Ребенок все понимает, но не говорит. в чем причина?

Государственное общеобразовательное учреждение ярославской области "багряниковская  школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"

Почему появляется

Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.

Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.

Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.

Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.

Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.

Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.

Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия. 

Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.

Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.

Ребенок замкнулся в себе.

Прежде чем предпринимать решительные действия необходимо точно сориентироваться в происходящем, понять, с каким именно внутренним состоянием сына или дочери мы столкнулись. Если говорится о том, что ребенок замкнулся в себе, то это значит, он ведет себя нетипично, в его поведении произошли очевидные изменения.

  • Вопрос первый: насколько эти перемены внезапны? Ребенок еще недавно был весел и открыт к общению, и вдруг в течение небольшого отрезка времени стал «на себя не похож». Или же, вспоминает мама, первые проявления такого состояния можно было заметить давно. Постепенно таких моментов «отторжения» становилось все больше, и в данный момент подобный способ общения с друзьями и близкими преобладает.
  • Вопрос второй: что является нормальной реакцией на проблемы именно у этого ребенка? В случае любого конфликта или сложности реагирует ли он бурно, высказывая неудовольствие? Или же обижается и отказывается от общения.
  • Вопрос третий: возраст ребенка. Реакция на обстоятельства жизни у малыша и подростка может быть абсолютно разной.
  • Вопрос четвертый: что известно родителям о последних событиях в жизни ребенка. Наихудшим ответом будет: «ничего».

Если отстраненность в поведении возникла уже давно, нарастала постепенно и в настоящее время закрепилась как норма взаимоотношений, то наиболее вероятными причинами проблемы могут быть следующие:

  1. Отсутствие внимания со стороны близких.
  2. Конфликтные ситуации между родителями, касающиеся вопросов воспитания.
  3. Сложности переходного периода у подростков.

В случае если подобное поведение возникло недавно и резко, то необходимо срочно определить те обстоятельства, которые его спровоцировали:

  1. Действия родителей, породившие недоверие ребенка.
  2. Значимые изменения в жизни, создающие дискомфорт (переезд, новая школа, расставание со значимым для ребенка человеком и т. д.).
  3. Чрезвычайно травмирующее событие, о котором маленький человек боится рассказать родителям.

Последнее обстоятельство является чрезвычайно опасным и требует немедленной и эффективной реакции со стороны взрослого. Внезапно и резко изменившийся характер человека – свидетельство либо серьезного потрясения, либо болезни. Для ребенка, который ощущает свою несамостоятельность и не всегда чувствует уверенность в своей «правильности» кроме того существует дополнительная причина не говорить со взрослыми о серьезных проблемах. Это мысль о том, что он – плохой, его не будут любить, он всех подвел и т. д. И маленький человек остается без помощи в действительно опасной для себя ситуации.

От поведения родителей и близких людей зависит разрешится ли проблема максимально безболезненно и эффективно или перейдет в «хроническую» форму, порождая более значительные трудности.

Но все же не нужно паниковать: ребенок тоже человек, он имеет право на плохое настроение и раздумья в одиночестве. У мальчика или девочки может появиться потребность в автономном душевном пространстве, открывать которое по первому требованию необязательно. Резкие и бесцеремонные действия взрослых приведут только к еще большей закрытости.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.

Основные причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
    несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
    разговаривают.

Отказывается учиться и плохо запоминает информацию

С раннего возраста у ребенка формируется познавательный интерес. Он двигается, ползет к интересным ему предметам, рассматривает их, тянет в рот. Данный интерес малыша развивается хорошо в такой семье, где все члены проявляют интерес к ребенку: задают вопросы, играют, занимаются.

Но если в семье принята другая форма общения (через гаджеты, телевизоры и т. д.) такой интерес слабо развит

Все внимание ребенка переключается на экран и некоторая информация об окружающем мире проходит мимо него

К четырем годам можно уже четко определить область интереса ребенка. Через познавательный интерес у ребенка формируется память:

  1. Зрительная — малыш запоминает как выглядит предмет
  2. Мышечная — ребенок знает, что делать с предметом
  3. Слухоречевая — знает как предмет называется, как он произноситься, информацию о нём.

Требуется помощь специалиста, если:

  • ребенок запоминает зрительную информацию, при этом не может соотнести действия с предметом. Например, знает дорогу в магазин, но самостоятельно не может до него дойти, теряется
  • малыш неделями учит новые словарный
  • делает ошибки при построении предложения или фразы. Например, неправильно говорит окончания, падеж, род, или «теряет» глаголы
  • при изучении чего-то нового (игры, деятельности, заданий) торопиться, плохо координирует движения, не смотрит на предметы, потом теряет интерес при неудаче. Затем не хочет заниматься подобной деятельностью

Все вышеописанные причины, по которым стоит обратиться к дефектологу, носят рекомендательный характер.

https://youtube.com/watch?v=vS6t70rZLb4

Post Views: 3 388

Причины развития селективного мутизма

Ученые пока воздерживаются от обозначения конкретных причин развития селективного мутизма. Но специалисты часто связывают появление расстройства с повышенной тревожностью ребенка. У детей с диагностированным селективным мутизмом анамнез в большинстве случаев отягощен различными тревожными состояниями и социальными фобиями.

Учеными были выявлены случаи, когда синдром селективного мутизма развивался после перенесенной ребенком психологической травмы. Маленькие пациенты замыкались в себе, переставали говорить в определенных ситуациях или вовсе постоянно молчали.

Психологи не отказываются и от другой теории, которая бы объяснила развитие селективного мутизма — наследственность. Есть мнение, что заболевание может появиться у детей, чьи родители имеют тревожные расстройства.

А вот связи между аутизмом и селективным мутизмом врачи пока не обнаружили. Ребенок может иметь оба диагноза, но ни один из них не провоцирует развитие другого.

Все ли в порядке у него с речью?

В списке фобий тревожных родителей, после появления на свет долгожданного малыша появляется множество страшных, незнакомых слов и аббревиатур — ЗПР, ЗРР, аутизм, УО. Они могут развиваться в качестве индивидуальной патологии либо являться симптомами единого заболевания.

ЗРР (задержка речевого развития), помимо отсутствия благоприятной речевой среды и депривации, возникает при билингвизме, педагогической запущенности, стрессах, синдроме гиперактивности и наличии в родовом анамнезе гипоксии плода. Также ЗРР проявляется на фоне травм, при генетических и прочих категориях заболеваний. Характеризуется полным либо частичным отсутствием речевых навыков, а также их дефектов в виде заикания, мутизма, растягивания слов, невозможности формирования связных предложений.

Поводом для обращения к специалистам — логопеду и невропатологу являются отсутствие:

•    гуления и лепота в возрасте от 2 до 8 месяцев

•    первых слов от года (до 10 четких)

•    небольшого словарного запаса от 1,6 до 2 лет в виде 40-60 слов

•    первых четко сформулированных предложений к 2,5-3 годам.

Некоторые родители уверяют, что до 5 лет может отсутствовать речь полностью без каких-либо патологий. Это ошибочное мнение и не стоит перекладывать их опыт на своего ребенка. Обнаружив проблемы с несоответствием норм речи, необходимо немедленно обратиться к врачам за консультацией и обследованием.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Профилактика мутизма

Родителям необходимо следить за общей психогенной обстановкой в семье. Чаще всего дети с временной немотой встречаются в семьях с отрицательным микроклиматом, где часты ссоры между родителями, присутствуют вредные привычки, низкий социальный уровень и др. Все это еще больше подавляет восприимчивую личность ребенка.

Не следует быть слишком требовательным к ребенку. Такого ребенка ни в коем случае нельзя наказывать из-за длительного молчания, насмехаться над ним, говорить с ним грубо и громко, выражая свои требования. Следует помнить, что он уже ранен внутри.

Деликатное, осторожное, терпеливое отношение родителей, воспитателей, врачей должно помочь ему начать элементарное общение с различными группами и возрастными категориями людей. Таким детям также рекомендуется менять обстановку

Хорошим помощников в общении с детьми, подверженными мутизму является тактильный контакт: объятия, поцелуи, прогулки за ручку с родителями, совместные игры и др. Рекомендуется общаться с такими детьми, глядя им в глаза. Ребенок должен при общении с взрослыми получать максимум проявления любви и внимания. Доброжелательное отношение к ребенку в любых ситуациях помогут ему избавиться от тревожности и видеть в каждом человеке друга.

Не делиться с ребенком переживаниями взрослой жизни, которые не в состоянии понять его детский разум. Решать проблемы и вопросы, которые ставить перед людьми полноценная жизнь взрослого человека может только психологически сформировавшаяся личность. Ребенок еще только на стадии этого формирования. Сталкиваясь с неразрешимыми для него вопросами, он еще больше может впасть в состояние внутреннего стресса.

Создать ребенку условия для самостоятельности, помогать оказываться перед выбором. В общественных местах, магазине, транспорте, на улице лучше всего дать ребенку возможность самому что-то купить, задать вопрос водителю или продавцу, сделав вид, что сами вы это не можете.

Немаловажную роль играет соблюдение режима дня. Как известно маленькие дети быстро утомляются, что приводит к повышенному перевозбуждению. Нервная система ребенка уже перенапряжена, поэтому лучше избавить его от излишних нагрузок и занятий, а дать возможность отдыхать и делать то, что ему больше по душе.

Прекрасной профилактикой мутизма считается активный семейный отдых, где в кругу близких и друзей появляется больше возможности побуждать ребенка к самостоятельному выбору. Физические нагрузки хорошо снимают стресс, приносят физическое и психологическое расслабление.

Читайте далее: Каких слов следует избегать при общении с ребенком

Что делать, если ребенок не слушается: совет психолога

Как вести себя, если ребенок плачет?

Если обманывает ребенок, что делать родителям

Мне нравитсяНе нравится

Общая информация

В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.

В три года речь ребенка характеризуется:

  • предложениями из 3-4 слов;
  • используется единственное и множественное число;
  • соотношением слова и предмета;
  • простыми предлогами;
  • способностью последовательно изложить события;
  • появляются прилагательные, наречия, местоимения.

Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.

Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается — отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.

В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).

Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.

Проблемы дефектологии

В настоящее время не все дети с ОВЗ получают необходимую квалифицированную помощь. Это связано с уровнем и степенью нарушения, сложной структурой дефекта. Например, слепоглухонемые дети. Дети, имеющие такое нарушение до прошлого века считались необучаемыми. Однако известным американским педагогом Энн Салливан была разработана специальная методика обучения таких детей. С этого момента, в дефектологии началась новая эпоха, которая отмечается разработками методик по воспитания, обучению и развитию детей, имеющих различные виды отклонений и нарушений.

Современные педагоги-дефектологи используют в своей работе различные методики, предложенные другими авторами, а также занимаются адаптацией данных методик под конкретные случаи и нарушения. Кроме того, создаются и апробируются новые инновационные методики по работе с детьми с ОВЗ.

Это вызвано тем, что в наше время возросло количество детей, имеющих различного рода отклонения и нарушения. Особенно отмечается рост детей аутистического спектра, которые требуют от дефектологов разработки новых программ воспитания, обучения и развития.

Замечание 4

Таким образом, дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную, как для ребенка, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей с отклонениями и нарушениями в обществе.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

•    ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

•    ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

А что если аутизм?

Аутизм — это расстройство при котором наблюдается дефицит эмоциональных проявлений, замкнутость и зацикленность ребенка. В перинатальном периоде его не диагностируют и даже возможные причины появления медицина до сих пор не выявила.

Характерные признаки аутизма могут проявляться в полной либо частичной степени:

•    отсутствие контакта «глаза в глаза»

•    интровертность

•    нервоз при физическом контакте

•    отсутствие заинтересованности в общении с другими детьми

•    чувствительность ко многим или ко всем громким звукам

•    избирательность в еде

•    слабая инстинктивная защита, отсутствие понимания угрожающей опасности

•    проблемы с речью

•    ритуальность, стереотипность, зацикленность

•    избирательный интеллект.

Аутизм — не приговор, на ранней стадии его успешно корректируют и, хотя случаев полного выздоровления еще не выявлено, ребенка с РАС вполне возможно социализировать на ранней стадии диагностики заболевания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: