Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Как и для любого невротического расстройства, в развитии мутизма у детей большую роль играет психотравмирующий фактор. Любое событие, произведшее на ребенка яркое негативное впечатление, может запустить патологическую реакцию. Среди наиболее типичных – переезд, разлука с близкими, насилие. Так, была установлена закономерность появления недуга у эмигрантов, предпочтительно пожилого и детского возраста. Хотя для каждого маленького мутиста такие факторы различны.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Ребенок замкнулся в себе.
Прежде чем предпринимать решительные действия необходимо точно сориентироваться в происходящем, понять, с каким именно внутренним состоянием сына или дочери мы столкнулись. Если говорится о том, что ребенок замкнулся в себе, то это значит, он ведет себя нетипично, в его поведении произошли очевидные изменения.
- Вопрос первый: насколько эти перемены внезапны? Ребенок еще недавно был весел и открыт к общению, и вдруг в течение небольшого отрезка времени стал «на себя не похож». Или же, вспоминает мама, первые проявления такого состояния можно было заметить давно. Постепенно таких моментов «отторжения» становилось все больше, и в данный момент подобный способ общения с друзьями и близкими преобладает.
- Вопрос второй: что является нормальной реакцией на проблемы именно у этого ребенка? В случае любого конфликта или сложности реагирует ли он бурно, высказывая неудовольствие? Или же обижается и отказывается от общения.
- Вопрос третий: возраст ребенка. Реакция на обстоятельства жизни у малыша и подростка может быть абсолютно разной.
- Вопрос четвертый: что известно родителям о последних событиях в жизни ребенка. Наихудшим ответом будет: «ничего».
Если отстраненность в поведении возникла уже давно, нарастала постепенно и в настоящее время закрепилась как норма взаимоотношений, то наиболее вероятными причинами проблемы могут быть следующие:
- Отсутствие внимания со стороны близких.
- Конфликтные ситуации между родителями, касающиеся вопросов воспитания.
- Сложности переходного периода у подростков.
В случае если подобное поведение возникло недавно и резко, то необходимо срочно определить те обстоятельства, которые его спровоцировали:
- Действия родителей, породившие недоверие ребенка.
- Значимые изменения в жизни, создающие дискомфорт (переезд, новая школа, расставание со значимым для ребенка человеком и т. д.).
- Чрезвычайно травмирующее событие, о котором маленький человек боится рассказать родителям.
Последнее обстоятельство является чрезвычайно опасным и требует немедленной и эффективной реакции со стороны взрослого. Внезапно и резко изменившийся характер человека – свидетельство либо серьезного потрясения, либо болезни. Для ребенка, который ощущает свою несамостоятельность и не всегда чувствует уверенность в своей «правильности» кроме того существует дополнительная причина не говорить со взрослыми о серьезных проблемах. Это мысль о том, что он – плохой, его не будут любить, он всех подвел и т. д. И маленький человек остается без помощи в действительно опасной для себя ситуации.
От поведения родителей и близких людей зависит разрешится ли проблема максимально безболезненно и эффективно или перейдет в «хроническую» форму, порождая более значительные трудности.
Но все же не нужно паниковать: ребенок тоже человек, он имеет право на плохое настроение и раздумья в одиночестве. У мальчика или девочки может появиться потребность в автономном душевном пространстве, открывать которое по первому требованию необязательно. Резкие и бесцеремонные действия взрослых приведут только к еще большей закрытости.
Причины задержки речевого развития в этом возрасте
В основе большинства случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной
системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период
новорожденности или в раннем детстве.
Основные причины недоразвития речи:
- токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания; - родовая травма;
- асфиксия в родах;
- имеются нарушения или отсутствие слуха;
- нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
- наследственная предрасположенность;
- органическое недоразвитие ЦНС;
- педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
- неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало
разговаривают.
Отказывается учиться и плохо запоминает информацию
С раннего возраста у ребенка формируется познавательный интерес. Он двигается, ползет к интересным ему предметам, рассматривает их, тянет в рот. Данный интерес малыша развивается хорошо в такой семье, где все члены проявляют интерес к ребенку: задают вопросы, играют, занимаются.
Но если в семье принята другая форма общения (через гаджеты, телевизоры и т. д.) такой интерес слабо развит
Все внимание ребенка переключается на экран и некоторая информация об окружающем мире проходит мимо него
К четырем годам можно уже четко определить область интереса ребенка. Через познавательный интерес у ребенка формируется память:
- Зрительная — малыш запоминает как выглядит предмет
- Мышечная — ребенок знает, что делать с предметом
- Слухоречевая — знает как предмет называется, как он произноситься, информацию о нём.
Требуется помощь специалиста, если:
- ребенок запоминает зрительную информацию, при этом не может соотнести действия с предметом. Например, знает дорогу в магазин, но самостоятельно не может до него дойти, теряется
- малыш неделями учит новые словарный
- делает ошибки при построении предложения или фразы. Например, неправильно говорит окончания, падеж, род, или «теряет» глаголы
- при изучении чего-то нового (игры, деятельности, заданий) торопиться, плохо координирует движения, не смотрит на предметы, потом теряет интерес при неудаче. Затем не хочет заниматься подобной деятельностью
Все вышеописанные причины, по которым стоит обратиться к дефектологу, носят рекомендательный характер.
https://youtube.com/watch?v=vS6t70rZLb4
Post Views: 3 388
Причины развития селективного мутизма
Ученые пока воздерживаются от обозначения конкретных причин развития селективного мутизма. Но специалисты часто связывают появление расстройства с повышенной тревожностью ребенка. У детей с диагностированным селективным мутизмом анамнез в большинстве случаев отягощен различными тревожными состояниями и социальными фобиями.
Учеными были выявлены случаи, когда синдром селективного мутизма развивался после перенесенной ребенком психологической травмы. Маленькие пациенты замыкались в себе, переставали говорить в определенных ситуациях или вовсе постоянно молчали.
Психологи не отказываются и от другой теории, которая бы объяснила развитие селективного мутизма — наследственность. Есть мнение, что заболевание может появиться у детей, чьи родители имеют тревожные расстройства.
А вот связи между аутизмом и селективным мутизмом врачи пока не обнаружили. Ребенок может иметь оба диагноза, но ни один из них не провоцирует развитие другого.
Все ли в порядке у него с речью?
В списке фобий тревожных родителей, после появления на свет долгожданного малыша появляется множество страшных, незнакомых слов и аббревиатур — ЗПР, ЗРР, аутизм, УО. Они могут развиваться в качестве индивидуальной патологии либо являться симптомами единого заболевания.
ЗРР (задержка речевого развития), помимо отсутствия благоприятной речевой среды и депривации, возникает при билингвизме, педагогической запущенности, стрессах, синдроме гиперактивности и наличии в родовом анамнезе гипоксии плода. Также ЗРР проявляется на фоне травм, при генетических и прочих категориях заболеваний. Характеризуется полным либо частичным отсутствием речевых навыков, а также их дефектов в виде заикания, мутизма, растягивания слов, невозможности формирования связных предложений.
Поводом для обращения к специалистам — логопеду и невропатологу являются отсутствие:
• гуления и лепота в возрасте от 2 до 8 месяцев
• первых слов от года (до 10 четких)
• небольшого словарного запаса от 1,6 до 2 лет в виде 40-60 слов
• первых четко сформулированных предложений к 2,5-3 годам.
Некоторые родители уверяют, что до 5 лет может отсутствовать речь полностью без каких-либо патологий. Это ошибочное мнение и не стоит перекладывать их опыт на своего ребенка. Обнаружив проблемы с несоответствием норм речи, необходимо немедленно обратиться к врачам за консультацией и обследованием.
Как научить ребёнка разговаривать в 3 года
При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.
Основные рекомендации:
- Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
-
Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
близких людей с комментариями и вопросами. -
Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек. -
Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши. -
Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
цвета, размера, формы предметов. -
Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото. -
Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
комментированием иллюстраций.
Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.
Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.
Профилактика мутизма
Родителям необходимо следить за общей психогенной обстановкой в семье. Чаще всего дети с временной немотой встречаются в семьях с отрицательным микроклиматом, где часты ссоры между родителями, присутствуют вредные привычки, низкий социальный уровень и др. Все это еще больше подавляет восприимчивую личность ребенка.
Не следует быть слишком требовательным к ребенку. Такого ребенка ни в коем случае нельзя наказывать из-за длительного молчания, насмехаться над ним, говорить с ним грубо и громко, выражая свои требования. Следует помнить, что он уже ранен внутри.
Деликатное, осторожное, терпеливое отношение родителей, воспитателей, врачей должно помочь ему начать элементарное общение с различными группами и возрастными категориями людей. Таким детям также рекомендуется менять обстановку
Хорошим помощников в общении с детьми, подверженными мутизму является тактильный контакт: объятия, поцелуи, прогулки за ручку с родителями, совместные игры и др. Рекомендуется общаться с такими детьми, глядя им в глаза. Ребенок должен при общении с взрослыми получать максимум проявления любви и внимания. Доброжелательное отношение к ребенку в любых ситуациях помогут ему избавиться от тревожности и видеть в каждом человеке друга.
Не делиться с ребенком переживаниями взрослой жизни, которые не в состоянии понять его детский разум. Решать проблемы и вопросы, которые ставить перед людьми полноценная жизнь взрослого человека может только психологически сформировавшаяся личность. Ребенок еще только на стадии этого формирования. Сталкиваясь с неразрешимыми для него вопросами, он еще больше может впасть в состояние внутреннего стресса.
Создать ребенку условия для самостоятельности, помогать оказываться перед выбором. В общественных местах, магазине, транспорте, на улице лучше всего дать ребенку возможность самому что-то купить, задать вопрос водителю или продавцу, сделав вид, что сами вы это не можете.
Немаловажную роль играет соблюдение режима дня. Как известно маленькие дети быстро утомляются, что приводит к повышенному перевозбуждению. Нервная система ребенка уже перенапряжена, поэтому лучше избавить его от излишних нагрузок и занятий, а дать возможность отдыхать и делать то, что ему больше по душе.
Прекрасной профилактикой мутизма считается активный семейный отдых, где в кругу близких и друзей появляется больше возможности побуждать ребенка к самостоятельному выбору. Физические нагрузки хорошо снимают стресс, приносят физическое и психологическое расслабление.
Читайте далее: Каких слов следует избегать при общении с ребенком
Что делать, если ребенок не слушается: совет психолога
Как вести себя, если ребенок плачет?
Если обманывает ребенок, что делать родителям
Мне нравитсяНе нравится
Общая информация
В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.
В три года речь ребенка характеризуется:
- предложениями из 3-4 слов;
- используется единственное и множественное число;
- соотношением слова и предмета;
- простыми предлогами;
- способностью последовательно изложить события;
- появляются прилагательные, наречия, местоимения.
Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.
Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается — отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.
В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).
Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.
Проблемы дефектологии
В настоящее время не все дети с ОВЗ получают необходимую квалифицированную помощь. Это связано с уровнем и степенью нарушения, сложной структурой дефекта. Например, слепоглухонемые дети. Дети, имеющие такое нарушение до прошлого века считались необучаемыми. Однако известным американским педагогом Энн Салливан была разработана специальная методика обучения таких детей. С этого момента, в дефектологии началась новая эпоха, которая отмечается разработками методик по воспитания, обучению и развитию детей, имеющих различные виды отклонений и нарушений.
Современные педагоги-дефектологи используют в своей работе различные методики, предложенные другими авторами, а также занимаются адаптацией данных методик под конкретные случаи и нарушения. Кроме того, создаются и апробируются новые инновационные методики по работе с детьми с ОВЗ.
Это вызвано тем, что в наше время возросло количество детей, имеющих различного рода отклонения и нарушения. Особенно отмечается рост детей аутистического спектра, которые требуют от дефектологов разработки новых программ воспитания, обучения и развития.
Замечание 4
Таким образом, дефектолог проводит крайне сложную, но очень важную работу. Важную, как для ребенка, так и для его родителей. Это позволяет максимально социализировать детей с отклонениями и нарушениями в обществе.
Зачем развивать фонематический слух
Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:
• ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);
• ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.
Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.
Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.
Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.
Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.
Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.
Нормы развития речи в 3 года
Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.
Возраст | Форма речи |
---|---|
1 — 2 мес | Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение |
2 — 3 мес | Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги |
4 — 5 мес | Попытки повторения слов за взрослым |
6 мес — 1,2 года | Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…) |
1,6 — 2,2 года | Объединяет по 2-4 слова в предложения |
1,9 — 2,6 года | Начинается период вопроса: «что это?» |
2,4 — 3,6 года | Пытается строить предложения с использованием чисел |
2,6 — 4 года | Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…) |
Возраст | Количество слов |
---|---|
1 год | 9 слов |
1,5 года | 39-100 слов |
2 года | 200-400 слов |
3 года | 1000-1100 слов |
4 года | 1600-1926 слов |
Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:
- Говорит своё имя, фамилию и отчество.
- Знает имена родственников и друзей.
- Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
- Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
- Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
- Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
- Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
- Повторяет услышанное.
- Пересказывает мультфильм или сказку.
- Говорит не только громко, но и тихо.
В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.
Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.
А что если аутизм?
Аутизм — это расстройство при котором наблюдается дефицит эмоциональных проявлений, замкнутость и зацикленность ребенка. В перинатальном периоде его не диагностируют и даже возможные причины появления медицина до сих пор не выявила.
Характерные признаки аутизма могут проявляться в полной либо частичной степени:
• отсутствие контакта «глаза в глаза»
• интровертность
• нервоз при физическом контакте
• отсутствие заинтересованности в общении с другими детьми
• чувствительность ко многим или ко всем громким звукам
• избирательность в еде
• слабая инстинктивная защита, отсутствие понимания угрожающей опасности
• проблемы с речью
• ритуальность, стереотипность, зацикленность
• избирательный интеллект.
Аутизм — не приговор, на ранней стадии его успешно корректируют и, хотя случаев полного выздоровления еще не выявлено, ребенка с РАС вполне возможно социализировать на ранней стадии диагностики заболевания.