Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой х

Учим букву х задания для дошкольников. «буква «х»

Веселые стихи про букву Х для детей

Хомяку сказал хорек:
«Хвост твой узок, мой широк!..»
(Б. Тимофеев)

Львы и тигры приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог хорька.
Слава богу, что хорек
Очень маленький зверек!
(Б. Заходер)

Хорек ходил на елку к волку.
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает словно пушкой.
(Г. Сапгир)

Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)

В лужице хрюшку увидела хрюшка:
— Это, конечно, не я, а подружка!
Ну и грязнуля подружка моя!
Просто прекрасно, что это не я!
(В. Орлов)

Хлеб
Радо солнцу небушко.
Полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.
(Г. Виеру)

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)

Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мерзнуть ни минуты.
Хитрец
Холодною порой
Храпит в хоромах под землей.
(В. Лунин)

Цели и задачи

Главной целью при постановке звуков и является формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения, умения различать их между собой и не путать с ранее изученными звуками и буквами, а в дальнейшем правильно употреблять Х в письменной речи.

Выделяем звук .

К поставленным задачам относится в первую очередь развитие фонематического слуха, это способствует четкости речи. Сперва мы учим ребенка выделять звук в начале, конце и середине слова, узнавать его не только отдельно, но и в слоге, фразе, предложении. С помощью пословиц и поговорок удастся закрепить произношение звуков и , развить память, мышление и воображение, сделать процесс обучения менее утомительным.

Рваная аппликация. Капуста

Цель
: развитие творческих способностей, закрепление навыков работы с бумагой, клеем.

Материал
: рабочий лист – капуста, гуашь, бумага коричневого цвета.

Педагог выдает детям рабочие листы и бумагу коричневого цвета.

Для того, чтобы рваная аппликация получилось правильной, все края квадратика должны быть рваными. Дети рвут лист бумаги сначала на полоски. А затем полоски рвем на кусочки.

Чтобы работа получилась красивой листики можно раскрасить двумя оттенками зеленого.

Для этого можно смешать основой зеленый цвет с белой или желтой красками.

Педагог задает домашнее задание детям.

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема: Звуки [X] И [X’]. Буква X

Цели:

обучающие — учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах, об обозначении множественного числа существительных с помощью окончания;

воспитывающие — воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду земледельцев, чувство ответственности;

развивающие — развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать; обогащать словарный запас.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: «Азбука» Н. В. Нечаевой и др., рисунок: царь Каравай и девочка Галя; серия рисунков о том, как выращивают хлеб; корзинка с «баранками» (вырезаны из картона, на обратной стороне стихи, загадки и пословицы о хлебе), плакат для физкультминутки для глаз.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

— Мы продолжаем учиться читать, а также наблюдать над словами. Сегодня я расскажу вам сказку:

Жила-была девочка. Она была маленькая и в школу еще не ходила. И больше всего она любила… А что любила — прочитайте (запись на доске):

ГРУША

АПЕЛЬСИН

ЛИМОН

ЯБЛОКО

— Назовите одним словом. (Фрукты.)

— Скажите первые буквы, и вы получите имя девочки. (Галя.)

— Однажды мама посадила ее обедать, налила суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась (ведь она была маленькая и в школу не ходила): «Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!». И только она так сказала, как вдруг оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте, как его зовут:

КАРАВАЙ. (Открывается рисунок.)

— Рассердился Каравай на Галю и сказал: «Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!» Поможем Гале вернуться домой? Тогда настройтесь на серьезную работу.

II. Чтение, наблюдение над словами.

— Каравай дает первое задание:

Прочитайте названия жителей его страны:

БУЛКИ

ПИРОГИ

КАЛАЧИ

БАРАНКИ

ЛЕПЕШКИ

ПРЯНИКИ

БАТОНЫ

— Назовите одним словом. (Хлеб.)

— Внимательно посмотрите на эти слова и скажите, что у них общего. (Эти слова оканчиваются на -и (-ы), они обозначают много предметов.)

— Как вы думаете, на что же указывает буква -и или -ы в конце? (Ответы детей.)

Вывод: в русском языке на множественность предметов чаще всего указывают окончания -и (-ы).

— Образуйте слова, обозначающие много предметов, от слов: река, книга, лон, лес

(Обратить внимание на то, что иногда встречаются окончания -а/-я.). Второе задание

Прочитайте слова:

Второе задание. Прочитайте слова:

ХЛЕБ

ХЛЕБНЫЙ

ХЛЕБУШЕК

ХЛЕБОРОБ

ХЛЕБНИЦА

НАХЛЕБНИК

Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть, общее в значении.)

Определение значений слов, составление словосочетаний.

Физкультминутка

1. Представьте себе, что вы маленькие зернышки и вас посеяли в землю. (Дети приседают.)

2. Из зернышка вырастает колосок. (Вытягиваются вверх.)

3. Чтобы вырос колосок, землю боронуют. (Изображают руками.)

4. Удобряют и защищают с самолета от вредителей. (Изображают самолет.)

5. Хлеб созрел, его убирает комбайн. (Имитация всех действий.)

6. Везут на мукомольный завод и обмолачивают.

7. Из муки замешивают тесто.

8. Хлеб в печке становится пышным и румяным.

(Физкультминутка сопровождается показом серии рисунков, иллюстрирующих выращивание хлеба.)

III. Работа по «Азбуке» (с. 127, текст «Там, где хлеб растет»),

— Просит Каравай рассказать о том, как хлеб на стол пришел. Послушайте рассказ, следите за тем, чтобы потом прочитать как можно лучше. (Читает учитель, повторное жужжащее чтение, чтение вслух по цепочке.)

Физкультминутка

IV. Работа над прочитанным.

— Что вы можете рассказать о том, как хлеб на стол пришел?

Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Прочитаем:

АВТОБУС

ТРАМВАЙ

МОЛОКОВОЗ

ТРОЛЛЕЙБУС

ТРАКТОР

ГРУЗОВИК

КОМБАЙН

САМОЛЕТ

— Какие правила дорожного движения необходимо помнить на дороге?

— Кто работает на этих машинах? Назовите профессии этих людей. (Тракторист, шофёр, комбайнёр, лётчик.)

V. Обобщение.

— Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей… Как вы думаете, что? (Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.)

— Прочитаем вывод, который записан на с. 128, вверху. (Жужжащее чтение; индивидуальное.)

— Как вы понимаете эти слова?

Домашнее задание:

— На прощание Каравай подарил всем корзину с баранками, но это не простые баранки, а с заданиями. На красных баранках — задания потруднее, на желтых — полегче. Выберите себе любое и дома подготовьтесь к выразительному чтению стихов, загадок и пословиц о хлебе. Большое спасибо за хорошую, серьезную работу.

Автоматизация звука х

Автоматизация происходит строго после того, как ребенок научился произносить его изолированно, слышать в слогах и не путать с другими звуками. Следует произносить текст громко и четко, выделяя голосом автоматизируемый звук. При необходимости повторить несколько раз. Закрепление должно происходить в начале, середине и конце для лучшего усвоения и запоминания материала.

Для автоматизации произношения звука в начале слов произносим громко и четко: хвост, холодильник, хобот, хоккей, храм, хата, хлеб.

Для автоматизации произношения звука в середине нужно растягивать , повторяя несколько раз следующие слова: вахта, шахта, пихта, яхта, засуха, лоханка, сахар.

Для автоматизации произношения звука в конце произносят следующие слова: мох, шорох, в закромах, дух, цех, мех.

Также необходимо объяснить ребенку, что звук может слышаться там, где есть буква Х, и там, где ее нет, и привести в качестве примера фразу «Пух мягкий».

Знакомство с буквой Х.

Когда ребенок познакомился с буквой Х, научился различать звук в слогах и предложениях, нужно дать характеристику звука и объяснить, к какой группе он относится:

  1. Согласный.
  2. Твердый.
  3. Глухой.
  4. Заднеязычный.

Буква «Х» в различных азбуках, языках и системах

ХХаритон

В качестве примеров приведем также слова из разных областей, начинающихся на букву «Х». Среди них имена собственные и нарицательные, общеизвестные и редкие.

#
Слова

Слова начинающиеся на букву «Х»
Хлеб, холод, хрен, хор, хорошо
Слова заканчивающиеся буквой «Х»
Стих, крах, грех, прах
С буквой «Х» в середине слова
Ухо, вход, бухта, доход, арахис
Слова содержащие несколько букв «Х»
Хохлома, выхухоль, нахохлить, хохлушка
Страны
Хорватия. Смотреть все страны на букву «Х»

Города
Хайфа, Харьков, Ханой, Хельсинки, Хмельницкий. Смотреть все города на букву «Х»

Животные
Хомяк, хорёк. Смотреть всех животные на букву «Х»

Овощи, фрукты и ягоды
Хрен, хурма.
Профессии
Химик, хирург, художник, хореограф. Смотреть все профессии на букву «Х»

Все имена на букву «Х» со значениями и происхождением
Мужские имена
Хабиб, Христос, Хаким, Харитон. Смотреть все мужские имена на букву «Х», а также их значение и происхождение
Женские имена
Хлоя, Хилари, Хадия. Смотреть все женские имена на букву «Х», а также их значение и происхождение

Загадки

* * *Захомячил хомячок Зерна в щеки-рюкзачок, И до хатки поспешил, Чтоб никто не рассмешил. Пощекочем хомяка, Пусть нам скажет букву…

Про букву Х

Жила-была буква х. Она была очень веселая и всегда и везде смеялась: «ха-ха-ха».

Пошла она однажды гулять и увидела яркую бабочку, сидящую на красивом цветке.

«Ха-ха-ха» — крикнула им буква х.

Бабочка в ответ помахала букве крылышками.

Вдруг подул сильных ветер, стебелек цветка наклонился и поломался.

«Ха-ха-ха» — снова засмеялась буква х.

Бабочка посмотрела на нее и сказала: «Почему же ты смеешься, ведь цветок поломался, и он никогда не будет таким красивым, как прежде». Бабочка улетела.

А буква Х подумала-подумала, и сказала: «ох-ох-ох».

Буква Х осталась такой же веселой и жизнерадостной, как и была. Но теперь, когда рядом с ней происходило какое-то грустное событие, она уже не смеялась, а говорила «ох-ох-ох».

Сказка про букву Х

Хомяк-хвастун

Жил-был хомяк-хвастун. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

Хотите верьте, хотите нет,- начинал хомяк,- а однажды я прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает.

Я ему говорю:

«Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?» А он «хрю-хрю» да «хрю-хрю»! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.

Ух ты,- восхитились хомяки.
— Иду себе дальше. Снег под ногами — хруст-хруст. Смотрю — лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом… я…
— Что, что потом?! — хором спросили хомяки.
— Я… потом…
— Да не тяни же ты! — взмолились хомяки.
— Хорошенькое дело! — обиделся хвастунишка.
— Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?!

Упражнения с буквой для детей

Далее можно переходить к упражнениям с Х. Нужно правильно и грамотно подобрать задания, чтобы ребенок не потерял интерес к изучаемой теме. Вначале можно представить картинки с изображением предметов и животных, названия которых начинаются на букву Х (хомяк, хорек, хлеб, хижина), затем можно попросить ребенка самостоятельно придумать несколько слов на заданную букву.

Существует интересное упражнение на поиск звука и буквы: ребенку дается картинка, на которой изображены предметы (стул, стол, чайник, хлеб, хорек, лампа и халат); задача ребенка — найти все предметы, которые начинаются на Х.

Можно дать карточки с изображением нескольких предметов (храм, яхта, мех) и попросить ребенка определить, в начале, середине или конце слова спрятался .

https://youtube.com/watch?v=NaxY-GAQ6hE

Популярной игрой, развивающей внимательность, является произношение фраз и предложений, в которых ребенок должен узнать на слух и хлопнуть в ладоши столько раз, сколько этот звук был произнесен.

Сказки про букву

Чтобы дать ребенку немного отдохнуть, но провести это время с пользой, можно рассказать ему сказку про букву, которую мы учим. Например: «Жила-была одна буквочка, веселая, хорошая, постоянно смеется. Она любит хлеб, холодец и совсем не любит холод. Она любознательна, умна и хочет все знать! Дома эта буква ходила в халате, и жили у нее хомяк с хорьком».

В конце родитель говорит, про какую букву была эта сказка, но лучше спросить у ребенка, проверив, как он запомнил и усвоил предыдущий материал.

Еще одним популярным упражнением являются загадки, пословицы и поговорки.

Загадки являются эффективным заданием для развития воображения и логики. Примеры:

  1. Хоботом крутит, серый, как мышь, с большими ушами (слон).
  2. Клюшкой ты точнее бей, ведь играем мы в (хоккей).
  3. Сегодня в доме никто не спит, ведь наш сосед все время (храпит)

Загадки могут варьироваться от самых легких до сложных в зависимости от возраста ребенка. Пусть дошкольник попробует придумать собственную загадку.

Стихи и загадки с буквой Х.

Существует много пословиц и поговорок, произношение которых не только закрепит изучаемую букву, но и поможет развить речевой аппарат, а речь сделает более четкой. Примеры:

  1. Хвастун видал, как медведь летал.
  2. Хвост голове не указка.
  3. Характер закаляется в труде.
  4. Хлеб — всему голова.

Интересные игры

Можно самостоятельно придумать интересные игры и упражнения для лучшего запоминания материала ребенком. Для совсем маленьких учеников можно нарисовать на большом листе алфавит вразброс и попросить поискать Х, а затем ждать, кто первым ее найдет.

Игра с буквой Х.

Также можно дать задание найти в комнате вокруг себя предметы на букву Х (холодильник, халат, хурма и т.д.). Можно поиграть в ассоциации и поделиться друг с другом, кому из вас что напоминает Х.

Интересную игру можно устроить с большим количеством детей: пусть каждый делает одно действие на букву Х (хохотать, храпеть, хрустеть, хватать, хвалить, хлопать).

С детьми постарше хорошо получится провести игру, в которой каждый придумывает слово на букву Х и объясняет его значение, хорошо подойдет эта игра для детей с творческим потенциалом.

Знакомство с буквой Х

Изучение следует начинать с подготовительного этапа: рассказать детям сказку или стихотворение. Можно придумать загадку, ответом на вопрос в которой будет являться слово, начинающееся на эту букву:

Щекастый зверек, похожий на мышку, живет в клетке, бегает в колесе (Хомяк).

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Так у ребенка получится вызвать интерес к изучаемой теме и превратить урок в увлекательную игру. Чтобы ученику было легче понять, как произносится звук, нужно рассмотреть, какой должна быть правильная артикуляция при произношении, то есть правильное расположение речевых органов во рту. При произношении твердого кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, его задняя часть должна образовывать щелочку. Голосовые связки находятся в раскрытом положении, но голоса при произношении звука быть не должно.

Материалы для изучения

Загадки

* * *Захомячил хомячок Зерна в щеки-рюкзачок, И до хатки поспешил, Чтоб никто не рассмешил. Пощекочем хомяка, Пусть нам скажет букву…

Про букву Х

Жила-была буква х. Она была очень веселая и всегда и везде смеялась: «ха-ха-ха».

Пошла она однажды гулять и увидела яркую бабочку, сидящую на красивом цветке.

«Ха-ха-ха» — крикнула им буква х.

Бабочка в ответ помахала букве крылышками.

Вдруг подул сильных ветер, стебелек цветка наклонился и поломался.

«Ха-ха-ха» — снова засмеялась буква х.

Бабочка посмотрела на нее и сказала: «Почему же ты смеешься, ведь цветок поломался, и он никогда не будет таким красивым, как прежде». Бабочка улетела.

А буква Х подумала-подумала, и сказала: «ох-ох-ох».

Буква Х осталась такой же веселой и жизнерадостной, как и была. Но теперь, когда рядом с ней происходило какое-то грустное событие, она уже не смеялась, а говорила «ох-ох-ох».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: