Дислексия: что это такое и как с ней живут люди

Консультация для родителей: «что такое дислексия, или откуда берутся гении?»

Причины дислексии

Многочисленные исследования позволили установить, что одной из причин возникновения дислексии являются врожденные поражения ЦНС, включающие в себя нарушения активности и внимания (гиперактивные дети), а также ММД (Минимальная Мозговая Дисфункция).

Следующая причина – ЗПР (Задержка психического развития) .

Очень важной причинной являются нарушения в затылочной (отвечает за организацию сложных процессов зрительного восприятия), и теменной доле (отвечает за организацию целенаправленных движений). Другая причина — Общее недоразвитие речи (Моторная алалия)

Другая причина — Общее недоразвитие речи (Моторная алалия).

Ну и наконец, врожденная мозговая патология. Но при ней наблюдается неспецифическое нарушение чтения.

Прогноз и профилактика

Дети с дислексией, которые начали получать необходимую помощь в детском саду или в первом классе, часто улучшают свои навыки чтения в достаточной степени, чтобы преуспеть в начальной и средней школе.

В то же время детям, у которых дислексия была выявлена в старших классах, намного труднее овладеть навыками, необходимыми для хорошего чтения. Они, вероятно, будут отставать в учебе и, возможно, никогда не смогут наверстать упущенное. При тяжелых формах дислексии улучшить навыки чтения до высокого уровня практически невозможно. 

Важно отметить, что дислексия не является результатом нарушений интеллекта. Несмотря на наличие дефектов чтения, люди с таким диагнозом могут быть очень талантливы и добиваться значительных успехов, например в творчестве. . Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр

Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи

Профилактика дислексии основывается на правильной стимуляции необходимых навыков (речи, памяти, мышления, внимания) при помощи специальных упражнений, в том числе – с использованием развивающих игр. Важная роль при этом отводится коррекции дефектов звукопроизношения, лексико-грамматическому строению речи.

Лечение дислексии

Коррекция дислексии у школьников при помощи специальных методов и условий обучения поможет ребенку в будущем избежать негативных последствий и осложнений в социальной среде. 

Традиционные методы логопедических занятий по коррекции дислексии включают комплексную работу нам всеми расстройствами устной речи и неречевыми процессами. 

Так, фонематическая дислексия предполагает коррекцию дефектов произношения звуков, развитие полноценных фонематических процессов, формирование представлений о составляющих слова (звуках-буквах-слогах).

При семантической дислексии необходимо развивать слоговый синтез, обогащать словарный запас, помогать ребенку усвоить грамматические нормы языка.

Лечение аграмматической дислексии предполагает формирование у ребенка грамматических систем образования и изменения слова. 

Коррекция мнестической дислексии должна помочь развить слухоречевую и речезрительную память. 

При оптической дислексии специалист помогает развить зрительно-пространственные представления, анализы и синтезы.

При коррекции тактильной дислексии основное внимание уделяется развитию пространственных представлений.

Необходимо понимать, что с возрастом дислексия у ребенка не исчезнет.

Только комплексный подход и направленное лечение в детстве помогут достичь нормального интеллектуального развития

Не менее важной является психологическая помощь ребенку, в том числе, со стороны семьи. Работа над улучшением навыков чтения не должна стать для ребенка обузой и непреодолимой преградой.

Среди медикаментозных методов лечения использование ноотропных препаратов, назначение которых должно осуществляться строго под контролем врача.

Родители могут помочь ребенку в коррекции дислексии при помощи ряда простых советов. Для этого нужно:

Читать ребенку вслух. Это позволит обогатить его словарный запас, улучшить навыки аудирования, а также, развить интерес к книгам.

Читать совместно книги. Родителя стоит вместе с детьми анализировать и обсуждать прочитанное.

Закреплять пройденный материал. Повторное чтение любимой книги ребенка поможет лучше понять ее и убедиться в том, что ребенок полноценно ознакомился с текстом.

Позволять ребенку читать самому. Это поощрит его независимость и уверенность.

Сделать чтение увлекательным. Чтение не должно стать для ребенка пыткой

Важно брать книги, которые заинтересуют ребенка. 

Звоните на горячую линию
круглосуточно и без выходных

+7 (495)
121-48-31

Оценка и диагностика дислексии

Если ребенок положительно реагирует на лечение/коррекцию и может догнать сверстников, тогда ярлык «дислексия» не подходит, потому что состояние не является постоянным. Такие дети могут рассматриваться как имеющие учебные причинно–следственные связи, — в первую очередь, их не обучали должным образом или они потерпели неудачу, например, из-за плохого владения языком в случае миграции.

Благодаря возможности диагностировать дислексию уже в дошкольном возрасте, возможно раннее вмешательство. Одно исследование показало, что если существует семейный риск, но у ребенка рано развивается способность называть буквы, то риск возникновения дислексии резко снижается. Дети, которые плохо умеют называть буквы в возрасте от 4,5 до 5,5 лет, но имеют хорошую фонологическую осведомленность, также подвергаются меньшему риску дислексии. Дислексия сложна и является результатом многих факторов. Люди с языковыми трудностями в конце дошкольного возраста подвергаются высокому риску, и именно тогда скрининг наиболее эффективен.

Эти дети должны сначала пройти обследование на наличие нарушений слуха и зрения. Лабораторное или визуализирующее тестирование, как правило, не требуется для этих детей, если нет других факторов, влияющих на это решение, которые были обнаружены в их истории и физическом осмотре. МРТ используется в исследовательских целях, а не для диагностики.

Дети с подозрением на дислексию должны быть направлены на оценку к специалистам. Будут проверены их способность к чтению, исполнительная функция и коэффициент интеллекта (IQ – этот показатель безнадежно устарел и уже редко применяется даже на родине своего родоначалия в среде приверженцев к этой оценочной методике, но мы его используем в качестве образа, для лучшего понимания).

формы дислексии, причины дислексии, речевая и неречевая симптоматика

ДислексияАлексияФормы дислексии
Фонематическая дислексияСемантическая дислексияАграмматическая дислексияМнестическая дислексия

Оптическая дислексия Тактильная дислексия Причины дислексии
Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя.Речевая симптоматика дислексии
Неречевая симптоматика дислексии
Психологический аспект дислексии
Вопрос диагностики

Автор статьи: Оксана Макерова,
специально для портала «Солнышко»
Опубликовано 16 апреля 2008 г.

Продолжение статьи
За советом к логопеду (все статьи)

Комментарии к статьеДислексия18.04.2008, 08:06Моника18.04.2008, 21:24Наталья23.04.2008, 11:09Вероника25.04.2008, 13:04Лариса, г. Ижевск28.04.2008, 11:02Наташа29.04.2008, 06:27Оксана Сергеевна21.05.2008, 14:55Елена28.05.2008, 13:14Анна01.06.2008, 11:5814.09.2008, 17:07Нелли23.09.2008, 20:27Оксана Сергеевна24.10.2008, 10:11Камиль08.11.2008, 14:52Лера28.11.2008, 11:24ирина02.12.2008, 07:54Камиль03.12.2008, 17:16Лара25.01.2009, 08:45Мария01.02.2009, 10:30Алла02.02.2009, 18:30Вера04.02.2009, 18:34Маргарита04.02.2009, 18:52Маргарита01.03.2009, 21:27Елена03.03.2009, 17:09Unattainable27.05.2009, 17:04Венера04.06.2009, 14:16Мира05.06.2009, 19:51Татьяна, Великий Новгород02.07.2009, 11:20Лана28.09.2009, 21:48Ольга09.10.2009, 10:56Елена, Ярославль04.11.2009, 20:54Мария Иванникова16.11.2009, 21:54Маргарита17.11.2009, 14:42Ольга18.11.2009, 14:20Ольга18.11.2009, 19:18Маргарита19.11.2009, 13:52Ольга09.01.2010, 15:10Светик7812.01.2010, 15:19Ольга12.01.2010, 22:28Маргарита16.02.2010, 13:35Арина16.02.2010, 22:53Светлана17.02.2010, 09:30C23.03.2010, 22:24Елена06.04.2010, 13:44Татьяна08.04.2010, 16:22Маргарита20.04.2010, 12:46Ольга06.05.2010, 20:19Наталья07.05.2010, 20:00Лана07.05.2010, 20:44Наталья03.06.2010, 21:10Татьяна06.06.2010, 15:06Татьяна08.06.2010, 15:24Анна10.08.2010, 11:15марина15.08.2010, 08:31Одесситка13.09.2010, 23:26диля17.09.2010, 23:51Анна22.09.2010, 21:14Жанна01.10.2010, 16:48anna074814.10.2010, 13:43Константин (Львов)16.10.2010, 09:33Татьяна30.10.2010, 23:21Анна03.11.2010, 21:26Ирина24.11.2010, 08:27cycleliftmact26.11.2010, 07:11cycleliftmact28.11.2010, 01:26Вера14.01.2011, 18:37Ирина11.04.2011, 15:49Ирина05.06.2011, 23:31Катя26.01.2012, 14:40Светлана30.01.2012, 14:34Надя28.02.2012, 15:10Стася05.03.2012, 12:30Елена, Южно-Сахалинск10.03.2012, 18:30Надя23.03.2012, 18:45Наталья06.04.2012, 01:39Ольга09.04.2012, 07:01Надя23.05.2012, 22:17татьяна12.11.2012, 16:38Оксана Сергеевна28.01.2013, 20:29Елена06.02.2013, 13:46Елена13.02.2013, 10:46Алика06.03.2013, 21:46катерина22.04.2013, 18:57светлана02.04.2014, 21:09мужской29.01.2015, 16:55наталья29.10.2015, 08:51Нина16.02.2016, 19:36Ольга25.10.2016, 07:48София26.01.2020, 01:15Ольга 24.02.2020, 22:33Гуля12.11.2020, 21:01Алёна30.03.2021, 15:43Evgenii_Manzhos05.10.2022, 22:10Дарья12.02.2023, 06:20Наталья21.02.2024, 13:20Eddie

Список литературы

  1. Bishop, D. V. M., & Snowling, M. J. (2004). Developmental dyslexia and specific language impairment: Same or different? Psychological Bulletin, 130(6).
  2. Castles, A., Rastle, K., & Nation, K. (2018). Ending the reading wars: Reading acquisition from novice to expert. Psychological Science in the Public Interest, 19(1).
  3. Catts, H. W., Adlof, S. M., Hogan, T. P., & Ellis Weismer, S. (2005). Are specific language impairment and dyslexia distinct disorders? Journal of Speech, Hearing and Language Research, 48(6).
  4. Connor, C. M., Morrison, F. J., Fishman, B., Crowe, E. C., Al Otaiba, S., & Schatschneider, C. (2013). A longitudinal cluster-randomized controlled study on the accumulating effects of individualized literacy instruction on students’ reading from first through third grade. Psychological Science, 24(8).
  5. Catts, H. W., Adlof, S. M., Hogan, T. P., & Ellis Weismer, S. (2005). Are specific language impairment and dyslexia distinct disorders? Journal of Speech, Hearing and Language Research, 48(6).

Коррекция и лечение дислексии

Для того, чтобы ученик успешно обучался в школе и университете, чтобы у ребенка были высокая самооценка, хорошие отношения с детьми и учителями, умение достигать поставленные цели, нужно вовремя провести коррекцию дислексии. Чем раньше начать устранение видимых ошибок в разговорной и письменной речи, тем положительнее будет итог проделанной работы.

Занятия с логопедом и детским психологом по коррекции дислексии нацелены на исправление дефектов разговорной речи и развитие мышления, памяти, восприятия.

Коррекция по видам дислексии:

  • Фонематическая дислексия. Корректируются нарушения фонематического произношения, развиваются звуковые функции, формируются понятия составления слов из звуков и слогов.
  • Семантическая. Устраняется путем увеличения словарного запаса, синтеза слогов, уточнения неизвестных ребенку слов, изучения грамматических языковых норм.
  • Аграмматическая. Логопед формирует у школьника синтаксические понятия образований и изменений слов.
  • Мнестическая. Устранение строится на формировании всех видов памяти путем игр и разгадывания ребусов.
  • Зрительная. Дефекты исправляются формированием зрительных и пространственных понятий, а также зрительного синтеза и анализа.
  • Тактильная. Корректируется путем дифференциации вещей, ощутимых осязательно, и формированием зрительных понятий.

Рональд Д. Дейвис в своей книге «Дар дислексии» рекомендует необычный метод коррекции нарушения, строящийся на мысленном оживлении букв, которое убирает пробелы в памяти. Автор книги самостоятельно справился с дислексией в 38 лет. Он утверждает, что такая проблема возникает у детей с уровнем интеллекта выше среднего.

Лечение

В терапевтическом курсе лечения дислексии у ребенка в центре принимают участие детский психолог и логопед. Занятия проходят с использованием специализированных методов коррекции, подбирающихся лично каждому пациенту. Благодаря таким курсам, ребенок учится правильно читать, у него повышается самооценка.

Работа с развитием речевой функции, использование разнообразных техсредств и альтернативных приемов обучения дает возможность пациентам с такими нарушениями преодолеть проблемы с чтением, распознаванием чисел и слов.

Правильный подход к обучению школьника с дислексией гарантирует большие шансы на выздоровление. Ребенок учится технически контролировать свою личность так, что признаки дислексии со временем бесследно проходят.

Если ребенку поставили диагноз «Дислексия», но нарушение не корректировали, во взрослом возрасте проблема никуда не денется. Человек по-прежнему будет писать с ошибками, что негативно скажется на его деловом имидже.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины дислексии, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Сопутствующие дислексии патологии

Сопутствующая патология относится к совместному возникновению двух (или более) расстройств у одного и того же человека. Сопутствующая патология может быть обнаружена между расстройствами в пределах одной диагностической группы, например, расстройством чтения и математическим расстройством (оба нарушения обучения с общими факторами риска), а также между расстройствами из разных диагностических групп, например, между расстройством чтения и поведенческими и эмоциональными расстройствами.

Показатели сопутствующей патологии между расстройством чтения и другими нарушениями развития нервной системы сильно различаются, но в среднем около 40% детей с расстройством чтения / дислексией будут иметь и другое расстройство. У многих детей с дислексией проблемы с устной речью выходят далеко за рамки фонологической области.

Поскольку чтение для понимания смысла опирается на языковые навыки, из этого следует, что многие плохие читатели также имеют плохие навыки понимания прочитанного.

У некоторых детей с дислексией отмечается нарушение развития речи (DLD – международная аббревиатура), расстройство, характеризующееся постоянными трудностями в экспрессивной и / или восприимчивой речи. Хотя нарушение общения обычно оценивается отдельно от нарушений обучения, DLD является основным фактором риска развития дислексии. Действительно, ученые отмечают, что среди детей с особыми трудностями чтения (дислексия) около 40% имеют значительные языковые нарушения.

Дети, которые поступают в школу с DLD, подвергаются высокому риску трудностей с грамотностью. Короче говоря, границы дислексии не являются четкими: нередко у детей с дислексией возникают языковые проблемы, а некоторые дети также соответствуют клиническим критериям DLD.

DLD – не единственное расстройство, которое сочетается с дислексией

Дислексия также часто сопровождается проблемами с вниманием и координацией движений. Существует также взаимосвязь между дислексией и нарушением звука речи, социально-эмоциональными и поведенческими расстройствами и проблемами интернализации, такими как тревога и депрессия

Ни одно из этих сопутствующих заболеваний не следует рассматривать как «основные» признаки дислексии, но они могут усложнить как ее проявление, так и реакцию на вмешательство.

Другим расстройством, которое часто сопутствует дислексии, является расстройство счета, вычислений (или дискалькулия). Как и расстройство чтения, математическое расстройство классифицируется как специфическое расстройство обучения в DSM5. Оно сопутствует дислексии в 30-70% случаев. Как и чтение, математика также является сложным навыком с несколькими компонентами. Совпадение с дислексией велико, потому что многие аспекты математики зависят от вербальных навыков, например, знания чисел, подсчета, поиска числовых фактов и решения вербальных задач. Однако математика также включает в себя невербальные навыки; к ним относятся способность оценивать количество и сравнивать различные величины.

Кроме того, проблемы со счетом связаны с плохими зрительно-пространственными навыками, плохой исполнительной функцией и дефицитом рабочей памяти. Такой дефицит обычно является признаком видов невербальных трудностей в обучении, связанных с более низким интеллектуальным уровнем.

Клиническая и образовательная реальность такова, что для многих детей плохое чтение связано с целым рядом трудностей, каждая из которых представляет собой определенное измерение. Как показывает история дислексии, но это далеко не новые проблемы, они преследовали дислексию с тех пор, как она была впервые выявлена в 19 веке.

Диагностика дислексии

При появлении симптомов дислексии нужно обращаться к логопеду. Специалист обследует ребенка и составит характеристику, включающую уровень правильного формирования разговорной и письменной речи, чтения, памяти, внимания и мышления.

Начальный этап работы логопеда — сбор информации о формировании личности и жизнедеятельности ребенка. Специалист осматривает артикуляционный аппарат ребенка, его речевую и ручную моторику, оценивает успехи школьника по чтению и русскому языку.

Диагностика разговорной речи происходит путем оценки произношения фонем, построения слогов, умения строить предложения и тексты.

Чтобы диагностировать письменную речь, логопед дает ученику следующие задания:

  • переписать часть текста;
  • написать текст под диктовку;
  • составить индивидуальное письмо.

Проверяя у детей чтение вслух и молча, специалист оценивает скорость, правильность, метод чтения, осмысление прочитанного и учитывает своеобразные дефекты.

При исследовании дислексии необходимо выяснить степень развития зрительного восприятия, умения анализировать и синтезировать, оптическое ориентирование в пространстве.

При необходимости речевое диагностирование добавляется медицинскими обследованиями, включающими консультирование у докторов: невропатолога и окулиста. Невролог может назначить ЭЭГ, ЭхоЭГ, а окулист проводит офтальмологические исследования.

Патогенез дислексии

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса принимают участие зрительный, речевой, двигательный и речеслуховой анализаторы. Чтение включает в себя следующие этапы:

  • зрительное восприятие, узнавание и различение букв;

  • соотнесение букв соответствующим звукам;

  • слияние звуков в слоги, объединение их в слова, а затем в предложения;

  • понимание и осознание прочитанного.

Дисфункция данной последовательности и единства данных процессов и вызывает дислексию с точки зрения психолингвистики.

В психологии дислексию рассматривают с точки зрения парциальной задержки ВПФ, которые отвечают за процесс чтения. Дислексия сопровождается несформированностью зрительного гнозиса, пространственной ориентировки, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексически-грамматического построения речи, зрительно, -слухомоторной координации, отсутствием внимания и эмоционально-волевой сферы. 

Лечение дислексии комплексное и должно осуществляться грамотным специалистом, среди которых педиатр, невролог, психиатр и логопед.

При внезапном ухудшении чтения, после расстройства мозгового кровообращения, больному нужна помощь невролога и логопеда. Постоянные проблемы с памятью, чтением и речью требуют консультации терапевта, который уже может направить пациента к онкологу либо нейрохирургу.

Клиническая картина и возможные риски дислексии

Дети, испытывающие трудности с чтением, проявляются по-разному в зависимости от их возраста

Раннее вмешательство имеет важное значение для улучшения результатов обучения, поскольку большинство детей с проблемами чтения, которые все еще присутствуют в третьем классе, продолжают испытывать трудности на протяжении всего формального образования. Диагноз обычно не ставится до тех пор, пока не будет предпринята попытка формального обучения чтению, обычно в первом классе

У дошкольников из группы риска могут быть:

  • трудности с рифмованием;
  • сбивающие с толку слова, которые звучат похоже;
  • проблемы с запоминанием названий букв.

Дети детсадовского возраста из группы риска и первоклассники могут столкнуться с:

  • неспособностью выучить буквы (сильный предиктор способности к чтению);
  • неспособностью читать слова и трудности с правописанием к концу первого класса.

Во втором классе и после него могут присутствовать:

  • плохая успеваемость в школе;
  • нелюбовь к школе;
  • соматические дисфункции при походе в школу.

Дети с нарушениями чтения будут избегать чтения, за этим последует уменьшение словарного запаса, требуемого их возрасту, увеличение сложностей чтения. Медицинский осмотр пациентов с дислексией должен быть стандартным с акцентом на признаки других неврологических, медицинских или генетических причин их нарушений.

Культурные особенности феномена

Существует несколько исследований по изучению связи между дислексией и особенностями разных языков и систем письма. Один из ключевых факторов — это «глубина орфографии», которая описывает, насколько прозрачно в данном языке звуки соответствуют буквам и буквенным сочетаниям.

В языках с непрозрачной орфографией, таких как английский или французский, одна и та же буква или сочетание букв могут произноситься по-разному в разных словах (например, ough в словах through, though, rough). Это создает дополнительные трудности для людей с дислексией, поскольку они уже и так испытывают затруднения с фонологическими процессами (восприятие и обработка звуков). А тут приходится запоминать, как пишутся слова, поскольку различия между написанием и произношением существенные.

Наоборот, в языках с прозрачной орфографией, таких как финский или корейский, существует более прямая и предсказуемая связь между звуками и буквами. Это делает процесс чтения и письма менее сложным для лиц с дислексией, и, соответственно, распространенность дислексии может быть меньшей.

Русский язык обладает сравнительно прозрачной орфографией, в нем существует довольно прямая связь между звуками и буквами. Однако писать по-русски существенно сложнее, чем читать. Поэтому в России нарушения овладения письмом встречаются чаще, чем нарушения овладения чтением.

Ольга Величенкова

«Дислексия носителей русского языка — это дизорфография. Из-за особенностей языка симптомы трудностей могут различаться. И для детей, осваивающих русскую графическую систему, самое сложное — научиться писать, соблюдая все правила. Сложна русская морфология и все те законы написания приставок, корней и суффиксов, которые ребенок вынужден учить. Прочитать «корова» и написать это слово без ошибок — разные вещи».

Следует отметить, что социальные, культурные и языковые особенности дислексии служат предметом активных исследований и окончательных выводов ученые пока не делают. Однако эти данные указывают на то, что стратегии обучения чтению и письму должны и будут адаптироваться к особенностям конкретных языков и культур.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: