Нервнопсихическое развитие детей до 3-ех лет

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни

Ведущие ли­нии

1 год 3 мес.

1 год 6 мес.

1 год 9 мес.

2 года

Понимаемая

речь

Запас понимае­мых слов быстро расширяется

Обобщает пре­дметы по су­ществующим

признакам в

понимаемой

речи

Понимает несло­жный рассказ по

Сюжетной карти­нке, отвечает на

Вопросы взрослого

Понимает

рассказ без

показа о событиях, бы­вших в опыте

ребенка

Активная

речь

Пользуетсялепе­том
и отдельными словами в

момент двига­тельной активности и радости

Облегченными и произносимыми прави­льно («би-би»)

Словами назы­вает предметы и действия в момент сильной
заинтересованности

Словами или

двухсловными

предложениями обозначает свои действия в игре

При обще­нии пользуется 2-3-словными предложениями,

употребляя

прилагате­льные и местоимения

Сенсорное

развитие

Ориентируется в двух контрастных величинах с разницей в 3
см

Ориентируется

в 3-4 формах

(шар, куб,

призма, кирпи­чик)

Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предмета (тип
куба) с разницей в 3 см

Подбирает

по образцу и слову 3-4

контрастных цвета

Игра и

действия с

предметами

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее
разученными

(кормит куклу,

нанизывает коль­ца на стержень)

Отображает в игре отдельные наблюдаемые

действия

Воспроизводит

сюжетные несло­жные постройки-

перекрытия типа «ворота», «ска­мейка»,
«дом»

В игре восп­роизводит

Ряд последовательных действий, начало сюжетной игры

Движения

Ходит длитель­но, не присаживаясь; меняет положения (присе­дает,
наклоняет­ся, поворачивается, пятится)

Перешагивает препятствия переставным

шагом

Ходит по огра­ниченной поверхности шири­ной 15-20 см и приподнятой
над полом на 15-20 см

Перешагива­ет’ через препятствия чередующимся

шагом

Навыки

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

Самостоятельно ест жидкую

пищу ложкой

Частично сни­мает одежду с небольшой помощью взрослого

(Колготки, ботинки, шапку)

Частично на­девает одежду (ботинки;

шапку)

Методические основы проведения пальчиковых игр

В основе организации пальчиковых игр лежат следующие методические положения:

  1. Предварительная подготовка ребенка к пальчиковой игре. Детям показываются движения пальцами, объясняется их смысл, отрабатываются жесты;
  2. Разогрев ладоней перед игрой. Хорошо выполнить упражнения кистями рук, растереть их, чтобы повысить циркуляцию крови и активизировать работу моторных функций;
  3. Медленное выполнение движений и их многократное повторение;
  4. Участие педагога в игре. Педагогу необходимо совершать все движения вместе с ребенком;
  5. Включение в игру работы всех пальцев рук;
  6. Отработка правильной постановки кисти рук и правильности совершения движений;
  7. Спокойное игровое действие, исключающее перенапряжение дошкольников;
  8. Переход от простого к сложному. Сначала используются игры, требующие совершения простых движений, которые затем усложняются;
  9. Постановка в игре одной приоритетной задачи и, только после ее полноценного освоения, доведения до автоматизма, добавление новых задач. Это означает, что ребенок должен совершать сначала только одно действие, затем совершать два и более действий, а потом, можно добавить и их проговаривание и т.д.

Показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни

Линии
развития

В о з
р а с т

2 года 6 мес.

3 года

Активная

речь

грам­

матика

Говорит много предложениями (более 3-х слов)

Начинает употреблять сложные и придаточные предложения

вопросы

Появление вопросов «где?»,

«куда?»

Появляются вопросы

«когда7», «почему?»

Сенсорное

развитие

Подбирает по образцу разно­

образные предметы 4 основных цветов (красный, синий,
желтый, зеленый), например, к фону одного предмета

Называет 4 основных

цвета

Игра

Игра носит сюжетный харак­

тер, ребенок отражает взаимо­связь и последовательность (кормит
куклу, укладывает спать, одевает) 2-3 действий

Появляются элементы ролевой игры

Навыки

Полностью одевается, но еще

не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки

Одевается самостояте­льно, застегивает пуговицы и завязывает
шнурки с минимальной помощью взрослого

Движения

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально подня­тую
от пола на 20-28 см

Перешагивает через палку или веревку, приподнятую от пола
на 36 см

Для определения уровня развития детей до 3 лет разработана
количе­ственно-качественная градация, позволяющая объективно оценить развитие
каждого ребенка . Согласно этой оценке, дети могут быть рас­пределены на 5
групп НПР. Дети, отнесенные в IV группу, должны расцени­ваться как имеющие
пограничное с патологией состояние, дети, отнесенные в V группу НПР, как дети с
патологией

При задержке в развитии ребенка в возрасте 1 месяц за эпикризный срок принимают 10 дней Например, у ребенка 1
месяца развитие зрительного анализатора соответствует 18 дням (отставание на 1 эпикризный срок), слухового анализатора — 10 дням
(отставание на 2 эпикризных срока), в положе­нии на
животе голову не приподнимает и не удерживает; оценка развития III группа 1
степень

При определении группы развития учитывается отсутствие
умения по каждому показателю в одной линии развития Так, в 5 месяцев развитие
об­щих движений проверяют по трем показателям (долго лежит на животе, опи­раясь
на ладони выпрямленных рук. переворачивается со спины па живот, устойчивостоит при поддержке)
Отсутствие упора ног свидетельствует об отставании в развитии движений
Например, ребенку 5 месяцев, у него. Аз=5 мес. , Ас=5мес , Др=5 мес.
, До= 1) 5 мес. , 2) 5 мес. , 3) 4 мес. (упор ног),
Ра=5 мес., Н= 5 мес. Заключение II группа 1 степень

Таблица 26

Слайд 7Задачи и средства реализации:Развитие области головного мозга: формирование и совершенствование

мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами: мелкий конструктор, мозаика, пазлы, выкладывание фигур из спичек, палочек, подарки на 8 марта из спичек, шнурование и пристегивание пуговиц («Пристегни к подсолнуху листочки»), игры с цветными крышками («Собери неваляшку», «Украсим салфетку», «Лодочка», «Цветок»),сортировка круп (картина вместе с детьми).Формирование зрительно – моторных координаций: рисование клубочков без отрыва от карандаша; зарисовка по образцу фигур, состоящих из прямых и косых линий; выкладывание предметов из геометрических фигур («Собери зайца по образцу»), работа с ножницами( симметричное вырезание предметов н-р вырезать грибок, мастерская из оригами (коллективная работа) по сказке «Теремок», делали поделки из оригами на 8 марта, делали игрушки самоделки ( самолётики, пароходики, шапочки, кошельки, и т.д. Поделки делали из цветной бумаги, ребёнок начинал украшать её, стремится делать её наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. При этой работе дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребёнка.3. Формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями: сгибание сторон, сложи по диагонали, заглаживание сгибов. Умение слушать, понимать и принимать словесные установки педагогов и выполнять их. Рисование пальцами на планшетах с крупами, разными пальцами животных с опорой на образец. Игра : Узнай на ощупь игрушку и и назвать материал, из которого она сделана.

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Слайд 84. Развитие мышления, памяти, внимания. Сосредоточенности, зрительного и слухового

внимания ( формирование умений направлять внимание на мышцы, участвующих в движении. Выполнение простейших слуховых и зрительных диктантов тетрадях в клетку, письмо в тетрадях в клетку прямых и наклонных палочек, цифр, букв ( в две, одну клетку).Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги и относительно собственного тела ( разложи геометрические фигуры на листе бумаги по заданию педагога

Тематическое рисование.Формирование навыков учебной деятельности: умение слушать, понимать и принимать словесные установки педагогов и выполнять их. умение действовать по образцу педагога. подготовка руки к письму.

Слайд 11Этапы развития мелкой моторики руки и графомоторных навыков: 1

этап 3,5- 4,5 года.Пальчиковая живописьРисование прямых и горизонтальных линий на альбомном листе.Штриховка прямыми линиями крупных геометрических фигур и предметных изображений.Зарисовка по точкам и готовому контуру.Игры с цветными крышками:( нанизывание на палочку(леску) крышек с дырочками(гусеницы, бусы); с помощью цветных крышек выкладывать пирамидку, неваляшку, подбирать шарик к ниточке.Игры с мозаикой.Выкладывание по контуру предметов пуговицами, фасолью, горохом, бобами.Выкладывание из палочек простейшие предметы.Разглаживание скомканных бумажных комочков.Рисование клубочков без отрыва карандаша от бумагиДемонстрировать крупные трафареты из наждачной бумаги, изображающих животных, предлагать детям определить на ощупь, где мама, где детёныш.

Нарушения физического развития

Основными показателями, по которыми оценивают уровень физического развития новорожденного, является вес, рост, окружность головы и грудной клетки, а также то, насколько они пропорциональны относительно друг друга.

Исходя из этого, существуют следующие нарушения:

•    гипотрофия. При этом состоянии наблюдается дефицит массы тела. Может быть разной степени выраженности. Если подкожно-жировой слой уменьшается только на туловище, то это гипотрофия I степени, на конечностях – II, на лице – III степени. Зачастую это состояние сопутствует каким-то вялотекущим хроническим заболеваниям

•    гипостатура. Таким словом называется отставание ребенка не только по массе, но и по росту от средних возрастных показателей. Как правило, причиной этого состояния являются серьезные гормональные нарушения. Однако, в ряде случаев, это может рассматриваться и как вариант нормы, например, если родители ребенка сами небольшого роста и веса

•    паратрофия. Состояние, при котором увеличивается масса тела, при сохранении нормального роста. Также может быть разной степени выраженности: I степень – масса на 10% больше средней нормы, II – на 20% и III степень – на 30%. К паратрофии приводит чаще всего повышенная калорийность и несбалансированный состав пищи. Сопутствует этому состоянию задержка двигательного развития, неустойчивый эмоциональный фон, снижение общего мышечного тонуса

•    карликовость (нанизм). Это нарушение ФР, при котором показатели роста сильно ниже средних среди ближайших родственников. В основе всегда нарушение генетической регуляции роста. Может быть двух типов: с пропорциональным и непропорциональным телосложением

•    гигантизм. Чрезмерный рост. Состояние, связанное с избытком «гормона роста».

Степени задержки

Степени задержки выделяют в зависимости от числа возрастных интервалов, на которые психомоторное развитие малыша запаздывает.

  • Лёгкая степень задержки (или, как её ещё называют, темповая задержка) диагностируется в случае, если отклонения в развитии не превышают трёх месяцев. Нарушения в развитии некоторых моторных навыков характерны для детей, которые болеют рахитом. При отсутствии симптомов повреждения мозга наблюдается полное восстановление всех психомоторных функций.
  • Средняя степень задержки диагностируется в случае, если отставание в развитии составляет от 3-х до 6-ти месяцев. Она встречается у детей, которые перенесли менингит, страдают от эпилепсии, а также при различных формах энцефалопатии. Средняя степень задержки требует проведения комплексного обследования для диагностики причин отставания в развитии;
  • Тяжёлая степень задержки диагностируется, если отставание в развитии составляет более 6-ти месяцев. Она сочетается с такими патологическими состояниями, как: пороки развития головного мозга, нарушения обменных процессов, генетические синдромальные состояния, гипотиреоз, энцефалит.

Лечебно-диагностические мероприятия при любой степени задержки психомоторного развития строго индивидуальны и определяются лечащим врачом после осмотра и сбора анамнеза.

Наши врачи

Ференец Мария Михайловна
Врач-педиатр
Стаж 11 лет
Записаться на прием

Столярова Светлана Анатольевна
Врач — детский эндокринолог, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Стаж
35 лет
Записаться на прием

Максин Дмитрий Александрович
Врач-невролог детский, врач высшей категории
Стаж 31 год
Записаться на прием

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Лечение задержки развития речи

Лечение задержки развития речи проводится разными способами и зависит от причины, из-за которой возникла данная проблема. Оно может заключаться в приёме соответствующих медикаментов или же путём проведения занятий со специалистами: логопедом, детским психологом, массажистом.

  • Ротавирусная инфекция
  • Физическое развитие ребёнка

Нарушения нервно-психического развития

К моменту рождения у ребенка полностью сформированы все органы и системы, кроме нервной. Следствием этого является полная неспособность новорожденного к передвижению и ограниченный диапазон двигательных навыков. Постепенно нервная система развивается – малыш начинает осваивать новые движения, приобретает способность к самостоятельному передвижению. Этому способствует взаимодействие с окружающим миром и в первую очередь с родителями.

Как и физическое развитие, развитие нервно-психическое подчиняется определенной норме. В определенные сроки (предельно жестких рамок нет, имеет место некий допустимый разброс) малыш должен уметь делать то или это. Если это не происходит, то, возможно, имеют место какое-то нарушение психического развития в детском возрасте. К наиболее распространенным относятся:

•    синдром двигательных нарушений. В этот диагноз включают обычно любые отставания в моторном развитии ребенка, связанные с задержкой освоения основных двигательных навыков. Например, ребенок не удерживает голову в 2 месяца или не переворачивается в 4 месяца и т.д. Причиной являются негрубые органические поражения мозга, чаще вследствие недостатка кислорода во внутриутробном периоде или в процессе родов

•    умственная отсталость. Умственное недоразвитие может быть трех степеней: дебильность (легкая степень), имбецильность (средняя) и идиотия (тяжелое слабоумие). Критериями степени тяжести УО является способность ребенка к обучению и социальной адаптации. В раннем возрасте умственная отсталость проявляется снижением познавательного интереса – ребенок мало интересуется окружающим, игрушками. Наблюдается запоздалое освоение навыков самообслуживания. В более старшем возрасте ребенок не может освоить чтение, счет, могут быть дефекты речи разной выраженности

•    задержка речевого развития. Наблюдается у детей с нормальным интеллектом в виде задержки сроков освоения речью или наличием дефектов речи. У ребенка с ЗРР нарушения можно заметить уже в самом раннем возрасте: неактивное гуление, малое разнообразие звуков, неохотное повторение за взрослыми, преимущественное использование жестов и мимики вместо речи – все это косвенно может свидетельствовать о задержке развития речи

•    задержка психического развития

Подразумевается замедление темпов развития основных психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера. Отклонения в развитии памяти – самый частый признак задержки психического развития

Кроме того, у таких детей снижена потребность в общении со сверстниками, часто их отличает эмоциональная неустойчивость, например, резкий переход от плача к смеху и наоборот

•    расстройство аутистического спектра. Искаженное психическое развитие, при котором страдает способность к коммуникации, часто речь, воображение и эмоционально-волевая сфера. У детей с аутизмом резко снижена потребность социального взаимодействия. В раннем возрасте проявляется в невозможности установления контакта с ребенком – зрительного, эмоционального. Ребенок мало улыбается или не улыбается совсем. Никак не выделяет знакомых взрослых, не демонстрирует привязанности.

Внимание родителей к особенностям роста их малыша и срокам освоения им определенных навыков помогает выявить проблемы развития детей раннего возраста. А это позволяет принять своевременные меры по преодолению ситуации

Однако никогда не стоит спешить с выводами. Окончательное и компетентное заключение могут дать только медицинские работники. 

Количественная оценка нервно-психического развития детей

Группы развития

Характеристикагруппы

I

1 — Опережение — на 1 эпикризный
срок — ускоренное развитие — на 2 эпикризных срока
— высокое развитие

— гармоничное
(опережение на одинаковое количество эпикризных
сроков)

— негармоничное
(опережение на разное количество эпи­кризных
сроков)

2 — Нормальное развитие

II

Отставание на 1 эпикризный срок

1 степень — по 1-2 показателям

2 степень — по 3-4 показателям

3 степень по большинству или всем показателям

— гармоничное — негармоничное

III

Отставание на 2 эпикризных срока

1 степень — по 1-2 показателям

2 степень — по 3-4 показателям

3 степень — по большинству или всем показателям

— гармоничное — негармоничное

IV

Отставание на 3 эпикризных срока

1 степень — по 1-2 показателям

2 степень — по 3-4 показа гелям

3 степень — по большинству или всем показателям

— гармоничное — негармоничное

V

Отставание на 4 и более эпикризных
сроков

1 степень — по 1-2 показателям

2 степень — по 3-4 показателям

3 степень — по большинству или всем показателям

-гармоничное — негармоничное

Разновидности игр по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР

В развитии мелкой моторики старших дошкольников с ЗПР применяются следующие игры:

  1. Пальчиковый театр. Это дидактическая игра, активно воздействующая на моторику рук ребенка, а также способствующая общему развитию его организма и психических процессов: активизация воображения, развитие сенсорных представлений, пространственной ориентации и пространственного восприятия, активизации внимания и развитию речевых функций.
  2. Игры-шнуровки. Такие игры направлены именно на активную работу моторики пальцев рук. Дети выполняют со шнурками разнообразные операции, требующие совершения разнородных и разнонаправленных движений пальцами и кистями рук. Это развивает пространственную ориентацию дошкольника, активизирует работу речевого аппарата, формирует сенсомоторную координацию и общую координацию движений. Такие игры актуально использовать не только для развития мелкой моторики, но и для развития психических функций организма дошкольника с ЗПР.
  3. Игры-перебирания. Детям предлагается перебирать предметы разной величины и формы. это могут быть пуговицы, бусины, крупа, картонные объекты разных геометрических форм, игрушки разных размеров. Детям дается коробка, в которую отбираются определенные объекты. Например, все пуговицы, все круги, весь рис и т.д. Это активизирует моторные функции и развивает координацию движений ребенка.
  4. Игры–преодоление препятствий. Такие игры ориентированы на совершение ребенком разных движений пальцами, с целью преодоления разнородных препятствий. К примеру, объекты располагаются на столе в разном порядке. Предлагается пуговица или маленькая игрушка-машинка, управляя которой пальцами, необходимо проехать весь стол, не задев остальные объекты. Таких игр можно придумать огромное количество. Главное их систематическое использование в коррекционной работе.
  5. Игры-рисование в воздухе. Они связаны с совершением ребенком движений кистью, пальцами в воздухе для прорисовывания различных объектов. Главное, использовать рисование разных объектов – разные формы и размеры, разные детали.
  6. Игры-нанизывания. Они направлены на формирование навыков нанизывания разных объектов на нитку, шнурок. Для работы могут быть использованы пуговицы, бусины разных размеров и иные объекты, у которых имеются двусторонние отверстия. Детям предлагается просовывание нитки в отверстие пуговицы или бусины. Главное использование объектов с отверстиями разных размеров.

Стоит отметить, что пальчиковые игры требуют словесного сопровождения. Демонстрируя детям работу, педагогу необходимо прокомментировать ее, а затем, давать инструкции по дальнейшим действиям, комментировать выполнение детьми движений кистями и пальцами.

Альтернативный способ оценки[MB2]

Они разработаны по
показателям об­щей моторики, ручной умелости, развитию речи, социальной
адаптации на основе Денверского скрининг-теста.
Из навыков выбраны только те, которые доступны в оценке, а также наиболее полно
харак­теризуют каждый подуровень в определенный возраст­ной период.

Оценка
психомоторного развития с помощью предлагаемых графиков (рис. 1—4) проводится
сле­дующим способом. При осмотре ребенка в декретиро­ванные сроки, которые
соответствуют возрастным группам при оценке физического развития, по каж­дому
из подуровней (отдельные графики для общей моторики, ручной умелости, развития
речи, социальной адаптации) определяют наличие или отсутствие навыков,
свойственных данному возрасту (линии 25%, 50% и 75%).

Нервно-психическое развитие ребенка
считается соответствующим возрасту, если он владеет навыка­ми, отграниченными
25—75-центильными линиями по каждому из подуровней. При наличии навыков,
выходящих за линию 25% , говорят об опережении нервно-психического развития,
при отсутствии навы­ков, выходящих за линию 75%, — об отставании, а при
отсутствии выходящих за линию 90% навы­ков — о задержке нервно-психического
развития. При дисгармоничности нервно-психического разви­тия (соответствие
возрасту по одним подуровням и несоответствие по другим) обязательно указание,
по какому из подуровней отмечается задержка или опережение паспортного возраста
и на сколько воз­растных интервалов.

Преимуществом приведенных графиков
являет­ся возможность наблюдения за динамикой нервно-психического развития
ребенка первых 6 лет, то есть до школы. Отмечая по каждому из подуровней вре­мя
появления того или иного навыка и соединяя отметки между собой, получают линию
индивидуаль­ного нервно-психического развития. Сравнивая ее со средними линиями
(25%, 75%), можно говорить о средних, замедленных или ускоренных темпах нерв­но-психического
развития в целом или по каждому из подуровней. Смена одного темпа развития
другим требует прицельного внимания со стороны практиче­ского врача и при
необходимости дополнительного обследования ребенка.

Рис.
1. Центильный график оценки нервно-психического
развития детей первых 6 лет жизни.

Этапы развития: 1 — лежа на животе удерживает голову под
углом 45°; 2 — поднимает грудь, опираясь на руки; 3 — при подтягивании за руки
не запрокидывает голову; 4 — сидит без поддержки, резко выражен кифоз; 5 — сам
садится; 6 — ходит, держась за опору; 7 — хорошо ходит; 8 — поднимается по
ступенькам; 9 — подпрыгивает на месте; 10 — балансирует на одной ноге не менее
5 с; 11 — ходит «гусиным шагом»; 12 — пятится «гусиным шагом».

Возраст

Рис. 2. Центильный
график оценки нервно-психического развития детей первых 6 лет жизни по ручной
уме­лости.

Этапы
развития: 1 — удерживает погремушку; 2 — перекладывает кубики из одной руки в
другую, пользуясь ладонным захватом; 3 — держит предмет большим и указательным
пальцем (захват клешнёй); 4 — пользуется щипковым захватом; 5 — спонтанно
рисует каракули; 6 — строит башню из 4 кубиков; 7 — строит башню из 8 кубиков;
8 — самостоятельно срисовывает крест; 9 — самостоятельно срисовывает квадрат;
10 — рисует человека из 6 частей.

Рис. 3. Центильный график оценки нервно-психического развития детей
первых 6 лет жизни по развитию речи.

Этапы развития: 1 — смеется в голос; 2 —
поворачивается на голос, реагирует на свое имя; 3 — «лепет» по подражанию; 4 —
длинные, певучие слоги (ма-ма-ма, па-па-па); 5 —
произносит еще 3 слова кроме «мама» и «папа»; 6 — по просьбе показывает часть
тела; 7 — использует в речи множественное число; 8 — называет свое имя,
фамилию, знает свой пол; 9 — подбирает слова, противоположные по смыслу; 10 —
называет материал, из которого сделан предмет.

Возраст

Рис. 4. Центильный график
оценки нервно-психического развития детей первых 6 лет жизни по социальной
адаптации.

Этапы
развития: 1 — осознанная улыбка; 2 — сопротивляется при попытке отнять игрушку;
3 — тянется за игрушкой, расположенной далеко; 4 — пьет из чашки; 5 — ест
ложкой; 6 — чистит зубы с помощью взрослого; 7 — в игре контактирует с другими
детьми; 8 — легко переносит кратковременное расставание с матерью; 9 —
самостоятельно одевается.

Следует отметить, что только тщательный и вдумчивый
анализ возрастной динамики развития ребенка позволяет составить полное
представление об уровне его психомоторного развития

Важно так­же учитывать,
что для психического развития ребен­ка огромное значение имеет адекватная
поддержка со стороны его родных и близких. Дефицит этого общения, социальная
или педагогическая запущен­ность существенно замедляют процесс познания ок­ружающего
мира и, как следствие, могут вызвать задержку развития психомоторной
деятельности ре­бенка

Как и когда проводится оценка психомоторного развития?

Определение уровня психомоторного развития включает в себя оценку социальной адаптации ребёнка, развитие его эмоций, речи, оценку общей моторной деятельности, активности мелкой моторики.

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста оценивается с различной частотой в каждом из возрастных периодов. Это напрямую связано со скоростью физического и психоэмоционального развития в раннем возрасте и замедлением темпов развития в старшем возрасте. Так, оценка психомоторного развития предполагается

  • на 1-ом году жизни — ежемесячно;
  • с 1 до 2-х лет — каждые 3 месяца;
  • с 2 до 6-ти лет — ежегодно.

Оценка психомотороного развития подразумевает определение соответствия уровня развития ребёнка его возрасту, либо же констатацию факта опережения или отставания развития.

Задержка развития речи у детей

Задержка речевого развития у детей может происходить по разным причинам. Основными из них принято считать:

  • патологию развития во внутриутробном периоде;
  • травмы головы в раннем возрасте;
  • травмы психологического характера;
  • задержку нервно-психического развития;
  • проблемы со слухом;
  • недостаток общения со взрослыми.

Клинические проявления задержки речевого развития у детей заключаются в следующем:

  • в возрасте до 4-х месяцев ребёнок не реагирует на появление взрослого;
  • в возрасте до 9-ти месяцев ребёнок не лепечет;
  • в возрасте до 1,5 лет ребёнок испытывает проблемы с глотанием и жеванием;
  • в возрасте 1,5 лет ребёнок не понимает простые слова и команды;
  • к двум годам словарный запас ребёнка остаётся ограниченным и не расширяется;
  • в возрасте до 2,5 лет ребёнок не умеет составлять простые предложения;
  • в возрасте до 3-х лет речь ребёнка либо слишком медленная, либо слишком быстрая и неразборчивая;
  • в возрасте 3-х лет ребёнок не умеет составлять предложения или использовать фразы взрослого;
  • в возрасте старше 3-х лет ребёнок не понимает простые пояснения взрослого, у него постоянно открыт рот, наблюдается обильное слюнотечение, которое не связано с прорезыванием зубов.

Подбор игр по развитию мелкой моторики у дошкольников с ЗПР

В коррекционной работе важное значение имеет выбор оптимальных методов и средств, позволяющих решить проблемы коррекционного обучения

При использовании игр в обучении дошкольников с ЗПР, следует обратить внимание на степень развития их отклонений, особенности функционирования психических процессов – памяти, мышления, восприятия, отдельного ребенка, а также учесть причины, вызвавшие ЗПР и обратить внимание на наличие вторичных отклонений в развитии. Моторные функции развиваются в ходе игровой деятельности детей

При выборе оптимальных игр должны быть соблюдены следующие правила:

Моторные функции развиваются в ходе игровой деятельности детей. При выборе оптимальных игр должны быть соблюдены следующие правила:

  1. Выбор пальчиковых игр, отвечающих возможностям ребенка. Первоначально демонстрируются действия пальцами, и ребенок их повторяет. От того, насколько хорошо он это делает, правильности его действий, зависит актуальность использования данной игры и принимается решение в пользу ее применения или замены на другую. Игра может быть усложнена или упрощена.
  2. Сопровождение пальчиковой игры стихами или потешками. Можно подготовить их заранее, а можно придумывать рифму на ходу. Все зависит от компетенции педагога.
  3. Выбор таких игр, которые активизируют работу каждого пальца ребенка.
  4. Развитие движений ребенка как всеми пальцами одновременно, так и изолировано отдельным пальцем/пальцами.
  5. Игры должны чередовать нагрузку, налагаемую на пальцы рук ребенка. Расслабление должно идти в след за растяжением и сжатием. Нагрузку необходимо снимать.
  6. Требуется чередование симметричных и несимметричных движений рук. Первоначально выбираются игры с симметричными движениями, которые затем дополняются несимметричными, т.е. правая рука делает одно движение, а левая другое.
  7. Частота использования пальчиковых игр, но с кратким временным развитием игрового действия.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: