Развитие фонематического слуха через воздействие на различные анализаторные системы

Занятия с логопедом при моторной алалии

Особенности развития нервной системы ребенка

К моменту рождения головной мозг ребенка внешне почти не отличается от мозга взрослого, но он еще не оформлен окончательно. Мозг новорожденного весит 380-390 г, что примерно в 3-4 раза меньше массы мозга взрослого. Масса мозга в первые годы жизни нарастает очень быстро, уже к году она удваивается, а к трем годам становится равной 1100-1200 г. После этого темп нарастания массы мозга замедляется и заканчивается к 21 году. Значительный темп увеличения массы мозга ребенка в первые годы жизни свидетельствует о той огромной роли, которую играет период раннего детства в его умственном развитии.

К моменту рождения у ребенка число нервных клеток головного мозга равно числу нервных клеток мозга взрослого. В дальнейшем масса мозга ребенка продолжает увеличиваться и это происходит не за счет количества клеток, а в результате нарастания объема каждой из них. С возрастом у ребенка меняется и внутреннее строение нервных клеток мозга, т. е. оформляется клеточная структура каждого слоя коры. Клетки приобретают свойственную каждому корковому слою форму. В разных участках мозга эти процессы происходят крайне неравномерно. Например, области зрительного анализатора формируются очень рано, так как они начинают усиленно работать с момента рождения ребенка, тогда как некоторые области двигательного анализатора формируются лишь к 12 годам.

Растут нервные волокна: дендриты и невриты — эти волокна обеспечивают самые разнообразные и многочисленные связи между клетками, центрами и зонами различных отделов головного мозга.

Нервные волокна объединяются в пучки, благодаря чему многообразные и различные нервные импульсы передаются с периферии в мозг и в обратном направлении.

Нервные волокна покрываются белой мякотной миелиновой оболочкой — миелинизируются, что обеспечивает проводимость нервного возбуждения по волокну. Миелинизация начинается еще в период внутриутробной жизни, продолжается после рождения и этот процесс происходит неравномерно. Раньше других покрываются миелиновой оболочкой сенсорные нервные волокна, например, к 2 годам заканчивается миелинизация зрительно-слуховых нервных путей. Волокна двигательного анализатора миелинизируются позже, а в некоторых случаях лишь к 10 годам.

Почему возникает моторная алалия

До сих пор полный список точных причин не выявлен. Чаще всего моторная алалия появляется из-за нескольких факторов, а не из-за одного. Чем больше нарушений и травм, тем выше риск. Вот некоторые из возможных причин появления заболевания:

  • травмы при родах;
  • преждевременные роды;
  • вирусные заболевания плода;
  • хронические заболевания в период беременности;
  • черепно-мозговые травмы;
  • постоянные простуды и пневмонии.

Отдельно стоит подчеркнуть, что часто родители детей с недоразвитой речью, придя на прием к специалисту, слышат, что нужно подождать, ребенок заговорит позже. Но в дошкольный период речь развивается наиболее активно, поэтому до этого времени нужно обязательно решить проблему

То есть причиной моторной алалии вполне может стать халатность специалиста, который не обратил внимание на беспокойство родителей

Алалия моторная. Логопедические занятия, работа с детьми с алалией.

У ребенка с моторной алалией высокий уровень невербального интеллекта (он всё понимает), в зачаточном состоянии находится вербальный интеллект (он не говорит или говорит мало и плохо) и высокая эмоциональность (в последнее время некоторые ученые выделяют это в самостоятельный вид – эмоциональный интеллект). Такой ребенок, в большинстве случаев, с полутора до трёх лет очень добрый, ласковый, контактный, а после четырех, когда он осознал свое отличие от сверстников, становится замкнутым, стеснительным или агрессивным.

Я занимаюсь формированием вербального интеллекта (речи) через сохранные понимание, логику и эмоции. В коррекционной педагогике есть такой принцип – работа через сохранные анализаторы, например, при работе с сенсорной алалией сразу начинают обучать чтению, чтобы через сохранный зрительный анализатор сформировать понимание «звуковой», слышимой речи.

Эмоции: в комплексном подходе я указала несколько способов, затрагивающих эмоции, по повышению мотивации ребенка, которые более эффективны, чем у детей с ЗРР и сенсорной алалией.

