« использование нетрадиционных методов в практике учителя-логопеда доу » автор: учитель-логопед коченева ольга евгеньевна. — презентация

Применение су-джок терапии при коррекции речевых нарушений

С какой целью применяют

Корни методики уходят в далекое прошлое: 2500-3000 лет назад врачеватели Египта, Китая, Тибета, Индии уже использовали подобный точечный массаж для укрепления здоровья своих пациентов. Но лишь в конце прошлого века эти бесценные знания были собраны воедино и усовершенствованы профессором Пак Чжэ Ву из Южной Кореи.

Ученый утверждает, что природа заложила в человеческое тело механизм, способный эффективно, без помощи извне, избавляться от болезней. Своеобразным «пультом управления», запускающим восстановительные процессы, являются активные точки, расположенные на стопах, пальцах и ладонях (отсюда и название лечебного метода, означающее в переводе с корейского «Кисть-стопа»).

Эти части тела представляют для специалистов су-джок наибольший интерес, так как по своему строению они подобны телу человека, являются его отражением, миниатюрной копией. Отсюда возникло учение о зонах соответствия (подробнее о них мы уже рассказывали в статье: «Су-джок-терапия: как восстановить здоровье без лекарств») и точках, способных улучшить самочувствие человека.

Используя этот массаж в детском возрасте, мы преследуем следующие цели:

  1. Укрепить здоровье ребенка. Причем, речь не только о профилактике заболеваний, но и о борьбе с ними: ведь раздраженные массажем нервные окончания, расположенные на кистях и стопах, посылают импульсы в головной мозг, а тот дает ответную команду на активизацию функций рефлекторных органов.
  2. Уравновесить психоэмоциональное состояние малыша. Массаж су- джок позволяет создать энергетический баланс в теле человека, привести в норму процессы возбуждения и торможения, помогая избавиться от гиперактивности, тренируя усидчивость и умение концентрироваться. 
  3. Повысить иммунную защиту организма.
  4. Стимулировать развитие познавательного интереса, памяти, внимания, мышления.
  5. Подготовить руку будущего школьника к письму.

Наблюдения показывают, что у детей с ОВЗ после сеансов терапии отмечаются позитивные изменения настроения и общего самочувствия. У больных ДЦП значительно улучшается координация движений, психомоторика, возрастает четкость артикуляции и звукопроизношения.

Массаж су-джок хорошо подходит для малышей. Эта абсолютно безопасная, простая и при этом очень эффективная методика универсальна. Ее одинаково успешно применяют в работе с дошкольниками врачи, педагоги и родители.

Использование Су Джок шариков в совершенствовании лексико-грамматических категорий

1. Упражнение «Один – много».

Логопед катит Су Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично выполняются упражнения «Назови ласково», и «Скажи наоборот».

2.Упражнения «Назови ласково» и «Скажи наоборот».

Тема «Ягоды». Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, малина, клубника, шиповник, смородина и земляника. Дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки, и называют ягоды например: крыжовник – крыжовничек и т. п. Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? (дети поднимают плечи, удивляются). Я – молодец! (дети вытягивают большой палец вперед).

Тема «Одежда».

Постираю чисто, с толком (дети кулачками делают движения, имитирующие стирку). Рубашку, кофту, платье, юбку, сарафан и майку, а еще футболку, джинсы, свитер и брюки. (дети поочередно надевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки, и произносят новые слова например: рубашка – рубашечка и т.п.). Вот устали мои руки! (дети хлопают в ладоши).

Тема «Посуда».

Девочка Ирина порядок наводила (дети катают Су Джок шарик между ладонями). Девочка Ирина кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, масло должно быть в масленке, хлебушек должен быть в хлебнице, а соль, конечно, в солонке»! (дети поочереднонадевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки и произносят слова салфетница, масленка, хлебница, солонка.

При проведении звукового анализа слов используются массажные шарики трех цветов: красный, синий и зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает шарик, соответствующий обозначению звука.

При совершенствовании навыков употребления предлогов по инструкции логопеда ребенок кладет красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки.

Для слогового анализа слов выполняют упражнения «Раздели слова на слоги». Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. Это лишь некоторые примеры использования су Джок массажеров в нашей работе. Применение Су Джок массажеров в логопедической коррекции способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, оптимальной речевой работе с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Список используемой литературы:

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии: Учебно — методическое пособие. Ростов н/Д., 2009.
2.Бардышева Т.Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М., 2011.
3.Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры. М., 2008.
4.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. СПб., 2007.
5.Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия. М., 2008.
6.Пак Чжэ Ву. Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии. М., 2009.
7.Светлова И. Развиваем мелкую моторику. М., 2012.

Катаева Т.С.,
учитель-логопед

В логопедической работе

Сегодня специалисты все чаще и чаще говорят об увеличении количества детей с нарушениями речевого и сенсорного развития. Эти отклонения приводят к ряду серьезных проблем: прежде всего, к нарушению психического здоровья малыша, адаптационным и коммуникативным сложностям, трудностям с усвоением знаний. Таким детям необходима своевременная помощь.

Во время занятий с дошкольниками логопеды используют:

  • Массаж. «Ежик, ежик, мудрый еж, на клубочек ты похож (дети катают массажер ладошками). На спине иголки – очень-очень тонкие (трогают шипы всеми пальчиками). Хоть и ростом ежик мал (сжимают мячик в ладошке) – нам колючки показал (подбрасывают и ловят)».
  • Упражнения на развитие мелкой моторики. Малыши раскручивают шарики су-джок, из получившихся половинок выкладывают различные фигурки, строят пирамидки, надевают массажные колечки, прячут их под колючие скорлупки – словом, выполняют руками тонкие движения, требующие большой скоординированности действий.
  • Пальчиковую гимнастику.Несколько раз прокатывают колечко по каждому из пальчиков. «Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. Ну а этот пальчик – я. Все мы – дружная семья». 

Работа логопеда направлена на развитие фонематического слуха ребенка, умение воспринимать и дифференцировать звуки. Массажеры су-джок превращают сложные упражнения в увлекательную и полезную игру:

  • Услышав слово, нужно определить количество звуков в нём и отсчитывать шариком соответствующее число шагов на размеченной дорожке.
  • Надеть на пальчики столько колечек, сколько слогов в заданном слове.
  • В потоке произносимых педагогом звуков распознать и отбить шариком каждый гласный (или согласный).

Специалисты работают над произношением звуков, подкрепляя слуховое восприятие зрительным и тактильным. Детям предлагают:

  • Обвести массажером контуры буквы, изображенной на картинке, добиваясь ее правильного произношения.
  • Проговорить слоги, чистоговорки, четверостишия в сочетании с самомассажем пальцев и ладошек: «Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – туда идти пора. Ру-ру-ру – саночки возьму. Ры-ры-ры – прокачусь с горы».

https://youtube.com/watch?v=fLTwQdx6s1E

Развивая речь ребенка, логопед работает с грамматическими категориями

В упражнения также часто включают элементы массажа су-джок, добиваясь тем самым более активной работы мозга, тренируя память, внимание и восприятие. К примеру, перемещая массажный шарик в пространстве относительно других предметов, отрабатывают употребление предлогов: в, на, за, под, перед

Специалисты говорят, что эта патология связана с недостатком энергии тепла. В результате ребенок испытывает постоянный страх, внутреннюю скованность, спазмы.

Исправить ситуацию можно, активизируя соответствующие меридианы цветовым воздействием (закрашивая рефлекторные зоны красным фломастером), массированием кончиков пальцев, прогреванием энергетических точек, их стимуляцией магнитами, семенами или зернами растений.

История появления чудесного метода

В 1984 году южнокорейский профессор Пак Чже Ву, предложил свою оригинальную методику оздоровления организма. Назвал он её Су-Джок терапия. «Су», в переводе с корейского, означает кисть, а «Джок» – это стопа. Кисть и стопа обладают уникальным сходством со строением всего нашего тела. Биологически активные точки, на кисте и стопе, располагаются в строгом порядке, таком же, в каком наши органы располагаются у нас в теле.

Вызывает удивление, широта показаний для данного метода воздействия. От лёгкого недомогания, до хронических заболеваний. Этот метод рекомендуется при лечении болевых синдромов и даже для коррекции настроения.

Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.

Определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь отвечают две зоны, находящиеся в коре головного мозга. Зона Вернике – отвечает за восприятие речи и зона Брока – за произношение звуков. По теории Су-Джок точки соответствия этим зонам, это верхние фаланги пальцев

Поэтому при массаже Су-Джок шариком, необходимо уделять внимание именно этой части кистей рук. Однако, учитывая всё выше изложенное, необходимо стимулировать и другие точки соответствия, для оздоровления всего организма

Инструкция по выполнению массажа в домашних условиях

Наряду с высокой результативностью, к достоинствам су-джок-терапии относят абсолютную безопасность, доступность и простоту выполнения. Всё вместе это дает возможность проводить корейский точечный массаж дома самому.

Принцип поиска нужной точки

Чтобы сеанс не оказался бесполезным, важно правильно определить область воздействия. Помимо зон соответствия, ориентирами служат особые вспомогательные линии:

  • Симметрии: на ладони она начинается между средним и безымянным пальцами, направляется к лучезапястному суставу, оттуда поворачивает к подушечке большого пальца. На стопе – это две линии. Первая проходит по центру большого пальца и заканчивается у основания плюсневой кости. Вторая – делит подошву пополам, начинаясь между третьим и четвертым пальцами и направляясь к центру пятки. Ближе всего к осям симметрии расположены зоны соответствия нижним конечностям, на некотором удалении – верхним. Большие пальцы рук и ног отвечают за голову и органы в ее зоне. 
  • Диафрагмы, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. На поверхности кистей и стоп также существует две зоны соответствия. На ладони область диафрагмы совпадает с линией жизни, на тыльной ее стороне – располагается у границы первой пястной кости. На подошве линия повторяет контур плюсны, на тыльной стороне – совпадает с очертаниями нефалангового сустава большого пальца. 
  • Инь-ян поверхностей: на ладонь и подошву проецируются все внутренние (инь) зоны, на тыльные стороны кистей и стоп – наружные (ян).

Пользуясь известными ориентирами, не сложно отыскать интересующую нас точку. Для этого нужно действовать по схеме:

  1. Определить зону соответствия проблемному органу на кисти или стопе.
  2. Выбрать инь или ян проекцию.
  3. Сузить участок поиска относительно линии диафрагмы и симметрии.

Методика предусматривает разные способы воздействия на активные точки: массаж, иглоукалывание, прижигание, даже прикусывание зубами. Но в домашних условиях чаще всего прибегают к ручной технике, совмещая приемы:

  • давления;
  • защипывания;
  • трения;
  • вибрации;
  • кругового или продольного массирования.

Боль, жжение, пульсация, онемение укажут на то, что точка найдена верно. Во время проработки проблемного участка неприятные ощущения будут ослабевать, а затем и вовсе исчезнут. Освоить базовые методы воздействия несложно: серия видеоуроков позволяет пройти дистанционное обучение под руководством терапевта, члена международной ассоциации су-джок Соколовой Татьяны Евгеньевны.

Обучающее видео

В жизни каждого человека порой возникают проблемы со здоровьем, требующие скорой помощи. Терапия су-джок как раз является тем средством, которое облегчит состояние больного в ожидании врача, купирует болезненный приступ и предотвратит развитие осложнений. Приемы корейского массажа прекрасно помогают при:

  1. Головной боли: нажимая на болезненную точку, расположенную на макушке дистальной фаланги большого пальца, избавляются от неприятных ощущений в области лба. Боль в висках купируют, стимулируя зоны у верхних краев ногтевой пластины. А спазмы в затылке убирают, массируя центр подушечки большого пальца. Подробнее о приемах расскажет видеоурок. 
  2. Зубной боли: шаг за шагом пройдя вокруг ногтевой пластины большого пальца, нащупывают самое чувствительное место и стимулируют его в течение 1–2 минут. Таким способом можно даже обезболить полость рта перед походом к стоматологу. Тонкости выполнения техники смотрите в видео. 
  3. Радикулита: боль в спине облегчают, массируя пружинным кольцом каждый палец рук, оказывая, по системе соответствия «насекомое», рефлекторное воздействие на область позвоночника. Другим методом становится семянотерапия – установление на несколько часов семян лекарственных растений в болезненных точках зоны соответствия позвоночнику на кистях и ступнях. 
  4. Боли в сердце: в течение минуты осуществляют надавливания на болезненные точки в области мышечных валиков, расположенных под большими пальцами рук. 

В чём секрет метода Су-Джок терапии для развития речи у детей?

Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:

  • Высокая эффективность, доказанная многолетней практикой и многочисленными положительными отзывами;
  • Абсолютная безопасностью. Метод, может применяться с раннего возраста и до глубокой старости;
  • Универсальность и доступность. Используется в специализированных учреждениях и в домашних условиях. Стоимость одного массажёра колеблется от 80 до 200 рублей;

 С помощью метода Су-Джок терапии решаются многие коррекционные задачи. Такие как:

  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • Развитие звукового и слогового анализа слов;
  • Активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие психических процессов;
  • Развитие цветовосприятия;
  • Развитие пространственно-временных представлений;
  • Закрепление счетных операций.

В коррекционно-логопедической работе, Су=Джок терапия используется в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Также, позволяет преодолеть речевой негативизм при общении ребенка со взрослым, с другими детьми.

Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков.

Терапия су-джок в детском саду

Детский сад – это первое общественное заведение в жизни ребенка. Здесь он не только весело проводит время, играет, учится или общается со сверстниками, пока родители заняты на работе. Первоочередные цели каждого ДОУ  –  укрепление растущего организма, профилактика заболеваний, формирование у маленького человека внимательного отношения к своему здоровью. И это не случайно: по данным Института возрастной физиологии, те или иные отклонения в физическом здоровье уже имеют 80% дошкольников, 20% из них нуждаются в коррекции психического развития.

Такая печальная статистика заставляет педагогов обращаться к инновационным и традиционным методикам оздоровления, самой популярной из которых стала су-джок-терапия: ее элементы в детском саду преподносятся ненавязчиво, в форме веселой игры, включаются в разные этапы распорядка дня.

Массаж

Оздоровительную процедуру часто выполняют при помощи массажного шарика су-джок. Результатом воздействия игольчатой поверхности становится улучшение кровотока, повышение упругости и эластичности мышечных волокон, рефлекторное стимулирование работы удаленных внутренних органов и систем.

Ребенок отнесется к процедуре с интересом и быстрее освоит технику выполнения, если каждое движение будет сопровождаться веселым четверостишьем:

Шарик в ручки мы возьмем,

Покатаем и сожмем,

Вверх подбросим и поймаем

И иголки посчитаем.

Пустим «ежика» на стол

И ладошкою прижмем,

Вновь немножко покатаем

И потрем его слегка,

Помассируем бока.

Уже в средней группе детского сада педагоги знакомят детей с «волшебным» колечком су-джок, покатав которое по пальчикам, можно избавиться от боли в разных частях тела. В минутки здоровья обязательно включают массаж стоп. Его делают вручную или с помощью дополнительных приспособлений: спиралевидной палочки для ног, мячиков с шипами, ребристых ковриков или резиновых «кочек».

Гимнастика

Это специальный комплекс физических упражнений для мышц и суставов, который сочетается с закаливанием, дыхательной гимнастикой и всевозможными пальчиковыми играми, включая элементы терапии су-джок.

  • Ноги поставить на ширине плеч, руки опустить, зажав в правом кулачке массажный шар.
  • «Раз» – развести руки в стороны.
  • «Два» – поднять их вверх, переложить мячик в левую ладошку.
  • «Три» – вновь развести руки в стороны.
  • «Четыре» – вернуться в исходное положение.

Увлекательные упражнения с использованием резиновых «кочек» или мячиков с шипами, помогают проработать многочисленные активные точки на стопах. Педагог предлагает малышам:

  • пройти по дорожке из ребристых полусфер;
  • наступить на «кочку» и, стоя на одной ножке, попытаться удержать равновесие, расставив руки в стороны;
  • сесть перед мячиком, захватить его ногами и передать следующему ребенку.

Такая тренировка прогоняет сон, дарит заряд бодрости и хорошего настроения на целый день.

Развивающие игры

Применение массажеров су-джок во время развивающих занятий активизирует работу мозга, делая запоминание нового материала более глубоким и осознанным. Воспитанникам детского сада очень нравятся такие игры, как:

  • «Самый внимательный» – педагог предлагает ребенку разные задания, которые нужно выполнить без ошибок: взять мячик в правую (или левую) руку, надеть колечко на мизинец (или любой другой палец), покатать шарик по столу, подбросить его или накрыть ладошкой.
  • «Шестое чувство» – ребенку нужно правильно назвать пальчик, на который надето колечко. Игру проводят с закрытыми глазами.
  • «Один – много» – взрослый перекатывает шарик су-джок ребенку и называет любой предмет. Малыш должен поймать мячик и отправить его обратно, назвав слово во множественном числе.

Знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти ребенка, так как при их усвоении одновременно работают слуховые, зрительные и тактильные анализаторы.

Публикация «Краткосрочный проект „Коррекция речевых нарушений через использование Су-Джок терапии в работе со старшими дошкольниками“» размещена в разделах

  • Массажные мячики и шарики Су-Джок
  • Проекты. Проектная деятельность
  • Самомассаж, игровой массаж в детском саду
  • Старшая группа
  • Темочки

Актуальность: Использования Су–Джок терапии в коррекционно– развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

— во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-Джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

— во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта “Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя ” — коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии в процессе коррекции речи. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-Джок терапия – одна из них

Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “Джок” — стопа.)

На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Систематическое использование приемов Су-Джок терапии на занятиях в коррекционной работе будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.

Новизна данного проекта связана с новизной самого метода Су-Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак ЧжэВу в 1986 г. (Ч. В. Пак, 1991).

Цель:

Коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су–Джок терапии. Уточнение знаний о здоровье, умение оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи:

-обогатить знания детей старшего дошкольного возраста о Су- Джок массаже

-познакомить детей с использованием Су-Джок массажа при помощи колечка и шарика

-формировать умение использовать Су-Джок в различных видах деятельности.

Ожидаемые результаты в процессе использования Су-Джок терапии :

• сформированно умение благоприятно воздействовать на весь организм;

• стимулированы речевые зоны коры головного мозга;

• развита координация движений и мелкой моторики;

• развито произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов.

Предварительная работа :

1. Анкетирование родителей старших групп.

2. Консультация для родителей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений».

3. Индивидуальное консультирование родителей по применению Су-Джок терапии в домашних условиях.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап:

1. Тематическая беседа «Чтот такое Су-Джок»

2. Просмотр видеофильма «Су-Джок» в детских садах Кореи

3. Ситуативный разговор «Когда можно использовать Су-Джок массаж»

Основной этап:

1. Игровое упражнение «На сосне сидит сова»

2. Пальчиковая гимнастика «Гриб»

3. Упражнение «Один-много»

4. Пальчиковая игра «Черепаха»

5. Дидактическая игра «Разложи шарики по цвету»

6. Упражнение «Назови ласково»

7. Пальчиковая гимнастика «Мальчик пальчик»

8. Игровое упражнение «Положи куда скажу»

9. Пальчиковая игра «Ёжик»

10. Звуковой анализ слов с использованием массажных шариков

11. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

12. Сказка «Ёжик»

Заключительный этап:

1. Изготовление картотеки игр и упражнений по Су-Джок для родителей и воспитателей старших дошкольников

2. Мастер класс для родителей и педагогов по использованию Су -Джок массажа.

3. Фото выставка Су-Джок в нашей жизни нашей группы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: