Требования к уровню освоения содержания программы
В результате освоения программы слушатели должны знать:
- приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законодательные акты в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, нормативные правовые основы тьюторского сопровождения;
- сущность, принципы, ценностно-смысловые основы и условия развития инклюзивного образования;
- содержание основных понятий курса: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «особые образовательные потребности», «специальные условия», «психолого-педагогическое сопровождение», «психолого-педагогический консилиум», «открытое образование», «индивидуализация образования», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный учебный план», «адаптированная образовательная программа», «инклюзивное образование», «социокультурная инклюзия», «социализация», «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская консультация», «тьюториал», «образовательное событие», «образовательная среда», «адаптация образовательной среды», «избыточная образовательная среда», «образовательное пространство», «образовательные ресурсы», «ресурсная карта», «картирование», прикладной анализ поведения;
- основы возрастной, специальной психологии, коррекционной педагогики;
- принципы формирования поведения, принципы организации инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра в рамках поведенческого подхода;
- основы разработки адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
- технологии тьюторского сопровождения, педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
- эффективные методы и приемы установления контактов, профилактики и конструктивного разрешения конфликтов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.
В результате освоения программы слушатели должны уметь:
- выявлять в ходе педагогической диагностики особые образовательные потребности, индивидуальные особенности, интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оформлять их индивидуальные образовательные запросы с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
- отслеживать динамику в развитии ребенка с ОВЗ, своевременно выявлять затруднения, возникающие у него при освоении адаптированной образовательной программы, реализации индивидуального образовательного маршрута, установлении контактов с педагогами и сверстниками, и помогать их преодолевать;
- проектировать и создавать условия для успешного освоения ребенком с ОВЗ адаптированной образовательной программы, реализации индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного образования;
- проектировать и создавать условия для успешной социализации ребенка с ОВЗ, максимального раскрытия потенциала его личности в условиях инклюзивного образования с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;
- применять методы коррекции поведения и формирования навыков, анализировать поведение с позиции его обусловленности;
- оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися с ОВЗ индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных образовательных программ;
- осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
- разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- выстраивать доверительные отношения с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и его окружением;
- разрабатывать программы тьюторского сопровождения, грамотно оформлять отчетную документацию.
Этапы процесса сопровождения
- Подготовительный этап – на котором будущий ассистент знакомится с родителями и образовательной организацией, с документами, проходит необходимый для работы с ребенком инструктаж.
- Знакомство с ребенком – установление с ним эмоционального контакта, что является одним из основополагающих факторов в работе с детьми с РАС.
- Непосредственное сопровождение – это повседневная последовательная работа по сопровождению, вхождению ребенка в учебный процесс, общественную и социальную жизнь.
*Здесь мы имеем в виду и включение в ежедневные учебные ситуации и во внеурочные события, и ключевым словом будет являться «постепенное» включение, поэтапное, маленькими шажками.
*Это помощь ребенку при включении его в среду сверстников, отслеживание и регулирование эмоционально-волевых моментов. Задача ассистента в этом вопросе в оказании поддержки, поощрения или тактичного порицания, вмешательства в случае конфликтной ситуации.
Это физическое сопровождение в комнату психологической разгрузки или сенсорную комнату. Такое пространство можно организовать в любом образовательном учреждении.
Это может быть комната как отдельное помещении, или всего лишь уголок в кабинете психолога или логопеда, или даже выгороженное ширмой пространство здесь же непосредственно в учебном классе, но, в любом случае, это возможность ребенку с РАС передохнуть, снять напряжение, возбуждение, сенсорную и психологическую перегруженность.
*И, конечно, ассистент, сопровождая ребенка изо дня в день, ведет постоянное наблюдение, анализ происходящих вокруг ребенка событий, в идеале, если он фиксирует свои наблюдения и информирует о них родителей и педагогов, что будет очень эффективно для дальнейшего выстраивания комплексного
сопровождения.
Не стоит забывать еще один важный факт – любая помощь должна быть дозирована, мы не стремимся к тому, чтобы выполнить все «за» ребенка, мы помогаем ему сформировать свои собственные новые навыки, автоматизировать их – учим ребенка применять новые умения в любой схожей ситуации или обстоятельствах.
На простом примере– обучение письму – мы начинаем писать с ребенком в буквальном смысле «рука в руке», учим его правильному захвату письменных принадлежностей, размечаем страницу, учим ориентироваться в прописи или тетради, активно пользуемся физической подсказкой, постепенно ее минимизируя и сводя по итогу «на нет».
Основная цель сопровождающего в том, чтобы ребенок писал самостоятельно, выполняя задачи образовательной программы, к этой цели мы и идем маленькими шагами.
Функционал тьютора
Мы уже упоминали выше, что тьютор – это педагог, и как педагог, он выполняет, прежде
всего задачи, связанные непосредственно с образовательным процессом, образовательной
средой.
тьютор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут для конкретного ребенка и участвует далее в его реализации,оказывая педагогическое сопровождение (не техническое и физическое, как это было с ассистентом!);
- тьютор разрабатывает меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с другими субъектами образовательного процесса, координирует такое взаимодействие, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды;
- разумеется, тьютор осуществляет контроль и оценку эффективности своей деятельности, консультирует всех участников образовательного процесса.
И ассистент, и тьютор, по сути, выполняют роль буфера, проводника между ребенком и новой средой, в первое время, в период адаптации они берут на себя абсолютно все задачи по интеграции ребенка в эту среду, помогают ему в ней освоиться, выстраивают вокруг него комфортное пространство, в том числе образовательное, и в дальнейшем формируют успешное взаимодействие между основными участниками учебного процесса.
При этом важнейшим фактором, несомненно, является полное погружение сопровождающего в специфику проблем ограничений здоровья, от этого будет зависеть эффективность его деятельности и в конечном итоге успешность обучения ребенка.
Дистанционный курс повышения квалификации (24 часа)
Курс ведет Карпенкова Инна Вячеславна, кандидат социологических наук, ст.н.сотр. НМЦ ИПИО МГППУ
Целевая аудитория: психологи, дефектологи, тьюторы и другие специалисты сопровождения
Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий
Сроки обучения:
Курс завершен. Вы можете зарегистрироваться на следующий набор.
Итоговый документ — Удостоверение о повышении квалификации установленного образца
Стоимость обучения –
Публичная оферта и Условия оплаты
Предварительная регистрация
Предварительная регистрацияна мероприятие
Основная цель курса – познакомить специалистов со спецификой работы тьютора в инклюзивном образовании.
Особое внимание уделяется ценностно-смысловой позиции тьютора в инклюзии, принципам создания адаптированной образовательной среды, этапам работы, инструментам и приёмам в работе тьютора с детьми с ОВЗ
Содержание программы:
- Тьютор в инклюзивной школе: роль, цели, задачи работы; нормативно-правовое регулирование;
- Этапы работы тьютора;
- Организация разработки и сопровождение индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающегося с ОВЗ
- Создание адаптированной образовательной среды;
- Инструменты работы тьютора.
Организация обучения
I блок: 21 — 26 декабря 2020 г. Аудиторная работа с преподавателем
Занятия будут проходить в виде онлайн вебинаров. Начало в 18:00 по московскому времени. В рамках этого блока запланировано 3 встречи продолжительностью 1,5-2 часа: 21, 23 и 26 декабря. Расписание
Для участия в занятиях Вам потребуется компьютер или ноутбук, а также наличие устойчивого канала интернет связи.
Если по каким-то причинам Вы не сможете присутствовать на занятии онлайн, их можно будет посмотреть в видеозаписи. Записи занятий будут доступны в течение всего времени обучения на курсе.
II блок: 27 декабря 2020 г. — 21 января 2021 г. Самостоятельная работа слушателей
Вы получите материалы для самостоятельной работы и закрепления полученных знаний по пройденным темам. Научитесь составлять индивидуальный образовательный маршрут, организовывать и адаптировать учебную среду под образовательные потребности тьюторанта. В конце курса мы проведем еще одну итоговую встречу онлайн — консультацию для обсуждения накопившихся вопросов и выполненных заданий.
Порядок зачисления
Для зачисления на обучение необходимо заполнить заявление, оплатить стоимость курса до начала занятий, а также предоставить подтверждающие документы: копию паспорта (1-2, 5 стр.), копию диплома (нотариально заверять не нужно) или справку с места учебы на эл. почту [email protected].
На обучение по программам повышения квалификации могут быть зачислены лица, имеющие или получающие высшее и/или среднее профессиональное образование (выпускники или студенты вузов и сузов).
Порядок выдачи документов
После успешного освоения учебной программы, Вы сможете получить Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Студенты вузов или ссузов получают справку и сертификат об освоении дополнительной профессиональной программы. Сертификат можно будет заменить на удостоверение о повышении квалификации после предъявления диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.
Скан копию документа о повышении квалификации мы высылаем на электронную почту в течение 5-7-ми дней после окончания курса. Оригинал удостоверения выдается через 7-10 дней после окончания курса, получить можно лично, по доверенности либо по почте заказным письмом (указываем трек-номера для отслеживания). Почтовые расходы оплачиваются отдельно и составляют 250 руб. Подробнее
Если у Вас остались вопросы, обращайтесь к координатору курсов повышения квалификации Козловской Ирине Сергеевне по телефону/WhatsApp +7 (916) 839-00-48 либо по электронной почте [email protected].