Слушать, читать и повторять стихотворения
* * *
В сад залезли козы,
Потоптали розы.
* * *
Пошел спозаранку Назар на базар,
Купил там козу и корзинку Назар.
* * *
Заяц в поле зёрна ел.
Зуб у зайца заболел.
* * *
Зебра азбуку учила,
Буквы зебра позабыла.
* * *
Загремела гроза,
Забралась стрекоза
На развесистый дубок,
Под зелененький листок.
* * *
Есть у Зои резвый змей.
Змей не ползает за ней.
Он взлетает высь отважно
Змей воздушный,
Змей бумажный.
* * *
Подвязала Лиза розы,
Засадила две занозы.
* * *
Ездил в праздники Захар
За арбузом на базар.
За арбузом на обед
Карапузу пяти лет.
* * *
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
* * *
Лезут козы в грозу в лозу.
Лозу козы грызут в грозу.
* * *
Из кузова в кузов перегружали арбузы.
В грозу в грязи от груза развалился кузов.
* * *
Лиза ставит в вазу розу,
Незабудки и мимозу.
* * *
Грузовик привез арбузы,
Много – много, полный кузов.
* * *
У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.
* * *
Все озера – зеркала
Из зеленого стекла.
* * *
Зеленая береза стоит в лесу,
Зоя под березой поймала стрекозу.
* * *
Зоя – незнайка,
А Зина – зазнайка.
* * *
Звенит звонок, звонок зовет,
И Зоя в класс к себе идет.
* * *
Зоя – зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.
* * *
Поросята были розовые,
От загара стали бронзовые.
* * *
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки измазала?
* * *
Ползун ползет и иголки везет. (ежик)
* * *
Зажглась зеленая звезда,
Запустим звездолет туда!
* * *
Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея.
* * *
Скоро снова зашумят
Листья молодые.
Загудят, заговорят
Пчелки золотые.
* * *
Не забудут Зоя с Людой
Синеглазых незабудок.
Много их нарвут и сразу
На окне поставят в вазу.
* * *
Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея.
Змей летит выше берез.
Ветер, змея не жалея,
Прямо к солнышку понес.
* * *
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.
* * *
— Заяц, заяц, чем ты занят?
-Кочерыжку разгрызаю.
-А чему ты заяц рад?
— Рад, что зубы не болят.
* * *
К нам зайдет Новый год,
Заведет хоровод,
Зазвенят голоса,
Засверкают глаза.
* * *
Захар змея запускает,
Зоя с зайкою играет,
Зина в лес пошла,
Землянику нашла.
* * *
Козу козленок обозлил,
Козе козленок надерзил.
Но ты не злись, коза, не злись,
А ты, козленок, извинись.
* * *
В зеленом, зеленом, зеленом лесу,
Зеленый листок, как флажок, я несу.
Зеленая шишка под елкой молчит,
Зеленая музыка где – то звучит.
* * *
Зайке холодно зимой,
Зайке голодно зимой.
Зубки зайкины стучат,
Так капустки хотят.
* * *
Зеленая береза
Стоит в лесу.
Зоя под березой
Привязала козу.
* * *
Зверь забавный грыз лозу.
Не заметил зверь козу:
— Здравствуй! – козочка сказала.
— Ты же зайчик! Я узнала.
Автоматизация звука [Х] в предложениях
Упражнение «Исправь предложение». Послушай предложение и скажи его правильно.
Хомяк духовка под пыхтит. Хомяк пыхтит под ду-хов-кой.
дети ходят хоккей на — …
петух около сидит лопух — …
охотники пошли на охота — ..
Закончить предложения словом «петух» или «муха».
На банке сидит … (муха). В окно влетела … .
На заборе сидит … (петух). Около дома гуляет ….
Громко кукарекает …. Петя на тарелке увидел …
Вика рисует …. Красивый гребень у ….
Предложения со звуками Х и Х». Повторять и запоминать.
Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох.
Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту.
Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба.
Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка хочет приготовить уху.
Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут.
Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.
В бухту вошёл (пароход).
На болоте растёт (мох).
На грядках сеют (горох).
По утрам поет (петух).
В воздухе летает тополиный (пух).
В квартире большая, уютная (кухня).
Машина дала обратный (ход).
Дети перестали шуметь, стало (тихо).
Стадо пасёт (пастух).
Фразы со звуками , :
Собери сухой хворост.
Хитрый хорь поймал хомяка.
У хамелеона длинный хвост.
Харитон собирал хворост.
Артикуляция звука Х
При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.
Упражнение «Поймай звук». Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.
1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.
2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.
3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.
4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.
5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.
6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.
Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.
Слоги
Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)
ха – хо — ху аха — охо – уху ах – их – ех — ух
хва – хво — хву хла – хло — хлу
сха — схо — сху рха — рхо — рху
Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах. Звук Х проговаривать, «растягивая» его.
1 день
Ха-ха хы-хы ха-хо-хы хы-ха-ху
Хо-хо ху-ху ху-ха-хо ха-хо-хы-ху
2 день
аха – аха оха – оха иха – аха – уха уха – иха – оха
иха – иха уха – уха аха – иха – оха оха – иха — аха
3 день
ах – ах ах – ох ух – ух – ох юх – ах – ох
ох — ух ух – ах ох – их – ах ух – ох – их
4 день
хта – хта хто – хто ахт – охт ухт – ахт — охт
хты — хты хту – хту ихт – ухт ихт – охт — ахт
5 день
хва – хва – хвы ахва – ухва — охва вха – вхо — вхы
хво — хво — хва ихва — ухва — охва вхы – вху — вха
Чистоговорки с мягким звуком «Рь» в обратных слогах
Чистоговорки со слогом «Арь»
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — на столе лежит букварь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — я опять жую сухарь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — мы купили календарь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — наступил уже январь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — мы нашли янтарь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — ты оладьи мне пожарь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — я сейчас включу фонарь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — на ступеньках сидит царь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — сидит на веточке глухарь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — будто мы попали встарь.
- Арь—арь—арь, Арь—арь—арь — поищи в столе словарь.
Чистоговорки со слогом «Ерь»
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — скрипит входная дверь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — симпатичный белый зверь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — мы поедем в Тверь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — задачу понял я теперь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — мы починили дверь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — комнату свою измерь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — обойдёмся без потерь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — маме ты своей поверь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — ткани мне отмерь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — постучите в дверь.
- Ерь—ерь—ерь, Ерь—ерь—ерь — белый мишка — дикий зверь.
Чистоговорки со слогом «Ирь»
- Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — у меня снегирь.
- Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — едем мы в Сибирь.
- Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — в магазине много гирь.
- Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — улетел опять снегирь.
- Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — находчивый визирь.
- Ирь—ирь—ирь, Ирь—ирь—ирь — у меня поспел имбирь.
Чистоговорки со слогом «Орь»
- Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — у Алёши корь.
- Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — у нас в доме хорь.
- Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — ты со мной не спорь.
- Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — летом много ясных зорь.
- Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — якорь, лукоморье, корь.
- Орь—орь—орь, Орь—орь—орь — горьковатый, Зорька, хворь.
Чистоговорки со слогом «Урь»
- Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — синяя лазурь.
- Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — не боимся бурь.
- Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — ты глаза зажмурь.
- Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — вкусная глазурь.
- Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — с нами подежурь.
- Урь—урь—урь, Урь—урь—урь — глазурь, лазурь, зажмурь.
Чистоговорки со слогом «Ырь»
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — ах, какая ширь!
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — я надул пузырь.
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — Коля — богатырь.
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — едем в монастырь.
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — вышли на пустырь.
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — в стенку вбили штырь.
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — дядя Паша лодырь.
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — у меня вскочил волдырь.
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — слепому нужен поводырь.
- Ырь—ырь—ырь, Ырь—ырь—ырь — богатырь, пузырь, волдырь.
Что нужно делать перед тем, как заучивать скороговорки с буквой «Р»
Итак, приступим к практической части. Этот звук наверняка тревожил многих родителей
Если следовать рекомендациям логопеда, и уделять упражнениям со скороговорками на букву «Р» должное внимание, ребенок научится не только правильно выговаривать звук, но даже сможет зарычать, как львенок!
Занятие начинают с разминки — чистоговорки на «Р». Пример:
- ру-ру-ру, скачет кенгуру;
- ра-ра-ра, у лисы нора;
- ры-ры-ры, летают комары;
- ре-ре-ре, новый год ждем в декабре;
- рю-рю-рю, кушать я тебе варю;
- ря-ря-ря, новый день календаря;
- ро-ро-ро, в том углу стоит ведро.
Закончив чистоговорки на «Р» с двумя буквами, слегка усложняют задачу:
- арь-арь-арь, в парке том горит фонарь;
- ары-ары-ары, как поют гитары;
- уры-уры-уры, просят пшена куры;
- оры-оры-оры, мы увидим горы.
Скороговорки с буквой «Р» для достижения нормы
Каждый малыш индивидуален. Поэтому освоение речи отличается. Тем не менее, существует средняя норма развития русского языка.
- Для детей от одного годика до двух лет осваиваются звуки: А; О; Э; М; П; Б.
- До трех лет им становятся доступны звуки: У; И; Ы; Т; Д; В; Ф; Г; К; Х; Н; Й.
- К четырем годам ребята осваивают: С; З; Ц.
- К пяти — Ш; Ж; Ч; Щ.
- А к шести, для детей не составляет проблемы произнести Л и, наконец, звук «Р».
Таким образом, если родители замечают, что к школьному возрасту у ребенка остаются проблемы со звуком «Р», значит, следует чаще заниматься дома либо обращаться за помощью к логопеду.
Скороговорки с «Р» часто используются логопедами для развития речи. Они решают следующие задачи:
- упражняют артикуляцию звуков;
- помогают освоить правильную речь;
- исправляют ошибки;
- устраняют косноязычие;
- развивают слух и фонетическое запоминание.
Чем раньше ребенок слышит скороговорки на «Р», тем скорее он воспримет на слух соответствующие сочетания звука. Тогда он стремится повторять его правильно.
Для чего нужны скороговорки
Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?
Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:
- слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
- беспрерывная «болтовня»;
- недоразвитая дикция;
- чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
- громкий или тихий голос.
Почти все недостатки речи исправимы.
Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.
Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.
Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше
После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:
Приготовила актриса
Тридцать три и три ириса.
Подарила все ириски
Грише, Мише и Бориске.
За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».
Морковку на терке растирает Артем.
Все бобрята — добрые ребята.
Протрубили в трубы трое трубачей.
Иришка — сестра Маришки.
Рыбы — в аквариуме, а кобры — в террариуме.
Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:
Ворота, Варвара, отвори,
У двора дрова поколи.
Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:
Украл у Клары Карл кораллы,
А Клара украла у Карла кларнет.
Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:
Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.
Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.
Скороговорки малышам нужно начинать проговаривать с раннего возраста – это и чёткое проговаривание всех букв, и весёлое развлечение. И наверное, самые важные скороговорки с буквой «р», ведь для многих детей эту буква бывает очень непросто поставить быстро. Лёгкие фразы помогут учиться весело и играючи, а сложные – закрепят полученные навыки.
Скороговорки на автоматизацию звука Р при помощи мнемодорожек (о животных, птицах, насекомых):
Ворона ворона враз вразумит.
Проворонила ворона воронёнка.
Во мраке раки шуршат в драке.
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
Враги – у рва в овраге.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Рано, рано, поутру скачет рыжий кенгуру.
Один рой комаров – за горой, А второй рой – под горой.
Будь добр, добудь кобр.
Бобр добр до бобра.
Храбры бобры идут в боры.
В бору бобёр и брат бобра Работают без топора.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, Несёт им Маркушка в кармашке морошки.
Свинья тупорыла, Весь двор перерыла, Вырыла подрыла, До норы не дорыла
Рыла свинья белорыла, тупорыла, Полдвора рылом изрыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
У коровы короб корок.
Не ест корова короб корок, Ей короб сена дорог.
Заяц Егорка свалился в озерко. Бегите под горку, Спасайте Егорку.
На горе Арарат Живет сорок воронят.
У ракушки остры створки, У совенка глазки зорки.
Змей Горыныч сгорбясь, Взгромоздился на гору И с громким грохотом Грохнулся вниз.
Борона боронила неборонованное поле.
Сыворотка из-под простокваши.
Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
Рыла, рыла свинья, вырыла подрыла.
Все бобры добры для своих бобрят.
Три сороки–тараторки Тараторили на горке.
Проворонила ворона воронёнка.
Верзила-динозавр дерзил дракону.
Краб забрался на трап И заснул на трапе краб.
На корабль прокрался краб, Караси украли трап.
Хитрую сороку Поймать морока, А сорок сорок – Сорок морок. Сорок сорок воровали горох, Сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон. Сорок коров разогнали орлов.
Сорок сорок Для своих сорочат Сорок сорочек Всё утро строчат.
Сорока за строчкою строчка Строчит сорочатам сорочки.
На лугу под горкой Лежит сырок с красной коркой. Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Зубр с зеброй запанибрата.
Серые бараны били в барабаны, Без разбора били – лбы себе разбили.
Рано утром два барана Барабанят в барабаны.
Кобра – в торбе, А торба – в коробе.
Морочила морока, Пророчила сорока
Проворонила ворона воронёнка.
Я бродил один у горки, собирал скороговорки
Скороговорки на букву «р» для детей10 лет уже посложнее. Детям можно предложить даже полноценные небольшие стихи-скороговорки.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Приготовила Раиса
Для Бориса суп из риса
Подарил Борис Раисе
Тридцать три и три ириса
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста
На корме, кроме Ромки,
Егор и Артемка.
На корме, кроме Марка,
Рита и Тамарка
Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.
Крошечные котики ели тортики.
Любят тортики крошечные котики.
Лапками котики крошили тортики.
Котики от тортиков наполнили животики.
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры,
Вытру выдрой ядра кедров,
Вытру гетрой выдре морду.
Ядра в вёдра –
Выдру в тундру!
Вариант на «Р» твердую и мягкую
У некоторых людей существует практически незаметная проблема с произношением мягкого звука «рь». Для таких случаев полезно будет подобрать скороговорки на букву «Р», где сочетаются и твердый, и мягкий звуки. Несколько примеров представлены ниже:
Бобр добр до бобрят.
***
Пекарь Петр пек пирог.
***
Перед коровой короб корок.
***
Три вороны на воротах.
***
На горе, на горке Горько ревет Егорка.
***
У редьки и репки корень крепкий.
***
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
***
Крута гора, В горе – дыра, В дыре – кротовая нора.
***
По двору-подворью – В добром здоровье.
***
Привез Пров Егору Во двор дров гору.
***
Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.
***
Три вороны на – воротах. Три сороки – на пороге.
***
Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.
***
У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.
***
Я вкруг погреба хожу, Все про погреб говорю.
***
У барана рога Скручены-перекручены, Верчены-переверчены.
***
В печурке – три чурки, Три гуся, три утки.
***
Наш чеботарь Всем чеботарям чеботарь. Никому нашего чеботаря Не перечеботарить.
***
Не перчи, Петр, Поросенка перцем, А то можешь переперчить Поросенка перцем.
***
У бобра шапка добра, А у бобрят богаче наряд.
Заниматься развитием речи следует не только в детском возрасте. Во взрослом возрасте нечеткое произношение может вызвать больше проблем при общении. В то же время, некоторым просто стыдно обращаться к специалисту со своей проблемой. В этом случае человек может самостоятельно улучшить свою речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.
Метки: буква Р, звук Р, развитие дикции, скороговорки, чистоговорки
Варианты игр:
1. «Назови и повтори»
Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Р (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.
2. «Чего не стало?»
Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало рака, не стало ведра и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.
3.»Что изменилось?»
Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.
4.»Четвертый лишний»
Для данной игры берутся карточки со звуком Р, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, ракета, лапа, рак, рама. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука Р).
5. «Один-много»
Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, ракета — много ракет, рука — много рук, двор — много дворов). Не забывайте слова произносить правильно!
6. «Большой — маленький»
Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ВЕДРО, к маленькому — ВЕДЕРКО.
7. «Посчитаем»
Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного
Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — рукА, но две, три, четыре -рукИ, пять — рук). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов. Карточки для игры «Четвертый лишний»
Карточки для игры «Четвертый лишний»
Автоматизация звука Р при помощи картинок станет веселым занятием взрослого с малышом. Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как ваш малыш весело, задорно, а главное правильно разговаривает.
Вам также будет интересно:
- Занятия по автоматизации звука Р
- Дифференциация звуков
Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!
Длинные
После того, как освоите короткие скороговорки, приступайте к длинным. Их сложность заключается больше не в произношении, а в том, чтобы говорить фразу на одном дыхании. Делать паузу для вдоха можно только между четверостишиями.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!
Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
Жили-были три китайцаЯк, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.Жили-были три китайкиЦыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.Вот они переженились: Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипеЯк-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.И у них родились дети:У Яка с Цыпой — Шах,У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони, У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-ДрониС Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —Шах-Шахмони-Лимпомпони.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу
Те, кто водят хороводы — хороводоводы.Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
Кто такие эники?Кто такие беники?Я расспрашивал про этоНо никто не дал ответа.Перерыл я помаленькуСловари-копилкиИ нашел, что слово «бенькиЭто просто — вилки.Беньки, или беники,Присказка к ним — эники!Но не может ложкаЕсть сама окрошку!И не могут мискиСъесть пучок редиски!..Почему же беникиВдруг едят вареники?Потому что слово этоУстарело, как ни жалко,И однажды из буфетаПереехало в считалку.А считалка такова —В ней идет игра в слова,Значит, даже беникиМогут есть вареники!
В недрах тундрыВыдры в гетрахТырят в ведраЯдра кедров!Выдрав с выдрыВ тундре гетрыВытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в ведраВыдру в тундру!
С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадигматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически кореллирующих аспектов.
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Автоматизация звука Р в словах (со стечением согласных):
ПравдаПравыйПраздникПравильныйПравоПрадедПрактикаПрачка | ПробкаПробаПродуктыПросоПростойПроводПродатьПроход | ПрутПрутикПрудПружинаПрыгатьПрыжокПрыгунПрыгунья |
ГрадГрачГрафГраммГранатГранатаГрамота | ГраблиГрачатаГрафинГрафиняГрадусникГрадусыГраница | ГромГрозаГрохотГромкийГрозныйГрузГрузить | ГрубыйГрустныйГрузитьГрушаГруппаГрузовикГруздь | ГрызунГрызтьОградаНаградаИграФотографияИгрушка |
КраскаКрабКрапиваКранКрайКрасотаКрасный | КротКровКровьКронаКрохаКроссКролик | КругКрупаКрутитьКружитьКружокКрутоКрутой | КрышкаКрытьКрысаКрышаКрышкаКрыльяКрым |
Рекомендации по автоматизации звука «Р»
При проведении занятий важно придерживаться следующих правил:
- приступать к закреплению необходимо после того, как ребенок научится произносить автоматизируемый звук изолированно;
- перед занятиями следует подготовить мышцы речевого аппарата, выполняя артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения;
- нельзя одновременно закреплять звуки, которые фонематически или фонетически близки, и ребенок плохо их различает, например «Р» и «Л»;
- занятие строится по принципу от «простого к сложному», т. е. вначале автоматизируется звук в слогах, затем в словах, потом в предложениях и текстах (речевой материал для автоматизации можно скачать на нашем сайте);
- систематически подходить к коррекции дефекта, оптимальным вариантом будет одна тренировка длительностью в 20 минут ежедневно;
- использовать дидактические игры на автоматизацию и элементы театрализации на занятиях.
Примером использования игрового приема может быть следующее упражнение. Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Затем мысленно вместе с персонажем подниматься по ступенькам на горку, произнося при этом слоги. После чего назвать картинки, помещенные на вершине горы, и медленно «спуститься» называя слоги.
Полезные советы:
- Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это замену слов образами.
- Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звуков « Р», «РЬ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данные звуки в начале, середине и конце слов.
- Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
- Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Далее переходим к изолированному «рычанию», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
- Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ — ДОБИВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Звук Р должен быть раскатистым и звонким: Р-Р-Р-Р-Р
Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т.д.)
1.Игра в «повторюшки».
Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй: ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро. Можно говорить на разной высоте голоса и разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.
2.Автоматизация звука Р в чистоговорках.
В чистоговорках малышу предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.
Можно использовать и логопедические песенки с чистоговорками:
Видео. Чистоговорки со слогом ра, ры, ро, ру.
В третьем видео Вы услышите песню из известного детского кинофильма. В ней часто повторяются слоги ра, ры, ру
3. Игра в эхо.
Ребенок повторяет за Вами слоги с р. Сначала это слоги, начинающиеся с р. Затем слоги, заканчивающиеся р :
- Ра-ла-ра-ла-ла
- Ра-ра-ла-ла
- Ла-ра-ра-ла
- Ор-ар-ур
- Юр-ир-ыр и т.д.
Справились с заданиями? Идем дальше.
Govorynchik
Произнеси звук Рь длительно на одном выдохе: рь-рь-рь…
Повтори прямые слоги со стечением согласных.
три — тре — трё — трю — тря кри — кре — крё — крю — кря гри — гре — грё — грю — гря при — пре — прё — прю — пря бри — бре — брё — брю — бря дри — дре — дрё — дрю — дря
Повтори слова, где звук Рь находится в начале слова.
Ри: Рис, Рим, Рига, Римма; рисовать, ритм.
Ре: Река, репа, ремень, ребёнок, Регина, Ренат, ребята; редис, решетка, ребус, резать, редька, резина, резинка, ремонт, речь, резвый, репейник, редко, рейка.
Рю: рюшка, рюмка, рюкзак.
Ря: ряд, рябь, Ряба, рябина; рябчик, рябой.
Повтори слова, где звук Рь находится в середине слова.
Ри: парик, перина, Марина, Ирина, варить, мерить, верить, богатыри, токари, фонари, пахари, пекари, комарик, фонарик; мандарин, три, трибуна, грим, грива, гриб, гриф, прибой, привет, приёмник, бригада, брикет, бритва, брить, двери, буквари, старик, турист, курица, жарить, сухари, пескари, звери, снегири, пузыри, Борис, ирис, абрикос, прищепка, скрипка, Гриша, приз, приказ, каприз, пристань, принц.
Ре: дерево, берет, корень, табурет, орех, море, орехи, горетъ, берег; черепаха, варенье, деревня, третий, трепет, требовать, тревога, крем, креп, крепкий, креветка, кремень, гребенка, гренки, греметь, греть, предмет, бревно, дремать, древний, Андрей, огурец, перец, сирень, борец, треск, трезвон, треска, крепость, крестьянин, крестик, скрепка, гречка, брести, адрес, древесина, встреча, ястреб.
Рь: верьте, перья, серьги, зверьки.
Рё: хорёк; берёза, верёвка, вперёд, Серёжа, серёжки, черёмуха, матрёшка.
Рю: верю, парю, урюк, подарю, говорю, дарю; брюки, трюм, трюмо, крюк, брюква, крючок, жарю, спорю, бирюза, Андрюша.
Ря: наряд, нырять, буря, гиря, Варя, Боря, горят, моря, моряк, говорят, терять, варят, парят; отряд, тряпка, крякать, кряква, кряхтеть, грядка, прятки, пряник, прямо, прятать, упрямый, прясть, прядь, кудрявый, подряд, заря, горячий, зарядка, жарят, тряска, грязь, грязный, Брянск, зря.
Орь: Борька, горький, борьба, зорька.
Урь: хмурьте.
Повтори слова, где звук Рь находится в конце слова.
Арь: фонарь, токарь, пахарь, пекарь; сухарь, букварь, пескарь, январь, декабрь, янтарь.
Орь: хорь, Игорь; якорь.
Ырь: богатырь; пузырь, пустырь.
Ирь: снегирь, Сибирь, ширь.
Ерь: теперь; дверь,Тверь, зверь.
Ябрь-абрь: ноябрь, октябрь, декабрь; сентябрь.
Повтори словосочетания.
Прямой коридор, горькая редька, маринованные грибы, варёные креветки, редкий гребень, деревянная табуретка, крепкий орешек, кудрявая берёза, серебряная серёжка, варёный рис, рябая курица, старинная крепость.
По книге Е. Н. Спивак (Автоматизация звука Рь)
Мимическая гимнастика
Ещё один немаловажный этап в начале занятия, благодаря которому лицевые мышцы и артикуляционный аппарат ребёнка подготавливаются к дальнейшей работе. Все упражнения выполняются перед зеркалом.
Упражнение «Хомяк и рыбка». Ребёнок сначала сильно надувает щёки, показывая хомяка, после чего вытягивает вперёд губы трубочкой, как рыбка. Движения чередуются не менее 7-8 раз.
«Кошка пьёт молочко». Ребёнок язычком имитирует движения кошки, которая лакает молоко из блюдца.
«Удивлённый Аркаша и рассерженная Маша». Ребёнок сначала высоко поднимает брови, будто в удивлении, а затем их сильно хмурит, будто очень зол.
Упражнения на расслабление губ:
- широко улыбнуться с протяжным и-и-и-и;
- ритмичные движения плотно сомкнутыми губами то к правой, то к левой щеке;
- движения сомкнутыми губами по кругу.
«Волшебник Николка лопатку превращает в иголку» – широкий расслабленный язык выкладывается на нижнюю губу в форме лопатки, а затем весь делается узким с острым кончиком, как иголочка.