Я начинаю работу с первых слов и лексических тем, эмоционально значимых для ребенка. Любой ребенок имеет свои любимые игрушки: кто-то играет в машинки, а кто-то со «зверюшками», девочки предпочитают кукол и пони. Поэтому стоит у родителей узнать о предпочтениях ребенка и на их основе строить первые занятия: во-первых, ребенок быстрее пойдет на контакт, во-вторых, возможно в его теме у него уже есть какие-то слова или звукоподражания, с помощью которых можно общаться, и в-третьих, набирая слова по этой теме, ребенок сможет их сразу включить в свою игру и жизнь, он их будет активнее использовать и закреплять.

История.Мальчик, 4,5 года, моторная алалия, в активном словаре – мама, баба, дай, несколько звукоподражаний. Его страстью были трамваи и поезда. Мы их рисовали, строили из кубиков, катали… Первым вызванным словом стало слово «сцепка» — соединение вагонов между собой. (Оказывается его интересовали не столько поезда, сколько сам способ соединения вагонов). Дальше пошел очень быстрый набор словаря: едет, гудит, вагон, поезд, дорога….

Логика: разница между пониманием речи и активной речью у моторных алаликов имеет свои особенности. Вначале таких детей путают с детьми с ЗРР или считают просто ленивыми («он не хочет говорить»). Вызов первых слов, через простое повторение не работает (как это работает при ЗРР и СА). Часто даже «разговорившись» ребенок с МА может повторить за логопедом слова или фразы, но самостоятельно он их в речи, в жизни не использует. Для того, чтобы сформировать самостоятельную речь, мы работаем:

— через вопросы (при СА мы 80% времени объясняем и повторяем и 20 % времени спрашиваем, а при МА – наоборот)

— большое количество повторений и при вызывании слов, и при формировании фразы, и при работе с падежами в дальнейшем происходит за счет использования большого количества ситуаций, где требуется использование этого слова, падежа и т.д., а не просто повторение одного и того же

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.

Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят

Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.

Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.

Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.

Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.

Коррекция при сенсорной алалии

Нарушение слухового анализа происходит при поражении височной доли левого полушария. Дети слышат, но не в состоянии понять обращенные к ним слова. Поэтому логопедические приемы направляются на возбуждение сознательного желания анализировать звуки.

Одновременно со специфическим лечением, направленным на развитие клеток головного мозга, проводится пятиэтапная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии. В общих чертах она заключается в следующем:

вырабатывается внимание, выполняются неречевые задания (рисование, раскраска), развивается наблюдательность;
проводится обучение распознаванию звуков, выделению характерных звучаний неречевого характера (барабан, колокольчик, бубен, звонок);
в шумовой ряд вводятся однообразные речевые звуки (р-р-р, а-а-а) с подкреплением при помощи картинок;
начинается освоение слогов с одновременным подкреплением при помощи предметов, цвета, специальных табличек;
выстраиваются тематические цепочки, развивается фонематический слух.

Все занятия при коррекции алалии логопед проводит в таком темпе, который не превышает возможности детского восприятия. Специалисты «Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» подчеркивают, что самое необходимое для достижения результатов — это терпение, усвоение материала маленькими дозами, без утомления и негативных реакций со стороны ребенка.

Все этапы логопедической работы при любом виде алалии, моторном или сенсорном, должны быть комплексными, объединять медикаментозное, физиотерапевтическое и коррекционно-речевое воздействие. Одновременно должно проводиться развитие ручной моторики, внимания, памяти. Раннее усвоение письма и чтения также оказывает положительное влияние, позволяет ребенку легче усваивать материал, контролировать устное высказывание.

Задания и упражнения при сенсорной алалии

Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.

Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение

На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.

Упражнения и игры:

  • «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
  • Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
  • После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. После этого ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
  • «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а затем им предлагается выполнять команды в разбивку.
  • Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
  • Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
  • Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
  • «Сложи слог». Из карточек с буквами ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
  • Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
  • На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь вновь приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).

Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.

Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.

Нарушения чтения и письма

Дисграфия

Коррекция дисграфии

Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи

Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений

По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).

Прогноз и профилактика дисграфии

Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.

Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков

Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи

Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.

Дислексия

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами

Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка

В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика дислексии

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи

Необходимо своевременное выявление детей снарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Слайд 7 При спастической диплегии – тетрапарезе, при котором руки поражаются в

значительно меньшей степени, чем ноги, иногда минимально (эта форма еще

носит название «болезнь Литтля»), – речевые нарушения отмечаются в 80% случаев. При этой форме церебрального паралича речевые нарушения имеют выраженную тяжесть поражения с преобладанием дизартрических нарушений. У детей со спастической диплегией чаще наблюдается вторичная задержка психического развития. Приблизительно в 70% случаев при спастической диплегии отмечаются речевые расстройства в форме дизартрии (псевдобульбарной), значительно реже моторной алалии. Это – благоприятная форма заболевания в отношении преодоления речевых расстройств, но требующая ранние длительные логопедические занятия, которые необходимо начинать с предречевого периода.

Коррекция речевых дисфункций

Работа над коммуникативной речью строится из нескольких последовательных этапов. Адаптационная стратегия вырабатывается исходя из особенностей и симптомов заболевания и уровня поражения речевого центра.

Направления работы логопеда-дефектолога:

  • Улучшение работы артикуляционного аппарата, занятия логопедической гимнастикой, курсы специального массажа;
  • Активизирование слухового внимания у ребенка;
  • Стимулирование голосовой реакции (вокализация выдоха, формирование «комплекса оживления», создание условий для возникновения у самого ребенка желания общаться);
  • Работа над моторными реакциями.
  • Наращивание не только пассивного, но и активного словарного запаса, улучшение понятийных функций, знакомство с грамматическим построением фраз;
  • Улучшение формирования связной речи.

Для достижения эффективности работы по развитию речи у ребенка с ДЦП логопед должен сотрудничать с другими специалистами — психологом и неврологом, ориентируясь на тактику лечения. В начале необходимо определить конкретный логопедический уровень ребенка и выработать план реабилитационных действий. Работа логопеда-дефектолога всегда строится индивидуально, так как дети с ДЦП могут иметь абсолютно разный уровень развития речи и сопутствующие дисфункции. Поэтому план занятий строится исходя из состояния ребенка и уровня нарушения нервной и мозговой деятельности.

Проблемой, осложняющей процесс коррекции речи у детей с детским церебральным параличом, является довольно позднее начало принятия реабилитационных мер. Специалисты способны диагностировать отклонения в работе мозга в возрасте до года, однако в большинстве случаев логопедическая работа откладывается до 4-5 лет. За это время мозг уже адаптируется к сложившимся условиям, а у ребенка формируется некоторое педагогическое отставание. Чем раньше будут начаты занятия по коррекции, тем выше шанс добиться необходимой адаптации ребенка.

Развитие условнорефлекторной деятельности

Чем старше ребенок, тем быстрее и легче происходит образование условных рефлексов. Одновременно сокращается и скрытый (латентный) период, т.е. уменьшается время между началом раздражения и ответной реакцией. Например, маленькому ребенку требуется определенное время для того, чтобы приступить к выполнению какой-либо просьбы. Старшие дети в аналогичных случаях приступают к выполнению просьбы быстрее.

Характер безусловных рефлексов может существенно изменяться под воздействием условных рефлексов. Так, если во время кормления ребенку случайно причинить боль, то впоследствии один только вид пищи может вызвать у него отрицательную реакцию. Малыш сжимает губы, выталкивает вложенный в рот сосок груди матери, отказывается есть. Такая реакция возникает вследствие установления в коре головного мозга связи между врожденной пищевой доминантой (очаг возбуждения) и другим очагом возбуждения, появившимся из-за причиненной боли. Аналогичная реакция может произойти и при длительном рассказывании сказок или проведении подвижных игр непосредственно перед сном, что не только ухудшает засыпание, но и в ряде случаев приводит к глубоким нарушениям сна.

Образование динамического стереотипа

На нервную систему обычно воздействует большое число раздражителей, одни из которых возбуждают, другие — тормозят ту или иную деятельность организма. Благодаря взаимодействию возбужденных и заторможенных участков мозга каждый отдельный рефлекс протекает не изолированно, а зависит от всей системы нервных процессов, происходящих в коре головного мозга.

Система мозговых процессов динамична, постоянно видоизменяется. Определенное сочетание одних и тех же условных рефлексов при длительном их повторении закрепляется. Такую закрепившуюся систему условных рефлексов, осуществляющихся в определенной последовательности, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. При образовании динамического стереотипа действия всякий раз оставляют своеобразный след, подобно тому как за прошедшим по полю человеком всегда остается еле заметная тропинка примятой травы. Стоит за одним человеком пройти второму, потом третьему — трава приминается все больше, еле заметная тропинка превращается в дорожку. Идти проторенным путем всегда легче, чем по целине.

Так и в нервной системе — если по уже «проложенному» пути пробежит новый импульс, он упрочит и расширит имеющийся нервный след.

Формирование динамического стереотипа возможно уже с 4 -5 мес., что во многом облегчает реагирование ребенка на окружающие внешние условия. Ребенок, приучившийся при строгом соблюдении режима всегда в одно и то же время вставать, стелить постель, умываться и т. д., делает это охотно, быстро, легко, не нуждаясь в дополнительных объяснениях и напоминаниях. Например, достаточно сказать «сейчас пойдем гулять!», как дети сами без напоминания заканчивают игры, убирают игрушки, бегут в туалетную, а затем начинают одеваться.

Ломка стереотипа, вызванная изменениями условий жизни, происходит с трудом и часто сопровождается отрицательными переживаниями, чувством неудовольствия; поведение ребенка дезорганизуется — он начинает капризничать, становится непослушным и т. д

Поэтому строгое выполнение режима имеет очень важное значение для организации всей воспитательной работы в семье и в детском учреждении

Формирование какой-нибудь устойчивой привычки возможно только в том случае, если ребенок будет выполнять правила поведения систематически, постоянно, независимо от обстоятельств. Например, мыть руки перед едой не только в яслях, но и дома, в гостях, а также независимо от того, присутствует при этом взрослый или нет.

Слайд 13При рождении ребенка не удается обнаружить различий ни в строении, ни

в деятельности правого и левого полушарий. В их симметричных точках имеется идентичная по характеру нервных клеток и степени их развития мозговая ткань. На втором году жизни начинают выявляться некоторые различия – формируются речевые области в левом полушарии

К двум годам развитие речевых областей можно считать в основном законченным.Для нормальной речевой деятельности особо важное значение имеет левое (у левшей – правое) полушарие мозга. В заднем отделе левой верхней височной извилины расположен слуховой центр речи, называемый обычно сенсорным (чувствительным) речевым центром, а в заднем отделе второй и третьей лобных извилин левого полушария помещается моторный (двигательный) центр речи ( рис.38,с.159)

Слайд 4 Важно отдифференцировать два вида нарушений речевого развития: одни из них

связаны с поражением мозговых структур, а другие обусловлены нарушением социальных

контактов. У детей с церебральным параличом оказываются пораженными различные структуры мозга. В связи с этим у них могут наблюдаться любые из известных в логопедии речевых расстройств. В клинике детского церебрального паралича речевые расстройства занимают значительное место, их частота составляет от 65% до 85%. Наиболее частым расстройством является дизартрия (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата). Сложной для диагностики и коррекции является алалия (отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (доречевой период)). При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов. Алалия чаще наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патологический процесс и верхних конечностей. Общая частота алалии у детей с церебральным параличом относительно невелика и составляет около 5%. Патогенез алалии при ДЦП связан с двумя факторами: — повреждением корковых механизмов речи под влиянием различных экзогенных вредностей, являющихся также и причиной ДЦП (травматический фактор во внутриутробном развитии и родах, перинатальные энцефалиты и т.п.); — вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательнокинестетической депривации или патологической афферентации с периферических отделов речевой системы в связи с поражением речевой моторики, а также в связи с нарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которых церебральный паралич осложняется нарушениями слуха (гиперкинетическая форма).

Слайд 4Однако шестислойный тип строения выдержан не по всей коре. Так например,

исследованиями Каперса, Экономо, И.Н. Филимонова, доказано , что в области передней центральной извилины зернистый слой вообще не представлен.Примерно 1/12 часть коры не имеет строго выдержанного шестислойного строения. Это преимущественно старая кора (аллокортекс). Для новой коры (неокортекс) шестислойное строение характерно в большей мере.Функциональное значение отдельных слоев коры еще окончательно невыяснено. Считается, что верхние слои выполняют ассоциативные (связующие) функции, четвертый слой (зернистый) отвечает преимущественно за рецепторные функции. Пятый и шестой слои осуществляет регуляцию двигательных актов.Созревание нервных клеток в речевых зонах коры завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.Морфологическая и функциональная неоднородность коры головного мозга позволила выделить центы зрения, слуха осязания и другие, которые имеют определенную локализацию.

Слайд 2Одной из отличительных особенностей человека от животного мира является то, что

он обладает речью. Речевой акт осуществляется системой органов, в которой различают центральный и периферический отделы речевого аппарата.В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно–рефлекторной деятельности. Исходя из учения И. П. Павлова о второй сигнальной системе как о слове, произносимом, слышимом и видимом, указывал, что физиологической основой второй сигнальной системы являются кинестетические, двигательные раздражения, которые поступают в кору головного мозга от речевых органов.Центральный отдел расположен в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов (базальных ганглиев), проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

Речь и мозг

Причины возникновения ДЦП

ДЦП образуется в связи с различными функциональными отклонениями в работе мозга, которые могут возникнуть в период гестации, в периоде родов или первые месяцы жизни ребенка. Характерная особенность болезни — ее ранняя манифестация, а также отсутствие ухудшения состояния мозга в дальнейшем. Однако, конечно, без надлежащего ухода и своевременно принятых коррекционных мер, течение заболевания будет осложняться.

Основными причинами возникновения ДЦП являются:

  • кислородное голодание (гипоксия) плода;
  • перенесенные матерью во время беременности инфекции (например, краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз);
  • осложненная наследственность,
  • резус-конфликт;
  • асфиксия или травма ребенка в результате сложных родов;
  • перенесенные в раннем возрасте тяжелые инфекции, ЧМТ или токсическое отравление.

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы осуществляются низшими отделами центральной нервной системы (спинным мозгом и мозговым стволом), являются врожденными и отличаются постоянством. Так, новорожденный, который наследует безусловные рефлексы, соответственно реагирует на различные раздражители: при резком звуке (раздражитель) — вздрагивает (ответная реакция — безусловный рефлекс), при ярком свете — жмурится, при прикосновении к ресницам — закрывает глаза, при прикосновении к губам — производит сосательные движения.

У новорожденного имеется безусловный ориентировочный рефлекс. Например, при появлении в поле зрения ребенка какого-либо необычного предмета, ребенок сразу перестает двигаться, присматриваясь к этому предмету. Такую реакцию И. П. Павлов назвал «что такое?»

Благодаря правильному использованию этого рефлекса у ребенка в дальнейшем можно воспитать любознательность.

Реакция на раздражение у новорожденного существенно отличается от реакции взрослого. Например, если при раздражении подошвы взрослый тотчас же отдергивает ногу (дифференцированная реакция), то новорожденный, кроме отдергивания ноги, одновременно проявляет и общее двигательное беспокойство, плачет — эту реакцию называют недифференцированной. У несведущих родителей подобная реакция ребенка вызывает необоснованую тревогу («нервный ребенок»).

Безусловными, являются также рефлексы пищевой, сосательный, оборонительный и др.

Симптомы ДЦП

К основным и наиболее типичным симптомам проявления этого заболевания относятся:

  • Напряженность или, наоборот, расслабленность мышц по причине нарушенного тонуса.
  • Неконтролируемые парадоксальные движения конечностей — неожиданные, резкие или замедленные.
  • Деформации скелета.
  • Проблемы со зрением или слухом.
  • Нарушенная функция глотания из-за неправильной работы мышц.
  • Задержка (на разном уровне) как развития речи, так и интеллектуальных и психических способностей.
  • Судороги.

Не все дети, имеющие диагноз ДЦП, имеют все перечисленные симптомы. Однако в определенной степени многие из них присутствуют и требуют коррекции для того, чтобы помочь ребенку адаптироваться в жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: