих. Поощряйте позитивное взаимодействие между членами семьи и одновременно устанавливайте четкие границы, чтобы все знали, какое поведение допустимо в домашней обстановке.

Ищите поддержки: забота о ребенке с аутизмом иногда может быть непосильной задачей, поэтому не стесняйтесь обращаться за поддержкой к членам семьи, друзьям или профессионалам, таким как терапевты или учителя специального образования, которые специализируются на работе с детьми с аутизмом.

Заботьтесь о себе: как родителю, вам тоже важно заботиться о себе! Убедитесь, что вы достаточно отдыхаете, регулярно занимаетесь спортом, едите здоровую пищу и находите способы расслабиться в течение дня, чтобы у вас было достаточно энергии и терпения при решении сложных ситуаций, связанных с поведением вашего ребенка.

Воспитание ребенка с аутизмом требует терпения, понимания и много любви, но, следуя этим советам, вы сможете обеспечить наилучший уход за вашим малышом!

Ответьте на вопросы теста для оценки состояния Вашего психического здоровья
Тест на выявление гиперактивности и импульсивности

Данная статья проверена экспертом:

Врач — психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог

Перебивание и разговор одновременно с собеседником

Приведенные выше проблемы, в том числе непонимание того, как много или мало деталей нужно сообщить, а также трудности с образным языком и восприятием социальных сигналов часто приводят к тому, что аутичные люди не понимают, когда вступить в беседу.

Это приводит к тому, что аутичные люди или просто молчат, потому что не понимают, в какой момент начать говорить, или перебивают других. Эти проблемы могут быть наиболее заметны во время беседы в группе, а не во время диалога один на один. Однако вы можете заметить, что ваш клиент периодически вас перебивает или начинает говорить одновременно с вами, словно вообще вас не слушает.

Особенности заболевания

Мозг человека постоянно занимается обработкой информации. При аутизме нарушается восприятие сигналов, поступающих от зрительных, слуховых и осязательных анализаторов. В результате меняются поведенческие реакции человека, что оказывает влияние на его контакты с окружающим миром.

Диапазон аутистических изменений огромен, он включает в себя различные формы проявлений – от легких до самых тяжелых состояний. Для определения степени тяжести нарушений нужна информация о поведении ребенка. Его ответные реакции помогают в постановке окончательного диагноза.

Существует множество теорий о причинах возникновения аутизма у детей. Ни одна из них не нашла официального научного подтверждения. Хотя точной доказательной базы нет, принято считать, что это врожденная предрасположенность. Некоторые исследования подтверждают генетическое наследование.

Не исключаются и другие факторы, например, токсическое действие микроорганизмов во время внутриутробного развития плода. Поэтому на вопрос, можно ли вылечить врожденный аутизм у ребенка, ответ очевиден.

Диагностика аутизма

Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития. 

В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев. 

При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.

Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма.  Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.

Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:

  • Интересуется ли ребенок окружающим миром?

  • Делится ли он со своими родителями эмоциями?

  • Часто ли ребенок злится и кричит?

  • Боится ли он прикосновений?

  • Имеются ли у ребенка речевые нарушения?

  • Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?

  • Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?

  • Идет ли он на контакт со сверстниками?

Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего. 

Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.

Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.

Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.

Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.

Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.

Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.

Ссылки

1. Morrison, K. E., DeBrabander, K. M., Jones, D. R., Faso, D. J., Ackerman, R. A., & Sasson, N. J. (2020). Outcomes of real-world social interaction for autistic adults paired with autistic compared to typically developing partners. Autism, 24(5), 1067–1080. https://doi.org/10.1177/1362361319892701

2. Ritvo, R. A., Ritvo, E. R., Guthrie, D., Ritvo, M. J., Hufnagel, D. H., McMahon, W., Tonge, B., Mataix-Cols, D., Jassi, A., Attwood, T., & Eloff, J. (2011). The Ritvo Autism Asperger Diagnostic Scale-Revised (RAADS-R): A scale to assist the diagnosis of autism spectrum disorder in adults: An international validation study. Journal of Autism and Developmental Disorders, 41(8), 1076–1089. https://doi.org/10.1007/s10803-010-1133-5

3. Senju, A., & Johnson, M. H. (2009). Atypical eye contact in autism: models, mechanisms and development. Neurosci Biobehal Rev, 33(8): 1204–14.

4. Haigh, S. M, Walsh, J. A., Mazefsky, C. A., Minshew, N. J., & Eack, S. M. (2018). Processing Speed is Impaired in Adults with Autism Spectrum Disorder, and Relates to Social Communication Abilities. J Autism Dev Disord. Aug;48(8):2653-2662. doi: 10.1007/s10803-018-3515-z. PMID: 29500756; PMCID: PMC6041130

5. Rundblad, G., & Annaz, D. (2010). The atypical development of metaphor and metonymy comprehension in children with autism. Autism 1429–46 10.1177/1362361309340667

6. Sturrock, A., Chilton, H., Foy, K., Freed, J., & Adams, C. (2022). In their own words: The impact of subtle language and communication difficulties as described by autistic girls and boys without intellectual disability. Autism, 26(2), 332–345. https://doi.org/10.1177/13623613211002047

7. Bonneh, Y. S., Levanon, Y., Dean-Pardo, O., Lossos, L., & Adini, Y. (2011). Abnormal speech spectrum and increased pitch variability in young autistic children. Front Hum Neurosci. Jan; 19;4:237. doi: 10.3389/fnhum.2010.00237. PMID: 21267429; PMCID: PMC3024839

8. Grossard, C., Dapogny, A., Cohen, D., Bernheim, S., Juillet, E., Hamel, F., Hun, S., Bourgeois, J., Pellerin, H., Serret, S., Bailly, K., & Chaby, L. (2020). Children with autism spectrum disorder produce more ambiguous and less socially meaningful facial expressions: an experimental study using random forest classifiers. Mol Autism. Jan; 13;11(1):5. doi: 10.1186/s13229-020-0312-2. PMID: 31956394; PMCID: PMC6958757

9. de Marchena, A., Kim, E. S., Bagdasarov, A., Parish-Morris, J., Maddox, B. B., Brodkin, E. S., & Schultz, R.T. (2019). Atypicalities of Gesture Form and Function in Autistic Adults. J Autism Dev Disord. Apr; 49(4):1438-1454. doi: 10.1007/s10803-018-3829-x. PMID: 30523479; PMCID: PMC6451661

Характер проявления аутизма у детей младше года

Давайте более подробно остановимся на том, какое поведение характерно для малышей, младше года, при котором можно заподозрить наличие аутизма:

  • малыш неадекватно реагирует на отсутствие матери: либо абсолютно не выдерживает даже минутного расставания с ней и впадает в истерику, либо наоборот, крайне холодно и отстраненно держится даже в ее присутствии;
  • задержка речевого развития: отсутствие гуления и произношения отдельных слогов до годовалого возраста;
  • малыш не улыбается и не реагирует на обращение к нему;
  • ребенка не интересуют коллективные игры и занятия с родителями;
  • нетерпение присутствия незнакомых людей, частые панические атаки, необъяснимые истерики;
  • отсутствие заинтересованности и копирования поведения взрослых;
  • малыш не проявляет интереса к игрушкам, а в качестве последних – нередко выбирает самые незаурядные варианты, например, предметы мебели.

Чем раньше будет начата коррекционная работа с ребенком-аутистом, тем с большей вероятностью этот малыш сможет адаптироваться и чувствовать себя комфортно во «взрослом» мире.

Информация

В последнее время в новостях все чаще мелькают истории, связанные с аутизмом. Будучи родителем ребенка с аутизмом, я очень благодарна друзьям и родственникам, когда они находят какую-то информацию об аутизме и присылают мне. Если ваш друг готов к открытому обсуждению аутизма, пошлите ему попавшуюся вам информацию, и он оценит это проявление вашей заботы. Если наш ребенок имеет диагноз «аутизм», это еще не значит, что мы знаем все последние новости из этой сферы.

Единственное мое предостережение по данному вопросу: имейте в виду, что родители могут иметь иную точку зрения по вопросам лечения или о причинах аутизма. В результате родители иногда остро реагируют на статьи, исследования и т.д

Так что я советую соблюдать осторожность. Если ваш друг позитивно воспринимает новую информацию, без колебаний поделитесь ею, однако не будьте слишком настойчивы

Выводы

Возможно, в течение жизни вы встретите много людей с аутизмом и семей, столкнувшихся с этой проблемой. Если ваш выбор — стать частью решения проблемы, оказав поддержку другу, родственнику или соседу, то старайтесь изучить определенного ребенка, а не вопрос аутизма в общем. Сделайте выбор в пользу принятия детей с ограниченными возможностями и подскажите своим детям, что они могут помочь ребенку с аутизмом, став его другом.

После того как у сына был диагностирован аутизм, я поняла, что дружба может быть очень хрупкой. Легко быть другом, когда все хорошо. И только в трудное время мы можем понять, кто наш настоящий друг. Я бесконечно благодарна тем своим друзьям и родственникам, кто поддерживал нашу семью после того, как мы узнали о диагнозе сына. Они приняли решение, что будут принимать моего сына таким, какой он есть, и помогать нам любыми возможными способами. Приняв решение поддерживать семью, которая столкнулась с проблемой аутизма, вы приносите величайший дар. И возможно, ваша доброта и благородство станут бесценной наградой для вас самих.

«Самая сложная задача друга — быть понимающим, когда не понимаешь», — Роберт Браулт

Спасибо Татьяне Скрипко за перевод.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: